Государство где власть захвачена незаконно либо осуществляется с помощью жестоких мер

Обновлено: 25.04.2024

А. Политическая власть осуществляется только государством.

Б. Одним из ресурсов политической власти являются СМИ.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

3) Конституция определяет Россию как правовое государство. Это означает, что

1. Россия является республикой

2. Россия – многонациональное государство

3. В государстве действует принцип разделения властей

4. Государство поддерживает социально незащищенные слои населения

4) Верны ли следующие суждения о политических режимах?

A. Политический режим характеризует способы проведения государственной политики.

Б. Политический режим бывает монархическим или республиканским.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

5) Правительство Российской Федерации представляет ветвь власти

6) Верны ли следующие суждения о политическом участии?

А. Одной и форм политического участия является вступление в политическую партию.

Б. Право участвовать в выборах законодательного органа и органов местного самоуправления имеют все граждане РФ, которые достигли 14 лет и получили паспорт.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

7) Верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от других государств отражает понятие

1. публичная власть

2. государственный суверенитет

3. форма государства

4. форма правления

8) Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?

А. Демократическое государство гарантирует и защищает права и свободы граждан.

Б. В демократическом государстве действует принцип выборности всех высших органов власти.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

9) Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. Политические партии выражают интересы части общества и стремятся провести их в жизнь через участие в осуществление государственной власти.

Б. Политическая партия является субъектом политики.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

10) К признакам государства относится

1. публичная власть

2. международная деятельность

3. государственная религия

4. наличие конституции

1) Желая решить проблему с вывозом мусора и плохой уборкой подъезда , гражданин Л . Сначала обратился в орган местного самоуправления , но , не решив проблему , написал в полицию , правительство Москвы и прокуратуру . Какая из названных организаций является институтом гражданского общества ?

1. Правительство Москвы

3. Орган местного самоуправления

2) Верны ли следующие суждения о политической системе ?

A. Политическая система общества – совокупность государственных органов , которые осуществляют власть на всех уровнях .

Б . Политическую систему характеризует взаимодействие организационной , нормативной , коммуникативной и идеологической подсистем .

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

3) В государстве З . произошли демократические преобразования . Была принята конституция , которая провозгласила , что государство З . стало правовым . Что из перечисленного обязательно вошло во вновь принятую конституцию ?

1. Описание полномочий высших должностных лиц

2. Характеристика государственно - территориального устройства

3. Характеристика органов государственной власти

4. Принцип разделения властей

4) Верны ли следующие суждения о политической партии ?

А . Политическая партия является самодеятельной общественной организацией , объединяющей людей , которые придерживаются сходных политических взглядов .

Б . Политические партии создаются для борьбы за обладание политической властью и проведение своего варианта политики государства .

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

5) Понятие « форма государства » иллюстрирует перечень характеристик

1. традиционное , индустриальное , постиндустриальное

2. республика , федеративное , демократическое

3. монархическое , правовое , суверенное

4. законодательное , представительное , правящее

6) Верны ли следующие суждения о гражданском обществе ?

А . Гражданское общество включает все ассоциации о объединения , созданные гражданами по своей инициативе , кроме политических .

Б . Гражданское общество выражает и защищает права и интересы граждан .

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

1. организация выступает за сохранение устойчивого курса национальной валюты

2. организация поддерживает охрану общественного порядка

3. организация участвует в предпринимательской деятельности

4. организация выдвинула кандидатов на выборах в высшие органы власти

8) Верны ли суждения о тоталитарном политическом режиме ?

А . При тоталитарном режиме государство осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества в целом и отдельного индивида в том числе .

Б . Тоталитаризм – это закрытая система , в которой всё – от воспитания детей до выпуска продукции – контролируется из единого центра .

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

9) Какой из приведенных примеров иллюстрирует политическую деятельность ?

1. Граждане приняли участие в парламентских выборах

2. Накануне дня города горожане провели субботник

3. Пассажиры обратились к руководству зарубежной авиакомпании с жалобой на задержку рейса

4. Студенты участвовали в создании устава университета , используя специальные веб - сайты

10) К признакам государства относится

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, -

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарии к ст. 278 УК РФ

1. Объект преступления тот же, что и в преступлении, предусмотренном ст. 277 УК. Однако надо иметь в виду, что в этом случае терпит урон конституционный порядок формирования и функционирования государственной власти. Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь, достоинство, репутация лиц, пострадавших от насильственных действий, совершенных при захвате или удержании власти.

Согласно Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а в субъектах Федерации - образуемые ими органы государственной власти. Основы конституционного строя составляют положения гл. 1 Конституции РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, предусмотренном гл. 9 Конституции РФ.

2. Объективная сторона характеризуется тремя альтернативно указанными деяниями: а) действия, направленные на насильственный захват власти; б) действия, направленные на насильственное удержание власти; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Действия, направленные на насильственный захват власти, характеризуются тем, что политическая партия, движение или иная политическая сила предпринимают попытку прихода к власти в Российской Федерации или ее субъектах неконституционным путем, при этом не меняя конституционный строй РФ. В комментируемой статье в качестве обязательного признака указан насильственный способ захвата власти. Насилие в этом случае может выражаться в заключении под стражу, лишении свободы, интернировании, причинении вреда здоровью.

3. Причинение смерти не охватывается комментируемой статьей и требует самостоятельной квалификации. В зависимости от статуса потерпевшего, целей и мотивов преступления оно может охватываться ст. ст. 277, 317 или 105 УК.

4. Некоторыми авторами потерпевший не персонифицируется, в связи с этим, вероятно, можно предположить, что насилие, по их мнению, может быть осуществлено в отношении любых лиц, в том числе родных и близких лиц представителей власти либо вообще "какого-либо лица". Другие же считают, что потерпевшими могут быть лишь представители органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ и законодательством России. Эта позиция, пожалуй, более точна.

5. Если действия, направленные на захват власти, осуществлены преступным сообществом, то имеет место совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 278 и 210 УК.

Организация в процессе совершения рассматриваемого преступления массовых беспорядков или вооруженного мятежа требует дополнительной квалификации деяния соответственно по ст. ст. 212 или 279 УК.

6. Действия, направленные на насильственное удержание власти, означают продолжение осуществления властных функций лицами, которым власть принадлежала на законных основаниях, отказ уступить ее вопреки результатам выборов, референдума или иному законному акту, принятому в соответствии с Конституцией РФ. Указанные действия согласно комментируемой статье должны сопровождаться применением насилия к представителям политических сил, к которым должна перейти власть. Содержание насилия при попытке удержать власть аналогично содержанию насилия при неконституционной попытке захватить власть в стране.

7. Действия, направленные на изменение конституционного строя РФ, представляются наиболее опасными из числа названных в ст. 278. Они преследуют цель изменения общественного строя, основ политической системы или государственного устройства РФ.

8. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, насильственное удержание власти или насильственное изменение конституционного строя РФ. При этом не имеет значения, удалось ли виновному достичь поставленной цели, т.е. захватить власть, удержать ее или изменить конституционный строй России.

9. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью: насильственного захвата власти, насильственного удержания власти или изменения конституционного строя РФ.

10. Характеристика субъекта преступления зависит от вида деяния. При насильственном удержании власти ответственность несет представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанный передать власть политическим силам, пришедшим к власти конституционным путем. В остальных случаях субъект общий - лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное комментируемой статьей, освобождается от уголовной ответственности при наличии оснований, указанных в примечании к ст. 275 УК (см. комментарий к ней).

Задачи урока: углубить основные положения по формам государства.

развивать навыки актуализации знаний, решения познавательных заданий

Оборудование: учебник «Обществознание» 9 класс под ред. Боголюбова

Форма урока: урок-практикум

1 . О каких разновидностях монархии и республики идёт речь

1 .Форма правления ,при которой монарх «царствует»,но не правит,

власть принадлежит парламенту». 2 Форма правления, при которой монарху принадлежит ничем неограниченная власть

3 Форма правления, при которой исполнительная власть сосредоточена в руках одного человека ,избираемого на регулярных выборах,

правительство назначается президентом

4 Форма правления, при котором исполнительная власть (правительство) формируется по итогам выборов в парламент

5 Форма правления, при которой президент избирается всем населением, он формирует правительство и руководит его деятельностью. Президент является и главой государства , и главнокомандующим

(ответы записать в таблице)

2.Соотнеси тип политического режима с характеристиками( ответы занеси в таблицу)

1. режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми сторонами жизни общества;

2 .режим основан на признании народа в качестве источника власти;

3. режим, во главе которого стоит обладающий неограниченной властью человек или группа лиц.Представительные органы существуют формально.

4. режим, при котором существует господство только одной идеологии, отступление от которой жестоко наказывается

5. режим,при которой власть базируется на популярности одной политической фигуры или могуществе политической группы, опирающейся на силовые структуры

6. режим, при котором допускаются определённые свободы в сфере политики ,при отсутствии враждебности с властью

7. режим,при котором контролируются права и свободы

8. режим, при котором существует разделение властей и они независимы друг от друга

9. режим,при котором признаётся многообразие форм собственности и поддерживается свободная конкуренция

10. режим,при котором массовые репрессии являются привычным явлением

11. режим,при котором ценятся гласность, открытость., можно свободно

высказывать своё мнение .

3.Соотнеси примеры с формой правления, формой административного устройства, политическим режимом

А. государство,на всей территории которого действует единая власть.

Б .государство.части которого обладают значительной самостоятельностью

В. государство, где власть захвачена незаконно, либо осуществляется с помощью жестоких мер

Г. государство,где власть правитель получил по наследству

Д. государство,где уважаются права человека

Е. государство, где власть принадлежит выборным органам.

2.республика 6. диктатура

4. Приведи примеры государств :

А) форма правления- монархия, политический режим –демократия, форма устройства- унитарное


-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия.

- объяснять причинно - следственные и функциональные связи изученных социальных объектов.

-осуществлять поиск социальной информации.

-Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей;

-сознательного взаимодействия с различными социальными институтами.

-критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

Общие компетенции:

-ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии

профессии, проявлять к ней интерес.

- ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность.

- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

-ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и нести за них ответственность.

- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

- ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в

-ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,

Межпредметные связи: БД. Литература , БД. История , ОГСЭ. История, ОГСЭ.01 Основы философии

Раздаточный материал: карточки с заданиями

Место проведения занятия: аудитория № 105, кабинет обществознания

1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно0научного, гуманитарного профилей. Учебник, «Академия», 2016

1.Боголюбова.Л.Н Обществознание для общеобразовательных учреждений

(6-е изд.дораб.)Москва « Просвещение» 2016.

Основной дидактический метод : проблемный

Словесный метод : диалог (элементы деловой игры).

Практический метод: самостоятельная работа с текстом в микрогруппах

Частные методы и приемы : групповая и индивидуальная работа

Тип урока : обобщающе - повторяющий

Вид урока : бинарный

Оборудование : компьютер, мультмедийный проектор, презентация «Формы государства», раздаточный материал, тестовые задания

Эксперты: приглашенные гости

Помощники из состава студентов

Метод оценивания : на листе А4 приклеиваются все выданные в ходе урока фишки с фамилиями студентов, озвучивших правильные ответы. Таким образом, оцениваются индивидуальная, парная, групповая работа.

Структура урока

1.Организационный момент (2 мин.)

Приветствие, контроль посещаемости

Способствовать настрою обучающихся на учебную деятельность

2 . Мотивация учебной деятельности (3 мин.)

-вступительное слово преподавателя, собеседование

3 . Актуализация опорных знаний (15мин)

1. Словесный метод: Взаимопроверка

Актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по изучению нового материала

4. Повторение и обобщение основного материала (40 мин)

Словесный метод: диалог

Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у обучающихся умений и навыков применения знаний на практике.

Практический, проблемный метод: самостоятельная работа с текстом в микрогруппах

5. Рефлексия (5 мин)

Словесный метод: обсуждение, комментирование (5 мин.)

Развитие умения формировать свое отношение к происходящему, комментировать свои ощущения, свою точку зрения

6.Подведение итогов занятия (10 мин)

Словесный метод: заключительное слово преподавателя

Выставление оценок за работу на протяжении всего урока

7.Завершающий тест по теме «Формы государства» (15 мин)

I. Организационный момент:

1.2. Проверка отсутствующих

1.3. Проверка готовности аудитории к занятию

II . Мотивация учебной деятельности

1.2.Постановка учебной задачи:

Цель нашего урока: обобщить и повторить тему «Формы государства», расширить сведения о государстве, его формах. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по странам мира, поговорим о форме правления, государственном устройстве и политическом режиме отдельных стран мира, а также системе государственной власти в Российской Федерации.

III . Актуализация опорных знаний по теме «Формы государства»

2.1. Взаимопроверка по теме «Формы государства»:

Каждый ряд будет задавать другому ряду по три вопроса из домашних заготовок.

В заготовки должны быть включены следующие вопросы - государство, признаки, функции государства, форма правления, монархии, виды монархии, форма государственно-территориального устройства, унитарное, федеративное, конфедеративное государство, политический режим, демократический и недемократический режим, примеры государств.

(В случае ошибки, допущенной оппонентами, студенты ряда, задающего вопросы, озвучивают правильный ответ. За каждый правильный ответ студенты получают цветные фишки).

-Что такое государство?

- Государство – это организация верховной власти на определенной территории

-Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо -обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны

-Назовите признаки государства

-Территориальная организация власти;

-Публичный характер власти;

-Суверенный характер власти;

-Принудительный характер власти;

-Исключительное право на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию

-Перечислите функции государства

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства внутри общества и страны (экономическая, законодательная социальная, военная, культурная и т.д.).

- Внешние функции - это основные направления деятельности государства, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими странами (функция защиты границ, функция сотрудничества с другими странами в различных областях)

-Назовите основные формы государства

Ответ: Форма правления, форма государственно-территориального устройства, форма политического режима

-Что такое форма правления?

Ответ: Э то способ организации верховной власти.

Какие формы правления вы знаете?

Ответ: Монархия и республика

-Что такое монархия? Какие монархии существуют в мире?

Ответ: Форма правления, при которой власть передается по наследству.

К европейским странам, в которых существует монархия, относятся Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция. Существует несколько разновидностей монархического правления: абсолютная монархия(Саудовская Аравия, Катар, Оман) - всевластие главы государства; конституционная монархия - государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентскую.

В дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной.

-Что такое республика?

Ответ: Форма правления, при которой все органы государственной власти выбираются

-Дайте классификацию типов республик

Ответ: Президентская, парламентская, смешанная

-Приведите примеры президентской, парламентской республики

Ответ: Президентские – США, Франция, Россия, парламентские – Германия

-Чем отличается парламентская республика от президентской?

Ответ: В президентской республике во главе государства стоит президент, а в парламентской -премьер –министр

-Что такое смешанная республика?

Ответ: В смешанной республике во главе исполнительной власть делится между президентом и премьер-министром

-Назовите три формы государственно - территориального устройства

Ответ: Унитарные, федеративные, конфедеративные

-Назовите отличительные признаки унитарного государства

Ответ: присутствие единой централизованной власти

-Назовите особенности федеративного государства

Ответ: В федеративном государстве присутствуют субъекты, обладающие относительной автономией

-Назовите примеры унитарного государства

Ответ: Китай, Франция, Япония и др.

Приведите примеры федеративных государств

Ответ: ФГР, РФ, США, Индия

-Что такое политический режим?

Ответ: Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления

-Назовите типы политических режимов.

Ответ: демократический и недемократический (тоталитарный и авторитарный)

IV . Повторение и обобщение основного материала

4.1. Задание «Узнай признак и функцию государства»: (высвечивается на слайде)

Проводит преподаватель истории Леонтьев Д.Н.:

По приведенным ситуациям определите, о каких признаках и функциях государства идет речь:

А) Египет - это страна, которая располагалась в долине реки Нил от ее первого порога до впадения в Средиземное море (территория)

Б) Население завоеванных Дарием 1 стран платило налоги (налоговые сборы)

В) 525 г. до н.э. Вавилонская держава подчинилась персам (суверенитет)

Г) В 1792 г. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи издал свои законы. Они были высечены на каменном базальтовом столбе, который поставили перед дворцом (законодательная деятельность).

Д) В 945 г. князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути, пойдя на поводу у дружины, Игорь решил вернуться и собрать дань еще раз. Древляне возмутились и убили Игоря. Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Тем не менее, она упорядочила сбор дани, установив уроки – размер дани и погосты – места сбора дани.

Ответ: функция финансового контроля

Е)В 988 г. при князе Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Принятие христианства имело большое значение. Оно укрепило государственную власть и территориальное единство Руси.

Ответ: идеологическая функция

22 июня 1941 г. войска фашистской Германии вероломно напали на СССР. В стране была объявлена мобилизация. 23 июня была создана Ставка Главного командования, 30 июня образован Государственный комитет обороны (ГКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Были проведены крупномасштабные мероприятия по переводу промышленности на военные рельсы, мобилизация населения в армию и на строительство оборонительных сооружений, по эвакуации.

Ответ: организация гражданской обороны

За каждый правильный ответ выдается цветная фишка. (Можно еще) из Важенина

4.2. «Заморочки».

Проводит преподаватель обществознания Миронова Е.Г.

Данные практические задания на рассуждение по теме «Политический режим» (высвечивается на слайде). Задания дублированы на карточках по теме «Политический режим» и лежат на каждой парте. Ответы оппонентов могут дополняться. На размышление даются 2 минуты.

В стране К. после многолетней диктатуры постепенно стало формироваться демократическое общество. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс. За каждый правильный ответ – цветная фишка.

Примерный ответ:

-Признание народа источником власти и носителем суверенитета

-Наличие демократических выборов (проводятся на альтернативной основе, непосредственное, тайное, голосование, равенство голосов, всеобщность избирательного права)

- Наличие реальных прав и свобод граждан.

Незыблемость прав и свобод граждан.

- Наличие политического плюрализма (многопартийность), идеологического плюрализма (многообразие идеологий, нет одной господствующей идеологии), экономического плюрализма (многообразие форм собственности, наличие свободного труда и др.)

(Ответы дополняются. Фишки выдаются и прикрепляются) .

В стране Н. произошел государственный переворот и стал формироваться политический режим, который политологи охарактеризовали как тоталитарный. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

Примерный ответ:

-Тотальный контроль государством за всеми сферами общественной жизни

-Наличие одной господствующей партии

-Господство одной официальной идеологии

-Отсутствие реальных прав и свобод граждан и др.

-Директивная (плановая) экономика

(Ответы оппонентов дополняются. Выдаются фишки и прикрепляются к ваману) .

Соотнесите примеры с формой правления, формой административного устройства, политическим режимом. Ответы покажите цифрами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 9 Цель: -формировать представление учащихся о государстве как о главном институте политической системы, рассмотреть формы правления государством и признаки правового государства; -развивать критическое мышление, умение классифицировать современные государства; -воспитывать у учащихся качества толерантности и гражданственности; уважения к государству, в котором живешь; ответственности за его будущее. Тип урока: комбинированный

Просмотр содержимого документа
«Урок «Государство и его роль в жизни общества»»

Тема урока: «Государство и его роль в жизни общества»

предмет: Человек. Общество. Право.

Учитель: Кубенова К.И. КГУ «Юбилейная средняя школа»

Цель: -формировать представление учащихся о государстве как о главном институте политической системы, рассмотреть формы правления государством и признаки правового государства;

-развивать критическое мышление, умение классифицировать современные государства;

-воспитывать у учащихся качества толерантности и гражданственности; уважения к государству, в котором живешь; ответственности за его будущее.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: государство, функции государства, признаки государства, формы государственного устройства, правовое государство. Методы: словесный, частично-поисковый .Оборудование: раздаточный материал, Конституция РК, политическая карта, оценочные листы, листы для рефлексии. Ход урока. Организационный момент.

Приветствие! Психологический настрой.

Упражнение «Скипетр-держава» Определение темы и цели урока

Учащимся предлагается определить тему и цели урока.

Двигаясь по цифрам от 1 до 11, вы сможете узнать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

Тема урока: «Государство и его роль в обществе»

Актуализация знаний.

«Понятийное колесо» : государство, политика, власть

-Назовите государственные органы осуществляющие политическую власть в стране?

«Скелет рыбы»

- Назовите признаки государства

Работа с одаренным ребенком.

-На основе предложенного текста документа, выделите, какой указан признак правового государства.

Работа с документом. Ш. Монтескье, французский философ-просветитель:

«Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, — свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издать тиранические законы, будет выполнять их тираническим образом. Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью законодательной, то власть над жизнью и свободой граждан будет произвольной, ибо судья явится законодателем. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя…»

Ответ: признак - разделение властей

3. «Оценивание» (оценочный лист)

Изучение нового материала. Вывод: Государство- главный институт политической системы.

Изучение нового материала проходит с помощью игры «Нет вопросов».

Суть игры в том, что по ходу изучения нового материала класс будет участвовать в игре «Нет вопросов».

Учитель: - Посмотрите на лист бумаги на ваших партах. Он заполнен разными вопросами. Ответы на них будете находить в процессе выполнения заданий. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет вычеркнут. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока у вас не осталось вопросов».

Лист «Нет вопросов»

Государство выполняет ряд важных функций. Какие это функции?

Какие меры должно предпринимать правительство?

Какие вы знаете способы приобретения власти?

Чем власть законная отличается от незаконной?

Какие вы знаете формы правления государства?

Что такое монархия? Назовите виды монархий.

Что такое республика? Назовите виды республик.

Что такое диктатура?

Что является началом и условием правового государства?

Какие существуют признаки правого государства?

Где отражены признаки правового государства?

«Диалоговое обучение» ( работа в парах)

Самостоятельная работа учащихся с учебником

1 пара. Функции государства (стр.101-102).

2 пара. Назовите способы обретения власти. Охарактеризуйте, каким способом получены власть в монархии, в республике и диктатура (стр.102).

3 пара. Охарактеризуйте форму правления – абсолютная монархия.(стр.102-103)

4 пара. Охарактеризуйте форму правления – конституционная монархия.(стр.(103)

5 пара. Охарактеризуйте форму правления – парламентская республика(стр. 103)

1 пара. Охарактеризуйте форму правления – президентская республика (стр. 104)

2 пара. Охарактеризуйте форму правления –диктатура (стр.104-105)

3 пара. Дайте характеристику правовому государству (стр.105)

Выступление учащихся. «Вращающийся круг»

-Является ли Республика Казахстан – правовым

Правовое государство - это государство, в котором все граждане и должностные лица, государственные органы ,все правовые акты подчинены

и должны соответствовать Конституции.

- Перед вами Конституция РК. Найдите положения характеризующие государство как правовое(1-4 статьи).

Работа с Конституцией РК.

Признаки правового государства:

1.Народ - единственный источник власти

2.Народ осуществляет власть непосредственно и опосредованно

3.Референдум – высшее выражение власти народа

4.Принцип разделения властей

6.Гарантия прав личности

7.Правовая культура личности

8.Законность и правопорядок

-А скажите мне ребята. Соответствует ли то, что записано в Конституции современным казахстанским реалиям и если «да» или «нет». То приведите примеры.

Работа с политической картой мира.

Учащиеся показывают государства и называют их форму правления, пользуясь раздаточным материалом в котором указаны формы правлений государств.

Закрепление изученного материала:

1 «Колесо понятий».

Прочитайте и определите, о какой из форм государства идёт речь.

Государство, где на всей территории действует единая центральная власть. (Это простая форма государства – унитарное)

Государство, части которого обладают значительной самостоятельностью. (Эта форма сложного государства – федерация)

Государство, во главе которого правитель, получивший власть по наследству. (Монархия)

Государство, в котором власть принадлежит выборным органам. (Республика)

Государство, в котором уважаются права человека, а народ участвует в управлении и решении общих дел. (Демократия)

Государство, где власть незаконно захвачена либо осуществляется с помощью жёстких мер (армии, полиции, тюрьмы) единоличным правителем, который попирает права граждан, не допускает их к участию в управлении государством. ( Диктатура)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: