В каком году состоялся вормский суд над м лютером

Обновлено: 26.04.2024

Согласно легенде, 17 июля 1505 года студент Эрфурттского университета Мартин Лютер попал в страшную грозу, во время которой чуть не погиб.

Это событие настолько потрясло его, что Лютер бросил юриспруденцию. которую прилежно изучал по воле родителей, и решил посвятить себя служению Богу. В 1506 году он принял обет монашества и поступил в Августианский монастырь, то есть, в обитель, живущую по так называемому «Уставу Святого Августина», к которому великий теолог никакого отношения не имеет.

В 1507 году Лютера посвятили в сан, в следующем направили в Виттенбергский университет преподавать теологию.

В 1511 году молодого священника послали в Рим по делам ордена. Поездка произвела на Лютера неизгладимое впечатление. Там он впервые увидел развращённость римско-католического клира.

В 1512 году Лютер получил степень доктора теологии.

Молодой богослов был человеком истово верующим и невероятно впечатлительным. Можно сказать, он был буквально одержим ощущением собственной греховности и стремлением достичь Спасения. Однако сомневался, что это можно сделать в церкви, которая сама стала сосудом греха, а потому кропотливо изучал Библию.

В 1509 году Лютер читал курс о «Сентенциях» Петра Ломбардского, в 1513-1515 годах — о псалмах, в 1515-1516 годах — о Послании к римлянам, в 1516-1518 годах — о Посланиях к галатам и к евреям. Он не только преподавал, но и был смотрителем 11 монастырей, проповедовал в церкви.

Пережив духовный кризис, Лютер открыл для себя иное понимание Посланий апостола Павла. Он писал:

«Я понял, что Божественную праведность мы получаем посредством самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас посредством самой веры».

При этой мысли Лютер, как он сказал, почувствовал, что родился вновь и через открытые врата вступил в рай. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515-1519 годах.

Между тем, 18 октября 1517 года папа Лев X (понтификат в 1513-1521 годах) выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «оказания содействия построению храма Святого Петра и спасения душ христианского мира» . Этот едва ли не самый светский из всех понтификов, тратился на стройки, празднества, предметы искусства и свои прихоти настолько бесшабашно, что в деньгах нуждался постоянно и вечно искал новые источники доходов, не особенно заботясь при этом о репутации Святого Престола. Впрочем, коммерсантом Джованни ди Медичи был потомственным, а духовный сан и перстень Святого Петра получил исключительно благодаря богатству и влиянию своего отца Лоренцо Великолепного.

В ответ на эту буллу Лютер буквально взорвался критикой роли церкви в спасении души: 31 октября 1517 года он обнародовал свои знаменитые «95 тезисов» против продажи индульгенций. Затем направил их епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому.

Интересно, что, в отличие от светских мыслителей, обличавших церковь за сие бесстыдное деяние с точки зрения человечности, гуманизма, Лютер выступил с критикой именно догмы, богословских аспектов и подверг сомнению один из столпов католичества – учение Святого Августина о церкви, как институте спасения.

Слух о тезисах распространился молниеносно и вызвал огромный резонанс в обществе, в котором уже давно зрело недовольство политикой церкви. Обеспокоенные прелаты начали принимать ответные меры. В 1519 году Лютера вызывали на суд, но то ли испугавшись, то ли решив не делать из популярного богослова героя, суд заменили на диспут в Лейпциге.

Лютера отговаривали ехать, напоминая ему о судьбе Яна Гуса. Но тот решил идти до конца и явился. На диспуте он говорил дерзко и уверено, открыто выразил сомнение в праведности и непогрешимости Римской Курии.

В ответ Лев X предал Лютера анафеме; в 1520 году буллу проклятия составил Пиетро из дома Аккольти.

Лютер в свою очередь публично сжег папскую буллу «Exsurge Domine» об отлучении его от церкви во дворе Виттенбергского университета и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявил, что борьба с папским засильем является делом всего немецкого народа.

Недавно избранный император Карл V, поддерживавший папу, вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где реформатор заявил:

«Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ, я отвечу прямо и просто. Если я не буду убеждён свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, — совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. Бог да поможет мне. Аминь».

Первые издания речи Лютера содержат также слова:

Но в документальных записях заседания этой фразы не было.

Лютера отпустили из Вормса, поскольку ему предварительно была выдана императорская охранная грамота, но 17 апреля 1521 мая римские прелаты подтвердили отлучение дерзкого строптивца, а 26 мая того же года был издан Вормсский эдикт, также осудивший реформатора, как еретика.

Именно с этого момента Реформация начала свое шествие по Европе. Что было дальше – все мы знаем.

Хоть и говорят, что история не терпит сослагательного наклонения.

Но интересно рассуждать: если бы не это внезапное решение Лютера уйти в монахи, случилась бы Реформация?

Точнее, произошла бы она так, как мы об этом знаем из истории?

То, что Реформация в той или иной форме обязательно произошла бы - в этом я глубоко убеждена.

К XVI веку кризис официальной церкви на Западе был очень острым, а папство, благодаря таким персонажам, как Александр VI (Родриго Борджиа) и Лев Х (Джованни ди Медичи), настолько потеряло репутацию и авторитет у верующих, что его власть держалась только на силе и мирском могуществе церкви.

А если вспомнить, какое количество еретических движений, светских братств, орденов возникло в эпоху позднего Средневековья, посмотреть что за произведения были созданы в ту эпоху, какие теории рождались в умах мыслителей и почувствовать то великое брожение умов на всей территории Европы, можно смело утверждать - Реформация была неизбежна. Не Лютер, так Кальвин, Меланхтон, Теодор де Без, Ян Августа.

Да, было бы иначе. Но было бы непременно.

У Владимира Тендрякова в его великолепном романе «Покушении на миражи» есть новелла о том, как в одном небольшом селении на берегу Генисаретского озера разъяренные правоверные иудеи забивают камнями галилейского проповедника Иисуса из Назарета. История кончается тем, что место Иисуса занимает Савл - будущий апостол Павел.

Вот и я думаю, что великая личность, конечно, способна повлиять на ход истории, даже изменить ее в какой-то мере. Но величие человека часто состоит в том, что он лучше всех остальных умеет слышать зов времени, понимать, что нужно сделать и не боится совершать революционные шаги, ломать стереотипы и каноны, идти вперед.

Так что, даже если бы та ужасная гроза не показалась будущему юристу знамением божьим, христианская религия, западная церковь все равно пережили бы тот великий и страшный разлом, который мы называем Реформацией. Другое дело, все пошло бы по иному сценарию и, наверно, мы сегодня жили бы в несколько ином мире.


26 мая 1521 года император Священной Римской империи Карл V издал указ, вошедший в историю как Вормсский эдикт (Wormser Edikt), так как он был издан в конце работы Вормсского рейхстага. Эдикт осуждал лютеранство, а самого Мартина Лютера объявлял еретиком и преступником.

Кроме прямых обвинений в адрес Лютера с приказом о его немедленном аресте, Вормсским эдиктом запрещалось издание и распространение любых его трудов. Кроме того, эдиктом устанавливалось, что предоставление Лютеру убежища или иной помощи также расценивается как преступление против законов империи.

Вормсский эдикт был издан под нажимом папского нунция Джироламо Алеандро, требовавшего решительного искоренения лютеранства в Германии и несмотря на умеренную позицию, занятую большинством членов рейхстага. Мартин Лютер, отлучённый от католической церкви в конце 1520 года, был приглашён на рейхстаг в Вормс и выступил перед имперскими сословиями с изложением своего учения. Император Карл V, однако, отказался поступиться приверженностью старой церкви и по завершении рейхстага включил в текст своего эдикта, которым утверждались решения, принятые сословиями, постановление о объявлении Лютера преступником и запрете распространения и чтения его книг. Мартин Лютер был вынужден несколько лет скрываться в Вартбургском замке под покровительством саксонского курфюрста Фридриха III, где он и начал перевод Нового Завета на немецкий язык.

Суровые меры, предписанные Вормсским эдиктом в отношении лютеран, на практике не были реализованы. Император был заинтересован в сохранении единства империи и получении поддержки имперских сословий, в том числе и симпатизирующих лютеранству, для ведения войн с Францией и турками. Шпейерский рейхстаг 1526 года фактически приостановил действие Вормсского эдикта, однако в 1529 году оно было возобновлено.

На рейхстаге 1530 года в Аугсбурге император попытался найти компромисс между конфессиями путём богословского диспута, но потерпел неудачу и был вынужден вернуться к требованию решительного исполнения Вормсского эдикта. Это не помешало, однако, дальнейшему распространению лютеранства в Германии. В 1544 году император был вынужден прекратить судебные процессы в Имперском камеральном суде против лютеран.

Окончательно Вормсский эдикт утратил силу в 1555 году с утверждением Аугсбургского религиозного мира.


25 мая 1521 года по итогам работы рейхстага в немецком городе Вормс (ныне земля Рейнланд-Пфальц), император Священной Римской империи Карл V издал указ, известный как Вормсский эдикт. Этот документ объявлял Мартина Лютера еретиком и преступником и запрещал издание и распространение его трудов.

Вормсский эдикт был издан под нажимом папского нунция Джироламо Алеандро, требовавшего решительного искоренения лютеранства в Германии и несмотря на умеренную позицию, занятую большинством членов рейхстага. Мартин Лютер, отлучённый от католической церкви еще в конце 1520 года, был приглашён на рейхстаг в Вормс и выступил перед имперскими сословиями с изложением своего учения.

Император Карл V, однако, отказался поступиться приверженностью старой церкви и по завершении Вормсского рейхстага включил в текст своего эдикта постановление об объявлении Лютера преступником и запрете распространения и чтения его книг. Кроме того, Вормсским эдиктом устанавливалось, что предоставление Лютеру убежища или иной помощи также расценивается как преступление против законов империи.

В результате Лютер был вынужден несколько лет скрываться в Вартбургском замке под покровительством саксонского курфюрста Фридриха III, где он и начал перевод Нового Завета на немецкий язык.

Суровые меры, предписанные Вормсским эдиктом в отношении лютеран, на практике не были реализованы. Император был заинтересован в сохранении единства империи и получении поддержки имперских сословий, в том числе и симпатизирующих лютеранству, для ведения войн с Францией и турками. Поэтому уже в 1526 году Шпейерский рейхстаг фактически приостановил действие Вормсского эдикта, однако в 1529 году оно было возобновлено.

На следующем рейхстаге 1530 года в Аугсбурге император попытался найти компромисс между конфессиями путём богословского диспута, но потерпел неудачу и был вынужден вернуться к требованию решительного исполнения Вормсского эдикта. Это не помешало, однако, дальнейшему распространению лютеранства в Германии. В 1544 году император был вынужден прекратить судебные процессы в Имперском камеральном суде против лютеран.

Окончательно Вормсский эдикт утратил силу в 1555 году с утверждением Аугсбургского религиозного мира, который признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания.

Самым жестоким потрясением за всю многовековую историю католической религии стала Реформация — с Римом одна за другой начали порывать отношения европейские страны. У истоков Реформации стоял Мартин Лютер, чьи идеи о необходимости церковных преобразований подверглись жестокой критике со стороны папства. Какое-то время противостояние проповедника и Рима не выходило за пределы внутрицерковных богословских споров, но после Вормсского рейхстага 1521 года идеи Лютера были объявлены ересью, а его последователи — преступниками и еретиками.

Причины Реформации

К началу XVI века раздробленная Германия практически полностью контролировалась Святым Престолом. В отличие от Англии, Франции и Испании, где притязания церкви ограничивались сильной королевской властью, здесь папы и высший немецкий клир свободно и безнаказанно взимали небывалого размера поборы.

Рим с его политическим и культурным расцветом требовал огромных финансовых вливаний, а папы не стеснялись содержать двор, которому могли позавидовать европейские монархи. Германию просто грабили, что вызывало естественное возмущение ее населения. В стране была широко распространена продажа индульгенций, покупая которые прихожане могли получить прощение за любые грехи — это был лишь вопрос цены.

МАРТИН ЛЮТЕР В ВОРМСЕ

Беспокойство, недовольство властью и страх перед будущим определяли настроение общественности. В деревнях росло антифеодальное движение, а в городах возникали восстания против жадных священнослужителей. В университетах набирало популярность движение гуманизма, критиковавшее внешнее благочестие Рима и несоблюдение им принципов «христианской человечности», близкой к заветам Христа.

Практически все требования политических и социальных преобразований в Германии конца XV — начала XVI века включали церковные реформы, но оппозиция была слишком разнородной. В 1517 году общественные идеи и ожидания смог выразить Мартин Лютер (1483-1546 гг) — выпускник Эрфуртского университета, доктор богословия и монах ордена августинцев.

Возмущенный продажей индульгенций, Лютер в конце октября 1517 года направил архиепископу Майнца и разместил на дверях приходской церкви свои знаменитые 95 тезисов, которые в дальнейшем углублялись и разъяснялись им самим и его последователями.

Лютер стремился устранить «порчи» церкви путем ее обращения к идеалам Священного Писания и отвергал католическую догму о возможности спасения души лишь при посредничестве клира. Он подчеркивал значение совести, смирения и личного раскаяния, без которых искренняя вера и милость Божья были недостижимы.

Разрыв с церковью

Идеи Лютера привели к далеко идущим последствиям. Спасение личной верой и отрицание посредничества церкви в спасении души исключало ее из участия в судьбах верующих. Вся дорогостоящая и сложная система католической иерархии становилась бессмысленной, равно как и каноническое право. Церкви отводилась роль наставницы и помощницы в религиозной жизни.

В напряженной общественной атмосфере Германии лютеранство обрело огромную популярность. Сочинения Лютера, первоначально представленные только на латинице, переводились на немецкий язык и распространялись среди населения. Попытки церковных теологов, таких как Экк, высмеять новое учение не возымели успеха. Вскоре в Риме осознали нависшую над католическими догмами опасность.

Общественный резонанс становился все больше. В сочинениях Лютера все больше места занимали не вопросы личной религиозности, а проблемы реформы церкви. Наконец, в 1520 году проповедник предложил конкретную программу преобразований, которая включала неслыханную ранее идею о праве мирян на священство. Предполагались также четкое разделение сфер контроля светской и духовной власти и секуляризация церковного имущества.

В июне 1520 года папа Лев X издал буллу с отлучением проповедника от церкви, но ее вступление в силу было отложено до декабря того же года. Однако вместо отречения от своих еретических идей Лютер издал очередной опус с идеей о свободе совести каждого верующего.

В декабре 1520 года началось сожжение сочинений Лютера. Последний ответил уничтожением экземпляра буллы и книги по каноническому праву, подчеркнув свою смелую и независимую позицию. После этого Лютер стал едва ли не национальным героем Германии, а его сочинения печатали сотни типографий.

Среди покровителей Лютера к тому времени был курфюрст Фридрих Мудрый, для которого новое движение стало шансом на обретение контроля над страной.

Приглашение в Вормс

Последней попыткой Рима вернуть еретика Лютера в лоно церкви и заставить замолчать его последователей стал рейхстаг в Вормсе. Проповедник под угрозой смерти должен был признать свои заблуждения перед лицом императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга и представителей высшей светской и духовной знати.

Лютер в Вормсе: «На сём я стою…».

У Лютера и его покровителя курфюрста Фридриха были свои интересы в этой поездке. Карл V был молод и обижен на Рим за недавнее противодействие в борьбе за императорский престол. Публичная встреча императора и Лютера могла бы побудить Карла к церковной реформе, или, по крайней мере, рассеять распространенные и не слишком благовидные сплетни о проповеднике.

Папский легат Алеандр настаивал, что во время встречи с Лютером Карл V должен потребовать от него отречения, а в случае отказа — привести в исполнение смертный приговор. Однако в итоге светская знать настояла на том, что проповедника лишь выслушают и вынесут решение. Курфюрсту Фридриху дали гарантии, что его подданного не арестуют и не выдадут инквизиции, по крайней мере в самом Вормсе.

Таким образом, у Лютера, когда он направился на рейхстаг, была охранная грамота императора. Впрочем, у Яна Гуса, сожженного после Констанцского собора, был аналогичный документ, но это его не спасло. Все осознавали, что от костра у Лютера не было гарантий и эта готовность к риску во имя своих убеждений превратила его путь до Вормса в триумфальный.

Рейхстаг в Вормсе

В Вормс Лютер прибыл 16 апреля 1521 года, и его приветствовали толпы народа. Заседание рейхстага началось на следующий день и продолжалось до 19 апреля.

Лютер отказался отречься от своих сочинений (около 20 наименований), предъявленных на слушаниях. Он объявил, что его полемические, антипапские, назидательные книги не содержат ничего предосудительного и не противоречат интересам империи. Лютер призывал обратиться за доказательствами к Священному Писанию и доводам разума.

Ни представитель епископства, Иоганн фон Эккен, ни император, ни знать не были готовы к такому ответу. Они ожидали, что Лютер будет оправдываться, убеждать или излагать свои идеи по стандартному опроснику инквизиции, но реформатора, вероятно, больше волновал другой вопрос — требовать ли ссылок на Писание только от церковного суда или это обязательно и для светской власти.

Лютер в Вормсе. Цветная гравюра 1557 года.

В речах Лютера прозвучал также тезис о протестантской декларации терпимости к мнению христианина. Проповедник говорил, что никто, в том числе и он сам или даже папа, не застрахован от ошибок, в том числе еретических. Однако эти заблуждения еще нужно доказать — с помощью того же Священного Писания. Оно же должно было служить мерилом личной совести верующего.

Отказ Лютера не был безапелляционным решением, реформатор лишь сообщил, что не в состоянии отречься от своих мыслей пока они не будут опровергнуты. Лютер не взывал к Божьему промыслу или воле, лишь подчеркивал свое право поступить именно так, а не иначе.

Диспут так и не состоялся. Комиссия рейхстага пыталась склонить Лютера к компромиссу и отречься хотя бы от части убеждений, но в ответ реформатор утверждал, что не хочет идти против совести. Сторонники папского легата Алеандра настаивали на задержании еретика, однако Карл V под угрозой крестьянского восстания вынужден был отпустить Лютера.

Вормсский эдикт

21 мая рейхстагу было зачитано заключение по делу Лютера. Документ однозначно признавал новое движение еретическим. Эдикт был датирован задним числом, 8 мая, чтобы ускорить его исполнение, так как охранная грамота Лютера действовала 20 дней.

Согласно приказу Карла V Лютер должен быть арестован после 28 мая. Немецкому населению предписывалось не давать еретику ни приюта, ни пищи. Сообщники и последователи Лютера также объявлялись преступниками, а его сочинения запрещалось держать в доме, читать и приобретать.

Германские власти проигнорировали Вормсский эдикт. Более того, Лютер исчез по дороге в родной Виттенберг — люди Фридриха Мудрого инсценировали похищение и тайно доставили реформатора в замок Вартбург под защиту курфюрста.

По Германии пошли слухи о гибели Лютера, что вызвало волну народных бунтов и расправ со священниками. Народная молва сделала из предполагаемой смерти проповедника настоящую драму — говорили, что он замучен и распят подобно Христу во имя своих убеждений.

Испанский король и правитель Священной Римской империи Карл V

Еще год Лютер жил в замке под личиной небогатого дворянина, и не выдавал себя ни внешностью, ни манерами, ни занятиями. Он тяжело переносил вынужденное бездействие и начал переводить Священное Писание на немецкий язык. Это труд в дальнейшем сыграл большую роль в развитии Реформации.

Несмотря на отсутствие духовного лидера, движение Реформации набирало массовость. В Виттенберге группа монахов-августинцев демонстративно покинула стены монастыря и начала обычную мирскую жизнь.

Там же началось практическое осуществление идей Лютера — была создана общественная касса, распределение денег которой осуществляли светские власти, а не церковь. Вверующих причащали хлебом и вином, хотя ранее этот порядок распространялся только на духовенство. Вскоре аналогичные порядки появились в других германских городах.

Очень полезно изучать биографии великих людей, оставивших глубокий след в истории. Это в полной мере относится к великому Реформатору Церкви, Германии, да и всей Европы, Мартину Лютеру.

Уже после обнародования трех своих главных книг ( «Обращения к христианскому дворянству немецкого народа», «О Вавилонском пленении церкви», где Лютер яростно атаковал правило католической церкви, позволявшее толковать Библию исключительно Папе Римскому и «О свободе христианина»), Лютер был вызван на суд императора в г. Вормс в 1521 году, то есть ровно пятьсот лет тому назад.

Примерно за 100 лет до этого в похожем положении находился другой великий реформатор – Ян Гус. Гус тоже был вызван на суд и тоже имел императорские гарантии неприкосновенности, однако был осужден как еретик и сожжен. Лютер, безусловно, помнил о судьбе Гуса. Возможно поэтому когда в первый день заседания суда от него потребовали безоговорочного отречения от своих взглядов, он несколько стушевался и попросил дать время для размышления. Император согласился ждать до следующего дня.

Что делал Мартин в тот вечер и в ту ночь, никто точно не знает, но вполне очевидно, что он молился и просил у Бога мужества. На молитву пришел ответ, потому что на следующий день в речи реформатора уже не было заметно ни малейшего смущения и колебания.

На вчерашний вопрос Лютер отвечал решительно и ясно: в некоторых из своих книг он излагает такие евангельские истины, которые признаются и его врагами; от них он, конечно, отказаться не может. В других он нападает на превратное учение и законы папства, относительно которых никто не станет отрицать, что они насилуют совесть христиан и поглощают все богатство германской нации: если он отречется от этих книг, то станет сам пособником тирании и алчности. Он готов отказаться от своего учения лишь в том случае, если ему докажут его ошибочность на основании Св. Писания. Мало-помалу речь Лютера разрослась в настоящий обвинительный акт против папства.

После небольшого перерыва, Лютер продолжал:

“От меня хотят прямого, ясного и категорического ответа. Хорошо, я отвечу вам прямо, без всяких изворотов. Я не могу подчинить свою веру ни папе, ни соборам, ибо ясно как день, что они часто впадали в заблуждения и даже противоречия с самими собою. Поэтому, если меня не убедят свидетельствами из Св. Писания или очевидными доводами разума, если меня не убедят теми самыми текстами, которые я привел, и если таким образом мою совесть не свяжут словом Божиим, то я не могу и не хочу отказываться ни от чего… я не отрекусь от написанного мною, поскольку глупо и небезопасно действовать против своей совести. На сем стою и не могу иначе. Да поможет мне Господь! Аминь».

Здесь очень ясно и однозначно Лютер заявил о том, что только Св. Писание является главным авторитетом в вопросах веры и совести. Здравый смысл является Божьим даром для нас, чтобы мы могли отличать здравые толкования Слова от предвзятых. Совесть каждого верующего должна быть по выражению Лютера «связана словом Божьим», а действовать против совести "глупо и небезопасно".

Если бы мы все имели такую совесть и не шли бы на компромиссы с ней, мир был бы совершенно иным…

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: