Закон об арбитраже устанавливает обязательность применения третейским судом норм

Обновлено: 05.05.2024

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 6)
    • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Получение документов и иных материалов
    • Статья 4. Отказ от права на возражение
    • Статья 5. Пределы вмешательства суда
    • Статья 6. Органы для выполнения определенных функций содействия и контроля в отношении арбитража
    • Статья 7. Определение, форма и толкование арбитражного соглашения
    • Статья 8. Арбитражное соглашение и предъявление искового заявления по существу спора в суде
    • Статья 9. Арбитражное соглашение и обеспечительные меры суда
    • Статья 10. Число арбитров
    • Статья 11. Избрание (назначение) арбитров
    • Статья 12. Основания для отвода арбитра
    • Статья 13. Процедура отвода арбитра
    • Статья 14. Прекращение полномочий арбитра
    • Статья 15. Замена арбитра
    • Статья 16. Право третейского суда на принятие постановления по вопросу о своей компетенции
    • Статья 17. Полномочие третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер
    • Статья 18. Принципы арбитража
    • Статья 19. Определение правил процедуры арбитража
    • Статья 20. Место арбитража
    • Статья 21. Конфиденциальность арбитража
    • Статья 22. Состав и распределение расходов, связанных с разрешением спора в арбитраже
    • Статья 23. Начало арбитража
    • Статья 24. Язык третейского разбирательства
    • Статья 25. Исковое заявление и отзыв на исковое заявление
    • Статья 26. Представление доказательств
    • Статья 27. Слушание и разбирательство по документам
    • Статья 28. Непредставление документов или неявка стороны
    • Статья 29. Эксперт, назначенный третейским судом
    • Статья 30. Содействие суда в получении доказательств
    • Статья 31. Нормы, применимые к существу спора
    • Статья 32. Принятие решения коллегией арбитров
    • Статья 33. Мировое соглашение
    • Статья 34. Форма и содержание арбитражного решения
    • Статья 35. Постановление третейского суда
    • Статья 36. Прекращение арбитража
    • Статья 37. Исправление и разъяснение арбитражного решения. Дополнительное арбитражное решение. Возобновление третейского разбирательства
    • Статья 38. Обязательность арбитражного решения
    • Статья 39. Хранение арбитражных решений, постановлений о прекращении арбитража и материалов дел арбитража
    • Статья 40. Порядок оспаривания арбитражного решения
    • Статья 41. Приведение в исполнение арбитражного решения
    • Статья 42. Основания для отказа в приведении в исполнение арбитражного решения
    • Статья 43. Внесение изменений в юридически значимые реестры
    • Статья 44. Образование постоянно действующих арбитражных учреждений в Российской Федерации и осуществление ими деятельности
    • Статья 45. Правила арбитража и правила выполнения функций в связи с администрированием арбитража
    • Статья 46. Недопустимость конфликта интересов при осуществлении деятельности созданного в Российской Федерации постоянно действующего арбитражного учреждения
    • Статья 47. Организация деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения
    • Статья 48. Прекращение деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения
    • Статья 49. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в арбитраже
    • Статья 50. Ответственность некоммерческой организации, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение
    • Статья 51. Ответственность арбитра
    • Статья 52. Заключительные положения
    • Статья 53. Признание утратившими силу глав VII и VIII Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"
    • Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ
    "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    3 августа, 25, 27 декабря 2018 г.

    Принят Государственной Думой 15 декабря 2015 года

    Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль
    29 декабря 2015 г.
    N 382-ФЗ

    Принят Закон об арбитраже (третейском разбирательстве). Он призван заменить Закон о третейских судах и предусматривает следующее.

    Прописан иммунитет арбитров от гражданско-правовой ответственности, кроме ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу.

    Введен полноценный институт единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража. Данные функции по общему правилу будут выполнять государственные суды. Речь идет о случаях, связанных с формированием состава третейского суда, разрешением вопроса о его компетенции по рассмотрению конкретного спора, а также отмены и приведения решения третейского суда в исполнение.

    Предусмотрено, что новые арбитражные учреждения могут создаваться только при НКО. Для этого нужно будет получить разрешение Правительства РФ. Без разрешения осуществлять функции постоянно действующего арбитражного учреждения смогут только Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ.

    Установлены общие требования к правилам (регламентам) арбитражного учреждения. При этом можно будет принять несколько правил (регламентов). Это правила арбитража внутренних споров; правила международного коммерческого арбитража; правила арбитража корпоративных споров и др.

    Закон вступает в силу с 01.09.2016.

    Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) арбитр (третейский судья) - физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской;

    2) арбитраж (третейское разбирательство) - процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения);

    3) администрирование арбитража - выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора;

    4) арбитраж внутренних споров - арбитраж, не относящийся к международному коммерческому арбитражу;

    5) иностранное арбитражное учреждение - организация, созданная за пределами Российской Федерации и выполняющая на постоянной основе функции по администрированию арбитража вне зависимости от того, является ли она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица;

    7) компетентный суд - суд Российской Федерации, определенный в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации;

    8) комитет по назначениям - коллегиальный орган в составе не менее пяти человек, создаваемый в постоянно действующем арбитражном учреждении, осуществляющий функции по назначению, отводу и прекращению полномочий арбитров и иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

    9) постоянно действующее арбитражное учреждение - подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража;

    10) правила арбитража - правила, регулирующие арбитраж, в том числе администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением;

    11) правила арбитража корпоративных споров - правила постоянно действующего арбитражного учреждения, регулирующие арбитраж споров, которые связаны с созданием юридического лица в Российской Федерации, управлением им или участием в юридическом лице и сторонами которых являются учредители, участники, члены (далее - участники) юридического лица и само юридическое лицо, включая споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом в случае, если у участников юридического лица есть право на подачу таких исков в соответствии с федеральным законом, за исключением споров, предусмотренных частью 7.1 статьи 45 настоящего Федерального закона;

    (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 531-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    12) правила постоянно действующего арбитражного учреждения - уставы, положения, регламенты, содержащие в том числе правила арбитража и (или) правила выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора;

    13) прямое соглашение - соглашение, которое заключено сторонами в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 11, частью 3 статьи 13, частью 1 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 1 статьи 27, статьей 40, частью 2 статьи 41, частью 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, и имеет приоритет по отношению к правилам арбитража;

    (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 295-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    14) стороны арбитража - организации - юридические лица, граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, физические лица, которые предъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо к которым предъявлен иск в порядке арбитража, а также которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;

    15) суд - орган судебной системы Российской Федерации или иностранного государства;

    16) третейский суд - единоличный арбитр или коллегия арбитров;

    17) третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража);

    18) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики в сфере юстиции;

    19) учреждение-правопредшественник - постоянно действующий третейский суд, который создан до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и по отношению к которому в соответствии с настоящим Федеральным законом создается учреждение-правопреемник для целей администрирования арбитража;

    20) учреждение-правопреемник - постоянно действующее арбитражное учреждение, которое создано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и осуществляет администрирование арбитража в соответствии с ранее заключенными арбитражными соглашениями, предусматривающими администрирование арбитража со стороны учреждения-правопредшественника;

    21) электронный документ, передаваемый по каналам связи, - информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными и электронную почту.

    О третейских судах в Российской Федерации

    (с изменениями на 8 декабря 2020 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 168, 30.07.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

    Принят
    Государственной Думой
    21 июня 2002 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    10 июля 2002 года


    ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


    Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.

    2. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также - стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

    3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

    4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

    третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора);

    третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

    третейское разбирательство - процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

    третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

    правила постоянно действующего третейского суда - уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией - юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

    правила третейского разбирательства - нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

    стороны третейского разбирательства - организации - юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане-предприниматели), физические лица (далее - граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

    компетентный суд - арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

    1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

    2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

    3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

    1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

    2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

    3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

    4. Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

    6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

    Статья 4. Получение документов и иных материалов

    1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.

    2. Если стороны не согласовали иной порядок, то документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной третейского разбирательства, или месту жительства гражданина-предпринимателя либо гражданина, являющегося стороной третейского разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает.

    Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда

    1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

    2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

    4. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

    5. Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки (пункт дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ).


    Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров

    1. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    2_1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

    3. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

    4. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

    Статья 6_1. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде

    1. Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.

    2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

    3. В случае, если третейскому суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.

    4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.

    5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.

    (Статья дополнительно включена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ)

    ГЛАВА II. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ


    Статья 7. Форма и содержание третейского соглашения

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    (Пункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ)

    2. При несоблюдении правил, предусмотренных пунктами 1 и 1_1 настоящей статьи, третейское соглашение является незаключенным.

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    3. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

    ГЛАВА III. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА


    Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому судье

    1. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

    2. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

    3. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

    4. Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

    5. Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

    6. Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.

    7. Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

    Статья 9. Число третейских судей

    1. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным.

    2. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

    Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации

    (с изменениями на 27 декабря 2018 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    Принят
    Государственной Думой
    15 декабря 2015 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    25 декабря 2015 года

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство).

    2. Положения части 7_1 статьи 7, статей 39 и 43, глав 9-12 настоящего Федерального закона применяются в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация.

    (Часть в редакции, введенной в действие с 29 марта 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 531-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    3. В арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    4. Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейское разбирательство).

    5. Если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное, он распространяется как на арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, так и на арбитраж (третейское разбирательство), осуществляемый третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.

    6. Порядок рассмотрения споров в области профессионального спорта и спорта высших достижений устанавливается федеральным законом.

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    1) арбитр (третейский судья) - физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской;

    2) арбитраж (третейское разбирательство) - процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения);

    3) администрирование арбитража - выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора;

    4) арбитраж внутренних споров - арбитраж, не относящийся к международному коммерческому арбитражу;

    5) иностранное арбитражное учреждение - организация, созданная за пределами Российской Федерации и выполняющая на постоянной основе функции по администрированию арбитража вне зависимости от того, является ли она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица;

    7) компетентный суд - суд Российской Федерации, определенный в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации;

    8) комитет по назначениям - коллегиальный орган в составе не менее пяти человек, создаваемый в постоянно действующем арбитражном учреждении, осуществляющий функции по назначению, отводу и прекращению полномочий арбитров и иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

    9) постоянно действующее арбитражное учреждение - подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража;

    10) правила арбитража - правила, регулирующие арбитраж, в том числе администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением;

    11) правила арбитража корпоративных споров - правила постоянно действующего арбитражного учреждения, регулирующие арбитраж споров, которые связаны с созданием юридического лица в Российской Федерации, управлением им или участием в юридическом лице и сторонами которых являются учредители, участники, члены (далее - участники) юридического лица и само юридическое лицо, включая споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом в случае, если у участников юридического лица есть право на подачу таких исков в соответствии с федеральным законом, за исключением споров, предусмотренных частью 7_1 статьи 45 настоящего Федерального закона;

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 29 марта 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 531-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    12) правила постоянно действующего арбитражного учреждения - уставы, положения, регламенты, содержащие в том числе правила арбитража и (или) правила выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора;

    13) прямое соглашение - соглашение, которое заключено сторонами в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 11, частью 3 статьи 13, частью 1 статьи 14, частью 3 статьи 16, частью 1 статьи 27, статьей 40, частью 2 статьи 41, частью 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, и имеет приоритет по отношению к правилам арбитража;

    14) стороны арбитража - организации - юридические лица, граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, физические лица, которые предъявили исковое заявление в порядке арбитража в защиту своих прав и интересов либо к которым предъявлен иск в порядке арбитража, а также которые присоединились к арбитражу корпоративных споров в качестве их участников в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;

    15) суд - орган судебной системы Российской Федерации или иностранного государства;

    16) третейский суд - единоличный арбитр или коллегия арбитров;

    17) третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража);

    18) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики в сфере юстиции;

    19) учреждение-правопредшественник - постоянно действующий третейский суд, который создан до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и по отношению к которому в соответствии с настоящим Федеральным законом создается учреждение-правопреемник для целей администрирования арбитража;

    20) учреждение-правопреемник - постоянно действующее арбитражное учреждение, которое создано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и осуществляет администрирование арбитража в соответствии с ранее заключенными арбитражными соглашениями, предусматривающими администрирование арбитража со стороны учреждения-правопредшественника;

    21) электронный документ, передаваемый по каналам связи, - информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными и электронную почту.

    Статья 3. Получение документов и иных материалов

    1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.

    2. Если стороны арбитража не согласовали иной порядок, документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной арбитража, или по месту жительства гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, являющегося стороной арбитража, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию попытки доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день такой доставки (фиксации попытки доставки), даже если сторона арбитража по этому адресу не находится или не проживает.

    Статья 4. Отказ от права на возражение

    Если сторона, которая знает о том, что какое-либо диспозитивное положение настоящего Федерального закона или какое-либо требование, предусмотренное арбитражным соглашением, не было соблюдено, и тем не менее продолжает участвовать в арбитраже, не заявив возражений против такого несоблюдения без неоправданной задержки, а если для этой цели предусмотрен какой-либо срок, в течение такого срока, она считается отказавшейся от своего права на возражение.

    Статья 5. Пределы вмешательства суда

    По вопросам, регулируемым настоящим Федеральным законом, никакое судебное вмешательство не должно иметь места, кроме как в случаях, когда оно предусмотрено настоящим Федеральным законом.

    Статья 6. Органы для выполнения определенных функций содействия и контроля в отношении арбитража

    Глава 2. Арбитражное соглашение

    Статья 7. Определение, форма и толкование арбитражного соглашения

    1. Арбитражное соглашение является соглашением сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

    2. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме.

    3. Положение, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, считается соблюденным, если арбитражное соглашение заключено в том числе путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, включая электронные документы, передаваемые по каналам связи, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от другой стороны.

    4. Арбитражное соглашение также считается заключенным в письменной форме, если оно заключается путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.

    5. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, представляет собой арбитражное соглашение, заключенное в письменной форме, при условии, что указанная ссылка позволяет считать такую оговорку частью договора.

    7. Арбитражное соглашение о передаче в арбитраж всех или части споров участников созданного в Российской Федерации юридического лица и самого юридического лица, для разбирательства которых применяются правила арбитража корпоративных споров, может быть заключено путем его включения в устав юридического лица. Устав, содержащий такое арбитражное соглашение, а также изменения, вносимые в устав, предусматривающие такое арбитражное соглашение, и изменения, вносимые в такое арбитражное соглашение, утверждаются решением высшего органа управления (собрания участников) юридического лица, принимаемым единогласно всеми участниками этого юридического лица, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Арбитражное соглашение, заключенное в порядке, установленном настоящей частью, распространяется на споры участников юридического лица и споры самого юридического лица, в которых участвует другое лицо, только если это другое лицо прямо выразило свою волю об обязательности для него такого арбитражного соглашения. Арбитражное соглашение не может быть заключено путем его включения в устав акционерного общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций одна тысяча и более, а также в устав публичного акционерного общества, за исключением устава международной компании, если он предусматривает применение к международной компании норм иностранного права, а также правил иностранных бирж. Местом арбитража при рассмотрении указанных в настоящей части споров должна являться Российская Федерация.

    7_1. Для рассмотрения третейским судом споров, вытекающих из соглашений участников юридического лица по поводу управления этим юридическим лицом, включая споры, вытекающие из корпоративных договоров, а также споров по искам участников юридического лица о признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок достаточно заключения арбитражного соглашения между сторонами указанного соглашения участников юридического лица или сделки.

    (Часть дополнительно включен с 29 марта 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 531-ФЗ)

    8. При толковании арбитражного соглашения любые сомнения должны толковаться в пользу его действительности и исполнимости.

    9. Если стороны не договорились об ином, арбитражное соглашение по спору, возникающему из договора или в связи с ним, распространяется и на любые сделки между сторонами арбитражного соглашения, направленные на исполнение, изменение или расторжение указанного договора.

    10. При перемене лица в обязательстве, в отношении которого заключено арбитражное соглашение, арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника.

    11. Арбитражное соглашение, содержащееся в договоре, распространяется также на любые споры, связанные с заключением договора, его вступлением в силу, изменением, прекращением, действительностью, в том числе с возвратом сторонами всего исполненного по договору, признанному недействительным или незаключенным, если иное не следует из самого арбитражного соглашения.

    12. Правила арбитража, на которые ссылается арбитражное соглашение, рассматриваются в качестве неотъемлемой части арбитражного соглашения. Условия, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом могут быть согласованы только прямым соглашением сторон, не могут быть включены в правила постоянно действующего арбитражного учреждения.

    Статья 8. Арбитражное соглашение и предъявление искового заявления по существу спора в суде

    1. Суд, в который подано исковое заявление по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, должен при условии, что любая из сторон заявит об этом не позднее представления своего первого заявления по существу спора, оставить исковое заявление без рассмотрения, если не найдет, что арбитражное соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

    2. Предъявление указанного в части 1 настоящей статьи искового заявления в суд само по себе не препятствует началу или продолжению арбитража и принятию арбитражного решения.

    Статья 9. Арбитражное соглашение и обеспечительные меры суда

    Обращение стороны в суд до или во время арбитража с просьбой о принятии мер по обеспечению иска и вынесение судом определения о принятии таких мер не являются несовместимыми с арбитражным соглашением.

    Причиной разработки нового закона является несовершенство применения третейского разбирательства в РФ. Если за рубежом третейский суд является способом наиболее быстро и легко решить спор между хозяйствующими субъектами, то в Российской Федерации юридические лица и предприниматели достаточно редко обращались в третейские суды, несмотря на реальную востребованность данного института со стороны участников гражданского оборота. Причинами этому служило отсутствие высокого уровня третейского разбирательства, отсутствие уверенности сторон процесса в том, что спор будет рассмотрен в рамках независимого разбирательства.

    Нормативные предписания Закона о третейских судах за время его действия около 20 раз становились предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ по запросам государственных судов и жалобам организаций и граждан. Во всех случаях орган конституционного контроля нашей страны приходил к выводам о том, что нормы данного Закона не противоречат Конституции РФ. Но это свидетельствует о том, что граждане и юридические лица видели несовершенство законодательства.

    Кроме того, к проблемам существующего закона можно отнести недобросовестность, выражающуюся в том числе в уничтожении материалов третейского разбирательства с целью исключить проверку его легитимности (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2010 N А56-75431/2009)

    Основной задачей принятого Федерального закона N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" является регулирование порядка образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитража (третейское разбирательство).

    Закон направлен на решение двух основных проблем:

    регламентация процедуры третейского разбирательства, установление требований к третейским судьям (арбитрам), определение порядка вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда;

    регулирование процедуры создания постоянно действующих арбитражных учреждений и осуществления ими деятельности, включая установление минимальных требований к их внутренним документам и внутренней организации.

    споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также

    споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

    Таким образом, новый закон распространяется как на российские споры, так и на международные споры.

    Ранее в законе было прямо установлено верховенство правил международного договора, которые применяются, если таким договором предусмотрен иной порядок образования и деятельности третейских судов.

    Расширены определения, применяемые в законе, появились принципиально новые определения.

    Новые определения в законе об арбитраже

    арбитраж внутренних споров

    арбитраж, не относящийся к международному коммерческому арбитражу

    иностранное арбитражное учреждение

    организация, созданная за пределами Российской Федерации и выполняющая на постоянной основе функции по администрированию арбитража вне зависимости от того, является ли она юридическим лицом или действует без образования самостоятельного юридического лица

    международный коммерческий арбитраж

    комитет по назначениям

    коллегиальный орган в составе не менее пяти человек, создаваемый в постоянно действующем арбитражном учреждении, осуществляющий функции по назначению, отводу и прекращению полномочий арбитров

    правила арбитража корпоративных споров

    правила постоянно действующего арбитражного учреждения, регулирующие арбитраж споров, которые связаны с созданием юридического лица в Российской Федерации, управлением им или участием в юридическом лице и сторонами которых являются учредители, участники, члены (далее - участники) юридического лица и само юридическое лицо, включая споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом

    соглашение, которое заключено сторонами

    третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора

    третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения

    постоянно действующий третейский суд, который создан до дня вступления в силу федерального закона и по отношению к которому в соответствии с настоящим Федеральным законом создается учреждение-правопреемник для целей администрирования арбитража

    постоянно действующее арбитражное учреждение, которое создано и осуществляет администрирование арбитража в соответствии с ранее заключенными арбитражными соглашениями, предусматривающими администрирование арбитража со стороны учреждения-правопредшественника

    электронный документ, передаваемый по каналам связи

    информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными и электронную почту

    Арбитражное соглашение

    В законе N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" большое значение уделяется вопросу заключения арбитражного соглашения, ранее устанавливались только требования к форме и содержанию третейского соглашения (статья 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ).

    К обязательным требованиям арбитражного соглашения относятся следующие:

    1. Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Письменная форма является соблюденной, если соглашение заключено путем обмена процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.

    2. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, представляет собой арбитражное соглашение, заключенное в письменной форме, при условии, что указанная ссылка позволяет считать такую оговорку частью договора. Поэтому в качестве альтернативы рассмотрения споров рекомендуется предусмотреть такую оговорку в договоре с контрагентом.

    3. При заключении арбитражного соглашения важно предусмотреть вопрос перемены лица в обязательстве, поскольку при перемене лица согласно закону, арбитражное соглашение действует в отношении как первоначального, так и нового кредитора, а также как первоначального, так и нового должника. Поэтому в самом договоре целесообразно предусмотреть, каким образом арбитражное соглашение будет распространяться на первоначальную сторону и правопреемника.

    Состав и требования к третейским судьям

    Согласно статье 9, как и ранее, стороны определяют число третейских судей самостоятельно, однако число судей должно быть нечетным.

    Если стороны не определились с числом суде, то в этом случае спор решается тремя судьями.

    Ранее возникали споры в отношении решения споров судьей в единоличном порядке. И в судах сложилась неоднозначная практика в отношении принятия решений единолично.

    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (далее - ФАС СЗО) в одном из постановлений указал, что назначение единоличного судьи допустимо, если это установлено положением третейского суда, пункт 2 статьи 9 (правило о трех судьях) применяется, только если правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей (Постановление ФАС СЗО от 16.11.2009 по делу N А56-39907/2009).

    В другом деле ФАС СЗО отметил, что суд первой инстанции сделал неправильный вывод о незаконном составе третейского суда, поскольку возможность единоличного рассмотрения установлена регламентом третейского суда (Постановление ФАС СЗО от 06.12.2010 по делу N А56-40000/2010).

    Новая редакция закона также не регламентирует данный вопрос.

    Избрание (назначение) арбитров осуществляется следующим образом.


    Также устанавливаются общие требования к лицам, выступающим в качестве арбитров.

    1. Арбитр должен соответствовать одному из следующих требований:

    - иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца;

    - иметь высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.

    2. Арбитром не может быть лицо, не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена.

    3. Арбитром не может быть физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость.

    4. Арбитром не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.

    При этом предусматривается иммунитет арбитров от гражданско-правовой ответственности, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу.

    Ведение арбитража

    В рамках определения порядка ведения арбитража установлены основные принципы арбитража, такие как независимость и беспристрастность арбитров, кроме того предполагается равноправие рассмотрения споров.

    Следует обратить внимание, что ранее вопрос беспристрастности арбитров нашел отражение в практике государственных судов. По мнению суда, участие одной из сторон спора в организации, при которой создан и функционирует третейский суд, само по себе не свидетельствует о нарушении принципа беспристрастности и независимости третейского суда при отсутствии конкретных и достоверных доказательств того, что такой участник может действительно влиять на принимаемые судом решения (Определение ВС РФ от 09.02.2015 N 310-ЭС14-4786, А62-171/2014).

    Арбитраж предусматривает несение определенных расходов. Стороны могут договориться о том, кто будет нести расходы самостоятельно, в какой пропорции. Если стороны не договорились о том, кто будет нести расходы, то такие расходы распределяются пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям.

    Виды расходов в арбитраже


    В статью 23 закона включены положения по определению начала арбитража. По общему правилу, начало арбитража может быть связано с двумя основными моментами:

    - датой, установленной сторонами;

    - днем, когда исковое заявление получено ответчиком.

    Перечень сведений, указанных в исковом заявлении следующий (статья 25 закона):

    1) дата искового заявления;

    2) наименования (фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество) и место нахождения (проживания) сторон арбитража;

    3) обоснование компетенции третейского суда;

    4) требования истца;

    5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

    6) доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

    8) перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.

    В отличие от ГПК и АПК РФ стороны могут договориться об ином содержании искового заявления.

    Также как и в гражданском судопроизводстве ответчик вправе представить истцу и (если применимо) третейскому суду (в том числе через постоянно действующее арбитражное учреждение) отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска, в порядке и сроки, которые предусмотрены правилами арбитража.

    Стороны также как и в гражданском судопроизводстве представляют доказательства по делу. Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства. Следует обратить внимание на порядок сбора доказательств, установленный в арбитражном процессе. Так, по делам, рассматриваемым в порядке искового производства, такая обязанность на суд не возложена. Доказательства собирают стороны (ст.66 АПК РФ). Суд же по их ходатайствам оказывает содействие в получении тех доказательств, которые не могут быть предоставлены сторонами самостоятельно. Также суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства, имеющие отношение к предмету спора (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2011 N 5256/11 по делу N А40-38267/10-81-326).

    По аналогии с гражданским и арбитражным судопроизводством в третейском суде все заявления, документы или другая информация, представляемые одной из сторон третейскому суду, должны быть также направлены другой стороне (статья 27 Закона).

    Однако в отличие от разбирательства в рамках гражданского или арбитражного процесса стороны вправе выбрать договорной порядок например, назначения экспертов.

    Если стороны не договорились об ином, третейский суд вправе:

    1) назначить одного или нескольких экспертов для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний;

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: