Являются ли субъектами государственного управления законодательные и судебные органы их аппараты

Обновлено: 30.04.2024

Государство – это форма общества. Оно тесно связано с системой общественных отношений и с формами общественного сознания. Государство юридическим способом объединяет людей, используя институт гражданства.
Государство выражает общие для всех интегрированные потребности и интересы и цели жизнедеятельности всего сообщества людей.
Государство осуществляет национальные интересы. Через структуру государства закрепляется всеобщая воля, придающая государственным установлениям обязательный характер. Государству принадлежит легитимная монополия на законодательную деятельность и принуждение на осуществление всеобщей воли.
Государство решает проблемы, связанные с выявлением всеобщей воли.
Для обеспечения своих целей государство создает и поддерживает в определенном объеме и состоянии свой аппарат – совокупность людей с соответствующими средствами, профессионально занятых выявлением общих потребностей, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых установлений в жизнь.
Субъекты государственного управления – это органы государственной власти, наделенные полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами.
Субъекты государственного управления (политического руководства и административного управления) многообразны и различаются по основаниям:
- по ветвям власти;
- по уровням организации государственной власти: национальный, региональный и местный уровни;
- по сферам деятельности;
- по характеру, целям и средствам воздействия на управляемые объекты: руководство, административное, экономическое управление и др.;
- по характеру институционализации: формально институционализированные государственные органы и действующие под их началом общественные институты – экспертные советы, фракции и т.д.;
- по составу: индивидуальные, коллегиальные.
Объекты государственного управления – элементы общественной среды и их связи, изменяющиеся в результате взаимодействия с субъектом государственного управления.
Специфика разнообразных объектов государственного управления определяется тем, что все они содержат в себе «человеческий фактор».
Объекты управления:
а) самоактивны, т.е. способны к самодвижению на основе внутренних побудительных причин;
б) обладают целенаправленностью, т.е. с одной стороны государственное управление должно учитывать эти цели в своей деятельности, и, с другой стороны, влиять на формирование этих целей;
в) адаптивны – они способны приспосабливаться к окружающим условиям, в том числе к управляющим воздействиям государства;
г) способны к самоуправлению;
д) зависимы от объективных условий общественной жизнедеятельности.
Степень развитости указанных свойств определяет меру воздействия государства на объекты управления. Чем более развиты управляемые объекты, тем мягче может быть государственное управление.
Классификация объектов управления по уровням.
Первый уровень – человек в проявлениях его сознания и поведения, трудовой и общественной деятельности (социальные роли).
Второй уровень – коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности (виды деятельности).
Третий уровень – общество в целом, его подсистемы, отношения и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей (формы общественных отношений).
По содержанию, определяемому социальными функциями объектов, можно различать объекты управления, распределенные по сферам общества. Это объекты экономической, социальной, духовной, политической систем.

Государство является определенной формой общества. Оно имеет тесную связь с общественными отношениями, а также соотносится с формами сознания общественности, объединяя людей различными юридическими способами, в том числе прибегая к использованию института гражданства.

Целью государства является выражение общих интересов и потребностей всех его граждан. Оно занимается осуществлением национальных интересов, закрепляет через свою структуру всеобщую волю людей.

Для того чтобы государство могло в полной мере обеспечить выполнение поставленных целей оно занимается созданием и поддержанием состояния своего аппарата, который заключается в совокупности лиц и соответствующих средств, которые профессионально заняты тем, что они выявляют общие потребности, закрепляют их и приводят государственное управление в жизнь.

Субъекты государственного управления – это органы исполнительной государственной власти, которые наделены в соответствии с законно определенными полномочиями, связанными с осуществлением власти и непосредственного управления в сферах общественной жизнедеятельности.

Субъектам государственного управления присущ ряд специфичных признаков, которые определяют их в общей системе управления:

  • деятельность, которую осуществляют субъекты государственного управления, регламентирована законом и может быть осуществлена только теми методами, которые разрешены в законом порядке;
  • субъекты действуют исключительно в рамках представленной для них компетенции;
  • имеют специализированный характер деятельности в зависимости от функций, которые они выполняют;
  • несут ответственность за свои действия перед государством, которые являются независимыми от давления внешних сил.

Виды субъектов государственного управления

Готовые работы на аналогичную тему

Субъекты государственного управления, являясь институтами по политическому руководству страной и административному управлению, различаются исходя из различных оснований:

Государственное управление представляет собой властную деятельность государства в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов и должностных лиц, реализуемую на основании и во исполнение законодательных и иных нормативно-правовых актов в целях обеспечения прав личности, социально-экономического развития страны и т. д. Государственное управление направлено на исполнение государственных функций через учреждаемую на демократических началах систему государственных органов.

Система государственного управления – это совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти и должностных лиц, находящихся в иерархическом подчинении, реализующих посредством взаимодействия между собой и с институтами гражданского общества управление социально-экономическим развитием государства и обеспечение наиболее полной реализации прав и свобод личности.

Как всякая система, система государственного управления характеризуется наличием управляющей и управляемой стороны. Иными словами, государственная система управления опосредует властное воздействие субъекта управления на объект управления.

Субъекты государственного управления образуют институциональную подсистему управленческой системы: это государственный аппарат – совокупность учрежденных и действующих на основании законов и других нормативных актов органов управления.

Управленческое воздействие, в свою очередь, реализуется через процедуры и инструменты, предусмотренные законодательством, другими нормативными актами. Такие акты образуют нормативно-правовую подсистему.

Управленческое воздействие требует наличия соответствующих каналов связи, особых управленческих отношений, опосредующих субъектно-объектные связи, т. е. формирование эффективной коммуникативной подсистемы.

Готовые работы на аналогичную тему

Субъекты государственного управления

Субъектами государственного управления выступают властные структуры – органы законодательной, исполнительной и судебной федеральной и региональной власти, которые законом и другими нормативными актами наделены властными полномочиями по управлению общественными отношениями.

При этом властное воздействие объективно вызывает ответную реакцию, возникает обратная связь между управляемым и управляющим. Такая связь может характеризоваться, как пассивная, например, исполнение возложенной законом налоговой обязанности, соблюдение уголовно-правовых запретов, или как активная, в частности, участие в референдуме, создание общественной организации, в том числе политической партии, и др. Результат властного воздействия находит отражение в состоянии общественных отношений, что позволяет проводить оценку эффективности такого воздействия, и его корректировку. Контроль эффективности управленческого воздействия в демократическом государстве должен происходить как со стороны государственных органов, так и со стороны населения. оценка ее достоверности и ее анализ позволяют определить изменения в поведении субъекта и сделать вывод.

Управленческая деятельность государственных органов строго регламентирована законом и другими нормативными актами. К числу сущностных характеристик государственных органов как субъектов управления общественными процессами относятся следующие:

  • государственный орган как субъект управленческого воздействия является одновременно инструментом, обеспечивающим реализацию волеизъявления населения или определенной его части;
  • государственный орган как субъект управленческого воздействия выступает элементом механизма государственного управления, на которого возложены конкретные функции, т.е. он выполняет специальную задачу, обеспечивая во взаимодействии с остальными органам власти эффективное государственное управление;
  • государственный орган как часть системы государственного управления обладает всеми присущими ей свойствами, разделяет общие цели и задачи, а также принципы ее функционирования.

Объекты государственного управления

Объектами государственного управленческого воздействия именуются определенные социальные общности (население в целом, отдельные социальные группы), которые в результате государственного управления обеспечивают достижения целей государственного управления – социально-экономического развития общества, наиболее полной реализации прав и свобод личности.

Иначе говоря, объектами государственного управленческого воздействия выступают общественные отношения между государством и человеком, социальной группой, населением в целом, между людьми, человеком и социальной группой, между социальными группами и т. д., когда такие отношения характеризуются социальной значимостью.

Объекты государственного управленческого воздействия фактически – это фактически либо личность как таковая, либо человеческий коллектив, что позволяет говорить о следующих сущностных характеристиках объектов государственного управления:

  • самоактуализация объектов управленческого воздействия: человек, социальная группа по своей природе стремятся к наиболее полной реализации своего потенциала, к саморазвитию;
  • целенаправленность жизнедеятельности – стремление к удовлетворению собственных потребностей через постановку соответствующих целей, поиск ресурсов и т. д.;
  • приспособляемость к окружающей обстановке, выработка стереотипных реакция, стереотипного поведения как результат на воздействия внешней среды;
  • высокая способность к саморегулированию: социальный коллектив по своей природе стремиться к упорядочению своей жизнедеятельности и др.

Приведенные характеристики личности и социума в целом как объекта государственного управления обусловливают необходимую и достаточную меру управленческого воздействия: чем более развит объект управления, тем незначительнее и мягче должно быть управленческое воздействие. Развитое государство и развитое общество сводят управленческое воздействие к координации интересов, уходя от подчинения, принуждения, жесткого планирования.

Принципы организации государственного управления в субъектах Российской Федерации

Организация государственного управления в субъектах Российской Федерации – это формирование системы государственного управления в субъектах Российской Федерации на основании конституционно и законодательно закрепленных принципов публичного управления в субъектах Российской Федерации.

Организация государственного управления в субъектах страны строится на следующих принципах:

  • организация публичного управления на уровне региона должна обеспечивать государственную целостность и целостность территории страны, которые обеспечиваются посредством единой системы публичного управления и правовой системы на всей территории страны;
  • организация публичного управления на уровне субъекта Федерации должна обеспечивать реализацию суверенитета Федерации. Суверенитетом наделено все население страны, а соответственно, говорить о государственном суверенитете можно лишь в отношении Федерации, но не отдельных ее частей. Вся система государственных органов, образующая механизм управления государством, а не ее отдельные части, наделяется населением суверенитетом. Соблюдение названного принципа позволяет обеспечить политическое единство государства, единство государственно-политического устройства;
  • организация публичного управления в субъектах Российской Федерации требует обеспечения верховенства конституционного и федерального законодательства на всей территории страны. Приоритетная роль федерального конституционного и иного законодательного регулирования предполагает, что Федерация определяет основы устройства общественной жизни, при этом отдельные сферы публичного управления остаются в исключительном ведении Федерации. Это наиболее важные с позиции стратегического регулирования области общественной жизни, остальные области общественной жизни в рамках и пределах, установленных Федерацией, могут совместно регулироваться Федерацией и субъектами, или полностью быть переданы субъектам Федерации. Кроме того, названный принцип требует, чтобы публичное управление на всех уровнях государственной власти подчинялось законодательно закрепленным демократическим принципам организации управления. Этот принцип предполагает, что Основный закон и другие федеральные законы характеризуются высшей юридической силой и непосредственным действием на территории страны. При этом приоритетная роль отводится Основному закону, другие федеральные законы должны соответствовать конституционным положениям. Те региональные акты, которые принимаются по вопросам, входящим в ведение Федерации, и по вопросам, находящимся в совместном регулировании Федерации и субъектов, должны соответствовать положениям федерального законодательства;
  • организация публичного управления на уровне субъекта Федерации требует обеспечения единства публичного управления на всей территории страны. Так, несмотря на предоставление самостоятельности регионам в установлении собственной системы управления, федеральное законодательство требует, чтобы такое управление организовывалось и осуществлялось в соответствии с конституционными основами публичного управления и основами организации системы органов законодательной и исполнительной власти на уровне региона, которые закреплены в специальном федеральном законе;
  • организация государственного управления в субъектах Российской Федерации требует соблюдения важнейшего начала публичного управления в демократических правовых государствах – разделения властей с установлением системы инструментов, не допускающих узурпации всей полноты власти высшим исполнительным или высшим законодательным органом. Реализация названного принципа не предполагает нарушения принципов единства и целостности публичного управления, но требует организационного обособления направлений публичного управления – законодательного, исполнительного и судебного. На уровне региона организация государственного управления с соблюдением принципа разделения властей требует формирования высших органов законодательной и исполнительной власти и установления между ними взаимодействия, позволяющему каждому из органов предотвратить захват власти другим;
  • организация государственного управления в субъектах Российской Федерации исходит из необходимости для обеспечения эффективности публичного управления разграничения вопросов управления между федеральными и региональными органами власти;
  • самостоятельность органов субъектов в реализации своих полномочий. Так, организация публичного управления на уровне субъектов Федерации направлена на обеспечение возможности населения непосредственно или через представителей реализовывать свое право на управление. При этом органы государственной власти в субъектах действуют в рамках, установленных законом, реализуя свои полномочия исключительно в интересах населения;
  • организация государственной власти в субъектах призвана гарантировать права населения субъекта Федерации на самостоятельное и независимое решение вопросов, имеющих значение для местного сообщества. Другими словами, организация государственной власти на территории регионов должна обеспечивать самостоятельность местного самоуправления населением, входящих в состав региона муниципальных образований.

Органы государственного управления в субъектах Российской Федерации

Организация государственного управления в субъектах Российской Федерации предполагает создание:

Понятие субъекта в теории государственного управления не­однозначно. Следует разграничивать понятия субъект политики, субъект государственного управления, субъект должностной фун­кции. Критерии разграничения: отношение к государственной власти и характер участия в реализации функций управления.

Субъект государственного управления - это органы госу­дарственной власти, наделенные законными полномочи­ями осуществлять власть и непосредственное управление обще­ственными процессами и собственной деятельностью государства. Опираясь на волю общества, выраженную в силе власти и зако­на, они разрабатывают и принимают государственные решения различных уровней, организуют их исполнение и контроль. В составе субъекта государственного управления представлены общественно-политические организации и объединения, которые участвуют в разработке прогнозов и проектов решений, политических про­грамм, реализуемых государственными институтами.

Субъекты государственного управления - институты политического руко­водства и административного управления, различающиеся по многим основаниям:

1. По видам государственной власти. Это субъекты законода­тельной, исполнительной и судебной власти. Каждый из них вы­полняет определенную функцию в системе управления. Разработ­ка и принятие представительными органами законов - одна из основных функций в системе государственного управления. За­кон - инструмент государственной власти и формальный регу­лятор общественной деятельности и взаимоотношений членов об­щества между собой и государством. Субъект исполнительной власти сочетает власт­ную функцию с управленческим действием.

Например, правительство призвано исполнять законы, а также осуществлять плани­рование конкретных, общественно значимых видов деятельнос­ти, решений, организацию их выполнения и контроль. Наряду с властными структурами в него входит совокупность общегосу­дарственных органов политического руководства и администра­тивного управления хозяйственной деятельностью, народным об­разованием, наукой, здравоохранением, культурой и др. Субъект судебной власти осуществляет функцию правосудия посредством судопроизводства, которое является неотъемлемым элементом управленческого процесса.

2. По уровням организации власти и управления - это цен­тральные, региональные и местные органы власти и управления, взаимоотношения между которыми определяются установленным разделением сфер деятельности (объектов управления) и полно­мочий, т.е. прав и обязанностей государственных органов в отно­шении осуществления тех или иных властных и управленческих действий.

3. По сферам деятельности - это субъекты трех указанных уровней, осуществляющие управление политическими отношени­ями, экономикой, социальной сферой, культурной жизнью, сред­ствами массовой информации, военной деятельностью, междуна­родными делами и др.

4. По характеру, целям и средствам воздействия на управ­ляемых: политическое руководство, административно-государ­ственное, экономическое и другие виды управления.

5. По характеру институционализации: формально инсти­туционализированные государственные органы и действующие под их эгидой общественные институты, легитимность которых зак­репляется практическим опытом, традицией, идеологически фактором и общественным мнением. К числу таких относятся: партийные фракции в коллективных органах власти, организуе­мые при органах законодательной и исполнительной власти, консультационные и экспертные организации и др.

6. По составу: субъекты коллективные (например, органы за­конодательной власти) и индивидуальные (руководящие лица).

Деятельность субъектов государственного управления характе­ризуется рядом формальных признаков:

а) регламентируется за­коном, осуществляется официально разрешенными методами;

б) в рамках компетенции (права на определенный вид деятельности) является специализированной, соответствующей характеру выпол­няемых функций;

в) субъекты ответственны перед государством, суверенны, независимы от давления каких-либо внешних сил.

Субъект должностных функций - это лица, замещающие го­сударственную должность государственной службы, а также по­литические руководители, должностные лица административного управления. Они наделены конкретными полномочиями государ­ства и индивидуально ответственны за подготовку, принятие и исполнение государственных решений.

Например, разграничение органов государственной власти и их «должностных лиц» как субъектов отмечено в Конституции РФ. Должностные лица, с одной сторо­ны, включаются в единый субъект государственного управления, а с другой - выделяются в отдельный, индивидуальный субъект, поскольку его функция специфична. В ней сочетаются властные и управленческие полномочия - часть полномочий государствен­ного органа и акцентируется аспект личного профессионализма и индивидуальной ответственности за результаты деятельности кол­лективного органа.

Субъект политики - тот, кто является источником государ­ственной власти и непосредственно или через представителей (орга­ны законодательной государственной власти и местного самоуп­равления) осуществляет свою власть, участвуя в управлении го­сударством и обществом. Это народ, составляющие его боль­шие социальные группы, их части (слои, элитные группы, трудо­вые коллективы, общественно-политические организации (партии) и другие общественные объединения), непосредственно или через своих представителей участвующие в принятии решений по важ­нейшим политическим вопросам

Субъект государственного управления, будь то коллективно-групповой (государственный орган, институт) или индивидуаль­ный (должностное лицо, лидер), становится таковым, когда обре­тает совокупность качеств, называемых профессиональными. Их можно объединить в следующие группы: развитое политическое и правовое сознание и самосознание; знание теории и практи­ки государственного управления и современного менеджмента; организационная способность; социальная активность и управ­ленческий государственный опыт.

Эффективный субъект государственного управ­ления - это лидер, коллективный и индивидуальный, способный влиять на управляемых не столько силой власти, сколько своим авторитетом и активностью, общественной важностью и притяга­тельностью целей и задач, решаемых данным государственным органом. Наконец, управляющее действие не может претендовать на рациональность, если оно не ориентировано на понимание уп­равляемыми его цели и программы.

Интенсивность формирования отмеченных качеств субъекта государственного управления, равно как и его деловая актив­ность, детерминируется комплексом стимулов, официально при­знанных и общественных.

Таким образом, субъект государственного управле­ния образует собой сложную иерархическую систему, в которой од­ни государственные органы и должностные лица (вышестоящие) управляют другими (нижестоящими). Бесспорно, есть «внутрен­нее» управление в субъекте государственного управления, но оно сводится к совершенствованию управленческих отношений внутри иерархии, улучшению форм и методов управленческой деятельно­сти, к рационализации и повышению эффективности управляющих воздействий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: