Совокупность граждан одного государства как политического сообщества это

Обновлено: 19.04.2024

Понятие государства как политического сообщества. Нация как совокупность граждан одного государства. Нация-государство, или национальное государство, как субъект политики. Национальная идея – выражение этнокультурной или территориальной группой людей осознания себя особой нацией и своего стремления с самоорганизации (самосохранению) в качестве нации-государства. Национальная идеология – выражение самосознания нации, ее интересов, чаяний и устремлений.

Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология – целостная, относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей и представлений, в которых образующая государство общность (народ) осознает себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти. «Государственная идеология» как видовое понятие (обозначение признака, общего для всего множества государств); «идеология государства» как единичное понятие (обозначение того же признака в его индивидуальной конкретности, характерной для определенного государства). Совпадение предметного значения понятий «национальная идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология», «идеология государства» и их взаимозаменимость в соответствующих контекстах. Определение понятия «идеология белорусского государства». Другие синонимичные ему термины.

Роль идеологии государства как основы духовного единства народа, внутренней целостности и консолидации общества, программа социальной жизнедеятельности нации, средства политической мобилизации граждан. Познавательная, прагматическая (оправдывающая) и мобилизационная функции государственной идеологии.

Понятие элементов государственной идеологии; ее культурно-историческая (цивилизационная), политическая, экономическая и социокультурная составляющие. Уровни государственной идеологии: теоретико-концептуальный; программно-политический; обыденно-актуализированный. Механизм функционирования государственной идеологии как совокупность лиц, институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих формирование, систематизацию, нормативно-правовое закрепление и распространение государственной идеологии.

Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология. Сосуществование и взаимовлияние государственной и частных идеологий в гражданском обществе. Обеспечение соответствия содержания частных идеологий законодательству государства.

Раздел II. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства.

Государственная идеология - система знаний и ценностей, задающая цели и ориентиры развития общества.

Государственная идеология, входя в систему государственности, легитимизирует деятельность ее властных структур. Государственная идеология, давая представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться граждане, организует и регулирует поведение личности в обществе. Поэтому идеология, с одной стороны, направляет деятельность государственной власти, а с другой — управляет поведением индивидов.

Вместе с тем на протяжении многих веков государственные идеологии являлись духовным фундаментом развития общества. Идеологические ценности определяли образование новых социальных структур и институтов, так как вначале создавались идеологические учения, а затем уже на их основе преобразовывались социальные отношения.

Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.

5. Соц носители, источники, ресурсы полит власти.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

6.Понятие политики.Многообразие подходов к определению политки.

Политика — общее генеральное управление, стратегия принятия решений и согласованных действий, которые облегчают достижение декларируемых, согласованных и запланированных программных целей. Политика направляет действие на достижение генеральных, общественных многопрофильных и многоуровневых целей при выполнении конкретных задач. Путём распределения направлений, которым нужно следовать, она объясняет основные принципы и механизмы, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу манёвра в последовательных действиях. • экономические определения политики наиболее ярко пред­ставлены в марксизме: политика - концентрированное выражение экономики. Политика как специфическая сфера общественной жизни утрачивает свою самостоятельность; ПОДХОДЫ

• правовые определения основаны на понимании политики как производной от права. Яркий пример правового определения политики - теория общественного договора (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо). Теория общественного договора трактует политику как вид деятельности по защите естественных прав человека. В современной литературе существуют и противоположные трактовки: право - это порождение политики, важнейшее средство ее реализации, создания и закрепления стабильного общественного порядка;

• нормативно-этические (ценностные) определения сводят политику к деятельности, направленной на достижение общего блага. Ценности правильного политического устройства - справедливость, мир, свобода. Нормативная (ценностная) трактовка политики возникла еще в древности. Платон создал модель идеального государства. Аристотель писал, что справедливость имеет место только в политической жизни, политика является высшей формой жизнедеятельности людей;

• культурологические определения рассматривают политику как форму коллективного, совместного существования людей. Качество политики зависит от культурных составляющих - менталитета, ценностных ориентации, норм, воплощающихся в моделях поведения.

Вторая группа - субстанциальные (сущностные) определения политики- ориентирована на раскрытие первоосновы, внутренней сущности политики. Для этой группы характерны следующие определения:

-силовые, или директивные (властные). В них политика - это Действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, Удержание и использование. Сущность власти определяется через механизмы социального господства, как считали Н. Макиавелли, М. Вебер, К. Маркс;

• институциональные определения основаны на сведении политики к деятельности государства. Политика «материализуется» в таких институтах, как государство, политические партии, общественные организации. Так, В.И. Ленин утверждал, чтополитика-это участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности;

• конфликтно-консенсусные определения показывают, что политика связана с интересами и деятельностью больших групп людей. Социум не монолитен, он имеет сложную структуру. Французский политолог М. Дюверже отмечал, что политическая теория колеблется между двумя драматически противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной - политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет собой попытку осуществить правление порядка и справедливости, обеспечить интеграцию всех граждан в сообщество.

Конфликтное направление развивали марксисты, теоретики конфликта (например, Р. Дарендорф): политика - это деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов; борьба за власть; навязывание воли господствующего класса.

Консенсусное направление получило обоснование в связи с развитием демократии и плюралистических теорий демократии (А. Бентли, Г. Ласки, Р. Даль). Политика - это искусство нахождения согласия, баланса интересов между различными социальными группами;

• антропологические определения отражают источник политики, лежащий в природе самого человека. Обоснование антропологических определений политики идет от Аристотеля, который утверждал, что политика - это форма общения людей, способ коллективного существования человека. К. Шмидт рассматривал политику как отношения друзей - врагов.

Третья группа включает системные определения политики. Политика - это не застывшее, законченное явление, а постоянно возобновляющийся процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.

С системной точки зрения политика является самостоятельной подсистемой социума, имеющей центр принятия решений и окружение, связанные механизмами обратной связи. Политическая система включает следующие механизмы: обеспечение целостности общества; определение стратегических целей обществен­ного развития; выработку механизма по коллективному достижению стратегических целей; распределение и перераспределение ценностей и ресурсов. Политика - это не спонтанный, а целенаправленный, контролируемый процесс. Основные теоретики системного подхода - Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд.

7Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Базовым принципом либерализма является индивидуальная свобода, права и возможности человека самому определять свои жизненные цели, нести личную ответственность за свое благополучие и общественное положение. Либерализм провозгласил абсолютную ценность человеческой личности, существование неотъемлемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность), верховенство закона как инструмента социального контроля, ограничение функций государства, возможность установления социального порядка на основах разума и свободы. Основные идеи классического либерализма были сформулированы по отношению к экономической, политической, духовной и социальной сферам. В экономической области либералы отстаивали свободу предпринимательства и конкуренции, которая дает каждому шанс разбогатеть. Они осуждают вмешательство государства в экономику и протекционизм. Функции государства должны сводиться к охране частной собственности, порядка в стране и защиты ее суверенитета, т.е. государство должно быть «ночным сторожем». В политической области либерализм утверждал равенство всех граждан перед законом, признавал за каждым человеком основные политические права и свободы. Рассматривая монопольную власть как угрозу правам и свободам индивида, представители либерализма сформулировали идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Исходя из теории общественного договора, народ признавался источником власти, что предполагало взаимную правовую ответственность между государством и гражданами. Либерализм признавал также право народа на революцию по отношению к деспотической власти. В духовной сфере либерализм отстаивает принцип свободы совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мнения и слова, способность к компромиссу и терпимости. В социальной области либерализм делал ставку на уверенных в своих силах людей, которые способны самостоятельно утвердиться в жизни. Признавая равенство возможностей, либералы отрицали социальное равенство в силу «естественного неравенства» людей. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в результате эволюции либерализма возникает неолиберализм. В концепции неолиберализма по-новому рассматривается роль государства и признается необходимость расширения его функций. Государство – это не «ночной сторож», а активный участник экономической жизни, который через принятие антимонопольного или антитрестовского законодательства в состоянии защитить свободу предпринимательства и конкуренции от монополий и тем самым поддержать мелкий и средний бизнес. Одной из самых важных целей при этом становится неуклонное расширение числа собственников.

Неолиберализм признает значение социальных проблем в обществе и необходимость проведения государством активной социальной политики. Ее цель – создание условий, обеспечивающих уверенность членов общества в завтрашнем дне. Важнейшей функцией государства рассматривается поддержка социально незащищенных слоев путем перераспределения доходов и осуществления широких социальных программ. Выдвигается идея создания «государства всеобщего благоденствия». Однако во второй половине 70-х годов ХХ в. неолиберальные программы оказались нереализованными вследствие падения темпов роста экономики в ряде западных стран ухудшения экологической ситуации и качества жизни. В такой обстановке укрепляются позиции неоконсерватизма.

8.Любое государство функционирует в определенной социальной среде, зависит от экономики и культуры общества, его структуры, психологии и ценностных предпочтений граждан, в свою очередь оказывая на них мощное воздействие.

Развитие представлений о государственно-правовых явлениях, по-литике в целом, в значительной степени обусловлено все большей детализацией, углублением знаний о многообразии этих связей, стремлением выразить их в соответствующей системе поня-тий.

В ходе эволюции политических знаний, наряду с глубоким пониманием сущности, структуры и механизма политической власти, накапливается множество сведений о феноменах, которые имеют отношение к политической, государственной жизни, влияют и зависят от нее, но государственно-правовыми не являются. Их круг достаточно широк:

это политические пар-тии и движения, политические ценности и традиции, способы достижения политических целей, правовые и политические ориентации населения и т.д.

Государственно-правовые отношения людей – это специфическая сфера социального бытия со своими фундаментальными закономерностями, внутренними взаимосвязями, источниками раз-вития и каналами зависимости от внешней среды. В политической и правовой науке зреет пони-мание необходимости введения и активного использования для объяснения политико-правовых явлений нового понятия, способного отразить этот спектр связей, элементов, отношений. Несо-мненное влияние на рождение этой идеи оказал показавший к середине XX в. свою эвристическую ценность системный метод познания, среди важнейших принципов которого выделяют:

• идею целостности системы – образования в результате сочетания разнообразных факторов новых качеств, свойств, не проявляющих себя в разрозненном состоянии;

• значение выявления всего многообразия отношений системы с внешней средой, описание каналов, способов взаимодействия с которой имеет большое значение для правильного понимания связей внутри системы;

Политическая система — это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть. Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативноправовую и функционально-коммуникативную.

1. Институциональная подсистема включает всю совокупность политических институтов как формализованных, так и неформализованных. К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно-политические объединения и организации, группы давления и др. Формализованные институты по сути создают политическую организацию общества с относительно устойчивой структурой и функционально-ролевой определенностью. К неформализованным относятся институты, не имеющие своего «постоянного» места (и роли) в политической организации. Они возникают спонтанно (эпизодически) по мере необходимости, но тем не менее могут оказывать значительное влияние на принятие политических решений. К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов и др.) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

В этот период, как правило, появляется большое количество политических блоков, движений, групп поддержки и т. д. На выборах по сути каждый избиратель становится субъектом политики, от которого зависит формирование тех или иных органов власти или стратегия развития политической системы и общества.

Каждый институт занимает определенное место в политической системе, и эти места неравнозначны. Поэтому одни институты имеют больше возможностей влиять на политический процесс.

Но тем не менее каждый институт выполняет свои функции по принятию политических решений и контролю за их исполнением.2. Нормативно-правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают

23:00:34 пределы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно-правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.Нормативно-правовая подсистема задает общую направленность во взаимодействии всех субъектов политики, предписывает им общие «правила игры», придает системную целостность всем институтам политической системы.3. Функционально-коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культурой, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствамиФорма политической системы зависит не только от наличия тех или иных политических институтов и правовых норм, но и от того, какими людьми «наполняются» эти институты и какие отношения между ними возникают; имеют ли возможности и способности эти люди исполнять принятые законы, защищать свои интересы и «играть по правилам». Например, в политической системе Советского Союза имелись в наличии все необходимые для демократического общества институты, а конституция СССР 1937 года до сих пор считается одной из самых демократических в мире. Однако приоритет одной партии (ВКП(б)—КПСС) над всеми иными политическими институтами и доминирование патриархальной политической культуры в обществе позволили партийно-государственной элите установить тоталитарный режим власти в стране.Демократическая политическая система предполагает правовое равенство основных политических институтов и соблюдение принципа их функциональной независимости. А определенный уровень политической культуры является необходимым условием для поддержания и воспроизводства демократических политических отношений.

НАЦИЯ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

НАЦИЯ (лат. natio – народ) – широко распространенное в науке и политике понятие, которое обозначает совокупность граждан одного государства как политического сообщества. Отсюда понятия: «здоровье нации», «лидер нации», «национальная экономика», «национальные интересы» и пр. В политическом языке нацией иногда называют просто государства. Отсюда понятие «Организация Объединенных Наций» и многие термины в сфере международных отношений. Члены нации отличаются общегражданским самосознанием (напр., американцы, британцы, испанцы, китайцы, мексиканцы, россияне), чувством общей исторической судьбы и единого культурного наследия, а во многих случаях – общностью языка и даже религии.

Понятие гражданской, или политической, нации утвердилось в Европе в эпоху Французской революции кон. 18 в. (в Средние века нациями назывались земляческие сообщества), чтобы противопоставить божественному происхождению монархической власти представление о гражданском сообществе, имеющем право создавать государство, обладать суверенитетом и контролировать власть. Понятие «нация» широко использовалось в эпоху формирования государств современного типа вместо феодальных, династических и религиозных политических образований. В государствах Нового времени вместе с утверждением единого управления, рынка и массового образования распространялись культурно-языковое единообразие вместо локального своеобразия или наряду с ним, общие гражданские и правовые нормы, а вместе с этим и общая идентичность. Так возникли нации в Европе и в регионах переселенческих колоний (Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия), а также в Латинской Америке на базе колоний Испании и Португалии. В Азии и Африке понятие «нация» было заимствовано из Европы, особенно в ходе деколонизации и образования суверенных государств в 20 в.

Гражданские нации были и остаются многоэтничными образованиями (за исключением небольших островных государств) с разной степенью культурной и политической консолидации. Подавляющее большинство наций включают несколько, а иногда десятки и сотни этнических общностей, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии (напр., американская, индийская, малазийская, канадская, китайская, нигерийская, швейцарская). Обычно язык и культура наиболее многочисленной этнической общности обретают доминирующий (а иногда официальный) статус в гражданском сообществе – государстве, а культура малых групп или групп иммигрантского населения, называемых меньшинствами (см. Меньшинство этническое), подвергается ассимиляции и дискриминации. Согласно национальным законодательствам и международно-правовым нормам, представители меньшинств являются равноправными членами наций и обычно считают себя таковыми (индейские народы и натурализованные иммигрантские группы в странах Америки; корсиканцы и бретонцы во Франции; шотландцы, ирландцы, уэльсцы в Англии; квебекцы, индейцы, эскимосы, иммигрантские группы в Канаде; неханские народы в Китае; нерусские народы в России). В ряде стран, где распространены идеология и практика этнического национализма или расизма, демографически и (или) политически господствующие этнические общности исключают других из понятия «нация» и даже отказывают в гражданстве коренным (неиммигрантам) жителям страны, переводя ситуацию (в т.ч. законодательным путем) в различительную схему «нация и меньшинства» или считая последних «апатридами» или «колонизаторами». Особенно это характерно для ряда постсоветских государств, в которых число тех, кто не входит в категорию нации, может достигать половины населения страны и составлять большинство жителей ее столицы (напр., в Латвии).

В отличие от предшествующих эпох, когда преобладала установка на культурную гомогенность нации через механизмы ассимиляции, в последние десятилетия за счет более интенсивной иммиграции, роста локальных идентичностей и группового (этнического) самосознания увеличились культурная гетерогенность и этнорасовое многообразие европейских наций (напр., британской, германской, итальянской, французской). Этому процессу способствовали демократизация и общественные движения в защиту прав человека и меньшинств, развернувшиеся в мире с нач. 60-х гг. В то же время современные государства предпринимают направленные усилия по формированию общегражданской идентичности и по сохранению целостности нации, в том числе через политику культурного плюрализма и различные внутренние формы самоопределения (культурная и территориальная автономии). Вместо идеи «плавильного котла» символической формулой современных наций гораздо чаще является формула «единство в многообразии». Идея национального самоопределения и национального государства на этнической основе сохраняет и сегодня некоторые позиции, но в странах, переживающих посткоммунистические трансформации, она заметно усилилась.

Этнические, региональные и религиозные различия и неравенство, а также характер общественного устройства и политического режима отдельных государств могут вызывать кризисы и конфликты вплоть до раскола нации на новые национальные образования-государства. По этим причинам и под воздействием идеологии этнического национализма в кон. 20 в. распались несколько полиэтничных гражданских наций. Вместо СССР, Югославии и Чехословакии возникли более 20 новых полиэтничных гражданских сообществ, где идет сложный процесс формирования новых наций. В то же время произошло объединение двух культурно-родственных и до этого государственно разделенных гражданских наций в ГДР и ФРГ в одну германскую нацию, в состав которой входит и целый ряд этнических и иммигрантских меньшинств (сербы, российские немцы, турки, хорваты и др.). Внутри гражданских наций могут возникать политические и вооруженные движения сепаратизма или ирредентизма на этнической (трайбалистской), религиозной или региональной основе. Такие движения существуют во многих странах мира (Великобритания, Индия, Испания, Италия, Канада, Китай, Шри-Ланка, многие страны Африки), и они представляют основную угрозу целостности и мирному развитию гражданских наций. После распада СССР такие движения, в том числе в форме вооруженной рецессии, возникли в Азербайджане, Грузии, Молдове, России.

Распространено также понимание нации как этнической общности или этнонации (в отечественной традиции – как типа этноса), которая понимается как исторически возникшая и устойчивая этносоциальная общность людей с общей культурой, психологией и самосознанием. Понятие культурной нации имеет истоки в идеологии австромарксизма и восточноевропейской социал-демократии и распространилось в 20 в. в процессе распада Австро-Венгерской, Оттоманской и Российской империй. После 1-й мировой войны на основе доктрины национального самоопределения были образованы многоэтничные государства Восточной Европы, а также Финляндия.

В СССР коммунистическая доктрина и режим взяли на вооружение понятие этнонации и внутреннего «национально-государственного строительства», что нашло отражение в административном устройстве страны (территориальные автономии разного уровня для основных нерусских народов) и в др. формах институциализации «социалистических наций и народностей». За время существования СССР произошло социальное конструирование многих советских наций на основе административно-государственных образований и за счет упразднения или ослабления прежних локальных, языковых, религиозных и др. различий (азербайджанская, грузинская, казахская, киргизская, узбекская и др. культурные нации). Однако существовала и общероссийская (общесоветская) идентичность и историко-политическая общность, при которой идеология советского патриотизма и доктрина единого советского народа заменяла доктрину гражданской нации. Этнические общности (народы) назывались нациями, а фактически существовавшая гражданская нация называлась советским народом. Такое понимание сохранилось в этом регионе мира и до сих пор.

Этнический национализм стал одной из важных причин распада СССР, и он же представляет угрозу гражданскому национальному строительству в постсоветских государствах. Ряд новых государств (Казахстан, Киргизия, Литва, Россия, Украина) осознают необходимость перехода к понятию гражданской нации, которое начинает утверждаться наряду или вместо понятия этнонации Однако в постсоветских государствах этнический национализм, особенно от имени т.н. титульных наций, сохраняет мощные позиции в общественно-политическом дискурсе и служит средством политической мобилизации, обеспечения приоритетного доступа к власти и ресурсам. В России на основе доктрины «многонационального народа» и практики этнического федерализма культурные нации обладают политической и эмоциональной легитимностью. Сложное сосуществование двух понятий нации имеет место во многих полиэтничных странах: на уровне государства и официального языка используется по преимуществу понятие гражданской нации как средство консолидации согражданства; на уровне этнических общностей в большей степени употребляется понятие культурной нации как средство защиты своих интересов, политической мобилизации и охраны коллективной культурной самобытности от угрозы ассимиляции или дискриминации со стороны государства и доминирующей культуры. Многозначное использование понятия «нация» становится все более распространенным в современном общественно-политическом дискурсе, хотя его этнический смысл не признается международно-правовыми нормами и нормами большинства государств мира.

Научное содержание понятия «нация» является предметом длительных и малопродуктивных дискуссий, несмотря на участие в них многих крупных ученых и публицистов как в прошлом (И.Гердер, О.Бауэр, К.Каутский, М.Вебер, П.А.Сорокин, И.А.Бердяев), так и в современном обществознании (Д.Армстронг, Б.Андерсон, Э.А.Баграмов, Ю.В.Бромлей, Э.Геллнер, Л.Н.Гумилев, У.Коннор, Э.Смит, Э.Хобсбоум, М.Хрох, П.Чатарджи). В мировой науке не существует общепринятой дефиниции нации, особенно если речь идет об ее границах, о членстве в ней или о нации как статистической категории. Тем не менее до недавнего времени в обществознании господствовало и сохраняет свои позиции понимание нации как реальной общности. В этом случае нация рассматривается как коллективный индивид (или тело), обладающий базовыми потребностями, (само)сознанием, общей волей и способный на единое и целенаправленное коллективное действие. Одной из таких потребностей является обеспечение условий своего сохранения и развития, и из этой потребности вытекает стремление к автономии и независимости в форме отдельного «национального государства». Феномен национализма в данном случае представляется как общественно-политическое явление, в котором нации являются основными авторами. Реалистская (или субстанциональная) онтологизация нации бытует не только в наивной социологии и политологии, но и в более профессиональном обществоведческом дискурсе, который до сих пор сопровождается попытками дать научное определение этого понятия.

Данное видение нации не ограничивается только указанием на исконные, глубокие корни, древнее происхождение и особую духовную силу национальных чувств. Онтологический взгляд фактически разделяют и многие сторонники модернистских и конструктивистских подходов, которые рассматривают нацию как результат индустриализации и распространения «печатного капитализма», как результат неравного развития, роста коммуникационных и транспортных сетей и, наконец, как результат мощного интегрирующего воздействия современного государства (т.е. не нации создают государство, а государство создает нации). Субстанциональный подход не ограничивается только взглядом на нацию как на «объективную реальность», т.е. общность, имеющую объективные общие характеристики (язык, религия и пр.), но он включает также субъективные факторы национальной общности, как, напр., общий миф, историческая память или самосознание. Ибо и в этом случае нация понимается как социально сконструированная, но все же реально существующая группа. В последнее десятилетие 20 в. ряд новых подходов в социальной теории способствовал отходу от трактовки социальных коалиций (групп) как реальных, субстанциональных общностей. Это прежде всего интерес к т.н. сетевым формам и растущее использование категории «сеть» (network) как ориентирующего образа или метафоры в теории и конкретном исследовании. В теории рационального действия делается упор на индивидуальные стратегии поведения и более глубокое понимание феномена групповости (groupness). Заметен отход от структуралистских взглядов, при которых группа рассматривалась как исходный компонент социальной структуры, вместо понятия «группа» используется конструктивистское понятие «групповость» как константное свойство людей объединяться, которое по-разному проявляется, конструируется в зависимости от контекста. Наконец, получили распространение постмодернистские подходы, которые больше внимания уделяют проблемам фрагментарности, эфемерности и эрозии жестких форм и четких границ социальных групп.

Становится все более очевидным, что современный субстанциональный подход к пониманию нации принимает категорию «практика» в качестве аналитической. Содержащееся в практике национализма и в деятельности современной системы государств представление о нации как о реальной общности переносится в сферу науки и делается центральным в теории национализма. Именно этот феномен реификации нации как социального процесса, как события, а не только как интеллектуальной практики отмечается рядом современных авторов (Ф.Барт, Р.Брубейкер, Р.Суни, В.А.Тишков, П.Холл, Г.-Р.Уикер, Т.-Х.Эриксен). В свете этого подхода нацию возможно рассматривать как семантико-метафорическую категорию, которая обрела в современной истории эмоциональную и политическую легитимность, но которая не стала и не может быть научной дефиницией. В свою очередь, национальное как коллективно разделяемый образ и национализм как политическое поле (доктрина и практика) могут существовать и без признания нации в качестве реально существующей общности.

1. Brubaker R. Nationalism Reframed. Nationhood and the National Question in the New Europe. Cambr., 1996;

2. Erikscn Th.-H. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. L., 1993;

3. Tishkov V. Ethnicity, Nationalism and Conflict in and after the Soviet Union. The Mind Aflame. L., 1997;

4. Suny R.G. The Revenge of the Past. Nationalism, Revolution and the Collapse of the Soviet Union. Stanford, 1993;

5. Wicker H.-R. (ed.). Rethniking Nationalism and Ethnicity. The Struggle for Meaning and Order in Europe. Oxf., 1997.

Государство сильно законами, общими правилами, целями, стратегией развития, которые находят свое отражение в идеологии. Ни одно государственное образование не может существовать без духовно-идеологических основ, которые составляют фундамент его единства, целостности и одновременно содержат целенаправленную программу социальной жизнедеятельности народа, общества и государства.

Сл. Идеология государства – это национальная объединяющая и мобилизующая идея. Через пропаганду этой идеи, воздействуя на сознание людей, государство преследует цель, чтобы проживающее на его территории население осознавало себя как единое общественное целое в культурно-историческом, государственно-политическом, экономическом, нравственно-духовном и территориальном планах. Она позволяет людям различных убеждений прийти к осознанию общих ценностей, способствует установлению в обществе атмосферы согласия и созидания.

Государственная идеология – атрибутивный (неотъемлемый, существенный) признак любой нации-государства как социального субъекта вместе с признаками суверенитета, территории, власти, права. Государства без идеологии не бывает.

Государственная идеология по степени организации является более высокой системой, чем любая другая идеология в обществе, так как у государства имеются самые сильные ресурсы для литературного оформления и юридического закрепления (в правовых нормах) идей и ценностей, лежащих в основе государственной политики. Это, прежде всего, Конституция страны, совокупность законодательных актов, государственных программ, которые обязательны для соблюдения и исполнения всеми членами общества.

В демократических режимах каждая общественная сила (класс, социальная группа, политическое движение) вырабатывает свою систему взглядов и идей, которые конкурируют между собой и доказывают свою правоту на политической арене. Та сила, которая в ходе политической борьбы доказала свою перспективность, приходит к власти, а ее идеология на определенный период времени становится официальной и ориентирует государственную деятельность в конкретном направлении. В обществе всегда имеются особые лица (философы, социологи, историки, политологи, политики, высшие должностные государственные лица) и учреждения, которые заняты постоянным обновлением государственной идеологии.

Истоки идеологии белорусского государства следует искать в историческом прошлом Беларуси. На протяжении веков в процессе формирования национальной общности, в ходе развития экономической и государственной жизни, во взаимоотношениях с другими народами создавалась определённая система представлений и понятий, принципов и ценностей. Чтобы аккумулировать в современной идеологии белорусского государства всё конструктивное и полезное из опыта прошлого, необходимо обратиться к идеям и ценностям, выработанным белорусским народом в процессе становления и развития своей государственности. Важной проблемой идеологии белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как в социокультурном контексте, так и в плане государственного строительства. Особое место тут занимает отношение к советскому прошлому и белорусской государственности в рамках СССР. Вопрос, который имеет важнейшее значение для современного белорусского общества и его политико-идеологического состояния – это вопрос о том, является ли суверенное государство Республика Беларусь продолжением предшествующего развития или качественно новым этапом в становлении белорусской государственности, имеющим слабую генетическую связь с предшествующим состоянием.

В системе ценностей особое место занимают суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость. Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.

Сл. Идеология белорусского государства– юридически оформленная система идей, идеалов и ценностей, которая отражает цели и особенностям белорусского пути общественного развития.

Базовые принципы и цели развития белорусского государства закреплены в Конституции Республики Беларусь, которая является правовой основой государственной идеологии.

На сегодняшний день наиболее универсальной ценностью, несущей в себе консолидирующий потенциал, является суверенное белорусское государство.

Идеология Республики Беларусь призвана обеспечить реализацию главной миссии белорусского государства на первую четверть ХХІ века – способствовать устойчивому социально-культурному развитию страны в условиях суверенитета.

Статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит:

«Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство»

Унитарное– государство не имеет в составе федеративных единиц (штатов, заморских

департаментов и др.), подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области). Центральные государственные органы наделены всей полнотой власти.

Демократическое -организация и деятельность государства направлены на признание и обеспечение полновластия народа, прав и свобод человека и гражданина. В Конституции Республики Беларусь (Статья 3) указано: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ».

Социальное– государство стремится максимально обеспечить достойные условия существования своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность. В Статье 2 Конституции Республики Беларусь заявлено: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

Правовое- организация и деятельность государственной власти во взаимоотношениях с гражданами и их объединениями основана на праве и соответствует законам. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы исключить её монополизацию. В Конституции Республики Беларусь (Статья 2) прописана взаимная ответственность государства и гражданина: «Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

Сл. Структурные компоненты идеологии белорусского государства:

- политическая модель белорусского государства, основанная на принципах суверенитета, народовластия, свободы мнений, разделения властей и верховенства права;

- экономическая модель, основанная на принципах многоукладной рыночной экономики, равенстве форм собственности и социальных гарантиях для населения;

- мировоззренческая составляющая, основанная на принципах патриотизма, гражданственности, солидарности.

Сл. Среди наиболее значимых приоритетов идеологии белорусского государстваможно выделить:

-государственный суверенитет Беларуси и международное сотрудничество на взаимовыгодных условиях, интеграция с Российской федерацией и странами Содружества Независимых Государств;

-признание человека как высшей общественной ценности и цели государства, обеспечение реальных гарантий, прав и свобод граждан;

-принцип верховенства права;

-многоукладный, рыночный, социально ориентированный характер экономики страны;

-справедливость, солидарность и партнёрство в отношениях между различными социальными группами;

-веротерпимость и свобода совести;

-патриотизм и гражданственность.

Стержневыми ценностями идеологии белорусского государства являются: безопасность, благосостояние граждан, независимость государства.

Идеология государства призвана сформулировать идеал современного белорусского общества, составными элементами которого являются: построение демократического правового государства, создание условий для свободного и всестороннего развития личности, достойного вхождения страны в европейскую и общечеловеческую общность. Таковы основные приоритеты идеологии белорусской государственности.

По мнению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Идеология для государства – то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным».

Создание единой идеологии не означает, что в государстве не допускается или серьезно ограничивается существование других идеологий.

Идеология – понятие, обозначающее совокупность идей, представлений, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций и т.д., в которых отражаются жизненно практические интересы и цели общества и содержатся программы деятельности.

Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросом захвата, удержания и использования власти субъектами политики.

Сущность идеологии и ее назначение - поддержание и защита существующего порядка или, наоборот, в противодействии ему.

Термин «идеология» появился гораздо позже. Его автором - Дестют де Траси (деятель позднего французского просвещения), который понятие «идеология» употребил для обозначения науки о законах правильного мышления. Но вскоре оно использовалось в ином смысле - как специальная область деятельности государства, включающая разработку теоретических обоснований государственной политики и выработку технологических методов и способов воздействия на сознание людей.

В ХХ веке идеология превратилась в одну из главных сфер деятельности государства и мощнейшее средство воздействия государства на людей. Главным заказчиком идеологии выступает государство. Основная функция идеологии – апологетика действующей политической власти, следовательно, государства.

Современное понимание идеологии.

Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия.

Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни.

Атрибутивный признак государства

Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.

В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно.

Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.

Составляющие государственной идеологии

Культурно-историческая или цивилизационная составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности, а затем и особой нации.

Политическую составляющую государственной идеологии образует прежде всего комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своего государства, степени их соответствия современным потребностям и интересам нации, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления о справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни.

Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека.

Уровни государственной идеологии.

Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата.

Программно-политический уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это прежде всего конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п.

Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание государственной идеологии — политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: