Вопросы входящие в юрисдикцию государства флага как участника международно правовых отношений

Обновлено: 03.05.2024

Юрисдикция над иностранными судами в территориальных водах – это полномочия государством флага судна, а также прибрежными государствами решать правовые вопросы, связанные со статусом судна и действиями на борту этого судна. К международно-правовым документам, регулирующим юрисдикцию в этой области, относятся: Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне (1958); Конвенция ООН по моральному праву (1982). При осуществлении мирного прохода в территориальных водах прибрежного государства иностранные суда обязаны соблюдать законы и правила этого государства. При этом иностранные торговые суда не должны облагаться никакими сборами. Прибрежным государством, как правило, не осуществляется уголовная юрисдикция для ареста какого-либо лица или производства расследования какого-либо преступления, совершенного на борту иностранного судна, проходящего через его территориальные воды. Исключениями являются случаи, когда:

а) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

б) совершенное преступление нарушает спокойствие в стране или порядок в территориальном море;

в) капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся за помощью к местным властям, а также когда такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками или психотропными веществами.

При этом предусматривается также возможность осуществления уголовной юрисдикции прибрежного государства для ареста или расследования на борту иностранного судна, находящегося в территориальных водах после выхода из внутренних вод.

Гражданская юрисдикция в отношении какого-либо лица, находящегося на борту проходящего в территориальных водах судна, по общему правилу не осуществляется. Однако согласно указанным конвенциям (1958, 1982), прибрежное государство может применять меры взыскания или арест по любому гражданскому делу в отношении иностранных торговых судов, на стоянке в территориальном море или проходящих через территориальное море после выхода из внутренних вод. Аналогичные меры предусмотрены и в отношении судов, проходящих через территориальные воды, но только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или до прохо да его через воды прибрежного государства. При подписании и ратификации Конвенции 1958 СССР сделал оговорку к ее статье 20, указав на то, что государственные суда в силу их иммунитета не могут подвергаться таким мерам без согласия государства флага.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том IV (Т–Я) (издание третье, переработанное и дополненное); под общей редакцией В.А. Пучкова. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.

1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.

2. Каждое государство, в частности:

a) ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых международных правил вследствие их небольших размеров; и

b) принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.

3. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается:

a) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;

b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов;

c) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения.

4. В число таких мер входят меры, необходимые для обеспечения того, чтобы:

a) каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированным судовым инспектором и имело на борту такие карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, какие необходимы для безопасного плавания судна;

b) каждое судно возглавлялось капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, навигации, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности соответствовал типу, размерам, механизмам и оборудованию судна;

c) капитан, офицеры и, в необходимой степени, экипаж были полностью ознакомлены с применимыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио и были обязаны соблюдать такие правила.

5. Принимая меры, предусмотренные в пунктах 3 и 4, каждое государство обязано придерживаться общепринятых международных правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения.

7. Каждое государство организует расследование достаточно квалифицированным лицом или лицами или под их руководством каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море, с участием плавающего под его флагом судна, приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или морской среде. Государство флага и другое государство сотрудничают в проводимом этим другим государством любом расследовании любой такой морской аварии или навигационного инцидента.

Свобода открытого моря осуществляется в соответствии с условиями Конвенции 1982 и другими нормами МП (включает свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведения искусственных островов и других установок, допускаемых в соответствии с МП; рыболовства; научных исследований).

Все государства осуществляют эти свободы, учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

2) Принцип использования открытого моря в мирных целях (исключение применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств, в запрещении военной деятельности государств на морях и в океанах, обеспечении мирного использования пространств Мирового океана).

Конвенция 1982 (открытое море резервируется для мирных целей – ст.88; правовой режим Конвенции должен содействовать использованию морей и океанов в мирных целях – Преамбула).

3) Принцип рационального использования морских ресурсов (совокупность мер по обеспечению оптимально устойчивой добычи этих ресурсов, необходимых для достижения максимального снабжения продуктами питания и другими морскими продуктами – Женевская конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958).

Все государства принимают меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан мер, которые окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст.117 Конвенции 1982).

4) Принцип предотвращения загрязнения морской среды (Женевская конвенция об открытом море 1958 (государства обязаны издавать правила для предупреждения загрязнения морской воды нефтью); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973; Протокол о вмешательстве в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть 1973; Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969).

Государства обязаны защищать и охранять морскую среду (ст.192 Конвенции 1982) (определяются меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнений морской среды; государства обязываются не переносить ущерб или опасность загрязнения и не превращать один вид загрязнений в другой; содержится перечень требований по предотвращению загрязнения (из находящихся на суше источников; вызываемого деятельностью на морском дне; вызываемого захоронением; с судов; из атмосферы или через нее).

5) Принцип свободы морских научных исследований (один из элементов свободы открытого моря).

Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных Конвенцией (ст.238 Конвенции 1982) (определяются общие принципы проведения морских научных исследований; устанавливается порядок проведения исследований в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, на морском дне (прибрежному государству предоставляется информация о характере и целях проекта, методе и средствах ведения исследований, точных географических районах).

Понятие исключительной юрисдикции государства флага.

Каждое государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом (в открытом море любое судно подпадает под действие исключительной юрисдикции государства флага):

1) ведет регистр судов;

2) принимает на себя в соответствии с внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, над его капитаном, офицерами и экипажем;

3) принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море;

4) организует расследование морских аварий или навигационных инцидентов.

Уголовная юрисдикция в случае столкновения или другого навигационного инцидента:

1) в случае столкновения или другого навигационного инцидента никакое уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого лица, служащего на судне, не может быть возбуждено иначе как судебными и административными властями государства флага или государства, гражданином которого это лицо является;

2) отобрать диплом судоводителя или квалификационное свидетельство имеет право только власти государства, выдавшего эти документы;

3) ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо властей, кроме властей государства флага.

Право на осмотр (за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное чем судно, пользующееся полным иммунитетом, не вправе подвергать его осмотру, если нет оснований подозревать, что:

1) это судно занимается пиратством;

2) это судно занимается работорговлей;

3) это судно занимается несанкционированным вещанием;

4) это судно не имеет национальности;

5) хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Настоящие положения применяются к военным летательным аппаратам, к любым другим должным образом уполномоченным судам или летательным аппаратам, имеющие четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что они состоят на государственной службе.

То есть, одно из проявлений юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море – осмотру торговые и другие невоенные суда в открытом море могут подвергнуть только военные или специально на то уполномоченные суда государства флага (за исключением вышеуказанных случаев).

Полным иммунитетом в открытом море от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага, пользуются:

1) военные корабли;

2) суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе.

Иммунитет военных кораблей (нераспространение на них юрисдикции иностранных государств в открытом море и в случае разрешенного захода в иностранные территориальные воды):

1) военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага;

2) при заходе в территориальные воды какого-либо государства военные корабли продолжают пользоваться иммунитетом военных кораблей (но должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также нормы МП, регулирующие мирный проход через территориальные воды);

3) военные корабли пользуются иммунитетом только в условиях мирного времени;

4) иммунитет военных кораблей, находящихся в территориальных водах иностранного государства, не должен использоваться в целях, нарушающих суверенитет и территориальную неприкосновенность государства пребывания;

5) льготы и привилегии, предоставляемые прибрежным государством военному кораблю, находящемуся в его территориальных водах, выражают уважение суверенитета государства флага (объем льгот и привилегий зависит от характера посещения (официальное, неофициальное, оперативное, вынужденное), обычно включает освобождение от таможенного досмотра, от всех видов таможенных, санитарных, портовых и иных сборов).

Был учрежден на основании резолюции Совета Безопасности ООН от 25.05.1993 г. этой же резолюцией был утвержден устав.

Юрисдикция этого трибунала временная, она распространяется на события, которые происходили на территории Югославии в течение 1991 г.

Основной применимый документ – Женевская конвенция 1949 г.

Трибунал не имеет права принимать решение о назначении смертной казни. Высшая мера наказания – пожизненное заключение.

МУС действует на основании римского статута МУС. Он имеет юрисдикцию в отношении д/л тех государств, которые ратифицировали статут.

При суде есть апелляционная палата, а также канцелярия прокурора.

Судьи избираются тайным голосованием на заседании ассамблеи государств-участников. Каждый судья может занимать свою должность в течение 9 лет. В статуте не предусмотрено право на переизбрание.

Суд не может выносить решение о применении смертной казни. Суд рассматривает вопросы об ответственности д/л государств-участников в том случае, если сами государства этого не сделают, за исключением случае, когда было назначено слишком мягкого наказание, или когда есть свидетельство того, что государство укрывает это лицо от применения мер.

Вопрос о привлечении к ответственности ставится канцелярией прокурора.

Тема: Международное морское право

1. ММП – понятие, источники, принципы

2. Внутренние морские воды. Правовой режим морских портов. Правовой режим территориального моря (территориальных вод)

3. Правовой режим открытого моря. Изъятие из принципа юрисдикции флага корабля в водах открытого моря

4. Правовой режим м/н проливов и каналов. Правовой режим Суэтского и панамского канала

5. Архипелажные воды. М/н реки

6. континентальный шельф и экономическая зона

7. М/н правовой режим Антарктики и правовой режим Арктики

8.М/н правовой режим морского дна открытого моря

1. ММП – понятие, источники, принципы

ММП – отрасль МП, нормы и принципы которой регулируют отношения государств по использованию морского пространства.

ММП – одна из древнейших отраслей МП.

Большинство источников этой отрасли – м/н правовые обычаи.

Основным договором в области ММП является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

К принципам ММП относят:

1. принцип флага корабля в открытом море, т.е. на морское судно, находящее в открытом море, распространяется юрисдикция того государства, под чьим флагом оно осуществляет плавание.

2. принцип не нанесения ущерба окружающей и природной среде открытого моря и района морского дна открытого моря, т.е. государства должны использовать при освоении открытого моря такие технические средства, которые наносят наименьший ущерб его окружающей или природной среде.

3. принцип ответственности за нарушение ущерба окружающей и природной среде открытого моря и района морского дна открытого моря.

Внутренними водами государства являются воды рек, озер, каналов и иных водоемов в пределах государственных границ, в том числе и пограничные воды.

Внутренними морскими водами являются морские воды, включая воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, также воды портов, заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также сюда относятся исторические моря и заливы.

Территориальное море – полоса/часть моря/океана, прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства или к его внутренним водам и составляющая часть государственной территории.

Ширина территориальных вод не должна превышать 12 морских миль, если по историческим причинам это море не является более широким.

Правовой режим портов определяется сами государством, т.е. само государство устанавливает правила захода и выхода из порта. Обычно гражданские суда пользуются большей свободой, чем военные.

Военные суда заходят в порт иностранного государства только по специальному разрешению.

Правовой режим внутренних вод, территориального моря устанавливается самим государством. МП устанавливает правила отсчета.

Открытое море – морское пространство, расположенное за пределами территориальных, архипелажный и внутренних вод, исключительных экономических зон какого-либо государства, находящееся в свободном и равноправном использовании всех государств в соответствии с принципами и нормами МП.

Иногда он называется нейтральными водами.

Открытое море – территория с м/н правовым режимом, т.е. правовой статус этой территории устанавливается МП.

Правовой режим открытого моря представляет собой совокупность прав и обязанностей государств в области использования открытого моря.

Принципы и свободы ММП:

1. принцип свободы использования открытого моря, ему соответствует свобода использования открытого моря, т.е. любое государство может использовать открытое море в мирных целях. Государства обладают равными правами в области использования открытого моря.

2. принцип свободы проведения научных исследований в открытом море. Ему соответствует свобода проведения научных исследований в открытом море. Все государства на равных основаниях имеют право проводить научные исследования в открытом море.

Принцип свободы судоходства, которому соответствует свобода судоходства, т.е морское судно любого государства может беспрепятственно осуществлять морское плавание в открытом море. Воспрепятствование осуществлению свободы судоходства в открытом море является м/н противоправным деянием.

3. принцип свободы полетов над открытым морем и ему соответствует свобода полетов над открытом морем.

4. принцип свободы рыболовства и промысла, ему соответствует свобода рыболовства и промысла, т.е. морские суда любого государства могут осуществлять промысловую деятельность в открытом море.

5. свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов по дну открытого моря

Т.е. по дну открытого моря все государства могут прокладывать кабели, трубопроводы, при этом должны учитывать проложенные кабели, трубопроводы.

6. свобода создания установок и искусственных островов в открытом море.

Изъятия (исключения) из принципа флага корабля в открытом море: если есть основания полагать, что судно занимается:

- незаконной перевозкой наркотический средств и психотропных веществ,

- незаконным радио- и/или телевещанием,

- незаконной перевозкой ядерных материалов.

В этом случае можно остановить и осмотреть судно по подозрению в совершении указанных деяний, и в случае, если информация подтвердилась, то военное судно препровождает арестованное судно в порт своей приписки, т.е. приписки военного судна, вопрос об ответственности экипажа арестованного судна решается по законодательству того государства, чье военное судно произвело арест.

В том случае, если информация занимается противоправной деятельность, но экипаж не дает осмотреть судно, осуществляется преследование по горячим следам.

Оно осуществляется военно-морским судном, начинается либо в территориальных водах, либо в открытом море, осуществляется в открытом море и заканчивается в момент захода преследуемого судна в территориальные воды иностранного государства.

4. Правовой режим м/н проливов и каналов. Правовой режим Суэтского и панамского канала

В отношении м/н проливов действуют следующие НПА:

1.Лондонская конвенция о проливах 1841 г. (Россия, Великобритания, Франция, Австрия, Пруссия)

2. Конвенция Монтре (Швейцария) 1936 г. (СССР, Турция, Великобритания, Франция, Болгария и др.)

Под проливами понимают объекты естественного происхождения, которые соединяют м/д собой море и океан или разные части одного моря.

Проливы используются для непрерывного морского судоходства.

Конвенция о Суэтском канале 1888 г. (Австро-Венгрия, Великобритания, Россия и др.)

Договор о Панамском канале 1977 г. (США и Панама)

Под каналами понимают объекты искусственного происхождения, используемые для морского судоходства и соединяющие м/д собой море и океан или разные части одного моря.

Государство, на чьей территории находятся проливы и каналы, обладают рядом суверенных прав в отношении этих объектов:

1. правила прохода через пролив или канал,

2. могут взимать плату за проход через пролив или канал (зависит обычно от тоннажа (веса) судна, которое проходит через пролив (канал).

Иностранные суда имеют право:

1. проходить через проливы и каналы (право мирного прохода)

2. могут останавливаться в акваториях проливов и каналов, но не блокировать их.

Военные суда, если они находятся на территории канала или пролива, не должны выгружать на берег оружие и принимать его на борт, не должны высаживать или принимать на борт военнослужащих.

5. Архипелажные воды. М/н реки

Конвенция по морскому праву 1982 г. – основной документ.

1. в составе территории государства-архипелага не должно быть континентальной части,

2. соотношение суши и воды в границах государства-архипелага должно быть от 1:9 до 9:9. Если суши больше чем воды по площади, то это островное государство,

3. архипелажная линия – линия, которая объединяет м/д собой наиболее выступающее в сторону моря точки островов или обсыхающих морских рифов.

Длина архипелажных линий не должна превышать 100 морских миль. Допускается, что 3 % ото всех архипелажных линий могут составлять 125 морских миль.

4. все государства-архипелаги – бывшие колониально-зависимые государства.

Архипелажный проход – водный или воздушный коридор, по которому иностранные морские или воздушные суда могут осуществлять непрерывное плавание или полет

Ширина архипелажного прохода должна составлять не менее 50 миль. Место нахождения архипелажного прохода устанавливается самим государством-архипелагом.

М/н реки – реки, которые проходят через территорию нескольких государств. Их принято подразделять на м/н и многонациональные.

М/н реки имею выход к открытому морю, а многонациональные такого выхода не имеют.

М/н реки часто используются в качестве естественной границы. Граница проходит либо по середине реки, либо по тальвегу (наиболее глубокому месту судоходной реки).

Правовой статус м/н рек определяется самими прибрежными государствами. Это один из немногих договоров, где можно предусмотреть права и обязанности для 3 лиц. Правовой режим все м/н рек абсолютно разный.

Третьи государства обладают правами использовать м/н реки для мирного прохода.

Решение вопроса о гражданской юрисдикции прибрежного государства зависит от того, проходит ли иностранное судно через территориальное море «транзитом» или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутрённих вод:

В первом случае прибрежное государство не вправе останавливать иностранное судно или изменять курс в целях осуществления гражданской юрисдикции. Исключение: судно навлекло на себя гражданско-правовые обязательства либо ответственность во время прохода или для прохода через воды прибрежного государства.

Во втором случае прибрежное государство в соответствии со своими законами может применять меры взыскания или арест по гражданскому делу.

Иммунитеты от юрисдикции:

Иностранные военные корабли

Иные государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом и в территориальном море. Тем не менее, они обязаны соблюдать правила прохода, установленные прибрежным государством. В противном случае им может быть предложено покинуть территориальное море. За ущерб, причиненный прибрежному государству военным кораблем или иным государственным некоммерческим судном, ответственность несет государство флага.

ПРИЛЕЖАЩИЕ ЗОНЫ
тоже нет

Понятие:

Прилежащая зона - морской район, прилегающий к территориальному морю, в пределах которого прибрежное государство осуществляет контроль в строго определенных международным правом целях (ст. 33 Конвенции 1982 г).

Граница прилежащей зоны:

Зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Конвенция 1958 года определяет прилежащую зону как часть открытoгo моря, прилежащую к территориальному морю, в которой прибрежное государство может осуществлять определенный контроль.

В Конвенции 1982 года слова «открытого моря» опущены и говорится просто о зоне, прилежащей к территориальному морю. Это объясняется тем, что Конвенция 1982 года предусматривает возможность объявления прибрежным государством 200- мильной исключительной экономической зоны.

Правовой режим:

ПЗ может устанавливаться для осуществления контроля в отношении иностранных судов, направляющихся в территориальное море, в целях предотвращения нарушений:

Иммиграционных законов и правил прибрежного государства в пределах его территории, включая территориальное море, а также в целях наказания за такие нарушения.

Прибрежное государство в целях борьбы с торговлей археологическими и историческими объектами, обнаруженными в его прилежащей зоне, вправе установить, что они могут быть извлечены с морского дна только с его одобрения.

Полномочия по контролю:

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в прилежащей зоне. Контроль включает:

право остановить судно

право произвести осмотр

в случае, если имело место правонарушение, право принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения

право применять наказание за нарушение

За нарушение режима прилежащей зоны может быть предпринято преследование нарушителя, в том числе и в открытом море, если оно осуществляется по "горячим следам", т.е. начато в прилежащей зоне и ведется непрерывно. Преследование возможно только при нарушении прав, для защиты которых эта зона установлена.

Установление прилежащей зоны — не обязанность, а право прибрежного государства. Его законодательством определяются и виды контроля, которые оно будет осуществлять в своей прилежащей зоне.

Международной практике известны, помимо четырех, конвенционно обозначенных, и иные случаи претензий на контроль в морских зонах, прилежащих к территориальному морю, соответственно и другие их названия: зона радионадзора; зона безопасности и т.д. Такие случаи не соответствуют международному праву, если они создают препятствия для реализации свобод открытого моря.

62. Открытое море. Понятие и правовой режим

Понятие:

Открытое море - все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства- архипелага.

Правовой режим:

Находится в общем пользовании всех государств. В соответствии с Конвенцией 1982 г. принцип свободы открытого моря включает, в частности:

Свободу судоходства - подразумевающую, что каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

Свободу возводить искусственные острова и др. установки; новеллы Кон. 82 г

Свободу научных исследований и др.

При этом при осуществлении указанных свобод государства должны учитывать интересы других государств, применимое международное право.

Согласно Конвенции 1982 г., открытое море «резервируется для мирных целей»; Запрещается подчинять своему суверенитетукакую-либо часть открытого моря.

Из двух вышеуказанных положений следует, что ни одно государство не может вмешиваться в дела других государств в открытом море.

Все суда в открытом море подчиняются исключительной юрисдикции государства флага.

Государство ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море.

Судно может плавать под флагом только 1 гос-ва, и не может менять его во время плавания или стоянки, кроме случаев перехода права собственности.

Государство само определяет условия предоставления судам права плавать под его флагом и порядок их регистрации. (В России действует КТМ РФ).

В случае столкновения или какого-либо другого инцидента с судном, влекущего уголовную или административную ответственность капитана или иного члена команды, преследование может быть возбуждено только перед административными или судебными органами государства флага либо государства, гражданином которого лицо является. Арест либо задержание судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага.

Изъятия из исключительной юрисдикции государства флага:

Военные корабли либо специально уполномоченные государственные суда имеют право на осмотр судна, если есть подозрения, что это судно занимается пиратством, работорговлей либо несанкционированным вещанием.

Пиратство - любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту.

Любое государство может захватить в открытом море пиратское судно или пиратский летательный аппарат и подвергнуть судебному преследованию.

Кроме государства флага право на задержание и арест лица или судна, занимающегося несанкционированным вещанием, предоставлено:

Государству, гражданином которого является виновное лицо, государству регистрации передающей установки,

Государству, на территории которого могут приниматься передачи,

Государству, санкционированной радиопередаче которого чинятся помехи.

Военный корабль может также подвергнуть осмотру судно, если оно не имеет национальности, либо на нем поднят иностранный флаг, либо судно отказывается поднять флаг, однако в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Если подозрения окажутся необоснованными, то судну должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Существенным изъятием является право преследования по горячим следам, то есть право прибрежного государства осуществлять в открытом море преследование иностранных торговых судов, если власти этого государства имеют достаточные основания считать, что эти суда нарушили его законы и правила.

Требования к реализации права на преследования:

Должно быть начато непосредственно после совершения нарушения законов и правил прибрежного государства в пределах его территории.

Преследование может быть предпринято только в том случае, если иностранное судно во время начала преследования находится во внутренних водах, территориальном море, архипелажных водах либо в прилежащей зоне прибрежного государства.

Однако в последнем случае, преследование может быть предпринято только в случае нарушения тех правил, для защиты которых создана зона.

Такое преследование может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны при условии, что оно будет непрерывным.

Преследование прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальное море своего или третьего государства.

Может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, а также другими судами или летательными аппаратами, находящимися на правительственной службе и имеющими четкие внешние опознавательные знаки.

Эти положения с соответствующей модификацией применяются и в случае нарушения законов и правил прибрежного государства, касающихся его прав в отношении исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

Специальный раздел указанной Конвенции посвящен сохранению живых ресурсов открытого моря и управлению ими. В нем нашел конкретное выражение статус открытого моря как общего достояния человечества. Этот статус отражен и в ряде других положений. В частности, все государства, осуществляя свободы открытого моря, учитывают интересы других государств. Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к нему и на свободу транзита.

63. Исключительная экономическая зона. Понятие и правовой режим

Понятие:

Исключительная экономическая зона - район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему» (ст. 55 Конвенции 1982 г.).

Этот вид морских пространств является новеллой Конвенции 1982 г.

Границы исключительной экономической зоны:

Ширина не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Под территориальным морем понимается территориальное море данного прибрежного государства.

Государство не вправе установить исключительную экономическую зону, (1) прилегающую к территориальному морю другого государства, или (2) к скале (которая не имеет территориального моря), или (3) к международной территории (например, к Антарктиде).

Правовой режим:

Авторы кафедрального учебника делают вывод, что это ЧАСТЬ ОТКРЫТОГО МОРЯ с особым правовым режимом.

Прибрежному государству принадлежат следующие права:

Исключительные права разведки, разработки и сохранения живых и неживых ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах.

Прибрежное государство вправе досматривать, инспектировать, арестовывать иностранные рыболовные суда и открывать разбирательства в отношении них в случае нарушения ими правил добычи морских животных. (для такой деятельности необходимо получения квот)

Производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Возведение искусственных островов, сооружений и установок, разрешать и регулировать их создание, эксплуатацию

Другие государства могут возводить здесь искусственные острова, сооружения и установки только с согласия прибрежного государства

Для проведения морских научных исследований также необходимо согласие прибрежного государства

Прибрежным государствомосуществляется юрисдикция в отношении:

создания и использования искусственных островов, сооружений и установок;

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды.

Прибрежное государство вправе принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами.

Другие государства пользуется в ИЭЗ следующими правами:

Право прокладки подводных трубопроводов и кабелей и иными видами использования моря, относящимися к названным свободам

Более того, к исключительной экономической зоне применяются положения Конвенции 1982 г., относящиеся к правовому режиму открытого моря (в том числе о неправомерности претензий на суверенитет; о свободе судоходства и т.д.), за исключением положений, несовместимых с правовым режимом исключительной экономической зоны. Последнее касается в первую очередь суверенных природоресурсных прав прибрежного государства в его исключительной экономической зоне

64. Континентальный шельф. Понятие, правовой режим


Понятие:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: