Жалобы на судебные решения о взыскании штрафа в риме рассматривали

Обновлено: 27.04.2024

Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения( армия, суды , тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.

В Риме утверждена республиканская форма правления (V-1 вв до н.э.) после восстания местного населения Рима (в конце V1в.) которое ликвидировало монархию, было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины - магистраты.

В ходе борьбы плебеев с патрициями в условиях покорения Римом Италии менялся социальный строй Рима.

Важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам - трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов- триб, 4 городские и 31 сельскую).

Плебс делился на городской, занятый в ремесле и торговле, и сельский, представляющий собой римское крестьянство. В совокупности эти две прослойки составляли римское гражданство, т.е. коллектив римского полиса. В правовом отношении гражданство не было единым. Оно делилось на сословия. Высшим было сенаторское сословие, верхушка которого считалась наиболее знатной, а потому именовалось нобилитетом. Вторая группа рабо- и землевладельцев, активно участвовавшая в финансовых и торговых операциях, но уступавшая в знатности первой, образовала сословие всадников. Третьим сословием был плебес. В отличие от высших сословий плебеи обладали только активным избирательным правом.

На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская конституция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произведениях античных авторов.

Государственный строй. В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования).

Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в 1 в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица — цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делал сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной, Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии — кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными — на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры — иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел "высочайший империум" (summumimperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию.

Консулу принадлежал большой империум (majusimperium) — право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperiumminus) — без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.

Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450—451 гг. до н.э.

Причины перехода от республики к монархии

Предпринимаются попытки приспособить их к новым историческим условиям. Наиболее важная из них была предпринята в период диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал составить проскрипции — списки своих противников, которые подлежали смерти, а их имущество — конфискации. Увеличив число сенаторов, упразднив должность цензора, он пополнил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Ограничена была власть трибуна — его предложения должны предварительно обсуждаться сенатом, — а также и компетенция народного собрания — из нее были изъяты судебные полномочия и контроль за финансами, возвращенный сенату.

Установление пожизненной диктатуры выявило стремление нобилей и верхушки всадников выйти из кризисной ситуации путем установления сильной единоличной власти. Оно же показало, что попытки приспособить старую государственную форму к новым историческим условиям обречены на неудачу (реформы Суллы были отменены Помпеем и Крассом).

Успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицу огромного государства, к управлению которым старая государственная форма полиса была совершенно неприспособлен.

Установление пожизненной диктатуры и гражданские войны показали, что профессиональная наемная армия превращается в важный политический фактор. Заинтересованная в успехах полководца, она становится в его руках орудием достижения честолюбивых политических целей, способствует установлению диктатуры.

Необходимость выйти из острого политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым историческим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского режима.

Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпей, Красе, Цезарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора (до этого дававшийся иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями "для устроения государства". После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. — полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства — периода империи.

С увеличение рабства, недовольство в среде народов населявших римскую империю росло, и I в. до н.э. произошедшие войны неполноправных италиков против Рима и восстания рабов, наиболее известное восстание рабов под предводительством Спартака (74 – 71 гг. до н.э.), потрясли всю Италию. «Все завершилось установлением в Риме в 30 г. до н.э. единоличной власти императора, опиравшегося на вооруженную силу.»

Эпоха римской истории с середины III в. до н.э. до конца I в. до н.э. – время глубоких преобразований предшествующих структур, которые привели к созданию нового облика и сущности римского общества.

В свою очередь, победоносные войны Римско-италийского союза в Средиземноморье привели к захвату масс рабов и огромных средств, которые вкладывались и в хозяйство и способствовали бурному развитию экономики, общественных отношений и культуры народов Италии.

Римско-италийское общество в начале I в. до н.э. вступило в полосу кровопролитных гражданских войн, глубокого общего кризиса, прежде всего политической и государственной организации римской республики.

Сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и не гражданами настоятельно требовали но­вой системы управления. Нельзя было управлять мировой дер­жавой методами и аппаратом, пригодным для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для мощной державы.

Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к концу I в. до н.э. исчезли или деградировали. Появились новые богачи, люмпен-пролетариат, военные коло­нисты.

Традиционный полисно-общинный (республиканский) социально-политический строй сменила Римская империя.

«С 30-х годов до н.э. начинается новая историческая эпоха в истории Римского государства и древнего мира вообще – эпоха Римской империи, пришедшей на смену Римской республике." [16]

Она принесла с собою относительный гражданский мир и определенное ослабление внешней агрессии. Эксплуатация провинций принимает более организованный и менее хищни­ческий характер.

Для империи первых двух столетий можно отметить рост техники, развития ремесел, подъем экономической жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправ­ление. Появляется множество новых городских центров.

13.Древнеримские республиканские магистратуры: функции, принципы деятельности.

Граждане Рима делились на два сословия: а) Нобили, включавшие в свой состав крупных землевладельцев. По общему правилу из нобилей выбирались магистраты и комплектовался сенат. Для этого сословия был установлен имущественный ценз в миллион сестерциев. б) Всадники, занимавшиеся торговлей, ростовщичеством, взиманием налогов в провинциях. Ценз всадников - 400.000 сестерциев. В Риме царскую власть сменил консулат. Вместо царя стали выбирать двух консулов. Органами центральной государственной власти в республиканском Риме являлись: сенат, народное собрание, магистраты. Сенаторов назначали особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, - цензоры.

В ведении Сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; устанавливал налоги; внешние связи; военное дело, включая назначение командующих; издавал общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности; ведал постройкой храмов, назначением религиозных церемоний, допущением культа новых богов и т. п. Сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

Народные собрания.

а) Куриатные собрания - служил целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти

б) Центуриатные собрания - утверждали законы и избирали всех основных начальников республики: консулов, цензоров и др

в) Трибутные собрания - собрания граждан по территориальным округ. Избирали плебейских должностных лиц, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. Народные собрания созывались магистратом. В руках магистратов сосредоточивались функции управления, военная и административная власть. Пределы власти магистратов не были точно очерчены законом, и магистраты были свободны в своих действиях, но по существу находились в зависимости от сената.

Полномочия магистратов: а) командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения наказаний, г) право издавать приказы и принуждать к их исполнению.

Государство и право Древнего Рима подразделяется на 3 периода:

· Царский период (753-509 гг. до н.э.);

· Республиканский период (509-27 гг. до н.э. );

· Императорский период (27 г. до н.э.- 476 г. н.э.)

В свою очередь императорский период делится на периоды принципата (27 г. до н.э. – 193 г. н.э.) и домината (193 – 476 гг. н.э.).

Во все эти периоды (за исключением периода домината) главными представительными органами были Сенат и Народные собрания. В период республики организация власти была довольно простой, и значительное время удовлетворяло потребности существовавшего тогда государства. На протяжении последующих 5 веков существования республики территория государства значительно увеличилась, но практически это не отразилось на структуре высших органов государства, в том числе представительных. Естественно, что такое положение дел снижало эффективность управления и в последующем стало одной из причин падения республики.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались между собой аристократические и демократические черты, при преобладании первых. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись Народные собрания, Сенат и Магистратура. Предметом нашего рассмотрения будут Народные собрания и Сенат, которые были воплощением тогдашней представительной власти.

Народные собрания. Народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, но не они преимущественно управляли государством. Главным образом это делал другой представительный орган – Сенат, а также Магистраты. В Риме периода республики существовало 3 вида Народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократическихи богатых кругов рабовладельцев. Однако, их структура с середины III века до н.э. с расширением территории государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из 5 разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий (электоральная группа римлян) – по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатого слоя, тем не менее сохранялось, т.к. в центуриах высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриах меньших разрядов, а пролетарии (неимущий слой граждан), чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики, например, консулов (высшее выборное должностное лицо), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры смертной казни.

Второй вид Народных собраний представляли Трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб (административная единица), участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. В начале их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафов. Плебейские собрания кроме того избирали плебейского трибуна (должностное лицо, защищавшее интересы плебеев), а с III века до н.э. они получили право издавать законы, чтобы привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4-мя городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ римского царя Сервия Туллия (VI век до н.э.) потеряли былое значение, лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями и в конце концов были заменены Собранием 30 представителей курии – ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли, как и прервать собрания, так и перенести на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения, голосование по ним было открытым. И только в конце республиканского периода было введено тайное голосование. Важнейшую роль играло то обстоятельство, что решение Центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первое столетие существования республики подлежали утверждению Сенатом, но затем в III веке до н.э. это правило было отменено, Сенат получил право предварительно рассматривать вопросы, выносимые на собрание. Таким образом, Сенат фактически направлял деятельность собрания.

Сенат. Важную роль в государственном механизме Рима играл Сенат. Переход к республике усилил влияние Сената как единственно постоянного органа власти, который выражал патрициев.[8] Сенаторы (в начале их было 300, по числу патрицианских родов; а в I веке до н.э. числу сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриам и трибам, раз в 5 лет составляли списки сенаторов из представителей знатных семей, уже занимавших государственные должности. Это делало Сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства граждан.[9]

Первоначально Сенат имел право утверждать или отклонять решения комиций (собраний). Но уже с IV века до н.э. Сенат стал высказывать несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиции предварительно. Мнение Сената в данном случае не было формальностью, поскольку за Сенатом стояли и магистраты, и соответствующие комиции. Исполнительной властью Сенат не обладал и поэтому он обращался к помощи магистратур. Формально Сенат был совещательным органом и его постановления назывались сенатус-консульты, но полномочия Сената были обширными. А именно, он контролировал законодательную деятельность центуриатных (а позже и плебейских) собраний, утверждая их решения а в последствии предварительно рассматривал и возможно отвергал законопроекты. Таким же образом контролировалось избрание должностных лиц (в начале – утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играла то обстоятельство, что в распоряжении Сената находилась казна государства. Он также устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. Кроме того в полномочия Сената входили: постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важнее значение имели внешнеполитические полномочия Сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал Сенат. Он дозволял набор в армию и распределял легионы между командующими. Также при возникновении экстраординальных обстоятельств (война, мощное восстание рабов и т.п.) Сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Вершина власти Сената была в 300-135 гг. до н.э., когда без него не принималось ни одного значительного решения в области внешней и внутренней политики. Падение роли Сената началось в эпоху гражданских войн (II-I века до н.э.), когда государственные дела осуществляли такие исторические личности как Марий, Сулла и Цезарь.[10]

Сенат полностью теряет былое значение, начиная с периода принципата, и его роль практически сошла на нет в период домината.

1. Общие понятия

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

· имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

3. Государственный строй

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

· законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;

· финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

· по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,

· внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

· экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

· выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями;

· срочность - один год (за исключением диктатора);

в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5. Падение республики

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

· восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг. до н. э.);

· борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

· Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

Установление республиканского строя в Риме произошло в 509 году до н.э. после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого. Период республики ознаменовался бурным развитием производства, которое привело к важным социальным сдвигам. Границы римского государства постоянно расширялись за счет успешных войн.

Основное социальное деление: СВОБОДНЫЕ ГРАЖДАНЕ (квириты) и РАБЫ

Свободные распадались на две неравные социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота (люмпен-пролетарии).

Правовое положение личности в Риме базировалось на ТРЕХ СТАТУСАХ

1) СТАТУС СВОБОДЫ: деление на свободных и рабов

Полноправным был лишь свободнорожденный, отец и дед которого также были свободными.

Главный источник рабства – военный плен (+ покупка и долговое рабство)

Рабы были государственные (работали на рудниках и мастерских) и частновладельческие

Раб – часть имущества господина. Все произведенное рабом поступало хозяину

К концу республиканского периода проявилась неэффективность рабского труда → массовый отпуск рабов на волю с сохранением определенной зависимости от бывшего хозяина

2) СТАТУС ГРАЖДАНСТВА: свободное население Рима делилось на граждан (латинов) и иностранцев (перегринов)

Полной правоспособностью обладали только свободнорожденные римские граждане.

Возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина

В конце III-II веках до н.э. возникают привилегированные замкнутые сословия: нобили и всадники

Нобили – самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Они фактически монополизировали высшие государственные должности, из их среды пополнялся сенат.

Всадники – торгово-финансовая знать и средние землевладельцы. Постепенно верхушка всадников сливается с нобилями.

Жители Италии и других стран отличались от римских граждан по правовому положению

Выделялись жители Аппенинского полуострова – латины и жители провинций – перегрины

Древние латины обладали имущественными правами, имели право выступать в суде, вступать в брак с римскими гражданами. НО! Лишены права участвовать в народных собраниях

Латины колоний пользовались теми же правами, но не могли вступать в брак с римлянами

Впоследствии всем латинам предоставили права римских граждан

Свободные жители стран, завоеванных Римом вне пределов Италии, а также жители иностранных государств именовались перегринами.

Перегины несли налоговые повинности, не имели прав латинов, но обладали имущественной правоспособностью. Для представления своих интересов они должны были избирать покровителей – патронов.

3) СТАТУС СЕМЬИ: полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей – домовладыки (pater familias). Остальные члены семьи находились под его властью.

Домовладыка был лицом «собственного права», члены семьи назывались лицами «чужого права», права домовладыки. Вступая в имущественные отношения, они приобретали имущество для него, а не для себя. Однако ограничения в частном праве не влияли на их публичные правомочия.

Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Утрата статуса свободы (плен, обращение в рабство) означала потерю статусов гражданства и семьи, т.е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) тярелась правоспособность гражданина, но сохранялась личная свобода. Утрата статуса семьи (напр. усыновление главы семьи другим лицом) влекла к потере только «собственного права».

В республиканский период организация власти была достаточно простой и в то же время эффективной. Увеличение территории государства почти не отражалось на структуре высших органов власти → постепенное снижение эффективности.

Аристократические черты в Римской республике сочетались с демократическими, но преобладали.

Фактическая власть осуществлялась главным образом аристократическими органами – сенатом и магистратами.

Три вида народных собраний: центуриатные, куриатные и трибутные. Главную роль играют центуриантые, обеспечивающие приоритетную роль имущих слоев и правящей верхушки. С середины III века структура их изменилась: каждый из пяти разрядов стал выдвигать равное количество центурий – 70. Общее число центурий выросло до 373.

- избирали высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров);

- решали вопросы войны и мира;

- рассматривали жалобы на смертельные приговоры.

Трибутные комиции (территориальные) делились, в зависимости от состава жителей триб, на плебейские и патрицианско-плебейские.

- избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и пр.);

- рассамтривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа.

Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III века до н.э. получили право принятия законов. Трибуны избирались в количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом вето – запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената.

Куриатные комиции после реформ Сервия Туллия потеряли свое значение, они лишь формально вводили в должность избранных другими собраниями. Постепенно заменены собранием 30 представителей курий – ликторов.

Народные собрания созывались по инициативе высших должностных лиц, они же и председательствовали на них. Участники собраний не могли изменять повестку, а лишь голосовали.

СЕНАТОРЫ (вначале 300, в I веке до н.э. – 600, затем 900) НЕ ИЗБИРАЛИСЬ. Цензоры раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей нобилитета, ранее, как правило, уже занимавших высокие посты.

Формально сенат – совещательный орган.

- контроль законодательной работы центуриатных (а затем плебейских) собраний;

- вынесение постановлений по общественной безопасности, благоустройству, религ. культу.

- в чрезвычайных обстоятельствах принимал решение об установлении диктатуры.

Магистратуры – государственные должности.

- срочность (на год);

- ответственность перед избравшими.

ПРАВО ИНТЕРЦЕССИИ: каждый магистрат имел право принимать решение, оно могло быть отменено его коллегой. ВЫШЕСТОЯШИЙ магистра мог отменить решение НИЖЕСТОЯЩЕГО.

ВЛАСТЬ МАГИСТРАТОВ: высшая (imperium) и общая (potestas).

Высшая: военная власть, право перемирия, созыва сената и народных собраний и председательствовать в них, право издавать приказы, право суда и наказания.

Высшая власть принадлежала диктаторам, консулам и преторам.

Диктатор имел «высочайший империум», вкл. право приговаривать к смерти, и приговор не подлежал обжалованию.

Консулу принадлежал «большой империум» - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собании, если он был вынесен в Риме.

Претор имел «ограниченный империум» без права приговаривать к смерти.

Общая власть принадлежала всем магистратам: это право отдавать распоряжения и штрафовать за их неисполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные).

Консулы (2 человека) – высшие магистраты, возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенны их военные полномочия: набор и командование армией, назначение военачальников, право на перемирие, распоряжение военной добычей.

Преторы (появились в сер. IV века до н.э.) – помощники консулов. Управление городом, судопроизводство, издание новых постановлений. Вначале один, затем два (один рассм. дела римлян, другой – перегринов), затем восемь.

Цензоры (2 человека) – избирались раз в пять лет для составления списков римлян, распределения их по трибам и разрядам, составления списка сенаторов. + наблюдение за нравственностью.

Квесторы (до 20 человек) – начале помощники консулов, затем стали ведать финансами, расследованием некоторых уголовных дел.

Эдилы (2 человека) – контроль за порядком в городе, торговлей, празднествами и зрелищами.

Плебейские трибуны занимали особое место среди магистров. Их право вето играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем активность трибунов пошла на убыль.

Экстраординарные магистратуры создавались в чрезвычайных, тяжелых условиях ( в первые века республики и для решения узких задач).

Диктатор обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты.

Право вето плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, за свои действия он не нес ответственности. Срок диктатуры не должен был превышать полгода (в период кризиса республики правило было нарушено, появились пожизненные диктатуры (диктатура Суллы).

Изменения правового режима населения. Установление военно-диктаторского режима завершило период гражданских войн и стабилизировало ситуацию в Риме.

С расширением пределов римского государства растет число свободного населения, в том числе римских граждан. Права граждан все чаще предоставляются жителям внеиталийских провинций.

В 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Ряды нобилей и всадников поредели в период гражданских войн и пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций – муниципалами, провинциальной знатью, государственными чиновниками.

Нобилитет – сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.

Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии → опора императора.

Сословие всадников превратилось в служилое сословие, поставляющее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях, для армии (имущественный ценз от 400 тысяч до миллиона сестерциев).

Провинциальная знать не была оформлена в сословие, но играла влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы, торговцы.

Широкая прослойка мелких производителей в городе и на селе сохраняется, растет число земледельцев из воинов-ветеранов, получивших надел. Распространяются пекулий (предоставление части имущества для самостоятельного пользования) и колоннат (полузависимые крестьяне).

Положение рабов несколько улучшается. Эпоха успешных завоеваний осталась в прошлом – приток рабов иссякает.

Традиционная политическая структура Рима сохраняется и в первые века существования империи. Империя поначалу рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства. Титул «император» долгое время оставался почетным военным тиулом.

Постепенно власть императора усиливается, необходимость ее маскировки республиканскими учреждениями отходит в прошлое. К концу II века сенат окончательно устраняется от управления, которое переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, во главе которого стоит император. Римское государство приобретает черты монархического государства с абсолютной властью императора.

Период империи делится на два этапа: принципат (I век до н.э. – III век н.э.) и доминат (III – V века).

ПРИНЦИПАТ: переход управления государством к принцепсу перешел благодаря наделению его высшей властью (imperium).

Принцепса избирают на важнейшие должности, а он создает отдельный от магистратур чиновничий аппарат, получает право распоряжаться казной и командовать всеми армиями.

Октавиан получил право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианцев), право высшего уголовного и гражданского суда, толкования законов. Постановления принцепса начинают иметь силу закона.

Принципы избирались одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консулы они могли отменить решение любого магистрата, как цензоры – сформировать сенат, как трибун – наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Октавиан также получил звание понтифика – верховного жреца.

Власть принцепса первоначально не была наследственной. Юридически получая власть «по решению сената и римского народа», он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного).

Из народных собраний сохраняются только трибутные. Постановления сената с I века получают силу закона. Однако «кадровые чистки» сената привели к его зависимости от принцепса. Были ограничены права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Во внешнеполитической и военной областях компетенция полностью утрачивается.

ЧИНОВНИЧИЙ АППАРАТ создается наравне с республиканскими магистратурами.

Совет и Канцелярия принцепса (несколько едомств со штатом сотрудников) – его вершина.

В СОВЕТ включались префекты, начальники ведомств канцелярии, «друзья» императора.

КАНЦЕЛЯРИЯ состояла из ведомств финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др.

Члены совета и начальники канцелярии назначались самим принцепсом из приближенных.

Высшие чиновники (назначались из сенаторов и всадников): префект претория (командующий гвардией), префект Рима (распоряжался полицейскими когортами), префект Египта, префект, отвечавший за снабжение и пр.

Провинции стали составной частью Римского государства. Разделены на императорские и сенатские.

Императорские провинции управлялись легатами, назначаемыми принцепсом (гражд. и военная власть) с помощью собственного совета и канцелярии, сенатские – назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и нах. в двойном подчинении.

ДОХОДЫ с сенатских провинций шли в государственную казну (эрарий), доходы с императорских провинций – в казну принцепса (фиск).

Императорские провинции приносили огромные доходы. К III веку все провинции стали императорскими.

АРМИЯ превратилась в мощную опору личной и государственной власти, влиятельную политическую силу. После перехода к профессиональной армии превратилась в закрытую организацию. Привилегированное положение – у преторианской гвардии (набор из римских граждан италийского происхождения). Большая часть легионеров набиралась из граждан римских провинций. Третью часть армии составляли вспомогательные войска, набиравшиеся изх провинциалов, не имевших прав римских граждан.

ДОМИНАТ: уже в период принципата система рабовладения в Риме начинает клониться к упадку. Углубляется сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников. Растет значение труда колонов, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология. Принимается ХРИСТИАНСТВО.

Экономика, основанная на рабском и полурабском труде, перестает развиваться и начинает деградировать.

Все чаще происходят восстания рабов, коренного населения провинций.

РИМ ПЕРЕХОДИТ К ОБОРОНИТЕЛЬНЫМ ВОЙНАМ

Резко обостряется борьба за власть.

Принципат подавил дух гражданственности у римлян, сенат окончательно подчинился принцепсу.

С конца III века Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Переход к ДОМИНАТУ – приход к власти Диоклетиана. Население превратилось из граждан в подданных императора.

Совет принцепса превратился в государственный совет – консисториум.

Появляются гражданские и военные чиновники, а также придворные чиновники.

Римом стал управлять префект, сенат превратился в свет города Рима, а магистраты – в муниципальных должностных лиц.

АРМИЯ стала подразделяться на подвижные и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают варвары. Преторианская гвардия превращается в дворцовую стражу.

Общеимперская полиция возглавлялась начальником канцелярии, тайная полиция – префектом претория.

- экономическая (выпуск денег с низким содержанием драгметаллов);

- налоговая (большая часть налогов стала взиматься деньгами, а не натурой);

- военная (образование пограничных и мобильных войск, введение рекрутского набора);

Император назначил соправителя – цезаря, через год ставшего ему равным. Империя была разделена на две части – западную и восточную. Законодательство оставалось единым, подписывалось от имени обоих императоров. Каждый из них стал назначать собственного соправителя-цезаря. ТЕТРАРХИЯ

Государство было разделено на 4 части и 100 провинций

Рим перестал быть столицей империи: на западе столица в Медиолане (Милан), на востоке – в Никомедии.

Константин вновь восстановил единство власти, продолжил реформы Диоклетиана.

Новая денежная реформа стала более удачной, привела к стабилизации денежного обращения.

Профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность служебного роста.

Тетрархия была упразднена, однако в каждой из двух частей империи были образованы по две префектуры во главе с префектами (гражданская власть). Военная власть принадлежала военным магистрам: двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

Префектуры делились на диоцезы (шесть на западе и семь на востоке) во главе с ВИКАРИЯМИ.

Диоцезы делились на провинции во главе с РЕКТОРАМИ

Провинции делились на округа с окружной администрацией.

337 – христианство признано государственной религией.

Опора домината – армия, чиновничество и христианская церковь.

395 – окончательный распад империи на две части как попытка предотвратить гибель рабовладельческого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологической борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжениями варваров.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: