Верховный суд израиля как называется

Обновлено: 18.04.2024

Судья — на иврите шофет или даян (от слова «дин» — «суд»), член бейт дина, еврейского суда, который действует в соответствии с законами Торы. Поэтому судья бейт дина должен был быть мудрецом, в совершенстве знающим еврейский закон. Важнейшее требование, предъявляемое к судье — справедливость и непредвзятость. Суд был одной из основополагающих структур, организующих евреев, как народ (глава народа одновременно был главой суда), а после разрушения государственности и изгнания из Святой Земли лежал в основе существования всех еврейских общин.

Оглавление

Еврейский судья — выразитель мнения Торы [↑]

Законы, на основе которых действует еврейский суд (бейт дин), не были сформулированы людьми. Их получил Моше (Моисей) во время дарования Торы на горе Синай. По приказу Вс-вышнего он создал первые еврейские суды — Высший суд (Санедрин) и суды более низкого ранга. Моше обучил судей («судья» на иврите — «шофет» или «даян») законам судопроизводства, полученным им непосредственно от Б-га. Впоследствии эти законы передавались из поколения в поколение как в письменной, так и в устной форме (через Письменную и Устную Тору).

История еврейской судебной системы [↑]

Верховный суд — Большой Санедрин во главе с руководителем народа — был создан в эпоху странствий евреев по пустыне, когда Вс-вышний приказал Моше: «собери Мне семьдесят мужей из старейшин (“зкеним”) Израиля … И они будут нести с тобою бремя народа, и не будешь нести ты один» (Бемидбар, 11:16-17). В тот же период была создана система местных судов: по совету своего тестя, праведного гера (прозелита) Итро, Моше назначил себе в помощь судей — начальников над 10, 50, 100 и 1000 евреями. По мере необходимости эти судьи объединялись. Их количество должно было быть нечетным, и минимальное их число равно трем (как сказано в Пиркей Авот: «Не будь судьей единственным, ибо нет единственного судьи, кроме Одного [Б-га]» — Авот, 4:8).

После входа в Землю Израиля были созданы постоянные суды из трех человек (для небольших населенных пунктов; по мере необходимости к ним добавляли 2, 4 или 6 судей) и из 23-х человек («Малые Санедрины») — для более крупных городов. Кроме судей («шофтим»), выносивших решение по тому или иному вопросу, назначались судебные исполнители — «шотрим», в задачу которых входило выполнение решения суда, а также проверка соблюдения законов Торы в данном городе (ср. главу «Шофтим» книги Пятикнижия «Дварим»; Рамбам. Законы Санедрина, гл.1).

Большой Санедрин состоял из 71 члена (исключением было Великое Собрание, «Кнесет а-Гдола» — коллегия из 121 мудреца Торы, созданная и возглавляемая Эзрой в начале периода Второго Храма), одним из которых первоначально был руководитель еврейского народа (Моше, затем Иеошуа бин Нун, Судьи, первые еврейские цари). В более поздние эпохи царь уже не был главой Санедрина, хотя и мог назначать его членов. Во времена Второго Храма Верховным судом управляли «пары мудрецов» — председатель («наси») и глава суда («ав бейт дин»).

Все вопросы как в местных, так и в Высшем суде решались голосованием; окончательное решение принималось большинством и считалось мнением Торы по данному вопросу (см. на сайтеисследование Абарбанеля об устройстве еврейского государства).

После прекращения деятельности Санедрина (в IV в н.э.) и окончательного изгнания евреев из Святой Земли местные раввинские суды продолжали действовать. До сих пор они имеются в каждой области проживания евреев. Их возглавляют главы общин и другие выдающиеся мудрецы. В их ведении находятся вопросы о гиюре, женитьбе, разводе, а также имущественные тяжбы — в случае согласия обеих сторон. Кроме того, к раввинам (даянам) принято обращаться по поводу выяснения еврейских законов (алахи), относящихся ко всем областям жизни.

Какими качествами должен обладать еврейский судья? [↑]

По мнению Рамбама (Законы о Санедрине, гл.2), «в Санедрин, и в Большой, и в Малый, можно назначать только мудрых и понимающих, великих знатоков Торы, обладающих большим умом, знающих и другие науки, такие как медицина, математика, астрономия, осведомленных в способах колдовства и идолопоклонства, чтобы знали, как судить.

В Большой Санедрин заповедано назначать коэнов, левитов и евреев с хорошей родословной… Члены Санедрина должны прилично выглядеть, не иметь физических изъянов и знать большинство языков, чтобы слушать показания свидетелей не через переводчика…

Член бейт-дина из трех человек должен обладать семью качествами: [быть человеком] мудрым, скромным, Б-гобоязненным, равнодушным к деньгам, любящим правду, любимым людьми, имеющим доброе имя… [Это должны быть люди,] владеющие своими страстями… и мужественные, то есть готовые спасать ограбленного от грабителя».

Одно из основных требований, предъявляемых к судьям, согласно законам Торы, является обязанность судить не предвзято. В Пятикнижии говорится: «не отклоняй права неимущего в тяжбе его» (Шмот, 23:6) и в то же время «не потакай нищему в тяжбе его» (там же, 23:3), то есть не извращай истины в пользу бедного из милости. Сказано также: «И мзды не бери, ибо мзда ослепляет зрячих и искажает слова праведных» (там же, 23:8).

В Мишне «Пиркей Авот» («Поучения отцов») предупреждается об ошибках, которые может допустить судья: «судите без спешки» (Авот, 1:1), «подробно допрашивай свидетелей, однако тщательно подбирай слова, чтобы те не использовали их для облегчения себе лжесвидетельства» (там же, 1:9), «пока оба тяжущихся стоят перед тобой, считай, что каждый из них склонен ко злу; когда они уходят от тебя, считай, что каждый склонен к добру, — при условии, что стороны согласились с решением суда» (там же,1:8; считать, что каждый склонен к злу, необходимо, чтобы тщательно анализировать и проверять их слова).

Роль суда в жизни еврейского народа [↑]

Суд (бейт дин) всегда был одной из основополагающих структур, организующих евреев, как народ. Руководитель народа на определенных этапах еврейской истории одновременно был и главой Верховного суда. Так было во времена Моше и Иеошуа бин-Нуна, а после них — вплоть до установления царства — главой народа становился непосредственно главный Судья (этот период называется эпохой Судей). Еврейские цари также первоначально были главами Большого Санедрина, а впоследствии сохранили за собой право назначать его членов.

Большой Санедрин заседал на территории Храма, в непосредственной близости к жертвеннику — месту, где производилась наиболее важная часть храмовой службы. Судьями как Высшего, так и местных судов были известные мудрецы Торы.

На особую важность суда указывают две заповеди, данные в Торе — одна повелительная и одна запретительная. Повелительная — назначать судей и стражников, как сказано: «Судей и стражников поставь себе во всех воротах твоих» (Дварим, 17:18). Запретительная заповедь звучит так: «Не отходите от того, что говорят они (судьи) ни вправо, ни влево!» (Дварим, 17:11).

Первая заповедь в наше время в полном объеме не выполнима, поскольку у раввинских судов нет и при существующей государственной системе не может быть судебных исполнителей. Вторую же, запретительную заповедь, мы можем выполнить и в наши дни. Несмотря на то, что у нас нет Санедрина, мы можем «не отходить» от указаний еврейских мудрецов — глав нашего поколения. Совет мудрецов Торы существует и сейчас.

Верховный суд государства Израиль (Бейт Мишпат ха-Элиён), действующий так же как «Высший Суд Справедливости» (БАГАЦ — сокращённо от ивритского "Бейт Мишпат Гавоа ле-Цедек"), является высшей Израильской судебной инстанцией, решения которой являются обязательными не только для всех судебных органов низшей инстанции, но и для всех государственных учреждений исполнительной и законодательной власти.

Несмотря на то, что вопросы законодательства являются исключительной прерогативой израильского парламента (Кнессета), БАГАЦ может не только обратить внимание парламента на необходимость внесения изменений в законодательную систему Израиля, но также и объявлять недействительным любой государственный или законодательный инструмет (включая даже принятый парламентским большинством закон), противоречащий Основным Законам государства, фактически представляющим собой конституцию страны.

Верховный суд государства Израиль является в первую очередь апелляционным и кассационным судом последней инстанции и в этом качестве рассматривает апелляции на судейские вердикты и другие решения судов низшей инстанции по уголовным, гражданским и административным делам (в том числе вердикты и другие решения судебного характера специальных комиссий и трибуналов, не являющихся непосредственной частью израильской судебной системы: например вопросы касающиеся регистрации партий и парламентских выборов, жалоб заключённых израильских тюрем или т.н. "административного задержания" лиц представляющтх опасность для государства, вердикты дисциплинарных судов Израильской Коллегии Адвокатов и т.д. и т.п.)

Верховный суд Израиля и Высший Суд Справедливости (БАГАЦ)

Однако, в качестве Высшего Суда Справедливости БАГАЦ выступает как суд первой инстанции, рассматривающий и проверяющий правомерность решений любых государственных инстанций и институтов власти, органов местного самоуправления а также компаний и коммерческих организаций, выполняющих государственные функции или принадлежащих государству.

БАГАЦ может принимать к рассмотрению дела, выходящие за рамки компетенции всех нижестоящих судов и трибуналов; а в исключительных случаях даже пересмотреть дело, по которому уже вынесено окончательное решение высшей апелляционной инстанцией.

Важнейшим этапом в деятельности Израильского Верховного Суда с момента его создания стало принятие кнессетом в 1992 г. двух так называемых "Основных Законов":
«Основной Закон о Свободе и Достоинстве Человека» (Хок Есод: Квод ха-Адам ве-Херуто) и «Основной Закон о Свободе Предпринимательства» (Хок Йесод: Хофеш ха-Исук).
Новое законодательство закрепило права на жизнь, физическую безопасность, человеческое достоинство, сраведливое судебное разбирательство, невмешательство в личную жизнь, свободу предпринимательства и свободу передвижения, право собственности и т.д.; и фактически представляет собой конституционную основу государства Израиль и законодательную базу необходимую для защиты прав человека.

Бывший председатель Израильсого Верховного Суда судья Аарон Барак назвал Основные Законы, принятые в 1992 г. «конституционной революцией», подчеркнув, что они устанавливают приоритетные права, стоящие во главе конституционной пирамиды и ипределяющие основу политического режима государства Израиль. Эти законы дают судебной системе Израиля во главе с Высшем Судом Справедливости (БАГАЦем) действительную возможность осуществления конституционного контроля не только за решениями исполнительной власти, но также осуществлять конституционно-юридическую проверку израильского законодательства — пересматривать и объявлять недействительными любые законы и прочие законодательные акты, отрицающие Права Человека или несправедливо нарушающие их.

Вы хотите задать вопрос адвокату или записаться на консультацию?

Вы можете обратиться к нам через контактную форму или по электронной почте.

Санхедрин (Сангедрин, Санедрин) — Синедрион, высший религиозный еврейский суд, совет старейшин-мудрецов. Обычно под этим термином подразумевается Большой (или Великий) Санхедрин — Санхедрин аГадоль, стоявший во главе еврейского народа и состоявший из руководителя и 70 судей — знатоков законов Торы (т.о., в Большом Синедрионе заседал 71 человек). Заседания Большого Синедриона велись на территории Иерусалимского Храма (в периоды, когда действовал Храм). Наряду с Большим Санедрином существовали также Малые Санедрины из 23 человек (которые действовали в каждом крупном городе) и простые раввинские суды из трех судей.

Название Санхедрин, по-видимому, возникло в эпоху Второго Храма и имело греческое происхождение (по-древнегречески оно означало «собрание»). Однако комментаторы ТаНаХа (например, Раши, Ральбаг, Мальбим) употребляют его и в отношении предшествующих эпох. Существует еврейское объяснение этого слова: оно является сокращением ивритских слов «сонэй адрат (паним) бэ-дин» — ненавидящие «украшение лица», т.е. лицеприятство, проявление симпатии к одной из судящихся сторон в суде (ср. комментарий р.Овадьи из Бартануры к Мишне Сота, 9:11).

Оглавление

Формирование еврейской судебной системы [↑]

По сути дела, Большой Санхедрин был создан еще в эпоху странствий евреев по пустыне, когда Вс-вышний приказал пророку Моисею (Моше): «собери Мне семьдесят мужей из старейшин [“зкеним”] Израиля … И они будут нести с тобою бремя народа, и не будешь нести ты один» (Бемидбар, 11:16-17).

В тот же период была создана система местных судов: по совету своего тестя, праведного гера (прозелита) Итро, Моше назначил себе в помощь судей — начальников над 10, 50, 100 и 1000 евреями. По мере необходимости эти судьи объединялись.

После входа в Землю Израиля были созданы постоянные суды из трех человек (для небольших населенных пунктов) и из 23-х человек («Малые Санхедрины») — для более крупных городов.

Кроме судей («шофтим»), выносивших решение по тому или иному вопросу, назначались судебные исполнители — «шотрим», в задачу которых входило выполнение решения суда, а также проверка соблюдения законов Торы в данном городе (ср. главу «Шофтим» книги Пятикнижия «Дварим»; Рамбам. Законы Санхедрина, гл.1).

Большой Санхедрин состоял из 71 члена (исключением было т.н. «Великое Собрание»«Кнесет а-Гдола», коллегия из 120 мудрецов Торы, созданная Эзрой в начале периода Второго Храма). Одним из членов Верховного Синедриона первоначально был руководитель еврейского народа (Моше, затем — Иеошуа бин Нун, затем — Судьи и первые еврейские цари, которые сами были мудрецами Торы). В более поздние эпохи царь уже не был главой Синедриона, хотя и мог назначать его членов.

Во времена Второго Храма Верховным судом управляли «пары мудрецов» — «зугот»: председатель суда («наси») и глава суда («ав бейт дин»).

Полномочия местных судов и Большого Санхедрина [↑]

Суд из трех человек (иногда к ним добавлялись еще 2, 4 или 6 судей; общее их число должно было быть нечетным) решал имущественные споры, вопросы, связанные с нанесением телесных повреждений и нарушением других законов Торы, за которые полагались штраф или удары плетью.

Малый Санхедрин (суд из 23 человек) был уполномочен также рассматривать нарушения, за которые полагался смертный приговор.

Если местные суды затруднялись в вынесении решения, они обращались в Высший, Верховный суд (Большой Санхедрин). Кроме этих вопросов, Большой Санхедрин рассматривал дела общенационального масштаба: нарушения, совершаемые целым коленом Израиля или городом (например, он мог присвоить городу статус «ир нидахат» — город, подлежащий уничтожению, так как его жители поклоняются идолам); прегрешения Первосвященника, лжепророка, вопрос о выходе на войну (если ее можно избежать) и др. (см. трактат Мишны «Санхедрин», ч.1). Кроме того, Большой Санхедрин разъяснял законы Торы для всего народа и проводил их в жизнь, а в исключительных случаях имел право принимать постановления («таканот») и запреты («гзерот»), выходящие за рамки этих законов — например, чтобы предотвратить нарушения Закона (см. тему Постановления мудрецов).

Все вопросы как в местных, так и в Высшем суде решались голосованием; окончательное решение принималось большинством и считалось мнением Торы по данному вопросу (см. исследование Абарбанеля об устройстве еврейского государства).

Какими качествами должен обладать еврейский судья? [↑]

По мнению Рамбама (Законы о Санхедрине, гл.2), «…в Санхедрин, и в Большой, и в Малый, можно назначать только мудрых и понимающих, великих знатоков Торы, обладающих большим умом, знающих и другие науки, такие как медицина, математика, астрономия, осведомленных в способах колдовства и идолопоклонства, чтобы знали, как судить».

Он же пишет: «В Большой Санхедрин заповедано назначать коэнов, левитов и евреев с хорошей родословной… Члены Санхедрина должны прилично выглядеть, не иметь физических изъянов и знать большинство языков, чтобы слушать показания свидетелей не через переводчика…

Член бейт-дина из трех человек должен обладать семью качествами: [быть человеком] мудрым, скромным, Б-гобоязненным, равнодушным к деньгам, любящим правду, любимым людьми, имеющим доброе имя… [Это должны быть люди,] владеющие своими страстями… и мужественные, то есть готовые спасать ограбленного от грабителя».

Большой Санхедрин во времена Храма и после его разрушения [↑]

Во времена, когда существовал Иерусалимский Храм, Великий Санхедрин ежедневно (2 раза в день, кроме суббот и канунов праздников) заседал на его территории, в так называемой «палате тесаных камней»(«лишкат а-газит») Эта палата находилась на территории Храмового комплекса, в северной его части.

На пути к нему находились два суда из 23 судей (Малых Санхедрина) — перед входом на Храмовую гору и перед входом во внешний двор Храма. Нерешенные дела из низших инстанций передавались сначала в первый Малый Санхедрин, затем (в случае невозможности их решения) — во второй, а если и второй суд затруднялся вынести решение, они поступали в Большой Санхедрин.

В Талмуде (трактат Санхедрин, л.41) говорится, что Верховный раввинский суд может выносить смертные приговоры только если дело рассматривается рядом с жертвенником, располагавшимся во дворе Храма. Только тогда судьи находятся в поле действия наивысшей духовности, что не позволяет им допустить ошибку, ставящую под угрозу человеческую жизнь.

После разрушения Иерусалима и Второго Храма римлянами (в I в. н.э.) Большой Санхедрин был воссоздан в Явне, но там дела, заслуживающие смертного приговора, уже не рассматривались.

Скрываясь от преследований римлян, Синедрион несколько раз переезжал: из Явне в Уша, опять в Явне, опять в Уша, оттуда в Шфарам, в Бейт Шеарим, в Ципори и, наконец, в Тверию (см. Талмуд, Рош а-Шана, л.31Б), где прекратил свое существование в IV в. н.э.

Санхедрин и освящение нового месяца [↑]

Одной из функций Синедриона было объявление нового лунного месяца (Рош Ходеш — Новомесячья) на основании показаний двух свидетелей, видевших новый серп луны. Высший еврейский суд также устанавливал високосный год путем прибавления тринадцатого месяца — для того, чтобы предотвратить расхождения лунного и солнечного календарей. Все это было необходимо для определения точной даты еврейских праздников, причем, освящение месяца имело законодательную силу, только если Санхедрин находился в Земле Израиля.

О наступлении нового месяца Санхедрин оповещал евреев диаспоры с помощью гонцов. Однако в результате преследований, особенно усиливавшихся после появления христианства, не всегда удавалось заслушать свидетелей и вовремя послать гонцов, поэтому была введена новая система, использовавшая не свидетельства очевидцев, а расчеты, известные из устной традиции. Этими расчетами пользовались и судьи Санхедрина, и, одновременно с ними, евреи диаспоры.

В середине IV века н.э. председатель последнего Санхедрина Илель а-Наси (младший), предвидя окончательное изгнание евреев из Земли Израиля, собрал судей и, произведя точный расчет фаз луны и цикла високосных лет, освятил вместе с ними все новомесячья на две тысячи лет вперед — до самого прихода Машиаха, когда можно будет вернуться к нормальному порядку установления месяцев по показаниям свидетелей. Таким образом, даты праздников, которые мы отмечаем, не определяются по календарю — в таком случае они не имели бы никакой силы, — а были в свое время установлены и освящены Санхедрином (см. об этом в этой статье).

Заповеди, связанные с Санхедрином [↑]

Евреям даны две заповеди, связанные с Санхедрином — одна повелительная и одна запретительная.

Повелительная заповедь из Торы — назначать судей и стражников, как сказано: «Судей и стражников поставь себе во всех воротах твоих» (Дварим, 17:18). Запретительная заповедь звучит так: «Не отходите от того, что говорят они (судьи Санхедрина) ни вправо, ни влево!» (Дварим, 17:11).

Первая заповедь в наше время не выполнима в полном объеме: существующие раввинские суды рассматривают лишь ограниченный круг проблем (гиюры, женитьбы, разводы и — по желанию обеих судящихся сторон — имущественные вопросы). В существующей государственной системе у них нет и не может быть судебных исполнителей.

Вторую же, запретительную заповедь, мы можем выполнить и в наши дни. Несмотря на то, что у нас нет Санхедрина, мы можем вести себя в соответствии с указаниями еврейских мудрецов — глав нашего поколения. Совет мудрецов Торы существует и сейчас.

  • плашками по важности
  • списком по разделу

Рош Ходеш — начало месяца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Рош Ходеш — начало месяца • «Галаха» от Моше с Синая • Основа святости • «Этот месяц — вам» • Работа в Рош Ходеш • Немного о законах Рош Ходеш • «Галлель» читают стоя • Чтение Торы и «Мусаф» • Календари — солнечный, лунный и еврейский • Девятнадцатилетний цикл • Два дня Рош Ходеш • Полные и неполные месяцы • Новолуние • Мудрецы о Рош Ходеш

История еврейского народа 39. Рабан Гамлиэль из Явне и его современники

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

«Не отклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо ни влево».

Йеуда бен Табай и Шимон бен Шатах

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Великие мудрецы эпохи второго Храма

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

История еврейского народа 45. Мишна и другие книги Танаев

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Составление мишны, барайты и мидрашей

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

Книга заповедей. Заповеди «делай»: 171-180

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Заповеди о пророках и судопроизводстве.

Недельная глава Дварим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Дварим»

Йеошуа бен Прахья и Нитай из Арбелы

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Гора Сартаба

Разные авторы
5

История еврейского народа 43. Конец эпохи преследований

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

В 3898 (138) году, после смерти Адриана римским императором стал умеренно настроенный Антонии Пий (Пий Благочестивый). Преследования евреев постепенно прекратились

Рав Арье (Лев) Кацин

Ты можешь сказать что-то хорошее о своей жене?

Шемая и Автальон

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Великие законодатели и мудрецы Израиля

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Первого Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.

История еврейского народа 46. Конец пребывания Санхедрина в Ципори

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

После смерти р. Йеуды Несиа центр изучения Торы переместился из Эрец Исраэль в Вавилонию.

Гади Поллак

Прогуманизм

История еврейского народа 47. Мудрецы Иерусалимского Талмуда

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Традиции изучения Торы мудрецами Эрец Исраэль собраны в Иерусалимском Талмуде

От Синая до наших дней. Устная Тора в эпоху Второго Храма

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

От Эзры до Гилеля. История передачи Торы.

О Гилеле

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

«Не говори такого, что невозможно понять, полагая, что, в конце концов, ученики разберутся»

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники


Заседание Верховного суда. Слева направо: судьи Д. Левин, А. Барак и Т. Ор. 1992 г. Фото К. Зива. Государственное бюро печати. Израиль.

Верховный суд Израиля (בית המשפט העליון, бейт мишпа́т hа-алиё́н) - высшая судебная инстанция в государстве Израиль.

Содержание

Создание Верховного суда



После провозглашения независимости преемственность судебной системы абсолютно невозможно провести в жизнь на уровне Верховного суда. Британские мандатные власти оставили после себя Верховный суд, призванный повысить влияние английских судей на всю юридическую систему Палестины.

Из семи судей Верховного суда в период британского мандата лишь один был евреем — Г. Фрумкин. Некоторые из судов, в сфере юрисдикции которых находились еврейские поселения, располагались в арабских городах или кварталах, куда еще до вторжения арабских армий евреям не было доступа. Фактически мандатная судебная система распалась еще в последние месяцы мандатного управления, а после создания Государства Израиль она была воссоздана заново.

30 июня 1948 г. был издан Указ о судах (правила переходного периода), который уполномочивал министра юстиции предлагать Временному правительству кандидатуры судей для назначения их в Верховный суд после утверждения Временным государственным советом. Тем самым за министром юстиции, подобно лорд-канцлеру в Англии, сохранялось решающее слово в этом вопросе.

На основании этой системы в июле того же года были назначены первые пять членов Верховного суда. Еще двое судей были назначены правительством в декабре 1949 г. и в мае 1950 г. по совместной инициативе Верховного суда и министра юстиции и после одобрения их кандидатур Кнесетом.

Церемония открытия Верховного суда состоялась 13 сентября 1948 г., спустя четыре месяца после создания государства. Первыми пятью членами Верховного суда стали утвержденные в 1948 г. Временным государственным советом М. Змора, И. Олшан, С. Асаф, М. Дункельблюм (1889–91) и Ш. З. Хешин (1903–59). В настоящее время в Верховном суде работают четырнадцать судей. Пост председателя Верховного суда Израиля последовательно занимали: М. Змора, И. Олшан, Ш. Агранат, И. Зусман (1910–82), М. Ландой, И. Кахан (1913–85), М. Шамгар и А. Барак. С 2006 г. Верховный суд Израиля возглавляла Дорит Бейниш (родилась в 1942 г.).

Для здания Верховного суда в Иерусалиме (1992) характерна монументальность. Архитекторы Р. и А. Карми используют местные архитектурные образы: внутренний двор судейских канцелярий спланирован под влиянием здания Музея Рокфеллера (1929–37, архитектор А. Харрисон); эффектная пирамида библиотеки напоминает гробницу Авшалома в долине Кидрон; динамичный элемент стены из больших каменных глыб проходит вдоль здания с запада на восток, художественно выразительно решены проблемы освещения. [1]

Современное положение

Согласно Основному закону о судопроизводстве от 1984 г., в Израиле действуют гражданские суды трех инстанций: мировой, окружной и Верховный.

Верховный суд рассматривает апелляции на решения окружных судов; [2] [3] кроме того, он рассматривает конфликты между гражданами страны и властью - в этом случае он называется Бейт hа-мишпат а-Гавоа ле-Цедек (аббр. БАГАЦ).

Верховный суд с местопребыванием в Иерусалиме является высшей апелляционной инстанцией в стране. Так как в Израиле нет закона о конституционном суде и не существует конституционного суда как отдельной инстанции в структуре государственной власти, то согласно принятой практике, закрепленной в одной из статей Основного закона о судопроизводстве, согласно Положению, опубликованному в 1984 г. (с последующими исправлениями), функции контроля за доскональным соблюдением законов государственными институтами возложены на Верховный суд, выступающий в таком случае как Высший суд справедливости (БАГАЦ).

Члены БАГАЦа носят титул "Ѓа-Шофет hа-Эльйон" ("Верховный Судья"). Председатель БАГАЦа стоит во главе судебной пирамиды.

В начальный период существования государства Высший суд справедливости рассматривал почти исключительно индивидуальные жалобы граждан по поводу нарушения их прав и свобод. С течением времени, однако, в Высший суд справедливости стали подаваться иски о соответствии принятых Кнесетом решений основным законам государства. Так, например, в 1981–1982 гг. Верховный суд дважды отменял принятые Кнесетом законодательные акты как не соответствующие Основному закону о Кнесете. В последние годы подобная практика стала повсеместной; более того, 24 сентября 1997 г. Верховный суд впервые признал одно из положений принятого Кнесетом закона «антиконституционным», чем окончательно утвердил себя в качестве конституционного суда.

В качестве Высшего суда справедливости Верховный суд правомочен: издавать распоряжения об освобождении незаконно задержанных лиц; указывать государственным и местным властям и должностным лицам осуществить или воздержаться от осуществления какого-либо действия в рамках их полномочий; отдавать распоряжение судам низших инстанций (включая религиозные суды) и другим юридическим органам приступить к рассмотрению определенного дела, воздержаться или прекратить рассмотрение такового, а также отменить незаконное судебное решение или предписать пересмотр дела.

Действуя в качестве Высшего суда справедливости и рассматривая ежегодно тысячи исков граждан против решений органов государственной и муниципальной власти (по состоянию на 30 сентября 2003 г., в Высшем суде справедливости в очереди на рассмотрение находилось 1819 исков), Верховный суд Израиля внес огромный вклад в утверждение либеральных прав и свобод личности в стране. Такие важные права, как право на свободу печати, право на свободу совести, право на свободу митингов и демонстраций до сих пор не зафиксированы ни в одном из израильских законов. Эти права защищены именно вердиктами Верховного суда, что позволяет оценивать высшую судебную инстанцию страны как основной гарант обеспечения прав и свобод граждан.

Доступность Верховного суда, куда может обратиться каждый гражданин Израиля и житель контролируемой израильскими войсками территории, также является важнейшим позитивным фактором. Вместе с тем многие общественные деятели критикуют Высший суд справедливости за его чрезмерный, по их мнению, «судебный активизм» и за вмешательство в вопросы политического и религиозного характера. Норма, устанавливаемая Верховным судом при рассмотрении конкретных дел, является обязательным руководством для судов низших инстанций.

Говоря о деятельности Верховного суда Израиля в качестве Высшего суда справедливости, необходимо отметить четыре особенности.

  • Высший суд справедливости лишен права предварительного конституционного контроля (которым обладают конституционные суды в ряде европейских стран, например, во Франции, в Португалии и в Румынии); иначе говоря, судьи отказываются рассматривать степень легальности того или иного законопроекта, имеющего те или иные шансы быть принятым Кнесетом, пусть даже он и прошел утверждение в предварительном, первом и/или втором чтении. В функции Высшего суда справедливости входит конституционный контроль над уже принятыми законами, а не их предварительный экспертный анализ.
  • Верховный суд не наделен функцией «абстрактного контроля», которая подразумевает возможность подачи запроса в суд о конституционности принятых законов и других нормативных актов, независимо от их применения в конкретных правоотношениях. Подобным правом в некоторых странах наделяются высшие органы исполнительной власти в лице, как правило, президента или премьер-министра. Израильский закон не наделяет кого-либо из руководителей законодательной или исполнительной ветвей власти какими-либо особыми полномочиями в вопросах конституционного права, что создает ситуацию, при которой все граждане страны имеют равные права подачи индивидуальной или коллективной конституционной жалобы.
  • В отличие от полномочий органов конституционного контроля в таких странах, как Франция и Австрия, судьи Верховного суда не могут инициировать рассмотрение вопроса о конституционности тех или иных решений по собственной инициативе. Израильский Высший суд справедливости обладает исключительно правом конкретного (инцидентного) контроля, который предусматривает, что вопрос о конституционности закона или подзаконного акта ставится, рассматривается и решается только в связи с конкретным судебным разбирательством. В этом проявляется третья особенность принятой в Израиле системы: Высший суд справедливости подчиняется принципу «связанной инициативы» — иными словами, он не вправе рассматривать вопрос о конституционности нормативных актов, в том числе законов, по собственной инициативе.
  • В отличие от конституционных судов европейских стран, состав членов Верховного суда Израиля, осуществляющего конституционный надзор, практически не зависит от воли депутатов: в Комиссии по назначению судей, в которую входят девять человек, представлено лишь два члена Кнесета.

Верховный суд Израиля (не в качестве Высшего суда справедливости) не рассматривает никакие, даже самые сложные и важные дела в качестве суда первой инстанции; он также не допрашивает свидетелей. В его полномочия входит исключительно рассмотрение апелляций на решения судов низших инстанций. Он может также, рассмотрев дело, принять решение о проведении повторного судебного разбирательства в суде низшей инстанции.

Проблемы судебной системы Израиля

Глава БАГАЦа и Государственный прокурор обладают колоссальной властью в Израиле. В последнее время, особенно в связи с решениями А. Барака, судебная власть в Израиле подвергалась неоднократно критике за вторжение, по мнению некоторых, в области, находящиеся вне её компетенции и за нарушение, таким образом, принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. [4] [5]

Многие видят в деятельности Верховного Суда превышение его полномочий и нарушение шаткой системы равновесия между составляющими израильской политической структуры - да и всего общества.

В 2010-х годах неоднократно происходили попытки принять закон о порядке аннулирования приговоров БАГАЦ по вопросам законодательства и текущей деятельности правительства. В кнесете 20 созыва министр юстиции Аелет Шакед представила на утверждение законопроект, но он был снят из-за сопротивления коалиционных партнёров. [6] В 2018 г. был снят с повестки дня законопроект, позволяющий преодолевать решения БАГАЦ, узаконивающие присутствие в Израиле нелегальных иммигрантов. [7]

В кнесете 23 созыва выдвижение такого законопроекта в 2020 г. находилось под вопросом. [8] [9]

Примечания

Источники

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ в ЭЕЭ

Израильская система правосудия состоит из судов общей и специальной юрисдикции. На иврите они называются «батей мишпат» и «батей дин» соответственно. Суды общей юрисдикции — это Верховный суд (ивр. «Бейт а-мишпат а-эльйон»), окружные суды («бейт а-мишпат а-мехози») и мировые суды («бейт а-мишпат а-шалом»). В эту же ветку входят и суды по семейным делам, транспортные суды и суды по местным вопросам.


В качестве некоего «менеджера» судебной власти в стране существует Управление судов, которое отвечает за административное управление и организацию работы судов с государстве. Его руководитель назначается министром юстиции с согласия Председателя Верховного суда. Это же самое Управление занимается и рядовыми кадровыми вопросами, условиями работы судей, управлением зданиями судов и постройкой новых, разработкой и поддержкой компьютерной системы судов, осуществлением работы пресс-центра и вопросами личной безопасности судей. Однако, Комиссия по выбору судей не находится в их подчинении.


Верховный суд находится в столице — Иерусалиме. Он заседает как апелляционная инстанция по уголовным, гражданским и общественным (административным) делам. Также он заседает в качестве Высшего суда справедливости: на иврите он звучит как «Бейт гвоа ле-цэдэк» — а в народе он известен по своему сокращённому названию — «БАГАЦ». Постановления Верховного суда являются обязательными для судов низшего звена. Также в качестве Высшего суда справедливости он осуществляет судебный контроль над другими органами судебной системы. Полный состав суда — 15 судей по главе с Председателем. Обычно он заседает «тройкой», в редких случаях — в расширенном составе — от пяти судей и до полного штата. Нечётное число введено специально для объективного голосования. Но бывает и так, что в некоторых случаях дело рассматривать может и один судья.

Почему в израильском обществе этот самый БАГАЦ так известен?! Все дело в том, что как «Высший суд справедливости» он рассматривает исковые заявления против различных органов государственной власти, государственных учреждений и даже… против самого Государства Израиль в целом! Правда, подать иск против страны не так уж и дёшево: судебный сбор вам будет стоить от 1800 и доходить до суммы в районе 50 тысяч израильских шекелей, что, в общем, не маленькая сумма — за эти деньги можно купить весьма неплохой автомобиль б/у, или, если удвоить, то приличный новый.
Поводом для обращения может являться действие или решение государственного института, которое является незаконным по мнению истца. Основные темы исков здесь — это права человека, вопросы религии и государства, проблемы гендерного характера, национальная политика в Израиле и права национальных меньшинств, назначения на различные должности, а также земельные и бюджетные вопросы. Также сюда входят вопросы правовых отношений между так называемыми «поселенцами» — идеологически настроеными евреями, проживающими на территориях Иудеи и Самарии, и их соседями — палестинскими арабами. Но суд не сможет вам помочь, если ваше дело находится на рассмотрении другого суда или трибунала в тоже самое время.

Его известность и власть важна тем, что решения имеют прецедентный характер и, по сути, во многих случаях имеют статус законодательного акта. Верховный суд способен даже отменить или аннулировать постановления Кнессета — местного парламента. Если вы вдруг захотите обратиться в эту инстанцию — лучше прежде посоветоваться с адвокатом. Но если вы не имеете такой возможности, то в суде есть отдел обращений граждан без представления адвоката (на иврите «мадор бильти-мецуягим»).

Окружной суд рассматривает иски, не подпадающие под полномочия мирового суда. В основном это гражданские иски на сумму 2,5 миллиона шекелей и более. Уголовные преступления рассматриваются только те, где срок «от звонка до звонка» составляет от семи лет и выше. В Израиле их шесть по округам — Хайфский, Тель-Авивский, Иерусалимский, Южный и Центральный. Кстати, дело убийцы израильского премьер-министра Ицхака Рабина — гражданина Игаля Амира — рассматривает обыкновенный окружной суд в городе Лод, а не Верховный суд, как можно было бы подумать.


Чем важен окружной суд для простого обывателя кроме как по прямой своей функции, так это тем, что в любом из них можно поставить штамп «АПОСТИЛЬ» на нотарильные документы, будь то перевод вашего диплома или свидетельства о рождении, брачного контракта, или же решения суда. стоимость услуги — пошлина в размере 34 шекеля. В остальных случаях апостиль ставит, как правило, специальный отдел МИД в Иерусалиме.


Мировые суды отличаются тем, что рассматривают менее тяжкие уголовные преступления (до 7 лет лишения свободы) и иски на сумму менее 2,5 миллионов шекелей. Всего в Израиле 31 мировой суд. Но эта ветка судебной власти также включает и специализированные суды, будь то суд по семейным делам, дорожно-транспортных вопросов, суды по мелким искам и суды по местным вопросам.

Суды специальной юрисдикции в Израиде — это суды по трудовым конфликтам, армейские трибуналы, религиозные суды. Тут следует разъяснить каждую из двух последних веток. Есть обыкновенный армейский трибунал. Он занимается вопросам нарушения воинского устава. А есть Военный суд (у нас в бывшем СССР он называется военно-полевой) на территории Иудеи и Самарии, который рассматривает дела о преступлениях против государственной безопасности — обычно это террористические акты или их попытки со стороны палестинских арабов или же акции радикально настроенных сионистов, направленные в отместку за действия палестинских боевиков.

Что касается религиозных судов, то каждая религия имеет свои суды: раввинатский, шариатский, друзский, а также сеть христианских судебных инстанций в зависимости от вида конфессии. Здесь есть интересная особенность: дело в том, что язык делопроизводства совпадает с основным государственным языком только в раввинате. В остальном язык — арабский, и для того, чтобы выданные вам документы были «рабочими» в израильских госучреждениях, их необходимо нотариально перевести на иврит. И хоть арабский официально считается вторым официальным языком, в чиновничьем аппарате им владеют в очень редких случаях.

Население обращается в эти суды, как правило, в случаях бракосочетания, развода, а также подтверждения вероисповедания для предъявления сего в бумажном виде по месту требования. Иногда это может касаться и вопросов захоронения умершего, ибо в Израиле тема так называемых «гражданских» кладбищ до сих пор остаётся весьма острой, и похоронить ушедшего в мир иной без документа о его вероисповедании — достаточно острая проблема, которая достаточно трудно продвигается на государственном уровне. Как правило, здесь хоронят на кладбище по вере умершего: еврея — на еврейском, мусульманина — на мусульманском, христианина — на соответствующем его церкви. И без наличия точной справки от компетентного органа о том, какой веры был человек, вопрос многократно усложняется. Посему этот вопрос очень важно решать с пожилыми эмигрантами, дабы в грустный момент для их родни не обременять людей ещё и лишней, далеко не приятной, кладбищенской бюрократией.

От себя лично желаю иметь дело с судами только по нейтральным житейским вопросам, будь то ваш счастливый брак, или апостилирование документов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: