Какими иммунитетами обладают государства согласно нормам международного права

Обновлено: 22.04.2024

в общем смысле неподсудность государства суду иностранного государства. Генезис И.г. восходит к обычной норме, выраженной в латинских максимах: par in parem non habet imperiiim, par in parem non habet jurisdictionen ("равный над равным власти не имеет", "равный над равным не имеет юрисдикции"). Юридическим фундаментом И.г. выступает суверенитет государства, закрепленный в Уставе ООН: "Под суверенным равенством понимается следующее:

в) личность государства пользуется уважением, правом на территориальную целостность и политическую независимость; г) каждое государство должно честно выполнять свой долг и обязанности". Ни одно государство не может быть подчинено ни в каком отношении, в том числе и юрисдикционном, другому государству.

а) от действий законодательства иностранного государства, в силу которого без явно выраженного на то согласия государства в контракте, заключаемом с его участием,нельзя подчинить договорные отношения праву другого государства (поэтому в условиях, когда в каком-либо гражданско-правовом договоре,\'стороной по которому выступает иностранное государство, отсутствует положение о применимом праве, действует презумпция подчинения такого договора праву этого государства): б) судебный, или юрисдикционный, И.г. в узком смысле слова. На основании судебного иммунитета невозможно привлечь государство в качестве ответчика в иностранном суде или арбитраже без его согласия. Если государство в каком-то конкретном случае выступает истцом в судебном разбирательстве, данное обстоятельство не может считаться правовым основанием, в частности, для автоматического предъявления ему встречного иска. В такой ситуации также требуется его специальное согласие: в) И.г. от предварительного обеспечения иска. В случае судебного иска и согласия государства на его рассмотрение в иностранном суде последний тем не менее не вправе принять меры к обеспечению иска в отношении судебных или иных расходов посредством обращения к имуществам (денежным средствам) государства (казны) в виде наложения ареста или других подобных мер:

г) И. от принудительного исполнения судебного решения. Содержание этого вида И. сходно с вышеуказанным - различие только в том, что первый направлен на обеспечение какого-либо действия суда в предварительном порядке, а второй - на обеспечение окончательных мер, т.е. принудительного исполнения судебного решения: д) иммунитет собственности государства. Рассматриваемый вид иммунитета охватывает оба ранее перечисленных вида, поскольку обеспечить в предварительном или принудительном порядке иск или решение суда можно только через обращение взыскания на имущество (собственность) конкретного государства.

В зависимости от меры признания объема И.г. можно выделить теорию абсолютного иммунитета, долгое время сохранявшую значение незыблемой основы: в той или иной форме она была закреплена в законодательстве и поддерживалась судебной практикой значительного числа государств, в том числе СССР. Китая (до 70-х гг.). Великобритании, США. многих европейских и иных государств. В последние годы принцип абсолютного иммунитета более подвержен колебаниям. Так. в ФЗ РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" закреплена легально возможность отказа государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения. Это

связано с тенденцией - все более активно проявляющейся в настоящее время - отказа государств от теории абсолютного иммунитета. Другая теория - теория "функционального" иммунитета (ее разновидность - теория "торгующего государства"), смысл которой состоит в том, что, если государство ведет деятельность, которую может осуществлять любое "частное" лицо, оно тем самым отказывается от иммунитета. Имеется в виду, что общее содержание И.г. должно зависеть от функций, которые выполняет государство:деятельность в порядке осуществления властных полномочий сопровождается действием иммунитета:

выполнение же действий "купца", коммерсанта не может быть сопряжено с иммунитетом. В Европейской конвенции 1972 г., заключенной в Базеле, отражена еще одна теория И.г. - "теория ограниченного иммунитета", в соответствии с которой в определенных случаях (при наличии соответствующих условий) И.г. может быть ограничен. Например не признается И.г., если государство само предъявило иск, если спор возник по трудовому контракту, в связи с недвижимостью. охраной прав промышленной собственности, а также иной деятельностью в стране суда. Однако обеспечение иска в силу конвенции вообще не допускается, т.е. И.г. от предварительного обеспечения иска признается категорически. Ануфриева Л.Л.

Понятие и особенности иммунитета в международном праве

Иммунитет в международном праве состоит в том, что какое-либо государство не вправе осуществить собственную власть в отношении иного государства, его системы, органов и его собственности, то есть государство, являющееся суверенным, не может подчиняться органам власти каких-то государств.

Иммунитет зарубежного государства может быть определен двойственно.

Во-первых, иммунитет зарубежного государства является правом государства не находиться в подчинении юрисдикции иного государства, то есть само право на запрет применения к нему каких-то мер принудительного характера, к примеру:

  • судебных;
  • административных;
  • других органов иного государства.

Во-вторых, представлен отказом государства от собственной территориальной юрисдикции по отношению к действиям и собственности зарубежного государства, то есть отказывается от применения каких-то мер принудительного характера, к примеру, стороны судебных, административных и других органов и структур.

Государство берет на себя роль особого субъекта гражданского права. Данная концепция отражается в российском праве, в особенности в статьях 124—127 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российская Федерация(как государтсво), субъекты государства участвуют в отношениях, урегулированных гражданским законодательством, на равноправных основаниях с иными участниками этих отношений:

Но согласно статье 127. - Особенности ответственности Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , а так же субъектов РФ в отношениях, урегулированных гражданским законодательством, при участии иностранных юридических лиц, граждан и государств определены законодательством об иммунитете государства и его собственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Статьей 1204 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, К гражданско-правовым отношениям, которые осложнены иностранным элементом, при участии государства правила данного раздела 6 Гражданского кодекса РФ могут быть применены только на общих основаниях, если иное не устанавливается законодательством Российской Федерации. Эта норма подразумевает и иностранное государство.

Норма статьи 1204 формально утверждает положения статей 124 и 127 Гражданского кодекса РФ. Но это предписание откорректировано предусмотренным в Гражданском кодексе РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Законы в правовой системе РФ подробнее наиболее общим исключением: в ФЗ либо международных договорах может быть устанавлено иное.

  1. Иммунитет предъявления иска выражается в неподсудности одного го­сударства судебным органам иного. Сделки государства могут быть рассмотрены лишь в его собственных судебных органах. Без выражения собственного согласия на судебное разбирательство в иностранном суде государство не может быть привлечено к судебной ответственности за рубежом. Иммунитет от предъявления иска является судебным иммунитетом в узком смысле слова (именно юрисдикционный иммунитет).
  2. Иммунитет предварительного обеспечения иска - без прямого выражения согласия государства по отношению к его имуществу, располагающегося за границей, не могут приниматься никакие меры в образе предварительного обеспечения иска.
  3. Иммунитет исполнения судебного решения принудительного характера – без выражения согласия государства в отношении него не могут применяться какие-либо меры принуждения по обеспечению иска или исполнению решения.
  4. Иммунитет в отношении собственности государства - собственность зарубежного государства является неприкосновенной, она не подлежит национализированию, конфискации, на нее не может быть обращено взыскание.
  5. Доктрина акта страны, данный вид связан с иммунитетом собственности государства - если государство заявит, что имущество принадлежит ему, то судебные органы иностранного государства не имеют права подвергнуть данное заявление сомнению.
  6. Коллизионный иммунитет государства - к частноправовым отношениям государства применимо лишь его собственное право. любая сделка государства подчинена его национальному праву.

Теории иммунитета

В доктрине, законодательстве и практике существуют следующие теории государственного иммунитета:

  1. доктрина абсолютного иммунитета;
  2. доктрина ограниченного (функционального) иммунитета.

Теория абсолютного иммунитета государства основывается на принципе суверенного равноправия государств и общем правовом принципе «равноправный над равноправным не может иметь ни власти, ни юрисдикции».

Доктрина абсолютного иммунитета государства считалась обязательной нормой международного права в течение почти 100 лет, именно до середины 20 века.

  1. Государство, даже являясь участником частноправового отношения, не может привлекаться к ответственности в судебных органах иного государства.
  2. Подсудность судам другого государства допускается лишь в случае прямого выражения согласия иностранного государства, являющегося ответчиком, здесь имеется ввиду «договорный» или «дипломатический» отказ от иммунитета.
  3. Иск к государству может предъявляться лишь в его собственном суде.

Доктрина абсолютного иммунитета государства в настоящий момент установлена в законе некоторых государств, таких как, Китай, Россия, КНДР.

В 50-х годах при активизации деятельности государства в международных гражданско-правовых отношениях образованы следующие теории иммунитетов: «служебного», «торгующего» государства, «государства-коммерсанта», на их базисе выработалась доктрина иммунитета ограниченного (функционального) типа. Сутью этой доктрины является то, что если государство от собственного имени ведет коммерческую деятельность, оно автоматически в отношении этой деятельности, а так же привязанного к ней имущества теряет иммунитет, преобразуясь в образ частного лица.

Согласно данной теории государство имеет иммунитетом, только в случаях, когда оно производит действия, которые являются явлением государственной, публичной власти, здесь имеются в виду действия по осуществлению своих суверенных полномочий.

Понятие иммунитета государств в международном праве

Иммунитет государства


Иммунитет государства в международном праве вытекает из его суверенитета, а суверенитет является обязательным и незыблемым признаком любого государства. Государство как суверен самостоятельно проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает полноправным субъектом международных отношений.

Эти положения бесспорны, и характеризуют государство как субъекта публичных отношений в международном праве. Однако государство может выступать не только как политически властный актор, но и как субъект частноправовых отношений, например, становясь стороной внешнеэкономических, концессионных и иных соглашений с иностранными лицами.

В этом случае говорят не о суверенитете, а об иммунитете государства, точнее, юрисдикционном иммунитете, поскольку он означает, что государство не может привлекаться к суду другим государством, т.к. ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого.

Таким образом, упрощенно можно сказать, что в международных публичных отношениях государство обладает суверенитетом, а в международных частных отношениях – иммунитетом.

Иммунитет государства – это принцип международного права, в соответствии с которым государство свободно от власти (юрисдикции) другого государства.

Само понятие «иммунитет» имеет латинское происхождение, и как многие юридические термины, пришло к нам из римского права: «munus» – обязательство, «immunitas» – положение лица, которое освобождается от обязательств.

Сущность иммунитета государства можно выразить максимами римского права:

  • 1) «равный над равными власти не имеет» («par in paretn non habet imperium»);
  • 2) «равный по отношению к равному полномочий не имеет» («par in parent non habet potestas»);
  • 3) «равный над равным не имеет юрисдикции» («par in parem non habet jurisdictionen»).

Таким образом, в силу особого положения, государство, участвуя в гражданско-правовых, коммерческих сделках, осложненных иностранным элементом, обладает иммунитетом.

В МЧП юрисдикционный иммунитет государств рассматривается предельно широко, как:

  • обычай международного права;
  • принцип международного права;
  • норма (принцип) национального права государств;
  • проявление международной вежливости.

Концепции и виды иммунитетов государств в МЧП

В юридической доктрине выделяются две концепции иммунитета государства:

  • абсолютного иммунитета;
  • ограниченного (функционального) иммунитета.

Изначально, положения об иммунитете государств не закреплялись ни в одном нормативно-правовом акте и применялись как обычай международного права. При этом, считалось, что все государства обладают абсолютным иммунитетом, т.е. в отношении них другим государством не могут применяться никакие меры, связанные с ответственностью по коммерческим сделкам.

В дальнейшем, с расширением частноправовой деятельности государств и их активным участием в международных торгово-экономических, научно-технических и иных отношениях, положение начинает резко меняться, т.к. абсолютный иммунитет государств уже не устраивает ни участников коммерческого оборота, ни сами государства. Таким образом появляется концепция ограниченного иммунитета государства.

Концепция функционального (ограниченного) иммунитета государства разграничивает государство как субъекта политической власти, когда оно осуществляет властно-распорядительную деятельность (jure imperii), и как субъекта коммерческих отношений, когда оно участвует в хозяйственной деятельности (jure gestionis). В последнем случае, если государство выступает в роли частного лица, занимающегося коммерческой деятельностью, считается, что оно не вправе ссылаться на свой иммунитет.

В Европе теория ограниченного иммунитета на законодательном уровне впервые была реализована в Европейской конвенции о государственном иммунитете 1972 г. (СССР не присоединился к данной Конвенции).

В дальнейшем была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (Нью-Йорк, 2004 г., не вступила в силу). Российская Федерация является ее участницей.

Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности основывается на концепции ограниченного иммунитета. В ней содержится ряд ограничительных случаев, когда государство – участник Конвенции в случае возникновения спора и отнесения его к компетенции иностранных судебных органов не может ссылаться на свой юрисдикционный иммунитет:

  • если государство заключает коммерческую сделку с иностранным физическим или юридическим лицом (ст. 10);
  • если государство и иностранное физическое лицо заключают трудовой договор и спор возникает относительно работы, которая была или должна быть выполнена полностью или частично на территории этого другого государства (ст. 11).
  • если это касается дел, возникающих из деликтных обязательств (обязательств вследствие причинения вреда здоровью или имуществу) (ст. 12).
  • если это касается дел, связанных с защитой вещных прав на недвижимое имущество и на любое имущество, если вещные права на него возникают в силу наследования (ст. 13).
  • если это касается дел, связанных с установлением прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 14).

При этом, в Конвенции предусмотрена оговорка к данным положениям: «Если государства напрямую не договорились об ином».

Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (ст. 7) устанавливает, что государство не вправе ссылаться на обладание иммунитетом в случае выражения согласия на участие в судебном разбирательстве в силу международного соглашения, письменного контракта или заявления в ходе конкретного судебного разбирательства.

Иммунитеты иностранных государств в МЧП могут быть 5 основных видов:

1. Судебный иммунитет. Судебный иммунитет государства заключается в следующем:

    • неподсудность государства судебным инстанциям иностранного государства;
    • в отношении государства не может проводиться судебное разбирательство другим государством, т.е. государство не вправе привлечь другое государство в качестве ответчика (только при добровольном согласии самого государства);

    2. Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска:

      • в отношении государства не могут приниматься обеспечительные и иные принудительные меры в связи с судебным разбирательством;

      3. Иммунитет в отношении исполнения решения суда от исполнения судебного решения:

        • в отношении государства не могут принудительно исполняться судебные решения;

        4. Иммунитет государственной собственности:

          • государственная собственность не подлежит изъятию, аресту и другим принудительным мерам другим государством;

          5. Иммунитет от применения права иностранного государства:

            • государство не может нести ответственность по законам иностранного государства.

            Каждый из изложенных видов юрисдикционных иммунитетов имеет самостоятельный характер; для осуществления юрисдикции по каждому из них требуется наличие отдельного согласия со стороны иностранного государства.

            Иммунитет от иностранной юрисдикции означает освобождение государства от законодательной, исполнительной, судебной власти иностранного государства и распространяется на его государственную территорию и территорию, находящуюся под его юрисдикцией (ИЭЗ, континентальный шельф и т.д.).

            Концепция абсолютного иммунитета применяется по умолчанию, в любых правовых ситуациях, независимо от характера сложившихся между субъектами правоотношений. Однако, само государство может решить, ограничивать свой иммунитет или нет. Следовательно, установление иммунитета государства всегда находится исключительно в его же юрисдикции.

            Правовое регулирование вопросов государственного иммунитета в Российской Федерации

            Российская Федерация, как и любое цивилизованное государство, имеет нормативно-правовые акты, в которых регулируются вопросы государственного иммунитета. Однако, следует отметить, что это касается, по большей части, юрисдикции иностранных государств, но не самой Российской Федерации.

            Так, в российском законодательстве нет федерального закона о юрисдикционном иммунитете Российской Федерации, как и другого акта, из которого можно было бы понять, какой концепции иммунитета (абсолютной или ограниченной) наша страна придерживается в отношении себя самой.

            Отметим, что СССР стоял на позиции абсолютного иммунитета (ст. 61 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 г. ст. 435 ГПК РСФСР) – предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в СССР, могли допускаться лишь с согласия компетентных органов соответствующего иностранного государства.

            В дальнейшем Россия (после распада СССР) долгое время также придерживалась концепции абсолютного иммунитета государства.

            Лишь концу ХХ века российское законодательство стало склоняться к переходу на позиции функционального (ограниченного) иммунитета.

            Однако, изначально, ГПК РФ и АПК РФ в отношении определения иммунитета государства, содержали крайне противоречивые нормы. Так, если до 1 января 2016 г. нормы АПК РФ (ст. 251) основывались на теории функционального иммунитета, то в противоположность этому, нормы ГПК РФ (ст. 401 ГПК РФ) основывались на теории абсолютного иммунитета иностранного государства.

            Принятый Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2016 г. закрепил доктрину ограниченного государственного иммунитета.

            Ст. 7 данного закона корреспондирует ст. 10 Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и закрепляет основную аксиому ограниченного иммунитета – государство не может ссылаться на юрисдикционный иммунитет, если оно участвует в частноправовых отношениях (трансграничных коммерческих сделках) с физическими или юридическими лицами.

            Однако устанавливать, носит такая сделка частноправовой или публично-правовой характер предоставлено российскому суду (п. 4 ст. 7 Закона «Об юрисдикционных иммунитетах иностранного государства»). Следовательно, можно сделать вывод, что, исходя их практики таких споров, российские суды будут выносить решения, исходя из интересов Российской Федерации. Это положение, по мнению экспертов, существенно сдерживает рост инвестиционной привлекательности нашей страны.

            Кроме этого, в отличие от Конвенции ООН в Федеральном законе «Об юрисдикционных иммунитетах иностранного государства» (ст. 4) установлен так называемый принцип взаимности: если России и ее имуществу предоставляется ограниченный иммунитет на территории иностранного государства, то она также имеет право ограничить юрисдикционный иммунитет этого государства. Это положение также снижает участие иностранных лиц в коммерческих сделках с Российской Федерацией.

            В Федеральном законе «Об юрисдикционных иммунитетах иностранного государства» указано, что иностранное государство не пользуется судебным иммунитетом в отношении определенных категорий споров, а именно:

            • споров, связанных с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
            • трудовых споров;
            • споров, связанных с участием в юридических лицах или иных образованиях, не имеющих статуса юридического лица;
            • дел о возмещении вреда;
            • споров, связанных с интеллектуальной собственностью;
            • споров, связанных с эксплуатацией судна.

            Однако, закон установил, что иностранное государство пользуется в России иммунитетом от обеспечения иска и иммунитетом от исполнения судебного решения.

            Таким образом, российский законодатель склоняется к теории ограниченного иммунитета, однако, некоторые положения внутреннего законодательства в данном вопросе позволяют сделать вывод, что он не отказался и от концепции абсолютного иммунитета. В целом, характер норм российского права относительно иммунитета государств носит противоречивый и неоднозначный характер.

            Иммунитет государства – это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов данного государства.

            Виды иммунитета государства:

            - материальный иммунитет (в отношениях с участием государства применяется право только этого государства; если государство начинает участвовать в гражданско-правовых отношениях, то для государства применяются те же коллизионные принципы, что и для других субъектов – ст. 1204 ГК РФ);

            - процессуальный иммунитет (неподсудность, неподчинённость одного государства суду другого и наоборот, чужое государство не подсудно этому государству). В праве выделяют 3 варианта такого иммунитета:

            • судебный иммунитет (невозможность привлечения в наш процесс другой страны, без согласия этой страны в качестве ответчика – в силу принципа суверенитета);

            • иммунитет от принудительного обеспечения иска (нельзя накладывать арест на имущество другого государства, без его согласия);

            • иммунитет от принудительного исполнения решения (мало получить решение, нужно чтобы государство согласилось исполнить такое решение в отношении себя).

            Все 3 варианта самостоятельны и друг с другом не связаны.

            Раньше был абсолютный иммунитет, а сейчас сформировался функциональный иммунитет (т. е. всё зависит от того, для чего государство вступает в гражданско-правовые отношения).

            Всё сводится к тому, что если государство участвует в отношениях как частное лицо, то никто, кроме суда этого государства не вправе разрешить спор. Если государство участвует в частноправовых отношениях, то иммунитета у государства нет и к нему можно предъявлять иски.

            Есть 2 источника, касающихся иммунитета государства:

            - Конвенция об иммунитете, Базель 1992 г.;

            - Конвенция ООН о юрисдикционном иммунитете государств и их собственности, Гаага.

            Обе конвенции не действуют.

            Смысл этих конвенций – начало функционального иммунитета, т. е. в том, что иммунитет государства не абсолютен. Существует 2 критерия отграничения публичных начал от частных:

            - критерий цели (какую цель преследует государство – публичную или частную);

            - критерий предмета, характера деятельности (более эффективный критерий, поскольку определяется природа самих отношений, т. е. сама организация может выполнять какие-то действия, какие выполняет государство – если государство заключает договор поставки, то это будет являться разновидностью поставки вообще, а если организация может выполнять те же действия, что и государство, то это частный случай; облигации, закупка из-за рубежа).

            ГПК РФ и АПК РФ по-другому говорят об иммунитете, по ним иммунитет абсолютен (у нас не принимаются иски к Германии, другим странам). Но АПК РФ придерживается функциональной доктрины (иски не принимаются, если государство выступает как представитель власти, однако во всех остальных случаях – принимаются).

            Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

            Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970). [2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.

            Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.

            В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.

            В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. [3] Россия подписала её в 2006 году. [4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.

            Содержание

            Элементы иммунитетов государства

            Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов: [5]

            1. Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
            2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
            3. Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
            4. Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
            5. Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.

            Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.

            Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения

            Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.

            Теория абсолютного иммунитета

            Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.

            Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).

            Теория функционального (ограниченного) иммунитета

            Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции. [6]

            При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам. [7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii ) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis ).

            Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8] , принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.

            Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.

            Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.

            Иммунитет государства в национальном законодательстве

            В России

            Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 ГПК [9] и ст. 251 АПК [10] .

            Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.

            11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности». [11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось. 8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения. [12]

            В США

            В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях: [13]

            Автор статьи

            Куприянов Денис Юрьевич

            Куприянов Денис Юрьевич

            Юрист частного права

            Страница автора

            Читайте также: