Означает что без согласия самого государства оно не может быть привлечено к суду другого государства

Обновлено: 18.04.2024

от иностранной юрисдикции, общепризнанное положение международного права, вытекающее из принципа государственного Суверенитета и признания суверенного равенства государств. Заключается в неподсудности государства судам другого государства. Иммунитетом пользуются иностранное государство, его органы и принадлежащее ему имущество. Так, иностранное государство не может быть ответчиком в суде другого государства, если оно не выразило категорического согласия на это. К иностранному государству, выступающему в качестве истца, не может быть предъявлен без его согласия встречный иск. Не допускается арест имущества иностранного государства в обеспечение иска и обращение на это имущество мер принудительного исполнения судебных решений.В отношении собственности иностранного государства недопустимы какие-либо меры, несовместимые с достоинством государства-собственника. Такая собственность пользуется неприкосновенностью, т. е. она не может быть без согласия государства-собственника подвергнута принудительному аресту, Секвестру и др. принудительным мерам со стороны органов государства, на территории которого она находится.

Принадлежащим Советскому государству иммунитетом пользуются его органы за границей — торговые представительства (См. Торговое представительство) СССР. В качестве ответчика торгпредство может выступать в иностранном суде по спорам, вытекающим из торговых сделок, заключённых или гарантированных торгпредством в данной стране, но лишь при наличии согласия на это со стороны СССР, выраженного в торговом договоре или путём одностороннего заявления. Даже в тех случаях, когда СССР в виде исключения согласился на иностранную подсудность по таким сделкам, в отношении имущества, находящегося в распоряжении торгпредства, не могут допускаться без согласия СССР принудительные судебные меры (принудительное взыскание, меры обеспечения иска и т. д.).

В отношении морских судов, являющихся собственностью СССР, действуют специальные положения Кодекса торгового мореплавания СССР (См. Кодекс торгового мореплавания СССР) (статьи 21, 22): на эти суда не может быть наложен арест или обращено взыскание без согласия Совета Министров СССР.

В СССР иностранные государства пользуются иммунитетом на основании ст. 61 Основ гражданского судопроизводства СССР и союзных республик. Предъявление иска в отношении имущества иностранного государства, обращение взыскания на его имущество, находящееся в СССР, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства. Если в иностранном государстве Советскому государству, его имуществу не обеспечена такая же судебная неприкосновенность, какая, согласно закону, обеспечивается иностранным государствам и их имуществу в СССР, Совет Министров СССР или иные компетентные органы могут предпринять в отношении этого государства или его имущества ответные меры.

в общем смысле неподсудность государства суду иностранного государства. Генезис И.г. восходит к обычной норме, выраженной в латинских максимах: par in parem non habet imperiiim, par in parem non habet jurisdictionen ("равный над равным власти не имеет", "равный над равным не имеет юрисдикции"). Юридическим фундаментом И.г. выступает суверенитет государства, закрепленный в Уставе ООН: "Под суверенным равенством понимается следующее:

в) личность государства пользуется уважением, правом на территориальную целостность и политическую независимость; г) каждое государство должно честно выполнять свой долг и обязанности". Ни одно государство не может быть подчинено ни в каком отношении, в том числе и юрисдикционном, другому государству.

а) от действий законодательства иностранного государства, в силу которого без явно выраженного на то согласия государства в контракте, заключаемом с его участием,нельзя подчинить договорные отношения праву другого государства (поэтому в условиях, когда в каком-либо гражданско-правовом договоре,\'стороной по которому выступает иностранное государство, отсутствует положение о применимом праве, действует презумпция подчинения такого договора праву этого государства): б) судебный, или юрисдикционный, И.г. в узком смысле слова. На основании судебного иммунитета невозможно привлечь государство в качестве ответчика в иностранном суде или арбитраже без его согласия. Если государство в каком-то конкретном случае выступает истцом в судебном разбирательстве, данное обстоятельство не может считаться правовым основанием, в частности, для автоматического предъявления ему встречного иска. В такой ситуации также требуется его специальное согласие: в) И.г. от предварительного обеспечения иска. В случае судебного иска и согласия государства на его рассмотрение в иностранном суде последний тем не менее не вправе принять меры к обеспечению иска в отношении судебных или иных расходов посредством обращения к имуществам (денежным средствам) государства (казны) в виде наложения ареста или других подобных мер:

г) И.от принудительного исполнения судебного решения. Содержание этого вида И. сходно с вышеуказанным - различие только в том, что первый направлен на обеспечение какого-либо действия суда в предварительном порядке, а второй - на обеспечение окончательных мер, т.е. принудительного исполнения судебного решения: д) иммунитет собственности государства. Рассматриваемый вид иммунитета охватывает оба ранее перечисленных вида, поскольку обеспечить в предварительном или принудительном порядке иск или решение суда можно только через обращение взыскания на имущество (собственность) конкретного государства.

В зависимости от меры признания объема И.г. можно выделить теорию абсолютного иммунитета, долгое время сохранявшую значение незыблемой основы: в той или иной форме она была закреплена в законодательстве и поддерживалась судебной практикой значительного числа государств, в том числе СССР. Китая (до 70-х гг.). Великобритании, США. многих европейских и иных государств. В последние годы принцип абсолютного иммунитета более подвержен колебаниям. Так. в ФЗ РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" закреплена легально возможность отказа государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения. Это

связано с тенденцией - все более активно проявляющейся в настоящее время - отказа государств от теории абсолютного иммунитета. Другая теория - теория "функционального" иммунитета (ее разновидность - теория "торгующего государства"), смысл которой состоит в том, что, если государство ведет деятельность, которую может осуществлять любое "частное" лицо, оно тем самым отказывается от иммунитета. Имеется в виду, что общее содержание И.г. должно зависеть от функций, которые выполняет государство:деятельность в порядке осуществления властных полномочий сопровождается действием иммунитета:

выполнение же действий "купца", коммерсанта не может быть сопряжено с иммунитетом. В Европейской конвенции 1972 г., заключенной в Базеле, отражена еще одна теория И.г. - "теория ограниченного иммунитета", в соответствии с которой в определенных случаях (при наличии соответствующих условий) И.г. может быть ограничен. Например не признается И.г., если государство само предъявило иск, если спор возник по трудовому контракту, в связи с недвижимостью. охраной прав промышленной собственности, а также иной деятельностью в стране суда. Однако обеспечение иска в силу конвенции вообще не допускается, т.е. И.г. от предварительного обеспечения иска признается категорически. Ануфриева Л.Л.

1. Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации, федеральным законом.

2. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном правилами международной организации. В этом случае арбитражный суд рассматривает дело в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Комментарии к ст. 251 АПК РФ

1. Иммунитет иностранного государства представляет собой исключение одного государства из юрисдикции другого, основанное на суверенитете каждого государства и их суверенном равенстве.

Судебный иммунитет иностранного государства означает неподсудность одного государства суду другого государства и, как следствие, недопустимость предварительного обеспечения иска, принудительного исполнения принятого в отношении его судебного решения.

Уточняя общее правило, законодатель не допускает предъявление в суде Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение его к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, которое принадлежит иностранному государству и находится на территории Российской Федерации, принятие иных обеспечительных мер, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения судебного акта.

Иммунитетом обладает всякое имущество иностранного государства, в том числе находящееся во владении российской организации.

Все названные процессуальные действия (перечень не является закрытым) по отношению к иностранному государству допускаются не иначе как с согласия последнего, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором с участием Российской Федерации.

Действие в Российской Федерации принципа абсолютного иммунитета иностранного государства не свидетельствует об отказе в правосудии.

Заинтересованное лицо может предъявить иск к иностранному государству, используя предварительное согласие последнего, имеющее место в оговорке или пророгационном соглашении (соглашении о подсудности) как составной части контракта либо иного документа.

В противном случае заинтересованное лицо может обратиться только к собственному государству в целях инициирования дипломатических переговоров с иностранным государством и урегулирования конфликта на межгосударственном уровне.

Если предъявление в суд иска к иностранному государству не сопровождается предъявлением документов, подтверждающих согласие последнего на рассмотрение дела в суде, то производство по делу не возбуждается.

Арбитражный процессуальный закон не предусматривает необходимости обращения иностранного государства в лице полномочного органа или полномочного представителя к суду с заявлением об иммунитете. Однако такое обращение не воспрещается, если имеется в нем необходимость. В ответ на обращение с иском могут последовать нота посольства иностранного государства, заявление полномочного департамента иностранного государства, если вопросы иммунитета носят дискуссионный характер.

Многие государства (например, Австрия, Великобритания, Германия, США и др.) предоставляют иммунитет лишь там, где иностранные государства осуществляют публично-правовые функции.

В последние десятилетия в мировом сообществе широко используется ограниченный иммунитет, который не распространяется на гражданско-правовые сделки, совершаемые иностранными государствами.

Аналогичная тенденция наблюдается во взглядах российских специалистов, когда они анализируют двусторонние международные договоры и судебную практику. Ограничение иммунитета иностранного государства при таком подходе может иметь место тогда, когда решается вопрос о его гражданско-правовой ответственности при совершении сделки не в целях обеспечения выполнения публичных функций, а для извлечения прибыли. Последний вывод всегда носит оценочный характер.

Определенность в вопросе абсолютного или относительного иммунитета иностранного государства может наступить только после присоединения Российской Федерации к многосторонним международным договорам.

Государства, их органы и обособленные подразделения, принадлежащая им собственность пользуются иммунитетом в соответствии с названной Конвенцией только при осуществлении суверенных функций. То есть ограничения свидетельствуют об отсутствии абсолютного иммунитета, хотя в юридической доктрине такая концепция наряду с концепцией ограниченного иммунитета имеет место.

Поэтому наличие у государства иммунитета не является безусловным основанием для освобождения его органов от ответственности по принятым на себя обязательствам.

Если лицо, обладающее международным иммунитетом, участвует в судебном заседании, исследует доказательства, представляет суду отзыв и при этом не ссылается на наличие у него иммунитета, то оно добровольно ограничивает иммунитет, выражая свое согласие на разбирательство дела в российском суде конклюдентными действиями.

Российская Федерация не участвует в Европейской конвенции об иммунитете от 16 мая 1972 г. с участием Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Швейцарии и других стран, но содержащиеся в ней критерии представляют интерес для судебной практики, поскольку она ориентирует на то, что сторона в заявленном споре не может ссылаться на принадлежащие ей льготы и привилегии, если выступает в суде в качестве истца, заявляет встречный иск, ссылается на иммунитет после принятия судом решения по существу спора.

Международное частное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 41 - 55.

2. Международные организации являются межправительственными, а потому обладают некоторыми изъятиями, которые имеют отношение к сфере действия национального законодательства, в том числе о судопроизводстве.

Наделение международных организаций судебным иммунитетом необходимо для беспрепятственного осуществления ими своих функций. Поэтому иммунитет международных организаций является не суверенным, а функциональным.

Если международные иммунитеты государств основаны на их суверенитете ("равный над равными власти не имеет"), то международные иммунитеты межправительственных организаций возникают только на договорной основе.

Функциональная природа иммунитетов иностранных организаций предопределяет необходимость их защиты от контроля со стороны отдельных государств-участников, обеспечения неподконтрольности их имущества по месту нахождения международной организации и освобождения от налогов.

Иммунитет межправительственных организаций закрепляется, как правило, в их уставах, иных учредительных документах. Уточнение иммунитетов имеет место в соглашениях (международных договорах), положениях уставов межправительственных организаций, в постановлениях их органов, которые, как правило, включают несколько видов иммунитетов. Среди них следует различать иммунитеты от применения национального законодательства, от судопроизводства, собственности.

Иммунитет от применения национального законодательства имеет отношение к сделкам межправительственных организаций с юридическими и физическими лицами, к документам этих организаций и имеет значение для установления в спорных отношениях применимого права.

Например, в первые годы существования ООН ее учреждения использовали ссылки на национальное законодательство государств по месту своего нахождения. В настоящее время, напротив, все ее учреждения избегают национального законодательства. Сделки заключаются на основе внутренних правил межправительственных организаций.

Правила и процедуры, принятые в международной организации, не могут быть подвергнуты цензуре законодательных, исполнительных и судебных органов государств-участников.

Иммунитет от судопроизводства означает запрет на принятие иска к рассмотрению в связи с наличием у межправительственной организации международного иммунитета от рассмотрения исков в национальных судах.

В то же время международные организации обладают правом искать и отвечать в суде (ст. 104 Устава ООН).

Международные организации почти не обращаются в национальные суды, поскольку у них имеется собственная процедура разрешения споров.

Международная практика свидетельствует о том, что иммунитеты от применения национального законодательства и от судопроизводства не знают нарушений. Иначе обстоят дела с иммунитетом собственности. Несмотря на то что имущество международных организаций не подлежит обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации, имеют место аресты их банковских счетов, ограничения, принимаемые таможенными службами. При таких обстоятельствах международные организации по дипломатическим каналам обращаются с заявлениями, и конфликты разрешаются на межправительственном уровне без судебной процедуры.

3. Наряду с широким использованием права на иммунитеты международные организации могут в силу тех или иных обстоятельств отказаться от них.

На отказ от иммунитета уполномочены только высшее должностное лицо международной организации или его заместитель, действующий на основании специальной доверенности.

Отказ от международных иммунитетов производится в целях обеспечения безупречной репутации международных организаций, их готовности к добросовестным действиям в тех случаях, когда использование иммунитета являлось бы свидетельством негуманного отношения к пострадавшим людям, нуждающимся в возмещении вреда. В этих целях международным организациям рекомендовано заключать договоры страхования транспортных средств на случай причинения внедоговорного вреда. В случае возникновения вреда от источника повышенной опасности международные организации выражают готовность к рассмотрению гражданского спора в национальном суде. При других обстоятельствах международные организации тщательно оценивают обращение к ним по поводу отказа от международных иммунитетов и согласия на участие в судебном разбирательстве.

Отказ от судебного иммунитета как иностранного государства, так и международной организации влечет беспрепятственное рассмотрение дела арбитражным судом в общеустановленном порядке.

Иммунитет врожденный, приобретенный. юрисдикционный!

Юрисдикционный иммунитет – это право государства не подчиняться национальным процессуальным правилам других стран. Ограничение такого иммунитета может производиться в форме предъявления в национальные суды исков к другому государству, наложения ареста на его имущество или принудительного исполнения судебного решения в отношении него. До недавнего времени наша страна в сфере юрисдикционных иммунитетов придерживалась позиции, которая, по мнению экспертов, наносила вред интересам государства.

"В России сложилась практика абсолютного иммунитета. В соответствии с ним предъявление исков к иностранным государствам в российских судах, наложение ареста на имущество иностранных государств и некоторые другие действия допускались только при наличии согласия такого государства", – рассказывает юрист судебной практики юридической компании LWC Corp Юлия Сверкунова. При этом другие страны не отвечали взаимностью и все чаще и чаще совершали указанные действия в отношении нашей страны и ее имущества. Происходило это по решению национальных органов и без получения разрешения России. Кроме того, Россия отказалась от иммунитета в отношении определенных категорий сделок и имущества, подписав ряд международных договоров по внешнеэкономическим вопросам – в частности, по сделкам, заключенным или гарантированным торговыми представительствами.

В целях обеспечения баланса юрисдикционных иммунитетов России и других стран и развития внешнеэкономической деятельности по поручению Первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова был подготовлен закон, который установил правовой режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства и его имущества на территории России (Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации"; далее – закон о юрисдикционных иммунитетах). 1 января 2016 года документ вступил в силу.

Согласно закону о юрисдикционных иммунитетах, они включают в себя судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда (п. 3 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). Теперь все перечисленные иммунитеты иностранных государств действуют на основе принципа взаимности: Россия может ограничить их в случае, если иностранное государство ограничивает иммунитет нашей страны (ч. 1 ст. 4 закона о юрисдикционных иммунитетах). Стоит заметить, что переход к режиму юрисдикционных иммунитетов в таком виде уже осуществили США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Дания, Норвегия и некоторые другие государства.

Таким образом, у России появилась возможность чаще предъявлять иски к иностранным государствам в российских судах, применять меры по обеспечению таких исков и исполнять указанные решения суда, а значит, эффективнее защищать свои нарушенные права. При рассмотрении иска суд вправе применить принцип взаимности по собственной инициативе или по ходатайству стороны (ч. 1 ст. 417.9 ГПК РФ). Однако перед этим он должен проверить, ограничивается ли иммунитет нашей страны в другом государстве и если да, то в каком объеме. Заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов РФ в иностранном государстве дает МИД России (ч. 2 ст. 4 закона о юрисдикционных иммунитетах). Рассмотрим, какие исключения предусмотрел законодатель в новом правовом режиме, и как они будут действовать.

Судебный иммунитет

Cудебный иммунитет – это обязанность российского суда воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе (п. 4 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). Закон о юрисдикционных иммунитетах установил, что суды могут игнорировать этот запрет, если иностранное государство явно выразило согласие на осуществление российским судом юрисдикции в отношении конкретного спора в силу международного договора или письменного соглашения, не являющегося международным договором. Таким же образом расценивается заявление в суде РФ, письменное уведомление суда РФ или письменное уведомление, переданное России по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора (ч. 1 ст. 5 закона о юрисдикционных иммунитетах).

Помимо этого предусмотрен круг обстоятельств, при наличии которых зарубежная страна считается отказавшейся от иммунитета, даже если она не заявила об этом прямо. Например, если иностранное государство предприняло действия, свидетельствующие о его желании участвовать в споре (вступило в судебный процесс по существу спора, предъявило встречный иск, заключило арбитражное или третейское соглашение о разрешении с его участием возникших споров и т. д.). Отказ иностранного государства от судебного иммунитета, также, как и его согласие на осуществление российским судом юрисдикции в отношении конкретного спора, не могут быть отозваны и распространяются на все стадии судебного разбирательства (ч. 2 ст. 5, ч. 5 ст. 6 закона о юрисдикционных иммунитетах).

Закреплены и обстоятельства, которые, напротив, в качестве согласия иностранного государства на рассмотрение российским судом конкретного спора рассматриваться не могут:

  • вступление иностранного государства в судебный процесс или осуществление какого-либо иного процессуального действия с единственной целью заявить о юрисдикционных иммунитетах или представить доказательства наличия права в отношении имущества, которое является предметом спора;
  • согласие иностранного государства на применение законодательства РФ в отношении конкретного спора;
  • неучастие иностранного государства в судебном процессе в суде РФ;
  • явка представителя иностранного государства в суд РФ для дачи свидетельских показаний или в качестве эксперта (ч. 3 ст. 5 закона о юрисдикционных иммунитетах).

Установлен также ряд споров, при рассмотрении которых иностранное государство не пользуется в России судебным иммунитетом. Так, к ним относятся дела об участии иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности – за исключением трех случаев: сделка сопряжена с исполнением суверенных полномочий иностранного государства (к примеру, ее заключение было необходимо для работы представительства иностранного государства в России) или стороны такой сделки договорились об ином, либо все стороны гражданско-правовой сделки являются государствами.

Дмитрий Ястребов, главный научный консультант компании "Юридическая служба столицы", к. ю. н.:

"В зарубежном законодательстве очень распространена концепция ограниченного (функционального) иммунитета. В соответствии с ней иностранное государство, его органы и организации, а также их собственность уже не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из коммерческой деятельности указанных субъектов (в том числе самих государств). Именно на этой концепции основана Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 2004 г. № 59/38 "Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности". А на базе ее норм создан закон о юрисдикционных иммунитетах".

Иностранному государству будет отказано в иммунитете и в ситуации, когда спор проистекает из трудового договора между иностранным государством и работником относительно работы, которая была или должна быть выполнена полностью либо частично на территории России. Это правило не будет действовать, когда речь идет о консулах или дипломатических работниках другой страны либо предметом спора является прием на работу, продолжение выполнения трудовой функции или восстановление на работе и т. д.

Не учитывать иммунитет зарубежных стран суды могут также при разрешении конфликтов о правах и обязанностях иностранного государства в отношении недвижимого имущества на территории России (а также имущества, переданного в силу наследования, дарения или наличия бесхозяйного имущества либо имущества, в отношении которого осуществляется управление).

Другие страны не будут также пользоваться иммунитетом, если с их стороны зафиксировано нарушение интеллектуальных прав третьих лиц и т. д. (ст. 7-13 закона о юрисдикционных иммунитетах).

Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и в отношении исполнения решения суда

Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска подразумевает защиту иностранного государства от применения в отношении его имущества ареста и других обеспечительных мер (ч. 1 ст. 417.5 ГПК РФ, ч. 1 ст. 256.5 АПК РФ, п. 5 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах). А иммунитет иностранной страны в отношении исполнения решения суда не позволяет российским судам или приставам выставить ее имущество на торги или иным образом принудительно исполнить судебное решение (п. 6 ст. 2 закона о юрисдикционных иммунитетах, ст. 10 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; далее – закон об исполнительном производстве).

Иностранное государство пользуется обоими из указанных иммунитетов, за исключением случаев, если оно:

  • явно выразило согласие на принятие соответствующих мер;
  • зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора (ст. 14-15 закона о юрисдикционных иммунитетах).

Помимо этого, иностранное государство не пользуется иммунитетом в отношении исполнения решения суда, если установлено, что его имущество используется или предназначено для использования данным иностранным государством в целях, не связанных с осуществлением суверенных властных полномочий (ст. 15 закона о юрисдикционных иммунитетах).

Законодатель определил при этом закрытый перечень имущества, в отношении которого другие страны безусловно пользуются иммунитетом:

  • имущество (в том числе денежные средства, находящиеся на банковском счете), используемое или предназначенное для осуществления функций дипломатических представительств иностранного государства или его консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях, делегаций иностранного государства в органах международных организаций либо на международных конференциях;
  • военное имущество или имущество, используемое либо предназначенное для использования в военных целях или в миротворческих операциях, признаваемых Россией;
  • культурные ценности или архивы, не выставленные на продажу либо не предназначенные для продажи;
  • имущество, являющееся частью экспозиций выставок, представляющее научный, культурный или исторический интерес и не выставленное на продажу либо не предназначенное для продажи;
  • имущество центрального банка или иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор (ч. 1 ст. 16 закона о юрисдикционных иммунитетах).

Однако иммунитет распространяется только на то имущество, которое находится в собственности иностранного государства.

Если иностранное государство не пользуется иммунитетом на исполнение решения суда, в отношении него возбуждается исполнительное производство. Для исполнения решения суд направляет исполнительный лист и копию судебного постановления главному судебному приставу РФ, о чем извещает иностранное государство (ст. 417.12 ГПК РФ, ст. 256.12 АПК РФ). Главный судебный пристав РФ передает указанные документы в структурное подразделение ФССП России в течение трех дней со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, – в день их получения (ч. 1 ст. 104.2 закона об исполнительном производстве). После этого пристав, который ведет исполнительное производство, обязан запросить у МИД России сведения об иммунитетах, которыми пользуется иностранное государство-должник и соблюдать их при принудительном исполнении судебного акта (ч. 2 ст. 104.2, ст. 104.3 закона об исполнительном производстве). Например, МИД России может сообщить приставу об имуществе, используемом иностранным государством для проведения международной конференции и не подлежащее поэтому взысканию.

В настоящее время в России наблюдается тенденция к независимости от решений и действий других государств. Так, 14 июля 2015 года КС РФ постановил, что решения ЕСПЧ должны исполняться с учетом верховенства Конституции РФ. В связи с этим многие юристы заговорили о скором выходе России из Совета Европы. Таким образом, принятие закона о юрисдикционных иммунитетах можно назвать естественным продолжением ранее намеченного курса.


Согласно ст. 401 ГПК сохраняется концепция судебного иммунитета иностранного государства. Только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом, допускается следующее:

предъявление иска к иностранному государству

привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве соответчика или третьего лица

наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ

принятие по отношению к иностранному государству обеспечительных мер

обращение взыскания на имущество иностранного государства в порядке принудительного исполнения решения суда

Согласие иностранного государства требуется и при предъявлении к нему встречного иска в процессе, где в качестве основного истца выступает это государство. Например, государство, согласившись отвечать по иску, может не дать согласия на принятие мер по его обеспечению.

Границы судебного иммунитета международных организаций определяют федеральные законы и международные договоры РФ (ч.2 ст.401 ГПК).

Именно в таких документах предусматриваются различные льготы и привилегии в отношении конкретных международных организаций, выступающих в российских судах.

Но необходимо подчеркнуть одну особенность - наличие судебного иммунитета у иностранного государства-ответчика презюмируется. Каждая международная организация должна доказать суду, какими льготами и привилегиями она наделена нормативными актами или конкретным договором.

Согласно ч.3 ст.401 ГПК есть еще одна группа лиц, пользующихся определенными процессуальными привилегиями:

аккредитованные в России дипломатические представители иностранных государств

другие лица, указанные в соответствующих законах и договорах.

Основным документом, закрепляющим и распределяющим разнообразные привилегии и иммунитеты для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств, является "Венская конвенция о дипломатических сношениях" 1961 г.

Состав дипломатических представителей неоднороден:

Главы и членов дипломатического персонала представительства, имеющих дипломатические ранги.

Лица административно-технического персонала

Лица обслуживающего персонала

Частные домашние работники сотрудников представительства

Члены семей дипломатов

Больше всего разного рода льгот имеют дипломатические агенты (в терминологии Конвенции).

Остальные обладают при определенных условиях иммунитетами разного типа и объема.

Иммунитетом от гражданской юрисдикции в том, что касается служебной деятельности, пользуются и консулы.

Соответствующие положения согласно ст. 17 Венской конвенции необходимо учитывать и применять при возникновении правовых споров с их участием.

Иммунитет не распространяется:

В случае, когда дипломатические представители вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи со спорами о принадлежащих им строениях на территории России, наследовании или деятельности, осуществляемой за пределами официальных функций.

Возбуждение дела дипломатическим агентом или другим лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском (согласно ст. 32 Конвенции).

1. Иностранное государство обладает судебным иммунитетом. Под су­дебным иммунитетом понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства. Иностранное государство не может быть привлечено к суду в качестве ответчика без его согласия. Основанием этого правила являются принцип суверенитета и принцип суверенного ра­венства государств. Судебный иммунитет государства включает в себя: а) судебный иммунитет в узком смысле слова — саму неподсудность одно­го государства суду другого; б) иммунитет от предварительного обеспече­ния иска; в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения (см. гл. 7).

В США (по Закону об иммунитете иностранных государств от 21 ок­тября 1976 г.) заявление об иммунитете должно быть сделано в суде; го­сударственный департамент может участвовать в процессе от имени пра­вительства, если суд, по его мнению, неправильно толкует закон. В Вели­кобритании заявление об иммунитете может быть сделано в суде непо­средственно представителем иностранного государства. Суд вправе обра­титься по этому вопросу в Министерство иностранных дел, причем полу­ченные от него сведения для суда обязательны. Во Франции и в ряде других стран заявление об иммунитете делается в соответствии с правилами гражданского процессуального законодательства.

В деле по искам И. Щукиной и И. Коновалова (см. гл. 6) заявление России об иммунитете было сделано как путем направления ноты Посоль­ства РФ во Франции в МИД Франции, так и во время судебного заседания.

При постановке в суде вопроса об иммунитете учитывается практика, сложившаяся в том государстве, где предъявлен иск или наложен арест. Как уже отмечалось (см. гл. 6), современная практика государств в этом вопросе неоднородна. Суды ФРГ, США, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Италии и ряда других стран предоставляют иммунитет лишь в тех случаях, когда речь идет о действиях государства публично-правового характера.

Принцип иммунитета не следует понимать как «отказ в правосудии». Иск к государству может быть предъявлен в его собственных судах, а в

§ 4. Процессуальное положение иностранного государства

судах другой страны — лишь с его согласия. Если же такого согласия не было, истец может обратиться к собственному государству, для того чтобы оно вступило в дипломатические переговоры с иностранным государством.

Однако чаще всего при заключении контракта с государством или с его органом в контракт включается арбитражная оговорка. Она означает со­гласие государства на рассмотрение иска к нему в порядке арбитража.

Таким образом, претензии к государству возможны, но они должны рассматриваться в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с предусмотренными в таких случаях условиями рас­смотрения споров. Приведем пример. После обоснованного отказа судов США рассматривать иск к пароходу «Россия» двух американских гражда­нок, якобы получивших увечья во время рейса судна, этот иск рассматри­вался в соответствии с условиями договора перевозки в арбитраже не как иск к государству или его собственности, а как обычный иск к пароходству как перевозчику.

В РФ сохраняется действие принципа абсолютного иммунитета, кото­рый получил закрепление в российском законодательстве. Согласно ст. 61 Основ гражданского судопроизводства, «предъявление иска к иностран­ному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в СССР, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства».

В тех случаях, когда в иностранном государстве не обеспечивается рос­сийскому государству и его имуществу такая же судебная неприкосновен­ность, какая обеспечивается иностранным государствам и их имуществу в РФ, Советом Министров РФ или иным управомоченным органом может быть предписано в отношении этого государства или его имущества при­менение ответных мер. Со ссылкой на ст. 61 Основ правило такого рода включено в ст. 435 ГПК РСФСР.

Согласно ст. 213 АПК РФ, предъявление в арбитражном суде иска к иностранному государству, привлечение его в качестве третьего лица к участию в деле, наложение ареста на имущество, принадлежащее ино­странному государству и находящееся на территории России, и принятие по отношению к нему других мер по обеспечению иска, обращение взыс­кания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения арбитражного суда допускаются лишь с согласия компетентных органов соответствующего .государства, если иное не предусмотрено федеральны­ми законами или международными договорами РФ.

В отношении приведенных выше правил еще не сложилась арбитраж­ная практика. Комментарий к АПК РФ исходит из того, что доказательства согласия иностранного государства на выступление в арбитражном суде в качестве ответчика истец должен представить вместе с первоначально на­правляемыми суду исковыми материалами (это может быть условие кон­тракта, предусматривающее возможность рассмотрения спора в суде, или

366 Глава 17. Рассмотрение споров в судебном порядке. Нотариальные действия

иной документ, свидетельствующий о таком согласии). По мнению авторов Комментария, при отсутствии таких доказательств исковое заявление суд должен возвращать.

Что касается наложения ареста на имущество и иных принудительных мер в отношении имущества, то согласие компетентного органа иностран­ного государства может быть затребовано и получено уже после начала производства по делу. Режим иммунитета распространяется и на то иму­щество иностранного государства, которое законно передано во владение или управление российской организации.

В Основах гражданского законодательства 1991 года предусмотрено, что государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским зако-нодательстьвом, на равных началах с другими участниками этих отноше­ний. Однако сам вопрос об иммунитете государства остался открытым, по­скольку в п. 4 ст. 25 предусмотрено, что особенности ответственности го­сударства в регулируемых гражданским законодательством отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определя­ются законом СССР об иммунитете государства и его собственности, а такой закон принят не был.

Не принят еще такой закон и в РФ, предусмотренный ст. 127 ГК РФ, хотя соответствующий проект был подготовлен.

2. В особом положении находятся также лица, входящие в состав пер­сонала дипломатических и консульских представительств, а также сотруд­ники международных организаций. Положение о дипломатических и кон­сульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденное указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г., предусматривает, в частности, что глава дипломатического представительства, члены дипломатического персонала, консульские должностные лица пользуются иммунитетом от гражданской (а также уго­ловной и административной) юрисдикции. В то же время «иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава дип­ломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства вступают в гражданско-правовые отношения как част­ные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории СССР, наследовании или деятельностью, осуществляемой ими за преде­лами официальных функций» (ст. 13). Консульские должностные лица ползуются иммунитетом от гражданской юрисдикции в том, что касается их служебной деятельности, но это, однако, не распространяется на иски о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшестви­ем (ст. 25).

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, участни­цей которой является РФ, устанавливает, что дипломатический иммунитет не распространяется на случаи:

§ 5. Установление содержания иностранного права

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипло­матический агент не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломати­ческий агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций (ст. 31).

Таким образом, дипломатические представители подлежат юрисдикции российского суда по гражданским делам лишь в пределах, определяемых нормами международного права или соглашениями с соответствующими государствами. В то же время, если в иностранном государстве не будет обеспечена такая же судебная неприкосновенность, какая обеспечивается представителям иностранных государств в РФ, по отношению к предста­вителям такого государства возможно применение ответных мер.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: