Плюсы и минусы профессии капитана судна

Обновлено: 28.04.2024

Моряк дальнего плавания

Моряк дальнего плавания работает на грузовых судах, принимает участие в длительных международных рейсах. Профессия подойдет для активных юношей. Требует крепкого здоровья, повышенной выносливости, бесстрашия. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Краткое описание

Моряки дальнего плавания уходят в рейсы, длительность которых может достигать 6-7 месяцев. Работа связана с психоэмоциональным перенапряжением, ведь львиную долю времени моряки проводят вдали от дома, своих семей, друзей. Неудобства частично компенсирует очень высокая заработная плата, ведь за 1 месяц, проведенный в море, моряк получает более 100 тыс. руб., однако все зависит от занимаемой должности, характера рейса и опыта. Большую часть заработанной суммы моряк привозит домой - на личные расходы он тратит около 10-15% от дохода.


Особенности профессии

Деятельность моряков дальнего плавания тесно связана с путешествиями, постоянным общением, высокой ответственностью и сложной физической работой. Многие моряки выбирают длительные рейсы с целью получения материальной выгоды, ведь за 2-3 года активной работы можно быстро собрать деньги на крупную покупку: квартира, машина, дом и т. д. Главный человек на судне – капитан, однако в экипаж также входят:

  • помощники капитана,
  • механики и электромеханики,
  • боцман,
  • судовой повар (кок),
  • радиоспециалисты,
  • матросы и другие специалисты.

Все члены экипажа разделены на руководящий состав и судовую команду (палубная, машинная). На судне царит строгая иерархическая система подчинения, которая необходима для соблюдения порядка. Каждый специалист несет ответственность за свой участок работ: капитан осуществляет руководство экипажем, матрос – убирает, кок – готовит и т. д. Моряк имеет отличное здоровье, медкомиссия не пустит в рейс человека, страдающего, например, от проблем со зрением.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Высокий уровень дохода. Во время рейса моряк практически не тратит заработанные деньги.
  2. Получение хорошего опыта, узкопрофессиональных знаний, а также полезных навыков.
  3. Профессия овеяна романтизмом, ведь моряки постоянно путешествуют, имеют возможность увидеть новые страны и пообщаться с людьми, выросшими в другой культурной среде.
  4. Возможность повысить уровень знания иностранного языка.
  5. Работа на судне очень сложная, но у моряков есть свободное время, которое они могут использовать для самообразования и развития.
  6. Большое количество вакансий.


Минусы

  1. Суда нередко подвергаются атакам пиратов, также они могут попасть в шторм или потерпеть кораблекрушение. Поэтому профессию можно назвать достаточно опасной и нервной.
  2. Нужно инвестировать в образование, повышение квалификации, получение международных сертификатов.
  3. После возвращения на сушу большинство моряков испытывают проблемы с социализацией.
  4. Длительные рейсы могут стать причиной проблем в личной жизни.


Важные личные качества

Характер моряка дальнего плавания формируется в юности, ведь он склонен к командной работе, морально готов к любым форс-мажорам. Он отличается дисциплинированностью, исполнительностью, ответственностью, собранностью, чистоплотностью, тягой к путешествиям. Этот специалист должен иметь богатырское здоровье, а также не страдать от морской болезни.

Обучение на моряка дальнего плавания

Командный (офицерский) состав судна должен иметь высшее образование, члены судовой команды – среднее профессиональное образование. В ссузах РФ открыты следующие направления подготовки:

  • «Эксплуатация судовых энергетических установок»,
  • «Судовождение»,
  • «Матрос»,
  • «Повар судовой»,
  • «Электрик судовой» и другие.

Если вы желаете изучать морское дело в вузе, то стоит рассмотреть направления подготовки «Судовождение» (код: 26.05.05), «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства» (код: 26.03.01) и другие. Для работы необходимо хорошее знание английского языка. Потребуются дополнительные международные сертификаты, например, Marlins, ECDIS, STCW, HUET и другие (зависит от должности, типа судна, требований нанимающей компании и других факторов).

Капитан судна

Капитан судна – главный специалист, который осуществляет управление командой и судном, несет ответственность за безопасность и четкое выполнение поставленных задач. Профессия интересная, освоить ее можно в вузе или ссузе. Капитаном судна смогут стать ребята, которые увлекаются математикой, иностранными языками, физикой. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Краткое описание

Капитан – первый человек на плавучем судне, которому беспрекословно подчиняются как члены команды, так и пассажиры. Капитан безупречно знает международное морское и речное право, обладает задатками руководителя и организатора. Именно он определяет скорость движения судна, принимает решение в случае непредвиденных ситуаций – решает все вопросы, возникающие во время пребывания судна на воде и в порту.

Чаще всего капитанами становятся не сразу, приходится шагать по карьерной лестнице на протяжении нескольких лет, работая матросом, 3, 2 и старшим помощником капитана – все это необходимо для получения опыта. Нужно уметь выполнять любые работы – от очищения палубы до оказания первой помощи в случае катастрофы.


Особенности профессии

Капитан, что зависит от полученного образования и опыта, может специализироваться на морском, речном или смешанном судоходстве. Он может работать на гражданских (пассажирских), грузовых и грузопассажирских, рыболовных (промысловых) и других судах. В любом случае в обязанности капитана судна входят следующие работы:

  • обеспечение безопасности во время перевозки грузов, пассажиров;
  • соблюдение графика и расписания движения с учетом погодных условий, текущей обстановки;
  • соблюдение стандартов, касающихся окружающей среды и международного права в области судоходства;
  • ведение отчетности и сопроводительной документации;
  • своевременное уведомление судовладельца о форс-мажорах, порче груза и т. д.;
  • управление экипажем судна, обеспечение высокого уровня обслуживания пассажиров и сохранности грузов;
  • оценка технического состояния судов, обеспечение своевременного технического обслуживания.

Это лишь малая часть обязанностей капитана, ведь в случае нападения на судно он занимается организацией мероприятий, направленных на защиту или процесс переговоров. Также он несет ответственность за управление командой во время непредвиденных ситуаций: эвакуация, первая помощь и другие.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессия престижная и высокооплачиваемая.
  2. Перспективы быстрого карьерного роста в случае, когда будущий капитан начинает деятельность с более низкой должности.
  3. Капитан за годы работы посещает десятки городов и стран, поэтому профессия овеяна романтизмом и тесно связана с путешествиями.
  4. Продолжительный отпуск при условии длительных рейсов.
  5. Отличная социальная защита.
  6. Широкий выбор специализаций и компаний для успешного трудоустройства.


Минусы

  1. Работа ответственная и очень нервная.
  2. Деятельность опасная, ведь судно может попасть в шторм, его могут захватить пираты.
  3. Капитан много времени проводит в рейсах, поэтому редко бывает дома, что оказывает негативное влияние на его личную жизнь.


Важные личные качества

Капитан судна – человек с железной силой воли, который не теряет самообладание в самых сложных ситуациях. Он имеет следующие черты характера:

  • вежливость,
  • грамотная речь,
  • тактичность,
  • высокая требовательность,
  • педантичность в рабочих вопросах,
  • задатки руководителя.

Капитан судна имеет отличное здоровье и практическое мышление, он не страдает от морской болезни и хронических заболеваний.

Обучение на капитана судна

Чаще всего будущие капитаны получают образование в вузах, выбирая специальность «Судовождение» (код: 26.05.05). При поступлении ребята в обязательном порядке сдают ЕГЭ по профильной математике и русскому языку, а также по 1-2 дополнительным предметам:

  • физика,
  • информатика,
  • химия,
  • иностранный язык.

После получения диплома присваивается квалификация «инженер-судоводитель», а выпускника профильного вуза ожидают долгие годы практики и карьерный рост. Также можно сделать выбор в пользу одноименного направления подготовки, реализуемого на базе мореходных и речных ссузов, где придется учиться на протяжении 34-46 месяцев. Требования к образованию зависят от категории и типа судна, которым капитан будет управлять.

Яхтенный шкипер (Капитан яхты)

Яхтенный шкипер (Капитан яхты) - человек, профессионально управляющий яхтой. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует география и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).


Особенности профессии

Чтобы стать профессиональным шкипером, мало получить яхтенные права. Нужен опыт хождения на яхте. Причем одно дело – работа на прогулочном катере во время курортного сезона, и совсем другое – дальнее путешествие по океану на роскошной яхте во главе профессиональной команды.

Практически во всех странах, имеющих выход к морю, для управления яхтой требуется лицензия. За тем, есть ли она у командира яхты, следит государственная береговая охрана.

Сейчас в мире существуют три наиболее авторитетных системы яхтенных школ (систем обучения): британская – Royal Yachting Ass (RYA), американская – American Sailing Ass (ASA) и созданная в 1998 г. в США– International Yacht Master Training (IYT).

Пройти обучение по этим системам можно в разных странах. В том числе, в России. Подготовка по любой из этих систем проводится в несколько этапов. И на каждом этапе присваивается соответствующий сертификат.

Например, обучение по британской системе (RYA) имеет 4 этапа:

  • COMPETENT CREW (опытный яхтенный матрос).
  • DAY SKIPPER (яхтенный шкипер дневного плавания).
  • COASTAL SKIPPER (яхтенный шкипер прибрежного плавания).
  • OCEAN MASTER (яхтенный капитан дальнего плавания).

Ступень OCEAN MASTER предполагает, что за плечами у капитана как минимум один океанский переход и успешный экзамен по астронавигации.



Рабочее место

Чартерные компании, предоставляющие возможность зафрахтовать яхту вместе с командой. Частные яхты.

Важные качества

Отменное здоровье, самостоятельность, умение брать ответственность на себя, умение находить общий язык с командой.

Знания и умения

Первое требование – необходимо владеть английским языком как минимум на среднем уровне. Потому что международный язык радиообмена – английский. Без этого невозможно общаться с портовыми властями и береговыми службами других стран.

Кроме этого, необходимо знать устройство яхты, устройство парусов, которыми нужно умело управлять. Командир яхты должен уметь управлять яхтой, настраивать паруса, пользоваться судовым двигателем, уметь пользоваться картами, компасом, радиосвязью на яхте. Знать основы судовой медицины и пр.

И конечно, любой капитан должен уметь плавать и легко переносить морскую качку.

Оплата труда

Зарплата яхтенного шкипера (капитана яхты) на июль 2022

Обучение на капитана яхты

Получить права на управление яхтой и стать шкипером дальнего плавания можно в одной из яхтенных школ. Многие российские яхтенные школы проводят обучение по одной из признанных в мире систем (RYA, IYT) и выдают соответствующие сертификаты.

Если муж моряк: плюсы и недостатки

Моряк – это профессия, которая многим кажется приключенческой и романтической. Это не совсем так. Красоты моря никогда не потеряют своей притягательности, но всё-таки замечать их по мере привыкания становится всё сложнее. Эта профессия имеет важную обратную сторону – семейные сложности. Моряку трудно иметь собственную семью, поскольку он постоянно находится в отлучке. Если же она у него есть, то управлять ею на расстоянии ему сложно.

В то же время, о муже-моряке мечтает не одна девушка. О достоинствах и недостатках обладания супругом в тельняшке с синей полоской пойдёт речь далее.

Достоинства

  • Возможность заполучить импортные вещи. Это положение уже не столь актуально в современном российском обществе, как в ушедшем советском. Однако, возвращение мужа-моряка из дальнего плавания до сих пор всегда ассоциируется семьёй с получением гостинцев из далёких стран.
  • Моряки очень красивы. Внешность, кто бы что ни говорил, имеет значение при построении отношений между мужчиной и женщиной. Моряки в этом плане выгодно отличаются от конкурентов: они высоки и статны, поскольку их работа подразумевает постоянный физический труд и стресс. Форма моряков, особенно военных, является одной из самых красивых в мире, и нахождение рядом с таким статным мужчиной всегда будет вызывать в женщине чувство гордости.
  • Ожидание встречи приносит искреннюю радость. Длительное ожидание мужа из заграничной командировки имеет обратную сторону – искреннюю радость всей семьи по возвращении кормильца, сопровождаемую совместной тратой заработанных в плавании денег, раздачей подарков и другими приятными вещами. При относительно редких встречах супруги просто не успевают надоесть друг другу – они искренне наслаждаются каждым моментом, проведённым рядом друг с другом.
  • Гордость детей за отца. Наличие в семье моряка является предметом гордости для детей. Дети охотнее пишут сочинения о своих родителях, потому что они гордятся своим отцом и не стыдятся рассказать о нём. Действительно, мало оригинального в том, что отец – офисный менеджер, и много тайн и приключений стоит за тем, что отец – моряк, пусть даже это моряк рыболовного флота.
  • Моряки – люди «с руками». Профессия моряка во многом универсальна в том смысле, что мореплаватель обязан владеть большим количеством навыков, в том числе тех, что будут полезны в любом хозяйстве. Моряк умеет чистить трубы, управляться с санузлом, чинить бытовую технику, плотничать и многое другое. У его жены вряд ли когда-нибудь возникнут проблемы с тем, чтобы просить мужа повесить полочку, если, конечно, он не в плавании.
  • Заработная плата. Моряки – представители довольно рискованной профессии, и уровень компенсации за этот риск высок. В разных компаниях и флотах, в зависимости от должности и звания, моряк может получать до 1,5 млн рублей. При этом много тратить из этой зарплаты в пути ему не приходится, ведь проживание, питание и снаряжение оплачиваются компанией. Поэтому моряки часто привозят домой крупные суммы денег.

Моряк на службе

Недостатки

  • Длительное отсутствие. Моряки могут находиться в плавании до полугода, а подводники – и того дольше. Естественно, это порою становится для жены сильным неудобством. Некому отвести детей в школу, некому повесить гардину и т.д. Порою женщине трудно пережить своё одиночество, что рождает почву для конфликтной ситуации.
  • Неверность супругов. Это положение вытекает из предыдущего и тесно с ним связано. Профессия моряка приводит к длительному воздержанию обоих супругов от сексуальной жизни, и не все могут с этим смириться. В портовых городах достаточно соблазна для моряков, а супруге может быть тяжко без мужского плеча. Эти факторы в совокупности приводят к супружеской измене, к которой подавляющее большинство людей относятся резко отрицательно. Правда, порою между мужем и его спутницей заключается своего рода договор, позволяющий в целях экономии нервов случайные связи за пределами родного дома. Но подобные прогрессивные взгляды на семейную жизнь приживаются в российском консервативном обществе с большим трудом.
  • Неучастие в воспитании детей. Ещё одно положение, напрямую вытекающее из первого, которое необходимо выделить в отдельный пункт. Длительные отъезды отца приводят к тому, что фактически дети растут без него. Отец пропускает многие важные моменты становления своих детей как личностей, и поэтому, когда у него наконец появляется время заняться их воспитанием, между ними возникает большая пропасть. Они уже чужды друг другу. Ситуация эта поправима, но не каждый моряк захочет её решать.
  • Профессиональный риск. Профессия моряка относится к разряду опасных. Причём неважно, о каком именно моряке идёт речь – военном или гражданском. Водная стихия – одна из тех, которые человеку не под силу контролировать на все сто процентов. Мореплаватели рискуют жизнью и погибают постоянно во всех уголках земного шара: от укусов ядовитых животных, от болезней, подхваченных в тропических странах, от нападений пиратов… Их смывает с палубы огромными волнами, шторм переворачивает их корабли. Моряк, имеющий семью, всегда рискует оставить её без кормильца. Впрочем, он получает за это достойное материальное вознаграждение.
  • Нестабильность. Женщинам нравится стабильность и обеспеченность. С обеспеченностью у моряков, как правило, проблем нет, чего нельзя сказать о стабильности. Дело в том, что профессия моряка не предусматривает постоянного графика – рейс может быть назначен на любое время и в то же время стоять «на приколе» корабль также может очень долго. Моряк никогда не знает заранее, когда именно он снова окажется дома.

Жена ждет моряка

Заключение

Профессия моряка – это призвание. Жена моряка – это тоже призвание со своими особенностями, подходящее не для каждой женщины. Эти особенности, тем не менее, на взгляд автора, не являются фатальными для создания и существования крепкой и дружной семьи

Стоит ли учиться на моряка: перспективы, плюсы и минусы

Многие родители – в особенности проживающие в приморских городах – задумываются над возможностью отдать сыновей на морское дело. Высокая заработная плата, обеспеченность работой вне зависимости от обстоятельств привлекают к профессии и родителей, и самих молодых людей. Но действительно ли всё так радужно, как хотелось бы думать?

Плюсы

  • Финансовая независимость. Находясь в плавании, моряк практически не тратит денег – только зарабатывает, и зарабатывает именно столько, сколько предписано контрактом. По возвращении из рейса, у него всегда есть деньги, ему не приходится ни у кого брать в долг – а, как только они закончатся (или как только надоест отпуск), можно снова уйти в плавание. Годичный отпуск моряка, кстати, составляет от 4 до 5 месяцев – вместе с возможностью самостоятельно отбирать контракты определённой длительности, это становится достаточно весомым аргументом.
  • Быстрый карьерный рост. Профессия моряка позволяет очень быстро продвигаться по – хотя и своеобразной, но всё-таки – карьерной лестнице и повысить заработную плату до максимума уже, например, к 30 годам. Простой юнга может превратиться в полноценного капитана за очень короткий срок.
  • Высокие заработные платы. Вкупе с быстрым карьерным ростом, логично предположить, что заработная плата будет достаточно высокой. И действительно: в начале карьеры моряк 2 класса может зарабатывать от 1000$ в месяц, в то время как с повышением и его оклад будет значительно расти. Все траты, которые могут произойти в период плавания, нанимающая компания обычно берёт на себя, а значит, и копить морякам гораздо проще. Самые высокие зарплаты сейчас предлагает нефтяная промышленность.
  • Расширение кругозора. Путешествуя по разным странам – пускай и лишь по рабочей необходимости – волей-неволей приходится общаться с разными людьми. Для этого, как правило, необходимо знание как минимум одного языка, притом изучение не будет ограничено штудированием учебников, но потребует постоянной практики. Полноценное знание языка пригодится и тогда, когда моряк уйдёт в отставку.
  • Воспитание силы воли. Бывалые моряки отмечают, что, из множества профессий, морская деятельность – едва ли не единственная, позволяющая научиться ценить жизнь и людей вокруг тебя. Подумайте сами: морякам приходится сходу, подручными средствами, решать множество проблем и всё время находиться рядом с одними и теми же людьми. Прибавить к этому тяжёлые погодные условия, удалённость от дома и невозможность быть рядом с близкими, и моряки даже со стороны покажутся сильными и волевыми личностями.
  • Романтика. Наконец, моряк – это просто-напросто романтичная профессия. Что может вызывать большую мечтательность, чем вечно колышущийся горизонт, лёгкие волны и морской бриз? Где ещё читать «Детей капитана Гранта» и Жюль Верна? Конечно, со временем это ощущение исчезает, но только со временем!

Моряк идет

Минусы

  • Разлука с семьёй. Морякам сложнее прочих заводить семейные отношения. Как становиться отцом детям, если не будет возможности видеть, как они растут? Как можно надеяться, что семья не распадётся, когда всё завязано на чистой психологии, и чувства, если они не поддерживаются, могут просто угаснуть? Короткие контракты – к примеру, на два месяца, выдаются очень редко, лишь с продвижением по службе, поэтому немногие решаются на заведение семейного очага.
  • Отсутствие житейских радостей. Стремясь быстро сделать карьеру, молодые люди уходят в море сразу после выпуска из академии – и сразу пропадают на много-много месяцев. Когда они возвращаются, жизнь уже идёт другим чередом, связи с друзьями распадаются, и характерные вылазки, свойственные молодости, уже не приносят столько радости. Отрешённость от жизни, в том числе по молодости, накладывает свой невесёлый отпечаток на психику человека, делая его мрачным и пессимистичным.
  • Большой стресс. Многие называют борт корабля психологической тюрьмой, и основания под этим есть – и немалые. Это и необходимость день за днём видеть одних и тех же людей; и невозможность куда-то уйти или спрятаться. А также – физическая нагрузка, притом немалая. Неудивительно, что романтика морских путешествий довольно скоро испаряется.
  • Вред для здоровья… Моряки не всегда высыпаются, морякам приходится регулярно кочевать из одного часового пояса в другой и раскачиваться по волнам (что, вообще-то, вредно для вестибулярного аппарата), из-за чего их здоровье изрядно портится. Казалось бы, поэтому от моряков требуют обильной физической подготовки, но здоровье и так и так одно, и, когда его становится меньше, человек быстро становится никому не нужным.
  • … и прямая зависимость от него. Когда моряку становится невмоготу ходить в море (а такое случается, потому что людям всё-таки свойственно стареть), он зачастую лишается заработка. Не имея практического опыта, начинающему моряку тяжело сказать, как долго он сможет проработать на судне, поэтому и рассчитывать на десятилетия вперёд никто не хочет. Проблема, впрочем, решается довольно просто: для этого достаточно получить профессию, по которой можно будет устроиться при окончательной высадке на сушу. Можно, например, получить заочное образование.
  • Некоторый риск для жизни. Как говорится, жить вообще вредно, потому что конец всех ожидает один, но некоторые профессии намного вреднее, чем другие. В частности, профессия моряка. Посудите сами: выходя в море, экипаж корабля рискует попасть в шторм, после которого многие останутся инвалидами (а кто-то не выживет вовсе). Существует риск попасть в плен к пиратам, подхватить малярию и не получить своевременной медицинской помощи ввиду отсутствия на судне необходимых медикаментов. Риски для жизни минимальны и, тем не менее, они есть.

Моряк выходит на работу

Выводы

Как и любая другая, профессия морока имеет свои достоинства и недостатки. Не бывает идеальных профессий, поэтому все острые углы должны сглаживаться беспрекословной и бескомпромиссной любовью к своему делу. Если любви нет, то любая деятельность будет в тягость.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: