Как перевозят стекло на судах

Обновлено: 25.04.2024

Правила устанавливают требования к размещению, укладке, креплению и морской перевозке на судах тарно-штучных грузов, направлены на обеспечение безопасности людей, сохранности судов и перевозимых грузов и применяются совместно с РД 31.11.21.16-96.

1. Общие положения

Настоящие Правила определяют порядок размещения, укладки и крепления на судах тарно-штучных грузов, все виды которых являются нестандартными (по терминологии ИМО и РД 31.11.21.16-96) структурообразующими грузами.

1.1. Распределение груза по грузовым помещениям должно обеспечивать выполнение требований к местной и общей прочности и остойчивости судна в соответствии с "Информацией об остойчивости".

1.2. Соблюдение местной прочности, задаваемой в судовой документации и в виде допустимой удельной нагрузки на перекрытие, может определяться по формулам 4.1 и 4.2 РД 31.11.21.16-96.

1.3. Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей "Информацией о грузе":

- количество мест и общая масса груза;

- габаритные размеры и масса грузового места;

- удельный погрузочный объем груза;

- коэффициенты трения пар груз - груз, груз - сталь, груз - древесина, груз - сепарационная бумага;

- допустимая высота штабелирования;

- все особые и опасные свойства груза.

1.4. Способ укладки должен учитывать форму, размеры и прочность грузовых мест, используя эти характеристики для создания устойчивого штабеля, способного выдерживать, не разрушаясь, статические и динамические нагрузки, возникающие в процессе морской перевозки.

1.5. В грузовых помещениях неудобной формы для обеспечения плотности и устойчивости штабеля, при необходимости, должны устраиваться прочные платформы, выгородки, клетки и другие конструкции.

1.6. Несмещаемость устойчивого штабеля обеспечивается закреплением его поверхности. Закрепление поверхности штабеля может производиться путем плотной укладки устойчивого груза по всей поверхности грузового помещения.

1.7. Если указанное грузоотправителем в "Информации о грузе" значение коэффициентов трения пар груз - груз или груз - древесина в качестве угла статической устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

1.8. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то все пустоты в поверхностном ярусе штабеля должны быть заполнены устойчивыми клетками из бруса или пневмооболочками для крепления груза.

1.9. Особенности размещения и крепления отдельных видов тарно-штучных грузов рассмотрены ниже в настоящих Правилах.

1.10. Рекомендации настоящих Правил являются основой при разработке соответствующих разделов судового "Наставления по креплению грузов", предназначенного для учета особенностей каждого судна и каждого груза в каждом конкретном рейсе.

2. Ящики, кипы (тюки)

2.1. Укладка ящиков в грузовом помещении судна производится с учетом их характеристик, в следующем порядке:

- вдоль поперечных переборок от бортов к диаметральной плоскости и вдоль бортовых скосов из ящиков формируется "подушка" шириной в 1 - 2 ящика и высотой в 3 - 4 ящика (на высоту бортового скоса);

- первый ярус ящиков укладывают вплотную к "подушке" и поверх него укладывают жесткую сепарацию - доски толщиной 20 - 30 мм, шириной 150 - 200 мм и длиной 1500 - 2000 мм; доски должны перекрывать зазор между ящиками и бортом судна (см. рис. 4.1 РД 31.11.21.13-96);

- последующие ярусы укладывают уступом вполовину ящика в сторону переборки (борта);

- высота укладки ящиков определяется допустимой высотой их штабелирования, удельным погрузочным объемом и допустимой нагрузкой на грузовую палубу (см. п. 1.2);

- поверх каждого яруса ящиков, при необходимости, укладывают жесткую сепарацию из досок, которые должны перекрывать не менее 3-х ящиков;

- пустоты, образующиеся между набором судна и ящиками, должны быть заполнены устойчивыми клетками из брусьев, досок и клиньев.

2.2. Ящики должны укладываться на ровную горизонтальную поверхность, что может быть достигнуто использованием прокладок и устройством платформ, клетей и настилов.

2.3. Укладку ящиков следует начинать от бортов к середине и от поперечных переборок к просвету люка с максимальной плотностью в каждом ярусе, чередуя, при необходимости, поперечное и продольное размещение ящиков в вертикальных рядах для формирования от яруса к ярусу устойчивого, опирающегося на борта и поперечные переборки штабеля.

2.4. Ящики небольших размеров следует укладывать на большие ящики с использованием прокладок.

2.5. При отношении длины к ширине ящиков более двух для обеспечения устойчивости штабеля груза один ярус ящиков следует укладывать вдоль судна, следующий - поперек и т.д.

2.6. Картонные и небольшие деревянные ящики следует укладывать вперевязку методом кирпичной кладки. Крепление штабеля непрочных ящиков может производиться досками толщиной 20 - 30 мм, шириной 120 - 200 мм и длиной 2000 - 2500 мм, укладываемыми поперек судна через пять-шесть слоев груза. Доски должны упираться в борта и перекрывать друг друга по длине не менее чем на 400 - 500 мм. На самых верхних досках должно быть уложено 3 - 4 слоя ящиков.

2.7. Грузы в таре, прочность которой не обеспечивает их штабелирование на максимальную высоту в трюме, в том числе в обрешетках, следует размещать в твиндеке. При укладке в трюме высота штабеля обрешеток не должна превышать 4 метра.

2.8. Ящики со стеклом в форме пластин и листов являются очень хрупким грузом и требуют бережного обращения и плотной укладки.

Ящики со стеклом должны размещаться преимущественно в твиндеках в один ярус. Ящики должны устанавливаться исключительно в вертикальном положении непосредственно на настил (без прокладок) с ориентацией длинной грани поперек судна.

Ящики со стеклом не допускается укладывать поверх другого груза.

Все пустоты между ящиками должны быть заполнены уплотняющими материалами, не создающими сосредоточенных нагрузок (деревянная стружка, пневмооболочки и т.д.).

2.9. Порядок размещения кип (тюков) следующий:

- кипы вдоль поперечных переборок укладывают в штабель - "подушку" шириной 1 - 2 кипы и высотой 1 - 3 кипы на высоту скоса и вдоль бортов - шириной в одну кипу по всей длине трюма на высоту 1 - 3 кипы (на высоту скоса);

- зазор между кипами и бортом на льяльном скосе закрывают жесткой сепарацией с шагом в 150 - 200 мм;

- в этой же последовательности у переборок, начиная от бортов, укладывают последующие ярусы штабеля на "подушки";

- первый ярус укладывают на расстояние 100 - 150 мм от переборки, а последующие верхние - непосредственно к переборке с небольшим наклоном к ней;

- кипы укладывают вплотную друг к другу, при необходимости перекрывая образующиеся пустоты укладкой кип следующего яруса на кипы, ограждающие пустоты в нижнем ярусе. При наличии пустот в верхнем ярусе и неудовлетворительных результатах расчетов по п. 1.7 настоящих Правил в пустотах устраивают прочные устойчивые клетки из бруса.

3.1. Укладка мешкового груза, если в "Информации о грузе" не оговорено иное, должна производиться на настил из досок, по верху которого выстланы 1 - 2 слоя бумаги, в следующем порядке:

- вдоль поперечных переборок от бортов к середине судна и у бортов должна быть выложена "подушка" из мешков шириной 1 - 2 мешка и высотой 4 - 5 мешков (на высоту бортового скоса);

- первый ярус груза высотой 1000 - 1200 мм размещают вплотную к уложенной "подушке", последующие - с уступом в полмешка в сторону переборки или борта;

- укладка тканевых мешков с мелкодисперсным сыпучим грузом (мука, тальк, мел и т.д.), способным проникать сквозь слой ткани и уменьшающим коэффициент трения мешков между собой, должна производиться как можно плотнее, без зазоров и преимущественно поперек судна.

3.2. Допускается наносить на поверхность мешков специальный клей, повышающий устойчивость груза в штабеле. Соответствующий коэффициент трения должен быть указан в "Информации о грузе".

3.3. При неудовлетворительных результатах расчетов по п. 1.7 настоящих Правил крепление груза может производиться досками толщиной 20 - 30 мм, шириной 120 - 200 мм и длиной 2000 - 2500 мм, укладываемыми поперек судна через пять-шесть слоев груза. Доски должны упираться в борта и перекрывать друг друга по длине не меньше чем на 400 - 500 мм. На самых верхних досках должно быть уложено 3 - 4 слоя мешков.

3.4. При необходимости обеспечения вентиляции груза мешки укладывают поперечными рядами с зазором между рядами и переборками и бортами около 100 мм.

3.5. Пространство в просвете люка также должно загружаться ярусами высотой 1000 - 1200 мм с прокладками из досок под каждым ярусом.

3.6. Допустимая высота штабелирования груза в трюме судна должна быть определена в "Информации о грузе" в зависимости от свойств и характера груза. Например, предельная высота штабелирования какао-бобов в джутовых мешках - 12 ярусов, кофе в зернах в джутовых мешках - 20, цемента в бумажных мешках - 30, хлебных грузов в тканевых мешках - 18 ярусов.

4. Грузы цилиндрической формы (бочки, барабаны, баллоны)

4.1. Каждая бочка, из предъявленных к погрузке, должна быть осмотрена. Бочки со следами протечек или россыпи содержимого должны быть сняты с погрузки.

4.2. Бочки должны размещаться в положении "на торец" или "на образующую" пробками вверх.

4.3. В положении "на образующую" укладка бочек должна начинаться от диаметральной плоскости (ДП) только вдоль судна на поперечные прокладки из досок толщиной не менее 30 мм и клиньев, разносящих нагрузку по выпуклой части бочек нижнего яруса и предотвращающих их перекатывание. Во втором и последующих ярусах выпуклые бочки должны размещаться с опорой обручами на четыре бочки нижнего яруса каждая. При необходимости должны выстраиваться опоры соответствующей формы и прочности, чтобы сохранить принятую схему формирования штабеля.

4.4. В положении "на торец" укладка бочек должна производиться в каждом ярусе плотными рядами вдоль бортов с выходом к ДП. Бочки каждого последующего продольного ряда должны плотно прижиматься к борту в углубления между бочками предыдущего продольного ряда. Остающееся свободным пространство в районе ДП, меньшее чем размеры бочки, должно быть заполнено прочными клетками в каждом ярусе.

4.5. Между ярусами бочек вдоль судна укладывают сплошную сепарацию из досок толщиной 20 - 30 мм, шириной не менее 150 мм и длиной не менее 2000 мм. При необходимости пустоты между бортом судна и грузом заполняют устойчивыми клетками из бруса и досок, формирующих платформу для укладки бочек последующих ярусов.

4.6. Допустимое положение бочки в штабеле "на торец" или "на образующую", а также допустимая высота штабелирования конкретного вида бочек должны быть указаны в "Информации о грузе", предоставляемой грузоотправителем.

4.7. Деревянные барабаны с кабелем или тросом в положении "на торец" устанавливают аналогично бочкам в штабель высотой до трех ярусов.

Деревянные барабаны с кабелем или тросом в положении "на образующую" размещают и крепят аналогично стальным рулонам (см. раздел 2.4 РД 31.11.21.23-96) с учетом транспортных характеристик барабанов, представленных грузоотправителем в "Информации о грузе".

4.8. Транспортные характеристики стальных баллонов и других тарно-штучных грузов должны быть представлены грузоотправителем в форме "Информации о грузе", содержащей, кроме прочего, допустимую высоту штабелирования и порядок формирования устойчивого штабеля.

Судебная практика и законодательство — "РД 31.11.21.25-96. Правила безопасности морской перевозки тарно-штучных грузов" (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.1996 N 44)

6.3.1. Укладку кип и пакетов необходимо выполнять плотно к бортам, переборкам судна и непосредственно друг к другу в соответствии с требованиями РД 31.11.21.25-96 "Правила безопасности морской перевозки тарно-штучных грузов".

1. Стекольные изделия и оконное стекло должны быть упакованы в стандартные дощатые ящики. Дощатые ящики с оконным стеклом должны быть выложены внутри прокладочным материалом и обиты по торцам металлической лентой или обвязаны проволокой.

Стекольные изделия должны укладываться в ящики только упакованными предварительно в картонные коробки, обернутыми гофрированной бумагой (картоном) или переложенными соломой или стружками.

Ящики со стеклом и стекольными изделиями не должны иметь пустот, могущих повлечь перемещение и повреждение стекла и изделий внутри ящика.

2. На верхних и боковых сторонах ящика со стеклом и изделиями наносятся манипуляционные знаки транспортной маркировки "Осторожно, хрупкое", "Верх, не кантовать" и др.

3. К местам погрузки или хранения ящики с оконным стеклом перевозятся поставленными на ребро.

4. Ящики со стекольными изделиями и оконным стеклом должны храниться в закрытых помещениях, под навесом или на открытых площадках, укрытых брезентами.

Оконное стекло хранится на ровном полу или на выровненных площадях, в штабелях не выше двух ярусов. Ящики устанавливаются на ребро плотно к неподвижному упору; с другой стороны устанавливается переносный упор, если нет неподвижного.

Не допускается хранение, перевозка или переноска ящиков с оконным стеклом плашмя или с наклоном более 20°, а также употребление всякого рода крючьев и т.п.

При погрузке или выгрузке оконного стекла и стекольных изделий должна соблюдаться особая осторожность - не разрешаются удары, неправильная укладка в строп, резкие рывки при подъеме груза в стропе краном и т.п.

5. Не разрешается укладка на ящики с оконным стеклом и стекольными изделиями тяжеловесных грузов.

6. При отгрузке на железную дорогу ящики с оконным стеклом устанавливают вплотную вертикально на ребро, вдоль боковых стенок вагона, за исключением дверных просветов; при повагонных перевозках часть ящиков ставят поперек вагона.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ГОСТ Р 59142-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРЕВОЗКА ПОДВИЖНОЙ ТЕХНИКИ НА СУДАХ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Transportation of mobile equipment by inland water transport vessels. General requirement

Дата введения 2021-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Волжским государственным университетом водного транспорта (ВГУВТ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Водный транспорт"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт устанавливает основные виды опасностей, связанных с эксплуатацией судов при перевозке подвижной техники.

Основной целью настоящего стандарта является установление общих принципов и требований по организации работ по транспортировке подвижной техники, а также обеспечение безопасной эксплуатации судов внутреннего водного транспорта при транспортировке подвижной техники в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных документов [1], [2] и постановления Правительства Российской Федерации [3].

Рекомендуется ввести настоящий стандарт в программы курсов обучения и руководства для конструкторов, производителей, эксплуатационников.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, а также дополнительные требования безопасности к эксплуатации их при перевозке подвижной техники.

Требования стандарта распространяются также на технологическое проектирование судов, связанных со специфическими грузовыми операциями по перевозке подвижной техники.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ Р 56022 Внутренний водный транспорт. Система управления безопасностью судов. Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанием года утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, внесены изменения, затрагивающие положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 подвижная техника; ПТ: Самоходная техника на колесном или гусеничном ходу.

3.2 самоходная техника; СТ: Легковые и грузовые автомобили, тракторы, экскаваторы, подъемно-транспортные, строительные, дорожные, сельскохозяйственные и другие колесные (КТ) и гусеничные (ГТ) самоходные машины.

3.3 прицеп (трейлер); ПР: Высоко- или низкорамная прицепная платформа, имеющая оси впереди и сзади, используемая для транспортировки грузов по дорогам общего пользования (механическое транспортное средство).

3.4 полуприцеп (семитрейлер); ПП: Высокорамная платформа, имеющая только заднюю ось, с опорой передней части на седельное устройство тягача, соединяемое с ним шкворнем, используемая для транспортировки грузов по дорогам общего пользования.

3.5 автопоезд; АП: Состав из автомобиля с одним или двумя прицепами на жесткой сцепке.

Примечание - Для целей расчета средств крепления каждое звено автопоезда рассматривается как отдельное транспортное средство.

3.6 сочлененный автопоезд; СП: Комбинация тягача с полуприцепом.

3.7 комбинация транспортных средств; КТС: Автомобиль, соединенный с одним или более буксируемыми транспортными средствами.

Примечание - Для целей расчета средств крепления каждое звено комбинации рассматривается как отдельное транспортное средство.

3.8 ролл-трейлер; РТ: Низкорамный полуприцеп без тормозов и сигнальных огней, соединяемый с тягачом специальным устройством - гузнехом, используемый для транспортировки и хранения грузов на территории порта и на судах.

3.9 механические транспортные средства (категории N); МТС: Механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов по всем типам дорог.

4 Общие требования к наличию систем крепления, к системам пожарного тушения, к защите систем электрооборудования и к системам вентиляции на судах, привлекаемых к перевозке ПТ

4.1 Суда, перевозящие ПТ с топливом в баках с температурой вспышки менее 61°С, должны быть оборудованы системой вентиляции с кратностью не менее 5-6 обменов в час в грузовых помещениях.

4.2 Перевозка ПТ с топливом в баках (типа дизельного) с температурой вспышки свыше 61°С разрешается на всех судах с кратностью вентиляции не менее 2 обменов в час в грузовых помещениях.

4.3 Суда, привлекаемые к перевозкам подвижной техники, должны быть оснащены водопожарными системами, а также дополнительными системами пожаротушения (см. 4.14) в соответствии с ГОСТ 12.1.004.

4.4 Размещение и крепление подвижной техники на судах выполняют в соответствии с требованиями ([4], пункт 1 статьи 72).

4.5 При перевозке ПТ, работающей на бензине, следует использовать отсеки судна, не смежные с машинным отделением (МО). Перевозка такой ПТ в помещениях, смежных с МО, допускается только при наличии между такими помещениями и МО переборки класса А-30 или коффердамов, цистерн, кладовых. Для перевозки ПТ с остатками топлива, относящегося к классу 9 (подкласс 9.2 - горючие жидкости типа дизельного топлива с температурой вспышки от 61°С до 100°С), можно использовать все грузовые отсеки и участки палуб.

4.6 В грузовых помещениях, предназначенных для перевозки ПТ, размещение и исполнение стационарного и переносного электрооборудования должно соответствовать требованиям ([5], пункт 16.3 части VI).

4.7 Для ликвидации в грузовых помещениях зон повышенной концентрации паров топлива, способных образоваться в аварийной ситуации (разлив топлива), допускается применение переносных электрических дымососов либо переносных вентиляционных установок, располагаемых вне грузовых помещений.

4.8 Вентиляционная система каждого грузового отсека должна быть автономной. В грузовых отсеках, не имеющих автономной системы вентиляции, необходимо наличие противопожарных заслонок в каналах вентиляции.

4.9 Конструкция и исполнение вентилятора должны исключать возможность образования искр, для чего крылатку и корпус следует изготавливать из материалов, которые при взаимодействии не образуют искр.

4.10 Приемные отверстия систем вентиляции должны быть расположены в нижней (не более чем 400 мм от палубы) и в верхней (не более 400 мм от подволока) зонах грузового помещения.

4.11 Грузовое помещение, предназначенное для перевозки ПТ, должно быть обеспечено водопожарной системой, а также одной из следующих систем:

- водораспыления и водяных завес;

- тушения парами легкоиспаряющихся жидкостей;

4.12 Судно должно быть дополнительно снабжено огнетушителями из расчета 1 шт. на каждые 150 м грузового помещения, предназначенного для перевозки ПТ.

4.13 На каждом судне должны быть комплекты снаряжения для пожарных на каждого члена аварийной партии, но не менее трех. В каждом комплекте должен быть автономный дыхательный аппарат. Применение кислородных изолирующих приборов не допускается.

4.14 Каждое грузовое помещение должно быть оборудовано системами пожарной сигнализации в соответствии с требованиями ([5], пункты 11.4 и 11.8 части VI).

5 Общие требования к подвижной технике, подготовленной к перегрузочным работам и перевозке на судах внутреннего водного транспорта

5.1 В документах на подвижную технику и в информационном листке, прикрепляемом к ветровому стеклу кабины с внутренней стороны, следует указывать название и марку топлива, которым ее заправляют. На момент погрузки на транспортные средства (суда) подвижная техника должна быть заправлена топливом в количестве не менее 5 л для легковых и не менее 12 л для всех остальных видов самоходной техники.

5.2 Система охлаждения двигателей должна быть заправлена антифризом (тосолом), а аккумуляторы заполнены электролитом, заряжены и готовы к пуску двигателя. При температуре наружного воздуха 4°С система охлаждения двигателей может быть заправлена водой. При погрузке самоходной техники на транспортные средства (суда) при температуре наружного воздуха ниже 4°С и отсутствии в системе охлаждения антифриза допускается заправка ее горячей водой. Слив воды из системы охлаждения должен проводиться немедленно после окончания погрузки техники на транспортное средство.

5.3 На машинах должна быть установлена и находиться в исправности световая и звуковая сигнализация, а также все прочие устройства, обеспечивающие безопасность движения.

5.5 Если погрузка будет осуществляться на грузовое судно, не оборудованное устройствами для заезда подвижной техники своим ходом, то для нее, за исключением легковых автомобилей, предприятие-изготовитель должно предоставить схему строповки для перегрузки грузоподъемными устройствами с указанием мест строповки, грузозахватных приспособлений, расположения строповочных ветвей и центра тяжести. Расположение строповочных ветвей и применяемые приспособления должны исключать возможность повреждения подвижной техники и ее лакокрасочного покрытия. Схему строповки следует прикреплять к внутренней стороне стекла кабины. При отсутствии у подвижной техники кабины схему прикрепляют на видном месте с предохранением от повреждения атмосферными осадками.

5.6 При отправлении предназначенной к погрузке своим ходом подвижной техники, хранящейся в портах, должны обеспечиваться своевременная подзарядка аккумуляторных батарей и выполнение всех других работ, предусмотренных инструкциями по эксплуатации подвижной техники при ее хранении на договорной основе.

5.7 При невозможности погрузки на автотракторную технику запасных частей и навесного оборудования допускается отгружать их в пакетированном виде на партию техники. Вид, форма и масса пакета должны обеспечивать погрузку пакетов на штатные транспортные средства с применением погрузчиков.

5.8 При погрузке тракторной техники в законсервированном виде и наличии в перегрузочных пунктах буксировочных средств, не требующих нахождения водителя в кабине буксируемого трактора, техника должна быть закрыта и опломбирована заводскими пломбами грузоотправителя.

6 Размещение и крепление подвижной техники на судах

6.1 Общие положения

В соответствии с ([4], статья 72.1) способы размещения и крепления грузов (подвижной техники) на судах с указанием необходимых для погрузки, крепления и перевозки грузов приспособлений и материалов, а также нормативов предоставления таких приспособлений и материалов установлены в технических условиях погрузки и крепления грузов, разработанных и утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а при их отсутствии - планами размещения грузов на судах, разрабатываемыми перевозчиками.

6.2 Размещение ПТ на судне

6.2.1 Размещение подвижной техники с топливом в баках на судне следует проводить в соответствии с грузовым планом.

6.2.2 Подвижная техника должна размещаться в основном в закрытых грузовых помещениях судна. Перевозка техники на открытых палубах возможна только с письменного согласия грузоотправителя, о чем должна быть сделана отметка в поручении.

6.2.3 При разработке схем размещения подвижной техники необходимо учитывать, что:

- подвижная техника должна располагаться преимущественно вдоль судна;

- бортовые автомобили и прицепы допускается размещать в 1-2 яруса; во втором ярусе на бортовых автомобилях и прицепах допускается размещать бортовые автомобили, прицепы, легкие тракторы, легковые автомобили и другие виды ПТ, масса которых не превышает грузоподъемности автомобилей первого яруса; в третьем ярусе на бортовых автомобилях и прицепах допускается размещать легковые автомобили или ПТ аналогичных им габаритов и массы; суммарная масса ПТ второго и третьего ярусов не должна превышать грузоподъемности ПТ первого яруса.

Хрупкие грузы считаются наиболее сложными в плане доставки: ошибки при упаковке, подготовке транспорта или транспортировке ведут к повреждению. К подобным изделиям относят стекло. Производители продукции из этого материала рекомендуют обращаться к профессионалам, если требуется перевозка стекла. Это избавит от непредвиденных поломок и дополнительных затрат.

Погрузка стекла для перевозки

Физические свойства

Материал используется с древних времен: первые упоминания о стекле относят к временам Древнего Египта. В нынешних реалиях оно получило еще большее распространение — используется в большинстве сфер промышленности. Основной недостаток — хрупкость, компенсируется пластичностью и возможностью получить изделие любой формы. Для повышения прочности стекло закаливают.

В плане доставки нужно обратить внимание на следующие свойства материала:

  • влажность: транспортировка стекла должна производиться в сухую погоду, капли воды оставят на поверхности разводы, которые потом невозможно убрать;
  • воздействие внешней среды: нужно обездвижить изделия, защитить их от ветра. Материал капризный, от малейшего давления получать микротрещины либо вообще разбивается;
  • температура: стекло не терпит резкого перепада. При быстром переносе из жары в холод (и наоборот) способно треснуть или изменить форму.

Следует аккуратно протирать поверхность, воздержитесь от грубых тканей, абразивных деталей. Той же рекомендации придерживайтесь при упаковке и применении подкладки.

Виды стеклянных изделий

Продукция из рассматриваемого материала различается по форме и размеру. Для нужд людей создаются листы для стеклопакетов и дверей, лобовые стекла, каленые панели для фасадов. Отдельный пласт — изделия, применяемые в быту и творчестве. Перевозка каждого из видов продукции имеет свои нюансы.

Пример: чтобы перевезти лобовое стекло, нужно установить его в вертикальном положении на специальной платформе. Со всех сторон оно закрепляется металлическими держателями. Специалисты не советуют проводить процедуру самостоятельно. Подобные изделия имеют свою специфику: лобовое стекло — это два стеклянных листа, которые соединяются полимерной пленкой. Оно гарантирует прочность только при установке в кузов.

Перевозка листового стекла — более распространенное мероприятие. Здесь сложность заключается в больших размерах панелей: в некоторых случаях вес груза достигает 25 тонн. Для доставки требуется спецтехника. Чаще всего применяют «Газели» или панелевозы.

Варианты упаковки стекла

Перед транспортировкой изделия обязательно оборачивают защитным слоем. Для большей надежности упаковку производят несколько раз. Раньше пользовались подручными средствами: ветошь, газеты, одеяло или полотенце. Сейчас их также можно применять. Например, для ручной перевозки банок, посуды или декоративных предметов интерьера.

Но для масштабных задач они не подойдут. Для упаковки крупных листов применяются:

  • пузырчатая пленка;
  • гофрокартон;
  • скотч;
  • полиэтиленовая пленка;
  • металлические или пластмассовые крепления.

Каждую панель оборачивают в 4-5 слоев, фиксируют клейкой лентой. Между ними также используют тканевую или другую мягкую подкладку. Это решает 2 задачи: листы не прилегают друг к другу, каждый из них защищен от повреждений. Конструкция остается неподвижной по всему ходу движения.

Важно! Перед упаковкой панелей для окон или дверей всю фурнитуру необходимо снять.

Кстати, хозяйственные изделия также можно обернуть перечисленными материалами. Для жесткой фиксации банки, посуду помещают в коробки. Пространство между ними можно заполнить ватой, поролоном или стружкой. Лобовые и листовые стекла следует перевозить с защищенными краями.

Транспорт: машины для перевозки стекла

Многие покупатели рискуют и пытаются перевезти изделия на собственной машине. Подобный ход оправдан, если человек знает, как перевозить стекло. В ином случае самостоятельная доставка оборачивается повреждением стекла с последующей потерей денег. Профессиональный подход подразумевает применение спецтехники и инструментов: манипуляторов, вакуумных присосок, зажимов или металлической пирамиды.

Важно! Перед тем, как использовать вакуумную присоску, необходимо убедиться, что поверхность стекла сухая и очищенная.

Перевозка производится с помощью перечисленных машин:

  • грузовая «Газель» либо ее аналоги;
  • стекловоз: при доставке крупных партий (20-25 тонн).

Если листы отправляют клиенту на «Газели», а задний борт ставят пирамиду. Панели закрепляют вертикально под небольшим наклоном, оптимальный угол — 15-20 градусов. Машина двигается плавно, без резких движений. Скорость небольшая: учитывая состояние большинства дорог, она не должна превышать 40-50 км/ч. Ямы, другие препятствия объезжаются аккуратно. Для такого вождения требуется солидный опыт.

При применении стекловоза необходимы мощные крепления: конструкция массивная, поэтому требует усиленной фиксации. В современных моделях присутствует защита от влаги, а также механизм, снижающий сопротивление.

Как перевозить стекло: правила

Для успешного решения задачи требуется соблюсти простые требования: от упаковки до разгрузки изделий в конечном пункте. Правила перевозки стекла сопряжены с мерами предосторожности. Например, запрещено нести лист до автомобиля одному. При этом держать его нужно аккуратно, чтобы не порезаться. Опытные грузчики используют прорезиненные перчатки.

Машина для перевозки стекла

Правило транспортировки: для правильной перевозки стекла все панели устанавливаются вертикально, нельзя устанавливать изделия друг на друга без специальной защиты. Для бытовых изделий существует похожая рекомендация. При переезде на новую квартиру стеклянные предметы желательно доставлять отдельно.

Перед погрузкой борт необходимо подготовить. Пол застилается ровным слоем защитного материала — гофрокартона, дерева или текстиля. Если применяется пирамида, ее нужно проверить на устойчивость. Кузов обычно покрывается брезентом, он защищает от влаги и ветра.

Важно! Перед отправкой транспорта в рейс необходимо проверить все узлы. Резкие движения, вызванные поломкой машины, приведут к повреждению хрупкого груза.

После перевозки запрещено покрывать стекла водой, подвергать термической обработке, протирать грубыми щетками, располагать их в местах с повышенной вибрацией. При разгрузке листы можно положить горизонтально, но отдельно друг от друга.

Ниже представлено небольшое видео о том, как правильно подготовить и перевозить стекло:

При соблюдении рассмотренных норм транспортировка стекла (листового или лобового) и подобных хрупких изделий пройдет без проблем. Рекомендации касаются как обычных, так и каленых панелей. При следовании правилам срок хранения изделий повышается.

Стекла и зеркала стали популярными элементами офисного и домашнего интерьера, что связано с широким распространением современных стилей. Однако при переезде вопрос о безопасной перевозке стекла встает особенно остро, поскольку многим из нас даже в быту не всегда удается сохранить их целостность.

Основное свойство стекла как груза – хрупкость, которую усложняет тяжелый вес материала. Поэтому для погрузки и транспортировки стеклянных дверных и мебельных конструкций, а тем более строительных материалов, требуется по меньшей мере 2 – 3 человека.

Существуют общие рекомендации для транспортировки стеклянных изделий. При самостоятельной перевозке небольших зеркал, мебельных фасадов, сувенирной продукции из стекла рекомендуется обернуть изделия мягкой тканью или пузырчатой пленкой, а затем уложить их между подушками или в коробку с мягкими игрушками.

Больше сложностей доставляют большие зеркала, стеклянные двери и другие крупногабаритные грузы из стекла. Каждый стеклянный предмет необходимо обернуть пузырчатой пленкой и заклеить, после чего переложить гофролистом или пенопластом. Перевозить листовые стеклянные элементы необходимо в вертикальном положении на ребре.

Естественно, мебель со стеклянными элементами необходимо разобрать, и стеклянные дверцы, зеркала и другие хрупкие элементы упаковать в соответствии с основными правилами транспортировки стекла. Не забудьте сохранить крепежные элементы мебели, чтобы без проблем собрать ее на месте.

Иначе транспортируется стеклянная посуда. Каждый ее элемент заворачивается в несколько слоев бумаги или пузырчатой пленки, затем посуда укладывается в коробки, которые должны быть надежно закреплены в грузовом отсеке транспорта.

При этом перед перевозкой необходимо подготавливать грузовой отсек, где будет расположено стеклянное изделие. Пол выстилают мягким материалом – пузырчатой пленкой или тканью. Готовят крепеж, поскольку для сохранения целостности стекло должно быть неподвижным.

Все эти нехитрые манипуляции при наличии необходимых упаковочных материалов можно выполнить самостоятельно. В таком случае после завершения упаковки груза можно вызывать транспортную компанию.

Но есть и другой вариант: услуги грузчиков могут включать в себя упаковку грузов за дополнительную плату. При недостатке времени можно заказать данную услугу и не беспокоиться за сохранность своих стеклянных изделий.

Если речь идет о большой партии груза, стоит не пренебрегать его страховкой. Обычно страховые компании сотрудничают с перевозчиками.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: