Закон единства и борьбы противоположностей философский метод теории государства и права является

Обновлено: 30.04.2024

Закон единства и борьбы противоположностей – всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, ядро материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, которые находятся в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний источник всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия. Диалектическое мышление не рассекает, а охватывает целое как систему, в которой противоположности взаимно проникают друг в друга, обусловливая весь процесс развития. Вот почему этот закон – ядро диалектики. В нем наиболее четко противопоставлено диалектическое рассудочное мышление – метафизическому, которое толкует, что источник движения отличен от самого движения и внешен для него, а единство существует рядом с многообразием.

Родоначальник диалектики противоречий – Гераклит. Элейцы (Зенон) превратили противоречие в чисто субъективное и свели к средству опровержения движения и многообразия («отрицательная динамика» – апория). В эпоху Возрождения идею совпадения противоположностей развивали Н. Кузанский и Д. Бруно. И. Кант «устранял» антиномии лишь за счет дуалистического разрыва субъекта и объекта. Попытки преодолеть этот разрыв вели к идее диалектического противоречия ( И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Особенно велика в разработке этой идеи заслуга философа-идеалиста Гегеля. По Гегелю каждый предмет обладает двумя главными качествами – сходством и различием. Сходство, или тождественность, означает равенство предмета самому себе, в тот же момент в нём есть что-то, что нарушает его тождественность. Борьба между сходством и различием одного предмета приводит к его изменению (самоизменению), а значит – к движению. Марксизм материалистически истолковал и разработал закон единства и борьбы противоположностей как закон познания (и закон объективного мира) – В. И. Ленин.

Подход к этому закону по принципу совпадения диалектики, логики и теории познания был направлен против сведения его к сумме примеров, и пониманию его как всеобщего закона бытия и мышления. Объективная всеобщность этого закона – основа его методологических функций в познании. Этот закон определяет также и структуру научной теории как диалектику раздвоения единого. Классический образец такой структуры – «Капитал» К. Маркса. Диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие – значит понять, как оно развивается и разрешается.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

13. МЕДУМ. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА

13. МЕДУМ. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА Дальше на юг в 60 км от Каира находится Лишт и пирамиды Аменемхета I и Сенусерта I, возведенные там во времена Среднего царства и подвергшиеся впоследствии значительному разрушению.Приблизительно через 20 км мы увидим странную башню, воздвигнутую

Лекция № 33. Закон отрицания отрицания

Лекция № 33. Закон отрицания отрицания Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само

6. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА И ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ

6. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА И ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ПРОКУРАТУРЫ Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура – это единая федеральная система территориальных и специализированных (военных, природоохранных и др.) прокуратур, подчиняющихся единому центру – Генеральной прокуратуре

7.1. Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм

7.1. Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: абиотические факторы, антропогенные

Всеобщие философские методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.

Всеобщность методов выражается в том, что они используются во всех науках и охватывают всю область научного познания.

Среди всеобщих методов выделяют метафизику и диалектику. Если метафизика рассматривает государство и право как вечные и неизменные институты, не связанные друг с другом и иными общественными явлениями, то диалектика – это учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и сознания, рассматривающее явления в их взаимосвязи и развитии.

Диалектика в свою очередь подразделяется на идеалистическую и материалистическую. Идеалистическая диалектика может выступать как объективный идеализм, связывающий сам факт существования государства и права с божественной силой или объективным разумом; либо субъективный идеализм, связывающий существование государства и права с сознанием человека, его психикой, с согласованием воли людей (договором).

С позиций же материалистической диалектики всякое явление рассматривается в конкретной исторической обстановке, во взаимосвязи с другими явлениями. Материалистическая диалектика также подразделяется на объективную, акцентирующую внимание на материально-диалектических причинах, и субъективную, связывающую развитие государственно-правовых явлений с географическими, климатическими, этническими и национальными особенностями. Именно объективная материалистическая диалектика (объективный материализм) является всеобщим методом познания государства и права.

Материалистическая диалектика требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаимосвязь и постоянное развитие явлений. Ее содержание составляют всеобщие принципы познания, то есть требования объективности и всесторонности познания, исторического подхода, рассматривающего явления в их развитии, познания отдельного явления через выделение противоречивых его сторон. Эти принципы конкретизируются законами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики – понятиями, отражающими всеобщие связи бытия (сущность, содержание и форма, причина и следствие, единичное, особенное и общее и др.). Использование законов и категорий материалистической диалектики при исследовании государства и права позволяет выяснить их происхождение, сущность и социальное назначение, определить формы их существования, а также закономерности их функционирования и развития и на этой основе сформулировать рекомендации по их совершенствованию.

Хотя марксистско-ленинская доктрина в настоящее время подверглась резкой критике и полному отрицанию, что коснулось и материалистической диалектики, но, отрицая утопичное и устаревшее учение, нельзя забывать о положениях и выводах, имеющих непреходящее историческое значение, ведь в рамках именно этого метода государство и право рассматриваются как динамичные, социальные институты, причины развития которых коренятся в материальных условиях жизни общества. В то же время гиперболизация материалистической диалектики обедняла теорию государства и права, приводила к игнорированию многих направлений и особенностей методологии теории государства и права. Поэтому только методологический плюрализм способен привести к глубокому и всестороннему изучению государства и права.

Три закона диалектики Гегеля. Начни разбираться в происходящем! Диалектика, Гегель, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Длиннопост

Как разобраться в происходящих вокруг нас событиях? Легко и быстро, посмотрев ютюбчик не получится. Все равно докапываться до сути придётся самому, изучая экономику, историю, философию. Однако одного знания фактов недостаточно, надо ещё уметь связывать их воедино, устанавливать причинно-следственные связи. А для этого необходимо освоить диалектику.

В рамках гегелианства и марксизма диалектика — это научно-философский метод познания универсальных законов развития природы, общества и мышления.

В отличаем от метафизика диалектика основана:

Во-первых, на признании всеобщей взаимосвязи материальных объектов и духовных сущностей и

Во-вторых, их непрерывного развития. Причём движущей силой этого развития, источником его «самодвижения», является противоречие.

Суть диалектической взаимосвязи, развития и противоречия раскрываются в законах диалектики. Их всего три:

- закон перехода количественных изменений в качественные,
- закон отрицания отрицания и
- закон единства и борьбы противоположностей.

Разберем каждый из них.

Закон Перехода количественных изменений в качественные

Три закона диалектики Гегеля. Начни разбираться в происходящем! Диалектика, Гегель, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Длиннопост

Качество — это внутренняя определенность предмета или явления, стабильная система характеристик и связей. Например, жидкое, либо газообразное состояние тела; в области общественных наук — общественно-экономическая формация.

Количество — внешняя определенность вещи, исчисляемые параметры предмета или явления. Это может быть число, величина, объем, вес, размер. В общественных науках — это уровень бедности, социального расслоения, различные экономические показатели.

Мера — единство количества и качества, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие.

По мере изменения количественных показателей наступает момент, когда происходит изменение меры, это приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается как "скачок". Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое.

Классический пример — это кипящая жидкость. По мере изменения количественных характеристик — температуры — атомы начинают двигаться быстрее, в итоге нарушается мера, другими словами равновесие, стабильность старой системы, и происходит скачок — вода кипит и переходит в новое качество — превращается в пар.

Закон перехода количественных изменений в качественные применим не только к физике, но и к развитию общества. Так по мере накопления противоречий, изменения таких количественных показателей, как рост неравенства, бедности, эксплуатации ситуация может выливаться в революцию, происходит скачок, и как результат слом старых укладов и возникновение новых.

Закон Отрицания отрицания

Три закона диалектики Гегеля. Начни разбираться в происходящем! Диалектика, Гегель, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Длиннопост

Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени. Процесс развития носит поступательно-повторяемый характер. Новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали: причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

В качестве примера можно привести эволюциях рода: дети - частично родители, но уже на новой ступени. Из общественных наук можно вспомнить смену общественно-экономических формаций: когда феодализм сменяет капитализм, а капитализм — социализм.
Каждая последующая формация несёт на себе «родимые пятна» предыдущей в виде феодальных пережитков при капитализме, капиталистических при социализме, но организация общества в целом оказывается на более высоком уровне развития.

Направленность развития может быть как восходящей, так и нисходящей, хотя общая тенденция все же восходящая.
Так историческое развитие может проходить фазы восходящего развития и откатов назад. Например, расцвет и падение Римской империи, революции и контрреволюции.

Закон единства и борьбы противоположностей

Три закона диалектики Гегеля. Начни разбираться в происходящем! Диалектика, Гегель, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Длиннопост

Этот закон диалектики вскрывает внутренний источник развития, его движущую силу. Основой всякого развития является борьба противоположных сторон. С одной стороны, существует связь и взаимодействие между ними. С другой стороны, они находятся в состоянии взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями:

«Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».


Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращающий его в качественно иной объект, отрицающий старый.

В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В общественно-историческом развитии можно рассмотреть общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества: их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Диалектика — это научно-философский метод познания общих законов развития природы, общества, мышления. Он основан на признании всеобъемлющей взаимосвязи предметов и явлений и их непрерывного развития, движущей силой которого являются противоречия.

Три закона диалектики всесторонне описывают данный метод познания. Чтобы легче запомнить, можно систематизировать их так:

Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос, «что» происходит. Здесь мы говорим о понятиях количества, качества и меры.

Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, «каким образом» происходит развитие. Оно происходит по спирали: каждый виток — это переход на новый высший уровень с сохранением некоторых черт старого состояния. Новое отрицает старое.

Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос, «почему» происходит развитие. Движущей силой развития является противоречие, которое заключается во взаимосвязи и взаимоотрицании противоположных начал.

Законы диалектики можно отлично проиллюстрировать на развитии самого диалектического метода от гегелианства к марксизму. Гегель стоит на позиции идеализма, он считает, что все мироздание — это проявление мирового разума. Маркс же перевернул гегелевскую диалектику с ног на голову и поставил ее на рельсы материализма. Сознание по Марксу является лишь свойством материи (продуктом деятельности мозга), сама же материя развивается самостоятельно.
Так сложилась особая философская школа — диалектический материализм.

Три закона диалектики Гегеля. Начни разбираться в происходящем! Диалектика, Гегель, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Длиннопост

Сегодня ошибка многих пытающихся мыслить людей в том, что они чересчур упрощают окружающий нас мир. Многие взгляды на современное общество метафизичны. Мыслят вечными константами — жажда наживы, конкуренция, капитализм были и будут всегда тд. Непринято смотреть на проблему или явления комплексно, прослеживать взаимосвязь всех составляющих.

"В СССР кого-то репрессировали, значит социализм — это плохо, в современной РФ — есть примеры успешных людей, есть Юра Дудь, значит капитализм — это хорошо". То есть выдергиваются какие-то частности и на их основании делаются выводы об общем.

Только с позиций диалектики можно понять сложный, полный противоречий путь становления объективной истины, связь на каждой ступени развития науки элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого, переходы от одних форм обобщения к другим, более глубоким. Именно такое понимание отличает диалектику от всякого рода вульгарно-эволюционистских взглядов, которые характерны для современных метафизических буржуазных и реформистских теорий.

С первых лет после победы Октябрьской революции резко обнаружилась принципиальная противоположность ленинского понимания диалектики строительства социализма и коммунизма всем видам правого и левого оппортунизма. Это особенно ярко проявилось в борьбе партии против троцкизма и правого оппортунизма. Центральным в этой связи явился вопрос о противоречиях социализма.

Как уже показано в предыдущей главе, троцкистская концепция абсолютизировала лишь один вид социальных противоречий – антагонизм, рассматривала противоречия двух основных классов советского общества (рабочих и крестьян) как антагонистические, отвергала ленинскую идею союза рабочего класса и трудящегося крестьянства при руководящей роли рабочего класса, а также возможность социалистической переделки середняков. В силу этого троцкизм принципиально отвергал возможность построения социализма в СССР и тем самым возможность достижения социального единства советского общества.

С другой стороны, идеолог правого оппортунизма Бухарин игнорировал имевшиеся в переходный период в советском обществе внутренние классовые антагонизмы и выдвигал теорию мирного врастания капитализма в социализм. Методологической основой этой правооппортунистической теории являлась, как известно, антидиалектическая «теория равновесия».

В непримиримой борьбе против всех этих «лево»- и правооппортунистических концепций огромное общеметодологическое значение для выяснения истинной диалектики строительства социализма имело программное замечание Ленина, сделанное на полях книги Бухарина «Экономика переходного периода» против его тезиса, который гласил: «Капитализм есть антагонистическая, противоречивая система… Следовательно, структура капитализма есть монистический антагонизм или антагонистический монизм». В связи с этим Ленин отмечает, что при социализме антагонизм исчезает, а противоречие остается (см. 3, т. XI, стр. 357). Это положение Ленина было важным шагом в творческом развитии материалистической диалектики. Этот вывод Ленина как философское обобщение накопленного опыта имел огромное методологическое значение для дифференцированного анализа противоречий как капитализма, так и переходного периода от капитализма к социализму. Но для исследования развития диалектики в период развитого социализма и постепенного перехода к коммунизму особое значение имеет та часть ленинского замечания на полях книги Бухарина, которая относится не к капитализму и не к переходному периоду, а к будущему социализму, тогда еще не построенному. Вывод Ленина, что противоречия останутся и при социализме, был не простой логической дедукцией, а результатом гениального обобщения сущности новых социальных отношений, первых зачатков, крупиц накапливаемого Советской властью, но уже вполне реального опыта создания, укрепления и дальнейшего диалектического развития социалистического сектора в многоукладной тогда еще нашей экономике.

Еще ранее, до замечания на полях книги Бухарина, в работах 1918 – 1919 гг., Ленин конкретно анализировал различные виды неантагонистических противоречий внутри самого социалистического сектора. Эти же вопросы творчески разрабатывались Лениным и в период 1920 – 1921 гг. Уже тогда, как и позже, в 1922 г., Ленин показывал пример того, как надо разрабатывать материалистическую диалектику «со всех сторон», раскрывая ее «в области отношений экономических, политических» (2, т. 45, стр. 30).

Если выделить в обобщенном виде те признаки, которые в реальной жизни неразрывно переплетены, можно говорить здесь о ленинском разграничении трех «видов» неантагонистических противоречий, характеризующих внутреннюю логику развития социалистического сектора.

Во-первых, это противоречия, связанные с наличием пережитков капитализма в самом социалистическом секторе, это остатки старого в новом, поскольку новое общество выходит из недр старого.

Во-вторых, в развитии социализма уже тогда имели место и преодолевались противоречия, возникавшие в связи с новыми задачами дальнейшего развития, когда устаревали, изживали себя те явления, которые сами по себе вовсе не являлись пережитками капитализма, играли уже после Октября прогрессивную роль, но затем превратились в тормоз дальнейшего развития.

Наконец, в-третьих, это такие противоречия развития, которые непосредственно не являются отношением нового и старого, а в самом новом характеризуют противоречивую связь части и целого, особенного и всеобщего, единого и многого, тождества и различия.

Ленин считал необходимым комплексный анализ всех конкретных видов неантагонистических противоречий.

Здесь важно подчеркнуть необходимость раскрытия противоречий в «самом новом», возникавших не в связи с наличием «хранителей традиций капитализма», а в связи с конкретными изменениями задач социалистического строительства. Ленин рассматривал социализм как развивающийся социальный организм и характеризовал как бесконечно лживое «обычное буржуазное представление, будто социализм есть нечто мертвое, застывшее, раз навсегда данное» (2, т. 33, стр. 99).

Ленин внимательно анализировал противоречия социалистического сектора, не являющиеся непосредственным отношением нового и старого, а характеризующие сложность и многогранность самого нового. Здесь под новым и старым понимаются лишь стороны противоречий, одна из которых (новое) способствует в данных условиях развитию, а другая (старое) в тех же условиях тормозит его. Критерием нового и старого выступает здесь отношение к процессу развития, и не временные особенности, которые также часто характеризуются в понятиях нового и старого, когда, например, говорят, что если явление появилось позже по времени или моложе по возрасту, то оно «новое», хотя может играть и тормозящую роль в развитии.

Сложность развития социалистического сектора проявлялась уже в первые годы Советской власти в том, что в нем органически переплетались факторы, характерные лишь для низшей фазы коммунизма, с ростками высшей фазы.

Так, например, и энтузиазм коммунистических субботников, и личная материальная заинтересованность трудящихся в оплате своего труда, будучи отличными друг от друга (и тем самым выступая в общефилософском смысле как противоположности), в их сочетании способствовали развитию производительных сил, созданию материально-технической базы социализма, а в дальнейшем и коммунизма, тем самым оба этих стимула в их сочетании являлись новым, прогрессивным.

В статье, посвященной четырехлетней годовщине Советской власти, Ленин развил идею сочетания противоположностей применительно к вопросу о сочетании коммунистического энтузиазма и личного интереса, о сочетании тем самым морального стимула и материального интереса, принципа материальной заинтересованности. И это особенно важно отметить, поскольку Ленин говорил в этой связи о перспективах перехода от социализма к высшей фазе коммунизма.

Примечательно, что уже в начале жизни молодого Советского государства выявились признаки коммунистического энтузиазма (коммунистические субботники), которые Ленин в статье «Великий почин» оценил как ростки коммунизма. Ведь из самого этого факта можно было сделать «левацкий» вывод о необходимости строить коммунизм прежде всего лишь на одном энтузиазме масс.

Однако Ленин еще до Октября писал, что жизнь нередко показывает кусочек эпилога раньше пролога и что сложность процессов жизни не оправдывает путаной постановки вопроса, когда речь идет не о зигзагах, а об основной внутренней направленности и закономерности развития.

Строго следуя требованиям объективной логики жизни, закономерностям перехода к коммунизму через всемерное развитие социализма, использование принципов и резервов социализма, Ленин показал необходимость сохранения принципа распределения по труду как основного, действующего на всем протяжении коммунистического строительства. Он подчеркивал в связи с этим необходимость постепенной, поэтапной подготовки перехода к коммунизму, что весьма характерно для диалектики развития нового общества. Все это говорит о том, что действительно тезис Ленина «противоречия останутся и при социализме» уже в момент его формулирования являлся не чисто логической дедукцией, а результатом обобщения опыта социалистического строительства. Ленинская постановка вопроса о противоречиях социализма, путях их преодоления предопределила дальнейшее творческое развитие проблем диалектики в условиях полной и окончательной победы социализма в СССР и построения развитого социалистического общества.

34. Категории и сущность закона единства и борьбы противоположностей

34. Категории и сущность закона единства и борьбы противоположностей Каждая вещь, каждое явление представляет собой внутренне противоречивое образование — единство взаимно предполагающих и взаимно отрицающих сторон. Качество и количество, причина и следствие,

6. Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей

6. Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401–1464). Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между

30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей

30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей Тождество — это равенство объекта, одинаковость объекта с самим собой или равенство нескольких объектов. Про А и Б говорят, что они являются тождественными,

2. Теория и метод материалистической диалектики

2. Теория и метод материалистической диалектики Программа разработки материалистической диалектики Роль труда Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» в развитии марксистской философии заключается не только в изложении и защите основ марксистского мировоззрения. Место

Программа разработки материалистической диалектики

Программа разработки материалистической диалектики Роль труда Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» в развитии марксистской философии заключается не только в изложении и защите основ марксистского мировоззрения. Место «Анти-Дюринга» в истории марксистской мысли связано с тем,

Проблемы исторического материализма и материалистической диалектики

Проблемы исторического материализма и материалистической диалектики Исследование истории философии было для Плеханова одним из средств решения насущных идейно-теоретических и политических задач российского и международного рабочего движения, в частности одним из

2. ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР ЗАКОНА РАЗВИТИЯ КАК БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

2. ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР ЗАКОНА РАЗВИТИЯ КАК БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Одним из излюбленных приёмов современных метафизиков в борьбе против диалектического метода Маркса является утверждение о том, что раскрываемые наукой внутренние противоречия в предметах и явлениях

7. ЗНАЧЕНИЕ МАРКСИСТСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗВИТИИ ПУТЁМ БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

7. ЗНАЧЕНИЕ МАРКСИСТСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗВИТИИ ПУТЁМ БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ Распространение положений диалектического метода на изучение общественной жизни, применение этих положений к практической

3. Методологическая функция основных законов материалистической диалектики

3. Методологическая функция основных законов материалистической диалектики Изложенное в первых двух параграфах понимание логико-методологического содержания материалистической диалектики позволяет выявить методологический аспект ее основных законов. Поскольку

1. Развитие материалистической диалектики как целостной системы принципов, законов, категорий в условиях победившего социализма

1. Развитие материалистической диалектики как целостной системы принципов, законов, категорий в условиях победившего социализма Можно отметить некоторые особенности общего направления исследований проблем материалистической диалектики в данный период, носящих

8. Разработка проблемы категорий материалистической диалектики

8. Разработка проблемы категорий материалистической диалектики Картина истории диалектики как философской науки была бы неполной без рассмотрения проблем разработки в условиях победившего социализма категорий материалистической диалектики, являющихся органической

3. Методологическая функция основных законов материалистической диалектики

3. Методологическая функция основных законов материалистической диалектики Изложенное в первых двух параграфах понимание логико-методологического содержания материалистической диалектики позволяет выявить методологический аспект ее основных законов. Поскольку

2. Клерикальная критика материалистической диалектики

2. Клерикальная критика материалистической диалектики Повсеместное повышение интереса к диалектике неверно представлять себе так, будто вся философская мысль капиталистического мира изъявила готовность взять ее на теоретическое вооружение. Положение дел далеко не

ПРИНЦИПЫ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ

ПРИНЦИПЫ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ Теория материалистической диалектики была создана в XIX в., но в полной мере ее значение для прогресса человечества раскрылось лишь в нашем столетии. Особенно важную роль она играет в современную эпоху. Это

Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Кстати, не совсем уверен, просили ли вы примеры принципов диалектики или законов диалектики, но ознакомимся и с теми и с другими.




Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

• законы диалектики;

Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Выделяются три базовых закона диалектики:

• единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

• содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные . Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.


Переходим к принципам диалектики. Основными принципами диалектики являются:

• принцип всеобщей связи;

• принцип системности;

• принцип причинности;

• принцип историзма.

Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

На самом деле это только основные принципы диалектики, но есть еще гносеологические принципы и альтернативные ( софистика, эклектика, догматизм, субъективизм ). А еще есть категории диалектики, к основным из которых относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

. в общем ТРУБА ! Не хотел бы я быть философом :-)

Законы диалектики ошибочны.

Диалектика марксизма очевидным образом пытается выкинуть СУБЪЕКТ из участия в РАЗВИТИИ. Но создание нового и более совершенного - это творческое действие субъекта, доступное ТОЛЬКО ему.
При этом необходимо выделить ДВА ВИДА РАЗВИТИЯ:
а) "Субъект-объект". Это ПОДЧИНЕННОЕ развитие - участие субъекта в развитии неживой материи (создание технических систем), где субъект улучшает неживой объект (идеальный пример - Альтшуллер Г.С. и созданная им ТРИЗ – «Теория решения изобретательских задач»)
б) "Субъект-субъект". Это ОСНОВНОЕ развитие - субъект улучшает субъект – т.е. субъект психологически улучшает сам себя или при поддержке другого субъекта (идеальный пример - это психотерапия с разработанными стадиями развития: Интегральное нейропрограмирование Ковалева С.В., и Интегральный подход Кена Уилбера). Без развитости субъекта невозможно развитие объективных технических систем - гопник не способен понять устройство сложной технической системы, а тем более ее создать.

Марксизм же СЛЕП в отношении необходимости развивать субъект, постулируя лишь развитие объекта (технических систем), и ни слова не говоря о развитии субъектов (психологических систем).

Рассмотрим законы диалектики:
1) "Единство и борьба противоположностей".
Нет такого. Есть АБСОЛЮТНАЯ ЕДИНАЯ ИСТИНА и борьба разных ЧАСТИЧНЫХ ВОСПРИЯТИЙ этой истины у разных субъектов (см. пояснения ниже). Для неживой же материи не существует борьбы с другой неживой материей. «Борьба» - это свойство, присущее только живому субъекту, к объективной материи не относящееся.

2) "Закон перехода количественных изменений в качественные"
Нет такого. Есть намеренная ОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОМ новой более СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЪЕКТА (качества) - ничто не появляется само согласно 1-му закону термодинамики, а наоборот, только разрушается согласно 2-му закону термодинамики. К субъекту (к его работе над собой) это тоже относится – т.к. всё содержимое в пространстве сознания выступает для субъекта в качестве объекта: это ощущения, мысли, чувства, навыки, ценности, смыслы и т.д, которые субъект наблюдает как объекты.

3) "Отрицание отрицания"
Нет такого. Есть ОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОМ ПРЕВОСХОЖДЕНИЯ и ВКЛЮЧЕНИЯ (закон Кена Уилбера).
Мерседес не является отрицанием жигули (он не отказался от колес или руля), а является улучшенной с помощью субъекта версией жигули, где основные элементы жигули были включены в мерседес (руль, колеса) и добавлены новые свойства, созданные субъектом и дающие превосходство мерседесу над жигули.

Пояснение по первому закону диалектики:
Существует Бесконечное Сознание, которое воспринимает весь Мир в его бесконечной полноте (Абсолют). И появляется ограниченное человеческое сознание (т.е. сжатый до точки вариант Бесконечного Сознания), которое увеличивает свою способность к более полному восприятию мира в течение своей жизни от нуля (при рождении) до бесконечности ("обожение"). Это как с большой картиной и маленькой рамкой, которую мы кладем на картину - если рамка меньше картины, то она не охватит ее полностью - нужно расширять рамку. Порою (но не всегда) два разных ученых высвечивают две противоположные половины одной и той же картины, но считая что именно их половина и есть целая завершенная картина, они начинают отвергать другие важные части. Они абсолютизируют свою половину истины (картины) и игнорируют другую половину. Так возникают «идеализм» и «материализм», «эмпиризм» и «рационализм», и т.п. Выходом является учет всех частичных истин, как это сделал Кен Уилбер в своем Интегральном подходе.

Возможность развития сознания человека порождает динамику законов: постепенное увеличение способности воспринимать по 1-му закону приводит к 3-му закону: старое восприятие превосходится (преодолевается) и включается в новое, – это в свою очередь порождает 2-й закон: субъект получает способность создавать более сложные структуры благодаря более полному (глубокому) восприятию мира.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: