Запас водоизмещения судов это

Обновлено: 08.05.2024

Во избежание переутяжеления судна, т.е. увеличения его водоизмещения сравнительно с расчётным значением, в нагрузку судна включается раздел «Запас водоизмещения», представляющий собой фиктивную, не существующую в действительности массу.

ЗВ обычно выражают в функции от водоизмещения.

При отсутствии близкого прототипа ЗВ принимается от 5 (при D ≤ 1000 т) до 4 (D > 1000 т) % D. При близком прототипе значения ЗВ снижают на 1-2%. При переходе от эскизного проекта к техническому ЗВ снижают на 1%.

Величина ЗВ зависит от:

– принятых измерителей и модулей пересчёта, данных по поставкам механизмов, устройств, вооружения и т.д.

– качества проверки масс в организации, разрабатывающей проект и рабочие чертежи судна.

– весового контроля на верфи.

Надо помнить, что излишний ЗВ, принятый в проекте, может привести к увеличению размеров судна.

Вопрос 17. Связь запаса водоизмещения с обеспечением плавучести и остойчивости

Запас остойчивости – степень защищённости судна от опрокидывания. ЗО обеспечивается повышением расчётного положения ЦТ судна или уменьшением метацентрической высоты судна.

Запас остойчивости необходим для компенсации погрешностей в определении положения ЦТ составляющих нагрузки масс судна, а также отрицательного влияния на остойчивость перегрузки в высокорасположенных частях или перераспределения масс судна по высоте, возможных при его проектировании и постройке.



где D – расчётное водоизмещение, Рзв – расчётный ЗВ, zg – возвышение ЦТ судна над основной линией при расчётном водоизмещении (с учётом ЗО), Δz – запас остойчивости, zзв – возвышение ЦТ запаса водоизмещения над ОЛ.


kзв = zзв/H; kg = zg/H; pзв = Рзв/D.

Запас плавучести – то количество груза (или воды), которое судно может принять сверх уже находящегося на нём до полной потери плавучести.

Запас плавучести обеспечивается объёмом непроницаемого основного корпуса над ватерлинией, соответствующей данной нагрузке судна.


где S – площадь ватерлинии, kв – коэффициент, учитывающий развал борта, седловатость и погибь палубы.

Связать ЗВ, ЗО и ЗП можно, выразив H из (*), и, подставив в (**):


Вопрос 18. Понятие об относительной метацентрической высоте

Это отношение начальной метацентрической высоты к ширине судна


Недостаток абсолютной метацентрической высоты состоит в её зависимости от абсолютных размеров судов, что затрудняет априорное установление рациональных значений этой величины как критерия остойчивости проектируемого судна.

Преимущество относительной метацентрической высоты основано на её связи с поведением судна на волнении: у однотипных судов, плавающих в сходственных погодных условиях, при равенстве относительных метацентрических высот можно ожидать примерное равенство амплитуд бортовой качки и линейных ускорений в сходственных точках обоих судов.

Вопрос № 19 Связь относительной метацентрической высоты с периодом бортовой качки.


Наиболее полное представление об остойчивости судна дает его диаграмма статической остойчивости. Но для ее построения необходимо иметь теоретический чертеж, который не может быть получен до установления главных размерений. Из-за этого на ранних стадиях проектирования, то есть при определении основных элементов судна необходимо использовать такой показатель остойчивости, который может быть выражен через искомые величины, то есть через главные размерения и коэффициенты полноты. Таким требованиям отвечает начальная метацентрическая высота h. Но поскольку метацентрическая высота зависит от абсолютных размеров судна, достаточно трудно установить ее рациональное значение как критерия остойчивости. Поэтому в ТПС в качестве универсального показателя остойчивости принимают не абсолютную, а относительную метацентрическую высоту – отношение начальной метацентрической высоты к ширине судна:


.

Преимущество использования этого критерия остойчивости выражается в его стабильности для различных типов судов. При этом считается, что при равенстве относительных метацентрических высот такие показатели, как угол крена, амплитуда качки, вертикальные ускорения у различных судов будут равными.

Например, из теории корабля известна формула для определения периода бортовой качки судна,


,

где Ix + ΔIx – момент инерции массы судна относительно центральной продольной оси с учетом присоединенной массы воды, тмс 2 . Определить значение данной величины на ранних стадиях проектирования представляется затруднительным. В то же время момент инерции связан с водоизмещением зависимостью


,

где rx – радиус инерции (м). Данную величину обычно выражают в долях ширины судна, rx = kB. Тогда после подстановки получим


,

так называемую, капитанскую формулу, где с = 2πkg -1/2 . Для большинства судов коэффициент с лежит в пределах 0,72 – 0,82. Из структуры формулы видно влияние ħ на период бортовой качки.

Амплитуда качки Θmax в условиях резонанса связана с углом волнового склона αволн и безразмерным коэффициентом сопротивления качке μ следующей зависимостью,


.


Для транспортных судов коэффициент μ зависит от величины .


,

где k – практический коэффициент. Следовательно,


.

ЗАПАС ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ судна некоторый резерв массы, принимаемый при проектировании судна. Позволяет компенсировать ошибки при определении составляющих нагрузки масс судна, допущенные в процессе проектирования, увеличение расчетной массы отдельных конструкций и оборудования судна при постройке (3апас Водоизмещения на проектирование и постройку), а также обеспечивает возможность замены устаревшего оборудования во время эксплуатации (3апас Водоизмещения на модернизацию). Величина 3апас Водоизмещения регламентирована и зависит от стадии проектирования, размеров судна и наличия близкого прототипа. При отсутствии близкого прототипа на стадии технического предложения 3апас Водоизмещения принимается в пределах 3 — 5 % водоизмещения порожнего судна (верхний предел относится к малым судам, нижний — к крупным). При наличии близкого прототипа эти значения снижают на 1,5 — 2 %. При переходе к следующему этапу проектирования 3апас Водоизмещения снижают на 0,5 — 1 %. От принятого в проекте положения центра тяжести 3апас Водоизмещения по высоте зависит запас остойчивости.

Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение . Под редакцией академика Н. Н. Исанина . 1986 .

Смотреть что такое "ЗАПАС ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ судна" в других словарях:

ЗАПАС ОСТОЙЧИВОСТИ судна — 1. Мера безопасности судна против опрокидывания при действии кренящих моментов. При статическом действии кренящего момента 3апас Остойчивости выражается отношением ординаты, соответствующем максимуму диаграммы статической остойчивости, к ординате … Морской энциклопедический справочник

ЗАПАС ПЛАВУЧЕСТИ — водонепроницаемый объем надводной части судна, расположенной выше нормальной грузовой ватерлинии. З. П. обеспечивает безопасность плавания судна и в частности остойчивость, непотопляемость, крепость и т. д. На боевых судах различают запас боевой… … Морской словарь

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ судна — количество воды, вытесненной плавающим судном, одна из основных характеристик размеров судна. Измеряется в единицах объема (объемное Водоизмещение) или массы (массовое Водоизмещение). Объемное Водоизмещение численно равняется объему подводной… … Морской энциклопедический справочник

Аврора (бронепалубный крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Аврора (значения). «Аврора» … Википедия

Аврора (крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Аврора (значения). «Аврора» … Википедия

История подводного кораблестроения — Основная статья: Подводная лодка CSS H.L.Hunley во флоте Конфедерации … Википедия

Подводные лодки* — Под этим названием разумеют особые вполне замкнутые суда, в которых человек может проплыть под водой некоторое время. За боевой тип П. лодки американцы принимают строящуюся у них П. лодку Голланда (см. в конце статьи), район действия которой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Подводные лодки — Под этим названием разумеют особые вполне замкнутые суда, в которых человек может проплыть под водой некоторое время. За боевой тип П. лодки американцы принимают строящуюся у них П. лодку Голланда (см. в конце статьи), район действия которой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Пересвет (броненосец) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пересвет. У этого термина существуют и другие значения, см. Сагами (значения). «Пересвет», с 29.06.1905 «Сагами» (хирагана: さがみ, катакана: サガミ, иероглифы: 相模) с 9.04.1916 «Пересвет» … Википедия

Император Николай I (линкор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Император Николай I. «Император Николай I» с 16 апреля 1917 года «Демократия» с 27 января 1919 года «Соборная Украина» с декабря 1919 года «Демократия» … Википедия

— запас веса корабля, оставляемый при проектировании на просчеты и непредусмотренные проектом надобности, которые могут возникнуть в процессе постройки корабля. З. В. составляет в зависимости от величины корабля 0,5—4 % от полного водоизмещения, причем половина З. В. оставляется в распоряжении заказчика, а половина — в распоряжении промышленности.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

принимаемая при проектировании избыточная добавка к массе корабля (1-3%)для компенсации возможного превышения массы его конструкции в ходе постройки.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

Смотреть что такое "ЗАПАС ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ" в других словарях:

ЗАПАС ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ судна — некоторый резерв массы, принимаемый при проектировании судна. Позволяет компенсировать ошибки при определении составляющих нагрузки масс судна, допущенные в процессе проектирования, увеличение расчетной массы отдельных конструкций и оборудования… … Морской энциклопедический справочник

ЗАПАС ПЛАВУЧЕСТИ — водонепроницаемый объем надводной части судна, расположенной выше нормальной грузовой ватерлинии. З. П. обеспечивает безопасность плавания судна и в частности остойчивость, непотопляемость, крепость и т. д. На боевых судах различают запас боевой… … Морской словарь

ЗАПАС ОСТОЙЧИВОСТИ судна — 1. Мера безопасности судна против опрокидывания при действии кренящих моментов. При статическом действии кренящего момента 3апас Остойчивости выражается отношением ординаты, соответствующем максимуму диаграммы статической остойчивости, к ординате … Морской энциклопедический справочник

Запас плавучести — водонепроницаемый объём корпуса корабля (плавучего сооружения), расположенный выше ватерлинии. Измеряется в процентах от водоизмещения. Для ПЛ в надводном положении 3. п. равен разности между подводным и надводным водоизмещением. 3. п. во многом… … Словарь военных терминов

Лидеры эскадренных миноносцев проекта 47 — Лидеры эскадренных миноносцев проекта 47 … Википедия

Эскадренные миноносцы проекта 56 — (тип «Спокойный») … Википедия

Пересвет (броненосец) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пересвет. У этого термина существуют и другие значения, см. Сагами (значения). «Пересвет», с 29.06.1905 «Сагами» (хирагана: さがみ, катакана: サガミ, иероглифы: 相模) с 9.04.1916 «Пересвет» … Википедия

Линейные крейсера типа «Инвинсибл» — Invincible class battlecruisers … Википедия

Тяжёлый крейсер — Тяжёлый крейсер подкласс артиллерийских крейсеров, строительство которых велось с 1916[1] по 1953 год. Термин «тяжёлый крейсер» был официально введён Лондонским морским договором 1930 года для отличия их от менее крупных лёгких крейсеров,… … Википедия

Тяжелый крейсер — Тяжёлый крейсер подкласс артиллерийских крейсеров, строительство которых велось с 1916[1] по 1953 год. Термин «тяжёлый крейсер» был официально введён Лондонским морским договором 1930 года для отличия их от менее крупных лёгких крейсеров,… … Википедия

Водоизмещение корабля (судна) — количество воды, вытесненной подводной частью плавающего корабля (судна). Масса этого количества воды равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы.

Различают объемное и массовое водоизмещение. По состоянию нагрузки корабля различают стандартное, нормальное, полное, наибольшее, порожнее водоизмещение.

Для подводных лодок различают подводное водоизмещение и надводное водоизмещение.

Объемное водоизмещение водоизмещение, равное объёму подводной части корабля (судна) до ватерлинии. Массовое водоизмещение водоизмещение, равное массе корабля (судна). Стандартное водоизмещение (standard displacement) водоизмещение полностью укомплектованного корабля (судна) с экипажем, но без запасов топлива, смазочных материалов и питательной воды в цистернах. Нормальное водоизмещение (normal displacement) водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс половинный запас топлива, смазочных материалов и питательной воды в цистернах. Полное водоизмещение (loaded displacement, full load displacement, designated displacement) водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс полные запасы топлива, смазочных материалов, питательной воды в цистернах, груза. Наибольшее водоизмещение водоизмещение, равное стандартному водоизмещению плюс максимальные запасы топлива, смазочных материалов, питательной воды в цистернах, грузов. Порожнее водоизмещение (light displacement) водоизмещение корабля (судна) без экипажа, топлива, запасов и т. д. Подводное водоизмещение водоизмещение подводной лодки (батискафа) и иных подводных судов в подводном положении. Превышает надводное водоизмещение на массу воды, принимаемой при погружении в цистерны главного балласта. Надводное водоизмещение водоизмещение подводной лодки (батискафа) и иных подводных судов в положении на поверхности воды до погружения либо после всплытия.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Полное водоизмещение" в других словарях:

Водоизмещение — корабля (судна) количество воды, вытесненной подводной частью корпуса корабля (судна). Масса этого количества воды равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы. Различают объемное и массовое водоизмещение. По… … Википедия

Водоизмещение корабля — (судна) количество воды, вытесненной подводной частью плавающего корабля (судна), равное массе всего корабля независимо от его размера, материала и формы. Различают объемное (равно объему подводной части корабля до ватерлинии) и массовое… … Морской словарь

Водоизмещение судна полное — водоизмещение судна при наибольшей допустимой осадке. Источник: ПРИКАЗ Госкомрыболовства РФ от 15.06.1999 N 156 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ КЛАССИФИКАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ПОСТРОЙКИ И ОБОРУДОВАНИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА И ОРГАНИЗАЦИИ НА… … Официальная терминология

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ судна — количество воды, вытесненной плавающим судном, одна из основных характеристик размеров судна. Измеряется в единицах объема (объемное Водоизмещение) или массы (массовое Водоизмещение). Объемное Водоизмещение численно равняется объему подводной… … Морской энциклопедический справочник

водоизмещение — масса корабля (судна) равная массе вытесненной им воды при нахождении на плаву без хода. Различают водоизмещение полное, наибольшее, нормальное, стандартное и порожнём. Для подводных лодок различают надводное и подводное водоизмещение. Подводное… … Морской биографический словарь

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ПОЛНОЕ — (Full load displacement) 1. Надводного корабля В. совершенно готового корабля, полностью укомплектованного личным составом, снабженного всеми механизмами и готового к выходу в море с полной боевой готовностью, включая все вооружение и боезапас,… … Морской словарь

Массовое водоизмещение — Водоизмещение корабля (судна) количество воды, вытесненной подводной частью плавающего корабля (судна). Масса этого количества воды равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы. Различают объемное и массовое… … Википедия

Надводное водоизмещение — Водоизмещение корабля (судна) количество воды, вытесненной подводной частью плавающего корабля (судна). Масса этого количества воды равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы. Различают объемное и массовое… … Википедия

Наибольшее водоизмещение — Водоизмещение корабля (судна) количество воды, вытесненной подводной частью плавающего корабля (судна). Масса этого количества воды равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы. Различают объемное и массовое… … Википедия

Нормальное водоизмещение — Водоизмещение корабля (судна) количество воды, вытесненной подводной частью плавающего корабля (судна). Масса этого количества воды равна массе всего корабля, независимо от его размера, материала и формы. Различают объемное и массовое… … Википедия

Плавучестью называется способность судна плавать на воде или под водой в определенном положении относительно горизонта воды, неся на себе определенное количество грузов.

Положение судна по отношению к поверхности спокойной воды называется его посадкой.

На судно, свободно плавающее на спокойной воде, действуют распределенные силы двух видов – силы веса и силы гидростатического давления воды на погруженную (смоченную) наружную поверхность. Каждая из указанных разновидностей сил приводится к вертикальной равнодействующей, причем направление обеих равнодействующих всегда противоположное (рис.1).


Рис.1 - Статические силы, действующие на судно в состоянии покоя

Равнодействующая сил веса (G) называется силой веса и приложена в центре тяжести (ЦТ) судна.

Равнодействующая сил гидростатического давления воды (C) называется силой поддержания, или силой плавучести. Согласно закону Архимеда сила плавучести равна весу воды в объеме, вытесненном погруженной частью судна. Линия ее действия всегда проходит через ЦТ погруженного объема, который называется центром величины (ЦВ).

Равновесие свободно плавающего судна имеет место, если одновременно выполняются два условия:

Сила плавучести равна по величине силе веса судна;

ЦВ и ЦТ судна располагаются на одной вертикальной линии.

Уравнениями равновесия судна называется математическая запись условий равновесия:


где - вес судна (весовое водоизмещение), кН; - вес 1 воды, кН; - объем подводной части судна (объемное водоизмещение), ; - отстояние ЦТ от плоскости миделя, м; - отстояние ЦВ от плоскости миделя, м.

В зависимости от плотности воды, в которой плавает судно, его объемное водоизмещение может изменяться, хотя масса судна остается постоянной. В пресной воде, плотность которой близка к единице, для поддержания судна определенной массы требуется больший погруженный объем V, чем в соленой воде, плотность которой колеблется от =1,0101,015 т/м3 в Балтийском море до 1,0231,028 т/м3 в океане.

Знание главных размерений судна и его коэффициентов полноты позволяет капитану выполнять некоторые элементарные расчеты приближенных значений водоизмещения, а также изменения осадки при приеме груза относительно небольшой величины:

Вытесненный подводной частью объем воды (в кубических метрах) называется объемным водоизмещением:

,

где L, В, Т — соответственно длина, ширина, осадка судна; - коэффициент общей полноты (полноты водоизмещения), выражающий отношение объемного водоизмещения судна к объему параллелепипеда со сторонами, равными длине, ширине и осадке судна (значения для различных типов судов принимаются по справочным данным).

Для того чтобы вычислить водоизмещение судна по его теоретическому чертежу, нужно определить объем подводной части корпуса. Корпус судна в большинстве случаев имеет криволинейные обводы. Поэтому точный объем подводной части корпуса, как правило, вычислить не удается. В теории корабля для определения объемного водоизмещения судна, а также для вычисления площадей криволинейных фигур чаще всего пользуются приближенным приемом, называемым правилом трапеций.


Рис.2 – Обвод шпангоута судна

Площадь половины шпангоута равна сумме площадей всех трапеций Ординаты для каждого шпангоута могут измеряться как в реальном масштабе, так и в его проекциях для различных моделей. Аналогично считают другие площади и объемы судна.

Многие вычисления связаны со строевой по шпангоутам и ватерлиниям.

Строевые по шпангоутам и ватерлиниям

Для характеристики распределения сил водоизмещения по длине судна строят специальную эпюру, называемую строевой по шпангоутам (рис.3). Для построения этой эпюры горизонтальная линия, выраженная в принятом масштабе теоретическую длину судна, делится на n одинаковых частей, равных числу шпаций на теоретическом чертеже судна.



Рис. 3. Строевая по шпангоутам

На перпендикулярах, восстановленных в точках деления, откладывают в определенном масштабе величины площадей погруженных частей соответствующих шпангоутов, и концы этих отрезков соединяют плавной линией. Площадь строевой по шпангоутам равна объему водоизмещения судна.

Так как ЦВ судна находится в ЦТ подводной части судна, а площадь строевой выражает собой объем подводной части, то абсцисса ЦТ строевой по шпангоутам равна абсциссе ЦВ судна.

Аналогичная эпюра, характеризующая распределение сил водоизмещения по высоте судна, называется строевой по ватерлинии (рис.4).


Рис. 4 – Строевая по ватерлиниям

Площадь строевой по ватерлиниям также равна объемному водоизмещению судна, а ордината ее центра тяжести определяет положение центра величины судна по его высоте.

Если учесть свойства строевых по шпангоутам и ватерлиниям, то определение местоположения центра величины судна сведется к вычислению абсциссы центра тяжести строевой по шпангоутам и ординаты центра тяжести строевой по ватерлиниям.

Воспользовавшись известным из статики определением для статического момента площади, можно написать формулы для определения координат ЦВ судна:

, ,

где - площади частей строевых, заключенных между двумя смежными шпангоутами или ватерлиниями; , , - координаты ЦТ соответствующих площадей.

При ориентировочных расчетах можно воспользоваться приближенными формулами для определения местоположения ЦТ, ЦВ и метацентра по высоте судна.

Ордината ЦТ судна определяется по выражению:


,


где k - практический коэффициент, значение которого, например, для катеров лежит в пределах 0,68 - 0,73; - высота борта судна.

Для вычисления ординаты ЦВ рекомендуется формула академика В.Л. Поздюнина:


,

где Т – осадка судна; - коэффициент полноты водоизмещения; - коэффициент полноты ГВЛ.

При вычислении координат ЦT судна используется известная из теоретической механики теорема о статическом моменте равнодействующей силы: если данные силы приводятся к одной равнодействующей, то момент равнодействующей относительно какой-либо оси (плоскости) равен сумме моментов составляющих сил относительно той же оси (плоскости).

Применительно к судну на основании этой теоремы можно написать уравнения статических моментов относительно основных координатных плоскостей.


Относительно пл-ти XOZ (ДП):

Относительно пл-ти УОZ ():


Относительно плоскости XОY (ОП):


Учитывая, что масса судна , из приведенных уравнений получим расчетные формулы для определения координат ЦТ судна:


;


;


,

где , , - координаты ЦТ судна; P1, P2, . Pn - массы элементов самого судна и перевозимых на нем грузов; , , - координаты ЦТ элементов самого судна и перевозимых грузов.

При использовании этих формул координаты ЦТ элементов самого судна и перевозимых на нем грузов берутся с положительным или отрицательным знаком, в зависимости от положения этих точек по отношению к выбранным координатным плоскостям. Поскольку подводный объем судна симметричен относительно ДП (), ордината центра тяжести также должна быть равна нулю. В противном случае условия равновесия судна не будут удовлетворены, и судно будет плавать с креном. Для вычисления координат ЦТ судна, с помощью приведенных выше уравнении необходимо просуммировать массы всех элементов судна и находящихся на нем грузов, входящих в состав водоизмещения судна. Вычисление координат ЦТ судна принято производить с помощью таблицы нагрузки масс.

Запас плавучести – это объем надводной водонепроницаемой части корпуса судна или то дополнительное кол-во грузов или воды (после допустимой нагрузки), которое судно может принять до утраты способности держаться на плаву.

Запас плавучести судна можно определить по следующей формуле:


,

где – запас плавучести; – площадь грузовой ватерлинии; Н – высота борта; T – осадка судна; k – эмпирический коэффициент, учитывающий развал бортов, седловатость палубы, наличие водонепроницаемых надстроек и рубок.

Степень непотопляемости судна тем выше, чем выше относительный запас плавучести судна, который определяется как отношение запаса плавучести к расчетному водоизмещению судна.

Запас плавучести выражается в процентах от водоизмещения судна в полном грузу и составляет около 80% на пассажирских, 50% на транспортных, сухогрузных и промысловых, 15-25% на наливных судах.

Запас плавучести непосредственно связан с высотой надводного борта.

Высота надводного борта, обеспечивающая надлежащий запас плавучести, устанавливается Регистром. В средней части судна наносится специальный знак на оба борта в районе миделя, называемый грузовой маркой.

Грузовая марка (рис.2) состоит из трех элементов:

Диск или круг Плимсоля


Рис.2 – Грузовые марки речных судов

О — грузовая марка, определяющая минимальную высоту надвод­ного борта или предельную осадку для плавания судна в озерных ус­ловиях при высоте волны до 2 м;

М — грузовая марка, определяющая предельную осадку судна при плавании в районах разряда М с высотой волны до 3 м;

Р — грузовая марка, определяющая предельную осадку при пла­вании в районах разряда Р с высотой волны до 1,2 м;

Л — грузовая марка, определяющая предельную осадку при пла­вании в районах разряда Л с высотой волны до 0,6 м.

Судно, имеющее грузовую марку, изображенную на рис. 2, имеет класс О. В то же время данное судно имеет право выхода в бассейны разряда М, но уже с большим значением высоты надводного борта, т. е. с меньшей осадкой по грузовой марке, обозначенной буквой М. Это судно при плавании в бассейнах разрядов Р и Л может иметь уве­личенные осадки, т. е. взять на борт больше грузов.

Для морских судов используется международная грузовая марка:

Летняя грузовая марка Л (S - summer) - минимальный надводный борт для летнего плавания судна в морской воде.

Зимняя - З (W - winter) - зимний надводный борт, который получают увеличением летнего на 1/48 летней осадки.

Зимняя грузовая марка для северной Атлантики - ЗСА (WNA - winter north atlantic). У судов длиной более 100,5 м этот минимальный борт совпадает с нормальным зимним. У судов дайной менее 100,5 м он увеличен на 50 мм, т.к. условия плавания судов сравнительно малых размеров более тяжелые.

Тропическая - Т (Т- tropical) - получена путем уменьшения летнего надводного борта на 1/48 летней осадки.

Грузовая марка для пресной воды - П (F - fresh water) - положение этой марки по высоте определяется вычитанием из летнего надводного борта значения изменения осадки судна при переходе из морской воды в пресную.

Тропическая марка для пресной воды - ТП (ТF - tropical fresh water) - ее получают уменьшением тропического надводного борта на величину изменения осадки при переходе из соленой в пресную. Буквы Р С на марке обозначают - регистр СССР.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: