Новоаттическая комедия и ее отличие от древнегреческой комедии аристофана третейский суд менандр

Обновлено: 27.04.2024

Новая аттическая комедия представляет совершенно иной жанр, нежели древняя аттическая комедия. Она не затрагивает политических тем, устремляется к частной жизни, на переднем плане – любовь как характерная черта. Напоминает бытовую драму или мелодраму. НАттК утрачивает комизм, грубые остроты, каламбуры, сатирические намеки и непрерывную игру словами. Хор выступает в промежутках между действиями. Предельно сужен внутренний мир героя. Персонажи нужны только для сюжетной линии, представляют собой типические маски: смекалистый раб, хитрая и алчная гетера, скромная девушка, сварливый отец. Сюжеты довольно однообразны: любовная драма и семейный конфликт. Решаются нравственные проблемы, ставятся вопросы морали, осуждаются человеческие пороки.

Менандр (342 – 292 гг.) – единственный дошедший представитель НАттК. Происходил их афинского знатного рода. Был учеником Феофраста, дружил с политиком Деметрием Фалерским, чью политику неравных сословных браков поддерживал Менандр. Комедиограф находился под влиянием учения Аристотеля о добродетели и учения Феофраста о характерах, которое легло в основу комедийных масок. Написал 100 пьес. Как и Еврипид, не получил признания современников. Целиком сохранилась только комедия «Брюзга», комедии «Третейский суд» и «Самиянка» дошли с небольшими искажениями.

«Брюзга» (316г.) Угрюмый и брюзгливый старик Кнемон перессорился всеми людьми. Даже вторая жена не вынесла его тяжелого характера и перешла жить к своему сыну от первого брака, бедному и скромному юноше Горгию. Кнемон остался с дочерью и старой рабыней. В прологе обо всем этом рассказывает бог Пан. Особой благосклонностью бога пользуется скромная и благочестивая дочь Кнемона, и бог хочет чем-либо вознаградить девушку. Он внушает любовь к ней юноше Сострату, сыну богатого афинского землевладельца, но сумасбродный Кнемон никого не подпускает к дочери. Узнав о честных намерениях Сострата, Горгий, сводный брат девушки, готов помочь ему. Сострат посылает раба к отцу девушки, но тот прогоняет его вон. Горгий советует Сострату выдать себя за бедного землепашца и пойти работать на соседнем поле, чтобы привлечь к себе внимание Кнемона. Сострат следует этому совету и уходит. Тем временем к святилищу Пана приходят слуги семьи Сострата с тем, чтобы подготовить все необходимое для жертвоприношения. Мать Сострата увидела во сне, что Пан заковал ее сына в кандалы и погнал перекапывать поле. Испуганная, она решила умилостивить бога. Слугам не хватает посуды, и они идут к дому Кнемона в надежде одолжить на время кое-какую утварь. Разгневанный Кнемон грубо прогоняет просителей. Появляется Сострат, который работал в поле без успеха – Кнемон даже не вышел из дома. Неожиданно случай помогает юноше. Старая служанка Кнемона уронила в колодец ведро. Вне себя от возмущения Кнемон сам лезет в колодец, но срывается, падает на дно и получает тяжелые повреждения. Его извлекает из колодца Горгий, которому помогает Сострат, утешающий плачущую девушку. Мировоззрение Кнемона меняется. Он объявляет о своем решении передать управление участком Горгию и назначить его опекуном девушки. Горгий предлагает выдать ее за Сострата, и старик соглашается. Тем временем появляются родные Сострата. Юноша обещал Горгию в жены свою сестру. Горгий соглашается. Брюзга Кнемон сознается в том, что был неправ, отвергая взаимную помощь, но отказывается изменить привычный образ жизни. На следующий день назначены две счастливые свадьбы. Финал комедии представляет собой бурлескную сцену: повар и раб, которых некогда прогнал Кнемон, вытащили старика в грязь и издеваются над ним.

Менандр выражает гуманистические взгляды: против недоверия и ненависти между людьми. Основа соц. равновесия – дружелюбие и взаимопомощь между богатыми и бедными.
Необычные приемы в комедии: в прологе Пан не говорит о предстоящих событиях, заставляя зрителей следить за сюжетом. Поддерживаются неравные сословные браки. Молодое поколение (Сострат и Горгий) – носители нравств. принципов – определенный дидактический характер. Три приема, характерных для комедии, не срабатывают – торжествует случай. Типаж старика-мизантропа списан с реального ист. лица Тимона Афинского.

Билет 19. Литература эпохи римского владычества.

В 31г. до н.э. произошла битва при Акции, после которой Греция попадает под власть Рима. Наука, литература и духовная жизнь Греции переживают глубокий кризис.

Плутарх (46 – около 127гг н.э.) - философ-моралист. Родился в Херонее и был страстным патриотом. Учился в Афинах, много путешествовал. Был жрецом Дельфийского оракула. Пытался примирить завоеванное государство и государство-завоевателя, за что получил право римского гражданства.
Плутарх был приверженцем эклектизма. Эклектики заимствовали этические положения у различных греческих философов прошлых веков. Дошло более 150 сочинений. Например, «Моралии» - 100 трактатов: философско-этические произведения; философско-религиозные труды; дельфийские диалоги; сочинения по физике, филологии и прочим наукам. Преобладают темы, касающиеся норм поведения человека в обществе, добродетели, самовоспитания.

«Сравнительные жизнеописания» - сочетают в себе историографию и биографию. Дошло 46 жизнеописаний исторических деятелей. Предоставлен огромный фактический материал, однако есть некоторые неточности. Изложение событий в хронологич. последовательности, но иногда П добавляет увлекательные истории и шутки, что делает «СЖ» жизнеспособными и популярными у читателей всех эпох. Автора интересуют мелкие подробности биографии деятеля, это помогало ему раскрыть характер личности. Проникнуты нравственным пафосом: герои – носители высоких моральных качеств – добродетели, целеустремленности, свободолюбия и патриотизма. Но великие люди имеют великие пороки. Отличаются попарной группировкой - рядом с биографией греческого исторического деятеля дается биография деятеля римского с указанием сходств и различий. Цель Плутарха – показать Риму и Греции, что каждое государство имеет своих выдающихся личностей. Культурная дипломатия – сближение народов. Но Плутарх показывает предназначение каждого народа: Рим – великая империя, Греция – великая культура. «СЖ» оказали огромное влияние на последующую литру.

Лукиан (около 120 – 180гг н.э.). По происхождению сириец, образование получил в Ионии, которая славилась своими риторическими школами. Однако с возрастом он разочаровывается в риторике и второй софистике и полностью посвящает себя литературе.
В своем творчестве он осуждает религию, суеверие, шарлатанство, лицемерие и продажность философов своего времени, главная черта – едкая сатира. Излюбленной формой является диалог. Дошло 80 произведений. На раннем этапе творчества Лукиан примкнул ко вторым софистам (гастролирующие риторы, в основе – игра слов, парадоксальные тезисы).
«Похвала Мухе». Описывает как муха превосходит человека, кузнечиков, летучих мышей. Говорит какие у неё крылья, глазки, что ходит она на 4, а не на 6 ногах. Рождается муха из мёртвых людей или животных. Муха пирует и ест подле людей, пробует всё раньше, чем люди. Далее приводит в пример Гомера, который тоже муху прославлял в Илиаде. Приводит миф о мухе. Пишет ещё, что в Аттике жила женщина-поэтесса, по имени Муха. Бывают и долговечные мухи – «собаки», они переживают всю зиму без еды.
«Разговоры гетер»: воспроизводятся ситуации с мотивами сводничества, обучения молодых гетер, их взаимного соперничества, любви и ревности к «юношам». Нет морализаторства или физиологических подробностей со стороны автора.
«Диалоги богов»: даются бытовые картины из жизни богов, карикатурный эффект мифолог. сюжетов достигается путем человокоподобия богов.
«Разговоры в царстве мертвых»: пародия на греч. представление о подземном мире. Гермес покупает Харону всякие снасти для лодки и говорит сколько тот ему должен. А Харон отвечает, что сейчас отдать не может, нужен мор или чума, тогда будет много трупов = много денег.
В конце творчества Лукиан отходит от диалогов и обращается к письму-памфлету. В памфлете «О кончине Перегрина» он показывает глупость христиан, готовых чтить отцеубийцу, но порвавших с ним из-за того, что он нарушил какой-то пустяковый запрет. В памфлете «Алексанрд, или Лжепророк» рассказывает о прорицателе, который нажил состояние на легковерии и невежестве толпы. Ряд памфлетов посвящен вопросам литературы. Например, в трактате «Как следует писать историю» - сатира на современную Лукиану напыщенную и невежественную историографию.

Билет 20. Греческий роман.

Греческий роман – зародился в Эллинистическую эпоху, но ничего не сохранилось, является самым поздним жанром греческой литературы. Термин «роман» - не греческий, дан итальянским филологом в 11 веке. В Греции назывался «повествованием о лицах», не считался достойным жанром у александрийских филологов.
Предтеча любовного романа – «Елена» Еврипида, как и фольклорные сюжеты и рассказы о путешествиях в дальние страны. Первыми героями романа были мифол
. персонажи.
Романы однотипны по сюжету и имеют устойчивую сюжетную схему: это история необыкновенно красивых, сходных с богами, влюбленных с первого взгляда девушки и юноши, разлученных обстоятельствами, претерпевающих различные приключения (буря, кораблекрушение или плен, продажа в рабство), но сохраняющие верность друг другу и счастливо воссоединяющихся в финале.
Неизменная часть романа – эпизоды «временной смерти»: обморок или летаргической сон.
Традиционная фабула о приключениях героев дает возможность раскрыть их нравственное достоинство, стойкость чувств, взаимную верность. Любовь в романе идеализирована, нет сложных психологических мотивировок. Характерна патетика, напыщенные речи героев, однообразие мысли. Моральные качества героев не зависят от их соц. положения. Возникает интерес к личности раба, что говорит о направленности романа на простых людей. Греческий роман сыграл важную роль в формировании европейского романа.
До нас дошло несколько произведений этого жанра: «Повесть о любви Херея и Каллирои» Харитона, «Эфесская повесть» Ксенофонта Эфесского, «Эфиопская повесть» Гелиодора, «Дафнис и Хлоя» Лонга и др.

«Дафнис и Хлоя», Лонг (II — Ш вв.) – «пасторальный» роман в буколической обстановке.

Действие – на о. Лесбосе, рядом с г. Мителины. И Дафнис (с козой, в кустах) и Хлоя (с овцой, в гроте) были подкинуты и выросли в среде пастухов. Это - подростки, почти дети, они вместе пасут стада; их дружба переросла в любовь. Не понимают своих чувств и боятся их. Рост и осознание любви развертывается параллельно жизни природы, по сменяющимся временам года. Однажды к Лесбосу подплыло судно пиратов, в столкновении с которыми погиб наглый пастух, влюбленный в Хлою, а Дафнис едва не стал добычей разбойников. Вскоре началась война, Хлоя попала в плен, но её покровитель бог Пан её спас. Теперь единственное препятствие к браку – бедность Дафниса. Случайно он находит кошель с на берегу с огромной суммой денег, стал богат. Родители согласны на брак. Теперь не хватает разрешения хозяев. Вскоре в деревню приехали господа, но хозяйский сын хочет подарить Дафниса приятелю. Тут выясняется, что Дафнис – родной сын хозяев. Теперь мешает происхождение Хлои. Но один из гостей, известный богач признает в ней свою дочь. Свадьба. Финал – прославление безмятежной жизни и вечной любви среди природы.

Билет 21. Периодизация римской литературы. Жанры и Представители.

82г. до н.э – 43г. до н.э. – период конца Республики, гражданские войны.
Лирика Лукреция и Катулла; историография Цезаря и Саллюстия; риторика и фил. проза Цицерона; фил. поэзия Лукреция.

43г. до н.э – 14г. н.э. – эпоха начала Империи принципата, «золотой век».
Эпос и лирика Вергилия; поэзия Горация ; элегия Тибулла и Проперция;; лирика и мифолог. поэма Овидия; историография Тита Ливия.

14г. н.э. – 192г. н.э. – эпоха ранней Империи, «серебряный век»
Драматургия Сенеки; авантюрно-сатирич. роман Петрония; эпиграммы Марциала; сатира Ювенала; историография Тацита. Авантюрно-бытовой роман Апулея.

192г. – 476г.– эпоха поздней Империи.

Менандр. Конец IV-нача. III до н.э. В жизни Греции произошли значительные изменения. Эта уже эпоха Александра Македонского. Политическое и экономическое угасание Афин и Спарты и возвышение Македонии. Утверждение новой эпохи в Греческом мире – эллинизма. Эллинизм – синтез греческих и восточных культур, религий. Главная черта эллинизма кроется в политической системе – крупная монархия с деспотическим и бюрократическим укладом государственного устройства. Появление новых городов – будущих крупных научно-культурных центров Александрии, Пергамы, Антиохии. Политические и экономические изменения, деспотический образ правления приводят к переоценке многих ценностей, подвергается переосмыслению и литература. На смену высоким гражданским проблемам и вопросам приходят индивидуальные, касающиеся жизни отдельного человека. Человек оказался исключенным из насыщенной общественной жизни. Предоставлен самому себе. На долю человека приходится сугубо личная жизнь с ее мелкими обыденными делами. Предметом изображения впервые становится человек как отдельная личность. Достижения литературы данного периода – новоаттическая комедия и александрийская поэзия.

Новоаттическая комедия. Менандр. Термин комедии указывает на новую жанровую разновидность нового исторического времени и ее отличие от древнеаттичекой (средняя комедия 4 в. до н.э. практически не оставила следов).

Новоаттическая комедия – совершенно иная, чем аристофановская. Новая комедия не ставит перед собой таких значительных, глобальных проблем. Как комедия Аристофана. Комедия проникнута серьезным отношением к миру. Лишена карикатурности, пародийности. В некотором смысле самого комизма, больше напоминает бытовую драму, наполненной меланхолического тона. Плюсы: переход от комичности к трогательности, отказ от фантастики приблизил новую комедию к реальному изображению жизни. Однако реальность понималась комедиографами строго локально: прежде всего темы семейных конфликтов, любовных ссор, различные вопросы воспитании детей и т.д.

Новая комедия разрешает главным образом вопросы нравственные, моральные, обязательно торжествует добродетель, осуждается порочность человеческой природ. Комедия направлена на исправление нравов. Поэтому жанр можно отметить как дидактический. Сюжеты отсюда новой комедии однообразны, часто варьируются, «переходят» из сюжета в сюжет: это обычно освобождение девушки из-под власти сводника, история подкинутого и найденного ребенка, обычная любовная интрига и т.д.

Однообразному сюжету соответствуют и однообразные маски: беспомощный юноша, зачастую инертный. Не способный принять самостоятельно решение без помощи своего раба; ловкий хитрый раб; строгий или наоборот снисходительный к проделкам сына старый отец; жадная гетера и т.д.

Комедиографы, наделенные художественным даром, пользуясь традиционным сюжетом, системой готовых героев-масок, сумели создать произведение, отвечающее на серьезные общественно-моральные вопросы времени.

Одним из них являлся Менандр (род 342/1 г. до н.э. умер 293/290 г. до н.э.). уроженец Аттики, из богатой состоятельной семьи. За свою жизнь создал более ста пьес. Известны более 12 его комедий: «Герой». «Отрезанная коса». «третейский суд». «Семиянка». «Угрюмец» («Брюзга»), «Человеконенавистник», значит. Часть комедии «Сикионец». Пьесы М. больше похожи на жанр мещанской драмы. Склонный к творчеству Еврипиад, м. многие драматические приемы берет у него. Сюжет его комедий строится по приему: обыденная спокойная жизнь меняется в результате произошедшего случая. М. (новшество) наделяет свои 1. «маски» - героев яркими индивидуальными чертами, 2. активноё действующим героев оказывается раб. 3. В комедиях м. заметен переход от грубовато-натуралистического содержания и примитивного веселья к остроумному сюжету и тонкому юмору.

«Угрюмец».Комедия сатирична и назидательна. В лице главного героя – старца Кнемона, вечно брюзгливого, неуживчивого человека осуждается индивидуализм граждан, понимающих демократию как свободу устраивать свою жизнь по собственному усмотрению, как право на независимое существование, осуждается стремление обособиться от общества.

Сюжет легко узнаваем: старик Кнемон живет один. Его оставила даже жена, в его красивую дочь влюбляется юноша Сострат из богатой семьи. Но юноша чрезвычайно робкий и просит своего раба устроить свидание. Происходит ряд меланхолическо-комических действий, герой знакомится с пасынком старика Горгием. Действия героев не приводят к ожидаемому результату. М. мастер ведения комедийного сюжета – он вводит в действие случай. Кнемон попадает в колодец, выбраться ему помогают Сострат и Горгий. Потрясение заставляет старика многое обдумать, и он приходит к выводу. Что люди должны помогать друг другу. В конце концов друзья достигают успеха – женятся на своих возлюбленных.

Древняя аттическая комедия, как и трагедия, родилась из обрядовых игр праздников Диониса. Другой источник – элементарного форма народного балагана – шуточная сценка, в котором высмеиваются глупый вор, хвастун ученый и т.д.

Характерными чертами древней аттической комедии как жанра являются политическая насмешка, направленная на определенных людей и касавшаяся актуальных современных вопросов, сказочность и фантастичность.

Одним из наиболее примечательных признаков строения древней аттической комедии являлась активная роль хора, носителя основной публицистической идеи пьесы, хотя и облаченного часто в причудливые костюмы птиц, зверей, облаков, городов, подземных духов и т. п.

Аттическая комедия пользуется типическими масками («хвастливый воин», «ученый шарлатан», «шут», «пьяная старуха» и т. п.), Ее объект — не мифологическое прошлое, а живая современность, текущие, иногда даже злободневные, вопросы политической и культурной жизни. «Древняя» комедия — комедия по преимуществу политическая и обличительная, превращающая фольклорные «насмешливые» песни и игры в орудие политической сатиры и идеологической критики.

Другая отличительная черта «древней» комедии, это — полная свобода личной издевки над отдельными гражданами с открытым называнием их имен. Высмеиваемое лицо либо прямо выводилось на сцену в качестве комического персонажа, либо становилось предметом язвительных, порой очень грубых, шуток и намеков, отпускавшихся хором и актерами комедии. Например, в комедиях Аристофана на сцену выводятся такие лица, как лидер радикальной демократии Клеон, Сократ, Еврипид. Не раз делались попытки ограничить эту комедийную вольность, но в течение всего V в. они оставались безуспешными.

Используются при этом также и типические маски фольклора и сицилийской комедии. даже тогда, когда действующими лицами являются живые современники; так, образ Сократа у Аристофана в очень малой степени воссоздает личность Сократа, а представляет собой по преимуществу пародийную зарисовку философа («софиста») вообще с присовокуплением типических черт маски «ученого шарлатана».

В Новой комедии почти исчезла пародия на трагедию, которая была еще в Средней комедии, - вероятно, потому, что публика не была достаточно знакома с произведениями трагиков, чтобы понимать намеки на них. Но насмешки над философами продолжаются, как были они в Средней комедии; касаются они главным образом стоиков и Эпикура и очень редко Платона. Мифологические темы встречаются гораздо реже, чем в Средней комедии; всего чаще бывают они у Дифила. Число комедий, озаглавленных именами гетер, значительно меньше, чем в Средней комедии.

Расцвет новой аттической комедии относится к концу IV и к III в. до н. э. Нам известно более 60 имен ее представителей, но их произведения мы знаем почти только по отрывкам. Правда, этот пробел отчасти возмещается переделками римских поэтов Плавта (прибл. 250— 184 гг.) и Теренция (прибл. 190— 159 гг. до н. э.). Менандр, Филемон, Дифил, Аполлодор, Посидипп, Демофил.

Внешним отличием «новой» комедии от «древней» было отсутствие хора, который и не подходил к ее содержанию, требовавшему большей интимности. Песни хора иногда упоминаются в тексте, но они не имели отношения к действию и служили только в качестве дивертисмента в антрактах. В исполнении этих комедий число актеров не ограничивалось тремя. Другой особенностью комедии была специальная фигура «пролога», которая давала, как нередко это бывало в трагедиях Эврипида, объяснение содержания пьесы.

Основные черты Новой аттической комедии: сосредоточение интереса на частных конфликтах и любовной интриге; стремление к бытовому правдоподобию, отказ от безудержной игры фантазии; исчезновение черт народно-культового действа; тяготение к стереотипным ситуациям и характерам-маскам (гетеры, раба, скупого отца, хвастливого воина и др.). На политические события «новая» комедия реагирует изредка и мимоходом


2. Эволюция творчества Аристофана. Проблематика и поэтика его комедий.

1)427-421г , это первый этап Пелопонесской войны. Этот период является ярко политическим, с соблюдение обрядно-хорового стиля.

2)второй период (414-405) от 421 до 414 мы не имеем никаких сведений.

Этот период уже не столь ярко политический. Его тематика, в основном , общественно-сатирическая, комедии содержат сатиру на поэтов и театр в связи с политическими требованиями.

3)третий период(392-388)крушение старой земледельческо-ритуально-политической комедии, приближение к позднейшей бытовой комедии нравов, культивирование утопических идеалов, преобладание диалога над хором , отсутствие парабасы.

1) Изменение роли хора

Сначала хор участвовал в действии до парабасы, в парабасе хор говорил от лица автора и дальше никакого отношения к сюжету не имел. Хор открыто выражал тенденцию автора.

Позже Аристофан стремился вовлечь хор в развитие сюжета.

2) Глубокое раскрытие индивидуальных свойств характера персонажей. Например, Лисистрата – целеустремленные, требовательная, несгибаемая.

Живой характер раба. В «Ахарнянах» и «Птицах» рабы – бессловесные статисты, в отличие от раба в «Лягушках».

Комедия Аристофана по содержанию распадается на две части: в первой излагается и дебатируется какой-нибудь тезис, а во второй – изображаются практические последствия этого тезиса, причем возможны два случая: или эти последствия оказываются явно дурными, и через это доказывается негодность допущенного тезисами, или же, напротив, последствия оказываются хорошими. Первый случай можно видеть в «Облаках», где последствия иллюстрируют вред софистских учений, одержавших победу над старинным воспитанием. Второй случай можно увидеть в «Лисистрате».

Стихосложение Аристофана разнообразно; в разных частях комедии употребляются разные стихотворные размеры, главным образом в зависимости от того, для чего предназначена данная часть - для разговора или для пения.

Поэтому в диалоге употребляются одни размеры, в лирических частях - другие.

В диалоге употребляются: 1) ямбический неусеченный триметр, 2) ямбический усеченный, ный тетраметр, 3) трохаический усеченный тетраметр, 4) анапестический усеченный тетраметр.

Как бы то ни было, но вполне очевидно, что язык всех действующих лиц у Аристофана совершенно одинаков. Это заметил и автор трактата «Сравнение Аристофана с Менандром», в котором ставится Аристофану в вину такой одинаковый для всех персонажей способ выражения. Ни один гражданин афинский не говорит каким-нибудь

неправильным языком; даже рабы употребляют всегда отличный аттический язык; ничего подобного Толстовскому «таё» нет в аттической комедии. Напротив, чужестранцы, появляющиеся на сцене, всегда изображаются говорящими на языке или диалекте того народа, к которому они принадлежат: например, беотиец и мегарянин в «Ахарнянах», спартанец в «Лисистрате»; или же говорят на ломаном аттическом: например, перс в «Ахарнянах», скиф в «Фесмофориазусах». Это служит доказательством того, что афиняне все говорили одним языком: иначе Аристофан не упустил бы случая посмеяться

над какой-нибудь вульгарной особенностью своих соотечественников (Соболевский)


3. Комедия "Облака": конфликт, проблематика, система образов, приемы создания комического эффекта.

Конфликт поколений; конфликт старого и нового; конфликт между старинным воспитанием и софистскими учениями. Аристофан стремился раскрыть политическую опасность софистской диалектики. Аристофан ополчается в своей пьесе против философии софистов и говорит об ее развращающем влиянии на нравы общества и в особенности на юношество. Он безжалостно посрамил Сократа и в его лице - всю модную науку.

Проблема воспитания, проблема истины и лжи

Приемы комического эффекта:

ü Гротескное преувеличение «изощренного ума» Сократа

ü Комическое контрастирование «высокого» и «низкого»: отвлеченной теории Сократа и трезвого, практического ума Стрепсиада.

ü В конце пьесы, когда Стрепсиад поджигает «мыслильню», на вопрос Сократа он отвечает его же словами, сказанными при встрече: «Хожу по воздуху, созерцая солнце». Комизм такого ответа усиливается сходством ситуации: вначале Стрепсиад спрашивал Сократа, стоя внизу, а теперь внизу находились Сократ и его ученики.

ü В форме гротеска осмеиваются напыщенные пустые речи учителей, их безапелляционный тон и уверенность, что только они владеют истиной.

Почему в качестве главного софиста выбран именно Сократ?

ü Одним из главных качеств Сократа было превосходное владение софистической диалектикой, он считался очень искусным мастером софистических рассуждений, даже в среде самих софистов.

ü Такое же как у софистов отношение к общественно-политическим вопросам: презрение демократии и высоко чтимых моральных традиций (глупо избирать должностных лиц по жребию, так как истинными правителями являются «знающие», те, кто умеют управлять. Сократа обвиняли в том, что он возбуждает у молодежи презрение к установленному государственному стилю.

В действительности Сократ также многим отличался от софистов.

ü Сократ не давал платных лекций, не претендовал на знание абсолютной истины.

ü Его не интересовали естественно-научные проблемы (в пьесе он говорит, что «небо – железная печь, а люди – угольки»).

Однако Аристофан дал некоторую конкретизацию образа Сократа. Он дал внешнюю характеристику философа: Сократ ходил босой, внешность его была безобразна

В комедии «Облака» выведены следующие действующие лица: Стрепсиад – старик, человек старой закалки, трудолюбивый, чтит богов и обычаи, защищает свою веру; Фидиппид - его сын, молодой человек; Ксанфий - слуга Стрепсиада; ученик Сократа; Сократ - философ, человек около 46 лет; Правосуд - аллегорическое лицо, представитель

старинного афинского воспитания; Кривосуд - аллегорическое лицо,

представитель нового, софистического афинского воспитания; Пасии - старик, кредитор Стрепсиада; Аминий - молодой человек, кредитор Стрепсиада; свидетель, приведенный Пасием, немое лицо; Херефонт, ученик Сократа, произносящий только один стих - 1505.

Хор состоит из Облаков, изображенных в виде женщин.


4. Комедия "Лягушки": композиция, конфликт, проблематика, значение агона, образы главных героев, своеобразие комизма.

Конфликт: столкновение двух мировоззрений: консервативной землевладельческой афинской демократии периода становления и радикальной демократии периода Пелопонесской войны с проявлением кризиса идеологии.

Комедия посвящена критике идейных основ драматургии Еврипида и его сценических приемов. В то же время в ней немало высказываний Аристофана по вопросам внутренней и внешней политики Афин.

Проблематика: Что есть истинное искусство? В чем главные достоинства трагедии?

В комедии есть три плана:

Первый: обычная буффонада с участием Диониса и его раба. Комизм их похождение основан на пародировании мифа о том, как герой и силач Геркулес спустился в Афин и украл Цербера. Фарсовые приемы, грубые шутки, потасовка, потешная клоунада – аксессуары первой части комедии.

Второй: Публицистический план. Политические мотивы в хоровых песнях мистов.

Третий: Литературный спор Эсхила и Еврипида. Почему именно Эсхил и Еврипид?

В творчестве Эсхила отразилось мировоззрение афинской демократии. А Еврипид большее внимание обращал на человеческую личность, его по мировоззрению близок софистам.

Комедия "Лягушки" распадается на две части. Первая изображает путешествие Диониса в царство мертвых. Бог трагических состязаний, обеспокоенный пустотой на трагической сцене после недавней смерти Еврипида и Софокла, отправляется в преисподнюю, чтобы вывести оттуда своего любимца Еврипида. Эта часть комедии наполнена шутовскими сценами и зрелищными эффектами, трусливый Дионис, запасшийся для опасного путешествия львиной шкурой Геракла и его раб попадают в различные комические положения, встречаясь с фигурами, которыми греческий фольклор населял царство мертвых. Дионис со страху меняется ролями с рабом и каждый раз во вред себе. Свое наименование комедия получила по хору лягушек, которые во время переправы Диониса в преисподнюю на челноке Харона поют свои песни , парод хора мистов любопытен для нас тем, что представляет собой воспроизведение культовых песен в честь Диониса. Гимнам и насмешкам хора предшествует вступительная речь предводителя - прототип комедийной парабасы. Проблематика "Лягушек" сосредоточена во второй половине комедии, в агоне Эсхила и Еврипида. недавно прибывший в преисподнюю Еврипид претендует на трагический престол, до тех пор бесспорно принадлежавший Эсхилу, и Дионис приглашен в качестве компетентного лица - судьи ссостязания. Победителем оказывается Эсхил, и Дионис уводит его с собой на землю, вопреки первонач. намерению взять Еврипида. Состязание в "Лягушках", частично пародирующее софистические методы оценки лит. произведений, является древнейшим памятником античной лит. критики. Разбирается стиль обоих соперников, их прологи. В первой части рассматривается основной вопрос о задачах поэтического искусства, о задачах трагедии. Еврипид:

За правдивые речи, за добрый совет и за то, что разумней и лучше

Они делают граждан родимой земли.

По заветам Гомера в трагедиях я сотворил величавых героев -

И Патроклов и Тевкров с душой, как у льва. Я до них хотел граждан возвысить,

Чтобы вровень с героями встали они, боевые заслышавши трубы.

Главные действующие лица в этой комедии следующие. Дионис, как Бог театрального дела; Ксанфий, его слуга; Еврипид, поэт; Эсхил поэт; Плутон, бог подземного мира. Хор главный состоит их «мистов», т. е. посвященных в элевсинские мистерии; хор второстепенный состоит из лягушек и действует лишь за сценой. Непонятно, почему пьеса носит название по этому второстепенному хору, а не по главному. Большая часть действия происходит в подземном мире.

Комедия Аристофана «Лягушки» интересна как выражения взглядов её автора. Она направлена против Еврипида, изображаемого в виде сентиментального, изнеженного, антипатриотически настроенного поэта. Комедия интересна, далее, своей остротой антимифологической тенденцией. Бог театра –Дионис, тупой, трусливый и жалкий. Значение агона : посредством агона Аристофан сравнивает творчество Эсхила с творчеством Еврипида.

Начинается главная часть пьесы - состязание Эсхила и Еврипида. Сперва нападающей стороной является Еврипид, обвиняющий Эсхила в умышленном растягивании трагедий и в сознательном стремлении обманывать публику долгим молчанием действующего лица для удлинения песен хора и поражать ее нарочно придуманными страшными словами, бессодержательными по существу, но звучными и тревожными в их нелепой

загадочности: слово «конепетух» («гиппалектрион») в одной трагедии Эсхила заставило Диониса промучиться целую ночь бессонницей, размышляя о его значении.

Затем роли меняются, и нападать начинает Эсхил; в противоположность Еврипиду он направляет удары не на внешнюю форму, а на внутреннее содержание драм, обвиняя Еврипида в безнравственности сюжетов. Преступление Еврипида, по мнению Эсхила, состоит в том, что он выводит в своих пьесах влюбленных и изменяющих мужьям жен и учит молодых людей зря болтать, а не заниматься делом. Однако в дальнейшем споре внимание обращается на технику речи. И здесь опять-таки первым нападает представитель новой, нарождающейся словесной техники и софистического мастерства рассуждения Еврипид, упрекающий Эсхила в неточности языка и в выражении одного и того же понятия двумя различными словами.

Потом нападает Эсхил. Он указывает на неточность способа выражения Еврипида. Так, у Еврипида в одной трагедии сказано: «Сперва Эдип был счастливым человеком»; Эсхил возражает: «Эдип не мог быть счастливым, потому что еще до рождения его было

предсказано, что он убьет отца». Затем Эсхил указывает на однообразие построения прологов Еврипида: стихи у него так построены, что в первой половине стиха поставлено причастие в имен. п. мужск. рода и благодаря этому во второй половине стиха после цезуры можно вставить фразу вроде «флакончик потерял», например: «Египт, с своими сынами прибыв в Аргос, . "флакончик потерял"». Затем в споре противники критикуют друг у друга музыкальную сторону хоровых и сольных песен их трагедий.

Литература:
1. Гоовня В.В. Аристофан. М., 1955.
2. Гусейнов Г.Ч. Аристофан. М., 1988
3. Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.
4. Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954.
5. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия: Пособие по спец.курсу. - М.: Издательсвто Московского университета, 1979.

«Новая» аттическая комедия как бы завершает собой развитие греческой драмы — от героического в трагедии и от нарочито шаржированного шуточного в «древней» комедии к заурядному, обыденному, типичному, что на каждом шагу встречается в окружающей жизни. «Я — человек и полагаю, что ничто человеческое мне не чуждо», — так рассуждает действующее лицо в комедии римского поэта Теренция «Самоистязатель» (ст. 77), переделанной с греческого образца. Это рассуждение определяет основной характер бытовой — «новой» аттической комедии.

Социальная действительность Греции второй половины IV в. и последующих двух веков, утрата политической независимости и преобладание личных интересов, — все это создало почву для бытовой комедии с ее тремя основными направлениями — нравов, характеров, интриги. Нетрудно видеть, что частично эти бытовые элементы содержались, хотя и в нарочито утрированном виде, уже в «древней» комедии. К этому пришла и трагедия в творчестве Эврипида, который стал уделять много внимания бытовым явлениям, вопросам семейных отношений, мотивам любви, ревности, интриге, сюжетам о брошенных и найденных детях, образам страдающих женщин, рабов, нищих, крестьян и т. д. Все эти мотивы вошли в новую комедию. Прибавились еще образы «парасита»-прихлебателя и воина-хвастуна, порожденные современной действительностью. Язык, естественно, заимствовался из разговорной речи. «Новая» аттическая комедия со своими общечеловеческими мотивами долго держалась в греческом театре и оказала сильнейшее влияние на римскую комедию, а через нее и на новую европейскую комедию Шекспира, Мольера, Лессинга и многих других.

Главным представителем «новой» аттической комедии является Менандр (343— 292 гг.). Он родился в Афинах и был племянником известного поэта «средней» комедии Алексида, который и был его первым наставником в литературе. Менандр получил хорошее риторское и философское образование, был близок с учеником Аристотеля Феофрастом, с философом-материалистом Эпикуром и с оратором Деметрием Фалерским, который некоторое время был македонским наместником в Афинах. Из писателей Менандр более всего увлекался Эврипидом, что сказалось на содержании и форме его произведений. По одному рассказу, большое влияние на него оказала его подруга Гликера. Египетский царь Птолемей I Сотер настоятельно приглашал Менандра в Александрию, но поэт до конца дней оставался в своем доме в Пирее.

Первое выступление Менандра в театре, относится к 323 г., а первую победу он одержал комедией «Гнев» в 315 г. Его счастливым соперником был Филемон. Высоко оценен он был лишь после смерти, сделавшись одним из самых любимых поэтов Греции. За ним единогласно было признано первенство среди поэтов «новой» аттической комедии.

Менандр написал 105 или 110 комедий. Из них полностью сохранилась лишь одна — недавно найденная на египетском папирусе и впервые опубликованная в 1958 г. — «Ворчун, или Человеконенавистник (Мизантроп»). Несколько комедий известны нам по довольно многочисленным отрывкам, а частью по переделкам и подражаниям римских поэтов 111 — II вв. до н. э. —Плавта и Теренция.

В отрывках сохранилось около 3 тысяч стихов, по которым можно составить довольно четкое представление о шести комедиях: «Третейский суд», «Отрезанная коса», «Сикионец», «Земледелец», «Герой» и «Самиянка».

С общим содержанием некоторых комедий мы знакомимся по римским подражаниям. Естественно, что в таких переделках сохранялись многие типичные черты греческого быта, но, конечно, в переделках проявлялся и оригинальный талант римских поэтов.

Комедии Менандра серьезно отличаются от большинства произведений других комических поэтов, которые в погоне за успехом у зрителей часто прибегали к внешним эффектам и пользовались искусственными приемами. Менандр везде соблюдает строгую выдержанность плана и композиции, логическую последовательность в развитии действия. Вместе с этим он тщательно избегает всего грубого, поэтому в его творчестве видели образец аттического изящества. У него почти совершенно отсутствует буффонада, которой блещут, например, комедии Плавта. Он сосредоточивает внимание на внутренних переживаниях действующих лиц. Только изредка он допускает обращение актеров к зрителям.

В творчестве Менандра ощущается сильное влияние Эврипида. В «Третейском суде» есть даже ссылка на его трагедию «Авга». По образцу прологов Эврипида он в некоторых случаях для разъяснения хода действия пользуется аллегорическими фигурами: Неведение — в «Отрезанной косе», Герой — одноименной пьесе, Пан — в комедии «Ворчун».

Менандр широко пользуется формой монолога, который у него приобретает более естественный характер, чем это было в трагедии, где присутствие хора делало его смысл условным.

Менандру принадлежит заслуга создания комедии характеров. Характер действующего лица представляет для поэта главный интерес. Не внешняя занимательность сцены, не отдельные сценические эффекты и не комическая буффонада, а глубокое проникновение в психологию действующего лица — вот что для него представляется самым важным, и этим определяется весь ход действия. Поэтому его комедии не захватывали зрителей при первой постановке, как пьесы его более счастливого, но и более поверхностного соперника Филемона. Но зато они всегда оставляли глубокое впечатление, что подтверждается даже теми отрывочными данными, которыми мы располагаем.

Менандр отходит иногда от комического тона, переходя в трагический.

И в дальнейшем он переходит от отчаяния к надежде и снова к отчаянию, пока не улаживается все дело.

Изображая жестокое обращение хозяев с рабами, он показывает, что многие из них хитростью и умом превосходят своих хозяев.

Отвергая участие богов в жизни людей, герои Менандра часто говорят о значении Судьбы и Счастья.

Общим упадочным настроением и индифферентизмом приходится объяснять странное на первый взгляд явление, что Менандр, живо откликавшийся на новые течения научной и философской мысли, почти не касался политических событий своего времени.

Изучив теорию ораторского искусства и судебную практику, Менандр интересно воспользовался адвокатскими приемами в споре Сириска с Давом. Большую роль играет у него прием «узнавания». Нередко встречается мотив подслушивания чужого разговора. Менандр умеет тонко индивидуализировать речь в соответствии с моральным обликом каждого действующего лица; живо оттеняется разница между речью людей высшего класса, ее утонченностью и некоторой торжественностью, и безыскусственностью речи простых людей.

Язык Менандра — образец чистейшей аттической речи. Он близок к разговорному языку и содержит признаки зарождающегося общегреческого наречия. Он не допускает ни грубости, ни вульгарности. Это заставляло позднейших критиков отдавать ему предпочтение перед Аристофаном 4 . Своим мыслям он умел придать такую ясность и образную форму, что многие его выражения стали пословицами и позднее были включены в специальный сборник, который сохранился до нашего времени.

В 423 г. Аристофан, уже получивший две первые награды на Ленеях, решил поставить новую комедию "Облака" на Великих Дионисиях. Комедия получила третью награду. Однако сам поэт считал "Облака" своей лучшей пьесой и впоследствии упрекал зрителей за то, что они, привыкшие к грубым площадным шуткам, не поняли утонченной остроты и глубокого смысла его комедии. Еще ранее Аристофан не раз сокрушался по поводу падения нравов в Афинах и связывал политические неурядицы с моральным обликом общественных деятелей и правителей Афин. В "Облаках" он подвергает жестокому осмеянию новые принципы воспитания, пропагандируемые софистами, и те новые учения о природе и обществе, которые, по его мнению, подрывали основы полисной идеологии. Комедия названа по хору, образ которого сложен и фантастичен. В начале комедии хор облаков изображает парение высокой поэтической мысли, в дальнейшем облака - либо новые божества, изобретенные модными учеными, либо воплощение их туманных идей. В конце комедии, где устанавливается искомая истина, хор облаков поет от имени извечных олимпийских богов. Основным объектом нападок Аристофана становится Сократ, сложный обобщенный образ идейных противников Аристофана. Аристофановский Сократ кое-что унаследовал от своего реального прототипа, афинского философа, современника поэта, но вдобавок он наделен чертами софиста и ученого шарлатана, постоянного героя народных бытовых сценок. В софистике его пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей. С этой точки зрения выбор Сократа в качестве представителя новых течений не был художественной ошибкой. Сколь ни велики были расхождения между Сократом и софистами по ряду вопросов, егообъединяло с ними критическое отношение к традиционной морали полиса, которую Аристофан защищает в своей комедии.

Таких же взглядов держится Аристофан по отношению к новым литературным направлениям. Он нередко высмеивает модных лирических поэтов, но основная его полемика обращена против Эврипида

Отличается от обычных комедий. Проблема воспитания молодежи, проблема отцов и детей. До 5 века воспитание было общественным, с этого времени поручают своих детей софистам. Они развивают учеников, но это воспитание идет вразрез с нуждами полиса. К софистам приравнивают Сократа. Он пытался найти объективную истину, он склонен к единобожию. Аристофан не понимал его взглядов, поэтому высмеивал. Сократ был странного вида, но всегда сохранял доброту, открытость, его любила молодежь, всегда вокруг него формировался кружок молодежи. Афинянам вечные проблемы казались скучными. «Облака» оказались роковыми в жизни Сократа. Обличение в безбожности, безнравственности и развращении молодежи. На суде в качестве обвинения зачитывалась пьеса. Старик Стрипсиад обеспокоен сыном – тот играет на скачках, спустил все состояние. Стрипсиад узнает, что в Афинах есть мыслильня, хочет пойти туда учиться. Встречает там Сократа. Реальный Сократ не был таким смешным дураком. В то время как исторический Сократ проводил: обычно все свое время на афинской площади, ученый шарлатан «Облаков» занимается вздорными исследованиями в «мыслильне», доступной лишь посвященным; окруженный «выцветшими» и тощими учениками, он в подвесной корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце. Беспредметная и расплывчатая мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную религию. В дальнейшем пародируются как естественно-научные теории ионийских философов, так и новые софистические дисциплины, например грамматика. в «агоне» Правда («Справедливая речь») и Кривда («Несправедливая речь»). Афиняне прощали Сократу его внешний вид за его мысли. Всегда был готов к беседе – сократической беседе – приведение человека к выводу. Аристофан сделал его собирательной карикатурой на софистику, приписав ему теории различных софистов и натурфилософов, от которых реальный Сократ был во многих отношениях очень далек. У Аристофана Сократ – это чудак, сидящий в привязанной к стропилам корзине. Этот Сократ изучает всякую дрянь. Проблемы: какой частью тела жужжит комар, измеряет шаг блохи. Сократ убеждает не верить в Зевса. Появляется хор облаков, который говорит всякую ерунду. Аристофан все перевирает. Стрипсиада выгоняют из мыслильни, но идей хватает, чтобы избавиться от кредиторов. Отправляет туда сына. Происходит спор между ложью и правдой(правдой и кривдой) – прежде всего о проблеме воспитания. В споре Правды и Кривды, каждая из которых стремится расположить в свою пользу сына старика, раскрывается основная тема комедии - борьба старых, полисных, идей и новых, софистических. Противников вносят на орхестру в корзинах наряженными боевыми петухами. Спор разыгрывается в форме петушиного боя, но содержание его очень серьезно. Побеждает Кривда, соблазняя юношу тем, что в школе Сократа он быстро развратится и станет жить припеваючи, так как теперь скромные люди не в почете в Афинах. Сократ и софисты считали, что образование должно быть по склонностям. Аристофан называет это развращенным. Заканчивается все еще одним агоном. И сын, и отец идут на пир, но старику захотелось послушать Эсхила, а сыну – Еврипида. Сын побил отца и аргументировал это. Стрепсиад готов признать силу этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик берет лестницу и факел поджигает мыслильню.
Вопрос 19. Новоаттическая комедия. Творчество Менандра. Характеристика комедии «Брюзга». Отличие комедий Менандра от комедий Аристофана.

Новоаттическая комедия

В литературе, в отличие от искусства с его монументализмом, происходит сужение проблем, появляется интерес к судьбе “маленького” человека, тематика становится исключительно бытовой. Основным жанром литературы эллинистической эпохи становится новоаттическая комедия. Название “новоаттическая” противопоставляет “новую” комедию старой, аристофановской, но развитие ее также происходит в Аттике.

В соответствии с интересами общества комедия IV века разрабатывает темы любви и семейных отношений. Комедия делится на 5 актов, между которыми высупал хор, тексты песен которого не входили в текст комедии. Устанавливается новое представление о различиях трагедии и комедии. В трагедии, по Аристотелю, изображаются “превратности героической судьбы”, а герои – боги, цари, полководцы, если же герои – простые люди с обыденными переживаниями, то это – комедия, даже при отсутствии юмора, сатиры, пародии, смеха. В отличие от трагедии, в комедии финал – благополучный, даже трогательный.

Сюжеты комедий довольно однообразны, это любовь юноши и девушки, препятствия, которые они преодолевают, узнание во взрослом возрасте подкинутых в детстве детей. Однообразию сюжетов соответствовало и однообразие масок: юноша, девушка сводник, служанка (или кормилица), отцы (юноши или девушки) и новые в литературе образы парасита и гетеры.

Самым известным автором новоаттической комедии был Менандр (342-292) Он написал около 100 комедий. Рукописи на папирусе дошедших до нас его 3 комедий (“Третейский суд”,

“Отрезанная коса”, “Угрюмец”) были найдены в Египте в 1905 г.

Третейский суд. Молодой состоятельный афинянин Харисий во время ночного празднества, в состоянии опьянения изнасиловал девушку Памфилу, потеряв при этом свой перстень. Впоследствии он женится на Памфиле по сговору родителей, но не узнает ее. Во время отлучки Харисия из города, через 5 месяцев после свадьбы Памфила рожает ребенка и подкидывает его. Возвратившись, Харисий понимает, что ребнок – не его, огорчается, т.к. успел полюбить свою жену и предается кутежам с друзьями и гетерой Габротонон. Тем временем два раба приглашают отца Памфилы разрешить их спор. Один из них месяц назад нашел ребенка и отдал другому, но тот потребовал и вещи, которые были при ребенке. Старик присуждает вещи тому рабу, которому был отдан ребенок. Раб узнает в вещах перстень своего хозяина. Появляется Габротонон и узнав перстень Харисия, вспоминает историю изнасилованной на ночных празднествах девушки и решает назваться матерью ребенка, женить на себе Харисия.Но Габротонон узнает в жене Харисия ту самую девушку и возвращает ребенка родителям. В конце комедии Харисий выкупает Габротонон на свободу.

Менандр смел и человечен. Характеры его статичны, но разнообразны. Для его комедий характерны гуманизм и динамичность.

Мена́ндр (др.-греч. Μένανδρος; 342 до н. э.—291 до н. э.) — древнегреческий комедиограф, крупнейший мастер новоаттической комедии.

Афинянин, сын Диопейфа; глава новой аттической комедии, как Аристофан — глава древней. Находясь в близком родстве с Алексидом, поэтом средней комедии, Менандр был сверстником и другом Епиктра, другом и учеником Теофраста, внимательного и тонкого наблюдателя повседневных отношений и людских нравов и характеров. Довольством, привольем, любовью к женщинам исполнено было личное существование Менандра. Об общественной его деятельности никаких сведений нет; он отклонил предложение царя Птолемея переселиться вАлександрию.

Число комедий Менандра доходило до 105 или 108, хотя не более, кажется, 8 раз он вышел победителем из состязаний; счастливейшим соперником его был Филемон. До нашего времени полностью (за исключением нескольких строк) дошла только комедия «Δύσκολος» «Брюзга».

Ближайшее понятие о построении их, содержании, обрисовке характеров дают римские пьесы Плавта и Теренция, вместе с Цецилием и Афранием перенесших комедию Менандра на римскую сцену (fabula palliata). Знакомят нас с Менандром многочисленные отдельные замечания позднейших греческих писателей, а также исходящие от них общие характеристики поэта и подражания ему. Первостепенную важность имеют, конечно, сохранившиеся отрывки комедий. Авторитетнейшим почитателем Менандра из ближайших к нему по времени критиков был знаменитый грамматик Аристофан из Византии (262—185 г. до н. э.): он отвел Менандру первое место после Гомера; не отражение действительности, а саму действительность находил критик в комедиях Менандра. Наставительность комедий, верность жизни, благородство и чистоту речи превозносит в Менандре Плутарх, ставящий его выше Аристофана. «Не стоит посещать театр, — замечает моралист, — если не дается что-либо из Менандра». По словам Квинтилиана, Менандр славой своей затмил всех соперников и окутал их мраком.

Слава Менандра не отвергалась и христианскими писателями. Апостол Павел, Иероним, Климент Александрийский находили возможным хвалить Менандра и заимствовать из него мудрые изречения - например, апостол Павел цитирует Менандра в 1Кор.15:33: "Худые сообщества развращают добрые нравы". Драгоценную часть комедий Менандра составляли суждения поэта на всевозможные случаи жизни, отличавшиеся правдой и меткостью содержания, краткостью и выразительностью формы. Позднейшие собиратели добывали эти суждения не из самых комедий, но из Стобея, Афинея, схолиастов и др. писателей. Сохранилось, между прочим, собрание однострочных изречений Менандра; числом до 760 (γνώμαί μονόστιχοι).

Творчество.
Мир комедий Менандра — частные повседневные отношения; его действующие лица — заурядные люди, с мелкими страстями, с обычными вожделениями и ошибками, поставленные в забавные положения; индивидуализации, глубокого анализа характеров и преобладающих личных свойств героев нет ещё; общие типы, часто повторяющиеся даже под одними и теми же именами, только в различной обстановке, — такова отличительная черта Менандровой комедии. Хитрые сводники, влюбчивые юноши, находчивые рабы, ревнивые или расточительные жены, потакающие матери, скупые отцы, глупые хвастуны-солдаты, наглые прихлебатели, обольстительные куртизанки, содержатели непотребных домов — вот сфера, в которой вращается Менандр. Квинтилиан считает Менандра величайшим мастером в изображении «отцов, сыновей, мужей, солдат, крестьян, богачей и бедняков, то сердитых, то вымаливающих, то кротких, то суровых» (XI, 70).

Женщины и рабы, простолюдины и бедняки занимают в пьесах Менандра видное, нередко первенствующее место. Личными достоинствами — молодостью, находчивостью, сердечной добротой и благовоспитанностью — определяется успех героев у возлюбленных, независимо от общественного положения и состояния. Человечностью запечатлено отношение поэта к обездоленным и приниженным. Раб в комедиях Менандра является во всевозможных видах: то он честный и преданный слуга, то плут и обманщик простоватого господина, то лентяй и дармоед и т. п. Богатым людям вменяется в обязанность участие к беднякам и благотворительность, а бедным поэт рекомендует блюсти своё человеческое достоинство. О бедных пекутся боги; обижать бедняка — значит совершать дурное деяние.

Душу Менандровой комедии составляла любовь; любовная интрига имела у него обыкновенно благополучный конец. Не меньше пяти комедий посвятил Менандр изображению хвастливых, глупых солдат, забавных своими притязаниями на взаимность и неудачами в любовных делах: «Льстец», «Ненавистный», «Рыбаки», «Фрасилеон», «Евнух».

Для римской сцены переделаны были Теренцием 4 комедии Менандра: «Евнух», «Самоистязатель», «Братья», «Андриянка», причём римский поэт не стеснялся выкраивать одну комедию из двух греческих. Лучшими из комедий Менандра считались «Женоненавистник» и «Фаида».

Как сюжеты комедий Менандра, так равно и способ развития их, а также обилие общих суждений, верных не для одних афинян IV в. до н. э., сближают эти комедии с новоевропейской драмой и ещё больше — с романом. Эти-то свойства, вместе с ясностью и простотой аттической речи, обеспечили Менандру блестящий успех далеко за пределами собственно Греции, в течение многих веков. Стихотворный размер диалогов — ямбический триметр и трохеический тетраметр. Хоров в комедиях Менандра не было. Комедии начинались прологом, как трагедии Еврипида. По философским воззрениям Менандр всего ближе к Эпикуру, а по построению пьес и обилию в них житейских сентенций — к Еврипиду.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: