Что должны делать суда использующие систему разделения движения кратко

Обновлено: 28.02.2024

В системах вводится установленное направление движения потоков судов (Estabilished direction of traffic flow), которое на картах обозначается контурной стрелкой (сплошными линиями) или рекомендованное направление потока судов (Recommended direction of traffic flow), которое обозначается пунктирной стрелкой. Стрелки, нанесенные на карту в системе установленных путей, служат только для указания общего направления потока судов; не требуется, чтобы курс судна был проложен строго по стрелкам.

Система разделения движения (Traffic separation scheme) устанавливается с целью разделения встречных потоков судов. Система включает в себя полосы движения (Traffic lane), в пределах которых

установлено одностороннее движение, и разделяющую их зону или линию разделения движения (Separation zone or line).

Судно, следующее в системе разделения движения или вблизи нее, должно действовать в соответствии с Правилом 10 МППСС-72, чтобы свести к минимуму возможность возникновения опасности столкновения с другим судном.

В необходимых случаях подается сигнал «YANKEE GOLF» Международного свода сигналов, означающий «Ваши действия не соответствуют системе разделения движения».


Разделение движения зоной разделения движения или линией разделения

Зоны прибрежного плавания(Inshore traffic zone) охватывает район, расположенный между прибрежной границей системы разделения движения и прилегающим берегом. Она предназначена для того, чтобы суда местного плавания удерживались на достаточном расстоянии от системы разделения движения, предназначенной для судов транзитного плавания. Движение судов в зонах прибрежного плавания отделяется от движения судов в прилегающей полосе движения линиями или зонами разделения. Суда местного плавания могут следовать в зоне прибрежного плавания в любом направлении. В соответствии с Правилом 10(d) МППСС-72, суда, которые могут безопасно использовать для транзитного прохода полосу движения в системе разделения, не должны, в общем случае, использовать зоны прибрежного плавания.



Зоны прибрежного плавания Секторальное разделение

смежных систем разделения

движения на подходах к узловым

Район кругового движения (Roundabout) включает в себя точку или круговую зону разделения движения и кольцевую полосу движения в пределах определенных границ. Плавание в районе кругового движения осуществляется против часовой стрелки вокруг точки или круговой зоны разделения движения.

Район кругового движения может устанавливаться в местах расположения узловых точек (подходов к портам, лоцманских станций, мест установки плавучих буев или плавучих маяков, мест входов на фарватеры и в каналы и т.п.), а также в местах схождения путей, где соединяются системы разделения движения.


Район повышенной осторожности плавания (Precautionary area) –это район с определенными границами, в пределах которого суда должны следовать с особой осторожностью и где может быть рекомендовано направление потока судов. Район может быть установлен в местах, где сходятся потоки судов, так как судам может потребоваться пересекать пути или переходить на другие пути. Соблюдение особой осторожности в таком районе необходимо и потому, что судно, следующее в нем по установленному пути, не имеет никаких специальных привилегий или преимущественного права прохода.

Районы повышенной осторожности плавания не должны использоваться, насколько это практически возможно, проходящими судами, не использующими связанные с этими районами системы разделения движения и глубоководные пути, и судами, не входящими в прилегающие порты и не выходящими из них.

Глубоководный путь (Deep water route)представляет собой путь с определенными границами, в пределах которого тщательно обследовано морское дно на предмет отсутствия подводных препятствий. Глубоководный путь предназначается в первую очередь для судов, которые из-за своей осадки нуждаются в таком пути в данном районе. Прочие суда должны, насколько это возможно, избегать следования этим глубоководным путем. На карте после сокращения «DW» (или «ГВ» на российских картах) может быть помещено значение минимальной глубины, поддержание которой на глубоководном пути гарантировано (например, 19 м).




Односторонний глубоководный путь Рекомендованные направления

потока судов между двумя системами

разделения движения (в пределах полосы движения)

Двусторонний путь (Two-way route)является путем с определенными границами, по которому установлено двустороннее движение для обеспечения безопасности прохода судов через воды, плавание в которых затруднено или опасно. На двусторонних путях суда должны, насколько это возможно, держаться правой стороны.



Двусторонний путь Рекомендованные пути

(с односторонними участками)


Район, которого следует избегать (Area to be avoided) представляет собой район с определенными границами, особенно опасный для плавания, или район, в котором особенно важно избегать аварийных происшествий. Все суда или суда определенных классов должны избегать захода в него. Однако этот район не должен считаться запретным районом, если это не оговорено особо.

Районы, которых следует избегать, устанавливаются в местах:

слабо изученных в гидрографическом отношении;

где недостаточная обеспеченность средствами навигационного оборудования может привести к посадке на мель;

где знание местных условий существенно влияет на безопасность плавания;

- где существует возможность в результате аварии нанести непоправимый ущерб окружающей среде;

- где может возникнуть опасность повреждения важных СНО.

Классы судов, которые должны избегать данного района, указываются в каждом отдельном случае.

a. Это Правило применяется при плавании по системам разделения движения, принятым Организацией, и не освобождает никакое судно от его обязанностей, вытекающих из любого другого Правила.

b. Судно, использующее систему разделения движения, должно:

i. следовать в соответствующей полосе движения в принятом на ней общем направлении потока движения;

ii. держаться, насколько это практически возможно, в стороне от линии разделения движения или от зоны разделения движения;

iii. в общем случае входить в полосу движения или покидать еe на конечных участках, но, если судно покидает полосу движения или входит в неe с любой стороны , оно должно делать это под возможно меньшим углом к общему направлению потока движения.

c. Судно должно, насколько это практически возможно, избегать пересечения полос движения, но если оно вынуждено пересекать полосу движения, то должно делать это, насколько это возможно, курсом под прямым углом к общему направлению потока движения.

i. Судно не должно использовать зону прибрежного плавания, если оно может безопасно использовать соответствующую полосу движения в прилегающей системе разделения движения. Однако, суда длиной менее 20 м, парусные суда и суда, занятые ловом рыбы, могут использовать зону прибрежного плавания.

ii. Независимо от предписаний подпункта (d) (i) судно может использовать зону прибрежного плавания, когда оно направляется в порт или из него, следует к расположенным у берега сооружениям, лоцманской станции или какому - либо другому месту, которые находятся в пределах зоны прибрежного плавания, или для избежания непосредственной опасности.

e. Судно, если оно не пересекает систему разделения движения, не входит в полосу движения или не выходит из нее, не должно, в общем случае, входить в зону разделения движения или пересекать линию разделения движения, кроме:

i. случаев крайней необходимости для избежания непосредствен ной опасности;

ii. случаев, когда это связано словом рыбы в пределах зоны раз деления движения.

f. Судно, плавающее вблизи конечных участков систем разделения движения, должно соблюдать особую осторожность.

g. Судно должно, насколько это практически возможно, избегать постановки на якорь в пределах системы разделения движения или вблизи от ее конечных участков.

h. Судно, не использующее систему разделения движения, должно держаться от нее на достаточно большом расстоянии.

i. Судно, занятое ловом рыбы, не должно затруднять движение любого другого судна, идущего в полосе движения.

j. Судно длиной менее 20 м или парусное судно не должно затруднять безопасное движение судна с механическим двигателем, идущего в полосе движения.

k. Судно, ограниченное в возможности маневрировать, когда оно занято деятельностью по поддержанию безопасности мореплавания в системе разделения движения, освобождается от выполнения этого Правила в такой степени, в какой это необходимо для выполнения этой деятельности.

l. Судно, ограниченное в возможности маневрировать, когда оно занято работами по прокладке, обслуживанию или поднятию подводного кабеля в пределах системы разделения движения, освобождается от выполнения требований этого Правила настолько, насколько это необходимо для выполнения этих работ.

Плавание

Плавание В течение часа после еды нельзя плавать. Этот миф появился полвека назад, когда американский Красный Крест опубликовал инструкцию по спасению жизни, где говорилось, что безумцу, отважившемуся нырнуть в бассейн сразу же после еды, грозят спазмы желудка и,

15. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

15. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ Родоначальником теории разделения властей считают английского мыслителя Дж. Локка. Из теории общественного договора он выводит непосредственно происхождение отдельных видов власти. Локк различает законодательную, исполнительную и

В чем состоит главное отличие движения Венеры и Урана от движения остальных планет?

В чем состоит главное отличие движения Венеры и Урана от движения остальных планет? Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении – в том же, в котором вращается вокруг своей оси Солнце. В этом же направлении вращаются почти все планеты и вокруг собственных

Бойтесь первого движения души: оно, как правило, самое благородное

Бойтесь первого движения души: оно, как правило, самое благородное Слова французского дипломата, министра иностранных дел при всех режимах послереволюционной Франции — Директории, Консульстве, империи Наполеона I и монархии Людовика XVIII, мастера политической интриги

Движения водных животных Плавание:

Движения водных животных Плавание: – с помощью плавников на заднем конце тела – тритоны, личинки стрекоз, поденок, жуков;– с помощью волнообразных движений тела – черви;– с помощью конечностей – водные жуки и клопы, лягушки;– с помощью водяного выстрела – личинки

Правило 9. ПЛАВАНИЕ В УЗКОСТЯХ

Правило 9. ПЛАВАНИЕ В УЗКОСТЯХ a. Судно, следующее вдоль узкого прохода или фарватера, должно держаться внешней границы прохода или фарватера, которая находится с его правого борта настолько близко, насколько это безопасно и практически возможно. b. Судно длиной менее 20 м

Правило 19. ПЛАВАНИЕ СУДОВ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

Правило 19. ПЛАВАНИЕ СУДОВ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ a. Это Правило относится к судам, не находящимся на виду друг у друга при плавании в районах ограниченной видимости или вблизи таких районов. b. Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установлен ной

1.5. Особенности разделения или выделения общества,

1.5. Особенности разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединениемРешением общего собрания акционеров общества о реорганизации общества в форме его разделения или выделения может быть предусмотрено в отношении одного или

В чем состоит главное отличие движения Венеры и Урана от движения остальных планет?

В чем состоит главное отличие движения Венеры и Урана от движения остальных планет? Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении – в том же, в котором вращается вокруг своей оси Солнце. В этом же направлении вращаются почти все планеты и вокруг собственных

a. Любое действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть уверенным, своевременным и соответствовать хорошей морской практике.

b. Любое изменение курса и (или) скорости, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если позволяют обстоятельства, должно быть достаточно большим, с тем чтобы оно могло быть легко обнаружено другим судном, наблюдающим его визуально или с помощью радиолокатора; следует избегать ряда последовательных небольших изменений курса и (или) скорости.

c. Если имеется достаточное водное пространство, то изменение только курса может быть наиболее эффективным действием для предупреждения чрезмерного сближения при условии, что изменение сделано заблаговременно, является существенным и не вызывает чрезмерного сближения с другими судами.

d. Действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения с другим судном, должно быть таким, чтобы привести к расхождению на безопасном расстоянии. Эффективность этого действия должна тщательно контролироваться до тех пор, пока другое судно не будет окончательно пройдено и оставлено позади.

e. Если необходимо предотвратить столкновение или иметь больше времени для оценки ситуации, судно должно уменьшить ход или остановиться, застопорив свои движители или дав задний ход.

i. Судно, обязанное согласно какому-либо из настоящих Правил, не затруднять движение или безопасный проход другого судна, должно, когда этого требуют обстоятельства, предпринять заблаговременные действия с тем, чтобы оставить достаточное водное пространство для безопасного прохода другого судна;

ii. Судно, обязанное не затруднять движение или безопасный проход другого судна, не освобождается от этой обязанности при приближении к другому судну, так что возникает опасность столкновения, и должно, предпринимая свои действия, полностью учитывать те действия, которые могут потребоваться согласно Правилам настоящей Части;

iii. Когда два судна приближаются друг к другу так, что возникает опасность столкновения, судно, движение которого не должно затрудняться, обязано полностью соблюдать Правила настоящей Части.

Избежать столкновения

Избежать столкновения У побережья риск столкновения с другой лодкой временами очень больой, потому что в странах третьего мира мириады лодок плавают в прибрежной зоне и часто не имеют огней.Раз у побережья Индии мы оказались в окружении сотен невидимых лодок. Ветер был

93. Приемы предупреждения формирования установки на ложь

93. Приемы предупреждения формирования установки на ложь Конкретные тактические приемы. Демонстрация осведомленности о биографии, жизни допрашиваемого лица. Если человек чего-то не говорит, ему нужно продемонстрировать, что следователь обладает информацией.

Для предупреждения образования камней

Для предупреждения образования камней Для того чтобы избавиться от последствий застоя мочи, который возникает результате затрудненного мочеиспускания (воспаление, образование камней) следует воздействовать на точки Хуан-шу и Хэн-гу на

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ "КРАСНОЙ КАПЕЛЛЫ"

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ "КРАСНОЙ КАПЕЛЛЫ" "При расследовании дела "Красной капеллы" мы увидели, что с 1933 года враги засели повсюду", — сказал Гитлер 26 июня 1943 года.В 1941 году немецкую радиоразведку крайне беспокоила возросшая активность непонятных радиоосетей, явно не

6.3. Осведомленность и опыт столкновения с мошенничеством по банковским картам

6.3. Осведомленность и опыт столкновения с мошенничеством по банковским картам Большинство опрошенных россиян осведомлены о существовании мошенничества с банковскими картами — 24 % хорошо осведомлены о видах и способах обмана владельцев карт и еще 57 % что-то слышали о

22. СТОЛКНОВЕНИЯ В РАЗНЫХ МЕСТАХ

22. СТОЛКНОВЕНИЯ В РАЗНЫХ МЕСТАХ «ДАВАЙ ВЫЙДЕМ!» Воевать прямо в зале начинают либо совсем отпитые субъекты, либо «отмороженные» (хотя сегодня хватает и тех, и других). Более разумные, более трезвые личности предпочитают традиционное: «давай, выйдем». Надо заметить, что

Правило 7. ОПАСНОСТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ

Правило 7. ОПАСНОСТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ a. Каждое судно должно использовать все имеющиеся средства в соответствии с преобладающими обстоятельствами и условиями для определения наличия опасности столкновения. Если имеются сомнения в отношении наличия опасности столкновения,

Правило 16. ДЕЙСТВИЯ СУДНА, УСТУПАЮЩЕГО ДОРОГУ

Правило 16. ДЕЙСТВИЯ СУДНА, УСТУПАЮЩЕГО ДОРОГУ Каждое судно, которое обязано уступить дорогу другому судну, должно, насколько это возможно, предпринять заблаговременное и решительное действие с тем, чтобы "чисто" разойтись с другим

Правило 17. ДЕЙСТВИЯ СУДНА, КОТОРОМУ УСТУПАЮТ ДОРОГУ

Правило 17. ДЕЙСТВИЯ СУДНА, КОТОРОМУ УСТУПАЮТ ДОРОГУ i. Когда одно судно из двух судов должно уступить дорогу другому, то это другое судно должно сохранять курс и скорость. ii. Однако это другое судно, когда для него становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу,

Правило 34. СИГНАЛЫ МАНЕВРОУКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Правило 34. СИГНАЛЫ МАНЕВРОУКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ a. Когда суда находятся на виду друг у друга, то судно с механическим двигателем на ходу, маневрируя так, как это разрешается настоящими Правилами, должно показать свой маневр сигналами, подаваемыми свистком, следующим

ГЛАВА 4 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ГЛАВА 4 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВИДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ «В случае, кода при движении поезда, маневрового состава необходимо обеспечить особые условия его следования, машинисту должно даваться письменное ели устное предупреждение» (п. 18.31 Правил технической

Столкновения

Столкновения Столкновения бывают попутные, встречные, боковые. Попутные столкновения — это, говоря языком более простым, въезды в заднюю часть впередиидущего транспортного средства. Боковыми считаются столкновения с различной степенью взаимных повреждений кузова с

a. Это Правило относится к судам, не находящимся на виду друг у друга при плавании в районах ограниченной видимости или вблизи таких районов.

b. Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установлен ной применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям ограниченной видимости. Судно с механическим двигателем должно держать свои машины готовыми к немедленному маневру.

c. При выполнении Правил Раздела 1 этой Части каждое судно должно тщательно сообразовывать свои действия с преобладающими обстоятельствами и условиями ограниченной видимости.

d. Судно, которое обнаружило присутствие другого судна только с помощью радиолокатора, должно определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и (или) существует ли опасность столкновения. Если это так, то оно должно своевременно предпринять действие для расхождения, причем если этим действием является изменение курса, то, насколько это возможно, следует избегать:

i. изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;

ii. изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза.

e. За исключением случаев, когда установлено, что опасности столкновения нет, каждое судно, которое услышит, по-видимому, впереди своего траверза, туманный сигнал другого судна или которое не может предотвратить чрезмерное сближение с другим судном, находящимся впереди траверза, должно уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе. Оно должно, если это необходимо, остановить движение и в любом случае следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения.

Совет № 51 Если из-за ограниченной видимости выполнить поворот сложно и нет светофора, а ждать нет времени, нужно с очень низкой скоростью «высовываться» и постараться, не подставив свою машину под плотный поток на главной дороге, оценить ситуацию и в удобный момент произвести поворот

Совет № 51 Если из-за ограниченной видимости выполнить поворот сложно и нет светофора, а ждать нет времени, нужно с очень низкой скоростью «высовываться» и постараться, не подставив свою машину под плотный поток на главной дороге, оценить ситуацию и в удобный момент

Все предметы в зоне видимости

Все предметы в зоне видимости На кухне важную роль играет то, на каком уровне будут располагаться полки и ящики. Общую высоту всего кухонного оборудования можно разделить на 4 зоны (рис. 91). Рис. 91. Зона доступности элементов кухонного оборудования (высота, мм)1. Очень

РАЗДЕЛ 1. Плавание судов при любых условиях видимости.

РАЗДЕЛ 1. Плавание судов при любых условиях видимости. Правило 4. ПРИМЕНЕНИЕ Правила этого раздела применяются при любых условиях

Правило 9. ПЛАВАНИЕ В УЗКОСТЯХ

Правило 9. ПЛАВАНИЕ В УЗКОСТЯХ a. Судно, следующее вдоль узкого прохода или фарватера, должно держаться внешней границы прохода или фарватера, которая находится с его правого борта настолько близко, насколько это безопасно и практически возможно. b. Судно длиной менее 20 м

Правило 10. ПЛАВАНИЕ ПО СИСТЕМАМ РАЗДЕЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ

Правило 10. ПЛАВАНИЕ ПО СИСТЕМАМ РАЗДЕЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ a. Это Правило применяется при плавании по системам разделения движения, принятым Организацией, и не освобождает никакое судно от его обязанностей, вытекающих из любого другого Правила. b. Судно, использующее систему

РАЗДЕЛ 2. Плавание судов, находящихся на виду друг у друга

РАЗДЕЛ 2. Плавание судов, находящихся на виду друг у друга Правило 11. ПРИМЕНЕНИЕ Правила этого Раздела применяются к судам, находящимся на виду друг у

Правило 14. СИТУАЦИЯ СБЛИЖЕНИЯ СУДОВ, ИДУЩИХ ПРЯМО ДРУГ НА ДРУГА

Правило 14. СИТУАЦИЯ СБЛИЖЕНИЯ СУДОВ, ИДУЩИХ ПРЯМО ДРУГ НА ДРУГА a. Когда два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо, с тем

Правило 18. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СУДОВ.

Правило 18. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СУДОВ. За исключением случаев, когда Правила 9, 10 и 13 требуют иного:a. Судно с механическим двигателем на ходу должно уступать дорогу: i. судну, лишенному возможности управляться; ii. судну, ограниченному в возможности маневрировать; iii. судну,

РАЗДЕЛ 3. Плавание судов при ограниченной видимости.

РАЗДЕЛ 3. Плавание судов при ограниченной видимости. Правило 19. ПЛАВАНИЕ СУДОВ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ a. Это Правило относится к судам, не находящимся на виду друг у друга при плавании в районах ограниченной видимости или вблизи таких районов. b. Каждое судно должно

Правило 35. ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

Правило 35. ЗВУКОВЫЕ СИГНАЛЫ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ В районах ограниченной видимости или вблизи таких районов, днем или ночью, сигналы, предписанные этим Правилом, должны подаваться следующим образом. a. Судно с механическим двигателем, имеющее ход относительно

IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУКСИРНЫХ СУДОВ ПРИ ШВАРТОВКАХ, ПЕРЕТЯЖКАХ В ПОРТУ И ПРИ ОТХОДЕ ОТ ПРИСТАНИ 1. Основные правила использования буксирных судов в порту

IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУКСИРНЫХ СУДОВ ПРИ ШВАРТОВКАХ, ПЕРЕТЯЖКАХ В ПОРТУ И ПРИ ОТХОДЕ ОТ ПРИСТАНИ 1. Основные правила использования буксирных судов в порту Капитан транспортного судна должен всегда иметь в виду, что буксирные суда даются ему в помощь и что, следовательно, он

В процессе обхода гроз пилот может потерять пространственное положение самолета в условиях ограниченной видимости. Этому способствуют следующие факторы:

В процессе обхода гроз пилот может потерять пространственное положение самолета в условиях ограниченной видимости. Этому способствуют следующие факторы: 1. Попадание в сильную турбулентность (мощный вертикальный порыв) набольшой высоте в условиях грозовой

ГЛАВА 18 ПЛАВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

ГЛАВА 18 ПЛАВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ 260. Требования, установленные настоящей главой, распространяются на все суда и составы, за исключением судов с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт и (или) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн и

ГЛАВА 2 СИГНАЛЫ, ПОДАВАЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ

ГЛАВА 2 СИГНАЛЫ, ПОДАВАЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ Номер звукового сигнала Звуковой сигнал Значение звукового сигнала 18 Один продолжительный звук «Одиночное судно в движении» 19 Один продолжительный и два коротких звука с интервалом не менее 2 мин «Составы

Эффективным средством пассивного управления судопотоками является система разделения движения (СРД) — разделение встречных потоков судов посредством установления зон и/или линий разделения и полос движения. Наиболее часто используются СРД линейного типа (рис.5.1).

Установленная зона прибрежного плавания удерживает суда местного плавания на достаточном расстоянии от СРД, а транзитные суда от приближения к берегу и навигационным опасностям.

Секторное разделение движения используется там, где сходятся потоки судов, идущих с различных направлений (рис. 5.2).

В узловых точках схождения потоков вводятся районы кругового движения или районы повышенной осторожности плавания. Там, где соединяются или пересекаются пути, также вводятся районы пересечения, районы соединения, районы повышенной осторожности плавания. Полосы движения Должны прокладываться так, чтобы оптимально использовать имеющиеся глубины; максимальная ширина полос движения и зон разделения должна устанавливаться исходя из точностных возможностей способов определения места судна в соответствии с требованиями к техническим средствам судовождения.


Рис. 5.1. СРД линейного типа

Единственным международным органом, ответственным за установление СРД, является ИМО. Однако правительства прибрежных государств вправе самостоятельно вводить СРД в водах, находящихся под их юрисдикцией, информируя об этом ИМО и заблаговременно оповещая всех через систему «Извещений мореплавателям». Плавание по СРД, одобренным ИМО, регламентируется Правилом 10 МППСС-72. Правила плавания в национальных СРД устанавливает прибрежное государство и они могут существенно отличаться от Правила 10. Даже если объявленная СРД не одобрена ИМО и не является обязательной для исполнения, хорошая морская практика требует от судоводителя следовать в соответствии с этой системой до тех пор, пока другие более важные обстоятельства не заставят его изменить это решение.


Рис. 5.2. Секторное разделение движения

В соответствии с Правилом 10 судно должно в общем случае входить в полосу движения СРД или покидать ее на конечных участках, но если судно покидает полосу движения или входит в нее с любой стороны, оно должно делать это под возможно меньшим углом к общему направлению потока движения. При плавании вблизи конечных участков СРД необходимо соблюдать особую осторожность, так как движение судов здесь не упорядочено, выбор ими курсов может быть достаточно произвольным, а изменения курсов — неожиданными. Судно, не использующее СРД, должно держаться от нее на возможно большем расстоянии.

Судно, использующее СРД, должно следовать в соответствующей полосе движения в принятом на ней общем направлении потока движения и держаться, насколько это практически возможно, в стороне от линии (зоны) разделения движения. Учитывая это обстоятельство, при предварительной прокладке путь судна рекомендуется прокладывать посередине полосы движения, если справа по ходу за границей полосы движения находится зона прибрежного плавания или опасный район. Если же за правой границей полосы движения опасности нет, то путь судна лучше располагать в 2/3 ширины полосы движения от зо­ны разделения. При фактическом плавании путь судна может быть скорректирован в зависимости от обстановки.

Судно, если оно не пересекает СРД, не входит в полосу движения или не выходит из нее, не должно, в общем случае, входить в зону разделения или пересекать линию разделения движения, кроме ситуаций крайней необходимости:

— для избежания непосредственной опасности;

— при гидрографических работах в пределах зоны разделения.

Судно должно, насколько это практически возможно, избегать пересечения полос движения, но если оно вынуждено пересекать полосу движения, то должно делать это, насколько возможно, курсом под прямым углом к общему направлению потока движения.

Существует широко распространенное убеждение о привилегированном статусе судов, использующих СРД для транзитного прохода. Однако в соответствии с Правилом 10(а) плавание по СРД «не освобождает никакое другое судно от его обязанностей, вытекающих из любого другого Правила».

При плавании в судопотоке оптимальна (с точки зрения минимума обгонов) скорость судна, равная средней скорости ближайших судов,

следующих в той же полосе движения. Скорость судна, несколько пре­вышающая это значение, более предпочтительна, чем несколько меньшая, так как отводит своему судну активную роль при обгонах, однако в любом случае скорость должна быть безопасной. При ограни­чении или запрещении обгона скорость судна подбирается такой, чтобы не допустить чрезмерного сближения с судном, идущим впереди.

Безопасной дистанцией до впереди идущего судна считают такую дистанцию, которая позволяет избежать столкновения при экстрен­ном его торможении.

Важнейшим фактором является своевременное обнаружение торможения впереди идущего судна. Порог замечаемого изменения ско­рости цели может быть принят равным 20. 30% от исходной. Более на­дежные результаты дает контроль дистанций по РЛС. В большинстве случаев безопасной считается дистанция до попутного судна по носу не менее десяти корпусов судна.

Достаточным считается расстояние до судна-попутчика около 4—8 кбт справа, 3—6 кбт слева, 3—4 кбт по корме. Следует, однако, иметь в виду, что в теневом секторе близко идущего попутчика может скрываться опасная цель. Особого внимания требуют суда-попутчики, дис­танция до которых монотонно уменьшается, а также приближение к повороту СРД.

Учитывая, что точность плавания по СРД зависит от точности применяемых методов контроля за местом и движением судна, возможны случаи выхода судна на полосу встречного движения. Судно-нарушитель должно быть проинформировано о нарушении правил плавания любым другим судном как по радиотелефону, так и по МСС. Предусмотрен сигнал «YG» — «Вы, кажется, не соблюдаете правила плавания в системе разделения движения».

Существенным элементом разделения движения судов является жесткий контроль за соблюдением правил со стороны прибрежного государства — с помощью береговых РЛС, патрульных кораблей, авиации. Предусматриваются информация о судах-нарушителях и опреде­ленные санкции по отношению к ним. Если обстоятельства вынуждают судно нарушить правила плавания (например, для избежания не­посредственной опасности), необходимо немедленно сообщить об этом по радиотелефону на береговую станцию контроля.

Суда по возможности не должны становиться на якорь в районах СРД или вблизи конечных участков СРД, чтобы не мешать движению судов и не подвергаться опасности столкновения.

5.6. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ
СУДОВ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ

Транспортный поток судов на внутренних водных путях (ВВП) характеризуете» значительной неоднородностью судовых транспортных средств. Он состоит из различных видов судов; толкачей, буксировщиков, плотоводов, танкеров, грузовых, пассажирских, технических, вспомогательных судов и судов на подводных крыльях, которые отличаются друг от друга не только габаритами, водоизмещением, скоростью, но и психофизиологическими качествами судоводителей.

Основным документом, обеспечивающим безопасность судовождения на ВВП, являются Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации.

Правила плавания имеют силу закона, поэтому лица, нарушившие их, в зависимости от тяжести последствий, вызванных нарушениями, несут административную, материальную или уголовную ответственность в соответствии с законом.

Действие Правил плавания распространяется на экипажи судов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях, связанное с эксплуатацией и использованием плавучих объектов, содержанием судоходных водных путей и гидротехнических сооружений, при плавании по внутренним водным путям Российской Федерации.

На ВВП Правилами плавания устанавливается следующий порядок движения по судовому ходу.

Судно на участке с двухсторонним движением должно следовать по правой походу полосой движения, а там, где это затруднено (по путевым, гидрометеорологическим или иным условиям), — придерживаясь оси судового хода и обеспечивая готовность к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами. При этом каждое судно своевременно уклоняется вправо, насколько это необходимо и безопасно, и следует так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади.

Исключение из настоящего правила допускается в отношении судов, буксирующих плоты, и скоростных судов.

Судам запрещается пересекать судовой ход или полосу движения для подхода к причалам, рейдам и другим местам стоянки на расстояниях менее 1 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий; при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому. Аналогичные требования относятся и к судам, выходящим на судовой ход от берега или мест стоянки.

Судно, идущее вверх, первым заблаговременно, а в случае ограниченного по путевым условиям обзора — при визуальном обнаружении встречного судна, должно согласовать свои действия по радиотелефонной связи и подать отмашку с левого борта.

Судно, идущее вниз, должно принять и незамедлительно подтвердить указанную сторону расхождения (пропуска) подачей отмашки.

В случае невозможности пропуска встречного судна по левому борту судно, идущее вверх, должно заблаговременно перейти на левую по ходу сторону в наиболее удобное место, уклониться влево, насколько это необходимо и безопасно, убавить ход или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по правому борту, при этом предварительно согласовать свои действия по радиотелефонной связи и отмашками по правому борту.

Скоростные суда при встречном плавании должны расходиться между собой только левыми бортами; при этом отмашку первым подает судно, идущее вверх.

Обгон одного скоростного судна другим должен осуществляться только по левому борту обгоняемого судна; при этом обгоняемое судно, получив запрос и разрешив обгон, должно незамедлительно уменьшить скорость и следовать с минимальной скоростью до оконча­ния обгона.

Во избежание встречи на участках и местах, где расхождение судов затруднено, применяются следующие правила:

• судно при подходе к непросматриваемому и затруднительному участку, где встречное судно визуально заблаговременно обнаружить невозможно, должно сообщить о подходе по радиотелефонной связи, уменьшить ход и подать «один продолжительный звук». Ночью этот сигнал должен дублироваться лучом прожектора, направленного вверх;

• судно при движении по указанному участку большой протяженности должно через каждые 2-3 минуты подавать «два продолжительных звука»;

• суда, убедившись в занятости участка, должны принимать меры для обеспечения безопасного расхождения (пропуска), а если участок с односторонним движением - остановиться и ожидать в безопасном для пропуска встречного судна месте;

• при одновременном подходе судов сверху и снизу к участку с односторонним движением судно, идущее вверх, должно остановиться в безопасном месте и пропустить судно, идущее вниз.

Обгон может производиться лишь тогда, когда обгоняющее и обгоняемое суда удостоверились в том, что обгон не представляет опасности, и подтвердили согласие на обгон по радиотелефонной связи и световыми сигналами.

Обгоняемое судно должно по требованию обгоняющего судна
уменьшить скорость и предпринять другие действия для обеспечения
безопасности обгона.

Обгоняющее судно должно обходить обгоняемое судно по левому
борту. Обгон по правому борту допускается как исключение, когда обгон по левому борту затруднен из-за путевых, метеорологический или других условий.

Судно на участках с ограниченными габаритами судового хода, в затонах, при приближении к откосу канала, берегу, при проходе вблизи земснарядов, стоящих судов, пляжей и мест отдыха, а также на участках пути, где скорость движения ограничена документами, определяющими особенности движения судов в бассейне, предписывающими знака ми или обозначениями на карте, должно осуществлять движение на пониженной скорости (вплоть до минимальной), чтобы не создавать опасного волнения.

В условиях ограниченной (менее 1 км) видимости плавание судов в зависимости от габаритов судового хода разрешается:

• при ширине судового хода менее 100 м: движение одиночным судам, толкаемым составам с одним несамоходным судном только вверх;

• при ширине судового хода 100 ми более, но менее 200 м: одиночным судам — двухстороннее движение, а толкаемым составам — только вверх;

• при ширине судового хода 200 м и более: судам и составам - двухстороннее движение (плотовым составам в этих условиях движение разрешается только по озерам и водохранилищам);

• на каналах: независимо от ширины судового хода - двухстороннее движение одиночным судам и толкаемым составам только при визуальной видимости берегов по траверзу и не менее двух длин судна (состава) по курсу.

При ограниченной видимости запрещается расхождение и обгон судов (составов) на участках, где судовой ход имеет ширину менее 200 м, если визуальная видимость составляет менее трех длин судна (состава).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: