Виды технических средств защиты судов

Обновлено: 25.04.2024

Исполнительная сигнализация извещает обслуживающий персонал о включении или выключении определенных механизмов, а также о достижении крайних положений («Открыто», «Закрыто») различными регулирующими органами. Сигнализация осуществляется преимущественно световым сигналом белого или зеленого цвета.

Аварийная сигнализация срабатывает при достижении контролируемым параметром предельно допустимого значения, при котором дальнейшая работа двигателя может привести к аварии. Аварийный звуковой сигнал подается ревуном, световой сигнал — лампой красного цвета. При срабатывании аварийной сигнализации обслуживающий персонал обязан немедленно остановить двигатель или, если это допустимо, снизить его нагрузку за счет уменьшения подачи топлива.

В большинстве случаев аварийная сигнализация объединяется с системой защиты. Тогда при достижении контролируемым параметром предельно допустимого значения наряду с подачей звукового и светового сигналов происходит автоматическая остановка или снижение нагрузки двигателя.

Предупредительная сигнализация оповещает обслуживающий персонал о достижении контролируемым параметром определенного заданного значения. После срабатывания предупредительной сигнализации у персонала еще имеется время для выявления причин и устранения неполадок.

На рис. 153 приведена схема аварийно-предупредительной сигнализации, которая в зависимости от настройки может быть аварийной или предупредительной.

Сигнализация контролирует давление и температуру масла, поступающего на смазку двигателя, температуру охлаждающей воды на выходе из двигателя и уровень топлива в расходной цистерне. Питание электрической части схемы осуществляется постоянным или переменным током через выключатель 1, который может быть сблокирован с постом управления. Зеленые лампы 5, красные лампы 6 и ревун 9 расположены на щите сигнализации в машинном отделении. Красная лампа 7 и зуммер 8 находятся в рулевой рубке или в каюте старшего механика. Выключатель 10 служит для отключения звуковой сигнализации при настройке и ремонте системы.

При нормальном значении контролируемых параметров контакты 4 замкнуты и горят зеленые лампы 5. В случае достижения каким-либо параметром предельного значения, например при падении давлений масла, контакты 13 микровыключателя 14 замыкаюгся и электромагнит 2 перебрасывает подвижные контакты 3 и 4 вниз. Цепь зеленой лампы 5 размыкается, и на щите загорается красная лампа 6. При замыкании контактов 3 получает питание электромагнит 12, который замыкает контакты 11. В результате этого подаются звуковые сигналы ревуном 9 и зуммером 8 и загорается красная лампа 7.

В качестве устройств, измеряющих значения контролируемых параметров и при их отклонении от заданных значений воздействующих на исполнительные механизмы системы сигнализации, применяются реле давления, температуры, уровня, частоты вращения и т. п.

На рис. 154, а показано реле давления РДК-55 со снятой крышкой. Измеряемая среда подводится через штуцер 8 в корпус сильфона 7 и сжимает сильфон. Через толкатель усилие передается трехплечему рычагу 6, повороту которого против часовой стрелки препятствует растянутая пружина 1. При падении давления ниже заданного значения пружина 1 повернет трехплечий рычаг 6 по часовой стрелке и среднее плечо рычага замкнет контакты микровыключателя МВ.

Настройка реле на заданное давление осуществляется по шкале 3 при помощи винта 4. При вращении винта 4 каретка 5 с указателем 2 перемещается, изменяя натяжение пружины 1.

Реле давления РДК-55 (а) и Схема реле температуры ТРК-55 (б)

В реле температуры ТРК—55 (рис. 154, б) термобаллон 1, капилляр 2 и полость между сильфоном 3 и его корпусом заполнены низкокипящей жидкостью (хлористый метил, фреон и т. п.). При повышении температуры контролируемой среды давление в корпусе сильфона увеличивается. Сильфон сжимается и через толкатель 10 поворачивает трехплечий рычаг 9 вокруг оси 8 против часовой стрелки. Этому препятствует пружина 5, натяжение которой регулируется винтом 4. Когда температура повысится до заданного значения, среднее плечо 7 трехплечего рычага освободит микровыключатель 6, и его контакты замкнутся.

Реле уровня (рис. 155) состоит из поплавковой и контактной частей, совершенно отделенных друг от друга. Благодаря этому измеряемая среда (топливо, вода и т. п.) не может проникнуть к электрическим контактам.

Поплавковое реле уровня

При снижении уровня поплавок 1 опускается, поворачивая вокруг оси 2 магнит 3 вверх. Находящийся в контактной коробке 4 другой магнит 5, за счет взаимодействия с магнитом 3, поворачивается вокруг оси 6 по часовой стрелке. В результате этого замыкаются нижние контакты 7. Оба магнита находятся в кожухах из немагнитного металла.

Система защиты предназначена для автоматической остановки или снижения нагрузочного режима двигателя при отклонении контролируемого параметра ниже или выше заданного предельно допустимого значения.

Срабатывание системы защиты может происходить при понижении давления масла и повышении температуры масла и охлаждающей воды. В последние годы число параметров, по которым производится защита двигателя, значительно увеличилось. К этим параметрам относятся: температура рамовых, мотылевых и головных подшипников, поток охлаждающей воды (масла) поршней и форсунок и др.

Система защиты, как правило, объединяется с системой аварийной сигнализации и имеет общие с ней реле-датчики. При срабатывании реле сигнал подается на исполнительный механизм, который прекращает или снижает подачу топлива в цилиндры двигателя. В качестве исполнительных механизмов используются пневматические и гидравлические сервомоторы и электромагнитные устройства.

Кроме специальных систем защиты, на дизелях применяются раз¬личного рода блокирующие и защитные устройства. Чтобы исключить возможность ошибочных действий персонала при управлении глав¬ными реверсивными двигателями, предусматривается блокировка пускового, реверсивного и топливоподающего механизмов. К числу защитных устройств относится блокировочный механизм валоповоротного устройства, предотвращающий возможность пуска двигателя при включенном валоповоротном устройстве. На многих главных двига¬телях применяется блокировка реверсивно-пускового устройства с машинным телеграфом, что исключает возможность ошибок при управлении дизелем.

Для защиты двигателя от поломки при падении давления масла применяются масляные автоматы-выключатели (рис. 156).

Рис. 156. Масляный автомат

В корпусе 1 на общем штоке закреплены воздушный 2 и масляный 5 поршни. Выходящий из корпуса конец штока находится против торца тяги топливных насосов. Полость а через маслоподводящий канал 6 сообщена с масляной магистралью. При нормальном давлении масла оба поршня находятся в крайнем левом положении и шток не воздействует на топливную тягу.

В случае снижения давления масла под действием пружины 4 поршни перемещаются вправо, и шток поставит топливную тягу в положение нулевой подачи.

В период пуска двигателя сжатый воздух поступает в полость б и, воздействуя на поршень 2, перемещает шток влево, освобождая тягу топливных насосов. Невозвратный шариковый клапан 3 препятствует выходу воздуха из полости б сразу после пуска двигателя, так как давление масла может быть еще недостаточным.

Стравливание воздуха происходит постепенно через неплотности. За это время давление масла достигает нормальной величины. Масло, просачивающееся в полость за поршнем 5, удаляется через отверстие 7, которое одновременно является декомпрессионным.

Осуществляемая в последние годы комплексная автоматизация судовых дизельных установок с безвахтенным обслуживанием механизмов машинного отделения на стоянке и с одним вахтенным в ЦПУ на ходу судна потребовала применения дистанционного контроля за состоянием работающих механизмов и устройств, включая главный двигатель. Одновременно резко повысилась роль аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

Дистанционный контроль позволяет вахтенному в ЦПУ систематически получать сведения о состоянии работающего двигателя, к числу которых относятся: давление масла, температура выпускных газов по цилиндрам, температура рамовых, мотылевых, головных и упорных подшипников, температура цилиндровых втулок, охлаждающей воды по цилиндрам и охлаждающей воды (масла) поршней, поток охлаждающей воды форсунок, уровень масла в ГТН, взрывоопасная смесь в картере и т. п. Число контролируемых точек главного двигателя на находящихся в эксплуатации автоматизированных судах достигает ста и с каждым годом увеличивается.

В местах контрольных точек расположены датчики, которые преобразуют значения контролируемых параметров в электрические сигналы, которые непрерывно поступают в электронно-вычислительную машину централизованного контроля (МЦК). Здесь сигналы преобразуются в цифровые величины, которые периодически регистрируются на ленте печатающей машинки, расположенной в ЦПУ. В зависимости от типа МЦК периодичность регистрации устанавливается от 1 до 120 мин. Кроме этого, сведения могут быть выданы по вызову при нажатии кнопки вахтенным в ЦПУ.

В случае достижения контролируемым параметром заданного предельно допустимого значения МЦК немедленно регистрирует это отклонение и выдает на ленту аварийный цифровой сигнал с подачей звуковой и световой сигнализации. Одновременно через блоки логических элементов МЦК подает командный сигнал на соответствующие исполнительные механизмы, в результате чего автоматически изменяется режим работы двигателя или двигатель останавливается.

Заслушав и обсудив информацию начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Смертина Л.А. о концепции обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты, Президиум Совета судей Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить представленную Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации концепцию обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты.

2. Предложить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации руководствоваться концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты в процессе реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы" по оснащению судов техническими средствами обеспечения безопасности судебной деятельности.

19 октября 2006 г.

Концепция
обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте Российской Федерации при Верховном Суде Российской Федерации" и на основании Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы".

Концепция призвана обеспечить единство взглядов и подходов к построению системы обеспечения безопасности в федеральных судах общей юрисдикции.

Концепция служит основой для:

определения приоритетных задач и мер, а также координации деятельности федеральных органов государственной власти по обеспечению безопасности в федеральных судах общей юрисдикции;

обоснования вопросов кадрового и финансового обеспечения мероприятий по укреплению безопасности в федеральных судах общей юрисдикции;

формирования единой технической политики в сфере оснащения федеральных судов общей юрисдикции современными техническими системами и средствами защиты;

разработки и осуществления планов и заданий по реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы" по оснащению федеральных судов общей юрисдикции современными техническими системами и средствами защиты.

2. Общие положения

Концепция обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции (далее именуется - Концепция) - система взглядов, объединенных единым замыслом на обеспечение безопасности функционирования федеральных судов общей юрисдикции, физической защиты судей, работников аппаратов судов, участников процесса и посетителей судов, а также охраны и защиты зданий федеральных судов общей юрисдикции от возможных преступных посягательств.

Безопасность в федеральных судах общей юрисдикции характеризуется прежде всего созданием необходимых условий для отправления независимого правосудия.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной, судебной властей. Государство обеспечивает безопасность функционирования судов, судей и работников аппаратов судов, участников процесса и посетителей судов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности судебной системы в целом, осуществлением комплексных мер, адекватных возможным угрозам.

Законодательные основы обеспечения безопасности судебной системы составляют Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности.

3. Состояние безопасности и охраны федеральных судов общей юрисдикции

Число покушений на судей при исполнении ими своих служебных обязанностей непосредственно в зданиях судов общей юрисдикции, криминальных проникновений в судебные помещения, взрывов, поджогов, хищений имущества и уничтожения судебных дел и других чрезвычайных происшествий в зданиях судов в течение ряда последних лет остается стабильным и составило:

в 2003 г. - 40 чрезвычайных происшествий;

в 2004 г. - 28 чрезвычайных происшествий;

в 2005 г. - 42 чрезвычайных происшествия;

за 6 месяцев 2006 г. - 15 чрезвычайных происшествий.

В связи с этим важной составляющей обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции является усиление физической охраны зданий и имущества этих судов, а также осуществление комплекса мер по оснащению судов современными техническими системами и средствами защиты.

3.1. Физическая охрана зданий судов осуществляется следующими силами:

Судебными приставами по обеспечению установленного порядка
деятельности судов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (далее - судебными приставами)

Судебными приставами обеспечено охраной 98% зданий (помещений) федеральных судов общей юрисдикции. Однако во многих судах обеспечение безопасности осуществляется всего лишь одним судебным приставом. В связи с этим в таких судах в случае отсутствия судебного пристава (при выполнении принудительных приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд, несении службы непосредственно в зале судебного заседания, а также в случае болезни, пребывания в отпуске, на служебных занятиях и т.п.) суд в дневное время остается без охраны.

Распоряжением Минюста России от 1 августа 2003 г. N 226 штатная численность судебных приставов установлена в количестве 14 тыс. 612 единиц, на 1 января 2006 г. было укомплектовано 14 тыс. 84 единицы или 96%, некомплект составил 528 единиц. Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации сохраняется некомплект кадров от 8 до 30% от штатной численности.

Указом Президента Российской Федерации от 14.02.2006 N 103 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы федеральной службы судебных приставов", предусмотрено поэтапное увеличение с 1 января 2006 г. до 1 сентября 2007 г. общей штатной численности судебных приставов на 19 900 единиц, что создаст предпосылки для улучшения охраны судов в рабочее время.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Указа Президента Российской Федерации следует читать как "N 108"

Подразделениями вневедомственной охраны МВД России

Подразделениями вневедомственной охраны органов внутренних дел в 2005 г. охранялось 368 зданий (помещений) судов, в том числе 62 объекта областных и равных им судов и 306 объектов районных судов.

Из них постами милиции охранялись 121 объект или только 4,5% от общего числа объектов, подлежащих охране, в том числе 26 объектов областных и равных им судов, 95 объектов районных судов.

В связи с недостаточным финансированием средств на оплату услуг вневедомственной охраны органов внутренних дел, постами милиции охраняются суды, прежде всего, расположенные в регионах со сложной криминогенной обстановкой (Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания), а также в городе Москве.

Сторожами, состоящими в штатах судов

Собственными силами - сторожами, состоящими в штатах судов, охраняется 2244 объекта, в том числе 51 здание областных и равных им судов, 2193 здания районных судов.

Иными видами физической охраны

Иной вид физической охраны (службы охраны собственников зданий, арендуемых судами и органами Судебного департамента) используется на 229 объектах.

3.2. Обеспечение федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты

2397 зданий судов (80%) оборудованы автоматическими системами охранно-пожарной сигнализации и системами автоматического пожаротушения, из них: 1336 зданий (45%) - автономной охранно-пожарной сигнализацией, а в 1061-м здании (35%) охранно-пожарная сигнализация выведена на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел. В 390 зданиях (13%) установлены системы видеонаблюдения.

Проектом новой федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы" на мероприятия по оснащению судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты предусмотрено финансирование в размере 1,9 млрд. рублей. Это позволит в 2011 году довести до 100% обеспеченность зданий федеральных судов общей юрисдикции пожарно-охранной сигнализацией, системами автоматического пожаротушения, кнопками тревожной сигнализации, системами видеонаблюдения.

4. Модель возможных угроз в федеральных судах общей юрисдикции

В федеральных судах общей юрисдикции возможны следующие виды угроз:

покушение на жизнь здоровье и имущество судьи, работников аппарата суда, участников судебного процесса и посетителей в здании суда и на прилегающей территории;

минирование и закладка взрывчатых веществ, в том числе с применением устройств дистанционного управления, поджог здания, броски канистр и иных емкостей с легко воспламеняющейся жидкостью, обстрел из огнестрельного оружия, ручных гранатометов, а также иные действия, направленные на разрушение здания суда, уничтожение судебных дел и вещественных доказательств, приостановление работы суда, либо из мести судебным органам, а также из хулиганских побуждений;

заражение помещений суда ядовитыми и иными сильнодействующими веществами с целью причинения вреда жизни и здоровью судей, работников аппарата суда или срыва судебного заседания;

хищение судебных дел, вещественных доказательств, имущества суда;

порча имущества суда, надругательство над символами государственной власти, акты вандализма;

вторжение, захват, блокирование, пикетирование здания суда, несанкционированный митинг на прилегающей к нему территории;

захват заложников в здании суда;

побег из здания суда подсудимого, находящегося под стражей;

пожар, вызванный неосторожным обращением с электроприборами и огнем, нарушением правил пожарной безопасности при производстве электрогазосварочных и ремонтных работ, неисправностью электропроводки и другими причинами, не связанными с умышленными действиями по совершению поджога;

затопление помещений суда в результате прорыва водопроводной и (или) канализационной систем.

5. Основная цель системы обеспечения безопасности в федеральных судах общей юрисдикции

Основной целью системы безопасности являются предотвращение правонарушений в отношении жизни и здоровья судей, работников аппарата судов, участников судебных процессов и посетителей судов; обеспечение сохранности зданий федеральных судов, имущества и судебных дел; своевременное выявление и реагирование на возможные случаи чрезвычайных происшествий техногенного характера (возгорание в результате неполадок в системе энерго- и теплоснабжения, затопление в результате аварий в водопроводных и канализационных сетях и другие происшествия, не связанные с умышленными правонарушениями).

6. Задачи системы обеспечения безопасности в федеральных судах общей юрисдикции

Задачами системы обеспечения безопасности в федеральных судах общей юрисдикции являются:

1. Своевременное выявление в зданиях федеральных судов общей юрисдикции и прилегающих к ним территориях угроз:

безопасности жизни, здоровью и имуществу судей, работников аппаратов судов, участников судебных процессов и посетителей судов;

преступных посягательств на имущество судов;

сохранности судебных дел и документов, вещественных доказательств, центральных серверов локальных вычислительных сетей;

чрезвычайных происшествий техногенного характера.

2. Оперативное реагирование на возможные угрозы безопасности в зданиях федеральных судов общей юрисдикции и прилегающих к ним территориях.

3. Эффективное пресечение и устранение угроз безопасности в зданиях федеральных судов общей юрисдикции и прилегающих к ним территориях.

7. Основные меры обеспечения безопасности в федеральных судах общей юрисдикции

В целях обеспечения безопасности в федеральных судах общей юрисдикции принимаются следующие меры:

установление физической охраны и пропускного режима в зданиях федеральных судов общей юрисдикции силами судебных приставов, сотрудников милиции вневедомственной охраны органов внутренних дел и работников военизированной охраны федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" МВД России;

оснащение зданий федеральных судов современными техническими системами и средствами защиты с учетом обеспечения особо защищенных условий хранения и контроля за сохранностью судебных дел и документов, вещественных доказательств, а также центральных серверов локальных вычислительных сетей.

7.1. Обеспечение физической охраны федеральных судов общей юрисдикции

В соответствии с полномочиями, определенными Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" в целях обеспечения безопасности судей Судебный департамент осуществляет взаимодействие с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами.

Обязанность по обеспечению охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, однако эти обязанности в соответствии с Федеральным законом "О судебных приставах" они исполняют лишь в рабочее время. Между тем судебные процессы в силу необходимости зачастую продолжаются и после окончания рабочего дня, а при рассмотрении ходатайств об избрании меры пресечения суды функционируют в выходные и праздничные дни.

Недостаточное количество судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов не позволяет должным образом обеспечивать безопасность в судах и установленный порядок судебной деятельности, а охрана зданий и помещений судов в нерабочее время вообще не предусмотрена.

Для решения этих вопросов требуются соответствующие изменения действующего законодательства, регламентирующего деятельность службы судебных приставов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 здания федеральных судов общей юрисдикции включены в перечень объектов, подлежащих государственной охране, однако органы, обеспечивающие такую охрану, до настоящего времени не определены. В связи с этим охрана судов во внерабочее время осуществляется подразделениями милиции вневедомственной охраны органов внутренних дел и работниками военизированной охраны ФГУП "Охрана" МВД России на платной основе в соответствии с договорами. Однако, в связи с недостаточным выделением финансовых средств на оплату услуг милицейской и военизированной охраны, большинство судов в нерабочее время охраняется сторожами, находящимися в штате судов, которые не в состоянии обеспечить надлежащий уровень безопасности.

Учитывая эти обстоятельства, первая группа мероприятий по обеспечению безопасности в федеральных судах общей юрисдикции состоит в поэтапной передаче их под охрану сотрудников милиции подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел и работников военизированной охраны ФГУП "Охрана" МВД России.

7.2. Оснащение зданий федеральных судов современными техническими системами и средствами защиты

Вторая группа мероприятий заключается в оснащении в 2007 - 2011 годах всех судов общей юрисдикции техническими средствами охраны.

Для этого в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" предусмотрено выделить 1,9 млрд. рублей, в том числе на:

оборудование 1936 зданий пожарно-охранной сигнализацией - 833,3 млн. рублей;

оборудование 817 зданий, прежде всего, архивов судов системами автоматического пожаротушения - 233,2 млн. рублей;

оснащение кабинетов судей и залов судебных заседаний 1120 зданий судов кнопками тревожной сигнализации - 51,0 млн. рублей;

установку в 2607 зданиях судов систем видеонаблюдения - 782,5 млн. рублей.

В результате федеральные суды общей юрисдикции будут оснащены необходимыми современными техническими системами и средствами защиты.

8. Состав технических систем и средств защиты федеральных судов общей юрисдикции

Турникет на входе здания суда;

стационарный металлообнаружитель и ручные металлообнаружители;

охранно-пожарная сигнализация, выведенная на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел;

газовая система автоматического пожаротушения, устанавливаемая в помещениях, в которых хранятся архивные судебные дела и вещественных доказательства, в канцелярии суда, а также в помещении, где установлен сервер локально-вычислительной сети;

стационарные кнопки тревожной сигнализации в залах судебных заседаний и кабинетах судей и мобильные брелки тревожной сигнализации, выдаваемые каждому судье;

система видеонаблюдения, обеспечивающая возможность наблюдения и фиксации обстановки внутри здания суда и на прилегающей территории.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Президиума Совета судей РФ от 19 октября 2006 г. N 98 "О концепции обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты"

Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений Всероссийских съездов судей, постановлений (обращений) Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации (1991-2006 годы)

от 13 июля 2016 года N 294

(с изменениями на 6 июня 2018 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании
приказа Минсельхоза России от 15 ноября 2018 года N 525
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с подпунктом 5.2.25_59 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст.2983; N 32, ст.3791; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 1, ст.150; N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 9, ст.1119, ст.1121; N 27, ст.3364; N 33, ст.4088; 2010, N 4, ст.394; N 5, ст.538; N 23, ст.2833; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251; ст.4262; N 32, ст.4330; N 40, ст.5068; 2011, N 7, ст.983; N 12, ст.1652; N 14, ст.1935; N 18, ст.2649; N 22, ст.3179; N 36, ст.5154; 2012, N 28, ст.3900; N 32, ст.4561; N 37, ст.5001; 2013, N 10, ст.1038; N 29, ст.3969; N 33, ст.4386; N 45, ст.5822; 2014, N 4, ст.382; N 10, ст.1035; N 12, ст.1297; N 28, ст.4068; 2015, N 2, ст.491; N 11, ст.1611; N 26, ст.3900; N 35, ст.4981; N 38, ст.5297; N 47, ст.6603; 2016, N 2, ст.325),

1. Утвердить Порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды (далее - Порядок) согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением положений подпункта "б" пункта 3 Порядка в части использования на судах валовой вместимостью менее 300 тонн, не осуществляющих плавание в районах Мирового океана выше 75° северной широты и выше 75° южной широты, оборудования в составе технических средствах контроля, обеспечивающего постоянную мощность передачи в автоматическую идентификационную систему сигналов о местоположении судна, вступающих в силу с 1 января 2019 года.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2017 года приказом Минсельхоза России от 21 августа 2017 года N 418; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2018 года приказом Минсельхоза России от 6 июня 2018 года N 232. - См. предыдущую редакцию)

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководителя Федерального агентства по рыболовству И.В.Шестакова.

в Министерстве юстиции

14 ноября 2016 года,

регистрационный N 44323

УТВЕРЖДЕН
приказом
Минсельхоза России
от 13 июля 2016 года N 294

Порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с положениями части 1 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст.5270; 2006, N 1, ст.10; N 23, ст.2380; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.23; N 17, ст.1933; N 50, ст.6246; 2011, N 1, ст.32; N 30, ст.4590; N 48, ст.6728; N 48, ст.6732; N 50, ст.7343, ст.7351; 2013, N 27, ст.3440; N 52, ст.6961; 2014, N 11, ст.1098; N 26, ст.3387; N 45, ст.6153; N 52, ст.7556; 2015, N 1, ст.72; N 18, ст.2623; N 27, ст.3999; ст.4282).

2. Настоящий Порядок определяет обязательные для исполнения судовладельцами процедуры по оснащению техническими средствами контроля (далее - ТСК) самоходных судов с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, осуществляющих прибрежное и/или промышленное рыболовство (далее - суда).

3. В качестве ТСК используется комплекс судового оборудования со встроенным приемником ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, обеспечивающий точность определения горизонтальных координат местоположения судна не более 100 метров (с вероятностью не менее 95%) и передачу некорректируемых данных в региональный центр мониторинга (далее - РЦМ) в автоматическом режиме, функционирующий на основе космических спутниковых систем, отвечающих требованиям законодательства о связи, в состав которого входят:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2017 года приказом Минсельхоза России от 21 августа 2017 года N 418. - См. предыдущую редакцию)

а) судовая земная станция или радиомаяк спутниковой системы связи (далее - СЗС);

б) оборудование, устанавливаемое на судах и обеспечивающее постоянную мощность передачи в автоматическую идентификационную систему сигналов о местоположении судна (далее - аппаратура АИС).

4. Оснащение судна ТСК включает в себя выполнение комплекса мероприятий и процедур по установке на судне ТСК, обеспечивающего автоматическую передачу информации о местоположении судна в период нахождения судна в эксплуатационном состоянии.

5. Судовладелец при оснащении судна ТСК обеспечивает:

а) автоматическое формирование и передачу в РЦМ отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов (далее - ОСМ), осуществляющий сбор, обработку, хранение и предоставление данных о местоположении судов, оснащенных ТСК, некорректируемой информации, включающей в себя данные о текущих географических координатах судна, его курсе, скорости (в узлах), дате и универсальном координированном времени (UTC) их определения (далее - рапорт о позиции судна), идентификационные данные ТСК, из любых районов Мирового океана, в которых суда осуществляют рыболовство;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2017 года приказом Минсельхоза России от 21 августа 2017 года N 418. - См. предыдущую редакцию)

б) защиту от несанкционированного доступа к установленному оборудованию ТСК, в том числе путем опломбирования СЗС, с целью исключения возможности искажения передаваемых данных, указанных в рапорте о позиции судна, изменения идентификаторов и режимов работы ТСК;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2017 года приказом Минсельхоза России от 21 августа 2017 года N 418. - См. предыдущую редакцию)

в) бесперебойную работу ТСК от двух независимых источников питания (основного и резервного);

6. РЦМ являются обеспечивающие функционирование ОСМ федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" (далее - ФГБУ "ЦСМС") и его филиалы.

7. В целях проверки возможности использования установленного на судне ТСК для определения местоположения судна и автоматической передачи в РЦМ информации, указанной в подпункте "а" пункта 5 настоящего Порядка, РЦМ в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком, проводится тестирование ТСК.

8. Установку, пуско-наладку, диагностику, ремонт, замену, модернизацию, программирование, смену версии (обновление) программного обеспечения, техническое обслуживание ТСК и опломбирование СЗС с помощью пломб, обеспечивающее исключение возможности искажения передаваемых данных, осуществляет юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - сервисная организация).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2017 года приказом Минсельхоза России от 21 августа 2017 года N 418. - См. предыдущую редакцию)

9. ТСК признается обеспечивающим автоматическую передачу информации о местоположении судна при условии функционирования входящей в его состав аппаратуры в период нахождения судна в эксплуатационном состоянии.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2017 года приказом Минсельхоза России от 21 августа 2017 года N 418. - См. предыдущую редакцию)

10. Судно признается оснащенным ТСК при обеспечении автоматической передачи информации о местоположении судна в период нахождения судна в эксплуатационном состоянии.

Судно признается не оснащенным ТСК при необеспечении автоматической передачи информации о местоположении судна в течение более чем 48 часов с момента прекращения работы ТСК в период нахождения судна в эксплуатационном состоянии.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2017 года приказом Минсельхоза России от 21 августа 2017 года N 418. - См. предыдущую редакцию)

Допускается оснащение судов, осуществляющих рыболовство, дублирующим ТСК, прошедшим процедуру тестирования. Дублирующий ТСК включается в случае выхода из строя основного ТСК.

В случае прекращения работы ТСК судно приостанавливает добычу (вылов) водных биологических ресурсов, капитан судна докладывает в территориальный орган Росрыболовства и РЦМ о приостановке добычи (вылова) водных биологических ресурсов, причинах неисправности ТСК и сроках ее устранения, исключающего возможность нарушения целостности пломб, или о включении дублирующего ТСК.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2017 года приказом Минсельхоза России от 21 августа 2017 года N 418. - См. предыдущую редакцию)

В случае включения дублирующего ТСК капитан судна запрашивает подтверждение РЦМ о поступлении данных о местоположении судна, после получения которого направляет в территориальное управление Росрыболовства и в РЦМ уведомление о возобновлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

11. В целях обеспечения передачи данных СЗС, используемая в ТСК, должна быть определена в соответствующей системе спутниковой связи операторами систем.

12. Запрещается использование ТСК, которое одновременно выполняет функции судовой системы охранного оповещения (ССОО).

13. ТСК судов состоят из СЗС из перечня, указанного в приложении N 1 к настоящему Порядку, и аппаратуры АИС, указанной в приложении N 2 к настоящему Порядку.

14. В случае выявления контролирующими органами фактов преднамеренного искажения данных о местоположении судна оборудование к применению в качестве ТСК не допускается.

15. Тестирование ТСК проводится на основании подаваемой в соответствующий РЦМ судовладельцем Заявки, содержащей следующие данные:

а) об оборудовании:

- наименование оборудования ТСК;

- изготовители оборудования ТСК;

- идентификационные номера оборудования ТСК;

- серийные номера оборудования ТСК;

- океанические регионы зоны обслуживания спутниковой системы связи, в которых предполагается эксплуатация ТСК (только в случае использования в ТСК СЗС системы связи "Инмарсат").

б) данные о судне, судовладельце и (или) собственнике судна:

- контактная информация судовладельца (почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс, телекс);

- наименование судовладельца, его адрес местонахождения (для юридических лиц);

- фамилия, имя, отчество, место жительства (для индивидуальных предпринимателей);

- наименование собственника судна, его адрес местонахождения для юридических лиц или фамилия, имя, отчество и место жительства собственника судна для индивидуальных предпринимателей (в случае, если собственник судна не является судовладельцем);

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) судовладельца;

- номер Международной морской организации (ИМО) судна;

- номер MMSI судна (идентификационный номер морской подвижной службы);

- технические характеристики судна (максимальная скорость, численность экипажа);

- условия радио и спутниковой связи (телеграфный и телефонный радиопозывной, вызывные и рабочие частоты цифрового избирательного вызова);

- телефонный сигнал, вызывные частоты цифрового избирательного вызова, рабочие каналы радиотелефона.

16. Заявка подается судовладельцем непосредственно в РЦМ или посредством почтового отправления, факса, электронной почты с приложением копий следующих документов:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2017 года приказом Минсельхоза России от 21 августа 2017 года N 418. - См. предыдущую редакцию)

а) свидетельства о праве собственности на судно;

б) акта сервисной организации, подтверждающего выполнение работ по установке на судне ТСК, проверке его работоспособности, состава и целостности оборудования, опломбировки и отсутствия нарушений элементов ТСК, с приложением фотографий установленных пломб и опломбированных блоков СЗС, на которых пломба отчетливо видна, заверенных с обратной стороны сервисной организацией (далее - фотографии СЗС).

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 25 сентября 2017 года приказом Минсельхоза России от 21 августа 2017 года N 418. - См. предыдущую редакцию)

17. При смене судовладельца по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) в случае наличия на борту судна ТСК, за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящего Порядка, к Заявке прилагаются документы, указанные в подпункте "б" пункта 16 настоящего Порядка, а также копия договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер).

Технические средства охраны (ТСО) – это вид специальной техники, которая предназначена для повышения надёжности охраны объектов, оптимизации численности подразделений охраны, решения комплекса задач по антитеррористической защите и т.д.

Выполнение технических и функциональных требований к ТСО в корабельных и судовых условиях имеют свою специфику. Среди таких осложняющих моментов – ограниченное пространство из металлоконструкции, наличие границ с акваторией, инфраструктурная и эксплуатационная специфика.

Дополнительные сложности в построении ТСО на судах и кораблях накладывают организация охраняемых периметровых рубежей, создание вложенных зон охраны, оборудование пунктов пропуска, независимость энергетического обеспечения функционирования ТСО и т. п. Отдельные требования предъявляются к элементной базе ТСО, которая должна сохранять работоспособность в условиях повышенных вибрационных и мехнических нагрузок.

Задачу создания корабельного комплекса ТСО успешно решило СКБ «Энергия». Комплекс был построен на базе «Системы корабельного мониторинга по техническим условиям ВТИФ 421411.011 ТУ», которая работает на объектах ВМФ около 10 лет.

В СОСТАВ КОМПЛЕКСА ВХОДЯТ СИСТЕМЫ:
– обнаружения и защиты от проникновения;
– контроля и управления доступом;
– охранного телевидения;
– бесперебойного электропитания.

Для взаимодействия систем между собой и координации комплекса с общекорабельными системами и средствами служит функционирующая в нём система сетевого компьютерного управления.


АППАРАТНАЯ ЧАСТЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
– оборудование первичного сбора данных (внутриотсечные и палубные ТВ-камеры КТ-292 и КТ-570, датчики положения дверей ДПД-1, ДПД-2, считыватели СЧ-1);
– контроллерное и концентраторное оборудование, которое собирает данные от ТВ камер, датчиков и считывателей, осуществляет управление электромеханическими замками дверей, охранным освещением (контроллеры типа КД-СКД, концентраторы типа К-СКД);
– оборудование управления, регистрации и отображения информации (блоки управления и коммутации типа БУК-5, блоки отображения информации типа БОИ-2, БОИ-М2);
– оборудование бесперебойного электропитания (устрой- ство бесперебойного электропитания УБП-2000);
– линии связи.

Программное обеспечение построено по модульному принципу, которое позволяет учитывать конкретную структуру аппаратных средств и осуществлять организацию пультовых режимов управления комплексом.

Модульный принцип построения и развитое программное обеспечение позволяют конфигурировать комплекс под объекты любых габаритов и назначения.


Сейчас комплексом ТСО от СКБ «Энергия» в различных модификациях оборудованы более 10 типов кораблей и судов ВМФ. Комплекс ТСО на базе СКМ со свидетельством РМРС может также успешно применяться на плавучих АТЭС, судах Атомфлота, плавучих нефтедобывающих и газодобывающих платформах и других особо важных морских объектах.

Комплексный подход по охране судна опирается на физическую защиту судна и технические средства охраны, установленные на судне, их квалифи- цированное обслуживание и своевременный ремонт в течение всего срока службы приборов.

Одним из факторов, определяющих надежность охраны судна, является наличие инженерных средств защиты на путях возможного проникновения нарушителей. Совокупность этих средств определяет физическую защиту судна. К инженерным средствам защиты относятся различные ограждения, решетки, жалюзи, ставни, замки и засовы. Также это могут быть специальным образом укрепленные двери, стены, палубы, потолки, иллюминаторы, возду- ховоды и другие элементы судовых конструкций. В качестве физических препятствий могут использоваться пожарная и балластная судовые системы для создания водяной преграды (занавеса), значительно затрудняющего воз- можность подняться по отвесной скользкой поверхности борта судна. Такие средства кроме функции физической защиты также оказывают психологиче- ское воздействие на потенциального нарушителя, заставляя его отказаться от попытки проникновения. Наличие инженерных средств защиты обуславлива- ет необходимость их преодоления и, как результат, увеличивается время, за- траченное нарушителем для проникновения на судно, что делает более веро- ятной возможность предотвращения его проникновения на судно.

Таким образом, физическая защиты судна - это совокупность меропри- ятий, направленных на усиление конструктивных элементов судна и судовых помещений, обеспечивающих необходимое и достаточное противодействие несанкционированному проникновению нарушителя и другим преступным посягательствам. Как правило, конструктивно само судно и его элементы не- достаточно технически укреплены и не способны эффективно противостоять незаконному проникновению. Поэтому их следует усиливать дополнитель- ными техническими средствами (рубежами охраны). На рисунках (19 - 24) показаны некоторые приемы и способы укрепления судовых элементов и конструкции судна.

Проблема охраны судна требует для своего решения комплексного тех- нического подхода. Поэтому для обеспечения безопасности могут использо- ваться такие технические средства охраны, как: судовая система охранного оповещения, судовая система телевизионного наблюдения, система контроля и управления доступом, система пожарной сигнализации, а также другие тех- нические средства безопасности. (25) Практически на всех судах имеется ком- плекс нескольких независимых и не связанных между собой систем. Вся ин- формация, получаемая от технических средств наблюдения и визуально, об- рабатывается вахтенным помощником капитана и передается лицу командно- го состава, ответственному за охрану судна.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: