Государственные и муниципальные предприятия как субъекты гражданского права курсовая

Обновлено: 18.04.2024

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений: проблемы теории и практики

План курсовой работы

  • 1.1. Термин «юридическое лицо».
  • 1.2. Деятельность юридических лиц.
  • 2.1. Понятие собственности муниципальных образований.
  • 2.2. Бюджет муниципального образования.
  • 3.1. Основания участия муниципальных образований в гражданском обороте.
  • 3.2. Имущественные обязательства муниципальных образований в гражданском обороте.
  • 3.3. Деятельности органов муниципальных образований в экономической сфере.

Введение

Актуальность данной темы видно особенно ярко в данный момент, когда дальнейшая судьба института «Муниципального права» - неясна. Вопрос участия муниципальных образований в гражданских правоотношениях стоит остро с момента вступления в законную силу нормативно правовых актов регулирующих данную отрасль права в Российской Федерации. В соответствии со ст.124 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии с главой 5 Гражданского Кодекса Российской Федерации муниципальные образования имеют выступать в гражданских правоотношениях, регулируемых гражданским законодательством. В данных правоотношениях они действуют на равных с иными участниками гражданских правоотношений, таким образом муниципальное образование в полной мере обязано исполнять условия всех заключённых соглашений, однако не обязано нести ответственность за его неисполнение или нарушение, если иное не предусмотрено законом.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Российское государство является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории которой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникальны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъекта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоятельствах нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных Уровней - Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования.

В термин «муниципальное образование» входит ряд территорий, таких как: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и другие, указанные в ст.2 ФЗ №131-ФЗ. Для выполнения функций, возложенных законодателем на муниципальные образования, необходимо сотрудничество с различными субъектами права: от унитарных предприятий до физических лиц. В соответствии Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования наделены правами юридического лица, подлежащими государственной регистрации, для исполнения задач, поставленных перед ними в федеральном законодательстве и уставе муниципального образования.

Участвуя в гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают как в качестве заказчиков, так и в качестве исполнителей. Невозможно представить, чтобы в договорах участвовало муниципальное образование полностью, свои полномочия оно частично для заключения договора делегирует уполномоченным на то нормативными актами органам муниципальной власти. Участвуя в гражданских правоотношениях муниципальные образования не имеют каких-либо преференций и выступают в качестве юридического лица. Уполномоченные органы муниципальной власти вступают в гражданские правоотношения заключает соглашения, реализующие полномочия, указанные в уставе муниципального образования.

Ещё одним видом гражданских правоотношений в которых может принимать участие муниципальное образование – это возмещение. Убытки муниципальным образованием могут возмещаться ввиду неисполнения заключенных соглашений или издания актов, причинивших ущерб физическим или юридическим лицам. Признанные судом незаконные действия муниципального органа, причинившие вред физическому или юридическому лицу, влекут за собой возмещение ущерба данному лицу в объеме, установленном судом. Опять же следует подчеркнуть, что ответственность несёт не само муниципальное образование, а уполномоченный орган муниципального образования.

Большинство исследователей, занимавшихся вопросом функционирования муниципального образования в гражданских правоотношениях сходятся во мнении, что законодателем урегулированы спорные моменты и действующая судебная практика поясняет все проблемы в взаимодействии физических и юридических лиц с муниципальными образованиями. Но нельзя не отметить, что полномочия муниципального органа власти на практике довлеет над полномочиями второй стороны договора в большинстве случаев. Так в Постановлении Президиума ВАС РФ №727/13. Высший арбитражный суд (входящий в систему Верховного суда Российской Федерации с 2014 года) считает правомерными действия муниципального образования, отказавшему застройщику в выборе земельного участка, без проведения собственного рассмотрения.

Также следует отметить, что муниципальные образования, как учредители муниципальных унитарных предприятий, часто являются крупнейшими юридическими лицами в муниципалитете. Так муниципальное образование может выступать в роли учредителем унитарного предприятия, являющегося неоспоримым лидером в отрасли в своём регионе, чем в конце концов будет снижена конкуренция или же конкуренция исчезнет вовсе. С другой стороны, транспортное обеспечение население – одна из важнейших задач, стоящих перед муниципальными образованиями.

Муниципальные образования наряду с Российской Федерацией и субъектами Российской федерации являются основными участниками гражданских правоотношений, несущих на себе ряд обязанностей, установленных Законодательством РФ. Перед исследователем несомненно стоит затруднение в описании деятельности муниципальных образований из-за объёмов данного термина. Вступая в гражданские правоотношения муниципальные образования действуют в интересах населения определённого муниципального образование, что определяет характер всех соглашений на порядок выше, чем иных направленных исключительно на извлечение выгоды.. Особый статус муниципальных образований, как и особый статус Российской Федерации в договорных отношениях абсолютно оправдан и существует исключительно в целях соблюдения принципа «социального государства», закреплённого в Конституции РФ.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Комитет по науке и высшей школе

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Политехнический колледж городского хозяйства» КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине ОП.05.Гражданское право

на тему: Государственные и муниципальные предприятия как субъекты гражданского права Выполнил: студент 2 курса группы ЮС14-15к

очной формы обучения

специальности 40.02.01 Право и организация

Проверила: Кудрина Н.Н. Санкт-Петербург - 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ

. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

.1 Понятие и признаки государственных унитарных предприятий (ГУП)

1.2 Порядок учреждения государственных унитарных предприятий (ГУП)

.3 Виды государственных унитарных предприятий ГУП

. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

2.1 Понятие и признаки муниципальных унитарных предприятий (МУП)

2.2 Порядок учреждения муниципальных унитарных предприятий (МУП)

.3 Виды муниципальных унитарных предприятий (МУП)

3. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы курсовой работы. Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о признании и защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности. Именно такое утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью свидетельствуют о возрождении и развитии демократических основ России.

Необходимость теоретического исследования правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий предопределяется несколькими причинами.

Во-первых, государственные и муниципальные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. Однако, многие теоретические и практические вопросы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя. Здесь уместно заметить, что экономическая эффективность присуща не только российским государственным предприятиям. О ней давно говорят и пишут в других странах мира. Таким образом, данная проблема носит всеобщий характер и заслуживает пристального исследования юристов.

Во-вторых, государственное и муниципальное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальные образования, вступают не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. Поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление правового положения государственного унитарного предприятия, имеющего комплексный правовой статус и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, которых

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что функционирование любого предприятия обеспечивается его правовым статусом.
Предприятия являются активными участниками гражданских правоотношений.
Предприятия являются основой экономики в государстве, от результатов их хозяйственной деятельности во многом зависит поступательное развитие государства.
Гражданско-правовой статус государственных и муниципальных предприятий представляет собой комплексную категорию, которая позволяет определить место субъекта в общества, особенности его взаимоотношений между государством, другими людьми и их объединениями.
Поскольку государственные (муниципальные) предприятия, прежде всего, участники имущественных отношений, то и решение проблем, связанных с их организацией и деятельностью, лежит в основном в плоскости гражданско-правового регулирования. Перед системой гражданско-правового регулирования стоит и иная задача - сделать государственные (муниципальные) предприятия более предсказуемыми участниками имущественных отношений для других субъектов гражданского оборота.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что тема данной работы является актуальной.
Цель исследования – комплексный анализ особенностей правового статуса государственных и муниципальных предприятий как субъектов гражданского права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- раскрыть понятие и виды предприятий;
- определить основы правового положения государственных и муниципальных предприятий;
- проанализировать особенности государственных и муниципальных предприятий как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности;
- исследовать особенности гражданской правосубъектности унитарных предприятий.
Объект исследования –общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью государственных и муниципальных предприятий как субъектов гражданского права.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие организацию и деятельность государственных и муниципальных предприятий как субъектов гражданского права.
Теоретическая основа исследования представлена трудами таких ученых как: Алексеева С.С., Романова О.Е., Степанова С.А. и других.
Методологией исследования является совокупность методов: диалектического, историко-правового, конкретно-социологического, сравнительно-правового, формально-логического и метода системного анализа юридических явлений.
Нормативной основой исследования являются такие нормативные правовые акты как: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и другие.
Эмпирической основой исследования явились опубликованные материалы практики судебных органов РФ.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Комитет по науке и высшей школе

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Политехнический колледж городского хозяйства» КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине ОП.05.Гражданское право

на тему: Государственные и муниципальные предприятия как субъекты гражданского права Выполнил: студент 2 курса группы ЮС14-15к

очной формы обучения

специальности 40.02.01 Право и организация

Проверила: Кудрина Н.Н. Санкт-Петербург - 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ

. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

.1 Понятие и признаки государственных унитарных предприятий (ГУП)

1.2 Порядок учреждения государственных унитарных предприятий (ГУП)

.3 Виды государственных унитарных предприятий ГУП

. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

2.1 Понятие и признаки муниципальных унитарных предприятий (МУП)

2.2 Порядок учреждения муниципальных унитарных предприятий (МУП)

.3 Виды муниципальных унитарных предприятий (МУП)

3. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы курсовой работы. Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о признании и защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности. Именно такое утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью свидетельствуют о возрождении и развитии демократических основ России.

Необходимость теоретического исследования правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий предопределяется несколькими причинами.

Во-первых, государственные и муниципальные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. Однако, многие теоретические и практические вопросы правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя. Здесь уместно заметить, что экономическая эффективность присуща не только российским государственным предприятиям. О ней давно говорят и пишут в других странах мира. Таким образом, данная проблема носит всеобщий характер и заслуживает пристального исследования юристов.

Во-вторых, государственное и муниципальное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, а также муниципальные образования, вступают не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. Поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление правового положения государственного унитарного предприятия, имеющего комплексный правовой статус и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, которых

Целью исследования является закрепление и углубление знаний в области Гражданского права, а также в изучении юридических лиц в РФ и государственных и муниципальных предприятий.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
– дать понятие юридического лица в РФ;
– рассмотреть виды юридических лиц в РФ;
– описать понятие и признаки государственных и муниципальных унитарных предприятий;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..
1 Общая характеристика юридического лица………………………………
1.1 Понятие юридического лица………………………………………….
1.2 Виды юридических лиц в РФ………………………………………….
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………
2.1 Характеристика унитарных предприятий …………………………..
2.2 Понятие и признаки государственного унитарного предприятия …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 3

Файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица.docx

Если объединение образуется посредством учредительного договора, то состав учредителей всегда совпадает с его участниками, поскольку в случае выхода или приема новых членов учредительный договор перезаключается (старый уничтожается и подписывается новый). Получается, что объединение создается как бы заново, в новом составе, хотя это не влечет за собой ни реорганизацию, ни ликвидацию юридического лица.

Если же организация создается посредством договора о совместной деятельности, то состав ее учредителей, как правило, не совпадает с числом будущих участников, которых обычно становится значительно больше (исключением из этого правила является акционерное общество закрытого типа, хотя и в нем с соблюдением требуемых процедур любой акционер может продать часть своих акций третьему лицу). Выход и прием новых членов никак не отражаются в учредительных документах организации, которая фактически только ведет учет наличного числа своих членов (например, реестр акционеров). Соответственно процедура выхода и приема довольно проста (продажа или покупка акций в открытом акционерном обществе, принятие решения большинством голосов присутствующих на общем собрании членов в кооперативе и т.п.).

3.2 Общественные движения – массовые объединения, не имеющие членства.

3.3 Общественные фонды – не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели.

3.4 Общественные учреждения – не имеющие членства организации, цель которых – в оказании конкретного вида услуг в интересах участников.

3.5 Органы общественной самодеятельности – не имеющие членства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учёбы.

4 Религиозная организация – объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками (церемонии, обучение религии, религиозное воспитание).

5 Фонд – некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей путём использования имущества, переданного в её собственность учредителями.

6 Учреждение – организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (обладают правом оперативного управления имуществом, собственник несёт субсидиарную ответственность).

7 Государственная корпорация – некоммерческая организация, учреждённая РФ путём издания специального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

8 Некоммерческое партнерство – некоммерческая организация, члены которой сохраняют права на её имущество, созданная для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности.

9 Автономная некоммерческая организация – учреждённая на основе добровольных имущественных взносов некоммерческая организация, имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам.

10 Объединение (ассоциация или союз) юридических лиц – некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

Деятельность благотворительных организаций, которые чаще всего создаются в форме общественных организаций или фондов, регулируется также Законом от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[3].

Итак, юридическое лицо – это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом, признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. В Российской Федерации существует много видов юридических лиц. Государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют свою деятельность также как юридические лица.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: