Яндекс такси ндфл судебная практика

Обновлено: 05.05.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Яндекс такси подтверждение расходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Яндекс такси подтверждение расходов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 N 13АП-27919/2021 по делу N А56-59462/2019
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя.
Решение: Удовлетворено в части, т.к. несение расходов подтверждено документально, вместе с тем премиальное вознаграждение (гонорар успеха) не может быть взыскано с ответчика, который не является стороной соглашения об оказании юридических услуг. В подтверждение дополнительных расходов в виде транспортных расходов истец представил в материалы дела кассовые чеки ООО "ЯНДЕКС.ТАКСИ" от 08.07.2020 на сумму 593 руб. и от 29.09.2020 на сумму 642 руб. (т. 6 л.д. 37-38), однако, как верно отметил суд первой инстанции, из указанных кассовых чеков не представляется возможным установить маршрут поездки, следовательно, данные документы не могут однозначно подтверждать факт траты указанных денежных средств представителем истца в связи с рассмотрением настоящего дела; маршрутные листы на указанные поездки истцом в материалы дела не представлены.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 по делу N А12-9300/2021
Требование: О взыскании задолженности по договору оказания услуг по невооруженной физической охране объектов.
Решение: Требование удовлетворено в части. Арбитражный суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве доказательств несения транспортных расходов кассовые чеки общества с ограниченной ответственностью "Яндекс.такси" от 8 июня 2021 года на сумму 621 руб., от 15 июня 2021 года на сумму 663 руб., от 7 июля 2021 года на сумму 634 руб., а также кассовый чек публичного акционерного общества "Лукойл" от 7 июля 2021 года N 4435 на отпуск 15 литров автомобильного бензина "ЭКТО-92", поскольку указанные кассовые чеки не подтверждают, что истцом, как юридическим лицом и стороной по делу, понесены какие-либо расходы на оплату услуг такси либо иного транспортного средства, поскольку указанный акт не является платежным документом юридического лица и не подтверждает несение им каких-либо расходов. Представитель Надеева В.Г. пояснила в судебном заседании арбитражному суду первой инстанции, что денежные средства за поездку в такси были списаны с банковской карты ее мужа.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Яндекс такси подтверждение расходов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Как отражаются для целей налога на прибыль расходы на услуги такси при заказе через агрегаторов?
(Консультация эксперта, 2022) Документальное подтверждение расходов на услуги такси при заказе через агрегаторов

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Заработная плата в 2020 году"
(23-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2020) Также не обязаны использовать ККТ водители, которые работают на онлайн-агрегаторов (Яндекс-такси, Uber, GetTaxi и др.), - ответственность за выдачу документов, подтверждающих расходы, несет сам агрегатор.

Многие знают, что федеральные агрегаторы такси выплачивают «бонусы, субсидии» водителям сотрудничающие с их сервисами. Но меня всегда интересовал вопрос: «Как это работает? И платятся ли с этого налоги в соответствии с НК РФ?»

Для того чтобы в этом разобраться нужно изучить договор на основании которого проходят данные платежи, и изучить схему выплат «бонусов».

Изучать будем на примере «Яндекс.Такси», или "Яндекс.Go"

Яндекс.Такси не сотрудничает на прямую с физ.лицами-водителями а делает это через партнеров. Партнеры могут быть ИП или ООО. Но зачем им это лишнее звено в лице партнера? Почему бы сразу на прямую не подключать водителей? Ответ прост, Яндекс.Такси был бы обязан уплатить НДФЛ со своих «бонусов», которые обещает водителям. А чтобы не делать этого, Яндекс.Такси сняла с себя всю ответственность перевесив их на партнера. Именно для этого и нужна им история с "партнерами". Изучив подробно всю "схему" с бонусами у меня возникли вопросы. Главный вопрос заключается в несоответствии условий договора по выплате "бонусов" и действительностью как это работает.

«Яндекс.Такси» сотрудничает со службами такси на основании трех договоров.

Краткая суть каждого договора:

1) Оферта на оказание Услуг по предоставлению доступа к Сервису (далее "Основной договор") - здесь описана вся схема взаимодействий «Яндекс.Такси» и партнера сервиса. Нас интересует п.4, в котором сказано, что … Стороны зафиксировали условия агентского поручения Службы Такси (далее по тексту настоящего раздела — Принципал) и порядок его исполнения Яндексом (далее по тексту настоящего раздела — Агент) и «4.2. Агент по поручению Принципала обязуется за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет Принципала фактические действия по приему безналичных платежей Пользователей за выполнение Подтвержденных Запросов и иных безналичных платежей Пользователей в пользу Принципала, связанных с выполнением таких Запросов (далее по тексту — Поручение).»

Суть такова, когда вы оплачиваете поездку безналичным способом, «Яндекс.Такси» на основании заключенного с вами «Лицензионного соглашения» списывает денежные средства и перенаправляет Службе Такси за вычетом своей комиссии, на основании оферты по предоставлению доступа. Более подробно, что из этого следует разберем чуть позже.

2) Оферта на оказание Услуг по осуществлению перевозок пассажиров и багажа легковым такси и иных услуг для Корпоративных Пользователей ( далее "Корпоративная оферта") – перечисляются выплаты за заказы с корпоративной оплатой. Это когда ваш работодатель, оплачивает ваши поездки на такси.

п.1.1 в Корпоративной оферте, звучит так:

«1.1. Служба Такси обязуется оказывать Яндексу Услуги по осуществлению перевозок пассажиров и багажа и/или иные транспортные услуги и/или услуги курьерской доставки для Корпоративных Пользователей по Запросам на Территории на условиях и в порядке, определенных в Договоре.»

Из текста ясно, что Служба Такси оказывает услуги, а Яндекс их оплачивает, из выше сказанного вытекает, что денежные средства поступившие за оплату корпоративных заказов являются доходом Службы Такси и в случае выплаты этих денег водителю, Служба Такси должна заплатить НДФЛ за каждый факт такой выплаты, если водитель сотрудничает с ними на основании договора ГПХ, а не по трудовому, т.к. на основании НК РФ, юридическое лицо признается источником дохода и самостоятельно должна удержать НДФЛ в размере 13%.

3) Оферта на оказание услуг по продвижению сервиса Яндекс.Такси (далее — Маркетинговая оферта) — именно этот документ регулируют взаимоотношения заказчика, в лице «Яндекс.Такси» и исполнителя в лице Службы Такси, по выплатам «бонусов», промокодам и скидкам по заказам. То есть партнер сервиса оказывает услуги по продвижению сервиса в рамках некой акции, и все денежные средства поступившие на расчетный счет исполнителя, является доходом этой компании, которыми они вправе распоряжаться на свое усмотрение. И так же как на примере с корпоративным договором, Служба Такси должна заплатить НДФЛ за каждый факт такой выплаты бонусов, если водитель сотрудничает с ними на основании договора ГПХ, а не по трудовому.

Хорошо, мы кратко разобрали юридическую часть. Теперь ясно, что Служба Такси обязана уплатить в бюджет НДФЛ с бонусов, промокодов, оплат за корпоративные заказы, если они их выплачивают водителям. Выплата может осуществляться на основании договора ГПХ.

Теперь рассмотрим практику.

Схема выплат бонусов.

Работает это так, агрегатор выставляет некий KPI, в своем ПО, для водителя (прошу это заметить, что именно для каждого конкретного водителя) при выполнении которого, ему зачисляются безналичные денежные средства на его «виртуальную» ведомость в ПО агрегатора, в случае с «Яндекс.Такси» это ПО имеет название «Таксометр» или "Про", прошу заметить, что виртуальное начисление происходит именно на индивидуальную ведомость водителя, водитель соответственно считает это своим доходом. Но по условиям договора эти деньги это деньги таксопарка и он может ими распоряжаться на свое усмотрение но не тут то было.

Фактические деньги, перечисляются на расчетный счёт партнера сервиса, в срок, не превышающий 10 банковских дней с момента начисления бонуса, партнером может быть ИП или юр.лицо. Получает он эти денежные средства на основании Маркетинговой оферты, в соответствии с договором, эти денежные средства являются доходом Службы Такси и они обязаны с них заплатить налог на основании своей системы налогообложения.

Получаем противоречие, т.к. Яндекс.Такси обещает эти деньги водителю, но получает их партнёр и учитывает их как свой доход, а выплатить он их должен водителю, т.к. водитель тоже считает их своим доходом, который отображается у него в «Таксометре».

Если же Служба Такси откажется их перечислять водителю, водитель жалуется в службу технической поддержки (ТП) Яндекс.Такси, ТП Яндекс.Такси популярно объясняет партнеру, что его отключат от сервиса на основании п.3.4. Основного договора, если он не перечислит денежные средства.

«3.4. Приостановление и Прекращение доступа Службы Такси к Сервису

Яндекс оставляет за собой право не допускать к Сервису Водителей/Такси и/или пессимизировать и/или приостановить оказание Услуг Службе Такси в следующих случаях:

- По техническим, технологическим или иным причинам, препятствующим корректной работе Сервиса и на время устранения таких причин;

- При наличии многократных жалоб со стороны Пользователей на Службу такси;

- В случае расчета стоимости оказанных Пользователю услуг по перевозке и иных услуг по тарифу, превышающему максимальный Тариф Яндекс.Такси, согласованный Сторонами;

- Нарушение Службой Такси обязанности по выполнению Запросов Пользователей, размещенных в рамках Сервиса, с тем же приоритетом, что и заказы, полученные Службой Такси из других источников;

- Недобросовестное исполнение Запросов Сервиса;

- Предоставление персональной информации и телефонных номеров Пользователей третьим лицам и/или совершение звонков/отправка смс на данные телефонные номера, содержание которых прямо не относится к оказанию услуг по Запросам (спам, реклама и прочие);

- Выполнение Водителем недобросовестно сгенерированных Запросов, в том числе Запросов, самостоятельно сгенерированных водителем Такси, выполняющим Запрос. При этом Яндекс вправе по своему усмотрению определять, является ли тот или иной Запрос недобросовестно сгенерированным, и не раскрывать Службе Такси алгоритм выявления недобросовестно сгенерированных Запросов, и определения Водителей, осуществляющих самостоятельную генерацию Запросов;

- Осуществление Службой Такси и/или Водителем иных недобросовестных действий в отношении Сервиса. При этом Яндекс вправе по своему усмотрению определять, является ли то или иное действие Службы Такси и/или Водителя недобросовестным по отношению к Сервису и не раскрывать Службе Такси алгоритм выявления таких действий. В случае, если недобросовестные действия Службы Такси и/или Водителя привели к убыткам Яндекса, в том числе к упущенной выгоде, Яндекс имеет право требовать возмещения убытков у Службы Такси;

- Грубое, невежливое, некорректное поведение Водителя в отношении Пользователя и/или иных пассажиров Такси, а также представителей Сервиса;

- Загрязненный салон Такси, наличие в салоне Такси неприятного запаха;

- Наличие двух и более жалоб Водителей на нарушение Службой Такси своих финансовых обязательств в отношении Водителей;

- отказа Службой Такси от исполнения 75% и более Запросов (в том числе Запросов с точкой подачи или назначения в аэропорту и/или в радиусе до 5 км от него или Запросов в иных тарифных зонах, определяемых Яндексом);

В иных случаях нарушения Службой Такси/Водителем обязательств, предусмотренных Договором.

Там есть еще продолжение, но думаю и этого хватит понять, каждому кто сталкивался с такси, что под эти пункты отключения попадают 99,9% всех служб Такси, сотрудничающие с «Яндекс.Такси». Хочу отметить вот этот пункт: «Наличие двух и более жалоб Водителей на нарушение Службой Такси своих финансовых обязательств в отношении Водителей»

Под «финансовыми обязательствами» п.3.4, сотрудники ТП Яндекс.Такси понимают все выплаты отраженные на ведомости водителя в их ПО «Таксометр», в том числе и «Бонусы».

«Совпадение? Не думаю.»

В итоге получается, что агрегатор, в данном случае, в лице «Яндекс.Такси» принуждает партнера выплатить из своего дохода денежные средства водителю. А Службы Такси вынуждены подчиниться требованиям сервиса, в лице «Яндекс.Такси», потому что:

1) «Яндекс.Такси» во многих регионах и крупных городах, чуть ли не монополист по объему рынка, к слову, этот результат был достигнут как раз выплатами «бонусов»;

2) Многие службы такси, имеют свой парк из десятков, сотен или тысяч автомобилей, оформленные в лизинг или в кредит. Лизинг кстати во многих случаях оформлен на льготных условиях на основании «договора расширенного сотрудничества с «Яндекс.Такси», который так же является инструментом по принуждению, но это в следующий раз, если вам будет интересно. А отключение от заказов крупнейшего агрегатора (см.п.1), это прямой путь к разорению.

А что означает выплата физ.лицу в рамках нашего налогового кодекса РФ? Это означает то, что партнер должен удержать НДФЛ с каждой такой выплаты + свою комиссию, но это в идеальной картине мира, которой к сожалению не существует.

«Схема» выплат водителям.

Как мы уже поняли, Яндекс.Такси обязывает выплачивать все денежные средства поступившие на ведомость водителя, с этой суммы таксопарк может удержать только свою комиссию, которая не может превышать 5%, если парк пытается следовать букве закона и удержать НДФЛ, к нему в этот же день, по жалобе водителя в почту скучиться ТП и снова "тыкает" носом в п.3.4. Поэтому чтобы выполнять требования Яндекса, партнеры сервиса, по примеру, "большого брата" реализовал схему с агентскими договорами. Что такое Агентский договор с юр.стороны? Агентский договор дает право не удерживать НДФЛ с выплат по смыслу статьи 226 НК РФ, так как служба Такси в таком случае, не является источником дохода для водителя. Источником дохода являются физ.лица – заказчики услуг такси. Таким образом, обязанность по исчислению и уплате НДФЛ лежит на водителе-физлице в силу пп.1 п.1 ст 228 НК РФ. Но не надо быть «вангой», чтобы понять, не один водитель работающий в таких сервисах не уплачивает за себя НДФЛ.

На каком основании работает агентский договор? На основании Основного договора, тогда Служба Такси не являются налоговыми агентами для физ.лиц, т.к. не являются источником дохода для них. Напомню, суть основного договора, заключается в том, что Яндекс.Такси является агентом по перечислению ден.средств от физ.лиц-пассажиров к партнеру, а партнеры заключают агентский договор с физ.лицами-водителями и должны перечислять на его основании суммы, которые включают в себя выплаты только по основному договору, но включают выплаты по корпоративному и маркетинговой оферте, по принуждению Яндекс.Такси.

А куда смотрят контролирующие органы спросите вы? А бонусы по маркетинговому договору, хитро защиты в одной сумме транзакции поступающих на р/с партнера, которые включают себя выплаты еще по основному и корпоративному договору.

Партнеры пользуясь, упрощенной системой налогообложения, на которой находятся 99% всех партнеров, сдают фиктивные налоговые отчеты за отчетный период, где отражают удобные для них цифры, а контролирующий орган смотрит на их отчеты «сквозь пальцы» ну или не знает как проверить их.

Вот именно для этого нужна вся эта схема с «партнерами» для «Яндекс.Такси», который де-юре, не за что не отвечает и перекладывает всю ответственность на Службы такси, но является бенефициаром всего действия. Если «Яндекс.Такси» начал бы на прямую сотрудничать с физ.лицами и выплачивать бонусы, им пришлось бы со всех своих отчислений по «бонусам» и корпоративному договору заплатить НДФЛ!

Теперь экстраполируем это на всю страну. И примерно посчитаем сколько «Яндекс.Такси» и партнеры «экономят» на НДФЛ в год. Выручка «Яндекс.Такси» за 2019г это 37,9 млрд рублей, выручкой компании является комиссия, которую она удерживает с выполненных заказов по основному договору и корпоративному и из перечисленных «бонусов».

«Карл! Комиссия с бонусов!»

По словам их СЕО, Даниила Шулейко, их эффективная комиссия составляет 10%.

Зная это мы можем примерно посчитать сколько бонусов было выплачено без уплаты НДФЛ.

(37,9*100)/10=379 млрд руб – это общая сумма денежных средств, которая «прошла» через агрегатора.

Допустим, что из этих денег примерно 20% это бонусы и 20% это поездки по корпоративной оферте.

379*0,4=151,6 млрд руб – это примерный размер выплаченных бонусов и денежных средств за корпоративные заказы за 2019г.

Теперь рассчитаем НДФЛ -13% из этой суммы.

151,6*0,13=19,708 млрд руб!

Бюджет страны не дополучил 19 708 000 000 руб!

На данный момент "Яндекс" прилагает титанические усилия для перевода всех водителей и курьеров в статус "самозанятый", который позволяет на законных оснований избежать уплаты НДФЛ. Поэтому и "схема" с партнерами уже не актуальна, скорее всего их будут "душить" всеми силами. ИМХО.

Суть всей басни такова, что Яндекс принуждает таксопарки заработанные ими денежные средства выплачивать водителям без возможности удержать с них даже НДФЛ!

Самозанятый водитель предпринял попытку установить факт трудовых отношений с ООО Яндекс Такси в судебном порядке. Три судебные инстанции отказали в иске водителю.

Щербинин Я.И. подал исковое заявление в Тушинский районный суд г. Москвы иск о признании отношений с ООО Яндекс Такси как трудовые.

Решением № 02-2238/2019 Тушинского районного суда в удовлетворении требований отказано.

Московский городской суд в Апелляционном определении № 33-53437/2019 оставил решение жалобы без изменения. Он указал в определении следующее.

В апелляционной жалобе истец настаивает, что отношения, возникшие между сторонами являются трудовыми.

С такими доводами согласиться нельзя, поскольку из представленных в материалы дела документов не усматривается наличие следующих условий, характеризующих трудовые отношения: подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; наличие стабильного характера отношений, подчиненность и зависимость труда, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения; выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов.

Денежные средства, перечисленные Яндексом в пользу истца по Договору на доступ к Сервису, не принадлежат Яндексу. Такие денежные средства были приняты Яндексом от Пользователей в качестве оплаты Пользователями услуг Щербинина Я.И. на основании поручения истца на прием и передачу денежных средств на условиях раздела 4 Договора на доступ к Сервису.

Помимо безналичной оплаты Пользователь может также расплатиться с Истцом наличными денежными средствами. Такой расчет осуществляется непосредственно между Пользователем и истцом без участия Яндекса.

2 кассационный суд общей юрисдикции в своём определени № 8г-10740/2020 оставил решение первой и определение апелляционной инстанции без изменении по следующим доводам.

Суд установил, что при заключении Договора на доступ к сервису, истец сообщил о наличии у него статуса «самозанятого», подтвердил, что он ведет предпринимательскую деятельность, не имея работодателя, и намерен далее вести такую деятельность, в том числе с использованием программно-аппаратных средств Яндекса.

При этом сам договор на доступ к Сервису не содержит положений, согласно которым истец обязуется выполнить работы или оказать услуги для Яндекса. Согласно условиям договора, предусмотрена обязанность Яндекса предоставить доступ к Сервису и обязанность истца (Службы Такси) оплатить такие услуги. Истец самостоятельно отвечает за обеспечение своих условий труда и обеспечивает себя инструментами, материалами и оборудованием, необходимыми для ведения предпринимательской деятельности.

Ссылка заявителя на то, что регистрация в качестве «самозанятого» была произведена вынужденно перед заключением договора с ответчиком, не имеет значение для разрешения спора и не опровергает выводы суда об отсутствии трудовых отношений.

Что касается остальных доводов жалобы, в том числе о том, что правоотношения сторон имели стабильный характер, трудовой функцией истца являлась перевозка пассажиров, оплата производилась ответчиком на карту истца, услуги осуществлялись в интересах ответчика, то они направлены на переоценку доказательств по делу, что не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.

Уже пару дней «интернеты» пестрят заголовками из серии «Шокирующее решение суда по делу Яндекс!». Разберемся, что происходит и кто на этот раз попутал берега?

Факт №1: Пресненская прокуратура города Москвы подала иск на Яндекс.Такси на том основании, что агрегатор незаконно сотрудничает с самозанятыми водителями, и требует запретить Яндекс работать с самозанятыми без открытого ИП.

Факт №2: Суд рассмотрел обращение, признал требования законными и одобрил иск, т.е. запретил Яндекс напрямую работать с самозанятыми водителями без ИП.

Факт №3: ФНС от вердикта прокурора не в восторге, т.к. индивидуальные предприниматели в статусе самозанятых тоже лишаются права напрямую работать с Яндекс.Такси.

Факт №4: Минтранс одобрил происходящее.

Факт №5: Понятное дело, компания-монополист решение обжаловала, но обращение еще на рассмотрении.

Тактика юристов Яндекса в суде, мягко говоря, удивила. Защитники компании подчеркнули, что передача заказов самозанятым без ИП вполне законна. Другими словами, «…у нас всё нормально, это с вашими законами чё-то не то…». Яндекс настолько проникся идеей, что закон для него не писан, что эту же мысль навязывает и суду.

Компания снова и снова пытается усидеть на двух стульях:

  • Всеми правдами и неправдами агрегатор старается избежать ответственности за организацию перевозок.
  • Хочет еще больше водителей, не обременяя себя обязательствами по оформлению разрешений.

Единственный существенный аргумент компании состоит в том, что они вывели огромное количество водителей из безналоговой зоны. Теперь, собственно, понятно, почему налоговики поддерживают Яндекс.

Вывод: вердикт прокуратуры соответствует букве Закона, но противоречит налоговым целям эксперимента с самозанятыми. Если ситуация «выбьет» самозанятых, потеряется смысл «обеления» сферы.

Тем более, самозанятые всегда могут вернуться к работе через парки: там и % ниже, и деньги можно вывести когда угодно. И кому хуже? Яндексу? Или все-таки государству, которое останется без налогов…

Ну, и вопрос: каким образом контролировать Яндекс, чтобы тот не работал с самозанятыми?! Есть мнение? Пишите в комментариях.

Чтобы стать партнером Яндекс.Такси нужно открыть ИП или ООО. Сам Яндекс схему работы не выдает, вся организация "таксопарка" ложится на ваши плечи.

С точки зрения выбора системы налогообложения для ИП рассмотрим 2 варианта.

1. Упрощенка (УСН) 6%.

Вы как ИП являетесь посредником между агрегатором Яндекс.Такси и водителями.

Яндекс производит расчеты с вами как ИП, удержав свою комиссию, например, 18%

Поступление денег от Яндекса на расчетный счет ИП.

Вы получаете на расчетный счет всю сумму денег, которую заработали водители вашего таксопарка.

Например, 3 водителя заработали по 4000 рублей за 1 рабочий день. Это 12000 рублей.

12 000*18% = 2160 - комиссия Яндекса, которую он вычел из заработка водителей.

К вам на расчетный счет ИП поступает сумма 12 000 - 2160 рублей = 9840 рублей.

Рассчитаем налог по упрощенке 6%.

Со всей этой суммы нужно заплатить налог 6% в соответствии с упощенной системой налогообложения.

В своем примере я рассматриваю ИП без сотрудников. Водители в штат работниками не устроены.

9840 * 6% = 590,40 рублей.

Получается, что если вы будете удерживать с ваших водителей комиссию по-минимуму 2%, то вы ничего не заработаете и на налоги вам не хватит, и прибыли не будет.

А комиссия в 5% практически в ноль закроет ваши налоги с условием, что 5% вы считаете от грязной выручки водителя.

4000 * 5% = 200 рублей 200 * 3 водителя = 600 рублей.

Про уменьшение налога 6% по УСН я описала в другой статье , в ней же написала, в какие сроки нужно платить налоги.

2. Упрощенка доходы минус расходы 15%

Виды расходов.

Такой вариант подойдет тем, у кого три автомобиля в собственности. Тогда вы можете в расходы списать ГСМ.

Для этого необходим договор с топливной компанием, топливные карты, баланс которых будет пополняться с расчетного счета ИП.

Расходы на техобслуживание и ремонт автомобилей . Для этого заключаются договоры на ремонт с ООО или ИП и оформляются акты на услуги по ремонту авто.

Страхование автомобилей .

На упрощенке доходы минус расходы можно в уменьшение налогооблагаемой базы учесть только ОСАГО. Остальные виды добровольного страхования в расходы не включаются.

Комиссия банка включается в расходы.

Фиксированные взносы ИП полностью учитываются в расходах. В 2021 году это сумма 40 874 рубля.

Трудовые взаимоотношения с сотрудниками.

Страховые взносы за сотрудников и начисленная зарплата полностью учитываются в расходах

В общем случае налоги например составят такую сумму с начисленной зарплаты в 40 000 рублей. (зарплата делится на две части в соответствии со льготами для малого бизнеса)

12 792 *13% НДФЛ = 1 663 рубля

12 792 * 30,7% = 3 927 рублей

Вторая часть зарплаты

27 208 * 13% = 3 537 рублей

27 208 * 15,7% = 4272 рубля

Итого налоги с зарплаты водителя, если он устроен по официальному трудовому договору с ежемесячной зарплатой в 40 000 рублей.

1 663 + 3 927 + 3 537 + 4 272 = 13 399 рублей

Итого в расходы по упрощенке доходы минус расходы вы можете списать 40 000 + 13 399 - 1663 - 3537 = 48 199 рублей

Если взаимоотношения будут строиться на основе договора аренды транспортного средства с экипажем, то налоги выглядят следующим образом.

Например, возьмем сумму 40 000 за отработанный месяц.

Тогда разделим выплаты на 2 части

физлицу за управление транспортным средством начислено 7 000 рублей (эту сумму вы выделяете на свое усмотрение.), а за аренду авто 33 000 рублей.

7000 *13% = 910 рублей НДФЛ 7000 * 30,7% = 2149 рублей

Итого налоги с 7 000 рублей за вождение 3059 рублей

С арендной платы удерживается только НДФЛ 13%

33 000 * 13% = 4 290 рублей.

Итого налоги 910 + 2 149 + 4 290 = 7349 рублей

При этом на руки водителю нужно выплатить сумму

40 000 - 910 - 4 290 = 34 800 рублей.

Если с водителем вы заключите просто договор аренды транспортного средства, то

с начисленной суммы нужно просто удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет.

40 000 * 13% = 5 200 рублей.

На руки водителю вы перечисляете такую же сумму как и в рамках договора аренды транспортного средства с экипажем - 34 800 рублей.

Однако в двух последних вариантах есть риск переквалификации договорных взаимоотношений с водителями в трудовые.

Агентский договор с водителем - физлицом.

Вы как ИП выступаете агентом, а водитель - принципиалом, в интересах которого вы действуете.

Агентский договор - это гражданско-правовой договор. Раз одной из сторон выступает физическое лицо, то налоги за него платит ИП.

(Я знаю, что на самом деле эти налоги никто не платит, однако налоговые России, начали доначислять налоги таксопаркам ООО и ИП, а также направлять в адрес водителей требования об уплате 13% с полученных доходов от таксопарка.)

Ниже привожу номера Писем Минфина, где разъясняется необходимость уплаты страховых взносов с сумм, которые переводятся принципиалам - водителям

Это 22% в ПФР и 5,1% в ФФОМС, не нужно платить лишь 2,9% в ФСС и

Минфин выпустил ряд писем по этому вопросу от 12.02.2019 N 03-15-05/8300, от 19.10.2018 N 03-15-06/75209 , обратите внимание на второе Письмо.

По поводу НДФЛ привожу цитату, однако сразу скажу, что суды считают, что НДФЛ платит тот, кто непосредственно переводит вознаграждение физическому лицу.

По поводу страховых взносов мнение Минфина заключается в том, что взносы нужно начислять.

Агентский договор и база для исчисления налога по упрощенке (УСН) 6%.

Налоговая база формируется по правилам статьи 251 НК РФ.

Здесь приведен перечень видов поступлений , которые не включаются в состав доходов и не являются базой для начисления налога по УСН. Наш случай описан в подпункте 9 . Так как Яндекс перечисляет на ваш расчетный счет деньги для водителей, то это не ваш доход.

По поводу определения налоговой базы есть Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 февраля 2016 г. N 03-11-06/2/4733

Для того, что бы база по налогу по упрощенке состояла только из вашего вознаграждения необходимо позаботиться о составлении атчетом агента, подписанным вами и вашим водителем (принципиалом). Если не будет таких отчетов, то вы не сможете определить правильно и дату поступления вашего дохода в виде комиссии, а также не чем будет подтвердить саму сумму комиссии.

Требование по поводу составления отчета агента заявлено и в статье 1008 Гражданского Кодекса РФ.

Отсутствие документов в виде отчетов агента позволит налоговикам переквалифицировать ваш агентский договор с водителями в договор об оказании услуг и доначилит вам налог по упрощенке на всю сумму поступивших денег на ваш расчетный счет.

Подтверждающие докумнты у вас как у ИП могут попросить после того, как вы сдадите Декларацию по УСН по итогам года и налоговики увидят, что на ваш расчетный счет поступило больше денег, чем вы отразили в Декларации по УСН.

Если вы применяете Упрощенку доходы минус расходы, то чтобы можно было поставить в расходы суммы, выплаченные водителям, вам в учетной базе необходимо отразить отчет агента, который вы подписываете ежемесячно с каждым водителем.

Таким образом, мы видим что все виды договорных взаимоотношений, кроме трудовых, с водителями содержат риски.

С водителями - самозанятыми агентский договор заключать нельзя, их услуги вы сможете взять, если будете применять упрощенку доходы минус расходы, при этом самозанятый должен будет предоставить вам чекиз приложения Мой налог, который он пробивает на каждую, поступившую ему от вас сумму.

Итак, ваша задача максимально грамотно оформить документы, которые вам понадобятся, чтобы в банк предоставить, если у вас вдруг заблокируют расчетный счет по 115 ФЗ или в налоговую инспекцию, чтобы подтвердить свой доход только в размере вашей комиссии.

Понравилась статья, ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь с друзьями)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: