Виды юридических гарантий судебные досудебные

Обновлено: 28.04.2024

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.».

Статья 47 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.».

1. Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.

Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов - судов.

Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

2. Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).

На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

3. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 года после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что Российская Федерация признает в силу самого факта и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Следовательно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

4. Статьи 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что все равны перед законом и судом и что каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. По смыслу этих положений право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Соответственно часть 1 статьи 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Для организации судопроизводства важным является определение подсудности рассматриваемых дел в качестве суда первой инстанции, которая закреплена процессуальным законодательством. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье (ст. 23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), судам субъектов Российской Федерации (ст. 26), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27). В каждой из этих статей приводится перечень дел, подлежащих рассмотрению в соответствующем суде по первой инстанции.

Подсудность дел арбитражным судам регламентируется статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции судами субъектов Российской Федерации, суда по интеллектуальным правам Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

Правовой институт подсудности позволяет установить компетенцию конкретного суда судебной системы на разрешение конкретного дела в качестве суда первой инстанции, что оказывается весьма важным в условиях существования двух параллельных судебных систем судебной власти.

Объединение двух действующих высших судебных органов позволит исключить не только конкуренцию судов двух параллельных ветвей судебной власти при принятии подсудных дел, поскольку вся судебная система станет замыкаться на один Верховный Суд Российской Федерации, но и конкуренцию судебных решений и постановлений высших судебных органов по вопросам правоприменения.

5. В части 2 статьи 47 Конституции РФ гарантируется право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом, причем исключительная мера наказания - смертная казнь - может быть назначена только при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

Значение конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей заключается в том, что процессуальная форма суда присяжных обеспечивает более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения и уголовного наказания, уменьшает риск судебной ошибки и произвольного осуждения подсудимого. Функционирование суда присяжных имеет важное общественно-политическое значение, заключающееся в предъявлении повышенных требований к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства, профессионализму органов дознания, следователей, прокуроров, адвокатов и судей, соблюдению ими как своих профессиональных обязанностей, так и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения.

Процессуальная форма суда присяжных содержит двойной процессуальный механизм защиты невиновного человека от ошибок, обвинительного уклона профессиональных и непрофессиональных судей. Благодаря этому механизму суд присяжных по своему правозащитному потенциалу не имеет себе равных.

Эта форма судопроизводства зарекомендовала себя положительно и может быть с полным основанием отнесена к достижению судебной реформы.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Актуальность темы заключается в том, что гарантии прав и свобод человека и гражданина обеспечивают беспрепятственное пользование правами и свободами и их всестороннюю защиту, что очень важно для настоящего времени. Реальная ценность прав и свобод человека высока в том государстве, которое может гарантировать их соблюдение.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года[1] стало отправной точкой на пути формирования в нашей стране демократического правового государства. Стоит учесть, что негативную роль в этом обеспечении прав и свобод граждан играют и другие факторы: все еще непреодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие неотвратимой ответственности за их нарушение, несовершенность законодательства, страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных структур.

В ходе написания данной работы были изучены как нормативно-правовые акты, прямо регламентирующие гарантии прав человека в целом, так и научная литература, имеющая немалый уровень плюрализма мнений, позволившая выявить значение вышеуказанныхгарантий.

Целью данного курсового проекта является определение видов организационных гарантий прав и свобод граждан, как неотъемлемой части административного статуса личности. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:

1) классифицировать организационные гарантии;

2) определить их значение;

3) выявить актуальные проблемы рассматриваемых гарантий.

Глава I. Судебные гарантии прав и свобод граждан.

Понятие судебных гарантий прав и свобод граждан.

Основной институциональной гарантией прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является гарантия судебной защиты. По смыслу конституционных норм судебные гарантии ставятся российским законодательством на первое место.

Право на судебную защиту нарушенных прав относится к личным неотъемлемым правам каждого и подкреплено целым рядом процессуальных гарантий. Оно включает: а) право на получение квалифицированной юридической помощи (в том числе и бесплатно в определенных законом случаях); б) презумпцию невиновности в уголовном процессе; в) запрет повторного осуждения за одно и то же преступление; г) право на пересмотр судебного решения;д) запрет на использование незаконных доказательств; е) гарантии от самообвинения; ж) запрет обратной силы закона (но только закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений);з) гарантии прав потерпевших и др[2].

Именно судебный порядок защиты нарушенных прав является общим порядком, альтернативой использованию специального (административного, претензионного и пр.) порядка защиты. При этом право выбора инстанции для обращения за защитой нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу, за исключением ограниченного круга предусмотренных законом случаев, когда использование досудебной процедуры – обязательная предпосылка для обращения в суд, в частности, при разрешении транспортных споров, споров в сфере патентных правоотношений и др.

Конституция Российской Федерации содержит целый ряд положений правоохранительного свойства, которые обеспечивают как пользование правами и свободами, так и порядок их восстановления. Так, в ч.1 ст. 45 закреплена норма[3], обобщающая различные виды государственной поддержки прав и свобод и правила их восстановления в случае нарушения последних. В осуществлении этого конституционного положения задействованы все органы государства и некоторые общественные структуры.

В соответствии с конституционным законодательством, в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также решения и действия органов юридических лиц, общественных объединений, органов военного управления и должностных лиц. При этом Конституция РФ употребляет обобщающий термин «суд», которым охватываются различные звенья судов общей юрисдикции, арбитражные, административные и третейские суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Выбор конкретного судебного органа для обращения определяется рядом условий, прежде всего правилами о подведомственности и подсудности[4].

К правам, направленным на охрану других прав и свобод, кроме права на подачу жалобы, относятся также: право на судебный иск, право обвиняемого на защиту и другие. Указанную группу прав можно именовать как категорию прав, выражающую правомочия граждан по защите своих прав и свобод.

Конституция Российской Федерации, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод – правосудие.

Правосудие – это деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, уголовного, административного и иных отраслей права. Суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях, возникающих между гражданином и государством. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость[5].

Право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных прав человека, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения, а конституционно установленные особые уголовно-процессуальные гарантии судебной защиты данного права являются непосредственно действующими и, следовательно, определяющими смысл, содержание и применение соответствующих положений уголовно-процессуального законодательства, равно как и деятельность законодательной власти по его применению, изменению и дополнению.

Особо отмечается, что гарантии судебной защиты имеют особое значение для ситуаций, связанных с ограничением одного из основных прав человека – права на личную неприкосновенность, что признается, в частности, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод[6].

Согласно этому правовому акту, являющемуся в силу ч. 4 ст.15 Конституции РФ составной частью правой системы РФ, каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо должно быть незамедлительно доставлено к судье или другому должностному лицу, который представляет судебную власть. Ему должно быть обеспечено право на судебное разбирательство в течение разумного срока или права на освобождение.

Далее следует сказать о практической стороне проблемы судебной защиты. В этой связи важно обратить внимание на роль Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), поскольку судебная практика этого органа в значительной мере влияет на динамику совершенствования российского законодательства и внутрироссийскую судебную практику в сфере защиты прав человека. В качестве одного из таких примеров, когда судебная практика ЕСПЧ способствовала совершенствованию российскогозаконодательства, можно указать пилотное постановление Европейского суда по правам человека по делу «Бурдов против России» (№2)[7]. В указанном постановлении ЕСПЧ установил, что в законодательстве Российской Федерации должно быть предусмотрено средство юридической защиты, которое бы обеспечило полное и эффективное возмещение вреда за нарушения Европейской Конвенции ввиду длительного неисполнения органами государственной власти решений суда, вынесенных против России или ее государственных органов. В результате вынесения такого решения в России в короткие сроки был разработан и принят Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Другим примером влияния практики ЕСПЧ на внутрироссийский институт судебной защиты прав и свобод является Постановление ЕСПЧ «Дело «Рябых (Ryabykh) против Российской Федерации» (жалоба №52854/99) от 24 июля 2003 г[8]. Данное постановление было принято по вопросу, касающемуся возможности пересмотра дел в надзорной инстанции. Согласно позиции ЕСПЧ, «пересмотр дела в порядке надзора нарушает принцип правовой определенности, который, в частности, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено (resjudicata - принцип недопустимости повторного рассмотрения окончательно решенного дела). Данный принцип закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления». В результате, после вынесения постановления институт надзорного пересмотра судебных решений в российском законодательстве был пересмотрен и значительно изменен, хотя сущность сохранилась.

Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту.

В Российской Федерации гарантией, обладающей наивысшей юридической силой, является Конституция. В Конституции закрепляются основные гарантии, определяющие смысл, содержание и применение законов, деятельность всех трёх ветвей власти, а также органов сомоуправления. Контроль за их соблюдением принадлежит Конституционному Суду РФ. Внутригосударственные гарантии делятся на общие и судебные.

Общие гарантии.

1. Защита прав и свобод - обязанность государства. Данное положение закрепляется в ст.45 ч.1 Конституции РФ. В реализации данной гарантии участвует весь механизм государства.

2. Самозащита прав и свобод. Способов самозашиты существует множество и все они могут быть применены гражданами, но существет одно ограничение, указанное в ст.45 ч.2:

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

3. Судебная защита. Эта гарантия находит свое отражение в ст.46 Конституции. Такая форма защиты прав и свобод является наиболее эффективной, поскольку в суде могут быть обжалованы любые решения.

4. Возмещение вреда. В соотвествии со статьей 53 Конституции, каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействикм) органов государственной власти или их должностных лиц.Размер возмещения вреда утанавливается судом.

5. Неотменяемость прав и свобод. Любой человек может быть уверен, что пока существует Конституция РФ, права и свободы, закрепленные в ней, как сказано в ст.18, являются непосредственно действующими.

6. Возраст. В Конституции сказано, что гражданин России может самостоятельно осуществлять а полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.Ограничением может служить признание гражданина недеесаособным или ограниченныи в дееспособности, но только по решению суда.Лица, не достигшие этого возраста, также обладают правами, перечисленными в Гражданском кодексе.

Судебные гарантии.

Данные гарантии лежат в основе УПК и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия - гарантии свободы личности, отсюда их конституционный уровень закрепления.

1. Гарантии подсудности. Для человека необходимо, чтобы его дело разбиралось в том суде и тем судьей, которые предусмотрены законодательством. Определение законом такого суда и есть подсудность. В Конституции прямо указано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьей к подсудности которых оно отнесено законом. Главной гарантией демократического правосудия выступает суд присяжных.

2. Право на юридическую помощь. Это означает, что любой, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, имеет право на ее получение. В предусмотренных законом сучаях, юридическая помощь оказывается бесплатно.

3. Презумпция невиновности.Она закреплена в ст.49.Сут же презумпции заклбчается в том, что любой человек считается невиновным пока его виновность не будет доказана.

4. Запрет повторного осуждения.Данная гарантия гласит, что никто не может быть осужден за одно и тоже преступление более одного раза (ст.50 Конституции РФ).

5. Недействительность незаконно полученных доказательств.Человек гарантирован от таких "методов" работы суда и следствия на всех стадиях уголовного процесса (ст.50 ч.2 Конституции).

6. Право на пересмотр приговора.Любой осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или смягчении приговора.

7. Гарантия от самообвинения.Выражается в том, что человека нельзя прнудить к даче показаний против себя, а также против близких для него родственников, круг которых определяется федеральным законом.

8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью.Статья 52 Конституции РФ:

Защита прав и свобод человека и гражданина подчинена единому принципу, сущность которого сводится к тому, что она должна носить правовой характер. Соответственно, обеспечивается такая защита системой правовых учреждений, институтов, принципов, гарантий. В системе правовой защиты ведущее, определяющее место занимает, безусловно, судебная защита.

По мнению В.М. Савицкого, суд является серьезнейшим заслоном от бюрократических извращений, задевающих права и законные интересы личности. Достоинствами судебной процедуры являются:

- отсутствие у судей заинтересованности;

- устное и непосредственное исследование всех доказательств;

- состязательность и равноправие сторон.

Судебную защиту можно рассматривать как отдельный институт – вид государственной защиты, так как обеспечение такой защиты является одной из обязанностей государства.

Гарантированность судебной защиты означает, что правосудие в Российской Федерации по своей материальной, юридической и идеологической организации способно осуществлять защиту прав и интересов граждан. Таким образом, судебную защиту можно отождествить с правосудием или рассматривать как гарантию доступа к нему.

По мнению А.Е. Козлова и, исходя из Энциклопедического словаря под редакцией Ю.Г. Румянцева и В.И. Додонова, социальная природа суда предопределяется наличием общественной потребности в разрешении конфликтов, вызванных столкновением противостоящих интересов членов общества. Основное предназначение судебной власти – это отправление правосудия.

Такое разнообразие во взглядах на судебную защиту отражает сложный характер этого исторического, социального и правового феномена и позволяет рассматривать судебную защиту как концептуальное теоретическое и правовое понятие, характеризующее смысл, содержание и формы реализации судебной власти. Однако понять подлинный смысл судебной защиты можно, лишь проанализировав все многообразие ее аспектов.

Нормативная регламентация института судебной защиты в отечественном государстве имеет неоднозначное трактование. Не удаляясь глубоко в историю развития законодательства о судебной защите в России, необходимо отметить, что одним из первых нормативно правовых актов был Закон СССР от 2 ноября 1989 года «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан». Далее право на судебную защиту стало регламентироваться практически в каждом документе, касающимся основных прав и свобод личности. Нашло оно отражение и в Конституции РФ 1978 года. В настоящее время право на судебную защиту провозглашено в ч.1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Местоимение «каждому» означает, что право на защиту обеспечивается любому лицу: работающему в государственном, общественном, частном, смешанном или ином предприятии, нигде не работающему, пенсионеру, военнослужащему, студенту, школьнику, лицу, находящемуся под следствием или судом, либо уже отбывающему наказание, имеющему постоянное место жительства или скитающемуся и т.д. Данное право принадлежит и гарантируется также иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на территории России. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены – в Конституции, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч.2 ст.55 Конституции, установившей, что сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер, не знает никаких исключений и является одним из необходимейших условий правовой защищенности личности, характеризующихся предоставлением лицу широких конституционных прав и наличием механизма их правовой защиты.

Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание законов, а также деятельность различных ветвей власти. Эта статья устанавливает и способ обеспечения прав и свобод правосудием.

Правосудие – это деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм различных отраслей права. Подобный способ возможен лишь тогда, когда суду обеспечивают все необходимые условия.

Отправление правосудия – это рассмотрение и разрешение спора о праве одной из ветвей судебной власти. Согласно п.2 ст.118 Конституции РФ, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В России согласно ФКЗ «О судебной системе» действуют три федеральных судебных органа: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Таким образом, получается, что каждый человек, считающий, что его право или законный интерес нарушены, имеет право на судебную защиту. Это право регламентируется Конституцией РФ, Декларацией прав и свобод человека и гражданина 1991 года и другими законами и нормами права.

В процессе реализации права на судебную защиту возникают следующие проблемы:

1. Международные стандарты в области защиты прав человека признают: право каждого на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами (ст. 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 года); право человека на справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона (ст. 6 Европейской Конвенции прав человека и основных свобод 1950 года). Однако, несмотря на такое закрепление, на практике эти нормы реализуются слабо.

2. Низкая правовая культура, незнание своих прав, неготовность отстаивать эти права в суде.

3. Недоверие к суду, вызванное плохим знанием обращения в суды; незнание судебных способов защиты своих прав.

4. Особенность четвертой проблемы касается принципа равенства всех перед законом и судом: из четырех опрошенных трое сомневаются в этом принципе равенства.

5. Судебные решения не всегда отвечают критериям неотвратимости, справедливости и обоснованности.

6. Проблемой является также широкое распространение правового нигилизма (нигилизм – абсолютное отрицание).

Несмотря на наличие столь значительных проблем в рамках реализации права на судебную защиту, необходимо помнить, что правовая культура и правосудие – это своеобразное отражение самого законодательства и механизма функционирования этого законодательства. Таким образом, в рамках данного вопроса необходимо вести речь об обжаловании неправомерных действий в зависимости от рода дел и территориальной подсудности.

Право граждан на обжалование и на обращение получило закрепление в нормативно-правовых актах Российской Федерации (Конституция РФ, ГПК РФ, УПК РФ, ФЗ «Об обжаловании в суд действий, решений, нарушающих права и свободы граждан», ФЗ «Об уполномоченном по правам человека»), а также на уровне международного законодательства.

Рассмотрим подробнее нормы Конституции РФ, относящиеся к защите прав и свобод человека и к обжалованию нарушений этих прав:

q ст. 2: человек, его права и свободы – это высшая ценность, поэтому их признание и защита – это обязанность государства.

q ч. 2 ст.19: все равны перед законом и судом.

q ч. 2 ст. 24: органы государственной власти и местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с материалами и документами, затрагивающими конкретного человека (его права и свободы), если иное не предусмотрено законом.

q ст. 33: граждане могут обращаться лично или направлять коллективные и индивидуальные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

q ч. 1 ст. 45: каждому человеку и гражданину гарантируется государствен-ная защита его прав и свобод.

q ст. 46: гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина; предусматривается возможность обжалования в суд действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающих права и свободы граждан. Если исчерпаны все внутренние механизмы защиты, то ст. 46 предусматривает возможность обращения в межгосударственные органы в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

q ст. 47: никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

q ст. 52: предусмотрено государственное обеспечение доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба.

q ст. 53: предусмотрено право каждого на возмещение вреда, причиненного должностными лицами или органами государственной власти и местного самоуправления в результате их действий или бездействий.

Анализ статей Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод, что право граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы человека и гражданина со стороны органов государственной власти и местного самоуправления разработано весьма всесторонне и четко. Однако все же это право нуждается в еще более детальном закреплении и рассмотрении.

ГПК РФ Статья 3. Право на обращение в суд

1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

(в ред. Федеральных законов от 30.04.2010 N 69-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы в электронном виде могут быть поданы участником судебного процесса посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), либо информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, либо систем электронного документооборота участников процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы, которые подаются посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, могут быть подписаны простой электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации и порядком, определяемым Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлено, что указанные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы, которые подаются посредством систем электронного документооборота участников процесса, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.

(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

3. По соглашению сторон спор, возникший из гражданско-правовых отношений, а также индивидуальные трудовые споры спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, могут быть переданы сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 409-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 31.07.2020 N 245-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.

(часть 4 введена Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

5. Стороны после обращения в суд вправе использовать примирительные процедуры для урегулирования спора.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: