Высший судебный совет казахстана это

Обновлено: 25.04.2024

НУР-СУЛТАН. 15 ИЮЛЯ - Министр труда и социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова на заседании правительства РК проинформировала об исполнении поручений главы государства, данных на расширенном заседании правительства 14 июля, передает KAZAKHSTAN TODAY.

По словам Тамары Дуйсеновой, МТСЗН ведет работу по созданию цифровой карты семьи, в которой будут персонифицированы все виды социальных гарантий исходя из уровня благополучия семей, сообщает пресс-служба министерства.

До 15 августа будут актуализированы данные в сфере социальной защиты населения, с 1 сентября до конца года будет апробирована работа цифровой карты семьи по 9 видам выплат и АСП, с 1 января 2023 года все назначения и выплаты в сфере социальной защиты будут оказываться в проактивном формате", - проинформировала глава МТСЗН.

Для обеспечения 100 новых рабочих мест на 10 тысяч населения все рабочие места, создаваемые в рамках национальных проектов и частных инициатив бизнеса, размещаются на электронной бирже труда, которая станет единой площадкой как для поиска вакансий, так и для поиска работников.

Еще одно направление работы по трудоустройству - социальные рабочие места. Это направление предусматривает привлечение граждан, входящих в целевую группу, к субсидируемым государством рабочим местам, создание социальных рабочих мест путем расширения круга негосударственных и общественных организаций, работающих по социальному заказу.

Также будут приняты меры по охвату системой социального обеспечения фрилансеров, работающих через интернет-платформы.

Министр отметила, что в дальнейшем особое внимание будет уделено мобильности трудовых ресурсов и доле рабочей силы в регионах. При этом будут предложены новые механизмы в вопросах внутренней и внешней миграции.

Кроме того, в целях усиления конкурентоспособности специалистов на рынке труда будут созданы условия для их массового обучения и повышения квалификации в течение всей жизни.

Министерством труда и социальной защиты населения также разработан проект концепции по миграционной политике. После согласования с местными исполнительными органами документ будет внесен на утверждение в правительство до конца года.

В МВД предлагают ужесточить ответственность для домашних тиранов

НУР-СУЛТАН. 15 ИЮЛЯ - На сегодня полномочия полиции в сфере семейно-бытовых правонарушений ограничены. Полиция может привлечь домашних тиранов к ответственности только при наличии заявления, передает KAZAKHSTAN TODAY.

В обществе активно продвигается тезис криминализации деяния за причинение легкого вреда здоровью и побоев. Необходимо увеличить сроки административного ареста (с повышением нижнего порога), а взамен предупреждения - ввести общественные работы, сообщает Polisia.kz.

В МВД подчеркнули, что в отдельные составы преступлений, связанных с причинением вреда здоровью, необходимо ввести квалифицирующий признак - "в отношении лица, состоящего в семейно-бытовых отношениях". Возможность для примирения сторон будет только в суде и всего один раз.

В Москве обсудили вопросы подготовки кадров для оборонных ведомств государств - членов ОДКБ

МОСКВА. 15 ИЮЛЯ - В Москве обсудили вопросы подготовки кадров для оборонных ведомств государств - членов ОДКБ, передает KAZAKHSTAN TODAY.

В сборе руководителей базовых учебно-методических организаций по подготовке военных кадров для государств - членов ОДКБ принял участие начальник научно-исследовательского института вооружения и военной техники Национального университета обороны полковник Айдар Бердибеков, сообщает пресс-служба МО РК.

Участники встречи обсудили актуальные вопросы совершенствования системы совместной подготовки военных кадров для вооруженных сил, других войск и воинских формирований, входящих в состав сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ.

По итогам мероприятия выработаны согласованные подходы к вопросам совершенствования системы совместной подготовки военных кадров для государств - членов ОДКБ и научно-исследовательской деятельности.

Напомним, ежегодно в системе совместной подготовки обучается около 2600 военнослужащих государств - членов ОДКБ. В настоящее время в Казахстане проходят обучение граждане Армении, Кыргызстана и Таджикистана. Их готовят в Национальном университете обороны, Военном институте Сухопутных войск, Военно-инженерном институте радиоэлектроники и связи и Военном институте Сил воздушной обороны.

Холдинг "Зерде" предлагают ликвидировать

НУР-СУЛТАН. 15 ИЮЛЯ - Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин на заседании правительства рассказал о реформировании группы "Зерде", передает KAZAKHSTAN TODAY.

Реформирование группы "Зерде" начато в первом полугодии текущего года. В частности, функции системного интегратора уже переданы в РГП "Центр поддержки цифрового правительства". В целях создания единой экосистемы по развитию инноваций предлагается объединить в одну организацию АКФ "ПИТ", "Astana Hub" и АО "Национальное агентство по развитию инноваций QazInnovations. В качестве дальнейшей меры предлагается ликвидировать холдинг "Зерде" с передачей АО "НИТ" напрямую в ведение МЦРИАП РК", - сказал министр.

Он отметил, что в ходе этого процесса соответствующие материалы по реализации проектов холдингом будут рассмотрены и изучены компетентными органами.

Счетный комитет указал на необходимость структуры холдинга только для этих трех активов. В результате предложенных мер будет достигнут положительный эффект в виде исключения лишних управленческих звеньев, экономии средств и установления конкретной ответственности", - считает Мусин.

Ранее сообщалось, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства назвал неудовлетворительной работу министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдата Мусина по созданию Национального банка данных.

Правительство должно доложить о причинах затягивания Национального банка данных - цифровизация идет медленно, на мой взгляд, неудовлетворительно. Я поручал улучшить работу национального холдинга "Зерде", который подвергся критике Счетного комитета. Премьер-министру, как куратору цифровизации, следует обратить особое внимание на этот вопрос. Министру я делаю замечание. Я считаю, что вы неудовлетворительно работаете, подводите премьер-министра", - сказал Касым-Жомарт Токаев.

Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 436-V ЗРК.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус и правовая основа деятельности Высшего Судебного Совета Республики Казахстан

Статья 2. Основные принципы деятельности Совета

Глава 2. СОСТАВ СОВЕТА И ПОЛНОМОЧИЯ ЧЛЕНОВ СОВЕТА

Статья 6. Полномочия членов Совета

Статья 7. Секретарь Совета – руководитель аппарата

Глава 3. ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА

Статья 9. Порядок проведения заседания Совета

Глава 4. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЕМА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КОМИССИЕЙ ПРИ СОВЕТЕ

Статья 11. Квалификационная комиссия при Совете

Статья 12. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаменов

Статья 13. Порядок и условия приема (сдачи) квалификационных экзаменов

Статья 14. Отказ в приеме квалификационных экзаменов

Статья 15. Порядок и условия полиграфологического исследования

Глава 5. ВЫНЕСЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О НАЗНАЧЕНИИ НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И СУДЬИ РАЙОННОГО СУДА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ И СУДЬИ ОБЛАСТНОГО СУДА, СУДЬИ ВЕРХОВНОГО СУДА

Статья 16. Конкурс на должность судьи

Статья 17. Участники конкурса на должность председателя и судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда

Статья 18. Порядок отбора кандидатов на вакантные должности

Глава 6. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ КАНДИДАТУР НА ВАКАНТНЫЕ ДОЛЖНОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ОБЛАСТНЫХ СУДОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ ВЕРХОВНОГО СУДА

Статья 19. Порядок рассмотрения кандидатур на вакантные должности председателей областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда

Статья 20. Условия рассмотрения кандидатур на вакантные должности

Глава 7. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ СУДА И СУДЬИ

Статья 21. Основания для рассмотрения вопроса об освобождении от должности председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи либо отказе в освобождении

Статья 22. Ознакомление судьи с результатами проверки

Статья 23. Рассмотрение вопроса об освобождении председателя, председателя судебной коллегии суда и судьи от должности

Статья 24. Рассмотрение вопроса об обжаловании решения Комиссии по качеству правосудия или Судебного жюри

доктор юридических наук

Фото из личного архива Марата Жумагулова

Рубеж 30-летия Независимости Казахстана дает шанс переосмыслить в историческом контексте свершившиеся политические, социальные и экономические преобразования нашего государства, передает Zakon.kz.

Три десятилетия последовательных реформ Первого Президента – Нурсултана Абишевича Назарбаева превратили Казахстан «…из периферийной союзной республики с неэффективной плановой экономикой, командно-административной политической системой, тоталитарной идеологией и несформированными органами власти в состоявшееся государство со стабильно функционирующими государственными институтами, уважаемого и полноправного участника международных процессов с признанными мировым сообществом государственными границами, рыночной экономикой, современной политической системой».

Отправной точкой становления суверенного Казахстана является принятие 16 декабря 1991 года Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», провозгласившего государственную независимость республики и закрепившего, что «государственная власть в Казахстане строится и осуществляется, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 9). С принятием этого закона 30 лет назад Казахстан как суверенная республика начал прогрессивное движение по пути создания демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого стали человек, его жизнь, права и свободы.

Как отмечает в своей статье «Уроки Независимости» Елбасы, «чуть более четверти века назад мы приняли Основной закон, служащий надежным фундаментом для всех наших свершений. Просеянный сквозь сито открытого всенародного обсуждения и утвержденный волеизъявлением всех граждан, этот документ заложил основу прогрессивного роста и процветания нашей страны». Институциональное закрепление правового статуса Парламента РК, Правительства РК и Верховного суда РК как составных звеньев системы государственной власти было закреплено в п. 4 ст. 3 Конституции РК и осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, взаимодействующих между собой с применением системы сдержек и противовесов.

Создание независимой судебной системы, истинным предназначением которой является защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, выражает собой один из конструктивов такой государственной власти и неизбежно для нашей страны, стремящейся к идеалам правового государства.

Конституция Казахстана, принятая 30 августа 1995 года, закрепила фундаментальные положения, определяющие основы организации и деятельности судебной власти.

В Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан (далее – Государственная программа) был закреплен целый раздел, посвященный реформе судебной системы, создан посыл по «необходимости назначения судей главой государства – Президентом РК по рекомендации Судебного Совета».

В процессе преобразования всей правовой системы важная роль отводилась суду и, конечно же, статусной «непререкаемости авторитета суда». В Государственной программе было декларировано, что «назначение всех судей Президентом Республики Казахстан будет осуществляться по рекомендации специально созданного коллегиального органа, в состав которого войдут руководители республиканских судебных и правоохранительных органов, депутаты Верховного Совета, делегированные его сессией, высококвалифицированные юристы, преподаватели права, избранные на конференциях юридической общественности». Этим государственным органом стал Высший Судебный Совет Республики Казахстан.

С 1995 года Высший Судебный Совет (далее – Совет) обладал статусом консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан. Непродолжительное время Совет возглавлялся главой государства, а с 1998 года данные полномочия были делегированы Председателю Совета.

В состав Совета входили: руководители Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Конституционного Совета, Министерства юстиции, а также депутаты Сената, судьи и другие лица, назначаемые Президентом РК.

К ведению Совета были отнесены полномочия:

по обеспечению независимости судей;

по конкурсному отбору и освобождению судей областных судов;

по отбору по представлению Верховного Суда и освобождению от должности председателей областных судов и их коллегий, судей и председателей коллегий Верховного Суда.

Знаковым этапом для судебной системы явилось принятие 20 декабря 1995 года Указа Президента РК, имевшего силу Конституционного закона «О судах и статусе судей в РК», в котором получили закрепление основополагающие принципы и идеи судебной реформы по организации и деятельности судов, правовому статусу судей.

Говоря о предназначении Высшего Судебного Совета, следует отметить, что перечисленные полномочия на определенном этапе развития судебной системы также исполняла Квалификационная коллегия юстиции при Министерстве юстиции, которая занималась приемом экзамена на должность судьи, отбором и освобождением судей и председателей судов первой инстанции.

Таким образом, на этом этапе становления судебной системы конституционный закон установил, что вопросы, связанные с кадровым обеспечением судейского корпуса, были возложены на Высший Судебный Совет и Квалификационную коллегию юстиции республики (ст. 30 данного Конституционного закона).

Вместе с тем судебная система находилась в финансово-экономической зависимости от органов исполнительной власти и, в частности, материально зависела от органов юстиции. Как правильно отмечала профессор Сулейменова Г., «произошла лишь смена терминов – «организационное руководство судами» на «организационное обеспечение деятельности судов», а в части финансирования судов принцип оставался прежним – денежные средства из бюджета выделялись Министерству юстиции».

С 2008 по 2015 год Совет стал учреждением без образования юридического лица, в состав которого входили Председатель и другие лица, назначаемые главой государства.

На этом же этапе расширились полномочия Совета, поскольку к нему перешли все функции упраздненной Квалификационной коллегии юстиции. С 2016 года во исполнение пункта 17 раздела II Плана Нации – 100 конкретных шагов, предусматривающего «ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности, Высший Судебный Совет законодательно приобрел статус самостоятельного и автономного органа.

Для полноценного, качественного обеспечения деятельности Высшего Судебного Совета был создан Аппарат, обеспечивающий информационно-аналитическое, организационно-правовое, материально-техническое обеспечение деятельности Высшего Судебного Совета Казахстана.

Совет стал проводить отбор председателей судов первой инстанции уже в конкурсном порядке, а не по представлению Верховного суда.

В Совет передали полномочия:

по утверждению оценки судьи по итогам первого года работы;

по рассмотрению жалоб судей на решения Судебного жюри.

Наряду с этим претерпел изменения состав Высшего Судебного Совета, который наполовину стал состоять из действующих судей и судей в отставке. Кроме того, в состав Совета вошли по должности председатель Верховного суда, Генеральный прокурор, министр юстиции, председатель Агентства по делам госслужбы, председатели профильных комитетов Мажилиса и Сената Парламента, а для обеспечения представительства юридической общественности – адвокат и ученый-юрист.

С 2018 года продолжилась системная работа по дальнейшей модернизации деятельности Высшего Судебного Совета и системы отбора судей. В целях наиболее полной реализации потенциала Совета были приняты следующие меры:

разработана и с сентября 2018 года введена в действие новая, гораздо более сложная система квалификационного экзамена на должность судьи;

модернизирована и ужесточена система конкурсного отбора судей.

В рамках повышения эффективности и прозрачности деятельности Высшего Судебного Совета при нем были сформированы рабочие органы в виде постоянных комиссий, а именно: квалификационная комиссия, конкурсная комиссия, комиссия по кадровому резерву, экспертно-консультативная комиссия. С февраля 2019 года был внесен ряд существенных поправок в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей РК» и Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам модернизации судебной системы».

Правовые новеллы предусматривали: расширение состава ВСС за счет представителей юридической общественности; установление ротационного принципа назначения постоянных членов ВСС; назначение председателей судов и судебных коллегий судов всех уровней на занимаемую ими или аналогичную должность в равнозначных судах не более двух раз; внедрение новых инструментов отбора, позволивших опытным юристам, например, становиться судьями вышестоящих инстанций без наличия судейского стажа; применение HR-инструментов при проведении конкурсного отбора судей таких как: написание тематического эссе, решение ситуационных задач, тестирование и опрос на определение профессиональных компетенций, а также интервьюирование кандидатов; расширение функционала ВСС за счет полномочий по формированию кадрового резерва; рассмотрение дисциплинарных дел в отношении судей и т. д. Автономно работает Судебное жюри по вопросам дисциплинарного производства в отношении судей.

Важно отметить, что на стадии конкурсного отбора на вакантные должности судей, с конкурсантами по инициативе Высшего Судебного Совета и при содействии Программы развития ООН в Казахстане международной компанией Ernst&Young специально для судебной системы нашей страны впервые была разработана Единая рамка компетенций судей (2020 г.). Конкурсная комиссия начала проводить собеседование на наличие у конкурсантов профессиональных и коммуникативных компетенций.

Только за 2021 год впервые на судейские должности рекомендовано и назначено 59 человек из числа кандидатов. После передачи в ведение Совета функций по созданию судейского резерва в него зачислено 138 судей, из которых 38 уже получили карьерное продвижение.

Стала доступна на сайте Высшего Судебного Совета и в социальной сети Facebook информация о лицах, допущенных к конкурсу на вакантные судейские должности, а также лиц, рекомендованных к назначению. Таким образом, общественность получила возможность в режиме реального времени видеть, кто допущен к конкурсу, знакомиться с результатами оценки компетенций и личностных качеств и высказывать свое мнение по кандидатам. Кроме того, при оценке судей активно стали применяться цифровые информационные технологии, что значительно повысило качество отбора.

Таким образом, внедрение многоступенчатой системы наглядно демонстрирует наличие объективности и прозрачности при отборе на судейские должности. В самом Совете, равно как и в составах его рабочих органов, вместе с судьями обеспечено широкое представительство юридической общественности, в том числе негосударственного сектора и гражданского общества, а также международных экспертов и HR-специалистов.

Вхождение в состав рабочих органов Высшего Судебного Совета представителей юридической общественности и HR-менеджмента обеспечило реализацию требований законодательства о том, что конкурсный отбор кандидатов на вакантные должности должен осуществляться открыто и гласно в условиях, исключающих вмешательство в эту деятельность.

В результате организационных и законодательных мер, принятых во исполнение поручений руководства страны, деятельность Высшего Судебного Совета стала в полной мере соответствовать международным стандартам по отбору судейского корпуса.

Теперь отбор судей, как и в государствах-членах ОЭСР, проводится путем всестороннего, максимально глубокого и непосредственного изучения и оценки каждого кандидата, с акцентом на выявление сильных и слабых сторон конкурсантов.

Применяются передовые практики HR-менеджмента, которые позволяют эффективно отбирать наиболее достойных кандидатов среди судей, юристов и специалистов, имеющих не только глубокий профессиональный юридический опыт в отраслях права, личностные характеристики, этический образ жизни, но и пользующихся доверием гражданского общества. По указанным критериям формируется портрет судьи, необходимый для работы на любом уровне в иерархии судебной системы.

Указанные новации в деятельности Высшего Судебного Совета обеспечат транспарентность, прозрачность его деятельности, обязательность учета в его деятельности мнения гражданского общества.

В международно-правовом аспекте важность создания самостоятельного государственного органа по наличию профессионального судейского корпуса в демократическом государстве всегда стояла в приоритете.

По своему составу Высший Судебный Совет Казахстана соответствует международным стандартам и рекомендациям, поскольку состоит наполовину из действующих судей, избранных самими судьями (при этом пропорционально представлены все уровни судов и учтено региональное представительство судей) и представителей юридического сообщества.

Для сохранения интеллектуальной памяти и обеспечения преемственности в работе Совета установлен ротационный порядок смены его состава. То есть теперь половина избранных членов Совета меняется каждые полтора года при полном сроке полномочий три года.

Высший Судебный Совет на основе системных и устойчивых контактов продолжает взаимодействие с ПРООН, Всемирным Банком, ОБСЕ и Венецианской Комиссией Совета Европы, Комиссией по назначению судей Англии, Комиссией по судейской службе Республики Сингапур, Высшим советом юстиции Королевства Бельгия, Международной Ассоциацией Судебного Администрирования (МАСА)и осуществляет сотрудничество с Высшими Советами Магистратуры Италии, Франции, Генеральным Советом судебной власти Испании.

Важно отметить наличие международной дискуссионной площадки, на которой изучаются лучшие примеры международной практики и их адаптации в деятельности Совета. Так, тематика международных круглых столов была посвящена обсуждению вопросов модернизации системы отбора судей и деятельности Высшего Судебного Совета РК, современных цифровых и HR технологий при отборе кандидатов в судьи, оценке работы и продвижению судей и т.д.

24 ноября 2021 года Высший Судебный Совет РК совместно с Европейской комиссией за демократию через право (Венецианской комиссией) провели международный круглый стол на тему: «Роль и место судейских советов в судебной системе и их современные модели». Таким образом, формат использования международной диалоговой площадки стал инструментом обмена передовым опытом рекрутинга кадров в судейский корпус, а также дополнительным информационным орудием совершенствования судебной системы.

Как закреплено в Концепции развития госуправления Республики Казахстан до 2030 года, «Решающим фактором для успешной реализации всех судебных реформ является наличие профессионального судейского корпуса. В последние годы были повышены требования к кандидатам в судьи, внедрены современные инструменты отбора.

Судейский корпус будет обновляться и формироваться независимо от других ветвей власти. При отборе кандидатов будет обращаться внимание на личностные характеристики претендентов, этический образ жизни, глубокий профессиональный юридический опыт в отраслях права».

Таким образом, указанный формат развития судебной системы в сторону гражданского общества позволит реализовать положения Концепции развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года в построении «человекоцентричной» модели – «Люди прежде всего».

Президентом Токаевым создана Комиссия по реформе правоохранительной и судебной систем при Президенте Республики Казахстан, которая сегодня оказывает всяческую поддержку позитивным реформам в судебной системе.

В настоящее время в рамках дальнейшего совершенствования системы отбора приняты меры:

по повышению привлекательности работы в малосоставных и отдаленных судах;

по широкому освещению среди населения процедур отбора судей и разъяснению итогов конкурсного отбора;

по обеспечению более оперативного проведения конкурсных процедур на должности судей областных судов, без ущерба к качеству отбора;

по набору судей из числа специалистов в сферах налогообложения, недропользования, интеллектуальной собственности, корпоративного права;

по внедрению дополнительных инструментов оценки, в том числе при отборе в новые административные суды, которые созданы для развития в Казахстане системы административной юстиции.

В рамках реалий сегодняшнего дня на уровне Парламента РК поддержаны предложения Совета по внедрению современных механизмов и инструментов отбора судей, совершенствованию механизмов дисциплинарной ответственности судей, поэтапной передаче всего комплекса кадровых вопросов, связанного с карьерным продвижением и прекращением полномочий судей от Верховного суда в ведение Высшего Судебного Совета РК.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил в своей статье, что «независимость государства – это не просто декларация, построение подлинной независимости – это каждодневный кропотливый труд, выверенная и последовательная политика». И Высший Судебный Совет Казахстана как автономный орган, обеспечивающий независимость и неприкосновенность судей, будет и дальше формировать достойный судейский корпус в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Zakon.kz

Zakon.kz

Опубликован закон РК «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан», он вводится в действие с 1 января 2016 года, сообщает Zakon.kz.

Высший Судебный Совет РК является автономным государственным учреждением, создаваемым в целях обеспечения конституционных полномочий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности.

Правовой основой деятельности Совета являются Конституция Республики Казахстан,Конституционный закон, определяющий судебную систему и статус судей Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.

Деятельность аппарата Совета регламентируется законодательством Республики Казахстан и регламентом Совета. Работники аппарата Совета являются государственными служащими. Лимит штатной численности аппарата Совета утверждается Президентом РК.

Руководитель аппарата Совета назначается Президентом РК и является по должности секретарем Совета. Положение об аппарате Совета и его структура утверждаются Президентом Республики Казахстан.

Председатель и члены Совета не вправе вмешиваться в деятельность судов и судей по отправлению правосудия.

Совет: обеспечивает гарантии независимости и неприкосновенности судей; на конкурсной основе осуществляет отбор кандидатов на вакантную должность председателя, судьи районного и приравненного к нему суда, судьи областного и приравненного к нему суда и судьи Верховного Суда:

-по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов для назначения на вакантную должность председателя и судьи районного суда, судьи областного суда;

-по итогам конкурса рекомендует Президенту РК кандидата на вакантную должность судьи Верховного Суда для представления в Сенат Парламента;

Рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда:

-рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидатов на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда для назначения на должность;

рекомендует Президенту Республики Казахстан кандидата на вакантную должность Председателя Верховного Суда для представления в Сенат Парламента;

- рассматривает вопросы прекращения полномочий Председателя, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в форме отставки, прекращения отставки:

-рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей судей местных и других судов в случаях реорганизации, упразднения суда, уменьшения числа судей соответствующего суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;

-рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов в случаях реорганизации, упразднения суда, истечения срока полномочий, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;

-рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей судей Верховного Суда в случае уменьшения числа судей Верховного Суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;

-рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий Верховного Суда в случаях истечения срока полномочий, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;

-по истечении годичного срока рассматривает результаты работы лица, впервые назначенного на должность судьи районного суда, и при положительной оценке профессиональной деятельности судьи квалификационной комиссией Судебного жюри решает по представлению Председателя Верховного Суда вопрос о его утверждении.

При неудовлетворительной оценке профессиональной деятельности судьи квалификационной комиссией Судебного жюри по итогам одного года со дня назначения на должность лица, впервые назначенного на должность судьи районного суда, рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда вопрос об освобождении судьи от занимаемой должности и о внесении соответствующей рекомендации Президенту Республики Казахстан.

Рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов за совершение ими дисциплинарных проступков, в силу профессиональной непригодности или за невыполнение требований Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на решении Судебного жюри, а также в случаях прекращения полномочий судьи по собственному желанию, назначения, избрания судьи на другую должность и его перехода на другую работу, достижения им пенсионного или предельного возраста пребывания в должности судьи.

Рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в случаях прекращения полномочий судьи по состоянию здоровья, препятствующему дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением, вступления в законную силу решения суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным либо применения к нему принудительных мер медицинского характера, обвинительного приговора суда за совершение уголовного правонарушения, прекращения уголовного дела на досудебной стадии по нереабилитирующим основаниям, прекращения гражданства Республики Казахстан, смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Рассматривает вопрос о даче согласия на продление Председателем Верховного Суда срока пребывания в должности судьи по достижении им пенсионного возраста.

Рекомендует Президенту Республики Казахстан освободить от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда.

Вносит рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должностей Председателя и судей Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента.

В установленном законодательством Республики Казахстан порядке рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда вопрос о даче согласия на назначение кандидата на должность руководителя уполномоченного органа по обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов и на его освобождение от должности.

Представляет Президенту Республики Казахстан заключение для решения вопроса о даче согласия на задержание, содержание под стражей либо домашний арест судьи, его привод, применение к нему мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, привлечение судьи к уголовной ответственности;

Вырабатывает и вносит Президенту Республики Казахстан рекомендации и предложения по совершенствованию судебной системы и законодательства Республики Казахстан;

Принимает меры по улучшению качественного состава судейского корпуса, совершенствованию системы подготовки кадров, повышению квалификации судей.

Организует ведение учета лиц, сдавших квалификационные экзамены для занятия должности судьи, прошедших стажировку в судах и получивших заключения пленарных заседаний областных судов, а также окончивших специализированную магистратуру.

Рассматривает вопрос о даче согласия на установление общей штатной численности судей, количества судей каждого местного и другого суда.

Формирует совместно с Верховным Судом кадровый резерв на должности председателя районного суда, председателя и председателей судебных коллегий областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда.

Утверждает по представлению Председателя Верховного Суда порядок формирования и организации работы с кадровым резервом.

Утверждает по представлению Председателя Верховного Суда председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву и состав комиссии.

Осуществляет иные полномочия, вытекающие из настоящего Закона, иных законодательных актов Республики Казахстан.

Запрашивать и получать необходимую информацию, документы и иные материалы от государственных органов, должностных лиц, организаций, граждан.

Образовывает комиссии, рабочие группы из числа членов Совета, представителей государственных органов, общественных объединений, организаций и учреждений, привлекать к своей работе специалистов.

Значительную роль в формировании судейского корпуса играет Высший Судебный Совет. Высший Судебный Совет Республики Казахстан является автономным государственным учреждением, создан в целях обеспечения конституционных полномо­чий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности.

Высший Судебный Совет действует согласно Конституции, Конституционному закону «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Закону «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» от 4 декабря 2015 года и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Совет состоит из Председателя и других лиц, назначаемых Президентом Республики Казахстан.

Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, Министр юстиции, Министр по делам государственной службы, председатели соответствующих постоянных комитетов Сената и Мажилиса Парламента назначаются по должности членами Совета Президентом Республики Казахстан.

В состав Совета Президентом Республики Казахстан могут быть назначены и другие лица, в том числе ученые-юристы, адвокаты, иностранные эксперты, представители Союза судей.

Функции ранее существовавшей Квалификационной Коллегии юстиции, в соответствии с Законом «О внесении изменений и до­полнений в Конституцию Республики Казахстан» от 21 мая 2007 г. за № 254-III, переданы Высшему Судебному Совету,— органу, ответственному за подбор квалифицированных кадров для судей­ской системы.

Совет имеет следующие полномочия:

  1. обеспечивает гарантии независимости и неприкосновенно­сти судей;
  2. на конкурсной основе осуществляет отбор кандидата на ва­кантную должность судьи местного и другого суда;
  3. по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Ка­захстан кандидата для назначения на вакантную должность судьи местного и другого суда;
  4. рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда кандидатуры на вакантные должности председателей и пред­седателей судебных коллегий местных и других судов, председате­лей судебных коллегий Верховного Суда;
  5. рекомендует кандидатов на вакантные должности председате­лей и председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должность;
  6. рассматривает по представлению Председателя Верховно­го Суда кандидатуру на вакантную должность судьи Верховного Суда;
  7. рекомендует кандидата на вакантную должность судьи Верхов­ного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в- Сенат Парламента;
  8. рассматривает кандидатуру на вакантную должность Пред­седателя Верховного Суда; рекомендует кандидата на вакантную должность Председателя Верховного Суда Президенту Республи­ки Казахстан для представления в Сенат Парламента;
  9. рассматривает вопросы прекращения полномочий Председа­теля, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в форме отставки, прекращения отставки;
  10. рассматривает вопросы освобождения от занимаемых долж­ностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в случае упразднения суда или сокраще­ния общего числа судей соответствующего суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;
  11. рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда в случае сокращения общего числа судей Верховного Суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;
  12. рассматривает вопрос о даче рекомендации на освобождение от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и су­дей Верховного Суда, председателей, председателей судебных кол­легий и судей местных и других судов за совершение ими дисци­плинарных проступков в силу профессиональной непригодности или за невыполнение требований Конституционного закона Респу­блики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республи­ки Казахстан» по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на решении Дисциплинарно-квалификационной кол­легии судей или Судебного жюри;
  13. рекомендует Президенту Республики Казахстан освободить от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда;
  14. вносит рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должностей Председателя и судей Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента;
  15. рассматривает вопрос о даче согласия на продление Председа­телем Верховного Суда Республики Казахстан срока пребывания в должности судьи по достижении им предельного возраста не более чем на пять лет;
  16. организует прием квалификационных экзаменов у граждан, изъявивших желание работать судьями;
  17. представляет Президенту Республики Казахстан заключение для решения вопроса о даче согласия на арест судьи, его приводе, применении к нему мер административного взыскания, налагае­мых в судебном порядке, привлечении судьи к уголовной ответ­ственности;
  18. вырабатывает и вносит Президенту Республики Казахстан рекомендации и предложения по совершенствованию судебной системы и законодательства, принимает меры по улучшению ка­чественного состава судейского корпуса, системы подготовки ка­дров, повышению квалификации судей;
  19. утверждает регламент Совета;
  20. ведет учет лиц, сдавших квалификационные экзамены для занятия должности судьи;
  21. осуществляет иные полномочия, вытекающие из настояще­го Закона и регламента Совета.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседание Совета считается правомочным при участии в нем не менее двух третей от общего числа членов Совета.

Заседания Совета проводятся открыто и гласно. На заседание могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений и средств массовой информации. В необходимых случаях Совет вправе проводить закрытые заседа­ния.

Совет рассматривает материалы не позднее трехмесячного сро­ка со дня их поступления с обязательным уведомлением заявителя об итогах рассмотрения. Совет принимает решения в форме заключения, протокольного решения и (или) рекомендации.

Прием квалификационного экзамена у кандидатов в судьи для определения уровня их знаний осуществляет Квалификационная комиссия при Совете.

В состав Комиссии входят:

- председатель Комиссии и пять специалистов из числа препо­давателей права, ученых-юристов, назначаемых Советом;

- трое судей, делегируемых Судебным жюри из своего состава, на ротационной основе.

Председатель и члены Комиссии назначаются или делегиру­ются в ее состав сроком на два года. В случае вакансии новый член Комиссии должен быть назначен или делегирован не позд­нее двух месяцев со дня выбытия предыдущего члена Комиссии. Лица, рекомендуемые в состав Комиссии, должны обладать про­фессиональными знаниями в области юриспруденции, опытом ра­боты по юридической специальности не менее десяти лет и иметь безупречную репутацию.

Обеспечение деятельности Комиссии осуществляют аппарат Совета и уполномоченный орган, осуществляющий организацион­ное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности местных и других судов.

Комиссия проводит свои заседания по приему квалификацион­ных экзаменов по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаме­нов проводятся открыто и гласно. Заседания считаются правомоч­ными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии. О времени и месте проведения заседания Комиссии ее члены и приглашенные лица извещаются не позднее, чем за десять календарных дней.

Порядок приема документов, сдачи квалификационных экза­менов в Комиссии определяется регламентом Совета. Прием ква­лификационных экзаменов у кандидатов в судьи осуществляется после прохождения гражданами специальной проверки.

Лица, ранее работавшие постоянными судьями не менее трех лет и в течение шести лет со дня увольнения изъявившие жела­ние вновь занять должность судьи, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена, за исключением лиц, освобожденных от должности судьи в связи с невыполнением возложенных требова­ний, вступлением в законную силу обвинительного приговора суда либо за совершение дисциплинарных проступков. Не допускаются к сдаче квалификационных экзаменов лица, которые были уволе­ны с должности судьи, из правоохранительных органов или с иной государственной службы за порочащие проступки и нарушения законодательства Республики Казахстан при исполнении служеб­ных обязанностей. Результат сдачи квалификационного экзамена действителен в течение шести лет со дня сдачи экзамена. Лица, не сдавшие квалификационные экзамены, допускаются к их повторной сдаче не ранее чем через год.

Для участия в конкурсе на должность судьи местного и друго­го суда подается заявление и другие документы в аппарат Совета, перечень которых установлен регламентом Совета. В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность судьи районного и приравненного к нему суда могут участвовать граждане, отвечаю­щие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность судьи областного и приравненного к- нему суда могут участвовать граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Ре­спублики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Респу­блики Казахстан» и имеющие стаж работы по юридической про­фессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет.

Конкурсный отбор кандидатов на вакантные должности судей осуществляется Советом открыто и гласно в условиях, исключа­ющих вмешательство в его деятельность. Основными критерия­ми отбора кандидатов на вакантные должности судей районного и приравненного к нему суда являются высокий уровень знаний, морально-нравственные качества и безупречная репутация.

При проведении конкурса на занятие вакантной должности су­дьи областного и приравненного к нему суда учитываются следую­щие критерии:

- стаж работы в должности судьи;

- безупречная репутация и качество отправления правосудия;

- стаж работы в государственных органах, обеспечивающих деятельность судебной системы;

- стаж работы в правоохранительных и иных государственных органах, обеспечивающих деятельность судебной системы, в ад­вокатуре;

- наличие ученой степени или ученого звания.

По итогам отбора кандидатов на вакантные должности секре­тарь Совета направляет участникам конкурса соответствующее уведомление о результатах конкурса в течение десяти рабочих дней со дня его завершения.

Кандидатуры на вакантные должности председателей и пред­седателей судебных коллегий, областных и приравненных к ним судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются Советом по представлению Председателя Вер­ховного Суда, внесенному на основании решения пленарного за­седания Верховного Суда. Кандидатура на вакантную должность председателя районного и приравненного к нему суда рассматри­вается Советом по представлению Председателя Верховного Суда внесенному на основании решения пленарного заседания соответ­ствующего областного суда.

Для получения рекомендации Совета на должности председате­ля и председателя судебной коллегии областного и приравненного к нему суда представляются граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной си­стеме и статусе судей Республики Казахстан» и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет.

Для получения рекомендации Совета на должность судьи Вер­ховного Суда представляются граждане, отвечающие требованиям

Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной си­стеме и статусе судей Республики Казахстан» и имеющие стаж ра­боты по юридической профессии не менее двадцати лет или стаж работы судьей не менее десяти лет. Кандидатуры на должности председателей судебных коллегий Верховного Суда представляют­ся из числа судей Верховного Суда.

Основанием для рассмотрения Советом вопроса об освобожде­нии судьи от должности является представление Председателя Вер­ховного Суда. Представление об освобождении судьи от должно­сти за совершение им дисциплинарных проступков в силу профес­сиональной непригодности или за невыполнение требований Кон­ституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» вносится Председателем Верховного Суда в Совет на основании решения Дисциплинарно- квалификационной коллегии судей или Судебного жюри.

Совет после получения материалов проверяет в порядке, уста­новленном регламентом, содержащиеся в них сведения путем по­лучения письменного объяснения от судьи и других лиц, истребования соответствующих документов и ознакомления с ними, получения иной информации от государственных органов, органи­заций и граждан. По результатам проверки составляется справка. Справка должна содержать изложение выявленных обстоятельств, заключение и предложения проверяющих и их подписи.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: