Юридический маркетинг как построить личный бренд юристам и адвокатам

Обновлено: 26.04.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 190 стр. 46 иллюстраций
  • Жанр:с тратегия маркетинга, ю риспруденция
  • Теги:к ниги для юристов, л ичный бренд, м аркетинг, м аркетинговые стратегии, с екреты маркетингаРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 399 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из персональной подборки. Узнать больше

Отзывы 12

Покупая эту книгу будьте готовы к тому, что она об общих принципах маркетинга на 95%. Каких-то юридических аспектов этого маркетинга не очень много.

Книга действительно вышла достаточно «безводной», в ней собраны актуальные советы из сфер нетворкинга, саморазвития и маркетинга, но эти советы довольно базовые. «Развивайтесь, ставьте цели, определите своего клиента, определите свою сферу экспертности, выглядите как профи, продвигайте себя и свои услуги» – краткий конспект книги.

Как методичка по основным моментам развития бизнеса – труд Д. Засухина хорош, причем для представителей всей сферы оказания услуг.

Если же вы ищете конкретику и проблематику по каждому этапу продвижения – при постановке ли цели, общении с клиентами или проведении мероприятий – она (книга) вас вряд ли удовлетворит.

И да, совет стать депутатом (в конце раздела про нетворкинг) как средство развития своего бренда как адвоката/юриста – это такая тонкая авторская шутка на знание законодательства об ограничениях депутатской деятельности? ))

К сожалению, ничего нового для себя не прочитал. Хотелось бы больше конкретных рекомендаций с учетом специфики юридического бизнеса. Такая книга с таким же набором рецептов могла бы быть легко написана и по любому другому виду бизнеса.

Мы начинали свой бизнес как и многие самостоятельно. Книга не панацея, но очень хороша в особенности для тех, кто только начинает. Почерпнули некоторые моменты и для себя. Очень понравилось нишевание. Жаль, что раньше не прочла. Спасибо за труд Дмитрию.

С ув. Лобур Мария Управляющий партнёр Фактория Групп.

Отзыв на книгу Дмитрия Засухина

Прочитал книгу за несколько часов, не скрою, часть информации мне была известна раньше, поскольку тоже интересуюсь маркетингом юридических услуг. Книга рассчитана на новичков в этой теме, особенно будет полезна студентам-юристам выпускного курса, поскольку тому, что изложено в книге, не учат в университетах, а зря. Но не только выпускникам будет полезна книга, она может послужить активатором идей для тех, кто застрял на начальном этапе своей юридической практики и не понимает куда двигаться дальше, а также тем, кто тратит деньги на доисторические способы развития своего бизнеса.

Первая часть книги объясняет, что такое юр.маркетинг и убеждает приступить к нему немедленно, пока вас не опередили другие. Примерно с 66-й страницы начинается "мясо" – даются конкретные инструкции и рекомендации, что нужно делать. Понравились примеры, которые автор приводит по тексту.

Подводя итог, хочу сказать, что книга должна быть в библиотечке каждого юриста, решившего достичь невероятных успехов в юридической деятельности.


Рынок юридических услуг стремительно развивается, и сегодня привлечение клиентов с помощью построения бренда стало насущной необходимостью. Книга «Юридический маркетинг. Как построить личный бренд юристам и адвокатам» дает пошаговые инструкции, необходимые для построения персонального бренда – одной из главных составляющих успеха юристов и адвокатов. В ней отражен пятилетний опыт практикующего юридического маркетолога Дмитрия Засухина, который помог создать бренд многим юристам и адвокатам из России и других стран СНГ. В доступной и понятной форме она подает максимум полезной информации, которая будет незаменима как для начинающих, так и для опытных специалистов.

Оглавление

  • Предисловие Андрея Князева
  • От автора. Кому не стоит читать эту книгу?
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Персональный бренд в юридическом бизнесе: определение и назначение
  • ГЛАВА 2. Подготовка к построению персонального бренда

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридический маркетинг. Как построить личный бренд юристам и адвокатам? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Предисловие Андрея Князева


Следует признать, что рынок юридических услуг сильно изменился. Я часто сравниваю время, когда я начинал строить свой личный бренд, с ситуацией, в которую попадают современные выпускники юридических вузов. Профессиональное привлечение клиентов с помощью построения бренда стало не просто прихотью, а жесткой необходимостью, диктуемой рынком.

Мне кажется, что книга Дмитрия Засухина «Как построить личный бренд юристам и адвокатам?» подоспела как раз вовремя. В этом издании вы найдете готовую инструкцию к действию в деле построения личного бренда. Я считаю, что это хорошее подспорье для начинающих специалистов. Не нужно изобретать велосипед заново. Берите эту инструкцию и действуйте!

Книга «Как построить личный бренд юристам и адвокатам?» не содержит заумных маркетинговых терминов, она написана понятно и доступно. В ней нет долгих лирических отступлений и ненужных преамбул: минимум воды и максимум полезной информации. Вся представленная информация — это практический опыт автора, апробированный им в ходе работы юридическим маркетологом. Именно это, я считаю, делает издание ценным.

Книга Дмитрия Засухина будет полезна не только юристам и адвокатам, которые только начинают свою практику, но и опытным специалистам. Например, адвокатам «старой школы» будет полезно узнать, насколько продвинулись интернет-технологии и как можно строить свой бренд через Интернет.

Однозначно рекомендую книгу к прочтению.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридический маркетинг. Как построить личный бренд юристам и адвокатам? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также


Метод скользкой горки. Сторителлинг для Reels, Stories, TikTok-роликов и других форматов социальных сетей

Дамир Халилов, 2022


Пиши как художник. Как создавать цепляющие инстаграм-тексты

Марина Генцарь-Осипова, 2021


Клиенты из ВКонтакте

Озод Сидиков, 2021


Продвижение бизнеса в ВКонтакте. Системный подход

Дмитрий Румянцев, 2019


YouTube для вашего бизнеса. Пошаговый план создания и развития YouTube-канала

Николай Велижанин, 2022


100+ хаков для интернет-маркетологов: Как получить трафик и конвертировать его в продажи


Рынок юридических услуг стремительно развивается, и сегодня привлечение клиентов с помощью построения бренда стало насущной необходимостью. Книга «Юридический маркетинг. Как построить личный бренд юристам и адвокатам» дает пошаговые инструкции, необходимые для построения персонального бренда – одной из главных составляющих успеха юристов и адвокатов. В ней отражен пятилетний опыт практикующего юридического маркетолога Дмитрия Засухина, который помог создать бренд многим юристам и адвокатам из России и других стран СНГ. В доступной и понятной форме она подает максимум полезной информации, которая будет незаменима как для начинающих, так и для опытных специалистов.

Оглавление

  • Предисловие Андрея Князева
  • От автора. Кому не стоит читать эту книгу?
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Персональный бренд в юридическом бизнесе: определение и назначение
  • ГЛАВА 2. Подготовка к построению персонального бренда

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридический маркетинг. Как построить личный бренд юристам и адвокатам? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Подготовка к построению персонального бренда

В этой главе мы рассмотрим, главным образом, теоретические аспекты построения личного бренда. Мне нравится, как говорил Конфуций: «Если хочешь накормить человека, то дай ему рыбу. А если хочешь навсегда избавить от голода, то дай удочку и научи ловить». Примерно то же самое происходит и здесь: без знания необходимой теории, без глубокого понимания сути вещей вы перейдете к тупому копированию методов.

ПОСТРОЕНИЕ ЛИЧНОГО — ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ

Очень часто я сталкиваюсь на практике с высказываниями типа «Ну, этому-то можно пиариться! Ему повезло». Почему-то многие искренне считают, что человек становится брендом только благодаря везению. Подобный подход попахивает некоторым фатализмом. Повезло — хорошо, а повезет ли мне — неизвестно.

Может, я кого-то разочарую, но построение личного бренда — это технология. Чудес нет, есть четкие механизмы, которые позволяют сформировать популярность. Нужно эту технологию взять и применить на практике. В этой книге мы с вами как раз и рассмотрим, как стать популярным без удачи, просто используя современные наработки в области персонального брендинга.


Меня часто спрашивают: «Если построение бренда — это технология, то, значит, можно построить бренд из любого?» К сожалению, да. При достаточных финансовых вложениях можно «сделать» персональный бренд из любого. В политике и бизнесе таких примеров масса. Я противник создания бренда по принципу мыльного пузыря (когда бренд строится ради бренда). В моем понимании личный брендинг должен строиться на истинном профессионализме. То есть, если вы назвались экспертом, то и стремитесь соответствовать этому званию. Бренд, построенный на пустом месте, крайне нестабилен. Это очень похоже на шарлатанство, и если такой бренд раскусят, то все приложенные усилия моментально растворятся. Подобных примеров масса, например, в нетрадиционной медицине.

Для понимания технологии построения личного бренда важно изучить ключевую формулу, которую мы рассмотрим далее.

КЛЮЧЕВАЯ ФОРМУЛА ПОСТРОЕНИЯ ЛИЧНОГО БРЕНДА В ЮРИДИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ

Здорово, когда теорию можно обобщить до формулы. Это позволяет нам удобно пользоваться теорией на практике. Такая формула есть в маркетинге личности. Кратко я изобразил бы ее так:

Что такое экспертный контент? Вы являетесь экспертом в своей сфере, например, вы адвокат по семейному праву и помогаете людям решать семейные юридические конфликты. Ваши потенциальные клиенты ждут от вас качественной полезной информации по этой теме: статьи, книги, выступления в прессе, видеоролики и т. д. Они ждут, что вы поделитесь с ними частичкой своих знаний.

Вторым важнейшим направлением в работе по построению личного бренда является донесение наработанной информации до нашей аудитории. Здесь не все так просто. Сейчас мы обладаем большим количеством способов распространения информации: сайты, социальные сети, видеохостинги, работа с журналистами, организация мероприятий. Чтобы задействовать все эти каналы, нужны профессиональные знания и опыт. Например, вы не можете взять да и собрать аудиторию на ваш семинар, не умея делать это.

То есть, чтобы стать популярным, нужно создавать полезную для наших клиентов информацию и научиться доносить ее до них.

На протяжении всей книги мы будем учиться с вами создавать и распространять информацию о вас. Но прежде всего давайте разберемся, с чего начать внедрение этой формулы построения личного бренда на практике.

Перед тем, как начать создавать и распространять информацию, нам нужно понять, кто является нашим клиентом. В маркетинге мы называем это ЦА — целевая аудитория.

Как определить, кто ваш клиент?

Вот самый частый ответ, который я получаю: «Мои клиенты — все, у кого есть деньги». В маркетинге такой подход не работает. Если мы хотим эффективно привлекать клиентов, мы должны нарисовать точный портрет нашего идеального клиента.


Попробуйте описать своего клиента по следующим параметрам:

■ Отрасль, в которой работает клиент;

■ Проблема или спектр проблем, решение которых вы готовы предложить;

■ Минимальная сумма контракта, за которую вы готовы работать.

Почему это так важно? Мы должны действовать сфокусировано. Мы не можем распылять наши маркетинговые усилия на всех клиентов.

Важнейшим моментом является и то, что мы должны распространять полезную информацию о решении проблем клиента. А как мы, например, будем писать статьи, точно не зная, кто наш клиент?

В ЧЕМ ВЫ ЭКСПЕРТ? СПЕЦИАЛИЗИРУЕМСЯ НА КЛИЕНТЕ

В российском юридическом бизнесе специализации принято выделять по такому критерию, как область права. Кто-то специализируется на уголовном праве, кто-то — на семейном и т. д. Это вполне логично для профессионалов: нельзя быть специалистом во всем, нужно выбрать что-то одно и на этом сконцентрироваться.

Юридический маркетинг идет дальше и предлагает нам специализироваться не только на области права, но и на клиенте, позволяя профессионалам постоянно находить себе новых заказчиков.

«Адвокат для стоматологов». Не верите?

«Адвокат для мужчин-отцов»?

Каждый из нас считает себя в душе уникальным, не похожим на других. Попробуйте сделать женщине комплимент, что у нее платье как у вашей подруги, а мужчине, что он ездит на такой же машине, как у половины города. Как минимум человек расстроится.

Несмотря на веру в свою уникальность, мы обожаем родниться: мы ищем людей, похожих на нас по религиозным убеждениям, спортивным и профессиональным интересам…

Именно на этом коктейле родства и уникальности строится сильнейший маркетинговый прием — специализация на клиенте.

Стоматологи считают свои юридические проблемы особенными, мужчины-отцы думают, что их бракоразводный процесс требует особых знаний и умений.

Простота привлечения клиентов. Когда вы точно знаете, кто ваш клиент, вам проще к нему обратиться. Профессиональные форумы и сообщества, социальные сети… Современный Интернет дает десятки способов сегментирования клиентов.

Конкурентные преимущества. Статус эксперта в своей нише — очень сильное оружие. Люди хотят работать с экспертами. Экспертность по типу клиента им от природы понятна. Напомню, свои проблемы и проблемы своего сообщества мы генетически считаем уникальными.

Сокращение расходов на рекламу. Все юристы и адвокаты обожают сарафанное радио, но никто не использует его целенаправленно. Если в сообществе, например среди стоматологов, появится эксперт-юрист, сообщество моментально распространит информацию о вас. Помните, как женщины из уст в уста передают информацию о хороших парикмахерах?

Итак, вы планируете специализироваться на определенном типе клиента. Одно из главнейших условий успеха — это выбор перспективной клиентской ниши. Рассмотрим две основные ее характеристики.

В нише должны быть деньги. Клиент может трижды нуждаться в вас, хотеть сотрудничать с вами, но, если у него нет денег, все бессмысленно. Как же определиться, есть в нише деньги или нет? Смотрите на косвенные признаки. Где рекламируется бизнес клиента? Какой офис используется? Много ли персонала? Какой средний чек за услугу? Проведя этот небольшой анализ, вы поймете, может клиент позволить себе ваши услуги или нет.

Кстати, анализируя рынок юридических услуг в России, я не нахожу специализированных юристов, защищающих стоматологов, рестораторов, владельцев автосервисов и автосалонов. А ведь эти ниши обладают значительными финансовыми ресурсами.

Клиент должен нуждаться в юридических услугах. Возникают ли у клиента юридические проблемы? Как сейчас он решает юридические вопросы? Клиент должен нуждаться в ваших услугах, быть психологически готовым отдать юруслуги на аутсорсинг. Возьмите, например, госслужбу. Возможно, нанять вашу компанию на юридическое обслуживание какого-нибудь госоргана было бы в 10 раз выгоднее и эффективнее, чем держать специалистов в штате, но увы… бюрократия сильнее эффективности.

Вы выбрали несколько перспективных ниш. на ком же сконцентрироваться? Несколько методов, которые помогут вам определиться:

Анализ клиентской базы. Просмотрите вашу клиентскую базу. Есть ли у вас клиенты из одной ниши? Может, стоит на них специализироваться?

Разведка — боем. Попробуйте сформировать тестовое коммерческое предложение и продать его представителям ниши. Как они реагируют? Что говорят?

Проведя подобный анализ, вы сможете достаточно четко найти себе нишевого клиента. Что делать, если вы ошиблись с выбором? Ничего страшного, перейдите к нише номер два в вашем списке.

Итак, вы определились с нишей. Как же начать в ней работать? Как завоевать клиентов?

Знакомьтесь с клиентом. Первым делом клиенты должны узнать, что теперь есть специалисты, занимающиеся именно их проблемами. Сделайте несколько простых шагов:

1. Проведите отраслевые семинары;

2. Снимите видео, посвященное решению проблем в нише;

3. Сделайте email-рассылку;

4. Проведите личные встречи с представителями ниши.

Совершите несколько несложных действий — и клиент узнает о вас. Появятся первые наработки и договоренности.

Узнайте проблемы клиента. Когда клиент будет доверять вам? Когда вы будете в курсе проблем клиента. Чем живет клиент? Что его беспокоит? Какие события происходят в отрасли, в которой он занят?

Ответы на эти вопросы позволят установить доверительные отношения с потенциальными клиентами.

Добейтесь рекомендаций. У вас состоялась сделка с клиентом? Он остался доволен? Берите рекомендации! В основном работают два вида рекомендаций: устные и письменные. Спросите, к кому из коллег клиента вы можете обратиться с целью предложить свои услуги. Поверьте, позвонить и сказать: «Здравствуйте, мне порекомендовал обратиться к вам Иван Иванович…» — намного проще, чем привлечь клиента, которого вам никто не рекомендовал.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 190 стр. 46 иллюстраций
  • Жанр:с тратегия маркетинга, ю риспруденция
  • Теги:к ниги для юристов, л ичный бренд, м аркетинг, м аркетинговые стратегии, с екреты маркетингаРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 399 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из персональной подборки. Узнать больше

Рынок юридических услуг стремительно развивается, и сегодня привлечение клиентов с помощью построения бренда стало насущной необходимостью. Книга «Юридический маркетинг. Как построить личный бренд юристам и адвокатам» дает пошаговые инструкции, необходимые для построения персонального бренда – одной из главных составляющих успеха юристов и адвокатов. В ней отражен пятилетний опыт практикующего юридического маркетолога Дмитрия Засухина, который помог создать бренд многим юристам и адвокатам из России и других стран СНГ. В доступной и понятной форме она подает максимум полезной информации, которая будет незаменима как для начинающих, так и для опытных специалистов.

  • Возрастное ограничение: 12+
  • Дата выхода на ЛитРес: 27 августа 2015
  • Объем: 190 стр. 46 иллюстраций
  • Правообладатель: Мультимедийное издательство Стрельбицкого

Книга Дмитрия Засухина «Юридический маркетинг. Как построить личный бренд юристам и адвокатам?» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

услуг. Если на рынке появляется адвокат, который в своем маркетинге начинает реализовывать некоторую социальную функцию, то есть делиться своими знаниями и опытом бесплатно и не требуя ничего взамен, для маркетинга это означает одно: появился коллега с сильным конкурентным преимуществом.

услуг. Если на рынке появляется адвокат, который в своем маркетинге начинает реализовывать некоторую социальную функцию, то есть делиться своими знаниями и опытом бесплатно и не требуя ничего взамен, для маркетинга это означает одно: появился коллега с сильным конкурентным преимуществом.

С этой книгой читают

Отзывы 12

Покупая эту книгу будьте готовы к тому, что она об общих принципах маркетинга на 95%. Каких-то юридических аспектов этого маркетинга не очень много.

Книга действительно вышла достаточно «безводной», в ней собраны актуальные советы из сфер нетворкинга, саморазвития и маркетинга, но эти советы довольно базовые. «Развивайтесь, ставьте цели, определите своего клиента, определите свою сферу экспертности, выглядите как профи, продвигайте себя и свои услуги» – краткий конспект книги.

Как методичка по основным моментам развития бизнеса – труд Д. Засухина хорош, причем для представителей всей сферы оказания услуг.

Если же вы ищете конкретику и проблематику по каждому этапу продвижения – при постановке ли цели, общении с клиентами или проведении мероприятий – она (книга) вас вряд ли удовлетворит.

И да, совет стать депутатом (в конце раздела про нетворкинг) как средство развития своего бренда как адвоката/юриста – это такая тонкая авторская шутка на знание законодательства об ограничениях депутатской деятельности? ))

К сожалению, ничего нового для себя не прочитал. Хотелось бы больше конкретных рекомендаций с учетом специфики юридического бизнеса. Такая книга с таким же набором рецептов могла бы быть легко написана и по любому другому виду бизнеса.

Мы начинали свой бизнес как и многие самостоятельно. Книга не панацея, но очень хороша в особенности для тех, кто только начинает. Почерпнули некоторые моменты и для себя. Очень понравилось нишевание. Жаль, что раньше не прочла. Спасибо за труд Дмитрию.

С ув. Лобур Мария Управляющий партнёр Фактория Групп.

Отзыв на книгу Дмитрия Засухина

Прочитал книгу за несколько часов, не скрою, часть информации мне была известна раньше, поскольку тоже интересуюсь маркетингом юридических услуг. Книга рассчитана на новичков в этой теме, особенно будет полезна студентам-юристам выпускного курса, поскольку тому, что изложено в книге, не учат в университетах, а зря. Но не только выпускникам будет полезна книга, она может послужить активатором идей для тех, кто застрял на начальном этапе своей юридической практики и не понимает куда двигаться дальше, а также тем, кто тратит деньги на доисторические способы развития своего бизнеса.

Первая часть книги объясняет, что такое юр.маркетинг и убеждает приступить к нему немедленно, пока вас не опередили другие. Примерно с 66-й страницы начинается "мясо" – даются конкретные инструкции и рекомендации, что нужно делать. Понравились примеры, которые автор приводит по тексту.

Подводя итог, хочу сказать, что книга должна быть в библиотечке каждого юриста, решившего достичь невероятных успехов в юридической деятельности.

Юридический маркетинг без особых затрат: советы, как "раскрутиться" бесплатно

Как привлечь новых клиентов и закрепить положительный имидж компании среди старых? Можно потратить много денег на маркетинг, но это необязательно. Стратегию можно построить на том, что у вас хорошо получается. Нужно определиться с "целевой аудиторией", разработать план и методично добиваться своего. Помогут и бесплатная помощь, и общение на конференциях, и даже поздравления с праздниками. Автор ABA Journal Стефани Фрэнсис Уорд в своей статье изложила советы американских юристов и консультантов, а их российские коллеги поделились своим опытом с "Право.ru".

Юристу, даже если он большой профессионал, все равно придется думать о том, как привлечь клиентов. Как пишет в своей статье Уорд, просто хорошо делать свою работу недостаточно. Противоположное мнение часто встречается среди юристов-одиночек, которые переходят от одних знакомых к другим, говорит Андрей Арих, руководитель отдела по связям с общественностью юридической группы "Яковлев и партнеры". Само по себе "сарафанное радио" – по-прежнему один из самых эффективных инструментов продаж в юрбизнесе, но частнопрактикующему юристу нужно намного меньше заказов, чем целой команде, признает Арих. Юрфирме необходимо поддерживать интерес к себе и постоянный поток обращений, чтобы равномерно обеспечивать сотрудников работой.

"Если мы не говорим о потоковых услугах с низкой маржой (например, регистрации фирм), серьезные клиенты просто так не приходят," – соглашается Виталий Кутин, руководитель PR-проектов юрфирмы "Клифф". По его словам, для этого нужны подтвержденный многолетний опыт успешной работы и хорошая репутация. Репутацию чаще всего проверяют, если речь идет о представительстве в суде, и чем серьезнее дело – тем скрупулезнее подбор, говорит Арих. Сейчас потенциальному исполнителю недостаточно иметь сайт – в интернете ищут статьи, комментарии, выступления на семинарах и конференциях.

Будьте собой, советует в своей статье Уорд, и разработайте маркетинговый план в зависимости от того, что вам больше нравится делать – писать или общаться "вживую". Нужно по максимуму использовать свои конкурентные преимущества, соглашается партнер адвокатского бюро "ЕМПП" Мерген Дораев. В то же время нельзя идти по самому легкому пути, предостерегает он:

Если раньше российские юристы стремились лишь публиковать статьи в журналах и участвовать в профессиональных конференциях, то сегодня к ним прибавились интернет-каналы, инфографика, лигал-алерты, интернет-сообщества и социальные сети.

Маркетинговый план и стратегия обязательно должны включать в себя как устное, так и письменное общение, ставка на что-то одно – это путь к поражению, настаивает Кутин. Тем более, в нынешних условиях есть много возможностей научиться общаться или толково писать – онлайн- и обычные курсы, обучающая литература и, в конце концов, пример коллег.

Искусство поддерживать отношения

Жизнь во многом напоминает игру, в которой главная фигура – это человек, и, если хорошо разобраться в ее правилах, это поможет добиться успеха, считает Дарья Константинова, партнер АБ "Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры". В этой игре во многом важны взаимоотношения, поэтому имеет смысл "делиться с другими тем, что можешь и имеешь, не руководствуясь каким-то расчетом", говорит Константинова.

Если все-таки назвать прагматические причины помогать бескорыстно, одна из них – это возможность получить новых клиентов. "Хорошими делами прославиться можно," уверена Татьяна Гулина-Сейранян, руководитель отдела Litigation PR АБ Forward Legal. По ее словам, в адвокатском бюро уделяют много времени pro bono – бесплатным услугам для тех, кто не может их оплатить. Результат – не только "плюс в карму", но и несколько новых очень ценных клиентов, которые пришли по рекомендациям, рассказывает Гулина-Сейранян (читайте также: "Помощь pro bono – когда юристам выгодно работать бесплатно"). Есть и другие случаи, когда стоит задуматься о бескорыстной помощи, например, если взрослый ребенок вашего хорошего клиента попал в переплет, приводит пример Уорд в статье ABA Journal.

Она пишет, что важно поддерживать отношения с существующими (и потенциальными) клиентами, а также с теми влиятельными знакомыми, которые вас могут кому-то порекомендовать. Последних неплохо время от времени приглашать на чашечку кофе или ланч, советует Уорд: "Это лучше, чем вспоминать о них лишь тогда, когда дела пойдут плохо". В бюро Forward Legal партнеры раз в год (обычно в декабре перед праздниками) объезжают клиентов (в том числе потенциальных) с поздравлениями, говорит Гулина-Серайнян: "Это прекрасный повод поговорить о делах, используя приятный предлог".

Праздники – хорошая возможность напомнить о себе, но Уорд призывает избегать банальностей. Поздравлений, например, на Новый год может быть настолько много, что ваше среди них затеряется и вряд ли запомнится. Уорд предлагает выбрать из менее популярных памятных дат и приводит в пример юриста Люсьена Перу из Мемфиса, который придумал поздравлять клиентов с днем рождения Элвиса Пресли, который появился на свет именно в этом американском городе. "Отличная идея, которую стоит взять на вооружение, – одобряет Арих из "Яковлева и партнеров". Он рекомендует поздравлять с профессиональными праздниками (в зависимости от того, в какой отрасли работает клиент) и днями рождения всех сотрудников. Пример с Элвисом Пресли не вдохновил Кутина из "Клиффа". К поздравлениям нужно относиться серьезно и осторожно, считает он. Обязательно поздравлять с Новым годом, потому что это хороший повод подвести итоги за год:

Не дарите перед Новым годом что-то съедобное (сладости, икру, шампанское), ведь этим клиента наверняка уже засыпали, а придумайте нечто более оригинальное (по возможности – полезное) и не повторяйтесь. Например, особо ценному клиенту можно подарить два билета на культурное событие в новогодние каникулы. Он и время хорошо проведет, и всем друзьям расскажет, что такая-то юрфирма не дала заскучать в праздники. При ограниченном бюджете можно обойтись календарем с уникальным дизайном.

Если хочется выделиться, не надо ничего изобретать, а можно просто проявить внимание к клиенту, считает Гулина-Сейранян. "Удивите клиента – поздравьте его с днем рождения, – советует она. – Даже те, кто не любит его отмечать, запомнят такой знак внимания. А дату рождения можно узнать в соцсетях".

Обязательно стоит поддерживать отношения с теми, кто уже попал в число клиентов юрфирмы, подчеркивает Дораев из "ЕМПП". Часто юрфирмы концентрируют усилия на поиске новых заказчиков, но при этом забывают, что "старый друг лучше новых двух". "Старому" клиенту гораздо легче напомнить о себе, а поскольку он уже лоялен – он охотнее поручит новую работу, считает Дораев.

Что же касается новых "бесплатных" клиентов, то источниками рекомендаций могут быть однокурсники или коллеги-ровесники. У более опытных профессионалов скорее всего уже есть знакомые, которых они рекомендуют, отмечено в статье ABA Journal. Чтобы повысить шанс получить клиента по знакомству, нужно быть на виду и посещать встречи, ведь юристы рекомендуют тех, кого знают и помнят. Полезна и преподавательская работа: она позволит не только самосовершенствоваться, но и "обрасти" полезными связями среди студентов, которые затем могут рекомендовать вас своим клиентам и компаниям, советует ABA Journal. В то же время он рекомендует не ограничивать деловой круг общения только коллегами, ведь неизвестно, чем может пригодиться то или иное знакомство.

"Во многих организациях именно менеджеры и владельцы бизнеса принимают решение, какого консультанта выбрать, – говорит Дораев из "ЕМПП" – А меня часто обеспечивают работой бывшие коллеги, с которыми я в разное время работал "инхаусом". Дораев знает бутиковые юрфирмы, которые получают клиентов в основном по рекомендациям профессионалов из сферы их специализации. С другой стороны, источником проблем может стать ревность внутренних юристов к команде, которая привлечена со стороны, отмечает партнер "ЕМПП".

"Как ни странно, очень ценным являются отзывы ваших конкурентов о вас и вашей фирме", – говорит Дораев. Ситуации конфликта интересов нередки в юрбизнесе, рассказывает он, и если конкуренты в таком случае рекомендуют именно вас – это признак хорошей репутации.

Если, наоборот, вы порекомендовали клиенту услуги коллеги – дайте ему об этом знать, он это запомнит, пишет в статье Уорд. Помогать она советует только тем, кто будет за это признателен. Уорд также советует по своей инициативе благодарить в соцсетях тех, с кем удалось поработать.

Стратегия общения

Представляясь, лучше вместо должности кратко описать, что вы делаете, учит ABA Journal. Никто не будет слушать длинные рассказы про то, какая у вас замечательная компания, или полный перечень услуг, подтверждает Кутин из "Клиффа". Он советует овладеть навыком так называемой "лифтовой презентации" – представьте, что вы с потенциальным клиентом в лифте, и вам надо успеть рассказать о себе, пока двери не открылись. Станислав Валуев, юрист бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры", советует проявить скромность и не рекламировать себя прямо, вряд ли это будет интересно собеседнику. ABA Journal советует запомнить вопросы, которые помогут поддержать разговор в нужном русле: "Над чем вы сейчас работаете? Как вы начали работу над этим проектом? Как продвигается ваш бизнес?"

Если знакомство прошло удачно и назначена деловая встреча с новым клиентом, хорошей идеей будет изучить его бизнес по официальному сайту и вообще в интернете, "пробить" компанию в электронной картотеке дел и сервисах, которые позволяют проверить контрагента (например, Casebook). "Возможно, у клиента не один бизнес, а несколько, и все разноплановые, – добавляет Кутин. – Ко встрече надо подготовиться основательно, имея несколько козырей в виде готовых решений по проблеме клиента".

"Клиент нанимает не фирму, а юриста. Даже если вас много, говорить должен кто-то один," – категорична Уорд. "Нанимают все-таки юрфирму, и если от ее лица говорит несколько юристов – то это оставляет хорошее впечатление," – возражает Валуев.

Уорд советует проявлять внимание к людям. Например, стоит задуматься, что прямо сейчас нужно потенциальному клиенту. "Вовсе необязательно это ваши услуги. Скажем, это может быть телефон хорошего стоматолога. Если вы выручите его таким образом, то будет больше вероятности, что он вспомнит именно о вас, когда понадобится юридическая помощь".

Не стоит "разводить" клиента на услуги там, где они не нужны, считает Уорд. Во-первых, делу это не помешает, во-вторых, поможет установить доверительные отношения. В то же время, если вы уверены, что без вашей помощи не обойтись – тоже честно говорите об этом и объясняйте свою точку зрения. Мысль развивает Валуев из бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры":

Конференции – инструкция по применению

Используйте конференции как повод завязать новые знакомства. "В нашей компании участие в подобном мероприятии всегда продиктовано определенной целью, – рассказывает Арих из "Яковлева и партнеров". – Чаще всего ставится задача инициировать переговоры и встречи с потенциальными клиентами". Хорошо заранее изучить список гостей, если его, конечно, получится достать, а это обычно непросто. "Если вы не партнер мероприятия, но получили список, да еще и с контактами – то вы просто бог убеждения," – добавляет Кутин из "Клиффа". Когда лица, представляющие интерес, уже известны, то нужно изучить всю подноготную их бизнеса и, возможно даже, уделить время повторению теории, чтобы провести беседу во всеоружии, советует Арих. Он уверен, что действовать нужно по плану, поскольку на конференциях совсем немного времени, чтобы завоевать клиента.

Если список получить не удалось, то начинать общаться надо с самыми известными спикерами, о которых можно узнать из программы выступлений, советует Кутин. Если есть хорошие связи с организаторами – можно попросить их познакомить с теми, кто интересен, продолжает он. А Дораев из "ЕМПП" считает, что самый полезный вид конференций – это те, которые можно организовать самим. Главное – привлечь актуальной темой, интересными докладами и приглашенными "звездами", уточняет Дораев.

Не стоит на мероприятии раздавать свои визитки всем подряд, особенно если это выглядит как акт отчаяния, пишет Уорд. Вместо этого она советует собирать чужие визитки, а затем написать на электронную почту – так больше вероятность, что вас запомнят. "Вряд ли вспомнят того, кому просто отдали визитку, – сомневается Валуев. – Нужно ненавязчиво договориться о звонке или письме с коммерческим предложением на электронную почту, уточнив при этом удобное время. Так потом будет проще начать диалог".

На встрече или конференции не завершайте разговора, если последним говорил ваш собеседник, поскольку может создаться впечатление, что вы хотите от него избавиться, пишет Уорд. "Если удалось найти с кем-то общую тему, договоритесь, что обменяетесь адресами почты и еще увидитесь на кофе-брейках," – добавляет Кутин. Если собеседнику явно неинтересен разговор, можно тактично предложить продолжить позже, предлагает Валуев.

Если вы выступаете, а не слушаете, то заявляйте о себе как о разностороннем эксперте, советует Кутин. Он полагает, что не стоит гастролировать по разным площадкам с одной и той же темой, сколь удачной бы она ни была. Если нет возможности поменять специализацию, доклад можно обновить, добавить новую судебную практику. Не стоит хвататься за любую возможность выступить на бесплатном семинаре, предупреждает Валуев. Он считает, что нужно узнать его целевую аудиторию, иначе время будет потрачено впустую.

Если опыта нет, лучшей площадкой для первого выступления послужит авторский вебинар – это недорого, современно и доступно, советует Кутин. Когда появится уверенность, можно переходить к более серьезным форматам. Участие в популярных семинарах привлечет внимание потенциальных клиентов и партнеров, согласен Валуев. Но нужно уметь привлекать интерес слушателей и поддерживать его на протяжении всего выступления, добавляет он.

Конечно, все эти меры могут не приносить мгновенного результата. И репутация – лучший "продавец" ваших услуг – создается целую жизнь, пишет Уорд. Тем не менее, если на этом длинном пути занимать активную "маркетинговую" позицию, то можно сделать дорогу заметно короче.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: