В соответствии с нормами для морских судов под высоким напряжением понимается напряжение

Обновлено: 28.04.2024

Измерение общего сопротивления изоляции судовых сетей и работающего электрооборудования щитовыми приборами должно производиться не реже одного раза в сутки. Это сопротивление не нормируется. Для его приближенной оценки рекомендуются следующие значения:
1. силовая сеть распределения электроэнергии при числе установленных потребителей: до 50 – не менее 0.05 МОм, от 50 до 100 – не менее 0.025 МОм, свыше 100 – не менее 0.02 МОм;
2. сеть освещения при числе осветительных точек, получающих питание от одного источника: до 100 – не менее 0.05 МОм, от 100 до 500 – не менее 0.03 МОм, свыше 500 – не менее 0.02 МОм.
Устройства автоматического контроля сопротивления изоляции должны быть постоянно включены.
Независимо от ежедневного измерения сопротивления изоляции щитовыми приборами необходимо не реже одного раза в месяц измерять переносным омметром сопротивление изоляции всего электрооборудования.
Сопротивление изоляции по отношению к корпусу судна, а также между фазами нового или капитально отремонтированного электрооборудования при номинально напряжении до 500 В должно быть не менее приведенного в таблице 1. Нормы сопротивления изоляции электрооборудования, находящегося в эксплуатации, приведены в таблице 2.
Измерение сопротивления изоляции электрооборудования в нагретом состоянии должно выполняться немедленно после его отключения.
Измерение сопротивления изоляции обмотки возбуждения синхронных генераторов с контактными кольцами следует производить только после поднятия щеток или отключения выпрямительного моста от обмотки возбуждения другим способом. В бесщеточных синхронных генераторах перед измерением сопротивления изоляции обмотки возбуждения и других обмоток, расположенных на роторе, необходимо с помощью неизолированного медного провода шунтировать все полупроводниковые приборы, расположенные на роторе.
Величину сопротивления изоляции электрических машин рекомендуется определять не ранее чем через 60 с после приложения испытательного напряжения. При измерениях сопротивления изоляции электрических машин в холодном состоянии рекомендуется дополниетльно оценивать степень увлажненности изоляции по величине коэффициента абсорбции, определяемой как отношение сопротивления изоляции R60, к сопротивлению изоляции R15, измеренному через 15 с. При коэффициенте абсорбции меньше 1ю3 и температуре 15-30 С изоляция считается увлажненной и при техническом обслуживании электрооборудования ее следует подвергнуть сушке.
Техническое состояние электрооборудования с точки зрения сопротивления изоляции может быть оценено как:
— хорошее, если сопротивление изоляции не меньше нормального;
— удовлетворительное, если сопротивление изоляции меньше нормального, но равно или больше предельно допустимого;
— неудовлетворительное, если сопротивление изоляции меньше предельно допустимого.
Электрические машины, кабели и другое электрооборудование, имеющее неудовлетворительное техническое состояние с точки зрения сопротивления изоляции, должны быть выведены из действия, после чего необходимо принять меры к повышению сопротивления изоляции.

ГОСТ Р 54585-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Требования безопасности, методы контроля и испытаний

Ship's electrical equipment. Safety requirements, control and test methods

Дата введения 2012-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии" (ФГУП "ЦНИИ СЭТ")

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2013 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на судовое электрооборудование (далее - СЭО), электромеханизмы, агрегаты и устанавливает общие требования безопасности к конструктивному исполнению СЭО, классы СЭО по способу защиты человека от поражения электрическим током, специфические требования безопасности следующих групп СЭО:

- машины электрические вращающиеся;

- аппараты коммутационные низковольтные;

- кабели и провода;

а также на методы контроля параметров и испытаний.

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности, исключающие или уменьшающие до допустимого уровня воздействие на человека электрического тока, шума и электрических полей СЭО, а также предотвращающие возможность получения травм от движущихся частей СЭО и частей СЭО, нагревающихся до высоких температур.

Требования настоящего стандарта являются обязательными для установления требований безопасности и нормативной документации на СЭО.

Требования безопасности должны быть учтены при проектировании, разработке, выборе, монтаже и сдаче СЭО на строящихся объектах и судах морского флота на судостроительных заводах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 12.1.002-84 Система стандартов безопасности труда. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах

ГОСТ 12.1.009-76* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 12.1.009-2009, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.1.019-79* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 12.1.019-2009, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.1.045-84 Система стандартов безопасности труда. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.1-75 Система стандартов безопасности труда. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.013.0-91 Система стандартов безопасности труда. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний

ГОСТ 12.4.124-83 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования

ГОСТ 20.57.406-81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний

ГОСТ 4751-73 Рым-болты. Технические условия

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 16264.0-85 Машины электрические малой мощности. Двигатели. Общие технические условия

ГОСТ 16372-93* Машины электрические вращающиеся. Допустимые уровни шума

ГОСТ 17703-72 Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 18690-82 Кабели, провода, шнуры и кабельная арматура. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 22483-77 Жилы токопроводящие медные и алюминиевые для кабелей, проводов и шнуров. Основные параметры. Технические требования

ГОСТ 24040-80 Электрооборудование судов. Правила и нормы проектирования и электромонтажа

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ 12.1.009 и ГОСТ 17703.

4 Общие положения

4.1 СЭО должно соответствовать требованиям настоящего стандарта.

4.2 При проектировании СЭО следует применять:

- изоляцию токоведущих частей (рабочую, дополнительную, двойную, усиленную);

- малое напряжение постоянного тока, не превышающее 50 В между полюсами, и малое напряжение переменного тока, не превышающее 50 В между фазами или между фазами и корпусом судна;

- элементы для осуществления защитного заземления металлических нетоковедущих частей СЭО, которые могут оказаться под напряжением (при нарушении изоляции, режима работы СЭО и т.п.);

- устройства, отключающие СЭО от сети, когда доступные прикосновению части СЭО оказываются под напряжением;

- оболочки для предотвращения возможности случайного прикосновения к токоведущим движущимся, нагревающимся частям СЭО;

- блокировки для предотвращения ошибочных действий и операций;

- экраны и другие средства защиты от опасного и вредного воздействия электромагнитных полей;

- устройства, предназначенные для контроля сопротивления изоляции и сигнализации о ее повреждении, а также для отключения СЭО при уменьшении сопротивления изоляции ниже допустимого уровня;

- предупредительные надписи, знаки, окраску в сигнальные цвета и другие средства сигнализации об опасности.

4.3 Методы (способы) обеспечения безопасности, не установленные настоящим стандартом, должны быть указаны в нормативной документации на СЭО конкретного вида.

5 Классы электрооборудования по способу защиты от поражения электрическим током

Для СЭО установлены пять классов защиты: 0, 0I, I, II, III.

К классу 0 относят СЭО, имеющие рабочую изоляцию и не имеющие элементов заземления.

К классу 0I относят СЭО, имеющие рабочую изоляцию, элемент для заземления и кабель без заземляющей жилы для присоединения к источнику питания.

К классу I относят СЭО, имеющие рабочую изоляцию, элемент заземления и кабель для присоединения к источнику питания с заземляющей жилой и соединителем с заземляющим контактом.

К классу II относят СЭО, имеющие двойную или усиленную изоляцию и не имеющие элементов заземления.

К классу III относят СЭО, во внутренних и внешних электрических цепях которых напряжение не превышает 50 В. Напряжение источника питания - не более 50 В, а при холостом ходе - не более 55 В. При использовании в качестве источника питания трансформатора или преобразователя его входная и выходная обмотки не должны быть электрически связаны, и между ними должна быть двойная или усиленная изоляция.

6 Требования безопасности к судовому электрооборудованию и его частям

6.1 Общие требования

6.1.1 Допустимые значения шума СЭО следует указывать в нормативной документации на СЭО конкретного вида.

Уровень шума электрических машин зависит от степени их защиты, номинальной частоты вращения и мощности. При отсутствии норм на предельные значения уровней шума в нормативной документации на судовые вращающиеся электрические машины рекомендуется руководствоваться ГОСТ 16372 и ГОСТ 27408.

6.1.2 СЭО, создающее электрические поля промышленной частоты, должно иметь защитные элементы для ограничения воздействия этих полей.

Требования к защитным элементам должны быть указаны в нормативной документации на СЭО конкретного вида.

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ

НОРМЫ РАСЧЕТА
НА ПРОЧНОСТЬ СТАЦИОНАРНЫХ КОТЛОВ И ТРУБОПРОВОДОВ ПАРА И ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ

Дата введения 2001-09-01

Редакционная коллегия: В.С.Котельников, Н.А.Хапонен, А.А.Шельпяков (Госгортехнадзор России)

Ю.К.Петреня, Е.Э.Гильде, А.В.Судаков, А.А.Чижик, И.А.Данюшевский, П.В.Белов, А.М.Рейнов (АООТ НПО ЦКТИ им. И.И.Ползунова)

Нормы расчета на прочность стационарных котлов и трубопроводов пара и горячей воды распространяются на паровые котлы и паропроводы с избыточным рабочим давлением более 0,07 МПа и на водогрейные котлы и трубопроводы горячей воды с температурой свыше 115 °С.

Допускается применение Норм при расчете сосудов энергомашиностроения и корпусов арматуры тепловых электростанций и других установок.

Нормы не распространяются на котлы, трубопроводы, встроенные и автономные пароперегреватели и экономайзеры, устанавливаемые на морских и речных судах и на других плавучих средствах или объектах подводного применения, а также на подвижном составе железнодорожного, автомобильного и гусеничного транспорта, и на котлы с электрическим обогревом.

Для котлов и трубопроводов, находящихся в эксплуатации, в процессе монтажа или изготовления или оконченных проектированием до введения настоящих Норм, переоформление расчетов на прочность в соответствии с новыми нормами не требуется.

Текст настоящего издания Норм включает Изменение N 1 (РДИ 10-413(249)-01), утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 13.07.01 N 31.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Нормы расчета на прочность стационарных котлов и трубопроводов пара и горячей воды распространяются на паровые котлы и паропроводы с рабочим давлением более 0,07 МПа и на водогрейные котлы и трубопроводы горячей воды с температурой свыше 115 °С:

на котлы с топкой, котлы-утилизаторы, энерготехнологические котлы и др.;

на встроенные и автономные пароперегреватели и экономайзеры;

на трубопроводы пара и горячей воды в пределах котла, включая опускные трубы, соединительные трубы и стояки;

на трубопроводы пара и горячей воды любого назначения;

на сосуды, подключенные к тракту котла (пароохладители, сепараторы и др.).

Допускается применение Норм при расчете сосудов энергомашиностроения и корпусов арматуры тепловых электростанций и других установок.

Нормы не распространяются на котлы, трубопроводы, встроенные и автономные пароперегреватели и экономайзеры, устанавливаемые на морских и речных судах и на других плавучих средствах или объектах подводного применения, а также на подвижном составе железнодорожного, автомобильного и гусеничного транспорта, и на котлы с электрическим обогревом.

Нормы должны применяться совместно с Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (ПГК-93), Правилами устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПГТ-94) и Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 10-115-96).

Для котлов и трубопроводов, находящихся в эксплуатации, в процессе монтажа или изготовления или оконченных проектированием до введения настоящих Норм, переоформление расчетов на прочность в соответствии с новыми нормами не требуется.

1.1. Основные условные обозначения

1.1.1. В формулах приняты следующие обозначения, представленные в табл.1.1.

Расчетная температура стенки

Температура наружной поверхности детали

Допустимая температура наружной поверхности детали

Номинальное допускаемое напряжение при расчетной температуре стенки

Допускаемое напряжение при гидравлическом испытании



Временное сопротивление металла разрыву при расчетной температуре и при 20 °С соответственно


Условный предел текучести металла при остаточной деформации 0,2% при расчетной температуре и при 20 °С соответственно

Условный предел текучести металла при остаточной деформации 1% при расчетной температуре

Предел текучести при расчетной температуре


Условный предел длительной прочности при растяжении на ресурс
10, 10, 2·10 и 3·10 ч соответственно



Условный предел ползучести при растяжении, обусловливающий деформацию в 1% за 10 ч

Номинальная толщина стенки детали

Расчетная толщина стенки детали

Фактическая толщина стенки детали

Суммарная прибавка к расчетной толщине стенки

Производственная и эксплуатационная прибавки к расчетной толщине стенки соответственно

1.2. Область применения

1.2.1. Приведенные в Нормах методы расчета на прочность применимы при соблюдении следующих условий:

конструкция, материалы, изготовление, контроль, монтаж и ремонт котла, трубопровода и их деталей, работающих под давлением, удовлетворяют соответствующим требованиям Правил (ПГК-93, ПГТ-94, ПБ 10-115-96);

эксплуатация котла и трубопровода удовлетворяет требованиям не ниже требований правил технической эксплуатации, согласованных с Госгортехнадзором России (далее - госгортехнадзором), например "Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей";

при монтаже, эксплуатации и ремонте обеспечено выполнение инструкций и указаний предприятия-изготовителя.

1.2.2. При расчете деталей, конструкция которых, способы изготовления и условия эксплуатации отличаются от общепринятых, установленных соответствующими Правилами, необходимо вводить коррективы, учитывающие особенности изготовления и эксплуатации. Для деталей, подверженных частым сменам нагрузки или колебаниям температуры, должны выполняться поверочные расчеты на малоцикловую усталость.

1.2.3. Прочность деталей, методы расчета которых в Нормах не приводятся, должна быть подтверждена изготовителем в результате проведения испытаний моделей или образцов либо расчетами на прочность, согласованными со специализированными научно-исследовательскими организациями. При этом должно быть обеспечено соблюдение запасов прочности не менее установленных настоящими Нормами.

1.2.4. Методика расчетов на прочность, приведенная в Нормах, предусматривает выполнение расчетов в прямом и обратном порядке. При прямом порядке расчетов определяется номинальная или допустимая толщина стенки по заданному или принятому расчетному давлению, при обратном порядке расчета определяется величина допустимого давления по фактической или номинальной толщине стенки. Обратный порядок расчета может быть назван контрольным расчетом. Выбор порядка расчета должен производиться организацией, выполняющей расчет.

В Нормах не приводятся последовательность и методика поверочного расчета, основной задачей которого является обоснование расчетного ресурса эксплуатации. Однако в поверочном расчете должны использоваться значения номинальных допускаемых напряжений и основные расчетные формулы и зависимости, приведенные в разделах 3, 4 данных Норм.

1.3. Расчетное давление

1.3.1. Под расчетным давлением следует понимать избыточное давление рабочей среды, по которому производится расчет на прочность данной детали.

Расчетное давление должно приниматься конструкторской организацией в целях обеспечения расчетом на прочность, выполняемым этой организацией, надежности детали в условиях испытаний и эксплуатации.

Расчетное давление должно быть равно максимальному давлению рабочей среды, возможному для данной детали в нормальных условиях эксплуатации, или больше его. Необходимость превышения расчетного давления над рабочим, а также размеры этого превышения должны определяться конструкторской организацией с учетом особенности конструкции котла и его комплектации (например, предохранительными клапанами), назначения котла и опыта эксплуатации котла данного типа.

1.3.2. Расчетное давление детали котла следует принимать равным расчетному давлению рабочей среды на выходе из котла (перегревателя), увеличенному на потерю давления от гидравлического сопротивления на участке между расчетной деталью и выходом рабочей среды из котла. Потеря давления должна определяться при максимальном расходе среды.

Для элементов, заполненных водой, следует прибавить гидростатическое давление столба воды, расположенного над нижней частью расчетного элемента.

Гидростатическое давление и потери гидравлического сопротивления принимаются в расчет, если их сумма равна или более 3% расчетного давления.

1.3.3. Расчетное давление рабочей среды на выходе из котла должно приниматься равным номинальному давлению при номинальной температуре и паропроизводительности (или номинальном расходе воды для водогрейного котла), увеличенному на положительное отклонение, вызванное регулированием величины номинального давления, если это отклонение превышает 3%.

1.3.4. Расчетное давление в трубах поверхностей нагрева или трубопроводах принимается равным давлению рабочей среды на входе в рассчитываемый пакет или трубопровод (в соответствующем коллекторе, барабане котла или полости теплообменника).

1.3.5. Расчетное давление в чугунных экономайзерах следует определять в соответствии с п.1.3.2; при этом оно должно быть не менее расчетного давления в котле, увеличенного на 25%.

1.3.6. Кратковременное повышение давления при полном открытии предохранительных клапанов в расчете допускается не учитывать, если при максимальной производительности котла оно не превышает 10% рабочего давления. Если это условие не соблюдается, то расчетное давление должно приниматься равным 90% давления при полном открытии предохранительных клапанов.

1.3.7. Расчетное давление в трубопроводах воды после насосов должно приниматься равным 90% максимального давления, создаваемого насосами при закрытых задвижках.

1.3.8. Во всех случаях величина расчетного давления должна приниматься не менее 0,2 МПа.

1.4. Расчетная температура

1.4.1. Под расчетной температурой стенки следует понимать температуру металла, по которой выбирается величина допускаемого напряжения для рассчитываемой детали котла или трубопровода.

1.4.2. Расчетную температуру стенки деталей, не обогреваемых горячими газами или надежно изолированных от обогрева извне, следует принимать равной температуре содержащейся в ней рабочей среды без учета допусков по отклонению температуры рабочей среды от номинальной, установленных ГОСТ 3619, ГОСТ 21563, ГОСТ 22530.

Детали считаются надежно изолированными, если обеспечены условия, при которых повышение средней температуры стенки от тепловосприятия извне не будет превышать 5 °С.

Для экранов это условие соблюдается, если просвет между экранными трубами или между плавниками труб не превышает 3 мм.

1.4.3. За расчетную температуру стенки обогреваемых деталей следует принимать среднеарифметическое значение температур наружной и внутренней поверхности стенки в наиболее нагретой части детали, определенных теплотехническим расчетом или измерением.

1.4.4. Расчетную температуру стенки необогреваемых деталей котлов и трубопроводов следует принимать равной температуре среды на входе в расчетный элемент (при отсутствии внутри детали греющих теплообменников или при размещении в ней охлаждающего теплообменника) или равной температуре среды на выходе из детали (при размещении в ней греющих теплообменников).

1.4.5. Если избыточное давление горячих газов превышает 0,1 МПа, то расчетная температура стенки обогреваемых деталей должна приниматься по тепловому расчету или по данным измерений температуры.

1.4.6. Расчетную температуру стенки деталей котлов и трубопроводов в пределах котла следует принимать не менее 250 °С.

Допускается принимать расчетную температуру стенки необогреваемых деталей котлов и трубопроводов ниже 250 °С по согласованию со специализированными научно-исследовательскими организациями.

1.5. Толщина стенки и прибавки

1.5.1. Расчетная толщина стенки , вычисленная по формулам раздела 3 настоящих Норм, должна определяться по заданным значениям расчетного давления и номинального допускаемого напряжения с учетом ослабления отверстиями и (или) сварными соединениями.

Судовые электрические сети классифицируют по назначению, конструкции и числу проводов, используемых для передачи электроэнергии.
По назначению судовые сети делят на силовые, основного освещения, аварийного освещения, аккумуляторного аварийного освещения, низковольтного переносного освещения, слабого тока, электро- и радионавигационного оборудования, радиотрансляции.
Силовые сети используют для передачи электроэнергии к электроприводам, сварочным преобразователям, нагревательным приборам.
Сеть основного освещения делят в свою очередь на несколько сетей. В сети освещения судовых помещений светильники общего освещения получают питание по одним кабельным линиям, светильники местного освещения и розетки — по другим. В сети освещения машинного отделения светильники получают питание в шахматном порядке как минимум от двух независимых щитов освещения или двух фидеров ГРЩ. В сети наружного освещения, кроме установки местных выключателей, обязателен выключатель централизованного отключения из ходовой рубки.
Сеть трюмного освещения питается от самостоятельного щита трюмного освещения и снабжена трюмными люстрами и стационарными светильниками. Сеть сигнально-отличительных огней получает питание от ГРЩ, АРЩ и ближайшего щита освещения через специальный коммутатор сигнально-отличительных огней.
Сеть аварийного освещения получает питание в нормальном режиме от ГРЩ через АРЩ и не имеет выключателей.

Сеть аккумуляторного аварийного освещения автоматически включается при исчезновении напряжения на ГРЩ или АРЩ при наличии АДГ. Освещение осуществляется малогабаритными катерными светильниками от общей аккумуляторной батареи (АБ) напряжением 24В или светильниками с местными малогабаритными АБ с автоматической подзарядкой от сети нормального освещения.
Сеть низковольтного переносного освещения служит для обеспечения осмотров и ремонта оборудования и получает питание через общие понижающие трансформаторы или вилки-трансформаторы.
Сети слабого тока включают сети машинных и рулевых телеграфов, тахометров, рулевых указателей, соленомеров, газоанализаторов, влагомеров, термометров, пирометров, средств управления, контроля и сигнализации.
Сеть электро- и радионавигационного оборудования включает сети гирокомпаса, лага, эхолота, радиолокатора, радиопеленгатора и др.
Сетью радиотрансляции обеспечивается трансляция радиопередач, служебных команд, записей.
По конструкции сети могут быть воздушными или кабельными. На судах применяют только кабельные сети.
Сети постоянного тока бывают 2-проводными (рис. 2 а) и 1-проводными. В 1-проводной сети роль 2-го провода выполняет корпус судна В 1-проводной сети повышается опасность поражения электрическим током и отсутствует возможность контроля качества изоляции сети.
Сети 3-фазного переменного тока могут быть 3- и 4-проводными с изолированной и заземлённой нейтралью. Правилами Регистра на судах допускается применять только 3- и 4-проводные сети с изолированной нейтралью. Считается, что они обладают высокой электробезопасностью. В действительности же судовая кабельная сеть имеет значительную ёмкостную связь с корпусом судна. Это не позволяет считать такую сеть изолированной даже в том случае, когда электрическое соединение ее с корпусом судна отсутствует. Опасность поражения человека током при соприкосновении с оголённым фазным проводом велика даже при очень хорошем качестве изоляции всей сети по отношению к корпусу судна.
В судовых установках допускается применение следующих систем распределения электрической энергии:
.1 переменного тока напряжением до 1000 В:
.1.1 трехфазная, трехпроводная изолированная;
.1.2 трехфазная трехпроводная с нулевой точкой, заземленной через высокоомный резистор или реактор (компенсированно-резистированная нейтраль);
.2 дополнительно для напряжений до 500 В включительно:
.2.1 трехфазная, четырехпроводная изолированная;
.2.2 трехфазная, четырехпроводная с нулевой точкой, заземленной в соответствии с 4.1.1.1.2;
.2.3 однофазная, двухпроводная изолированная;
.2.4 однофазная, двухпроводная с нулевой точкой, заземленной в соответствии с 4.1.1.1.2;
.2.5 однофазная, однопроводная с использованием корпуса судна в качестве обратного провода (на судах валовой вместимостью менее 1600) для напряжения до 50 В, кроме указанного в 6.8.4, при условии, что любой возможный ток не будет проходить непосредственно через любое из взрывоопасных помещений;
.3 постоянного тока:
.3.1 двухпроводная изолированная;
.3.2 однопроводная с использованием корпуса судна в качестве обратного провода (на судах валовой вместимостью менее 1600) для напряжения до 50 В, кроме указанного в 6.8.4, при условии, что любой возможный ток не будет проходить непосредственно через любое из взрывоопасных помещений.
При использовании корпуса судна в качестве обратного провода все конечные цепи должны быть двухпроводными, а изолированный обратный провод должен быть заземлен на заземляющей шине распределительного щита, от которого цепь получает питание, в доступном для осмотра месте.
При этом должны быть предусмотрены устройства для отключения от корпуса судна заземляющих шин для проверки состояния изоляции.
На судах валовой вместимостью 1600 и более допускается применение местных заземленных систем питания следующих потребителей (при условии, что любой возможный ток не будет проходить непосредственно через любое из взрывоопасных помещений и пространств):
.1 системы электрического (аккумуляторного) пуска двигателей внутреннего сгорания;
.2 системы катодной защиты корпуса судна с наложенным током;
.3 системы контроля и измерения сопротивления изоляции (см. 4.6.4.7).
Использование других систем распределения является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.
4.2 ДОПУСТИМЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ
4.2.1 Допустимые напряжения на зажимах агрегатов источника электрической энергии с частотой 50 и 60 Гц, в зависимости от принятой системы распределения электрической энергии, приведены в 4.1.
4.2.2 Допустимые напряжения на зажимах источников электрической энергии постоянного тока не должны превышать следующих значений:
500 В — для силовых систем;
250 В — для систем освещения, обогрева и штепсельных розеток.
4.2.3 Допустимые напряжения на зажимах потребителей переменного тока не должны превышать значений, указанных в табл.4.2.3.

4.2.4 Допустимые напряжения на зажимах потребителей постояного тока не должны превышать значений, указанных в табл. 4.2.4.

Измерение общего сопротивления изоляции судовых сетей и работающего электрооборудования щитовыми приборами должно производиться не реже одного раза в сутки. Это сопротивление не нормируется. Для его приближенной оценки рекомендуются следующие значения:
1. силовая сеть распределения электроэнергии при числе установленных потребителей: до 50 – не менее 0.05 МОм, от 50 до 100 – не менее 0.025 МОм, свыше 100 – не менее 0.02 МОм;
2. сеть освещения при числе осветительных точек, получающих питание от одного источника: до 100 – не менее 0.05 МОм, от 100 до 500 – не менее 0.03 МОм, свыше 500 – не менее 0.02 МОм.
Устройства автоматического контроля сопротивления изоляции должны быть постоянно включены.
Независимо от ежедневного измерения сопротивления изоляции щитовыми приборами необходимо не реже одного раза в месяц измерять переносным омметром сопротивление изоляции всего электрооборудования.
Сопротивление изоляции по отношению к корпусу судна, а также между фазами нового или капитально отремонтированного электрооборудования при номинально напряжении до 500 В должно быть не менее приведенного в таблице 1. Нормы сопротивления изоляции электрооборудования, находящегося в эксплуатации, приведены в таблице 2.
Измерение сопротивления изоляции электрооборудования в нагретом состоянии должно выполняться немедленно после его отключения.
Измерение сопротивления изоляции обмотки возбуждения синхронных генераторов с контактными кольцами следует производить только после поднятия щеток или отключения выпрямительного моста от обмотки возбуждения другим способом. В бесщеточных синхронных генераторах перед измерением сопротивления изоляции обмотки возбуждения и других обмоток, расположенных на роторе, необходимо с помощью неизолированного медного провода шунтировать все полупроводниковые приборы, расположенные на роторе.
Величину сопротивления изоляции электрических машин рекомендуется определять не ранее чем через 60 с после приложения испытательного напряжения. При измерениях сопротивления изоляции электрических машин в холодном состоянии рекомендуется дополниетльно оценивать степень увлажненности изоляции по величине коэффициента абсорбции, определяемой как отношение сопротивления изоляции R60, к сопротивлению изоляции R15, измеренному через 15 с. При коэффициенте абсорбции меньше 1ю3 и температуре 15-30 С изоляция считается увлажненной и при техническом обслуживании электрооборудования ее следует подвергнуть сушке.
Техническое состояние электрооборудования с точки зрения сопротивления изоляции может быть оценено как:
— хорошее, если сопротивление изоляции не меньше нормального;
— удовлетворительное, если сопротивление изоляции меньше нормального, но равно или больше предельно допустимого;
— неудовлетворительное, если сопротивление изоляции меньше предельно допустимого.
Электрические машины, кабели и другое электрооборудование, имеющее неудовлетворительное техническое состояние с точки зрения сопротивления изоляции, должны быть выведены из действия, после чего необходимо принять меры к повышению сопротивления изоляции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: