Руководство по подготовке экипажей гражданских судов при переводе на штаты военного времени

Обновлено: 24.04.2024

Выход судов в море с возникновением угрозы. Мероприятия при подготовке посудины к плаванию в военное время. Переход капитана корабля в подчинение командира конвоя. Изучение со штурманами и рулевыми значения однофлажных сигналов и порядка их передачи.

Рубрика Военное дело и гражданская оборона
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 05.02.2018
Размер файла 23,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Государственный университет морского и речного флота имение адмирала С.О. Макарова

Кафедра маневрирования и управления судном

по дисциплине ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Санкт-Петербург 2017

Военно-морская подготовка является составной частью государственных мероприятий по обеспечению безопасности судоходства при возникновении военной угрозы и в мирное время.

Основным содержанием ВМП экипажей судов являются:

– подготовка судов к производственной деятельности в военное время;

– подготовка экипажей к выполнению мероприятий по защите от сил и оружия противника для предотвращения или уменьшения ущерба от его применения.

Военно-морская подготовка проводится во всех судоходных компаниях не зависимо от форм собственности на судах под российским флагом.

Основанием для ее проведения являются: Постановление правительства Российской федерации, Директива главнокомандующего ВМФ РФ, согласованная с Министерством транспорта РФ, Приказ министра транспорта, положение по ВМП, курс подготовки гражданских судов (КПГС-2004).

1. Мероприятия, проводимы на судне при подготовке к плаванию

Судовой экипаж должен своевременно подготовить судно к предстоящему рейсу. Общее руководство подготовкой осуществляет капитан судна. К отходу судна должны быть закончены грузовые операции, работы по приемке всех видов снабжения, завершены работы по техническому обслуживанию и ремонту, подготовлены к действию СТСиК.

Для принятия решения о выходе судна в рейс капитан судна должен иметь рапорты от старшего механика и старшего помощника о готовности судна к отходу. При обнаружении неисправностей судна, СТСиК, ставящих, по мнению капитана, под сомнение безопасность мореплавания, людей, окружающей среды, сохранность груза, ничто не ограничивает капитана в принятии решения о невыходе судна в рейс. Устранение выявленных замечаний перед выходом судна в рейс должно быть обеспечено судовладельцем по представлению капитана с привлечением при необходимости органов надзора.

Выход судна в плавание запрещается при отсутствии на судне установленных для него судовых документов, а также если срок их действия истекает в предстоящем рейсе. Ответственность за выход судна в плавание без установленных для него документов или с просроченными документами несет капитан судна и Морская администрация порта.

Капитан судна при утверждении каргоплана должен убедиться в том, что требования инструкции по загрузке, информации об остойчивости и непотопляемости судна выполняются на протяжении всего рейса (с учетом обледенения, если оно может ожидаться). В противном случае каргоплан должен быть изменен так, чтобы эти требования были выполнены. Кроме того, должны быть произведены предварительные расчеты загрузки судна, остойчивости, прочности и непотопляемости, в том числе для случая затопления одного или нескольких отсеков, уделяя особое внимание размещению и креплению груза, расчету удельных нагрузок.

При составлении каргоплана и при погрузке должна учитываться величина изменения осадки судна в рейсе с тем, чтобы во всех случаях не было допущено плавание с надводным бортом меньшим, чем это установлено для судна его грузовой маркой (для данного времени года и района плавания). При проведении грузовых операций необходимо контролировать нагрузку на корпус судна и возникающие напряжения и моменты, не допуская превышения установленных норм.

Все СТСиК в процессе подготовки судна к рейсу должны быть приведены в состояние, обеспечивающее возможность их использования в требуемых режимах в соответствии с национальными и международными нормативными актами, инструкциями заводов-строителей и Правилами технической эксплуатации СТСиК.

Подготовка к действию СТСиК после их разборки и сборки, связанных с дефектацией, освидетельствованием, техническим обслуживанием или ремонтом, а также после продолжительного нерабочего периода должна производиться под непосредственным наблюдением лица командного состава, в заведовании которого они находятся, а главных двигателей - под непосредственным наблюдением старшего механика или при его отсутствии - второго механика.

Подготовка к действию должна обеспечивать приведение СТСиК в состояние, гарантирующее от повреждений, отказов при вводе в действие (пуске), в работе и позволяющее вывести их на требуемый режим работы в установленное время. Она должна включать тщательный осмотр, проверку состояния, положения и, если требуется, регулировку составляющих их элементов, пусковые и реверсивные устройства, средства управления, контроля, сигнализации, защиты и т.д., при необходимости - прогрев, проворачивание и пробные пуски. Пробные пуски должны быть проведены со всех постов управления.

На основании распоряжения капитана о назначенном времени отхода судна старший помощник капитана и старший механик должны дать указания вахтенному помощнику и вахтенному механику соответственно о времени и порядке подготовки СТСиК и судна в целом к выходу в море. Указания даются заблаговременно с учетом времени, необходимого на подготовку СТСиК к использованию по назначению.

Вахтенный механик совместно с вахтенным помощником капитана до подготовки энергетической установки к действию обязаны: проверить действие всех средств связи с центрального и главного постов управления, включая машинный телеграф, всех средств связи постов управления между собой и с центральным постом управления, а также положения указателей включенных постов управления, переведя их при необходимости в требуемое положение; сверить показания часов реверсографа центрального (в машинном помещении) и главного (на ходовом мостике) постов управления; проверить действие средств аварийного освещения, противопожарных, водоотливных и осушительных средств.

Во время подготовки к действию судовой энергетической установки вахтенный механик обязан записывать в машинный журнал все команды, полученные с ходового мостика от вахтенного помощника капитана, распоряжения старшего механика, время выполнения основных операций и результаты произведенных проверок и замеров. Главные двигатели, оборудованные дистанционным управлением, при подготовке к работе переводятся на ручное управление.

Проворачивание главных двигателей при любом соединении с гребным валом производится под руководством вахтенного механика. В случае их жесткого соединения (в том числе через редуктор) требуется разрешение вахтенного помощника капитана, который предварительно обязан убедиться в надежном креплении судна на швартовах и отсутствие в районе движителей людей, плавсредств и посторонних предметов.

Пробные пуски главных двигателей при жестком соединении с гребным валом должны проводиться с разрешения вахтенного помощника капитана, старшего механика и под наблюдением старшего или второго механиков. Одновременно проверяется исправность реверсографа. При наличии и использовании разобщительных устройств на линии валопровода разрешение вахтенного помощника капитана на пробный пуск не требуется.

По окончании подготовки главных двигателей к действию вахтенный механик обязан доложить старшему механику о готовности главных двигателей и с его разрешения - вахтенному помощнику капитана на ходовой мостик. При наличии системы дистанционного управления главными двигателями вахтенный механик должен по окончании подготовки двигателей совместно с электромехаником проверить систему в действии с отключенными двигателями и с разрешения вахтенного помощника капитана произвести пробные пуски главных двигателей дистанционным управлением, затем выяснить, с какого поста управления будет осуществляться управление главными двигателями, установить в требуемое положение переключатель системы дистанционного управления на центральном посту управления и сделать соответствующую запись в машинном журнале.

Во время подготовки судна к рейсу вахтенный помощник капитана обязан записывать в судовой журнал все команды и распоряжения, полученные от старшего помощника и капитана судна, время выполнения и завершения работ по подготовке СТСиК к действию, результаты проведенных проверок и замеров. Об окончании подготовки судна к рейсу вахтенный помощник обязан доложить старшему помощнику капитана.

Перед выходом судна в рейс старший помощник капитана и старший механик должны проверить готовность судна к плаванию и исправность действия СТСиК и доложить о готовности рапортом капитану.

При проверке особое внимание должно быть обращено на:

– рулевое, якорное и дейдвудное устройства;

– аварийные механизмы, устройства, освещение;

– средства спасательные, противопожарной защиты, связи, звуковой и световой сигнализации;

– систему осушения, закрытия наружных отверстий (корпуса, надстроек, рубок и сходов);

– водонепроницаемые и противопожарные закрытия и устройства управления ими;

– крепление по-походному палубного груза и других предметов.

Результаты проверки должны быть занесены соответственно в судовой и машинный журналы. судно плавание военный сигнал

При дистанционном управлении главными двигателями с главного поста управления их спуск должен осуществляться капитаном или вахтенным помощником капитана; вахтенный механик должен находиться при пуске на центральном посту управления и быть готовым при необходимости по команде с ходового мостика принять на себя управление главными двигателями. В случае угрозы безопасной работе главных двигателей, при выходе из строя системы дистанционного управления и других чрезвычайных обстоятельствах вахтенный механик обязан принять управление главными двигателями на себя с одновременным уведомлением об этом вахтенного помощника капитана.

Касательно мероприятий, проводимых при подготовке к плаванию в военное время, следует рассмотреть отдельно общие мероприятия при подготовке к плаванию в военное время и подготовку к плаванию судна в составе конвоя.

2. Общие мероприятия при подготовке судна к плаванию в военное время

Выход судов в море с возникновением угрозы судоходству и объявлением особого режима плавания производится только с разрешения штаба флота (ВМБ) по предварительной заявке судовладельца.

При подготовке судна к выходу в море, кроме мероприятий предусмотренных документами мирного времени, должно быть уделено особое внимание:

– состоянию и готовности связи;

– проверке исправности оружия;

– проверке наличия и исправности всех средств защиты от ОМП;

– состояние размагничивающего устройства (РУ) и срокам очередного размагничивания.

– проверке готовности к действию системы водяной защиты (СВЗ) и состоянию фильтров всех систем;

– проверке герметичности водонепроницаемых переборок и закрытий судна;

– проверке полного затемнения судна;

– выдаче экипажу индивидуальных средств защиты и индивидуальных дозиметров,

– подготовке средств для спасения особо ценных грузов, важных и секретных документов.

Наличие запасов, включая индивидуальные средства защиты, дегазирующие и дезактивирующие вещества, перевязочные пакеты, ИПП-8, оружие, боезапас к нему, должны быть не ниже установленных норм:

Примерные нормы средств защиты от ОМП, средств специальной обработки судна и принадлежностей в военное время.

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - Положение) определяет в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) морских судов, катеров, рейдовых и речных судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются - суда). Под членами экипажей судов понимаются командный и рядовой состав судна из числа гражданского персонала.

2. Действие Положения распространяется на членов экипажей судов, осуществляющих:

снабжение кораблей и судов запасами материально-технических средств в океанской и морских зонах, в прибрежных районах, на рейдах и в гаванях;

обеспечение боевой подготовки, испытаний вооружения и военной техники на специальных полигонах;

поисковые, спасательные и судоподъемные работы;

подводно-технические и другие подводные работы;

океанографические, гидрографические, научно-исследовательские работы;

обслуживание средств навигационного оборудования, навигационных и радионавигационных систем;

проведение медицинских мероприятий;

обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются - Вооруженные Силы);

прокладку, ремонт подводных кабелей, придонной аппаратуры, установку и снятие рейдового оборудования;

техническое обеспечение кораблей, судов в море и в местах базирования;

лабораторные и инструментальные исследования физических, химических, бактериологических, токсикологических, радиологических факторов кораблей, судов и грузов, замеры физических полей кораблей и судов, их размагничивание, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, дератизацию и дезинсекцию;

очистку акваторий прибрежных районов, рейдов и гаваней от нефтепродуктов и загрязнения;

дноуглубительные работы и размыв грунта;

3. Положение не применяется в отношении:

гражданского персонала военных образовательных учреждений профессионального образования, находящегося на борту судна, к должностным обязанностям которого относится учебно-воспитательная работа;

лиц, входящих в состав экспедиций (океанографических, гидрографических, научно-исследовательских, поисковых, и других) и находящихся на борту судна во время рейса;

гражданского персонала научно-исследовательских институтов, работников сторонних организаций, выходящих в море на судах для выполнения работ по испытанию вооружения, судовых систем, устройств и механизмов или контролю за выполнением правил, инструкций по их эксплуатации;

гражданского персонала органов военного управления, находящихся на борту судна;

работников структурных подразделений, предусмотренных штатом судна, но не входящих в состав экипажа судна.

II. Рабочее время

4. В тексте настоящего Положения к рабочему времени относятся периоды времени, в течение которых члены экипажей судов обязаны нести ходовую или стояночную вахту, выполнять работы по обслуживанию судна, поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

5. Продолжительность рабочего времени для членов экипажей (гражданского персонала) судов не должна превышать 40 часов в неделю (при 8 часовом рабочем дне) с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику смен (вахт).

Для отдельных членов экипажей судов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, продолжительность рабочего дня - 7,2 часа при 36-часовой рабочей неделе с двумя выходными днями;

для членов экипажей судов атомного технологического обслуживания* (АТО), проводящих работы с подводными и надводными кораблями и судами с атомными энергетическими установками, продолжительность рабочего дня - 6 часов при 36-часовой рабочей неделе с одним выходным днем;

для членов экипажей, занятых на работах с вредными условиями труда, продолжительность допустимого времени контакта с вредными факторами судовой среды за рабочее время, вахту или период трудовой деятельности (ограничение стажа работы в данных условиях) определяется применительно к конкретному судну в местах базирования (порту приписки) судна по согласованию с органами (учреждениями) Вооруженных Сил, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

6. На судах с круглосуточной работой для членов экипажей устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей судов АТО, выполняющих работы с радиоактивными веществами, - четырехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается одно или двухсменный график вахт.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного или эксплуатационного периода) и выполняемых им заданий, указанных в пункте 2 настоящего Положения, могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки.

Графики вахт (работ) разрабатывается командиром (капитаном) судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива и утверждаются работодателем.

7. Для членов экипажей судов устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка соединения (воинской части) по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива исходя из конкретных условий работы судна и установленного графика вахт (работ), а также с учетом того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей судов между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. При выполнении работ в дальнем плавании продолжительность работы на судне для членов экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

8. Продолжительность вахт членов экипажей судов в ночное время не сокращается.

9. При стоянках в портах, базах в зависимости от конкретных условий (отсутствие перешвартовок, приема или сдачи груза и других обстоятельств, требующих обязательного несения на стоянке в порту (базе) трехсменной вахты командным составом) и в случае вывода судов из эксплуатации в связи с ремонтом, отстоем (вывод судна из эксплуатации при неукомплектованности экипажа, закрытии навигации в замерзающих районах; при ожидании ремонта и в других случаях стоянок судов без выполнения заданий сроком свыше 30 календарных суток), постановки в консервацию (вывод судов из эксплуатации технически исправных судов с сокращенными экипажами в целях сохранения их от преждевременного износа, экономии материальных средств и высвобождения численности личного состава) командир (капитан) судна может устанавливать для командного состава суточное дежурство с предоставлением после его окончания отдыха продолжительностью не менее 48 часов.

10. При несении судами дежурства в составе дежурных спасательных отрядов и дежурных сил поисково-спасательного обеспечения (ПСО) командирами (капитанами) судов может устанавливаться суточное дежурство всем членам экипажей судов с предоставлением за переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени суммированных дней отдыха после исключения судна из состава дежурного спасательного отряда или дежурных сил ПСО.

Дежурными спасательными отрядами и дежурными силами ПСО являются суда, объявленные в составе этих отрядов и сил решением соответствующих командиров (начальников) с назначенной готовностью к выходу в море не более 1 часа.

11. За время нахождения судна в отстое или на консервации членам экипажа, оставленным для обслуживания судна, выплачивается заработная плата в размере, предусмотренном частью второй статьи 155 Трудового кодекса Российской Федерации.

12. Члены экипажей судов, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их согласия к выполнению работ, не входящих в круг их должностных обязанностей (очистка танков, погрузочно-разгрузочные и другие работы), в свободное от вахт и работ время.

Оплата указанных работ производится по расценкам, утверждаемым главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации по согласованию с соответствующими профсоюзными органами.

13. На судах допускается в исключительных случаях выполнение другими работниками обязанностей не достающих по штату членов экипажей, несущих ходовую или стояночную вахту, и лиц обслуживающего персонала с оплатой за переработку сверхнормальной продолжительности рабочего времени. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

14. При стоянке судна у причала, за исключением времени подготовки судна к выполнению письменного приказа командования, и при нахождении судна в составе дежурного спасательного отряда и дежурных сил ПСО исполнение обязанностей не достающих по штату и временно отсутствующих членов экипажа и оплата их работы не допускаются, кроме специалистов электромеханической службы в случае необходимости несения ими круглосуточной вахты у действующих механизмов и котлов, а также должностей боцмана, электрорадионавигатора, повара, буфетчика, камбузника, которые не несут вахту.

15. Не допускается выполнение лицами командного состава, кроме боцмана и радиооператора, обязанностей не достающих по штату членов экипажей судов из числа рядового состава и наоборот, а также выполнение обязанностей не достающих по штату капитана и медицинских работников.

16. Условия и размеры оплаты труда членов экипажей судов, привлекаемых в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей не достающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливаются отраслевым соглашением и коллективным договором в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

17. Ежедневная общая продолжительность работы членов экипажей судов, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими должностными обязанностями работ за не достающего по штату члена экипажа и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг должностных обязанностей членов экипажей судов, не должна превышать 12 часов.

III. Время отдыха

18. Члены экипажей судов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

а) перерывы в течение рабочего дня (смены). Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем;

б) ежедневный (междусменный) отдых;

в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

г) нерабочие праздничные дни;

д) ежегодные основные оплачиваемые отпуска и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

19. В тех случаях, когда по условиям работы члену экипажа судна перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время приема пищи включается в рабочее время, если член экипажа на этот период не освобождался от выполнения возложенных на него обязанностей.

20. Временем ежедневного отдыха членов экипажей судов считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов.

22. Выходные дни, нерабочие праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по желанию членов экипажей судов должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом командиром (капитаном) судна по согласованию с выборным профсоюзным органом (представительным органом трудового коллектива).

При стоянке в порту в выходные или нерабочие праздничные дни командиры (капитаны) должны оставлять на судах минимальное число членов экипажей для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности и живучести судов, а также, если это необходимо, для приема и сдачи груза, перешвартовок. Всем остальным членам экипажа по их желанию должны быть предоставлены дни отдыха.

При стоянке в порту в выходные или нерабочие праздничные дни проведение на судах каких-либо работ, не связанных с грузовыми операциями или устранением последствий аварии, а также входом в порт или выходом из порта и перешвартовками, не допускается.

Членам экипажей судов, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени - дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску.

23. Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную в пункте 5 настоящего Положения.

24. В тех случаях, когда членам экипажей судов невозможно предоставить дни отдыха полностью, допускается с согласия членов экипажей этих судов оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.

IV. Аварийные и авральные работы

25. Аварийными и авральными работами считаются те работы, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным.

Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению командиров (капитанов) судов в течение установленного и сверхустановленного рабочего времени и являются обязательными для всех членов экипажа.

26. К аварийным работам на судах относятся:

а) работы по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок как корпуса, так и судовой силовой установки во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до ближайшего порта, работы по спасанию людей и судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи судам и людям, терпящим бедствие в море и их спасание;

б) работы по снятию своего судна с мели и его разгрузка для облегчения судна, когда оно терпит бедствие;

в) работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах;

г) работы, вызванные штормовой погодой (дополнительное крепление судового имущества и грузов, постановка и уборка парусов, тентов, дополнительная подача швартовых концов и перестановка судна в безопасное место).

27. К авральным работам на судах относятся:

а) работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

б) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него (открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов);

в) работы по буксировке аварийных кораблей, судов или плавучих сооружений, имеющих на борту оружие и (или) боезапас;

г) работы по постановке судна на якорь (якоря, бочки) для выполнения подводных работ;

д) работы по постановке (выборке) рейдового оборудования, придонных устройств и подводных кабелей в открытом море и на рейде, по установке и снятию буйковых станций и плавающих средств навигационного оборудования;

е) работы по передаче сухих и жидких грузов кораблям и судам в море на ходу;

ж) работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

з) работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;

и) работы по установке и снятию землечерпательного каравана;

к) работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

Конкретный перечень авральных работ для каждого судна устанавливает командир соединения (воинской части) судов, руководствуясь настоящим пунктом.

28. Авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

29. Командир (капитан) судна должен избегать или, по возможности, сводить к минимуму количество авральных работ.

(*) В тексте настоящего Положения к судам атомного технологического обслуживания относятся: технические танкеры, морские сухогрузные транспорты, морские и рейдовые сухогрузные и наливные баржи, плавучие контрольно-дозиметрические станции, выполняющие работы с радиоактивными веществами.

Информация о признанных Минтрансом России морских образовательных организациях в области подготовки членов экипажей морских судов по состоянию на 14 сентября 2021 года.

Информация о признанных Минтрансом России морских образовательных организациях в области подготовки членов экипажей морских судов по состоянию на 14 сентября 2021 года (301 kB)

Признанные морские образовательные организации, с которыми заключены Соглашения в области подготовки членов экипажей морских судов по состоянию на 28 января 2021 г.

Признанные морские образовательные организации, с которыми заключены Соглашения в области подготовки членов экипажей морских судов по состоянию на 28 января 2021 г. (46 kB)

Признанные морские образовательные организации, с которыми заключены Соглашения в области подготовки членов экипажей морских судов по состоянию на 4 сентября 2020 г.

Признанные морские образовательные организации, с которыми заключены Соглашения в области подготовки членов экипажей морских судов по состоянию на 4 сентября 2020 г. (41 kB)

Признанные морские образовательные организации, с которыми заключены Соглашения в области подготовки членов экипажей морских судов по состоянию на 12 ноября 2019 г.

Признанные морские образовательные организации, с которыми заключены Соглашения в области подготовки членов экипажей морских судов по состоянию на 12 ноября 2019 г. (52 kB)

Признанные морские образовательные организации, с которыми заключены Соглашения в области подготовки членов экипажей морских судов по состоянию на 19 июля 2019 г.

Признанные морские образовательные организации по состоянию на 19 июля 2019 г., в формате pdf (352 kB)

Признанные морские образовательные организации по состоянию на 19 июля 2019 г., в формате doc (50 kB)

Признанные морские образовательные организации, с которыми заключены Соглашения в области подготовки членов экипажей морских судов по состоянию на 12 декабря 2018 г.

Признанные морские образовательные организации, с которыми заключены Соглашения в области подготовки членов экипажей морских судов по состоянию на 12 декабря 2018 г. (337 kB)

Мероприятия, проводимые на судне при подготовке к плаванию. Цель и маршрут перехода судна. Состав и подготовка экипажа. Маскировка судов при стоянке на рейде. Обязанности старшего капитана при организации рейдовой службы. Защита морского судоходства.

Рубрика Транспорт
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.02.2015
Размер файла 18,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

В военное время гражданский флот работает в условиях особого режима плавания, предусматривающего отмену свободы судоходства и соблюдение судами правил, устанавливаемых военно-морским командованием.

Производя народнохозяйственные и воинские перевозки или осуществляя промысел, все транспортные или рыбопромысловые суда должны быть готовы к отражению нападения на них ПЛ (подводных лодок), надводных кораблей и самолетов противника, к плаванию в условиях минной опасности, а также к ликвидации последствий их нападения.

Как правило, защита морского судоходства осуществляется системой конвоев или прикрытием с моря районов движения судов, а районы морского промысла непосредственно охраняются, боевыми кораблями, а также силами и средствами приморского соединения войск ПВО при нахождении их в зоне прикрытия. Однако в ряде случаев, особенно в начале войны, переходы морем могут осуществляться и одиночными судами.

судно плавание морской капитан

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ НА СУДНЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПЛАВАНИЮ

Для плавания в условиях военного времени судно должно быть полностью укомплектовано командным и рядовым составом, подготовленным к обороне и защите от оружия массового поражения, к борьбе за живучесть, т. е. личный состав судна должен отработать курсовые задачи.

При подготовке судна к выходу в море, кроме мероприятий, предусмотренных уставами, должно быть уделено особое внимание:

· состоянию и готовности средств связи;

· проверке исправности оружия;

· проверке наличия и исправности всех средств химического имущества;

· состоянию размагничивающего устройства и срокам очередного размагничивания. Выход в море судна допускается только в том случае, если магнитное поле находится в пределах нормы, а срок проверки его не миновал;

· проверке готовности к действию СВЗ и состояния фильтров всех видов;

· проверке герметичности водонепроницаемых переборок и закрытий судна;

· проверке средств полного затемнения судна;

· подготовке средств для спасения особо ценных грузов и важных документов;

· выдаче экипажу индивидуальных средств защиты и индивидуальных дозиметров.

Наличие запасов на судне, включая индивидуальные средства защиты, переносные приборы, дегазирующие и дезактивирующие вещества, индивидуальные перевязочные и противохимические пакеты, оружие и боезапас к нему, должно быть не ниже установленных норм.

Перед выходом в плавание капитан судна обязан получить от представителя военно-морского командования или судовладельца инструктаж и необходимые документы.

На инструктаже капитан судна должен уточнить:

- время выхода, порядок съемки с якоря (швартовов) и выхода из порта (с базы) и скорость на переходе;

- рекомендации по маршруту и обстановку в районе перехода судна;

- участки маршрута перехода, наиболее опасные от воздействия противника;

- пункт назначения, промежуточные пункты захода, укрытия и порядок входа (выхода) в них;

- порядок движения на переходе;

- организацию и порядок использования средств связи;

- организацию зрительного и технического наблюдения и опознавания;

- действия судна при встрече с противником в условиях малой видимости, шторма, при получении повреждений или авариях;

- организацию обороны и защиты судна на переходе, при стоянке на открытом рейде, в промежуточных пунктах, пунктах укрытия и меры маскировки;

- порядок донесений об обнаруженных силах и средствах противника и других изменениях обстановки.

Цель и маршрут перехода судна должны быть известны лишь ограниченному кругу лиц. Экипаж судна информируется (при необходимости) о цели перехода после выхода судна в море.

Маршруты перехода одиночного судна в военное время должны выбираться по наиболее безопасным в навигационном и противоминном отношении районам моря с учетом географических условий, затрудняющих действия надводных кораблей и ПЛ противника, а маршрут, пролегающий вдоль своего побережья, должен, как правило, проходить в зоне прикрытия силами и средствами приморского соединения войск ПВО.

В случае, когда не было дано указаний от военно-морского командования о маршруте перехода, капитан судна должен принять решение самостоятельно в соответствии с рекомендациями, изложенными в РГС.

При разработке маршрута перехода необходимо определить, на каких его участках и какие силы и средства противника являются наиболее опасными. Не следует, например, прокладывать курс на малых глубинах из-за минной опасности, так как донные (придонные) мины обычно ставятся на глубинах менее 60 м, хотя якорные контактные и неконтактные мины могут ставиться и на больших глубинах (более 1000 м).

В местах, где вероятны атаки ПЛ, а рекомендованные курсы проходят вдоль наших берегов, маршрут прокладывается по мелководью, т. е. по глубинам порядка 30--40 м. На этих глубинах действие ПЛ из-под воды и атака торпедами маловероятны. Однако, как было сказано выше, минная опасность на мелководье увеличивается.

Маскировка судов при стоянке на рейде, независимо от времени суток и видимости, должна обеспечиваться следующими мерами скрытности:

- недопущение дымности, искрения;

- включение огней только в случаях, когда это вызывается необходимостью предотвращения столкновения судов;

- запрещение передачи радио- и зрительных сигналов, а также передачи звуковых сигналов без разрешения капитана;

- ограничение работы радиотехнических средств на передачу (излучение), в том числе и эхолота;

- запрещение настройки и проверки радиотехнических средств с излучением в эфир;

- запрещение включения трансляции на верхнюю палубу.

При нахождении судов в районе рассредоточения из числа начальников экспедиций (флотилий), их заместителей и наиболее опытных капитанов судов назначается старший капитан, на которого возлагается координация действий с военно-морским командованием и судовладельцами по вопросам обороны и защиты, безопасности стоянки и материального обеспечения судов, а также руководство рейдовой службой. Если в районе рассредоточения находятся корабли ВМФ, то в этом случае старшим в районе является командир соединения или командир корабля.

Старший капитан подчиняется судовладельцу, а по вопросам обороны района рассредоточения -- военно-морскому командованию, в зоне которого находится район рассредоточения.

При организации рейдовой службы старший капитан обязан:

o перед выходом в район рассредоточения получить у судовладельца схему якорных стоянок судов в районе;

o избрать в районе рассредоточения и занять точку, обеспечивающую наибольшую надежность и удобство управления судами в районе, а также связь с берегом зрительными и плавучими средствами;

o получить от судовладельца данные по направляемым в район рассредоточения судам и с их прибытием назначить точки якорных стоянок в соответствии со схемой, сообразуясь с обстановкой и тактико-техническими данными судов;

o контролировать соблюдение судами дислокации и безопасности стоянки и в случае изменения обстановки принимать решение о перемене судами точек якорной стоянки в пределах района рассредоточения;

o принимать меры к оказанию необходимой помощи судам, стоящим в данном районе;

o организовывать связь с военно-морским командованием, судовладельцем и с судами, находящимися в районе якорной стоянки;

o обеспечить прием указаний по средствам связи от военного командования и судовладельца и передачу этих указаний на суда в части, их касающейся;

o вести учет обстановки в районе рассредоточения и информации, получаемой от военного командования и судовладельца;

o следить за соблюдением судами свето- и радиомаскировки, для чего запретить использование судами радиосредств на передачу без разрешения. Для связи с судами и береговыми радиотехническими постами (РТП) использовать зрительные средства, а в необходимых случаях -- радиостанции (УКВ); в ночное время разрешать использовать для связи светосигнальные средства направленного действия, если не было других указаний от военно-морского командования или судовладельца;

o организовать наблюдение за морем и воздухом в районе рассредоточения и передачу данных обстановки военному командованию, для чего судам, стоящим в районе, назначить ответственные секторы наблюдения и установить по расписанию на судах круглосуточные сигнально-наблюдательные посты; особое внимание должно быть уделено наблюдению за ПДСС и противоминному наблюдению; данные о местах постановки мин противником немедленно сообщать военному командованию; режим использования радиотехнических средств (РТС) наблюдения и опознавания устанавливается в соответствии с указаниями военного командования;

o назначать дежурные суда и при необходимости инструктировать капитанов этих судов о порядке выполнения обязанностей; количество назначенных дежурных судов определяется исходя из состава рассредоточенных судов и размеров района;

o организовать оповещение судов об изменениях обстановки, режима плавания, штормовых предупреждениях и устанавливать соответствующую готовность для судов;

o при получении указаний от судовладельца на переход судов получить разрешение военного командования, проинструктировать капитанов уходящих судов и принять меры к выходу назначенных судов в установленное время;

o устанавливать очередность материального обеспечения.

Капитан судна при подходе к району рассредоточения зрительными средствами дает опознавательные сигналы и запрашивает разрешение у старшего капитана (старшего в районе) стать на якорь.

Получив от старшего в районе координаты точки стоянки и назначенную готовность к выходу, капитан судна производит постановку на якорь в указанной точке. Количество отданных якорей и якорных цепей определяется капитаном судна с учетом условий стоянки, требований морской практики и назначенной готовности к выходу.

При стоянке на рейде в районе рассредоточения капитан судна обязан:

· выполнять все указания и распоряжения старшего в районе (на рейде);

· выполнять все правила рейдовой службы в районе рассредоточения;

· точно соблюдать свое место стоянки, изменение места производить только с разрешения или по приказанию старшего в районе;

· поддерживать в постоянной готовности противопожарные, водоотливные средства и буксирные устройства;

· организовать все виды обороны и защиты согласно РГС; при наличии на судне оружия оно используется согласно полученным указаниям старшего в районе;

· иметь на судне круглосуточную сигнально-наблюдательную вахту, чтобы обеспечить тщательное наблюдение за морем и воздухом, обращая особое внимание на организацию наблюдения за ПДСС и противоминного наблюдения;

· обо всех изменениях обстановки немедленно докладывать старшему капитану;

· технические средства наблюдения использовать только с его разрешения;

· соблюдать все меры маскировки;

· при объявлении тревог в районе стоянки готовить все аварийные средства к немедленному использованию, а главные механизмы к съемке с якоря и даче хода;

· при получении штормового предупреждения принять дополнительные меры к обеспечению безопасности стоянки своего судна и перевести главные механизмы в готовность к съемке с якоря в соответствии с сигналами старшего на рейде;

· использовать судовые плавсредства только с разрешения старшего капитана;

· в установленное время зрительными средствами доносить старшему капитану о наличии запасов и своевременно давать заявки на доснабжение необходимыми запасами и получать их в порядке установленной очередности.

Подобные документы

Обязанности старшего помощника капитана по общесудовой тревоге. Определение места и оценка характера аварийного случая. Организация действия экипажа по ликвидации последствий аварийного случая. Контрль за выполнением распоряжений капитана судна.

реферат [18,0 K], добавлен 03.09.2008

Развитие морского судоходства. Номенклатура грузов растительного и животного происхождения. Подготовка продовольственных грузов к перевозке. Подготовка судна к приемке. Обязанности капитана по прибытии в порт погрузки. Оформление грузовых документов.

контрольная работа [134,3 K], добавлен 13.04.2016

Прием судна после ремонта и зимнего отстоя. Подготовка к выходу в плавание, к очередному рейсу буксира-толкача и рейсу пассажирского судна. Суда озерного плавания и особенности подготовки к плаванию в ледовых условиях. Запрещение выхода в плавание.

реферат [30,2 K], добавлен 09.12.2010

Мероприятия и требования по навигационной безопасности перехода порт Одесса - порт Триест согласно рекомендациям по организации штурманской службы на судах. Навигационная подготовка к переходу. Разработка графического плана перехода, план обсерваций.

дипломная работа [188,4 K], добавлен 29.06.2010

Прием судна после ремонта и зимнего отстоя. Подготовка судна к плаванию. Особенности подготовки к плаванию в ледовых условиях. Меры безопасности при работе с буксирными тросами. Обеспечение безопасности отстоя судна. Планирование рейса, взятие на буксир.


Настоящее учебное пособие составлено по основным разделам дисциплины «Транспортная безопасность. Курс подготовки экипажей гражданских судов». Пособие ориентировано на курсантский состав очной и студентов заочной формы обучения плавательных специальностей морских учебных заведений.
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова в качестве учебного пособия по специальностям: 25.05.03 Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования, 26.05.05 Судовождение, 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок, 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.
Протокол № 8 от 19.11.2015 г.

Оглавление
Глава 1 Организация подготовки экипажей гражданских судов по обеспечению безопасности судоходства в условиях угроз со стороны международного терроризма, пиратства, морского разбоя и в военное время
1 .1. Цели, руководящие документы и содержание подготовки экипажей гражданских судов по обеспечению безопасности судоходства
1.2. Планирование и организация проведения подготовки экипажей гражданских судов по обеспечению безопасности судоходства в условиях угроз со стороны международного терроризма, пиратства, морского разбоя и в военное время
1.3. Организация контроля за отработкой курсовой задачи ЧС
Глава 2 Основные угрозы российскому гражданскому судоходству в современных условиях
2.1. Определение терроризма
Преступная сущность идеологии терроризма
2.2. Предпосылки, причины возникновения терроризма
2.3. Противодействие терроризму
2.4. Пиратство, морской разбой и морской терроризм
2.5. Контроль за судоходством и разведка судов
2.6. Борьба с судоходством в угрожаемый период и в ходе боевых действий
Глава 3 Краткая характеристика военно-морских сил США и стран НАТО
Глава 4 Общесудовая организация на военное время
4.1. Назначение и задачи общесудовой организации
4.2. Командные пункты и судовые посты. Судовой номер
4.3. Боевые готовности судна и судовые расписания
4.4. Объявление тревог на судне
Глава 5 Инженерно-техническая подготовка судна к плаванию в условиях военного времени
5.1. Герметизация судна
5.2. Пункты коллективной защиты экипажа
5.3. Пункты санитарной обработки
5.4. Защита запасов продовольствия и пресной воды на судне
5.5. Средства обнаружения радиоактивных и отравляющих веществ
5.6. Светомаскировка судна
5.7. Судовые химические посты
Глава 6 Подготовка одиночного судна к переходу морем в условиях военного времени
6.1. Мероприятия, проводимые на судне при подготовке к плаванию
6.2. Особенности обороны судов в пунктах постоянного и маневренного (рассредоточенного) базирования
6.3. Маскировка судов на стоянке
6.4. Организация обороны судов от подводных диверсионных сил и средств (ПДСС) при стоянке в порту и на рейде
Глава 7 Плавание и оборона одиночного судна на переходе морем
7.1. Выход одиночного судна из порта
7.2. Организация обороны судна на переходе морем
Глава 8 Организация плавания и обороны судов в составе конвоя
8.1. Подготовка судна к плаванию в составе конвоя
8.2. Съемка судна с якоря, выход из порта (с рейда) и порядок занятия своего ме в строю (ордере)
8.3. Переход судна морем в составе конвоя
8.4. Оборона конвоев на переходе морем
8.5. Типовые строи и ордера конвоев
8.6. Правила маневрирования судов при плавании в строях
Глава 9 Организация наблюдения, опознавания и связи при одиночном плавании судна и плавании в составе конвоя
9.1. Организация наблюдения на судах
9.2. Организация опознавания на судах
9.3. Организация связи на судах
Глава 10 Подготовка и использование судов для выполнения воинских перевозок, участия в десантных операциях
10.1. Особенности выполнения воинских перевозок, использование судов для участия в десантных операциях
10.2. Государственный, специальный и военный учет судов
10.3. Государственный контроль за судоходством
10.4. Порядок привлечения судов для выполнения воинских перевозок, определения их загрузки и времени обработки
10.5. Расчет на эшелоны, порядок составления грузового плана
10.6. Отбор и подготовка судов для выполнения воинских перевозок
10.7. Подготовка судна для перевозки личного состава воинского эшелона
10.8. Способы засгропки и крепления, нормы погрузки и выгрузки вооружения и военной техники
10.9. Организация погрузки воинских эшелонов и грузов на суда, посадки и высадки десанта
Глава 11 Организация защиты судна от оружия массового поражения
11.1. Краткая характеристика оружия массового поражения
11.2. Организация защиты судна от оружия массового поражения
11.3. Приборы радиационного и химического наблюдения и разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения на судне
11.4. Технические средства предотвращения заражения и специальной обработки судна
11.5. Средства защиты органов дыхания и кожи
11.6. Медицинские средства индивидуальной защиты от OB, РВ и БС
Глава 12 Организация борьбы за живучесть судна при боевых повреждениях
12.1. Организация борьбы за непотопляемость судна при значительных боевых повреждениях
12.2. Организация борьбы с пожарами и обеспечение взрывопожаробезопасности судна при боевых повреждениях
12.3. Организация защиты и спасения экипажа при борьбе с боевыми повреждениями и угрозе гибели судна
Глава 13 Методика отработки и оценки качества отработки элементов курсовой задачи на судне
Список литературы

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: