Внутренняя функция государства в процессе которой решается задача охраны прав и свобод граждан это

Обновлено: 25.04.2024

Функцией государства является

1) разделение властей

3) поддержание общественного порядка

4) наличие государственного аппарата

Внутренние функции государства:

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

1. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

2. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

3. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1998.

4. Спиридонов А.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.

5. Сырых В.Л. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

6. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

7. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для высших учеб. заведений. – М., 1995.

1. Функции государства

Решение проблемы функций государства имеет не только тео­ретическое, но и практическое значение. Изучение функций позволяет рассмотреть государство в процессе его деятельности, опре­делить уровень его организованности и степень эффективности.

Терминфункция учеными трактуется неоднозначно. В фило­софском и общесоциологическом плане он рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной систе­ме отношений», как совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение кото­рых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (цит. по: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко, 2-е изд.- М., 1996.- С. 80).

Применительно к государству термин функция имеет не­сколько иной смысл и значение. В зарубежной и отечественной научной литературе встречаются различные определения понятия функции государства. Так ряд авторов, начиная с Г. Кельзена, считают это- основные направления деятельности государства и сама его деятельность.

В 60-е годы в отечественном правоведении получило широкое распространение представление офункциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности. В модернизированном виде такое определение используется и сегодня.Функции государства, считают некоторые авторы, этопредмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства её обеспечения (Теория государства и права. Вып. 2.-М., 1994.- С. 40).

В настоящее время большинство ученых трактуютфункции государства как основные направления его деятельности, выра­жающие сущность, социальное назначение, цели и задачи государ­ства по управлению обществом в присущих ему формах и прису­щими ему методами (Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.- М., 1997.- С. 143).

Функции государства имеют некоторые общие признаки. Л.И. Спиридонов обращает внимание на объективный характер функций государства «И природа общих дел, которые неизбежно проявляются у объединившихся в ассоциацию людей, - пишет ученый, - и способы их осуществления при помощи государственной власти независимы от сознания и воли людей, в том числе и тех, кто управляет государством. Выбор средств их достижения лишь в известных пределах происходит сознательно и зависит от того, насколько правильно поняты общественные потребности и на­сколько верно оценены имеющиеся средства их удовлетворения» (Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник.- М., 1995.-С.39).

Формирование функций государства осуществляется в про­цессе своеобразного разделения труда между государством и граж­данским обществом.Либерально-демократическая концепцияосновывается на представлении о том, что вмешательство государ­ства в частную и общественную жизнь граждан должно быть ми­нимальным. Виднейший представитель современного либерализма М. Фридмен считает, что функции государства должны ограничи­ваться, во-первых, определением меры свободы посредством уста­новления одинаковых для всех правил и обеспечения правосудия как средства решения социальных конфликтов; во-вторых, оборо­ной; в-третьих, организацией учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, но которые необходимы всем, на­пример, почта, полиция и т.п. (Фридмен М. Капитализм и свобода / Фридмен и Хайек о свободе. - Минск, 1990.- С. 55-68).

Другие авторы, например, Дж. Кейнс и его последователи Дж. Гэлбрайт, В. Леонтьев и др., считают, что государство должно участвовать в регулировании рыночного хозяйства, помогать обществу избегать спадов производства и социальных кризисов.

Крайними формами отрицания либеральных представлений о функциях государства являются различныеконцепции тотали­таризма, сторонники которых считают, что государство должно управлять всеми частными и общественными делами. Как извест­но, эти идеи были скомпрометированы неудачным опытом тотали­тарного руководства в фашистских государствах, СССР и странах Восточной Европы.

В правовой литературе в качестве общих признаков функций государства называют:

- их комплексный, собирательный характер;

- в отличии от функции различных государственных органов, специально предназначенных для выполнения определённой деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом;

- единство содержания, форм и методов осуществления госу­дарственной власти, неразрывно связанных с данным направлени­ем деятельности государства и т.д.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависят от очерёдности задач, встающих перед общест­вом и целей, которые оно преследует.

Задача - это то, что требует разрешения, а функция - основное направление деятельности, направленной на такое разрешение. Иначе говоря, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями.

Каждая функция государства имеет свой объект и содержание. Объект - это определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Объекты слу­жат критерием разграничения функций государства.Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленче­ские действия в данной сфере оно совершает.

2. Типологизация функций государства

В литературе встречаются различные подходы к типологизации функций государства. Л.И. Спиридонов, например, считает. что государство выполняет прежде всегогенеральную функцию - реализацию общих дел, обеспечивающих объективные предпосыл­ки человеческого существования, к числу которых относятся:

- природные условия, обеспечение жизни, здоровья человека и нормальной среды его обитания;

- социально-культурные условия (общая свобода, доступ к культурным ценностям, образованию, свобода творчества);

- экономические условия (частная собственность, свобода вы­бора занятий и т.п.);

- политические условия (доступ к управлению делами общест­ва, реальное участие в нем, возможность влияния на принимаемые политические решения, свобода слова и т.п.) (Л.И. Спиридонов. Теория государства и права.- М., 1995.- С. 47-48).

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функ­ции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные функции прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни протекают основные направления деятельности государства, они подразделяются навнутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны,внешние - на ус­тановление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

К числу внутренних функций относятсяобеспечение общест­венного порядка (охрана прав и свобод граждан и правопорядка); охрана существующих форм собственности; охрана природы и окружающей среды; экономическая функция (регулирование рынка, разработка и обеспечение общенациональных экономиче­ских программ и т.п.);социальная(устранение или смягчение воз­можной социальной напряженности в обществе, развитие здраво­охранения, образования, культуры и т.п.);культурная (развитие образования, науки, учреждений культуры);фискальная (сбор налогов как главного источника финансирования всей государст­венной деятельности),функция развития научно-технического прогресса.

Внешними функциями государства являютсявоенная, которая в зависимости от характера может быть функцией обороны или агрессии;обеспечения дипломатических отношений, развития двухсторонних и многосторонних экономических, политиче­ских, культурных и других связей, обеспечения коллективной безопасности, решения глобальных проблем и др.

Деление функций на внутренние и внешние во многом услов­но. Дело в том, что вся деятельность государства внутри страны зависит от внешних условий, от внешнеэкономических, политиче­ских, социальных, культурных и других связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникли такие межго­сударственные образования как Европейский Союз, СНГ и т.п.

К новому направлению в решении проблемы функций госу­дарства относится идея о том, что все функции, о которых шла речь выше, не характерны для государства, так как в их осуществ­лении заинтересовано всё общество. Для государства же характер­ны те функции, которые вытекают из его сущности, форм и способов осуществления публичной политической власти. В этом случае государство выполняет три основные функции:законодательную, исполнительную и судебную. Иногда выделяют и четвертую- надзорную. Все эти функции соответствуют основным ветвям вла­сти. Однако данная точка зрения не получила широкого распро­странения (Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.- М, 1996.- С. 284-285).

3. Формы и методы осуществления функций государства

Государство выполняет свои функции в определенных формах и применяет в своей деятельности различные методы.

В правоведении различаютправовые и неправовые формы реализации функции государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Обычно выделяюттри правовые формы осуществления функций государства- законотворческую, правоисполнительную и право­охранительную.

Законотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функ­ций государства практически невозможна.

Правоохранительная деятельность – это реализация нормативных актов путем принятия актов применения права. Главную роль в исполнении законодательства играют органы управления (исполнительно-распорядительные ор­ганы), возглавляемые правительством страны.

Правоисполнительная деятельность - это властная опера­тивная и правоприменительная деятельность по охране правопо­рядка, прав и свобод граждан, которая включают в себя принятие мер по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц.

Неправовые формы отражают необходимую и правомерную деятельность организационно-подготовительного характера, осу­ществляемую государством в процессе выполнения своих функ­ций. Такая деятельность является необходимой и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, работа по ознаком­лению с письмами и заявлениями граждан.

Методы осуществления функций государства – это способы решения стоящих перед государством задач. Они достаточно разнообразны. Например, выполняя правоохранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, а экономи­ческую - прогнозирования, планирования, льготного кредитования и инвестирования, защиты потребителей и др. (Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.- М, 1997.-С.152-153).

1. Зарубежный правовед, который трактовал функции государства как основные направления его деятельности и саму деятельность

2. Правовая система, представители которой трактуют функции государства как предметно-политическую характеристику его деятельности

3. Характер функций государства

4. Идеология, представители которой выступают за минимизацию вмешательства государства в частную и общественную жизнь граждан

5. Внутренняя функция государства, в процессе выполнения которой решается задача охраны прав и свобод граждан

1. Обеспечение общественного порядка

6. Внутренняя функция государства в процессе выполнения которой решается задача сбора налогов

7. Функция государства, которая в зависимости от характера может быть функцией обороны или функцией агрессии

8. Правовая форма осуществления функций государства, сущностью которой является подготовка и издание нормативно-правовых актов

1. Законотворческая деятельность

2. Правоисполнительная деятельность

3. Правоохранительная деятельность

9. Правовая форма осуществления функций государства, которая включает принятие мер по предупреждению правонарушений

1. Законотворческая деятельность

2. Правоисполнительная деятельность

3. Правоохранительная деятельность

10. Форма осуществления функций государства, которая включает в себя работу по ознакомлению с письмами и заявлениями граждан

По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние функции реализуются во внутренней политике и направлены на решение задач внутри страны, а внешние функции реализуются в международном общении с другими государствами и международными организациями Экологическая и экономическая функции, а также функция охраны прав и свобод человека являются как внутренними, так и внешними. Экология является одной из глобальных проблем современности и, напр., бороться с глобальным потеплением климата исключительно в рамках внутренней политики невозможно. Экономика в современных условиях глобализации и международного разделения труда также имеет международный характер. В области защиты прав и свобод человека широко осуществляется международное сотрудничество.

Внутренние функции:

1) экономическая функция (т. е. обеспечение благоприятных условий экономического развития);

2) социальная функция (т. е. обеспечение благосостояния всех социальных групп, в частности здравоохранение, образование, социальное обеспечение, охрана труда, сюда же можно отнести развитие культуры, хотя многие ученые выделяют культурно-воспитательную функцию в качестве самостоятельной);

3) экологическая функция (т. е. обеспечение благоприятного для жизни человека состояния окружающей среды и охрана природы) 4) функция охраны правопорядка, прав и свобод человека и гражданина;

5) функция обеспечения безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

6) некоторые ученые выделяют также финансовую функцию (т. е. налогообложение), эта функция не является самоцелью, она направлена на создание условий для осуществления государством всех прочих своих как внутренних, так и внешних функций.

Внешние функции:

1) оборона страны (а в мирное время – поддержание на должном уровне ее обороноспособности); 2)обеспечение мира и международной безопасности (основным инструментом в этом остается ООН и ее Совет Безопасности) 3) функция международного сотрудничества по самым разным вопросам. Кроме того, в качестве не только внутренних, но и внешних функций можно понимать и экологическую, экономическую функции и функцию защиты прав человека.

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Основные приемы искусства тай-цзи цзянь прямо связаны с характеристиками самого меча. Во-первых, он обладает двойной заточкой, крайне острыми краями и острием, которое может применяться при выполнении очень точных боевых приемов.

1. Внешние условия

1. Внешние условия 1.1. Разрушение российской экономики зашло так далеко, что создать самодостаточную экономическую систему, независимую от внешнего мира, будет в ближайшее время невозможно.Под “самодостаточной” экономической системой подразумевается не

9. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

9. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное значение государственного управления обществом.Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой сфере

13. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ

13. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ Функции государства – основные направления деятельности гос-ва по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью.Каждая функция гос-ва имеет предметную характеристику

53. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

53. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Государство является устойчивой структурой политической организации общества. Оно составляет ее основу в силу того, что выполняет ряд отличительных функций. Функции государства —обязанности, круг деятельности, назначение и роль государства в

Внутренние функции (Misc Applications)

Внутренние функции (Misc Applications) Внутренние функции (Misc Applications) предоставляют возможность назначать цифровые номера к следующим функциям:• Объявления (Announcements)• Удаленный доступ (DISA)• Абоненты (Extensions)• Голосовые меню (IVR)• Очереди (Queues)• Группы обработки вызовов (Ring

Внешние займы

Внешние планеты

Экономическая роль и функции государства.

Экономическая роль и функции государства. П.Э. Самуэльсон отдает должное принципу А. Смита, согласно которому каждый агент рыночной экономики, преследуя собственный эгоистический интерес в процессе производства и обмена, «невидимой рукой» (свободной конкуренцией без

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права История государства и права России изучаетполитические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они

Внешние носители информации

Внешние носители информации Устройства резервного копирования применяются для того, чтобы хранить информацию, которую нецелесообразно держать на жестком диске, так как компьютер ей пользуется редко. Также эти устройства служат для дублирования информации на случай

4.1.4. Внешние отвлекающие факторы

4.1.4. Внешние отвлекающие факторы ТелефонВсе водители знают, что разговор по телефону за рулем сильно снижает безопасность движения, но почему-то мало кто из них воздерживается от таких разговоров.Исследования показывают, что во время разговора по телефону с помощью

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние ивнешние. К внутренним функциям государства относятся:

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Основные задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества.

4. преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, национальных).

Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

30. Функции и задачи государства.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.


Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функцийгосударства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Охрана существующих форм собственности - функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент.

Охрана правопорядка - важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса.Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям. выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведениезахватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

Функции государства - это основные направления его деятельности, выраж сущность и соц назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

1. Охрана существующих форм собственности - функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой эк фундамент. Причем в обществах, где основной эк потенциал сосредоточ в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), гос деят нацеливалась на охрану рабовладе, феод, капиталист частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократ обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

2. Охрана правопорядка - важн и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократ государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.

3. Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

4. Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли гос сектор экономики, т. е. гос собственность, и гос управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются гос предприятиями. Эко функция имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.

5. Социальная функция государства. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную соц напряженность в обществе, постараться выровнять соц положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

6. НТП. В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития НТП. Постоянно расширяется сфера НТИ, проводимых на гос основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулир техн прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

Формы и методы реализации функций государства

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как гос органы и должностные лица работают, какие юр действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это подготовка и издание норм-прав актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять соц функцию без кодифицированного соц законодательства, соц права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие норм акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообр вопросов управленч характера, для выполнения которой исполн-распоряд органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юр дел, привлечение к юр ответственности и др.

Неправовые формы охватывают большой объем орг-подготов работы в процессе осущ-я функций государства. Такая деятельность является и необх, и правомерной, но она не связана с юр значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовит работа по сбору, оформл и изучению различной инфор при разрешении юр дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Методы осуществления функций государства в отеч правовой литературе опр-ся как: а) способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства; б) способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции.

К методам осуществления функций государства В.М. Корельский относит: 1) методы убеждения и принуждения при выполнении правоохр функции; 2) методы прогнозир, планир, льготного кредит и инвестир-я, гос субсидир-я, защиты потребителей при реализации эко функции.

В.В Оксамытный к методам, кот применяет государство в процессе осуществления своих функций относит: 1) метод гос принуждения; 2) метод гос убеждения; 3) метод договорного регулирования; 4) метод рекомендаций; 5) метод поощрений.

Л.А. Морозова наз следующие виды методов, с помощью которых государство осущ свои функции: 1) метод нормативного правового регулирования, т.е. издание норм актов, регламентир обществ отношения; 2) метод принуждения; 3) метод рекомендаций; 4) метод договорного регулирования; 5) методы надзора и контроля; 6) метод информац-го влияния на общество посредством оповещения населения о принятых гос решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправл регулир информ-х потоков.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: