Запреты связанные с государственной службой судебного пристава

Обновлено: 26.04.2024

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации.

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:

"Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:

беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;

настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;

достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;

неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.

Служу России, служу Закону!"

Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.

Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

3.1. При назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.

4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Статья 14. Ограничения и запреты, связанные со службой в органах принудительного исполнения

1. Сотрудник не может находиться на службе в органах принудительного исполнения в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, либо наличие судимости, включая снятую или погашенную;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника на службе в органах принудительного исполнения преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по замещаемой должности или должности, на замещение которой претендует сотрудник, связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников, установленным федеральным органом принудительного исполнения;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) прекращение гражданства Российской Федерации;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы принудительного исполнения или в период ее прохождения.

2. На сотрудника распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18, 20 - 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

3. Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

В число требований к судебным приставам как гражданским служащим входят: а) квалификационные требования к должности гражданской службы (к уровню профессионального образования, стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей); б) требования к служебному поведению гражданского служащего.

Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 установлены квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности для замещения соответствующей должности, о чем говорилось выше.

Кроме того, ст. 18 Закона о государственной гражданской службе, указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»141 регулирует вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. В частности, гражданский служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.

В ФССП России образована Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов142.

Соблюдение требований к служебному поведению, ненарушение запретов, соблюдение ограничений, связанных с государственной гражданской службой, относятся к основным обязанностям государственного гражданского служащего.

Перечни ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, даны в ст. 16 и 17 Закона о государственной гражданской службе соответственно. Однако для должности судебного пристава в первую очередь применяются те из них, что установлены специальным Законом о судебных приставах, о чем говорилось выше.

Ограничения гражданского служащего связаны прежде всего с обстоятельствами, препятствующими поступлению на государственную службу в ФССП России, а также замещению должности гражданской службы. Так, закон запрещает находиться на гражданской службе недееспособным, ограниченно дееспособным, осужденным, имеющим судимость гражданам, однако к гражданам, претендующим или замещающим должность судебного пристава, перечень ограничений в соответствии с Законом о судебных приставах шире: отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если это необходимо в связи с замещением должности, на которую претендует гражданский служащий; имеющие заболевание, препятствующее поступлению на гражданскую службу (ее прохождению); не имеющие гражданства РФ или приобретшие гражданство иного государства; представившие подложные документы (заведомо ложные сведения) при поступлении на гражданскую службу; не представившие сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера либо представившие заведомо ложные сведения о них.

Несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, является основанием отказа в приеме на гражданскую службу, прекращения (расторжения) служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Запреты – действия, которые запрещено совершать гражданину, находящемуся на государственной гражданской службе, а также после увольнения с гражданской службы. К ним, в частности, относятся:

– участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

– осуществление предпринимательской деятельности;

– получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;

– использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества;

– после увольнения с гражданской службы в течение двух лет замещение должности (выполнение работы) в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного служащего;

– после увольнения с гражданской службы разглашение или использование сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей

Нарушение запретов, связанных с гражданской службой, является основанием привлечения гражданского служащего (гражданина) к ответственности либо основанием прекращения (расторжения) служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Судебный пристав замещает должность государственной гражданской службы РФ. В целом государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. При этом государственная гражданская служба подразделяется на два уровня: на федеральную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Государственная гражданская служба судебного пристава-исполнителя – профессиональная служебная деятельность гражданина РФ на должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя, призванная обеспечивать непосредственное осуществление полномочий Федеральной службы судебных приставов по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Следует учитывать, что указанными правовыми актами регулируются общие вопросы, связанные с государственной службой судебного пристава. Они конкретизируются иными нормативными актами, среди которых первостепенное значение имеют законы о судебных приставах, об исполнительном производстве и которые устанавливают особенности правового статуса судебного пристава, обусловленные его должностными полномочиями.

При выборе правовой нормы, регулирующей схожие отношения, следует руководствоваться соответствующими правилами применения правовых норм. Так, по вопросу возрастного ценза для лиц, замещающих должность судебного пристава, следует применять Закон о судебных приставах, поскольку он является специальным, имеет преимущественное значение в регулировании данного вопроса.

Особое место в регулировании правового статуса судебных приставов занимают указы Президента РФ, бо?льшая часть из которых регламентирует отдельные общие вопросы правового положения судебных приставов как государственных служащих: поступление, прохождение, прекращение государственной службы, иные адресованы непосредственно судебным приставам, отражают специфику их деятельности.

Нормами указов Президента РФ утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации; Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих; Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственным гражданским служащим Российской Федерации и порядке оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня); определяются место Федеральной службы судебных приставов в системе органов государственной власти, ее функции, задачи, полномочия, вопросы организации деятельности, численность ее работников; вопросы присвоения классных чинов судебным приставам и другие вопросы, связанные с их правовым статусом. Указом Президента РФ назначаются главный судебный пристав РФ, его заместители.

Акты Правительства РФ регламентируют общие вопросы, связанные с финансированием деятельности судебных приставов, их материально-техническим обеспечением135.

Актами Министерства юстиции РФ осуществляется нормативное правовое регулирование в сфере деятельности судебных приставов в части возложенных на них функций, регулируются вопросы координации и контроля деятельности Федеральной службы судебных приставов. Так, Административный регламент по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации)136 издан в целях повышения эффективности исполнения решений судебных и иных уполномоченных органов. Данным актом определяются сроки и последовательность действий при осуществлении Федеральной службой судебных приставов полномочий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), а также порядок взаимодействия между ее территориальными органами.

Посредством индивидуальных правовых актов Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов осуществляется внутренняя организация деятельности судебных приставов, регулируются отдельные вопросы взаимодействия судебных приставов с иными публичными органами и организациями137.

С 15.01.2016 вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2015 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ), в соответствии с которым судебные приставы-исполнители наделяются полномочием по установлению временного ограничения на пользование должником специальным правом.

В целях обеспечения единообразного толкования и применения в практической деятельности положений Федерального закона N 340-ФЗ полагаем рекомендовать следующий алгоритм принятия судебными приставами-исполнителями решения о временном ограничении на пользование должником специальным правом.

1. При возбуждении исполнительных производств на основании исполнительных документов, являющихся судебными актами либо выданных на основании судебных актов и содержащих в себе требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требования неимущественного характера, связанные с воспитанием детей, а также требования о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительных производств в обязательном порядке предупреждает должника о возможном установлении в отношении него временных ограничений, предусмотренных ст. 67.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

До внесения изменений в приказ ФССП России от 11.07.2012 N 318 "Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства" (далее - приказ ФССП России N 318) предлагаем в форме постановления о возбуждении исполнительного производства (приложение N 53 к приказу ФССП России N 318):

а) пункт 7 заменить пунктом следующего содержания: "Предупредить должника, что в случае неисполнения в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований в отношении должника могут быть установлены временные ограничения, в том числе на выезд его из Российской Федерации, на пользование им специальным правом, предоставленным в соответствии с законодательством Российской Федерации";

б) пункт 9 после слов "исполнения исполнительного документа" дополнить словами ", а также сведения об имеющихся специальных правах в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами)".

2. Судебный пристав-исполнитель принимает решение о временном ограничении на пользование должником специальным правом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя только по имеющемуся у должника специальному праву и при соблюдении следующих условий:

находящийся на исполнении исполнительный документ является судебным актом либо выдан на основании судебного акта и содержит в себе требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требования неимущественного характера, связанные с воспитанием детей, а также требования о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом;

сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам, входящим в состав сводного исполнительного производства) превышает 10 тыс. руб.;

в материалах исполнительного производства имеется информация об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 Закона, о возбуждении в отношении него исполнительного производства при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа (за исключением случаев объявления должника в розыск);

должник предупрежден в постановлении о возбуждении исполнительного производства о возможности установления в отношении него временных ограничений при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе. По исполнительным производствам, которые возбуждены до 15.01.2016, судебные приставы-исполнители направляют должникам предупреждения согласно приложению N 1 к настоящему письму (не приводится) о возможности установления в отношении них временного ограничения на пользование специальным правом в случае уклонения от исполнения требований исполнительных документов.

Отсутствуют обстоятельства, исключающие возможность применения в отношении должника временного ограничения на пользование должником специальным правом:

если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;

если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;

если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;

если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 тыс. руб.;

если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

3. При наличии достаточных оснований судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом согласно приложению N 2 к настоящему письму (не приводится) (до внесения изменений в приказ ФССП России N 318), в котором одновременно разъясняет должнику его обязанность соблюдать установленное ограничение и предупреждает об административной ответственности за его нарушение по статье 17.17 КоАП РФ, предусматривающей санкции в виде обязательных работ сроком до 50 часов или лишение специального права на срок до одного года.

При вынесении постановления (постановлений) о временном ограничении на пользование должником специальным правом судебному приставу-исполнителю необходимо определиться с перечнем специальных прав должника, подлежащих ограничению, с учетом имеющихся у него специальных прав и категории исполнительного документа, в рамках которого принимается решение об ограничении прав, а также обстоятельств, которые исключают возможность ограничения специального права.

При исполнении судебного акта о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе принять решение об ограничении должника в пользовании только этим специальным правом.

По каждому органу исполнительной власти, осуществляющему государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности (перечень прилагается - не приводится), выносится отдельное постановление об ограничении, в котором также указываются реквизиты документа (наименование, номер и дата выдачи), подтверждающего наличие у должника ограничиваемого специального права.

Судебным приставом-исполнителем принимаются все доступные и исчерпывающие меры по личному вручению должнику постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом, что должно подтверждаться материалами исполнительного производства.

Копия вынесенного постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом направляется взыскателю и в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности (в рамках организованного взаимодействия).

При поступлении информации об исполнении требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня выносит постановление о снятии данного ограничения и незамедлительно направляет копию постановления должнику, взыскателю и в соответствующий орган исполнительной власти согласно приложению N 3 к настоящему письму (не приводится).

Орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, обеспечивает принятие и учет постановлений судебных приставов-исполнителей о временном ограничении на пользование должником специальным правом и постановлений о снятии такого ограничения.

4. В рамках исполнения сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении одного должника, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом при условии, что в состав сводного исполнительного производства входят судебные акты, содержащие в себе требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, а также требования о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, и сумма задолженности по которым в совокупности превышает 10 тыс. руб.

В случае исполнения в полном объеме или частично требований исполнительных документов, входящих в состав сводного исполнительного производства, сумма задолженности по которым в совокупности не будет превышать 10 тыс. руб., судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снятии установленного ограничения и незамедлительно направляет копию постановления должнику, взыскателю и в соответствующий орган исполнительной власти.

5. При выявлении факта неисполнения должником постановления судебного пристава-исполнителя о временном ограничении на пользование должником специальным правом орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, составляет протокол об административном правонарушении по статье 17.17 КоАП РФ и направляет его на рассмотрение в суд.

Настоящее информационное письмо необходимо довести до сведения работников аппаратов управления территориальных органов ФССП России, начальников отделов - старших судебных приставов, судебных приставов-исполнителей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: