Какой возраст требовался для принятия присяги крестного целования в суде по соборному уложению

Обновлено: 23.04.2024

d) Слово "царь" восходило к римскому "цезарь". Царя провозгласили Помазанником Божьим, преемником римских и византийских императоров. Церковь сформулировала идеологию самодержавного государства: "Москва - третий Рим, а четвертому Риму не бывать"

Какое княжество стало центром объединения Северной Руси с XIV в.?

C) Московское

Какое княжество возглавил Юрий Долгорукий?

B) Московское

Как назывался древнейший свод русского права, текст которого до нас не дошел?

a) Правда Ярославичей

b) Правда Ярослава

C) Закон Русский

d) Соборное уложение

Сильнейшее русское княжество в XII - XIII вв.

B) Владимиро-Суздальское

Какой киевский князь снизил ростовщические проценты?

a) Святой Владимир

b) Владимир Мономах

C) Иван Калита

Высшая мера наказания по Русской Правде.

b) Смертная казнь

c) Пожизненное заключение

D) Конфискация имущества и выдача преступника (вместе с семьей) в рабство

В каком возрасте - по Соборному Уложению - люди получали право принимать крестное целование (присягу) в суде?

B) 20 лет

Какие принципы определяли систему наказаний по Соборному Уложению?

A) все перечисленное

b) Неопределенность наказаний и множественность наказаний за одно преступление

c) Индивидуализация наказания. (Жена и дети преступника не отвечали за его деяние.)

d) Сословный характер наказания

Какой брачный возраст установил Стоглав?

a) 18 лет для мужчины, 15 - для женщины

b) 18 лет для мужчины, 16 - для женщины

c) 18 лет и для мужчины и для женщины

D) 15 лет для мужчины, 12 - для женщины

Назовите древнейший памятник русского права, текстом которого располагает наука?

a) Правда Ярослава

b) Закон Русский

c) Устав Владимира Мономаха

D) Договор Олега с греками 911 г

Какое наказание предусмотрено в Соборном Уложении за курение табака?

a) Церковное покаяние

b) Лишение свободы

D) Смертная казнь

Что мы считали источниками Соборного Уложения.

a) Переписные книги 1678 г

b) Шведские и лифляндские законы

c) Указы 1745-го и 1760 гг

d) Судебники, Указные книги приказов, Царские указы, решения Земских соборов, "Стоглав", литовское и византийское законодательства

Когда была издана Правда Ярослава?

A) До 1054 г

Что говорилось о пытках в Соборном Уложении Алексея Михайловича?

a) Основанием для пытки могло служить разделение свидетельских показаний: часть в пользу обвиняемого, часть против него. Применять пытку к подозреваемому можно было не больше трех раз с определенным перерывом. В страхе перед повторением пытки пытаемый мог оговорить себя или других, невиновных людей. Его показания протоколировались и перепроверялись путем допроса, присяги, "обыска" (опроса свидетелей).

b) Пытка считалась главным способом получения показаний. Возможность самооговора в страхе перед повторением пыток не принималась во внимание. Признание пытаемого в том, что он совершил преступление, считалось "царицей доказательств", не подлежало перепроверке и служило достаточным основанием для вынесения приговора.

c) Целью пытки было причинение страданий подозреваемому. Закон не ограничивал количество пыток. Показаниям пытаемого большого значения не придавали

d) "Тишайший" царь Алексей Михайлович запретил пытки как дело богопротивное

Правовое положение подростка по достижении 15-летнего возраста в XVII в.

a) В 15 лет мужчина мог жениться. 15-летний дворянин начинал реальную службу и мог наделяться поместьем. Но при этом дети не выходили полностью из-под власти отца. Родители имели право по достижении детьми 15-летнего возраста отдавать их "в люди", в услужение, на работу, даже записывать в кабальное холопство.

b) 15-летний мужчина становился совершеннолетним. Он мог жениться, начать военную службу, получить поместье. Он выходил из-под власти родителей

c) 15-летний мужчина становился совершеннолетним. Он мог жениться, начать военную службу, получить поместье, имел право принимать крестное целование (присягу) в суде

d) Подросток в 15 лет оставался во власти родителей. Они могли его отдать "в люди", на работу, даже на кабальное холопство. Таким образом, правовое положение подростка в 15 лет не менялось

Какие преступления были вынесены на первое место в системе преступлений в Соборном Уложении?

A) Преступления против религии

b) Действия, направленные против личности государя и его семьи

c) Умысел против государя

Монгольские ханы не раз жгли Москву. Последний раз они это совершили уже после свержения монгольского ига. Войска какого татаро-монгольского ханства сожгли Москву в последний раз? Когда это было? Какая причина помешала дать отпор?

Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.

Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация.

Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.



1. Которым Московского государства всяких чинов русским людем доведетца по судным делам изо всех приказов крест целовать, и им или за них людем их крест целовать в розных исках трожды. А возрастом бы те люди были, кому целовати крест, в дватцать лет, а меньши дватцати лет не целовать и ко кресту таких не припускать. А у кого таких людес не будет, и им за себя целовать крест самим.

2. А будет кто сам, или за кого люди его поцелуют крест в розных искех трожды, а после того будет кто учнет на нем чего искать, или он сам на ком чего учнет искать, а по тем делам дойдет до веры, и похочет он в ысцове, или в своем иску крест целовати в четвертые, и то дело вершить сыском, а крестного целованья в том деле ему не давать. А будет про то дело сыскать нечем, и то дело розымать пыткою.

3. А будет на русских людех учнут искать литва, или немцы, или татаровя, или иные всякие иноземцы, а в том их иску доведетца крест целовать русским людем, а иноземцом крест ставить, и русских людей в ыноземцовых искех ко кресту приводить в приказех, где которой иноземец учнет искати, а крест для того держати в приказе написав на иконе. Так же будет и русской человек учнет искати на иноземце, а к вере доведетца приводити иноземца, и иноземцов к вере приводити по их вере в приказех же.

4. А которой человек Московского государьства взыщет на чюжеземце чего нибудь, и чюжеземец в том его иску даст ему на душю, и он в том своем иску похочет крест поцеловать, и ему в том дать на волю. А будет он в том своем иску креста поцеловать не похочет, или на нем на самом учнет чего искать чюжеземец, а он в том чюжеземцове иску креста целовати не похочет же, и учнет бити челом, чтоб ему с чюжеземцом в вере дати жеребий, кому крест целовать, и им в том дати жеребей, и чей жеребей выметца, и тому поцеловав крест, свое и взяти, или отцеловатца.

5. А которым людем исцом, или ответъчиком доведется целовать крест, и ко кресту приводить самим, а людей у них нет, и те исцы и ответчики сами будут меньши дватцати лет, лет в пятнатцать, а переенитца им будет неким, и тем исцом и ответчиком по неволе крест целовать, и ко кресту приводить самим, хотя кто и меньши дватцати лет. А меньши пятинатцати лет никому креста не целовать, а целовати за них крест тем, кто за них в суде будет. А наемным людем и подставою креста не целовать, и ко кресту не приводить никоторыми делы.

6. А быть у крестного целованья дворянину да подьячему, для береженья из сотен целовалником. А крест целовати исцом и ответчиком в своих искех в сентябре, в октябре со 2-го часа по 6-й час дни; в ноябре, в декабре, в генваре, в феврале с 1-го по 5-й час дни; в марте, во апреле, в мае, во июне со 2-го часа по 1-й час дни; во июле, во августе с 3-го часа по 6-й час дни; а после указных часов и в вечере креста не целовати. А велети исцом и ответчиком у крестного целованья ставитися три дни. А которые люди истец или ответчик у крестного целованья на третьей ставке не станет самовольством, без челобитья, или и станет, да во указныя часы креста не поцелует, или кто кого в те часы ко кресту не приведет, и того тем обвинити.

7. А которые люди учнут на ком искати своих исков, а в жалобе напишет того самого, до кого ему будет дело, до человека его имянно, и ответчик возмет на душю человеку своему, и имя тому человеку скажет, и в таком деле крест целовати ответчикову тому человеку, которой его человек будет в жалобе написан, а не тому, кого тот ответчик в суде имянем скажет.

8. А которые исцы ищут на ответчиках рублев трех сот и больши, а на суде даст ответчик на душю исцу, и в том иску крест целовати одному человеку, кому ответчик поверит. А будет ответчик возмет на душю своему человеку, и в человеке дати на волю исцу, кому истец поверит. А кто на ком ищет не сходя с суда по двум или по трем челобитным разных исков, а ответчик в тех во всех искех возмет себе на душю, или даст исцу на душю, а опричь веры крестного целованья тех дел вершити будет нечем, и в тех искех ответчику, или исцу крест целовати во всяком иску порознь.

9. А кто крест поцелует, или кто кою ко кресту приведет не на правде, и сыщется про то допряма, и тем людем за то чинити жестокое наказание, против того, как о том писано выше сего в суде о крестьянех.

10. А в правилех святых отец про крестное целование написано. Будет крестьянин крестьянина напрасно приведет к крестному целованию, и велит крест поцеловати, и он крест поцелует на том, что он прав, и таковаго по нужди кленьшагося великий Василий на шесть лет запрещению подлагает, сиречь от церкве отлучает, по оемьдесят второму правилу своему.

А будет велможа крест поцелует, или велит кому иному крест поцеловати накриве, и таковых священником в церковь божию не пущати и в домы их не приходити, и божественаго пения в домех у них не пети. А будет поп учнет в чьем нибуди дому божественое пение пети, а такия ротники, которые учинили крестное целование накриве, тут же будут, и их из тоя храмины вон выслати. А кто крест поцелует накриве, и тому великий Василий в шестьдесят четвертом своем правиле полагает запрещение на десять лет, два лета да плачется, три лета да послушает божественных писаний, четыре лета да припадает, и едино лето да стоит с верными и потом божественного причащения причастится.

О томже царя Льва Премудрого новая заповедь 72-я повелевает кленущемуся во лжю язык урезати, аще после обличен будет. А кто покаяния просит, и поп даст ему заповедь на та лета, в понедельник, в среду, и в пяток единою днем ясти хлеб с укропом, во вторник же и в четверток дважды с варивом без масла. И того ради подобает огцем духовным детей своих духовных поучати и наказовати страху божию, и чтобы промежю себя и в соседстве жили любовно, не крали, и не разбивали, и не ябедничали, и на лжи не послушествовали, и чюжаго не восхищали, и сами не обидили, и скверными речьми не укорялися, и накриве бы креста не целовали, и именем божиим во лжу не ротилися и не клялися, занеже православным християном крестное целование ротою и накриве в конец отречено бысть связенными правилы, но вдан от Христа християном крест на освящение и просвящение и на отгнание врагов видимых и невидимых, и того ради православным християном достоит святому кресту верою покланятися и истинною, и чистотою, и того честного креста целовати со страхом, и с трепетом, и с чистою совестию, и целуяй тако крест освящает себе и от болезни и от недуг всяческих исцелевает. А не верою и не истинне на лжи целуяй крест, и той бо лжи обещник есть, и не исцелно вреждает себе, и по писанию яко христоубийца вменяетца токовый поругатель честному кресту. Всего злее преступати крестное целование, и целовати святыи крест, или икона святыя богородицы, или иного святого образ. Се бо видев Захария пророк, сходящ серп огнян с небесе на землю, и вопроси, что есть господи серп сей; и рече, гнев божий есть, посылается от руки божия на тех, иже ходят накриве к роте, да поженет пламень их, и душа предастся огню негасимому.

Да и в выписях к крестному целованью сию статью из правил святых апостол и святых отец по всем судным делам писать, и велеть тое статью у крестного целованья подьячим вычитать истцам и ответчиком при многих людех вслух, чтобы про то всякие люди ведали, как про крестное целование в правилех святых апостол и святых отец написано.

А которые люди к кому приставят не в больших искех, в рубле или меньши рубля, и тем давати к ыску их жеребей. А кто учнет искати болши рубля, и в том иску давати крестное целование.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Суд не был отделен от администрации. Имели право судить:

1. Царь – к царю нельзя было обратиться с челобитной напрямую. По ст. 20 гл.10 в суд царя нельзя было обращаться без предварительного разбора дела в нижестоящих инстанциях;

2. Боярская Дума.

3. Приказы – судебные, четверти, стрелецкие приказы.

4. Губные и земские, воеводы.

5. Церковный суд – остались только дела из брачно-семейной сферы и дела в отношении представителей духовенства, а также дела в отношении подвластного населения.

6. Вотчинная юстиция – по Соборному уложению крепостники могли судить своих крестьян по всем гражданским делам, а также большинству уголовных кроме дел государственных преступлений, о преступлениях против церкви, убийство, разбои, кражи с поличным.

Судебный процесс – продолжают развиваться 2 формы процесса:

1. Суд (состязательный процесс) – проводился по всем гражданским делам и незначительным уголовным. Регулировался правилами главы 10 «О суде». Процесс начинался с подачи челобитной, которая подавалась только в письменной форме и должна была содержать сведения о сумме иска и о месте жительства ответчика. Челобитная визировалась дьяком и передавалась приставу для вызова ответчика в суд.

Согласно статье 203 главы 10 ответчик обязан был найти поручителя из числа добрых людей. Разрешалось не являться в суд дважды по уважительной причине (болезнь в том числе, но только душевная). В случае третей неявки со стороны истца дело прекращалось, а со стороны ответчика – дело считалось проигранным. В последнем случае истец получал бессудную грамоту, на основании которой мог требовать с ответчика, его поручителя или представителя возмещение иска. Стороны имели возможность помириться, подав мировые челобитные на любой стадии процесса.

Согласно статье 3 главы 10 предусматривается отвод судьи. Не судил тот, кто был дружен или враждовал, или являлся родственником той или иной стороне.

Судебные пошлины уплачивались за суд (проведенный процесс), за пересуд (апелляционное рассмотрение дела), за выигранное дело.

2. Розыск – проводился по большинству уголовных дел, а прежде всего по делам о государственных преступлений. Регулировался правилами главы 2 и 21 Соборного уложения. Начинался по жалобам, изветам (политический донос) и по инициативе суда. Обычно проходил в 3 стадии:

а) Принесение извета – доносить обязан был любой член общества независимо от социального положения. Доносить можно было потаенно (письменно) и публично, с произношением в ряде случаев определенной формулы: «Слово и дело государево»;

б) Сыск – оперативно-розыскные и следственные мероприятия в ст. 16 главы 2. Это осмотр места преступления, допрос свидетелей, повальный обыск, очная ставка, пытка;

в) Вершение – краткая процедура судоговорения и вынесение приговора.

При отсутствии доказательств вины обычные уголовные дела прекращались, а политические дела передавались на усмотрение государю.

1) Послушество – свидетельские показания. По общему правилу дело выигрывал тот, кто приводил больше статусных свидетелей. Жена не могла давать показания против мужа (кроме извета). Различались 3 вида послушества:

а) Индивидуальное – показание одного свидетеля. Общая ссылка – когда стороны по договоренности ссылались на одного свидетеля, очевидца, показания которого были решающими для дела;

б) Групповое – показания нескольких свидетелей. Был важен фактор именно группы, так по ст. 160 гл. 10 есть ссылка из виноватых. При этом сторона ссылалась на группу свидетелей, в которой все как один обязаны были подтвердить версию стороны. Если хотя бы один говорил иное или сомневался, то сторона проигрывала дело;

в) Повальное (массовое) – это опрос окольных людей в количестве более ста человек, знавших о факте понаслышке. Различали общий обыск – опрос о факте правонарушения, повальный обыск – опрос о личности подозреваемого.

2. Собственное признание обвиняемого – являлось главным доказательством по делам в форме розыска, средством получения являлась пытка. Оговоривший себя считался виновным и подлежал наказанию.

3. Документы – различного рода грамоты, крепостные документы, домашние, докладные грамоты и т.д.

4. Крестное целование (присяга) – посвящена глава 14, применялось по малозначительным делам. Разрешалось целовать крест только 3 раза в жизни при том по 3м разным искам. Крест можно было целовать с 20 лет (исключение – 15). Не целовали крест священники и басурмане. Доказательственное значение имело то, когда это совершалось: нужно было целовать 3 раза крест в установленное время в определенный сезон.

(крестоцелование), христ. обряд (целование креста, к-рый держит священник или к-рый лежит на аналое), известен начиная с эпохи средневековья в политической, судебной и гражданской сферах в качестве клятвы (присяги). К. ц. было известно в Зап. Европе, в Византии, но наибольшее распространение получило в Др. Руси. Обряд целования святыни, в т. ч. креста, рассматривался как знак особого почитания и примирения; поцелуй в христ. традиции (в т. ч. литургической) всегда считался символом примирения и единения в Церкви.

Средневек. Церковь осуждала использование любых клятв, основанием для чего служил прямой запрет Христа в Нагорной проповеди (Мф 5. 33-37). Соответствующие запреты содержало и каноническое право. В древнеслав. Кормчей 14 титулов, известной на Руси с XI в., правила Ап. 25, Халкид. 18, Трул. 93, Васил. 10, 64, 82 осуждают в принципе клятву и предусматривают для «клятвьников» наказания: для мирян - отлучение от Церкви до 10 лет (в разных правилах по этому поводу устанавливаются разные условия и сроки отлучения), для духовных лиц - в любом случае лишение сана ( Бенешевич. ДСК. 1906. Т. 1. Вып. 1. С. 66, 121, 198; 1907. Вып. 3. С. 474, 500, 506). 29-е прав. св. Василия Великого содержит рассуждение о том, как надо вразумлять клятвенников (Там же. Вып. 3. С. 487-488); в этом постановлении не просто осуждается клятва, но разъясняется, что ее принесение нельзя рассматривать как абсолютное обязательство, и поэтому нет ничего страшного в нарушении обещаний, если их выполнение потребует нарушения истинно важных нравственных принципов и законов.

Убежденным противником принесения клятвы был также свт. Иоанн Златоуст, к-рый неоднократно высказывался на эту тему, в частности в толковании на указанное место Нагорной проповеди (его «Слово о клянущихся» на Руси входило с XII в. в четий сборник для мирян «Златоструй» ).

В древнерус. книжности запреты клятв присутствуют в ряде произведений церковно-учительной литературы. Напр., сразу 3 памятника, вошедшие в состав Изборника 1076 г., содержат прямые осуждения клятвы: «Поучение св. Василия о житии», «Афанасиевы ответы» и «Премудрость Иисуса, сына Сирахова». В слове «О клятьве» в древнерус. сб. «Пчела» подобраны библейские и святоотеческие заповеди с осуждением клятвы в любой форме. Древнерус. поучения против клянущихся содержат и др. сборники - «Златоуст», «Златоструй», «Измарагд».

Целование креста Владимиром Всеволодовичем Мономахом (Переяславским) и Святополком Изяславичем Киевским в знак примирения. Миниатюра из Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 143 об.)

Целование креста Владимиром Всеволодовичем Мономахом (Переяславским) и Святополком Изяславичем Киевским в знак примирения. Миниатюра из Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 143 об.)


Целование креста Владимиром Всеволодовичем Мономахом (Переяславским) и Святополком Изяславичем Киевским в знак примирения. Миниатюра из Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 143 об.)

Широкая распространенность клятв с тем или иным религ. содержанием практически во всех христ. странах связана прежде всего с отсутствием или дефицитом способов и механизмов фиксации и подтверждения к.-л. обещаний и контроля (общественного и/или государственного) над их исполнением. В устной культуре нек-рый уровень общественного доверия может обеспечить лишь высказывание, подкрепленное высшим (сакральным) авторитетом. Значение клятвы кардинально снижается только тогда, когда широко распространяются письменность, особенно бюрократическое делопроизводство, и грамотность.

Правосл. Церковь, как и католическая, вынуждена была мириться с употреблением клятв в обществе, которые рассматривались как неизбежное зло, связанное с греховностью человеческой природы. К. ц., т. о., являлось одной из компромиссных форм между ригоризмом церковной проповеди и практическими нуждами и требованиями. На Руси с христианизацией довольно быстро исчезли клятвы с языческим содержанием (либо из обрядов языческого происхождения исчезали магические элементы - напр., рукобитье, потеряв магический смысл, сохр. до наст. времени), строго осуждались и не допускались в офиц. сферы любые божбы, но допускались нек-рые клятвы с апелляцией ко Христу, к Пресв. Богородице, святым и/или с применением соответствующих сакральных предметов. Среди этих допустимых клятв наиболее распространенной формой стало К. ц. (хотя известны случаи клятв на мощах святых, иконах и др.). На Руси К. ц. могло также обозначаться наряду с др. видами клятвы словом «рота», а приносивший клятву соответственно назывался «ротник».

О клятве с использованием креста впервые в рус. источниках говорится в связи с заключением русско-визант. договора 944 г. (ПВЛ. 1996. С. 26). Упоминания К. ц. в качестве клятвы появляются в летописании начиная с 1059 г. и относятся, как и большинство позднейших сведений (XII-XV вв.), к соглашениям между князьями Рюриковичами.

При заключении договоров, скрепленных К. ц., писались специальные «крестные грамоты», к-рые затем, в случае, если какая-то из сторон считала, что договор нарушен др. стороной, «повергались» к ногам нарушителя. Ритуал «взвержения крестных грамот» означал офиц. расторжение соглашения, и он стал одной из характерных черт рус. «посольского обычая».

В «Повести временных лет» имеются рассуждения об особой силе Креста Господня, а в рассказе об усобице сыновей и внуков св. равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича в 1067-1069 гг.- специальное поучение на эту тему в связи с нарушением братьями обещаний, данных друг другу с К. ц. В поучении несчастья, к-рые обрушились на князей, «преступивших» К. ц., и на всю Русскую землю, объясняются как наказание великой «крестной силы» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 172-173; ПВЛ. 1996. С. 74-75). В этих и подобных летописных комментариях выражается мысль, что «крестная сила», к к-рой прибегают люди посредством К. ц., побеждает диавольские «зло» и «лесть» в их взаимоотношениях, но в случае, если обещания даются «на лже» или позднее нарушаются, клятвопреступников и всех тех, за кого они несут ответственность, настигнет божественная «казнь», а «покаяния им несть».

Идея об особой «крестной силе», стоящей за К. ц., вероятно, способствовала утверждению его как фактически единственно допустимой формы клятвы в Сев.-Вост. Руси XIII-XV вв. и затем в Московском гос-ве XVI-XVII вв. При этом сфера применения К. ц. расширяется. Оно служит для скрепления уже не только договоров между Рюриковичами, но и вообще любых соглашений или обязательств.

Известны случаи освобождения русских князей церковными иерархами от политических обязательств, скрепленных крестоцелованием. Для верной оценки данных исторических фактов следует принимать во внимание, что с христ. т. зр. никакая клятва не обладает абсолютной силой, но перед лицом высших ценностей имеет лишь условное значение. Разрешая от клятвы, церковное руководство не попустительствовало сиюминутным страстям князей, а отдавало приоритет другим помимо верности К. ц. принципам и соображениям - напр., идее мира, идее единения христиан против иноверных врагов и проч.

К. ц. стали использовать как присягу правителю знати, а затем и широких слоев населения. Первоначально эти присяги были устные. В кон. XIV-XVI в. Московские великие князья (позднее цари) брали с отдельных представителей княжеско-боярской знати т. н. крестоцеловальные записи - письменные обязательства верной службы, подкрепленные К. ц., к-рое свидетельствовалось митрополитом - главой Русской Церкви. Формулы этих записей послужили основой текстов присяг, к к-рым с кон. XVI в. приводилось население (гл. обр. служилые люди) при вступлении на престол каждого нового правителя, а также отдельные люди или группы людей при вступлении в подданство рус. царям. Текст не был устойчив, мог меняться в зависимости от обстоятельств, но 2 главными взаимосвязанными элементами было обязательство верной службы и К. ц., подкреплявшее это обязательство (см., напр., в крестоцеловальной записи царю Михаилу Феодоровичу, которая была принята Земским собором в 1613 г. и разослана по городам: «Целую сеи святыи животворящий крест Господень государю своему царю великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии и его царице и великои княгине и их царским детем, которым им, государям, Бог даст на том: служити мне, имярек, ему, государю своему, и прямить и добра хотеть во всем безо всякие хитрости…» - и т. д. (СГГД. Ч. 3. № 5. С. 14-15)).

При приведении к присяге групп людей составлялись т. н. крестоприводные списки или книги, где указывались поименно лица, целовавшие крест государю (напр., так были составлены списки укр. казаков, присягнувших царю Алексею Михайловичу после Переяславской рады 1654 г.).

Подобные присяги приносили также лица, к-рые привлекались в XVI-XVII вв. на невоенную гос. службу на временной основе, напр. выбирались земскими людьми в уездах и на посадах для исполнения финансовых, отчасти судебных и полицейских функций. Т. к. присяга была в форме К. ц., эти должностные лица стали называться «целовальниками». В частности, такие люди осуществляли продажу алкогольных напитков в «царевых кабаках» (бюрократизация гос. аппарата привела к исчезновению целовальников, и в XVIII - нач. XX в. это название по традиции применялось только по отношению к служителям винных откупщиков и продавцам в казенных винных лавках).

К клятвам прибегали в средневек. Руси и в судебном процессе: в качестве судебного доказательства, при свидетельских показаниях и при судебном поединке. К. ц. упоминается в таком качестве в источниках с XIV в., впервые - в Псковской судной грамоте (1-я ред.- 1397 г.). В XV-XVII вв. оно было практически единственной формой клятвы, к-рая применялась в суде, хотя как именно осуществлялось приведение к кресту, мы не знаем.

В Соборном уложении 1649 г. отдельная, 14-я, гл. посвящена регуляции применения К. ц. в суде - в каких случаях следует приводить к нему, как, в какие именно дни и сроки и т. д. Приводить к нему можно только людей не моложе 20 лет, не более 3 раз в жизни и проч.

Крестное целование Рюрика Ростиславича. Миниатюра из Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 237 об. верх)

Крестное целование Рюрика Ростиславича. Миниатюра из Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 237 об. верх)


Крестное целование Рюрика Ростиславича. Миниатюра из Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 237 об. верх)

В допетровское время вопрос о правомерности и/или рамках применения К. ц. всегда сохранял актуальность и так или иначе обсуждался. С одной стороны, существовало мнение, к-рое, опираясь на евангельский запрет клятвы, полагало, что ее следует избегать в любом виде, в т. ч. в виде К. ц. С другой стороны, высказывались специально подобранные аргументы в пользу применения К. ц. (напр., прп. Зиновий Отенский в послании сер. 30-х гг. XVI в. дьяку Я. В. Шишкину - Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С. 339-343).

Церковные власти признавали присягу в виде К. ц., но старались ограничить его применение и подчеркивали особую греховность целования креста «на криве» (ложно) и нарушения присяги, скрепленной К. ц. Так, согласно включенной в «митрополичий формулярник» нач. XVI в. (ГИМ. Син. № 562) «Записи о крестоцеловании» (отрывок анонимной статьи «А се въспрос священнический»), «крест аще кто целуеть мал, а преступить, 5 лет есть епитимия его. А разумеяй преступить, кровию своею токмо да искупится, юже прольеть мученическыи за Христа» (РФА. 2008. [Вып. 6]. С. 476). В Служебники XVI в. были включены вопросы исповедающимся: «Или к роте приводил, или сам крест целовал. или преступил крестное целование?» ( Алмазов А. И. Тайная исповедь в правосл. вост. церкви. Од., 1894. Т. 3. С. 152); т. о., здесь и преступление К. ц., и само оно понимаются как дело, достойное церковного наказания.

Если в гос. органах взимали с населения те или иные обещания и показания, то вместо присяги обычно прибегали к устному заверению, содержащему отсылку к словам Нагорной проповеди: «. обещаемся Господу Богу всемогущему перед святым Евангелием, по непорочной заповеди Его, яко ж в сем святом Евангелии указася, еже еи-еи, на том. » - или, если не было Евангелия, просто: «. по непорочной евангельской заповеди, еже еи-еи»; эта словесная формула встречается в писцовых книгах, судебных делах с «обыском» людей и др. приказной и частной документации XVI-XVII вв. (ср. в церковнослав. тексте Евангелия: «. буди же слово ваше: еи, еи, ни, ни; лишше же сею от неприязни есть» - Мф 5. 37).

С кон. XVII в., видимо, вслед. сдержанного или даже негативного отношения церковных властей к клятве, отчасти бюрократизации и развития письменного делопроизводства, а также влияний из Зап. Европы происходит изменение практики использования К. ц. в общественной жизни. В гос. присяге акцент переносится на фиксацию обещания верности правителю в письменном виде, а религ. санкцию обеспечивает прежде всего Евангелие, перед к-рым произносилось обещание или на к-рое возлагалась рука во время произнесения присяги. Целование креста упоминается только в конце присяги в качестве как бы дополнительного подкрепления данных обещаний (так в присягах всем правителям от имп. Петра II Алексеевича до имп. св. мч. Николая II Александровича). После Февральской революции 1917 г. присяга Временному правительству уже не предусматривала использования ни Евангелия, ни креста, а от христиан требовалось лишь крестное знамение.

В то же время в судопроизводстве присяга с целованием креста в виде обещания, записанного на бумаге и произнесенного перед Евангелием, применялась в XVIII - нач. XX в., как и ранее, довольно широко: и для введения в должность (так, к присяге приводились присяжные заседатели, откуда и их название), и как судебное доказательство, и для примирения сторон.

Так шло дело на соборе. Но самым существенным моментом в соборной грамоте является общая резолюция, которой она оканчивается. Здесь духовенство заявляет, что оно «к сей грамоте, к своим речам» руки приложило, а прочие члены собора «на сей грамоте, на своих речах» государю своему крест целовали. Целовать крест на своих речах значило обязаться под присягой исполнять соборный приговор. Рукоприкладство духовенства заменяло присягу, которая была ему воспрещена. Обе формы скрепления соборного приговора показывают, что этот приговор имел не только нравственное, но и юридическое значение, был не просто результатом совещания, а формальным обязательством, и притом общим, круговым, связывавшим всех членов собора в нечто целое, в корпорацию своего рода, по крайней мере в отношении к соборному приговору: все они в конце резолюции обязывались государю своему служить правдою и добра хотеть ему и его детям «и их землям» и против его недругов стоять, «кто во что пригодится, до своего живота по сему крестному целованию». Это обязательство ставит нас прямо перед вопросом о происхождении и значении земских соборов XVI в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 1. Городские восстания 40-х гг. XVII в. Соборное уложение 1649 г.

§ 1. Городские восстания 40-х гг. XVII в. Соборное уложение 1649 г. XVII столетие вошло в историю как «бунташный век». Справедливость этого определения, данного уже современниками, подтверждают бурные и трагичные события Смутного времени с их острым противостоянием практически

Соборное судилище

Соборное судилище С тех пор как борьба с ересью приобрела династический привкус, узел династических противоречий окончательно запутался. Ортодоксы, прежде нисколько не сомневавшиеся в законности тверской ветви династии, испытывали растерянность и все чаще обращали

Соборное движение

Соборное движение Одновременно внутри самой официальной церкви в XIV и XV вв. все шире распространяется «соборное движение», отвергавшее притязания папства на полное единовластие и доказывавшее необходимость подчинения папства в светских делах государственной власти, а

§ 82. Соборное уложение 1649 г. и его значение

§ 82. Соборное уложение 1649 г. и его значение В июле 1648 г. царь созвал у себя свою боярскую думу и совет патриарха («освященный собор») и совещался с ними о том, что надо сделать, чтобы водворить порядок и правосудие в государстве, чтобы «всяких чинов людям, от большого и до

Соборное Уложение 1649 г. и политический строй

Соборное Уложение 1649 г. и политический строй Процессы, происходящие в обществе, отразили принятое Земским собором Уложение царя Алексея Михайловича — свод государственных законов (кстати, остававшийся действующим до 1832 г). Важнейшей нормой явилось введение

Соборное уложение

Соборное уложение С созывом Земского собора спешили. В грамотах, рассылаемых по городам, воеводам строго было приказано «не волочить» с выборами. И не случайно: в середине лета 1648 года для власти не было ничего важнее Земского собора и нового Уложения. Эти два события

19. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.: СИСТЕМА ДОГОВОРОВ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

19. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.: СИСТЕМА ДОГОВОРОВ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО Соборному Уложению 1649 г. известны договоры купли-продажи, мены, дарения, хранения, поклажи найма имущества и некоторые другие. Формы обеспечения договорных обязательств стали

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ До середины XVII столетия в России сыск, следствие и суд по всем уголовным преступлениям находились в руках местных властей — воевод. Контроль за ходом расследования и вынесение приговоров по делам «про шатость и измену» производились Приказами в

156. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА 1649 г

156. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА 1649 г «Соборное уложение Алексея Михайловича». В лето от сотворения мира 7156. Десятым тиснением в Санкт-Петербурге 1820 г.ВведениеВ лето 7156, июля в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайловичь, всея Руси самодержец,

Соборное уложение 1648–1649 гг

Соборное уложение 1648–1649 гг В середине 1648 года Алексей Михайлович исполнил данное народу обещание уравнять в Русском государстве всех жителей перед законом, повелел группе бояр вместе с духовенством и Боярской думой упорядочить все существующие законодательные акты,

Соборное уложение и судебное дело

Соборное уложение и судебное дело Волнения, мятежи, жалобы на неправосудие и лихоимство побудили царя и его советников подумать об улучшении судопроизводства и управления.В 1648 г., 16 июня, царь на общей думе с патриархами, святителями, со своими боярами и другими думными

К рассказу «Соборное уложение и судебное дело»

К рассказу «Соборное уложение и судебное дело» Крестьяне Уложением еще более закрепощались… – Январь 1649 г., когда Уложение было утверждено на Земском соборе, считается временем окончательного оформления в России крепостного права.Приказные – чиновники, служащие

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1. — Причины создания Соборного уложения 1649 года. 2. — Работа по составлению Уложения. 3. — Значение Соборного уложения как юридического памятника. 4. — Преамбула и источники. 5. — Содержание глав. 6. — Программа курса. Сегодня нам предстоит заняться

Тема 4. Соборное уложение 1649 года

Тема 4. Соборное уложение 1649 года План1. Сословно-представительная монархия в России. Центральные и местные органы власти и управления.2. Общая характеристика Соборного Уложения 1649 г. Его значение в истории русского права.3. Категории населения по Соборному Уложению.4.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: