Современная государственная служба как политико правовой механизм цели функции задачи

Обновлено: 24.04.2024

Государственная служба как правовой институт имеет свои особенности, идентифицирующие ее правовой характер.

Государственная гражданская служба выполняет прежде всего
управленческую функцию, решает задачи государственного управления, являясь его механизмом. Следовательно, управленческая деятельность гражданских слу­жащих представляет собой совокупность мер, выполняемых органа­ми государственной власти и управления, а также организационных форм и методов работы государственных гражданских служащих.

1. Главной задачей и целью государственной службы является реализация в жизнь Конституции и законов РФ, законодательства субъектов РФ, обеспечение правопорядка и законности в стране, а также решение других масштабных задач — обеспечения национальной безопасности, государственного суверенитета экономической самостоятельности и т.д. Это прежде всего правовые приоритеты. Такие функции эффективно может выполнять только высокопрофессиональный, стабильный, рационально выстроенный и хорошо подготовленный в правовом отношении аппарат государственных органов.

2. Государственная служба осуществляется исключительно на основе государственного закона т.е. специального законодательства. имеющего свои источники (формы), а также на основе механизма правового регулирования как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы.

3. Как государственная служба, так и государственные служащие имеют правовой статус. В статусном наборе государственного служащего — личностном, профессиональном, должностном, нравственном — правовой статус, на наш взгляд, является ведущим.

4. Лицо, состоящее на государственной службе, служит государству, выполняя по его поручению и за плату работу по реализации функций государства. Это политико-правовой аспект деятельности.

5. Согласно Конституции РФ главное назначение государства, а значит, и государственной службы — это соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Правовые нормы, регулирующие государственную службу, нацеливают чиновников на выполнение именно этой задачи. При этом важно, чтобы интересы гражданина и интересы государства адекватно, разумно оценивались и согласовывались.

6. Лицо, находящееся на службе у государства подпадает под специальный правовой режим. Наряду с должностными правами, обязанностями и социальными гарантиями служащий имеет правовые ограничения, связанные с государственной службой.

Государственная служба как правовой институт имеет свои специфические цели и функции.

По функциональному назначению можно выделить следующие цели государственной службы как правового института:

§ создание и развитие нормативно-правовой базы государственной службы;

§ создание системы юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения государственной службы;

§ определение и реализация правового статуса государственной службы и государственных служащих;

§ упорядочение работы государственного аппарата (нормативно-правовые акты вводят государственную службу в правовое поле);

§ установление правовых требований к функциям и правомочиям по государственным должностям;

§ определение административной, дисциплинарной и иной ответственности госслужащих;

§ обеспечение правовых гарантий социальной защищенности государственных служащих.

Государственная служба — это профессиональная служебная деятельность, принципиально отличающаяся от всех других видов практической и духовной деятельности человека.

Государственная служба профессиональна по целям и качеству выполняемых действий, по эффективности исполнения своих функций. В то же время она имеет политико-административный характер по результатам своей деятельности и правовой характер по своей сути.

В узком смысле государственная служба рассматривалась как аппаратная деятельность в органах государственной власти.

Под деятельностью понимается способ существования и развития социальной действительности, проявление общественно-трудовой активности. Деятельность имеет такие черты, как сознательность, целеполагание, результативность, продуктивность, контрпродуктивность, общественный характер.

Процесс деятельности государственных служащих представляет собой исполнение служебных обязанностей согласно должностному регламенту.

Результат деятельности государственных служащих — это качество принимаемых и реализуемых управленческих решений, успехи в реализации социально-экономической и другой политики государства, высокий уровень жизни народа, авторитет и престиж государственной службы среди населения.

2.Государственная служба как профессия, Профессионализм государственной службы.

Государственная служба как профессияпредставляет род деятельности служащих, определяемый разделением труда в сфере государственного управления, обособлением определенной группы трудовых отношений, их управленческим содержанием.

Государственная служба представляет собой особый вид профессиональной деятельности, отличающийся требованием повышенной социальной ответственности служащего, а также многочисленными ограничениями, закрепленными правовыми и социальными нормами.

Профессионализация труда в системе государственной службы означает, что трудовые функции достигли такого уровня сложности, для успешного выполнения которых требуется профессионализм, т.е. способность человека соответствовать требованиям профессии или превосходить их.

Деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов т.е. государственную службу следует считать профессией, предполагающей высокую квалификацию, имеющей значение для всего государства и требующей от государственных служащих и особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования.

Термином «профессионализм» обозначается глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности.

Принцип профессионализма обязывает государственных служащих:
1.быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;
2.хорошо знать предмет собственной государственно - служебной деятельности;
3.знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством и должностными положениями и инструкциями ;

4.владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;
5.иметь общую и специальную профессиональную подготовку;
знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.
Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения являются необходимыми как в интересах государственной службы в целом, так и в интересах профессионализма и компетентности государственных служащих, и они должны быть гарантированы даже в том случае, когда полностью или частично изменяется организация системы государственной власти.
Осуществление принципа профессионализма государственных служащих обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Закрепляя этот принцип в качестве ведущего начала государственной службы, закон признает, что положение государственных служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

Одной из серьезных проблем института государственной службы является определение цели и задач государственной службы. Сложность заключается в том, что если понятие и принципы системы государственной службы легально определены и зафиксированы в законодательстве, то ее основные цели и задачи - нет. Поэтому «дерево целей» института государственной службы по-прежнему остается проблемным вопросом.

В научной литературе встречаются разные подходы к определению целей государственной службы. Наиболее часто встречаются уровневая и отраслевая классификации.

С уровневой точки зрения, основные цели государственной службы принято делить на: стратегические, оперативные и текущие. Главная стратегическая цель государственной власти – служение интересам государства, а через него – интересам общества и народа. Служение обществу, повышение эффективности работы государственного механизма, качественное обеспечение исполнения основных функций и задач государства, его должностных лиц и органов - главная цель государственной службы. Кроме того, перед системой государственной службы политической властью, в соответствии с социально-экономической и политической ситуацией в стране, ставятся текущие и среднесрочные цели.

С отраслевой точки зрения все цели государственной службы подразделяются на: социальные, политико-административные, правовые, экономические, организационные (Таблица 2).

Таблица 2

Цели государственной службы

Основные цели государственной службы
Социальные - удовлетворение материальных потребностей людей и обеспечению определенного уровня жизни; - реализация обязательств государства по обеспечению благосостояния общества; - выполнение основных требований Конституции о государственной поддержке социальной сферы.
Политико-административные - обеспечение и исполнение полномочий государства и его органов; - осуществление публичных дел; - разрешение общегосударственных задач управления; - практическая реализация функций государства; - создание условий для связи гос.аппарата с народом.
Экономические - осуществление от имени государства управления государственной собственностью; - финансирование затрат на государственную службу; - снижение издержек на содержание аппарата государственной власти; - государственная поддержка предпринимательства.
Правовые - контроль за соблюдением государственного законодательства; - обеспечение общества правовыми условиями для нормального функционирования государственного аппарата.
Организационные - приведение структуры аппарата государственной власти в соответствие с основными задачами государственной службы; - профессионализация гос.аппарата; - организационное и техническое обеспечение деятельности государственных органов.

Продолжение таблицы 2

Административно-политические цели института государственной службы направлены на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом - на решение задач государственного управления.

Социальные цели обусловлены ее социальным характером и предназначением института государственной службы как социального института. Так, органы государственной власти ставят перед собой цели выполнения требований государственной поддержки социальной сферы- здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед обществом, регулирования и предотвращения социальных конфликтов, обеспечения занятости на рынке труда и т.д. Одной из главных целей в данной сфере является обеспечение социальных гарантий для служащих государственного аппарата и их семей.

Социальные цели государственной службы имеют ценностное содержание. В этом заключается важная связь ее культурного и социального компонентов. С помощью института государственной службы государство воспроизводит социальные ресурсы, обеспечивает целостность, стабильность, равновесие общественной системы, снижает социальную напряженность, повышает уровень и качество жизни населения, способствуя удовлетворению потребностей членов общества.

Экономические цели института государственной службы ориентированы на повышение эффективности государственного регулирования в экономической сфере, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т. д.

Правовые цели государственной службы направлены на претворение в жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности, на создание основных правовых условий для функционирования государственного аппарата. Реализация этих функций позволяет говорить о государственной службе, как правовом институте.

Выполнение организационных целей государственной службы способствует организационно-техническому обеспечению государственных органов, повышению уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, приведению структуры и численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, совершенствованию норм, правил и процедур прохождения государственной службы.

К основным задачам государственной службы можно отнести:

- охрану конституционного строя, защиту прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития общества;

- формирование общественно-правовых условий для практического осуществления функций органов государственной власти;

- повышение эффективности работы государственных органов в соответствии с их компетенцией и совершенствование условий государственной службы, профессиональной деятельности служащих;

- создание и поддержание в органах государственной власти благоприятных межличностных отношений, обеспечивающих развитие положительных личных качеств государственных служащих.

Каждый вид государственной службы, осуществляемой специальными органами государственной власти, имеет свои установленные в нормативных актах задачи.

Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью института государственной службы является практическая реализация функций государства, решение его задач, удовлетворение общественных интересов на основе принципов и положений, установленных законодательством, обеспечение благосостояния населения.

Рассмотрение вопроса о функциях государственной службы позволяет раскрыть её основное назначение. В самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной службы являются функции самого государства т.к. государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение государственными служащими своих обязанностей и компетенции органов государственной власти.

В зависимости от критериев анализа содержания и структуры института государственной службы существует несколько вариантов классификации основных функций.

В соответствии с первой классификацией, которая дается с точки зрения содержательной деятельности органов государственной власти, государственная служба выполняет следующие основные функции: управленческую, организационно-распорядительную, правовую, сервисную, социальную, экономическую, культурную, воспитательную.

В соответствии со второй классификацией, автором которой является В.Д. Граждан, выделяется три основных групп функций: информационная, организационная и технологическая. В организационную группу входят функции корпоративно-технологического и коммуникативно-компьютерного обеспечения. Информационная группа включает в себя функции: морально-правовую, познавательно-аналитическую, прогнозно-целевую, оценочно-экспертную, документационно-архивную. Такие функции как подготовка государственных решений и их выполнение, принятие и реализация административных решений относятся к технологической группе. Принятие государственных решений – это прерогатива государственной власти, а административных решений - государственной службы.

Третья классификация объединяет в себе функции государственной службы: правоприменительные функции, функции по принятию нормативных актов, по контролю и надзору, а также функции по оказанию услуг органами государственной власти.

Четвертая классификация функций государственной службы рассматривается с точки зрения ее сущностных сторон. Эту классификацию дают представители юридической науки, которые выделяют функции государственной службы как профессиональной деятельности, как правового института, как социального института. В этой связи под функциями государственной службы понимают, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

Также функции государственной службы можно разделить на: основные и специфические. Это является пятой классификацией.

К основным общим функциям государственной службы можно отнести:

- информационное обеспечение деятельности органов государственной власти;

- прогнозирование и моделирование развития системы государственной службы, основных стандартов государственного управления;

- планирование - определение темпов, направлений, качественных и количественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления.

- организация - упорядочение структуры государственных органов, штатов, персонала, процессов в системе государственного управления;

- координация – согласование деятельности государственных служащих для достижения общих целей и задач государственной службы;

- контроль – установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственной службы и её структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственной службы, а также конкретных действий государственных служащих;

- регулирование – использование методов и способов управления в процессе организации системы государственной службы и её функционирования;

- руководство – установление основных правил, нормативов, направлений деятельности и отдельных действий органов государственной власти, управляемых объектов.

Специфические функции государственной службы рассматриваются как организационное воздействие по целесообразному вмешательству в сферу экономики и социально-культурного строительства, где чаще всего объекты управления не принадлежат государству и обладают значительной самостоятельностью в выборе решений и их реализации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной спектр функций государственной службы достаточно широк и это свидетельствует о чрезвычайной важности института государственной власти в жизни страны и общества.

Одной из серьезных проблем государственной гражданской службы является определение ее целей, задач и функции. Сложность заключается в том, что если понятие и принципы государственной службы России легально определены и зафиксированы в действующем законодательстве, то ее цели, задачи и функции – нет. Поэтому «дерево целей» государственной службы по-прежнему остается проблемным и дискуссионным.

В научной литературе встречаются разные подходы к типологии целей государственной гражданской службы. Наиболее часто в научной литературе встречаются уровневая и отраслевая классификации. По уровням цели государственной службы принято делить на стратегические, оперативные и текущие.

К стратегическим целям государственной службы относятся[7]:

· служение государству и обществу;

· качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов и должностных лиц;

· повышение эффективности работы государственного механизма.

Кроме того, перед государственной службой политической властью в соответствии с политической и социально – экономической конъюнктурой ставятся среднесрочные и текущие цели, выраженные в различных программах.

По отраслям или с содержательной точки зрения все цели государственной службы подразделяются на политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные[8].

Политико-административные целигосударственной службы направлены на укрепление государства и государственности,исполнительной вертикали власти, на практическое осуществление функций государства и эффективное исполнение полномочий государственных органов, на обеспечение единства и стабильности государственной власти в стране, на создание условий для связи государства с гражданским обществом, а в целом – на решение задач государственного управления.

Социальные цели обусловлены ее социальным характером и предназначением государственной службы как социального института. В свете сказанного государственные органы ставят перед собой цели выполнения конституционных требований государственной поддержки социальной сферы – образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед населением, регулирования и предотвращения социальных конфликтов обществе, обеспечения занятости на рынке труда и т. д. Одной из целей в этой области является обеспечение социальных гарантий для работников государственного аппарата и членов их семей.

Экономические целинаправлены на повышение эффектности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т.д.

Правовые цели ориентированы на претворение жизнь законов и иных нормативных актов государственной власти, на обеспечение законотворческой деятельности в стране, на создание правовых условий для организации и функционирования государственного аппарата.

Организационные цели направлены на организационно – техническое обеспечение органов государственной власти, на повышения уровня профессионализма и компетентности работников государственного аппарата, на приведение структуры и численности государственной службы в соответствие со стоящими задачами, на совершенствование норм, правил и процедур прохождения государственной службы.

Существует несколько вариантов классификации функций государственной службы.

По содержательной деятельностигосударственных органов и их служащих функции государственной службы делятся на:

По отраслевомупризнаку обычно выделяют три группы функций гражданской службы: информационную, организационную и технологическую. В информационную группу входят функции познавательно – аналитическая, оценочно – экспертная, прогнозно-целевая, морально – правовая, документационно – архивная. В организационной группе выделяются функции корпоративно – технологического обеспечения и коммуникативно-компьютерного обеспечения. К технологической группе относятся функции подготовки государственных решений и их выполнения, принятия и реализации административных решений. Принятие государственных решений – это прерогатива политической власти, а административных решений – государственной службы.

По сущностным сторонамгражданской службы выделяют функции профессиональной деятельности, правового института, социального института, как социального института, как публично – правового отношения. Основной функцией государственной гражданской службы как профессиональной служебнойдеятельности является организация работы аппарата государственного органа, т.е. практическое осуществление государственного в своей сфере ответственности. В рамках этой функции особое значение имеют процессы планирования, организации, распоряжения, координации, информации, стимулирования, контроля, подготовки проектов государственных решений и их выполнение. Большое место занимают вопросы профессиональной переподготовки чиновников, повышения их ответственности за соблюдение служебной дисциплины т правил служебного поведения.

В ряду функций государственной гражданской службы как правового институтана первый план выходятфункции соблюденияКонституции РФ, реализации законов и иных правовых актов государства, разработки проектов законов и иных правовых актов, в том числе о государственной службе, регулирования правового статуса государственных служащих.

Центральной функцией государственной гражданской службы каксоциального институтаявляется реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг в области безопасности, образования, здравоохранения и т.д.

Функции государственной службы как публично – правового отношениягосударства и служащего направлена на правовую и социальную защищенность чиновников, на создание благоприятных и иных условий прохождения государственной службы, на регулирование денежного содержания и численности состава государственных служащих.

Четвертая классификацияфункций государственной службы связана с технологией управления. Ее сторонники справедливо исходят из того, что главной функцией государственной гражданской службы является государственное управление. По управленческому циклу, по а. Файолю, можно выделить функции прогнозирования, организации, распоряжения, координации, контроля.

В юридической науке под функциями государственной службы понимают, прежде всего, правоприменительную, правотворческую, правозащитную и регулирующую функции.

Можно сделать вывод, что по отраслям все цели государственной службы на политико – административные, социальные, экономические, правовые, организационные.

По содержательной деятельностигосударственных органов и их служащих функции государственной службы делятся на: управленческую (административную);организационно – распорядительную;правовую;сервисную;социальную;экономическую;культурную; воспитательную; служение государству и обществу; качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов, и должностных лиц; повышение эффективности работы государственного механизма[9].

По отраслевомупризнаку обычно выделяют три группы функций гражданской службы: информационную, организационную и технологическую. По сущностным сторонамгражданской службы выделяют функции профессиональной деятельности, правового института, социального института, как социального института, как публично – правового отношения. Основной функцией государственной гражданской службы как профессиональной служебнойдеятельности является организация работы аппарата государственного органа.

При рассмотрении государственной службы как правового институтана первый план выходятфункции соблюденияКонституции РФ, реализации законов и иных правовых актов государства, разработки проектов законов и иных правовых актов. А при рассмотрении государственной службы каксоциального институтаосновной функцией является реализация интересов, прав и свобод граждан, а также производство государственных социальных услуг в области безопасности, образования, здравоохранения.

Как видим, спектр функций государственной гражданской службы очень широк, что свидетельствует о чрезвычайной важности этого института власти в жизни государства и общества.

Государственная служба представляет собой сложный, комп­лексный и многогранный социально-правовой институт, имею­щий правовые, экономические, социальные и организационные основы и устои. Это - неотъемлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности.

В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное, а, следовательно, общепринятое понятие государственной службы. В специальной литературе чаще всего оно определяется на основе действующих правовых актов, исходя из признания того, что государственная служба есть:

а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими;

б) неотъемлемое свойство государства.

Государственная служба понимается в широком и узком смысле.

Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле - это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права. Административно-правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института и самостоятельный институт административного права.

В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и включает большоё круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».

К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, министры и др.).

К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для посредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспеченияих полномочий.

Должности категорий «Б» и «В» образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

Разумеется, что каждой из этих групп свойственны специфические элементы, определяющие особенности правового положения служащих, замещающих соответствующие должности, а также их квалификационные качества.

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.

Деление государственной службы на виды обусловлено федеративным устройством Российской Федерации, принципом разделения властей, особенностями отраслей и сфер государственной деятельности.

В соответствии с принципом федерализма различаются:

а) Федеральная государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации;

б) государственная служба субъектов Российской Федерации, находящаясяв их ведении.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находящаяся лишь кадры судебных и правоохранительных органов (кстати, судьи являются лицами, замещающими государственные должности государственной службы со всеми вытекающими из этого последствиями, в частности на них не распространяется действие Закона об основах: государственной службы).

Закон об основах государственной службы закрепляет следующие принципы:

1. Верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

4. Разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Равного доступа к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Требования к кандидату на государственную должность обуславливаются характером должностных обязанностей. Правоограничения государственных служащих вытекают из факта осуществленияими властных полномочий по руководству деятельностью людей и специфики конкретных служебных функций, xapaктерных для тех или иных категорий государственных служащих.

Гражданину, претендующему на государственную должность, надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности.

6. Обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством.

Однако государственный служащий не должен безоговорочно выполнять незаконные акты вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. На этот счет Законом об основах государственной службы установлены правила, которыми он должен руководствоваться. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом: а) своему непосредственному руководителю; б) руководителю, издавшему распоряжение; и в) вышестоящему руководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

7. Единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.

8. Гласности в осуществлении государственной службы.

9. Профессионализма и компетентности государственных служащих.

10. Ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Она должна занимать особое место среди мер, направленных на совершенствование системы исполнительной власти. Опыт доказывает, что главная причина сбоев в этой системе не столько в недостатках в правовом регулировании, сколько в безответственности, влекущей за собой нарушения норм действующего права. Неприятие защитных мер ведет к правовому нигилизму.

В связи с этим возникает необходимость в правовой защите общества через принятие соответствующих законов, определяющих поведение всех государственных служащих, особенно руководящих должностных лиц, а также эффективного государственного контроля и надзора за их исполнением.

11. Внепартийности государственной службы. В системе государственной службы не допускается создание организаций политических партий и движений. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей не связаны решениями общественных объединений и обязаны руководствоваться законодательством.

12. Отделения религиозных объединений от государства. На служебную деятельность государственных служащих не могут влиять Религиозные объединения, ибо они отделены от государства.

13. Социальной защищенности государственных служащих. Им гарантируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и т.д. Государственным служащим на отдельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообложению, оплате транспорта, жилья и др.

14. Стабильности кадров государственной службы. Положение государственного служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, необоснованных организационных импровизаций. Однако надежные правовые гарантии стабильности государственной службы административному праву Российской Федерации неизвестны.

Управленческая деятельность государственных служащих в силу специфики объективных социально-правовых характеристик - их статуса - представляет собой сложную систему отношений, кото­рая включает в себя триединство взаимодействий:

• с государством по поводу исполнения государственными служащими делегированных им полномочий;

• с гражданами в вопросах защиты их прав и законных инте­ресов и опосредования их отношений с государством;

• внутри самой социально-профессиональной группы государственных служащих в интересах согласования усилий для достижения целей государства, создания здорового мораль­но-психологического климата на рабочем месте и условий для самореализации каждого из них.

Государственная служба предназначена, прежде всего, для го­сударственного управления, поэтому в рамках государственной службы как профессиональной деятельности государственное уп­равление представлено в качестве ее основной функции. Государ­ственная служба организует прогнозирование процессов, сбор информации, подготовку проектов решений, их разъяснение, ко­ординацию действий, контроль. Важной функцией государствен­ной службы как профессиональной деятельности является орга­низация работников аппарата на выполнение управленческих за­дач. В рамках этой функции особое значение имеет специализация должностей, отбор кадров, распределение обязанностей между служащими, а также их учеба и др. Самостоятельной функцией является обеспечение ответственности, исполнительной дисцип­лины и эффективности государственной службы.

Важнейшей функцией государственной службы как социаль­ного института является реализация интересов, прав и свобод граждан, что обусловливается Конституцией РФ и соответствую­щим принципом организации государственной службы. Другая функция - производство государственных услуг - определяется изменением роли государства: его социальный характер зависит, главным образом, от степени удовлетворения общества высоко-качественными услугами (образование, здравоохранение, безопас­ность и др.).

Среди правовых функций на первый план выдвигается функ­ция соблюдения Конституции РФ, реализация законов государ­ства, что определяется первым принципом организации государ­ственной службы. Другой важной функцией является разработка проектов законов и нормативных актов, что входит в задачу госу­дарственного управления.

Функции государственной службы как отношения государства и служащего отражают задачи по защите государственных служа­щих, созданию благоприятных правовых и социальных условий для их работы.

Однако правовые нормы, регулирующие эти три отношения, затрагивают лишь основные процедуры и операции деятельности государственного служащего. Деятельность и поведение государ­ственного служащего определяется этическими принципами и нормами.

4. Управление в государственной службе и коммерческой организации: общее и особенное

Менеджмент в государственной службе - это специальный менеджмент, который изучает особые черты специфики, тенденции, отличающие менеджмент государственной структуры от коммерческого.

Реализация каждой функции менеджмента и в государственной службе проявляются прежде всего в целях, методах оценки результатов, формах отчетности, процедурах контроля ответственности и системы стимулов.

1.Цель - развитие региона, защита слабо обеспеченных слоев населения и т.д.

2.В государственной структуре методом оценки результатов является уровень доходов, в коммерческой организации - доход.

3.Государство отчитывается перед избирателями - форма отчетности, коммерческой - перед акционерами.

4.Степень ответственности - государство несет ответственность перед народом.

5.Система стимулов в коммерческой организации – материальное стимулирование. В государственной службе - льготы, социальные привилегии (бесплатное лечение, обучение и т.д.)

Цели и задачи государственной службы вызывают много споров. Вопрос методики постановки целей в управлении сложен и практически не разработан, поэтому целями государственной службы будем считать форму отражения социально важных проблем в нормативных актах.

В связи с тем, что в современной России нет определенной иерархии целей и теоретических разъяснений немного, то те, которые есть часто противоречивы.

По мнению Ю. Старилова, основная цель государственной службы заключается в практическом выполнении функций государства, решение его задач, сохранении благополучия граждан, удовлетворении общественных интересов в соответствии с Конституцией РФ и нормативными актами.

А.Ф. Ноздрачев, напротив же, описывает цели государственной службы следующим образом:

  • управление работой государственного аппарата;
  • формирование требований к государственным должностям;
  • определение уровня подготовки государственных служащих;
  • проведение анализа и оценки эффективности работы государственного аппарата;
  • предоставление гарантий обеспечения государственных служащих.

В данном подходе к определению целей госслужбы сделан акцент на аппаратных потребностях чиновников, а потребности и интересы людей не учтены.

Обобщая изученное, можно выделить несколько признаков целей государственной службы для их классификации:

  • по уровню приоритета:
    • стратегические;
    • тактические;
    • окончательные;
    • предварительные;
    • длительные;
    • средние;
    • короткие;
    • по области общественной жизни:
      • экономические;
      • политические;
      • социальные;
      • духовные.

      Задачи государственной службы

      В связи с тем, что государственные служащие принимают участие в подготовке проектов нормативных документов, планов управления, вносят инициативы по изменениям в составе государственных органов, оказывают государственные услуги, то среди основных задач государственной службы можно выделить следующие:

      • выполнение задач, поставленных Конституцией РФ;
      • разработка стратегии развития страны;
      • поиск кадров, способных реализовать план развития страны;
      • образование состава государственной власти;
      • принятие решений по важным текущим вопросам жизни страны;
      • охрана прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение правильного развития человеческой личности;
      • создание необходимых условий для выполнении функций государственных органов.

      В. Д. Граждан считает, что государственная служба в системе государственного управления выполняет две задачи одновременно. Первая задача решает вопрос поддержки политического руководства в административной (аппаратной) работе; а вторая – в исследовании трудностей, возникающих в управлении и представлении интересов всех слоев населения.

      Таким образом, задачи для каждого вида государственной службы закреплены в нормативных правовых актах.

      Функции государственной службы

      Понятие «функции государственной службы» и их виды также не изучены и не сформулированы в нормативных правовых актах.

      Некоторые исследователи к функциям государственной службы относят самостоятельные и отдельные виды служебной деятельности. Другие говорят о практическом соблюдении правовых норм.

      Но в общем смысле можно сказать, что к функциям госслужбы относятся основные направления влияния государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства.

      Исходя из того, что органы государственной власти и государственного управления принадлежат государственной службе, то и их функции совпадают. Данное положение основано на том, что полномочия органов государственной власти согласно законодательству Российской Федерации обеспечены силами государственная служба.

      Функции, выполняемые государственными служащими, можно разделить на общие и специальные.

      К общим функциям государственной службы можно отнести:

      • руководство делами в общем смысле;
      • определение правильной модели развития государства и общества, ее реализация;
      • анализ характера развития общества и прогнозирование изменений;
      • анализ принятых решений и предвидение результатов от этих решений в плане темпов, показателей и процессов развития общества;
      • организация правильной работы государственных органов при оказании государственных услуг;
      • соблюдение соответствия фактических показателей развития общества и государства с запланированными;
      • учет этих показателей;
      • согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государства;
      • сбор, получение, обработка, анализ информации, необходимой для осуществления государственной деятельности.

      В последнее время государственная служба воспринимается обществом как орган, оказывающий государственные социальные услуги, в частности это касается сферы образования, здравоохранения, безопасности и т.д. В связи с этим можно учитывать и такую функцию государственной службы, как производство государственных услуг.

      Исходя из того, что государственная служба формирует в обществе уважительное отношение к человеческой личности, органам государства и права, то при динамичном развитии общества госслужба должна выполнять воспитательную функцию.

      Госслужащие участвуют в разработке программ, законов и принятии политических решений, уравновешивают отношения между разными социальными слоями населения во всех областях жизни общества. Поэтому одной из функций является регулятивная.

      К специальным функциям государственной службы относятся:

      • создание законопроектов, т.к. госслужащие участвуют в этом процессе;
      • применение законов в обществе;
      • защита закона. Для выполнения этой функции созданы органы контроля и надзора, применяются методы принуждения.

      В положениях о структурных подразделениях всех органов власти и должностных инструкциях государственных служащих уточняются функции и конкретизируются задачи.

      Применение правовых, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов позволяют выполнять функции государственной службы.

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: