Виды навалочных и насыпных грузов на судах

Обновлено: 27.04.2024

Навалочными грузами называются сухие грузы, перевозимые без тары – навалом. По транспортной классификации навалочные грузы относятся к виду грузов, опасных возможностью смещения, и делятся на две группы: первая – незерновые навалочные, вторая – зерновые навалочные.

При погрузке навалочных грузов на транспорт не требуется их специальной укладки и крепления. Они состоят из большого количества частиц разных форм и размеров. Частицы обладают подвижностью, которая характеризуется углом естественного откоса, сопротивлением сдвигу. Пространство между частицами заполнено воздухом (газом) или воздухом и водой.

Специфические свойства навалочных грузов можно разделить на физические, химические и биологические. К физическим свойствам относятся: сыпучесть, способность к усадке и самосортировке, плотность, скважистость, сорбционность, тепло- и температуропроводность, абразивность, гранулометрический состав. К химическим свойствам относятся самонагревание, самовозгорание, взрывоопасность, коррозионность. Биологическими свойствами из навалочных грузов обладают только зерновые, которые продолжают свою жизнедеятельность в форме дыхания, дозревания, прорастания и т.п.

Навалочные грузы могут быть в трех транспортных состояниях: относительно монолитном, сыпучем и разжижающемся. Первое состояние характерно для грузов с углом естественного откоса более 35 0 и рудных концентратов при малой влажности; второе – для зерновых и других грузов с углом естественного откоса не более 35 0 , третье – для рудных концентратов и подобных им грузов при повышенной влажности. Под действием динамических нагрузок при погрузке и перевозке навалочный груз может перейти из монолитного состояния в сыпучее. Некоторые грузы при увлажнении и действии динамических нагрузок могут перейти из сыпучего состояния в разжиженное.

Под сыпучестью понимается способность груза смещаться (пересыпаться) вследствие взаимного передвижения частиц груза. Степень подвижности частиц и всей массы навалочного груза характеризуется углом естественного откоса навалочного груза, под которым понимается угол между горизонтальной плоскостью и образующей конуса, полученного в результате высыпания навалочного груза на эту плоскость. Угол естественного откоса является характеристикой груза в состоянии покоя. При наличии динамических воздействий угол естественного откоса уменьшается и при определенной критической частоте вибрации становится равным нулю.

Значение угла естественного откоса учитывается в расчетах площади для штабелирования груза, массы груза в штабеле, давления груза на ограждения, при проектировании и эксплуатации перегрузочных и транспортирующих устройств.

Опасным в отношении смещения являются не только сыпучие грузы (такие, как зерно и другие насыщенные грузы, обладающие устойчивым значением угла естественного откоса 35 0 и менее), но и те, которые приобретают свойство текучести под действием внешних динамических воздействий (качка, вибрация). Такие грузы называются тиксотропными. К ним относятся концентраты минеральных руд, а также порошкообразные и пылевидные вещества, перевозимые в увлажненном состоянии.

Транспортное состояние навалочных грузов характеризуется не только способностью пересыпаться, но и состоянием, при котором сыпучий по своей природе груз утрачивает это свойство.

Слеживаемостью называется способность навалочного груза полностью или частично утрачивать свойство сыпучести в процессе транспортировки. Под влиянием силы тяжести многие грузы (соли, минеральные удобрения, руды) превращаются в более или менее монолитную массу. Помимо давления, на слёживаемость оказывают влияние влажность груза, кристаллизация солей из растворов, химические реакции в грузе, размеры и форма частиц груза, наличие и свойства примесей, длительность хранения, высота штабелей и другие факторы.

Слеживаемость обратно пропорциональна размеру частиц груза и их однородности по гранулометрическому составу, прямо пропорциональна растворимости груза и его кристаллизационной способности, количеству в грузе легкорастворимых примесей. При хранении и транспортировке грузов, подверженных слеживаемости, следует принимать меры для уменьшения влагопоглощения: для гигроскопических грузов – герметизация тары или плотное покрытие брезентом, пленками; для иных грузов – покрытие нейтральным грузом.

Частным случаем слеживаемости является сводообразование – самопроизвольное возникновение сводов, образованных частицами навалочного груза над выпускным отверстием бункера.

Смерзаемость – свойство навалочных грузов терять сыпучесть и превращаться в монолитную массу при отрицательных температурах. Это свойство по своим внешним проявлениям и последствиям для транспортировки аналогично слеживаемости.

Гранулометрический состав, т.е. количественное распределение составляющих груза частиц по их размерам, определяется путем просеивания образца груза через набор решеток с отверстиями различного диаметра. По гранулометрическому составу грузы делят на сортированные, у которых отношение размеров наибольшего и наименьшего кусков не превышает 2,5, и рядовые, которые характеризуются размером наибольшего типичного куска. По размерам (в мм) частиц навалочные грузы делят на крупнокусковые (более 160), среднекусковые (от 60 до 160), мелкокусковые (от 10 до 60), крупнозернистые (от 2 до 10), мелкозернистые (от 0,5 до 2), порошкообразные (от 0,05 до 0,5) и пылевидные (менее 0,05).

Гранулометрический состав груза определяет выбор схемы механизации перегрузочного процесса и влияет на потребительские качества груза.

Абразивность (истирающая способность) и острокромчатость (наличие острых режущих граней) грузов необходимо учитывать при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и проектировании перегрузочных устройств.

Класс незерновых навалочных грузов делится на группы: 1.1 – грузы, опасные возможностью разжижения; 1.2 – сыпучие грузы, опасные возможностью смещения в сухом состоянии; 1.3 – грузы, смещающиеся и разжижающиеся; 1.4 – грузы слабосмещающиеся; 1.5 – навалочные опасные.

Основные разновидности навалочных грузов: сырье минерального происхождения, минерально-строительные материалы, продукты промышленной обработки сырья, продукты переработки сельскохозяйственной продукции.

Зерновые навалочные грузы относятся к классу грузов,опасных возможностью смещения. Иногда зерновые грузы выделяют в отдельную категорию - насыпные грузы.К зерновым относят не только зерно и семена разных культур, но и продукты их обработки, если их свойства аналогичны свойствам зерна в натуральном виде.

Все многообразие свойств зерновых грузов можно разделить на две группы: физические - сыпучесть, усадка, плотность, скважистость, теплопроводность, сорбционные свойства; биоло­гические — «дыхание», дозревание, самонагревание, прораста­ние. Регламентирующая документация по перевозке зерновых грузов учитывает: гигроскопичность, способность к уменьшению массы в результате испарения влаги («дыхания»), восприимчи­вость к посторонним запахам, склонность к увеличению объема (набуханию) под действием влаги, чувствительность к повы­шению температуры, возможность заражения насекомыми и вредителями, склонность к самонагреванию и самовозгоранию.

Правила перевозки навалочных и насыпных грузов предусматривают механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ, учитывая при этом, что вес груза в ковше не должен превышать 1/3 грузоподъемности подвижного состава.

Прием к перевозке от грузоотправителя и сдача грузополучателю грузов навалом и насыпью при наличии автомобильных весов осуществляются автотранспортным предприятием по весу. При отсутствии автомобильных весов вес груза может определяться по соглашению между автотранспортным предприятием и грузоотправителем расчетным путем, по обмеру и объемному весу или условно.

В логистических процессах при морской перевозке необходимо учитывать и классифицировать грузы по свойствам, условиям транспортировки, погрузки и хранения.

В зависимости от этого, грузы делятся на несколько видов, которые, в свою очередь, подразделяются на классы или категории.

Один из самых распространенных видов грузов это:

Генеральные (общие) грузы

это оборудование, контейнеры, накатная техника, железобетонные конструкции, металлопродукция, пакетированные грузы, тарно-штучные грузы, крупногабаритные и тяжеловесные грузы, лесные грузы и пиломатериалы.

Этот вид груза обычно перегружается кранами, в т.ч. большегрузными, контейнерными перегружателями, погрузчиками. Накатная техника (колесная и гусеничная), понятное дело, сама заезжает на судно. Тарно-штучные грузы (мешки, коробки) могут затариваться в контейнеры или грузиться прямо в трюмы на паллетах.

Перевозится на судах-контейнеровозах , ролкерах , так называемых судах heavy lift vessel (суда для перевозки тяжеловесов и негабаритов), и обычных сухогрузах (универсальных судах).

Наливные грузы

Это грузы, перевозимые в жидком состоянии: нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, химические вещества в жидком виде, пищевые наливные грузы.

Наиболее распространенные наливные грузы: сырая нефть, нефтепродукты, сжиженный природный газ, химвещества, вино, растительное масло. Перевозится на судах - танкерах и газовозах.

Этот вид грузов, как правило перевозится без тары. Грузится мощными насосами.

Навалочные грузы

В этом виде есть несколько категорий: разжижающиеся, опасные, смещающиеся, имеющие сцепление, не имеющие сцепления.

Наиболее распространенные категории навалочного груза: уголь, зерно, руда, щебень, минеральные удобрения.

Этот груз тоже обычно перевозится без тары. Грузится специальными крановыми приспособлениями: грейферами, ковшами, а также насосами и ленточными транспортерами.

Навалочный груз перевозится на судах - балкерах.

Режимные грузы

Это грузы, для перевозки которых требуется поддержание заданного температурного, влажностного и вентиляционного режимов.

И здесь несколько основных категорий: не скоропортящиеся, скоропортящиеся, которые в свою очередь делятся на: мороженные, охлажденные, не требующие жесткого температурного режима, а также грузы, требующие вентиляции.

Наиболее распространенные режимные грузы: фрукты, овощи, мясо и мясопродукты, рыба и морепродукты.

В практике перевозок далеко не все грузы можно удобно упаковать в коробки или мешки и транспортировать фурами. Некоторые грузы из-за своей субстанции и перевозимых объемов требуют специализированного автотранспорта и особых условий погрузки.

Сыпучими можно считать грузы, имеющие сыпучую консистенцию. Сыпучие грузы исчисляются тоннами или кубометрами.

Виды навалочных грузов

Сыпучие грузы можно разделить на следующие типы:

  • строительные (песок, щебень, керамзит, отсев, бутовый камень, земля);
  • продовольственные (зерно, мука, комбикорм и другие виды зерновых);
  • топливные (уголь);
  • химические (минеральные удобрения, кальцинированная сода);

Размеры и формы фракций подразделяют на:

  • пылеобразные (песок, цемент, мука);
  • гранулированные (щебень, отсев, удобрения, зерно);
  • кусковые (уголь, камень).

Требования к перевозке сыпучих грузов

При транспортировке сыпучих грузов, необходимо учитывать особенности составных частиц (фракций):

  • вес;
  • плотность;
  • влажность и естественная температура;
  • коэффициент внутреннего и внешнего трения;
  • насыпная плотность;
  • экологическая безопасностью;
  • условиями хранения;
  • и другие важные свойства;

По правилам перевозки, некоторые виды сыпучих грузов необходимо перевозить упаковав в мешки. К таким видам грузов относятся минеральные удобрения. Для других грузов на практике выбирают погрузку навалом. Это связано с большим объемом перевозки в строительных целях. К особым видам грузов, можно отнести зерно, которое имеет свойство «самонагревания», в следствии чего оно теряет свои пищевые качества, а в некоторых случаях может произойти возгорание. Большие объемы зерна, обычно перевозят навалом, это позволяет избежать опасности возгорания и позволяет зерну лучше проветриваться при транспортировке.

Сыпучие грузы обычно перевозят морским путем, по железной дороге или наземным автотранспортом.

Для перевозки крупных объемов сыпучих грузов морским путем на далекие расстояния, используют судна – навалочники или балкеры. Специальная конструкция судна обеспечивает устойчивость во время качки, поскольку грузы перевозимые навалом имеют свойство смещаться к борту и создавать риск для безопасной транспортировки.

Большая часть из широкого многообразия навалочных грузов перевозится универсальными балкерами, меньшая – узкоспециализированными навалочниками в силу серьезной экономической выгоды, формируя классификацонную группу:

  • Универсальные
  • Узкоспециализированные:
  • Углевозы
  • Зерновозы
  • Цементовозы
  • Нефтерудовозы
  • Рудовозы

Для железнодорожных перевозок используют специальные вагоны-хопперы. Такие вагоны оснащены крытой частью, которая позволяет защитить особые грузы от непогоды при транспортировки на далекие расстояния.

Для перевозки сыпучих грузов автотранспортом по дорогам общего пользования, используются — самосвалы, цистерны, контейнеры и прицепы. Такой транспорт оснащен откидным кузовом, который позволяет упростить процесс погрузки-разгрузки и большую грузоподъемность.

Главное требование к автотранспорту, перевозящему сыпучие грузы – не допустить просыпания груза на дорожное полотно.

Чтобы не допустить просыпания, насыпной груз не должен выступать за границы бортов кузова. Самосвал должен иметь крытый брезентовый тент или полог, чтобы предотвратить возможные просыпания груза на дорогу, и обеспечить безопасность для остальных участников движения по магистралям общего пользования.

Доставкой сыпучих грузов в Воронеже занимается компания «Грузовик 36». Транспортировка осуществляется самосвалами грузоподъемностью до 30 тонн, что позволяет подобрать машину конкретно для ваших задач. Компания доставит:

Штрафы за неправильную транспортировку сыпучих грузов

Загрязнение дорожного полотна насыпным грузом, грозит штрафом в 500р. Если перевозчика признают виновным в создание потенциально-опасной аварийной ситуации на дороге из-за рассыпанного груза, законодательством предусмотрен штраф от 5000 до 10000 рублей, в том случае, если перевозчик является физическим лицом и до 300000 рублей для юридического лица.

Сыпучие грузы — это достаточно специфичный материал для транспортировки. Следует учитывать свойства перевозимого груза и выбирать подходящий транспорт для перевозки. Лучше доверить перевозку опытному перевозчику, с большим стажем работы, который сможет обеспечить максимальную безопасность и соблюсти все требования транспортировки. Компания «Грузовик36» обеспечит перевозку песка, щебня, отсева, керамзита и других сыпучих грузов по Воронежу и области — быстро, безопасно и с соблюдением всех технических норм.

Современные транспортные компании осуществляют перевозку самых разнообразных грузов вне зависимости от их веса, длины и других показателей. Однако на этапе выбора и подготовки транспортного средства, все же стоит узнать какого вида груз надо будет доставить. Именно от того, к какому виду грузов относится перевозимые изделия, будет напрямую зависеть выбор транспортного средства.

насыпным грузам навалочные грузы

Выделяется целый ряд грузов, перевозка которых имеет свои особенности. Так, особые условия требуются при перевозке насыпных и навалочных типов грузов. Стоит отметить, что насыпные и навалочные грузы перевозят преимущественно с использованием железнодорожным видом транспорта. Перевозка насыпных и навалочных грузов имеет свои собственные особенности. Основным признаком для разделения грузов на два вида является фракционный состав сырья.

Свое название данные виды грузов получили неслучайно. По способу разгрузки они как раз и отличаются. Если насыпные грузы можно выгружать без специальных устройств и дополнительной помощи, то для разгрузки навалочных грузов без специальных механизмов не обойтись.

Навалочные и насыпные грузы могут быть разделены на несколько основных групп:

  • пищевые;
  • непищевые;
  • строительные.

Особе внимание уделяется транспортировке пищевых сыпучих грузов. Она должна осуществляться в строгом соответствии с действующими санитарными нормами.

Насыпные грузы

К насыпным грузам относят те, что состоят преимущественно из отдельных частиц, размеры которых находятся в пределах 0,05-13,0 мм. Те грузы, размер частиц которых не превышает 0,05 мм, выделяют в отдельную группу, которая получила название пылевидные.

Среди насыпных грузов можно выделить несколько подгрупп:

  • промышленные, которые не требуют защиты от атмосферных осадков. Такие грузы можно перевозить на открытых подвижных составах, либо в специально предназначенных вагонов. Главная особенность, которую стоит учитывать при транспортировке такого груза, это предупредить потери части груза из-за выдувания. А в зимнее время необходимо не допустить их смерзаемость;
  • промышленные, которые требуют защиты от осадков: отруби, семена и др. Такие грузы необходимо перевозить в крытых вагонах.

В некоторых случаях можно использовать наземный вид транспорта. Только в таком случае масса груза должна полностью соответствовать грузоподъемности транспортного средства, которое планируется использовать в процессе грузоперевозке.

Навалочные грузы

К навалочному типу грузов относят, в первую очередь, то сырье, которое имеет растительное или минеральное происхождение: строительное сырье, каменный уголь, разнообразная руда, зерновые культуры и др. Все то, что относится к данному типу грузов, условно делят на две основные группы:

  • зерновые;
  • не зерновые, в том числе строительное, продовольственное и промышленное сырье.

Основное свойство всех этих грузов это их сыпучесть. Большинство из состоит из большого числа подвижных частиц того или иного размера. При этом они могут быть не только однородными, но и неоднородными по химическому составу.

Навалочные грузы — это те же насыпные грузы, которые отличаются по гранулометрическому составу. Эти грузы перевозят в вагонах без нужды упаковывать их в пакеты. Некоторые навалочные грузы также допускается перевозить на автотранспортном средстве. В этом случае используется транспорт с высокими борами. Груз в них грузят при помощи специально созданных откидывателей.

Для того, чтобы обеспечить безопасную и качественную доставку данных типов грузов, необходимо соблюдать ряд правил, а именно:

  • груз не может превышать борта фургона автомобиля, а также должен быть распределен полностью равномерно;
  • уложен прямо у передней части борта;
  • высота грузовика не должна быть больше 3,8 м;
  • тот груз, который перевозится в ящиках или мешках, надо поместить так, чтобы исключить их свободное перемещение. Без этого в процессе перевозки это может привести к тому, что груз будет перемещаться по фургону и рассыпаться.

Перевозка навалочных и насыпных грузов может быть сопряжена с некоторыми опасностями: возможность самовозгорания, разжижение, обеднение кислородом и др.

Грузы, перевозимые на морских судах, отличаются большим разнообразием специфических свойств, влияющих на все аспекты безопасности мореплавания, которые необходимо учитывать кораблестроителям.

Отдельным аспектам безопасной перевозки грузов посвящены национальные и международные правовые акты, требования которых обязательны для всех участников торгового мореплавания.

По своим физическим свойствам грузы делятся два основных рода: сухие и жидкие [3].

- тарно-штучные (генеральные, тяжеловесные и крупногабаритные);

- укрупненные унифицированные (контейнеры, пакеты, флеты);

- накатные (рельсовые и безрельсовые);

- массовые (насыпные, навалочные);

- нережимные (нефть, нефтепродукты и др.);

- режимные (сжиженные газы, химические);

Опасности, проявляющиеся в процессе погрузки, перевозки и выгрузки груза, требуют принятия соответствующих конструктивных и организационных мер, обеспечивающих безопасность судна, окружающей среды, человека и самого груза.

Грузовые операции и нахождение груза на судне в процессе перевозки сопровождается силовым воздействием на корпусные конструкции, что может приводить к нарушению местной и общей прочности судна.

Перевозка массовых грузов связана с определенной степенью опасности, которая может быть вызвана самопроизвольным поперечным смещением груза к борту судна при качке, разжижением и перетеканием груза, самонагреванием и самовозгоранием, выделением взрывоопасных газов, коррозионным воздействием на судовые конструкции грузовых помещений.

Наливные грузы всегда имеют свободные поверхности в грузовых помещениях, что приводит к перетеканию груза при крене судна и уменьшению его остойчивости. Кроме того, динамическое перемещение жидкого груза при качке вызывает дополнительные нагрузки на корпусные конструкции наливного судна. Значительное количество наливных грузов обладает повышенной пожароопасностью.

4.2. Перевозимый груз как источник опасности для морскогосудна.

4.2.1. Виды опасностей.

Виды опасностей как следствие воздействия на судно перевозимых грузов в значительной мере зависят от рода и специфических свойств конкретного груза. В соответствии с этим можно выделить общие виды воздействия груза на судно и частные, связанные с конкретным грузом.

Общие виды воздействия перевозимого груза на судно:

- влияние на посадку и остойчивость;

- воздействие на общую и местную прочность судна.

Частные виды воздействия перевозимого груза на судно:

- механический и коррозионный износ корпуса судна;

- запыление при грузовых операциях.

4.2.2. Конструктивные меры по предотвращению опасностей.

4.2.2.1. Общие виды воздействия перевозимого груза на судно.

Груз транспортного судна, составляя значительную часть его водоизмещения (от 50% до 75 % и более), существенно влияет на положение центра масс, определяющего положение судна относительно водной поверхности.

Продольное смещение центра масс судна относительно центра величины приводит к появлению дифферента. Нежелательный дифферент (положительный или чрезмерный отрицательный), выявленный в процессе проектирования судна, заставляет пересматривать конструктивные решения. Нежелательный дифферент, появляющийся в процессе эксплуатации судна, экипаж устраняет организационно-техническими мероприятиями – приемом или перераспределением по длине судна жидкого балласта и судовых запасов.

Влияние перевозимого груза на поперечную остойчивость выражается в:

- его участии в формировании аппликаты центра масс судна;

- создании кренящего момента при возможном неконтролируемом поперечном смещении груза.

Участие груза в формировании аппликаты цента масс судна зависит от формы грузовых помещений, степени их заполнения грузом, а также особенностей размещения некоторых грузов по высоте судна.

При загрузке грузового помещения однородным (гомогенным) грузом центр масс груза располагается в геометрическом центре занимаемого им объема.

Если груз состоит из грузовых единиц с различными массами (генеральные грузы, контейнеры и т.п.), то координаты центра масс груза могут не совпадать с геометрическим центром занимаемого им объема.

Примеры влияния характерных видов груза на остойчивость судна.

1.Современные ячеистые контейнеровозы перевозят до половины количества контейнеров на крышках люков верхней палубы. Такое расположение груза приводит к опасному уменьшению поперечной остойчивости. Для понижения центра масс контейнеровозы принимают балласт в низко расположенные цистерны.

Аналогичные обстоятельства имеют место на судах-лесовозах, перевозящих до 1/3 груза на верхней палубе.

Разнородный генеральный груз размещается так, чтобы судно не имело крена. Однако при качке при наличии зазоров между грузовыми единицами груз может сместиться к одному борту. Для предотвращения смещения груза он должен быть закреплен, для чего в грузовых помещениях предусматриваются специальные такелажные приспособления (рымы, обухи и др.).

2.Особые конструктивные меры по предотвращению смещения груза принимаются на судах, перевозящих сыпучие грузы. Сыпучий груз, имеющий свободную поверхность, может пересыпаться при наклонении судна, создавая дополнительный кренящий момент. На специализированных судах для перевозки таких грузов – навалочных судах – устанавливают наклонные листы продольных подпалубных цистерн с наклоном не менее 30 градусов, уменьшающих площадь свободной поверхности груза.

3.Определенную опасность для мореходности судна представляют жидкие грузы, располагающиеся в судовых цистернах. Если цистерна заполнена частично, то жидкость при наклонении судна может переливаться в сторону опущенного борта, создавая дополнительный кренящий момент. Из теории корабля известно, что влияние свободной поверхности на начальную остойчивость судна можно учесть введением отрицательной поправки к поперечной метацентрической высоте. Величина поправки зависит от момента инерции свободной поверхности жидкости относительно продольной оси. С целью уменьшения момента инерции свободной поверхности груза в цистернах устанавливают продольные переборки.

Размещение груза в грузовых помещениях, существенно влияет на характер распределения сил тяжести по длине судна. Несовпадение характера распределения сил тяжести и сил поддержания по длине судна приводит к общему продольному изгибу судна и возникновению перерезывающих сил, относимых к общей прочности судна.

Вместе с тем, все грузы, размещаемые на палубах, платформах или двойном дне транспортного судна, создают местные вертикальные нагрузки на эти конструкции, зависящие от объемно-массовых характеристик груза и высоты слоя груза и относимые к местной прочности отдельных перекрытий.

Насыпные и жидкие грузы помимо давления на горизонтальные поверхности судовых конструкций (двойное дно, нижние палубы) оказывают давление и на вертикальные поверхности (переборки, бортовые конструкции), что также учитывается при расчете размеров конструктивных элементов корпуса судна.

Безопасность мореплавания, связанная с воздействием перевозимого груза на прочность морского судна, обеспечивается расчетным проектированием параметров корпусных конструкций и эксплуатационными рекомендациями для экипажа судна по загрузке судна.

4.2.2.2.Частные виды воздействия перевозимого груза на судно.

Механический износ корпусных конструкций происходит вследствие силового воздействия перевозимого груза, приводящего к усталостным явлениям и пластическим деформациям при чрезмерных эксплуатационных нагрузках.

Распространенным следствием механических повреждений корпусных конструкций и оборудования грузовых помещений является динамическое воздействие со стороны тяжелых грузовых единиц и грузовых приспособлений (грейферных захватов для разгрузки навалочных грузов) во время грузовых операций. С целью защиты такого оборудования (сходных трапов, трубопроводов) в грузовых помещениях устанавливаются защитные решетки, само оборудование стараются располагать между более прочным судовым набором.

Груз может способствовать повышенному коррозионному износу конструктивных элементов помещений судна, если он способен выделять или абсорбировать влагу.

Некоторые опасные грузы, обладающие химически активными составляющими, также могут способствовать ускоренному износу металлических конструкций грузовых помещений.

Грузы, перевозимые на судах, можно подразделить на две группы по признаку пожароопасности:

- воспламеняющиеся при контакте с внешним источником тепла;

- склонные к самовозгоранию.

Первая группа грузов представляет опасность при общем или местном нагревании до температур, вызывающих их воспламенение и горение. При соблюдении всех правил техники противопожарной безопасности они не представляют угрозы пожара на борту морского судна. Однако, если пожар, возникший на судне, распространится на грузовые помещения, возгорание груза может значительно усложнить борьбу с пожаром в целом (рис.33).


Рис. 33. Пожар, охвативший грузы в контейнерах.

Вторую группу грузов составляют самосогревающиеся и самовозгорающиеся грузы: уголь, сажа, белый фосфор, лен, хлопок и др. Саморазогрев этих веществ происходит в результате окисления их кислородом при обычных или повышенных температурах, попадания воды и даже в результате микробиологических процессов в растительных грузах (самовозгорание джута и хлопка-сырца под воздействием влаги [5]).

Конструктивными мерами, препятствующими возникновению пожара и его развитию в грузовых помещениях, являются устройство эффективных средств вентиляции, герметизации (препятствие для доступа кислорода в грузовое помещение), оборудования систем контроля температуры и состава воздуха в грузовых помещениях, систем пожаротушения.

Выполнение грузовых операций по погрузке на судно сыпучих грузов может быть связано со значительным пылеобразованием. В тех случаях, когда сыпучие грузы содержат особо мелкие частицы или относятся к вредным веществам (цемент, химические сыпучие грузы), для уменьшения пылеобразования процесс погрузки осуществляется через специальные отверстия при закрытых грузовых люках, а избыточный воздух выходит из грузового помещения через особые фильтры. Вследствие пыльности некоторых навалочных грузов может возникнуть опасность взрыва, особенно во время погрузки, выгрузки и очистки. Эта опасность может быть сведена к минимуму путем обеспечения надлежащей вентиляции.

Во время проведения открытых погрузочно-разгрузочных операций с пылящими грузами системы вентиляции должны быть выключены или снабжены фильтрами, а системы кондиционирования воздуха должны работать в режиме рециркуляции воздуха, с тем, чтобы свести к минимуму попадание пыли в жилые или другие внутренние помещения.

Пылеобразование может вызывать ускоренный износ трущихся поверхностей палубных механизмах и внешнего навигационного оборудования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: