Возможен ли в государстве идеальный правопорядок

Обновлено: 27.04.2024

ЭССЕ
Как я думаю в нашем обществе токое навряд ли возможно. Ведь человек не идеален и совершает плохии или даже очень плохие поступки. Иногда осознано иногда нет. Но невозможного нет, но для этого нужен контроль, ни просто над большой частью обшества, а над всеми людьми. Но при этом общество врятли будет радо такому решению. Сейчас у нас запрещается иметь полный контроль над людьми на международном уровне. Так что чтобы был порядок нужен контроль, и чем выше нужен порядок тем выше должен быть контроль. Поэтому пока запрещён татальный контроль, не может быть тотальный порядок.

Право на труд - эта свобода граждана, установленная, защищенная и обеспеченная государством, работать на предприятии, фабрике, заводе и т.д, используя или не используя свою специальность, в целях получения материальной выгоды.

Связь образования и культуры является наиболее прочной, уже самые ранние стадии становления института образования связа­ны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспро­изводства. Одним из основных принципов существования и раз­вития образования является «культуросообразность». Этот принцип пришел на смену выдвинутому чешским педагогом Я. А. Комен- ским положению «природосообразности» обучения. Как полагал Я. А. Коменский, учиться можно легко, только «идя по стопам при­роды», в соответствии с чем и были сформулированы основные по­стулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип «культуросообразности», сфор­мулированный А. Дистервег: «Обучай культуросообразно!», т. е. в контексте культуры, ориентируясь на ее характер и ценности, на освоение достижений и воспроизводство, на принятие социокуль­турных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры: постфигуративную;кофигуративную;префигуративную.При постфигуративной культуре (примитивные общества, ма­ленькие религиозные сообщества и т. д.) дети прежде всего учат­ся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни». Прожитое взрос­лыми — это «схема будущего для их детей». Этот тип культуры тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встреча­ется и в наше время в диаспорах, сектах, диких племенах.Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников. Однако этот тип культуры вклю­чает в себя постфигуративную систему в смысле следования более авторитетным людям в нормах, поведении и т. д. В чистом вид ко- фигуративная культура может проявляться в сообществе, кото­рое остается без старших. На примере анализа жизни иммигран­тов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником — ситуация, когда референтны­ми, значимыми для подростка являются не взрослые, не родите­ли, а именно сверстники.Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Обра­зование должно подготовить детей к новому, сохраняя и преем- ствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскры­вают накопившиеся в истории цивилизации противоречия меж­ду сложившимся «образовательным» стереотипом общественно­го сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия.Педагогическая психология в вопросах и ответах. – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

1)пятачок хотел подарить шарик,но он его лопнул,а Винни-Пух подарил горшочек
2)да
3)если ослику не подарили бы хвост


Словосочетание «Идеальный закон» состоит из двух слов: идеальный — означает высшую степень совершенства и закон-это свод правил, регулирующих общественные отношения.

На мой взгляд, при принятии такого нормативного акта должно быть сформировано зрелое, образованное и высокоморальное гражданское общество, желающее внести коррективы в законотворческой сфере деятельности. Необходим социум, который больше не может жить и мириться с консерватизмом и старыми порядками.

К сожалению, в наше время общественность не всегда заинтересована в своде строгих правил, не все люди требовательны к себе, своим действиям и поступкам.

Конечно, такое общество просто не способно принять и осознать идеальный закон во всех его смыслах, так как само гражданское общество не является таковым.

Принимая нормативно-правовой акт, участники законотворческого процесса могут допускать некоторые ошибки, которые дадут возможность обойти этот закон. Тем самым, увеличивается число граждан, которые готовы нарушать нормативный акт, в силу своих собственных интересов, не обладая при этом чувством ответственности не только перед собой, но и перед обществом в целом.

«Хочешь изменить мир — начни с себя», — гласит народная мудрость.

По моему мнению, в наше время необходимо уделять больше внимания молодому поколению, воспитывать в нем чувства ответственности, чести и достоинства, прививать нормы морали с раннего детства, тем самым, мы подготовим высокоразвитое, активное гражданское общество, которое в итоге своей деятельности смогут разработать идеальный закон.

В частности, было проведено исследование опросного типа, в котором приняли участие 20 человек. Перед ними был поставлен вопрос: «Как Вы считаете, возможно ли создать закон, который бы удовлетворял все слои населения?»

Результаты исследования представлены в таблице (в % соотношении):

Да, создание такого закона представляется возможным

Нет, создание такого закона не представляется возможным

Затрудняюсь ответить

Исходя из этого, можно сделать вывод, что большая часть Респондентов относит возможность создания идеального закона к несбыточным мечтам.

Позже, встал вопрос целью которого являлось получение ответа на столь категоричную позицию респондентов, относительно данной идеи. Хотелось узнать, с чем связано данное утверждение.

Спустя несколько дней, был проведён ещё один опрос на тему: «Как часто Вы нарушаете общественный порядок (т. е. безбилетный проезд на общественном транспорте, курение в общественном месте / иные административные правонарушения) На основании этого опроса, также была сформирована таблица. Отметим, что в данном тестировании приняли участие 20 человек, не относящихся к прошлому исследованию. Результаты в % соотношении:

Нарушаю, но редко

Не нарушаю

Делаю выбор взависимости от ситуации

Нет ответа

Таким образом, мы можем сделать вывод, что по итогам двух проведённых опросов, большая часть респондентов относятся к категории правовых нигилистов. Разберёмся с этим определением.

Правовой нигилизм представляет из себя непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативном и отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.

Вернёмся к нашему исходному вопросу. Древнеримский политик Катон писал: «Нет такого закона, который удовлетворял бы всех». Наблюдая сегодняшнюю картину, всячески напрашивается такой вывод: современное общество все еще не готово к радикальным изменениям. Молодежь не проявляет должной активности, предшествующее поколение все меньше заинтересовано в проблемах общества. Именно в этом и есть главная проблема невозможности принятия идеального закона. Пока гражданское общество демонстрирует свою низкую мобильность, отклонение от норм морали и права — создание идеального закона откладывается на неопределенное время.

Хочется отметить, что эта идея взаимосвязана с развитием правового государства. Реализация основных черт правового государства является одним из важнейших условий для создания идеального закона. Можно выделять различные черты правового государства, которые будут ему свойственны и отражать его стороны. Основными характеристиками правового государства являются следующие признаки:

1) Верховенство закона и права– предполагает развитую правовую культуру и правовое сознание гражданского общества и власти. Особенно важно подчеркнуть культуру, относящуюся к уважению закона, но речь вовсе не может идти о слепом законопослушании, гражданам следует чётко определять рамки дозволенного законодательством государства. Следует, что право рассматривается не просто как деталь государственного принуждения, утверждающий могущество своей власти. Право должно быть поставлено на важнейшее место в государственной структуре, исключая при этом возможность обойти его и не подчиниться. Предполагается взаимосвязанность государства и права.

2) Разделение властей — каждой из трёх ветвей власти(законодательная, исполнительная, судебная) присущи свои функции, свои властные полномочия. Осуществляя их, они дополняют и ограничивают друг друга. В результате получается не столько разделение, устойчивое соглашение между ними. Все ветви власти должны разделять идею единства государственной власти. Законодательная власть определяет деятельность исполнительных и судебных органов власти. Постановления исполнительной власти не должны противоречить существующему законодательству или выходить за его пределы.

3) Взаимная ответственность гражданина и государства — граждане обязаны соблюдать законы, а в случае правонарушения должны нести ответственность по закону государства. Ответственность власти перед личностью, гражданами в правовом государстве состоит в том, что власть обязана обеспечить равную возможность для всех пользоваться защитой закона, создавать оптимальные условия для осуществления их законных прав и интересов и потребностей. При этом, правовое государство не только провозглашает свободы и правовую защищённость граждан, но и гарантирует гражданам эти права. В плане ответственности власти перед народом правовое государство обязано обеспечить равную возможность для всех граждан пользоваться защитой закона, создавать все необходимое для законного осуществления прав и интересов граждан.

4) Признание прав и свобод человека и гражданина высочайшей ценностью — представляет собой признание и реализация общечеловеческих, универсальных идей, ценностей, свобод и правовых регламентаций (к примеру: право на жизнь, собственность, счастье, свобода совести, свобода слова, отказ от любых форм дискриминации).Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического, правового государства, на его потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им рамки законодательства. Только действуя в этих рамках, государство приобретает черты, которые характеризуют его как правовое. Признание человека, его прав и свобод является высшей ценностью, оно касается каждого субъекта правоотношений. Для реализации этого принципа важное значение имеют функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми и государством.


  1. Андреева И. А. в сооавт. С Фадеевым В. И. «Основы государства и права» под редакцией академика РАН О. Е. Кутафина.-13-е изд.,перераб. И доп.-М.:Юристъ,2006.-478с.
  2. Морозова Л. А. «Теория государства и права» 2009г.-480с.- [Российское юридическое образование]
  3. П. К. Гречко «Введение в обществознание»,Москва: Поматур,2006.-320с.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое государство, Гражданское общество, ветвь власти, гражданин, правовой нигилизм, высшая ценность, государственная власть, мой взгляд, нормативный акт, правовая культура.

1.jpg

Основная задача российского государства заключается в создании и поддержании стабильного и твердого правового порядка (правопорядка).

Правопорядок - необходимое условие гарантированности прав и свобод граждан, реализации их законных интересов и выполнения всеми гражданами возложенных на них юридических обязанностей. Он основан на неукоснительном соблюдении предписаний действующего законодательства.

Правопорядок обеспечивает: формирование правового государства, демократическое развитие общества, совершенствование механизма обеспечения прав человека, создание механизмов защиты от противоправных посягательств, эффективное функционирование экономической, политической, духовной, социальной и правовой сфер жизни общества.

Отсутствие надлежащего правопорядка вызывает: незащищенность прав и свобод человека и гражданина, отсутствие гарантии социальной защиты, увеличение роста преступности, коррумпированности и т.д.

Особенности правопорядка: 1) правопорядок формируется при непосредственном участии государства и народа и выражается в установленных нормах права; 2) правопорядок возникает в результате реализации правовых норм; 3) поддержание правового порядка обеспечивается государством.

Принципы, связанные с ценностью правопорядка:

1. Социоцентризм: позволяет выделить общество в качестве элемента правового порядка, интересы которого получают юридическое оформление в предоставленных правах и свободах, юридических обязанностях, во взаимоотношениях с государством.

2. Конституционность: означает, что все требования Конституции Российской Федерации налично выражаются в действующем правопорядке.

3. Справедливое качество порядка: выражается в требовании формирования и функционирования правового порядка сообразно представлениям о справедливости, высокой нравственности, честности.

Правопорядок - установленный в обществе порядок отношений, урегулированных нормами права, и основанный на их точном соблюдении, на принципах законности. Правопорядок охраняется государством.

Законность:

  • 1) точное и неуклонное исполнение законом; по Конституциям России и Татарстана является принципом государственной деятельности и одной из основных обязанностей граждан;
  • 2) режим, при котором закон господствует в любой общественно-значимой деятельности; законность - непременный элемент демократии.

Законность в России и Татарстане обязаны соблюдать все без исключения граждане, должностные лица, государственные и общественные организации. Высший надзор за законностью осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры субъектов федерации, в их числе прокурор Республики Татарстан, а также городов и районов.

Ни одно развитое общество не может существовать без твердого исполнения законов. Что толку для общества, если законы не будут исполняться? Английский философ Джон Локк (1632 - 1704) по этому поводу очень метко заметил: "Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались". Точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми без исключения лицами называется законностью.

Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит (конец 6 и начало 5 в. до н.э.) отмечал: "Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену". Стоит появиться маленькой трещине, через которую это беззаконие промоет себе путь, как погибнет вся плотина, она пойдет новыми трещинами, и ее снесет мощный поток. Законность прочна, пока в ней нет трещин и отверстий. Много веков назад французский король Франциск I произнес слова, которые стали ныне уже ныне знаменитыми: "Fiat justitia et pereat mundus!" Перевод звучит на первый взгляд странно: "Пусть торжествует правосудие, даже если погибнет мир!" Для чего торжествовать правосудию, если погиб мир? Дня кого тогда торжествовать? Эти слова, на наш взгляд, надо понимать так: если будет торжествовать правосудие и закон, то мир, наоборот, не погибнет.

Самая высокая благородная цель не может достигаться незаконными средствами.

Древнегреческий философ Сократ (470/469—399 гг. до н.э.) преподал нам урок абсолютного совпадения провозглашаемых принципов и их практического воплощения.

. На склоне лет Сократ был обвинен в безбожии (отрицании богов Олимпа, самого Зевса). На суде он вел себя независимо и с достоинством. Афинский суд приговорил философа к смертной казни. Его друг Критон накануне казни посетил его в тюрьме и предложил ему бежать, так как осудил его несправедливо. Но Сократ, мудрый и правдивый человек считал, что это было бы бесчестно: лучше подчиниться чужой несправедливости, чем совершать ее самому. И о ответил: ". Если бы, чуть только собрались мы отсюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: ''Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пытаешься совершить, погубить . Законы и все Государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются?" Сократ отказался от побега. Позднее приговор в отношении Сократа был признан неправильным. Но было уже поздно.

Может быть, Сократ не любил жизнь? Нет! Накануне казни попросил сидящего здесь же какого-то музыкант научить его играть на лире одну песню. Тот спросил недоуменно: "К чему, раз ты все равно умрешь?" Сократ ответил: "Чтобы знать ее перед смертью".

Смерть Сократа была свидетельством не тупого законопослушания, а стала одной из форм борьбы за справедливость Сбежать и тем превратить приговор в ничто, сделать его недействительным. Это средство низкое и недостойно человека, значит, им нельзя и пользоваться. Достигнуть высокой цели можно лишь правыми средствами.

На законность опирается существующий правопорядок.

Правопорядок - состояние упорядоченности отношений в обществе, урегулированных нравом, когда законы действуют, механизм правового регулирования функционирует без сбоев. Правопорядок - результат осуществления законности, претворения в жизнь требования неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм всеми субъектами права (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Правопорядок существует там, где реально, практически осуществляется режим законности. Правопорядок - результат действия законности, он выражает степень осуществления ее требований.

Законность, как явление правовой жизни, основывается на определенных принципах.

Законность - точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами правоотношений.

Основные принципы законности:

  • верховенство закона, т. е. соответствие всех нормативных актов Конституции и законам (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации);
  • единство законности на территории государства, единообразное понимание и применение законов на всей территории государства;
  • равенство граждан перед законом, проявляющееся в равенстве общего конституционною правового статуса гражданина - совокупности его конституционных прав, свобод и обязанностей (ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Средства, при помощи которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности, Называются гарантиями законности (и, соответственно, правопорядка). Гарантии можно разделить на экономические, политические, духовные и специально-юридические. Многие гарантии указаны в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок. (правовой порядок). Его можно определить как состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм.

Особенности правопорядка

- правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни;

- это порядок, предусмотренный нормами права;

- правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, является итогом правового регулирования;

- он обеспечивается государством;

- условием правопорядка является законность.

Правопорядок как явление имеет двойственную природу. С одной стороны, его можно трактовать как цель правового регулирования, то есть порядок, к достижению которого стремится законодатель. В этом случае в соотношении с законностью его можно трактовать как реализованную законность.

С другой стороны, правопорядок можно рассматривать как результат правового регулирования. В этом случае он понимается не как должное или возможное, а как фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом. Поэтому его с известной долей условности можно охарактеризовать как систему правовых отношений. Идеальный правопорядок вряд ли может быть достигнут. Он зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры, состояния законодательства, эффективности гарантий законности и других факторов. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные показатели. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению) правопорядка.

Принципы правопорядка

Определенность. Правопорядок базируется на формально- определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность (реальную, а не формальную) общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность разрозненных актов поведения, различных, не связанных между собой правоотношений. Правопорядок – система отношений, основанных на единой сущности права, его принципах, господствующей в обществе форме собственности, единстве государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий порядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является функция охраны правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе норм права и обеспечиваемый государством, правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок един на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения квалифицируются как правонарушения и пресекаются государственным принуждением.

Демократизм. Устойчивый правопорядок может быть достигнут различными способами. Известен, например, порядок, достигаемый в условиях тоталитарных режимов. Его устойчивость и стабильность осуществляется исключительно с помощью государственного принуждения, насилия.

Подлинный правопорядок может быть достигнут только в условиях демократического режима, когда в его укреплении и организации наряду с государственными органами участвуют и члены гражданского общества – граждане, их общественные объединения, политические партии.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, то есть государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»

Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие, и гарант правопорядка. Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти, результат их взаимодействия. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватными формами реальности подобного правопорядка выступают правовое государство и соответствующее ему гражданское общество.

Правопорядок и общественный порядок

Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления – общественного порядка, который понимается как состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т.д. В силу этого он и обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Однако это не значит, что общественный порядок, его состояние безразлично государству, так как он тесно связан с правопорядком. С одной стороны, правопорядок является важнейшей частью общественного порядка, с другой – состояние общественного порядка во многом определяет характер правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. В частности, ст. 213 УК РФ и ст. 20.1 КоАП РФ предусматривают юридическую ответственность за хулиганство, которое определяется как грубое нарушение общественного порядка.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: