Виды розыска лиц скрывающихся от органов дознания следствия и суда

Обновлено: 01.05.2024

К числу функций, возлагаемых на органы внутренних дел законами Российской Федерации, относится и розыск пропавших или скрывающихся лиц. Различают розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания; розыск пропавших без вести; а также розыск гражданина-должника и розыск ребенка.

Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и включает в себя не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

Лица, подозреваемые в совершении тяжких особо тяжких преступлений, скрывающихся от следствия или суда, прибегают к более изощренным способам укрывательства от правоохранительных органов. В целях установления их местонахождения и дальнейшего задержания необходимы более сложные оперативно-розыскные мероприятия.

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения.

Организация розыскной работы МВД регламентируется нормативными правовыми актами, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом «О полиции» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Объявление в розыск.

Согласно вышеперечисленным документам, без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение которого с момента исчезновения неизвестно.

Чтобы заявить о факте безвестного исчезновения лица, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Однако, для более результативного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, целесообразнее обратиться с первоначальным заявлением о пропаже в ближайшее к месту пропажи отделение полиции.

Если в течение 10 дней с момента подачи заявления местонахождение пропавшего лица не будет установлено, в подразделении уголовного розыска по месту исчезновения лица заводится розыскное дело.

Если обстоятельства исчезновения дают основание полагать, что в отношении без вести пропавшего лица могло быть совершено преступление, в установленном законом порядке возбуждается уголовное дело, в рамках которого будет идти дальнейший розыск.

Розыск лиц, без вести пропавших, осуществляется органами внутренних дел в течение 15 лет с момента заведения розыскного дела. Необходимо иметь в виду, что адрес разысканного дееспособного совершеннолетнего лица сообщается заявителю только с согласия первого.

Если место нахождения подозреваемого , обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечение.

При приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только розыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого.

При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в розыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения.

Различают розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания; розыск пропавших без вести, также розыск должника и розыск ребенка.

Организация розыскной работы МВД регламентируется следующими нормативными правовыми актами: Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом «О полиции» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Так, без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение которого с момента исчезновения неизвестно.

О факте безвестного исчезновения человека, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Для более эффективного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, разумнее обратиться с первичным заявлением о пропаже в ближайшее к месту исчезновения отделение полиции.

Не лишним будет приобщить к заявлению фотографию пропавшего лица. Также сыщикам потребуется информация об обстоятельствах исчезновения лица, его образе жизни, родственных и дружеских связях, увлечениях, контактах, местах наиболее частого пребывания, подробное описание примет внешности и одежды.

Если в течение 10 дней с момента подачи заявления местонахождение пропавшего лица не будет установлено, в подразделении уголовного розыска по месту исчезновения лица заводится розыскное дело.

Если обстоятельства исчезновения дают основание полагать, что в отношении без вести пропавшего лица могло быть совершено преступление, в установленном законом порядке возбуждается уголовное дело, в рамках которого будет идти дальнейший розыск.

Розыск лиц, без вести пропавших, осуществляется органами внутренних дел в течение 15 лет с момента заведения розыскного дела. Необходимо иметь в виду, что адрес разысканного дееспособного совершеннолетнего лица сообщается заявителю только с согласия первого.

Розыск родственников

Органами МВД осуществляется и розыск близких родственников, которые в силу различных причин не поддерживают отношения или длительное время не сообщают сведений о своем месте нахождения. В соответствии с УПК России, искать с полицией можно супруга, супругу, родителей, ребенка, усыновителя, усыновленного, родного брата или сестру, дедушку, бабушку или внука.

Розыск близких родственников, утративших связь между собой, осуществляется органом внутренних дел по месту жительства заявителя в течение 5 лет с момента заведения разыскного дела.

Обращаем внимание граждан на то, что для решения вопроса о признании лица безвестно отсутствующим или умершим объявление розыска не требуется.

Уголовный розыск

Организация розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, в системе МВД России возложена на аппараты уголовного розыска. В них действуют специализированные разыскные подразделения.

Вся информация о розыске указанной категории граждан сосредоточена в базе данных федерального розыска ГИАЦ МВД России. Помимо лиц, в отношении которых имеется процессуальное решение о розыске, в нее помещается другая оперативная информация, в связи с чем указанная база закрыта для свободного пользования гражданами и используется только сотрудниками

К числу функций, возлагаемых на органы внутренних дел законами Российской Федерации, относится и розыск пропавших или скрывающихся лиц. Различают розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания; розыск пропавших без вести; а также розыск гражданина-должника и розыск ребенка.

Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и включает в себя не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

Лица, подозреваемые в совершении тяжких особо тяжких преступлений, скрывающихся от следствия или суда, прибегают к более изощренным способам укрывательства от правоохранительных органов. В целях установления их местонахождения и дальнейшего задержания необходимы более сложные оперативно-розыскные мероприятия.

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения.

Организация розыскной работы МВД регламентируется нормативными правовыми актами, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом «О полиции» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Объявление в розыск.

Согласно вышеперечисленным документам, без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение которого с момента исчезновения неизвестно.

Чтобы заявить о факте безвестного исчезновения лица, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Однако, для более результативного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, целесообразнее обратиться с первоначальным заявлением о пропаже в ближайшее к месту пропажи отделение полиции.

Если в течение 10 дней с момента подачи заявления местонахождение пропавшего лица не будет установлено, в подразделении уголовного розыска по месту исчезновения лица заводится розыскное дело.

Если обстоятельства исчезновения дают основание полагать, что в отношении без вести пропавшего лица могло быть совершено преступление, в установленном законом порядке возбуждается уголовное дело, в рамках которого будет идти дальнейший розыск.

Розыск лиц, без вести пропавших, осуществляется органами внутренних дел в течение 15 лет с момента заведения розыскного дела. Необходимо иметь в виду, что адрес разысканного дееспособного совершеннолетнего лица сообщается заявителю только с согласия первого.

Если место нахождения подозреваемого , обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечение.

При приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только розыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого.

При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в розыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения.

Первоначальные розыскные мероприятия направлены на скорейшее обнаружение и задержание разыскиваемых лиц. С этой целью организуются преследование бежавших по горячим следам, проведение поисковых мероприятий на местности, выставление постов, заслонов на маршрутах наиболее вероятного движения и засад в местах возможного появления разыскиваемых, ориентирование личного состава других подразделений ОВД на розыск лица по приметам, использование в процессе розыска возможностей печати, радио, телевидения.

Организация розыскной деятельности скрывшихся преступников включает в себя комплекс поисковых, информационных и иных мероприятий, проводимых субъектами розыскной работы и направленных на обнаружение и физическое задержание преступника.

К основным мероприятиям по розыску преступников относятся:

проведение опроса родственников, соседей, сослуживцев, знакомых в целях установления места нахождения, связей, маршрутов движения разыскиваемого лица;

получение фотографий, видеосюжетов, образцов почерка, группы крови разыскиваемого;

направление розыскных ориентировок на территории других ОВД, где может появиться разыскиваемый;

проверка возможности нахождения разыскиваемого лица среди задержанных и арестованных;

информирование других подразделений ОВД (патрульно-постовых нарядов, ГИБДД, паспортно-визовой службы) о приметах разыскиваемого;

информирование о розыске бюро ЗАГС по месту рождения, военкоматов, ЖЭУ, финансово-кредитных структур, куда разыскиваемый может обратиться с просьбой об изменении фамилии, о снятии с воинского учета, продаже квартиры, снятии денежных средств;

истребование в информационном центре дактилоскопических карт с отпечатками пальцев рук и иной идентификационной информацией;

обращение через СМИ с просьбой о помощи в обнаружении разыскиваемого лица;

в необходимых случаях наложение ареста следователем на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую в адрес разыскиваемого, и др.

В процессе выполнения основных мероприятий может быть получена дополнительная ориентирующая информация о разыскиваемом лице, на основе которой выдвигаются версии и может формироваться план дополнительных мероприятий.

Наиболее эффективными и распространенными организационными формами розыска являются совместное планирование с привлекаемыми к розыскной работе подразделениями, взаимное направление розыскных заданий, ориентировок, систематическое совместное проведение ОРМ (рейдов, комплексных операций).

Поскольку розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и отбывания наказания, — это комплексный процесс, его эффективность во многом зависит от степени участия в нем различных подразделений, что в значительной степени проявляется при проведении комплексных операций. Наиболее распространенными комплексными операциями являются «Кочевник», «Кольцо», «Розыск» и др. Во всех перечисленных операциях при оценке результатов учитывается количество разысканных лиц.

Задачами оперативно-профилактической операции «Розыск» являются: активизация розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и отбывания наказания, лиц, без вести пропавших, установление личности по неопознанным трупам, личности больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить сведения о себе.

Для розыска лиц, которые обвиняются в совершении преступлений, вызывающих широкий общественный резонанс, операция «Розыск» может проводиться на межгосударственном масштабе.

Особую категорию лиц, подлежащих розыску, составляют лица, уклоняющиеся от уголовного наказания. К ним относятся арестованные, находящиеся в СИЗО, и осужденные, отбывающие наказание по приговору суда в исправительных учреждениях и совершившие из них побег. При этом побег из мест лишения свободы и уклонение от отбывания лишения свободы являются самостоятельными составами преступлений, за которые предусмотрена ответственность по ст. 313, 314 УК РФ.

В зависимости от территориальных границ осуществления розыскных мероприятий розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный, межгосударственный и международный.

Местный розыск - это вид розыска, проводимого в основном в пределах территории одного субъекта Федерации по месту его объявления, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов используется локально. При этом не исключается возможность проведения отдельных розыскных мероприятий за пределами территориальной юрисдикции инициатора розыска им самим либо по его письменному заданию оперативными подразделениями других правоохранительных органов.

Федеральный розыск - это вид розыска, проводимого на территории всей Российской Федерации, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно. Федеральный розыск начинается в случаях, когда возможности местного розыска исчерпаны либо разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность.

Межгосударственный розыск - это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), но на территории государств-участников СНГ, при котором используются сигнальные системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД стран Содружества.

Международный розыск - это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами Российской Федерации, в котором принимают участие правоохранительные органы зарубежных стран, через посредничество Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Под скрывшимися лицами понимаются подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из изолятора временного содержания, из-под конвоя полиции, из исправительных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, СИЗО, а также уклоняющиеся от исправительных работ.

Первоначальная информация о лицах, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и совершивших побег, поступает в ОВД, и оперативно-розыскные факты регистрируются дежурными частями городских и районных ОВД по месту их поступления.

постановление органа дознания, следователя, прокурора, определение суда об объявлении розыска обвиняемого, подсудимого, осужденного;

копия приговора в отношении осужденного к исправительным работам, отбыванию наказания в колонии-поселении и определение суда о замене неотбытого срока исправительных работ и отбывания в колонии-поселении лишением свободы;

Для эффективного осуществления первоначальных поисковых мероприятий сотрудники розыскных подразделений должны располагать как можно большим объемом информации о разыскиваемом лице, его связях, наклонностях, об особенностях психики, поведения, о приемах маскировки и т.п. Еще в первых нормативных актах НКВД РСФСР относительно розыскной работы указывалось: «Розыск не может иметь место, если нет всех требуемых данных о личности разыскиваемого».

В целях уклонении от розыска обвиняемые:

меняют место жительства;

выезжают за пределы России;

подделывают документы, удостоверяющие личность;

изменяют внешность (меняют прическу, отращивают бороду, усы, используют грим и др.);

совершают в другом регионе менее тяжкое преступление с целью попасть в места лишения свободы и тем самым избежать розыска;

укрываются у родственников, знакомых, в специально оборудованных тайниках и др.

Первоначальные розыскные мероприятия направлены на скорейшее обнаружение и задержание разыскиваемых лиц. С этой целью организуются преследование бежавших по горячим следам, проведение поисковых мероприятий на местности, выставление постов, заслонов на маршрутах наиболее вероятного движения и засад в местах возможного появления разыскиваемых, ориентирование личного состава других подразделений ОВД на розыск лица по приметам, использование в процессе розыска возможностей печати, радио, телевидения.

Если первоначальные мероприятия не дачи должного результата, не позднее 10 суток с момента поступления постановления о розыске обвиняемого, кроме случаев, не терпящих отлагательства, сотрудником розыскного подразделения принимается решение о заведении РД.

В случае побега общественно опасных преступников, совершивших умышленные убийства, разбойные нападения, террористические акты, вооруженных огнестрельным оружием, особо опасных рецидивистов, руководитель ОВД может вводить в действие специальный план по розыску «Сирена». Данный план позволяет скоординировать действия различных подразделений по расстановке личного состава, выставлению постов и засад. Им определяются функциональные обязанности участников операции, система экстренной связи, численность и состав поисковых групп и групп захвата и др. План позволяет надежно блокировать определенную территорию, контролировать транспортные коммуникации (станции, вокзалы, аэропорты), проводить проверки в целях установления разыскиваемых лиц по ориентировке. В необходимых случаях план может вводиться не территории нескольких административных образований или территорий субъекта РФ.

Около 70% преступников после совершения побега из-под стражи или из исправительного учреждения переходят на нелегальное положение, восстанавливают преступные связи с сообщниками, лицами, находящимися на свободе, и продолжают свою преступную деятельность. При этом они могут использовать поддельные документы, подвергаться хирургическим операциям по изменению внешности.

Организация розыскной деятельности скрывшихся преступников включает в себя комплекс поисковых, информационных и иных мероприятий, проводимых субъектами розыскной работы и направленных на обнаружение и физическое задержание преступника.

К основным мероприятиям по розыску преступников относятся:

проведение опроса родственников, соседей, сослуживцев, знакомых в целях установления места нахождения, связей, маршрутов движения разыскиваемого лица;

получение фотографий, видеосюжетов, образцов почерка, группы крови разыскиваемого;

направление розыскных ориентировок на территории других ОВД, где может появиться разыскиваемый;

проверка возможности нахождения разыскиваемого лица среди задержанных и арестованных;

информирование других подразделений ОВД (патрульно-постовых нарядов, ГИБДД, паспортно-визовой службы) о приметах разыскиваемого;

информирование о розыске бюро ЗАГС по месту рождения, военкоматов, ЖЭУ, финансово-кредитных структур, куда разыскиваемый может обратиться с просьбой об изменении фамилии, о снятии с воинского учета, продаже квартиры, снятии денежных средств;

истребование в информационном центре дактилоскопических карт с отпечатками пальцев рук и иной идентификационной информацией;

обращение через СМИ с просьбой о помощи в обнаружении разыскиваемого лица;

в необходимых случаях наложение ареста следователем на почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую в адрес разыскиваемого, и др.

В процессе выполнения основных мероприятий может быть получена дополнительная ориентирующая информация о разыскиваемом лице, на основе которой выдвигаются версии и может формироваться план дополнительных мероприятий.

Наиболее эффективными и распространенными организационными формами розыска являются совместное планирование с привлекаемыми к розыскной работе подразделениями, взаимное направление розыскных заданий, ориентировок, систематическое совместное проведение ОРМ (рейдов, комплексных операций).

Поскольку розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и отбывания наказания, — это комплексный процесс, его эффективность во многом зависит от степени участия в нем различных подразделений, что в значительной степени проявляется при проведении комплексных операций. Наиболее распространенными комплексными операциями являются «Кочевник», «Кольцо», «Розыск» и др. Во всех перечисленных операциях при оценке результатов учитывается количество разысканных лиц.

Задачами оперативно-профилактической операции «Розыск» являются: активизация розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда и отбывания наказания, лиц, без вести пропавших, установление личности по неопознанным трупам, личности больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить сведения о себе.

Для розыска лиц, которые обвиняются в совершении преступлений, вызывающих широкий общественный резонанс, операция «Розыск» может проводиться на межгосударственном масштабе.

Особую категорию лиц, подлежащих розыску, составляют лица, уклоняющиеся от уголовного наказания. К ним относятся арестованные, находящиеся в СИЗО, и осужденные, отбывающие наказание по приговору суда в исправительных учреждениях и совершившие из них побег. При этом побег из мест лишения свободы и уклонение от отбывания лишения свободы являются самостоятельными составами преступлений, за которые предусмотрена ответственность по ст. 313, 314 УК РФ.

В случаях побега арестованных и осужденных первоначальные розыскные мероприятия осуществляются подразделениями учреждений исполнения наказания ФСИН. Розыскные подразделения ОВД оказывают им содействие по заранее разработанным совместным планам и руководствуются документами, представленными для наибольшей эффективности розыскной работы.

При совершении побега лиц, отбывающих наказание, не связанное с изоляцией от общества (исправительные, обязательные работы), первоначальные мероприятия проводит инспекция, на учете в которой они состоят.

Если в течение 30 дней в результате данных мероприятий местонахождение лица не будет установлено, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных и исправительных работ более строгим видом наказания.

В зависимости от территориальных границ осуществления розыскных мероприятий розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный, межгосударственный и международный.

Местный розыск - это вид розыска, проводимого в основном в пределах территории одного субъекта Федерации по месту его объявления, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов используется локально. При этом не исключается возможность проведения отдельных розыскных мероприятий за пределами территориальной юрисдикции инициатора розыска им самим либо по его письменному заданию оперативными подразделениями других правоохранительных органов.

Федеральный розыск - это вид розыска, проводимого на территории всей Российской Федерации, при котором сигнальная система оперативно-справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно. Федеральный розыск начинается в случаях, когда возможности местного розыска исчерпаны либо разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность.

Межгосударственный розыск - это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), но на территории государств-участников СНГ, при котором используются сигнальные системы всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД стран Содружества.

Международный розыск - это вид розыска, направленный на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами Российской Федерации, в котором принимают участие правоохранительные органы зарубежных стран, через посредничество Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола при МВД России.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: