Среди принципов правового государства специалисты указывают и на такой принцип взаимной государства

Обновлено: 24.04.2024

Политическая власть – это предоставленная человеку или группе людей способность и возможность осуществлять управление.

Политическая власть – власть, состоящая в определении направлений по руководству обществом посредством политики.

Политическая власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы.

Политическая власть – полномочия и деятельность по управлению обществом и государством. (Энциклопедический словарь конституционного права)

Как понимать слова «связанность государства правом»?

Государство связанно правом, так как деятельность государственных органов напрямую зависит от законодательства. Конституция Российской Федерации закрепляет права и обязанности граждан, которые государство в лице государственных органов, не имеет права нарушать.

Что выше — право или власть?

Выше, конечно же, право. Дело в том, что каждое право итак ограничено законодательно и запрещает противоправные деяния. Государство лишь направляет граждан, регулирует их деятельность посредством законодательных актов, но и само должно подчиняться закону.

Зачем соединять силу и справедливость?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Зачем разделять единую власть?

Разделять единую власть необходимо для независимости звеньев власти друг от друга в принятии справедливых решений, самостоятельная деятельность, не зависимо от другой ветви власти обеспечит законное их функционирование. Это необходимо для того, чтобы каждая ветвь власти контролировала и «сдерживала» другую.

Вопросы «?» Как ты понимаешь утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»?

Власти положены границы, и эти границы – закон. Любая власть в своем управлении должна подчиняться закону и не нарушать права и законные интересы граждан.

Каждое государство имеет закон. В соответствии с законодательством обязанности имеются и у государственных органах. Они обязаны соблюдать их.

Какие границы имеет в виду автор?

Именно поэтому автор именует власть «подзаконной», то есть «подчиняющейся закону». От произвола государства и государственных органов человека защищает закон, который каждый обязан знать, чтобы грамотно защищать свои законные интересы и права.

Вопросы «?» Сравни мысль М. М. Сперанского с идеями Ш. Монтескьё. Сделай выводы.

Мысли данных авторов взаимодополняют друг друга.
М. М. Сперанский говорит о том, государством управляют три силы — судебная, законодательная и исполнительная власть, а их источник – это народ.
Ш. Монтескьё дополняет его фразу и говорит о том, что эти три ветви власти не должны зависеть друг от друга, но они контролируют и «сдерживают» друг друга.
Речь идет о том, что если в руках одного человека сосредоточится вся власть, то это ведет к произволу.

Вопросы «?» А как ты думаешь, о чём свидетельствуют эти факты?

Дело в том, что как в СССР, так и на данный момент юристов очень много. Однако эта профессия очень востребована, но для этого нужно быть высококлассным специалистом.

Естественно, что опыт приобретается с годами, но чтобы стать хорошим юристом, нужно хорошо учиться, быть очень внимательным.

Ведь во всех отраслях сейчас нужны квалифицированные юристы, а таких мало. Зачастую, получение диплома – чисто символическое явление для студентов. Они халатно относятся к знаниям, которые им дают, сдают экзамены «на авось». Именно поэтому востребованность в юридической сфере -это очень актуальный вопрос.

1. В чём сущность правового государства?

В правовом государстве, государство признает, защищает и охраняет права и законные интересы гражданина.

Оно создает законодательные акты, которые обеспечивают гарантию реализации и защиту прав. Государство напрямую связано с правом. Оно подчиняется законам. Можно сделать вывод, что ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, котором защищаются и охраняются законные интересы и права граждан, а государство связано с правом, подчиняется ему, чтобы избежать злоупотребления.

2. Почему мысль о необходимости соединения силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Это правило относится к числу великих гуманистических идей, ведь согласно Конституции РФ «человек и его жизнь — высшая ценность».
Соответственно, и государство и право должны быть не только сильными, но и справедливыми по отношению к гражданам.

3. Как ты понимаешь смысл суждения, высказанного Цицероном: «Право выше власти»?

Я понимаю данное суждение так: Право, выраженное в законе, всегда выше власти, так как государство обязано подчиняться праву.
Это и есть смысл существования правового государства.
Государство обязано защищать и охранять права и законные интересы граждан, поэтому его воля не может быть выше норм, которые данные права предписывают гражданам.

Власти положены границы, и эти границы – закон. Любая власть в своем управлении должна подчиняться закону и не нарушать права и законные интересы граждан. Каждое государство имеет закон. В соответствии с законодательством обязанности имеются и у государственных органах. Они обязаны соблюдать их. Именно поэтому власть именуется «подзаконной», то есть «подчиняющейся закону».

4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?

Основные признаки правового государства:

  • Первый – это верховенство власти.
  • Второй – незыблемость законных интересов и прав гражданина.
  • Третий – разделение властей.
  1. Принцип верховенства власти гласит, что никто не имеет право не подчиняться решением государственной власти и закона.
  2. Незыблемость законных интересов заключается в том, что права и законные интересы каждого гражданина охраняются законом. Они должны гарантироваться, охраняться, а в случае нарушения – защищаться государством.
  3. Принцип разделения властей гласит о том, что власть разделена на независимые ветви, которые функционирует отдельно друг от друга, но «контролируют и сдерживают друг друга» . (Ш.Монтескьё) В РФ три ветви власти: исполнительная, законодательная, судебная.
5. Дай характеристику трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной.

Исполнительная власть — самостоятельная ветвь власти.
Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает и не избирается, а назначается. В РФ — исполнительная власть — Правительство РФ. Деятельность исполнительной власти направлена на исполнение принятых парламентом решений.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти.
Ее деятельность основана на защите прав путем осуществления правосудия в рамках судебного заседания. В РФ осуществляется конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводство.

Судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации).

Законодательная власть — парламент. Российский парламент именуется Федеральным собранием, которое включает в себя Государственную Думу и Совет Федерации. Деятельность парламента основывается на создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью.

В КЛАССЕ И ДОМА

  1. В своей книге «Закон» Платон утверждал: «Мы признаём, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит напрасно это имя». Раскрой смысл этого утверждения.

Смысл заключается в том, что если бы все не были равны перед законом и судом, начались бы внутренние конфликты, так как не было бы справедливости. В истории очень много случаев, когда несправедливость поднимала людей на революции.

В Российской Федерации все равны перед законом и судом, и права всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, охраняются законом. Решения государственных органов и закон распространяется на всех граждан, а не в интересах нескольких человек. Самое важное, что может сделать гражданин, это знать свои права и уметь их защищать законным способов. В этом ему поможет правовое государство.

2. Ш. Монтескьё много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:
  • а) в правильно устроенном государстве нет единой власти;
  • б) соединение власти в руках одного органа означает « ужасный деспотизм»;
  • в) если судья будет не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь человека может оказаться жертвой произвола.

Раскрой смысл каждого из приведённых положений.

A) Государственная власть должна быть разделена на ветви.
Прицнип разделения властей гласит о том, что власть разделена на независимые ветви, которые функционирует отдельно друг от друга, но «контролируют и сдерживают друг друга» . (Ш.Монтескьё) Дело в том, что если власть сосредоточиться в руках одного человека, то начнется злоупотребление.

Б) Эта фраза оправдана, ведь если власть сосредоточена в руках одного человека – это тоталитарный режим. При тоталитарном режиме у граждан нет прав, есть только обязанности, которые заключаются в подчинении граждан государству.

B) Законодательную и судебную власть нельзя смешивать. Это может породить коррупцию и произвол. Ведь тогда, законы могут быть приняты в интересах определенного круга лиц, нельзя будет говорить о принципе СПРАВЕДЛИВОСТИ при осуществлении правосудия.

3. Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми ты познакомился) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясни, как ты понимаешь: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чём состоит ответственность гражданина перед государством?

Для того чтобы понять данную фразу, можно привести конкретный пример. Всем известно, что государство обязано предоставлять бесплатную медицинскую помощь и основное общее образование. Однако для того, чтобы обеспечить граждан общественным благом, необходимы финансы. Из данного права на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатное образование, вытекает обязанность по уплате налогов.

Иначе говоря, права государства – это обязанность граждан, права граждан – это обязанность государства. В правовом государстве каждая сторона (государство и граждане) должна выполнять свои обязанности и тем самым осуществлять права другой стороны.

Гражданин имеет право на образование, обязанность государства обеспечить это право. Гражданин обязан защищать Отечество (служить в армии (срочная служба)), право государства – призвать призывника на военную службу, чтобы обеспечить свою обязанность – защиту общества и государства.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Давайте вспомним

Подумаем

Как понимать слова «связанность государства правом»? Что выше — право или власть? Зачем соединять силу и справедливость? Зачем разделять единую власть?

На вопрос о сущности правового государства можно ответить таким образом: это государство, в котором господствует право.

Данный ответ будет правильным, но неполным. Полный ответ будет найден, если вспомнить статью 2 нашей Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Вот почему учёные и юристы подчёркивают: характеризуя правовое государство, важно помнить о двух сторонах его сущности:

во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина;

во-вторых, о том, что государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т. е. ограничена правом.

Понятие правового государства

Несмотря на особые признаки (о них мы ещё будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Ответ даёт всё та же статья 2 Конституции Российской Федерации: обязанность государства — признавать, соблюдать и защищать права человека. Однако выполнить такую обязанность по силам лишь государству, которое основано на праве. На юридическом языке это звучит так: «связанность государства правом». (Обрати внимание на это замечательное по своей точности выражение.) Но что это даёт?

Из истории (возможно, из средств массовой информации и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить её в надёжные рамки закона.

ДОКУМЕНТ

Вот в чём видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868—1920):«Характеризуя правовое государство… надо признать, что основной [его] признак… заключается в том, что в нём власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна… Правовому государству тоже необходимо присуща власть, но эта власть введена в известные рамки, она осуществляется в определённых формах и носит строго правовой характер».

Как ты понимаешь утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»? Какие границы имеет в виду автор?

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены — права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твёрдо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство всё ещё, пожалуй, остаётся идеалом для человечества, наука уже многое знает о нём и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших учёных Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон (427—347 до н. э.), например, размышляя о государстве и законе, пришёл к выводу, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. Обратимся к словам самого Платона: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью» — так довольно мрачно пророчествовал философ. Но чтобы люди не теряли надежды, добавлял: «Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Ученик Платона Аристотель (384—322 до н. э.) в данном вопросе был полностью на стороне учителя. «Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя», — жёстко, но справедливо заявлял он.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришёл к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Власть в правовом государстве

Замечательные идеи о правовом государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдёт позднее); в) осуществляется разделение властей.

Французский просветитель Ш. Монтескьё (1689—1755) всю власть в государстве делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (она судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали») друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

МНЕНИЯ

М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся русский мыслитель и государственный деятель, в своём труде «Введение к уложению государственных законов» писал:«Законы существуют для пользы и безопасности людей…Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.Начало и источник сих сил в народе…»

Сравни мысль М. М. Сперанского с идеями Ш. Монтескьё. Сделай выводы.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категорический императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей.

В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (1828—1904), Б. А. Кистяковского (1868— 1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котлярев- ского (1873—1939) и многих других. О позициях, которые они отстаивали, свидетельствуют такие, например, высказывания С. А. Котляревского: «Принцип правового государства ставит перед законодателем… заповедь — уважение к правовой личности». И ещё одно: «Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня».

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

Принципы (признаки) правового государства

Связать государство правом — значит построить его на основе определённых правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надёжный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

О принципе верховенства права юристы говорят знакомыми вам словами: всеобщая связанность законом. «Закон суров, но это закон», — с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрёл новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти.

Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надёжно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в Российской Федерации, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.


Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Российский парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.


Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обычно принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве. Исполнительная власть обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу).

Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете, т. е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Её исключительные полномочия (закреплённые законом права) — защищать право путём осуществления конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства (судебных заседаний) на основе строгого соблюдения Конституции и других законов.

Согласно Конституции Российской Федерации, судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конcтитуционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные аппеляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, например США, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение её в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства.

Внешне, казалось бы, всё просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее, цель. Становление правового государства — это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода (что, кстати, характерно для всех государств, относящих себя к правовым).

В Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию, с которым он выступил 12 декабря 2012 г., говорилось о необходимости создания специальной законодательной базы для административного судопроизводства. Важнейшая задача — сформировать в судах судебные составы, разрешающие споры граждан с органами власти всех уровней. Необходимо также подготовить комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в России.

На пути к правовому государству гражданам России предстоит преодолеть массу трудностей: тут и проблемы в области прав человека, и проблемы преступности, коррупции, бюрократизма и т. п.

И ещё одна серьёзнейшая проблема российского общества — состояние нашей личной гражданской правовой культуры. Исследования показывают, что примерно 3/4 населения страны плохо ориентируются в нормах законодательства, хотя знание этих норм необходимо каждому в повседневной жизни.

Правовое невежество порождает тяжелейшее социальное явление — правовой нигилизм — скептическое, равнодушное, а порой и отрицательное отношение к праву. Главная его опасность — в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка.

ФАКТЫ

Когда-то в СССР можно было услышать утверждение, что в стране «перепроизводство» юристов (т. е. специалистов по праву), что их девать некуда, поэтому многие не могут найти работу. А юридические факультеты, где готовят юристов, прозвали «факультетами ненужных вещей».В наши дни снова заговорили о «перепроизводстве» юристов. Однако существует устойчивая потребность в высококлассных специалистах этого профиля, причём повсюду — от парламента и правительства до отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли.

А как ты думаешь, о чём свидетельствуют эти факты?

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

В КЛАССЕ И ДОМА

Раскрой смысл этого утверждения.

  • а) в правильно устроенном государстве нет единой власти;
  • б) соединение власти в руках одного органа означает « ужасный деспотизм »;
  • в) если судья будет не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь человека может оказаться жертвой произвола.

Раскрой смысл каждого из приведённых положений.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

«Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

В. Гюго (1802—1885),
французский писатель

«Правовое государство — это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт».

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обычно принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве. Исполнительная власть обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу).

Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете, т. е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Её исключительные полномочия (закреплённые законом права) — защищать право путём осуществления конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства (судебных заседаний) на основе строгого соблюдения Конституции и других законов.

Согласно Конституции Российской Федерации, судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конcтитуционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные аппеляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, например США, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение её в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства.

Внешне, казалось бы, всё просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее, цель. Становление правового государства — это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода (что, кстати, характерно для всех государств, относящих себя к правовым).

В Послании Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию, с которым он выступил 12 декабря 2012 г., говорилось о необходимости создания специальной законодательной базы для административного судопроизводства. Важнейшая задача — сформировать в судах судебные составы, разрешающие споры граждан с органами власти всех уровней. Необходимо также подготовить комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в России.

На пути к правовому государству гражданам России предстоит преодолеть массу трудностей: тут и проблемы в области прав человека, и проблемы преступности, коррупции, бюрократизма и т. п.

И ещё одна серьёзнейшая проблема российского общества — состояние нашей личной гражданской правовой культуры. Исследования показывают, что примерно 3/4 населения страны плохо ориентируются в нормах законодательства, хотя знание этих норм необходимо каждому в повседневной жизни.

Правовое невежество порождает тяжелейшее социальное явление — правовой нигилизм — скептическое, равнодушное, а порой и отрицательное отношение к праву. Главная его опасность — в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка.

Когда-то в СССР можно было услышать утверждение, что в стране «перепроизводство» юристов (т. е. специалистов по праву), что их девать некуда, поэтому многие не могут найти работу. А юридические факультеты, где готовят юристов, прозвали «факультетами ненужных вещей».

1. В чём сущность правового государства? 2. Почему мысль о необходимости соединения силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей? 3. Как ты понимаешь смысл суждения, высказанного Цицероном: «Право выше власти»? 4. Каково содержание важнейших признаков правового государства? 5. Дай характеристику трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной.

В КЛАССЕ И ДОМА

1. В своей книге «Закон» Платон утверждал: «Мы признаём, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит напрасно это имя».

Раскрой смысл этого утверждения.

2. Ш. Монтескьё много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:

а) в правильно устроенном государстве нет единой власти;

б) соединение власти в руках одного органа означает « ужасный деспотизм »;

Раскрой смысл каждого из приведённых положений.

3. Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми ты познакомился) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясни, как ты понимаешь: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чём состоит ответственность гражданина перед государством?

«Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

В. Гюго (1802—1885),
французский писатель

«Правовое государство — это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт».

Среди принципов правового государства специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясните, как вы понимаете: в чем состоит ответственность государства перед гражданином? В чём состоит ответственность гражданина перед государством?

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА ПЕРЕД СВОИМИ ГРАЖДАНАМИ.

Казалось бы проблема эта элементарно проста — государство заключает договор со своими гражданами, представленными парламентом, и, следовательно, обязано его выполнять. Законодательство, принимаемое парламентом, и есть фиксированное содержание этого договора. Если закон требует от государства, чтобы оно нашло и наказало правонарушителя, а оно этого систематически не выполняет, парламент вправе потребовать замены соответствующих должностных лиц, ответственных за невыполнение закона-договора (в парламентской республике) или граждане, пусть и с некоторым запозданием, переизбирают президента; увольняют, а то и привлекают к уголовной ответственности того, кто не сумел или не захотел выполнять условия этого договора.

Если же исполнительная власть (государство в узком смысле этого слова) не собирается выполнять и это требование своих граждан, оно тем самым теряет свою легитимность, и гражданам ничего иного не остается, как силой доказывать, "кто в доме хозяин".

Такое положение можно охарактеризовать, как узурпацию власти и революцию; само слово "революция" на латыни означает "возвращение" (к такому положению, которое существовало до узурпации власти теми, против кого эта революция направлена) и для европейского сознания, особенно если иметь ввиду население романских стран, его смысл предельно ясен.

Это мировоззрение, наивное с исторической точки зрения, но справедливое с прагматической, характерно для населения того региона, который мы называем европейским или западным. Увы, в этом регионе проживает далеко не все человечество и даже не большая его часть.

В 1981 г. вышла статья Ю. М. Лотмана "Договор" и "вручение себя" как архетипические модели культуры" (Тартусский сборник) . Этой же проблеме посвящен и вышедший в 1994 г. двухтомник Л. С. Васильева "История Востока".

В этих, а так же и многих других публикациях на эту же тему подвергается серьезному сомнению оптимистическое предположение К. Маркса о всеобщности исторического процесса и прогресса.

ущность взаимоотношения государства и личности

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему) , который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений.

Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм) .

Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором.

Отношения между властью, государством в лице его органов и личностью носят сложный многоаспектный характер. Государство, осуществляя политическуювласть, в отношениях со своими гражданами должно уважать права человека иобеспечить приоритет общечеловеческих ценностей.

Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г. , Европейская конвенция о защите прав человека иосновных свобод, принятая в ноябре 1950 г. , и другиемеждународныедокументы провозгласили необходимость обеспечения каждому человеку право нажизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли, совести ирелигии, право на судебную защиту нарушенных прав и т. д.
Конституция РФ провозгласила народ России носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Но если власть принадлежит народу, и он выступает носителем суверенитета, то государствоне может иметь приоритет над личностью. В его взаимоотношениях с личностью на первый план должны выступать отношения равенства и социальной справедливости между личностью и государством, а основным назначением государства должно быть служение народу, обеспечение благосостояния человека и его свободное развитие.

государство должно обеспечить защиту и охрану прав свободы человека и личности, для этого создаются законы, гражданин же должен нести правовую ответственность за свои деяния в случае нарушения законодательства

Замечательные идеи о правовом государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдёт позднее); в) осуществляется разделение властей.

Французский просветитель Ш. Монтескьё (1689—1755) всю власть в государстве делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (она судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали») друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

М. М. Сперанский (1772—1839), выдающийся русский мыслитель и государственный деятель, в своём труде «Введение к уложению государственных законов» писал:

«Законы существуют для пользы и безопасности людей.

Три силы движут и управляют государством: сила законодательная, исполнительная и судная.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категорический императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей.

В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (1828—1904), Б. А. Кистяковского (1868— 1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котлярев- ского (1873—1939) и многих других. О позициях, которые они отстаивали, свидетельствуют такие, например, высказывания С. А. Котляревского: «Принцип правового государства ставит перед законодателем. заповедь — уважение к правовой личности». И ещё одно: «Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня».

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

Принципы (признаки) правового государства

Связать государство правом — значит построить его на основе определённых правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надёжный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

О принципе верховенства права юристы говорят знакомыми вам словами: всеобщая связанность законом. «Закон суров, но это закон», — с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрёл новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти.

Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надёжно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в Российской Федерации, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.

Государственная власть

Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Российский парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: