Виды коррупции в системе государственной службы

Обновлено: 26.04.2024

Согласно 273-ФЗ "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 г. Коррупция- злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Коррупция-злоупотребеление служебным поведением в корыстных целях, это преступная деятельность в органах государственной власти, выражающаяся в использовании должностными лицами своих властных полномочий и служебного положения в целях личного обогащения. (Граждан)

Согласно Уголовному Кодексу РФ формами коррупции являются:

1. Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий (ст.285, 286)

2. Получение взятки (ст. 290)

3. Дача взятки (ст. 291)

4. Коммерческий подкуп (ст. 204)

Три вида коррупции: верхушечную, низовую и вертикальную коррупции.

Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую стоимостную цену. Она связана с лоббированием законов, участием в распределении госзаказов, изменением форм собственности и т.п.

Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации, выдача справок и пр.) Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной государственной организации. В этом случае чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает его коррупционные действия. Это уже вертикальная коррупция, которая выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией.

1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

В самом общем виде меры по борьбе с коррупцией в сфере гос службы сводятся к следующему.

1. повышаются требования к государственным и муниципальным служащим. Речь идёт о предоставлении дополнительных сведений об их доходах, расходах и имуществе – в том числе принадлежащих членам их семей.

2. государственные и муниципальные служащие обязаны соотносить свои действия с установленными правилами поведения на службе. Их невыполнение может повлечь дисциплинарную, а в необходимых случаях административную и уголовную ответственность.

3. вводятся меры уголовного наказания за злоупотребление полномочиями лицами, которые исполняют управленческие функции в негос организациях. Они будут соответствовать тем, что применяются к госслужащим.

4. вводится административная ответственность юридических лиц за передачу взятки от имени или в интересах юридического лица.

5. Увольнение в связи с утратой доверия организационных мер, направленных:

Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" (11 апреля 2014 г.)

-на развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

-на организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

-на совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов и на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности указанных комиссий;

-на проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;

-на обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства, несомненно, является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики. Различные источники определяют ежегодный объем взяток госчиновникам в пределах $15 млрд. Коррупция подрывает доверие населения к власти, ее органам и представителям.

Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства. Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней.

Коррупция проникла сегодня во все сферы государственного управления. Опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, но и развращение общества в целом.

Для более полного уяснения смысла государственной коррупции необходимо сформулировать определение данного понятия. Федеральный закон «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Вместе с тем, исследователи различают политическую и экономическую коррупцию, деловую и бытовую, низовую и «элитную», национальную и международную и т.д. В настоящей лекции мы остановимся подробно на коррупции, которая существует в государственном аппарате, так как ее проявление в данной области наиболее губительно для граждан, общества, государства, поскольку подрывает авторитет государственной власти, тем самым, уменьшает доверие граждан к государству.

Как мы знаем, государственная служба подразделяется на государственную, гражданскую службу и государственную правоохранительную службу. Все они охвачены коррупцией, который носит название государственная коррупция.

Ноздрачёв А.Ф. дает определение государственной коррупции, в которой всегда одной из сторон служит лицо, находящееся на государственной службе или выполняющее некоторые властные полномочия в результате делегирования ему власти от избирателей или каким-либо иным образом.

Талапина Э.В. понимает под государственной коррупцией коррупцию в государственных органах власти, т.е. получение государственными служащими вознаграждения от третьих лиц за совершение определенных действий. Таким образом, субъект государственной коррупции - государственный служащий.

Государственная коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

Обобщая приведенные доводы авторов относительно данного понятия, можно сделать вывод, что государственная коррупция представляет общественно-опасное явление, в котором одной из сторон выступает лицо, находящееся на государственной или муниципальной службе, или выполняющее некоторые властные полномочия, выражающееся в умышленном использовании указанными лицами своего служебного с положения в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Законодательство о государственной службе содержит практически весь комплекс правовых средств противодействия коррупции. В нём чётко определены права, обязанности, а также ответственность государственного служащего только за должностной проступок в дисциплинарном порядке. Тем не менее, действующее законодательство, предусмотрев уголовную ответственность за коррупционные преступления, не содержит норм об административной ответственности за коррупционные правонарушения.

Одним из эффективных способов противодействия государственной коррупции может являться создание в прокуратурах специализированных групп по надзору за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе и о противодействии коррупции.

Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде:

- вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции;

- служебного мошенничества и других формах хищения;

- получения «комиссионных» за размещение государственных заказов;

- оказания государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания»;

- поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров;

- латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

- вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

- получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.

Возможность возникновения коррупции напрямую связана с непрозрачностью процесса, что в бюджетном процессе прямо ведет к произволу чиновников: выбор организации, исполняющей различные расходные статьи бюджета, находится в руках чиновников, велико искушение получить «откат», вот вам и коррупция.

В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при низкой зарплате), разрешением жизненно важных споров.

Это обстоятельство предопределяет специальную направленность исследований ученых, анализирующих коррупцию в России, прежде всего с позиций уголовного права. Обратили внимание на указанную проблему и специалисты в области административного и муниципального права, поскольку именно эти отрасли формируют правовую базу статуса государственных и муниципальных должностных лиц.

Между тем проблема коррумпированности публичной власти носит комплексный характер, так как коррупция пронизывает все сферы публичной власти, приобретает самые изощренные формы.


В статье рассматриваются точки зрения современных исследователей на причины коррупции в России, анализируются различные подходы к их классификации. Предлагается авторское видение основных объективных и субъективных причин коррупционного поведения государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: государственный служащий, должностное лицо, коррупция, коррупционное поведение, причина.

Актуальность проблемы противодействия коррупции в современной России достаточно высока в связи с её распространенностью и наличием системного характера. Коррупционные проявления относятся к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и значительно ослабляющих все государственные институты. Коррупция негативным образом влияет на эффективность функционирования государственной власти при осуществлении ею управления общественными процессами и отношениями в экономической, политической, правовой, социальной и других сферах общественной жизни. Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных институтов, мешает проведению реформ в социально значимых областях, препятствует повышению эффективности отечественной экономики, кроме того, вызывает у населения недоверие к государственным институтам.

По итогам 2018 года, согласно данным, приведенным в Рейтинге стран мира по уровню восприятия коррупции, Россия находится на 138 месте среди 180 стран [5]. Такое положение дел указывает на необходимость оптимизации антикоррупционных мер, что невозможно, на наш взгляд, без осознания всего комплекса причин, обусловливающих коррупционное поведение государственных гражданских служащих.

Исследователи, анализируя вопрос относительно причин коррупции в России, как правило, подразделяют их на экономические, политические, социальные, правовые и др. Так, В. С. Новикова указывает: «виды и формы коррупции появляются как результат экономических, политических, социальных проблем» [4, с. 139]. П. С. Александров отмечает, что «к числу причин, обусловивших формирование коррупции, относится комплекс факторов: экономических, политических, правовых, исторических и нравственных» [2, с. 11].

Более расширенный перечень факторов, содержащих в себе причины коррупционного поведения, предлагает Ф. Ф. Смирнов. Перечень вышеназванных причин коррупции в системе государственной службы он расширяет за счёт таких, как: природные и географо-ресурсные, а также социокультурные причины. К последним, Ф. Ф. Смирнов относит «культурную предрасположенность,… нравственные устои, принятые в обществе нормы морали, в редких случаях религию» [6, с. 178].

При всей бесспорности наличия вышеуказанных детерминант и возможности их подразделения на экономические, социальные, политические, правовые и т. д., представляется, важным и целесообразным подразделять их на причины объективного и субъективного характера.

В числе причин объективного характера имеют место следующие:

− декларативность отдельных реформаторских намерений и решений власти; ограниченность, промедление и непоследовательность в проведении реформ по управлению деятельностью государственного аппарата;

− наличие значительных остатков старой командно-административной системы в виде чрезмерно большого государственного управленческого и, что важно отметить, служебно-обслуживающего аппарата с необоснованно широкими полномочиями;

− недостатки законодательства, которое должно регулировать решение политических, экономических, социальных, организационно-управленческих проблем предотвращения коррупции и коррупционных деяний, в результате чего правовая база недостаточна для эффективного противодействия злоупотреблениям государственных служащих, сохраняет его превосходство над населением;

− значительное ослабление либо недостаточность государственного контроля за ежедневной, фактической работой государственных гражданских служащих, контроля за их дисциплиной. По мнению А. Н. Долгановой и Е. Г. Букатиной «отсутствие дисциплины и строгого контроля, стали следствием расхлябанности и безответственности практически во всех структурах власти» [3, с. 33];

− процессы изменения форм собственности, приватизации и накопления капитала, произошедшие в конце ХХ века, способствовали возникновению и укреплению определенного «слоя» государственных служащих, которые пришли во власть в нестабильный период развития нашего государства и до сих пор, остающихся у власти. Данными лицами налажены соответствующие коррупционные связи, которые используются не только данными государственными служащими, но и их детьми, достигшими зрелого возраста и поступившими на государственную службу также при помощи этих коррупционных каналов. Следует на данную причину обратить особое внимание, так как она современными исследователями и законодателями практически не учитывается. На её устранение не направлена ни одна мера, реализуемая в рамках Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1]. В России создан механизм конкурсного отбора государственных служащих, но он легко преодолевается должностными лицами, стремящимися устроить своих детей на государственную службу. В связи с этим, считаем необходимым не только совершенствовать правила конкурсного отбора, не только контролировать доходы государственных служащих, но и контролировать порядок допуска к государственной службе детей и других близких родственников должностных лиц;

− распространенность в кадровой политике случаев замещения должностей государственных служащих не на основании их деловых и моральных качеств, а через знакомство по прежней работой, личной преданности, ввиду близости политических предпочтений.

− кумовство, политическое покровительство и тайные договоренности, политический протекционизм, политический спекулятизм, в результате чего формируются личные отношения, ослабляющие механизмы контроля и предотвращения коррупции;

− пассивность правоохранительных и других государственных органов по привлечению виновных в коррупционных проступках к ответственности, что, помимо прочих негативных последствий, становится для чиновничества стимулом безнаказанного совершения коррупционных деяний, приводит к нравственной деформации, укреплению в их сознании корыстной мотивации служебной деятельности. Указанная причина имеет объективно-субъективный характер.

Среди причин коррупции субъективного характера представляется возможным обратить внимание на такие детерминанты, как:

− распространенность в обществе мнения о коррумпированности государственных гражданских служащих, о допустимости, эффективности и неотвратимости коррупционных связей и действий, о нежелании власти бороться с ними и даже попустительство им, что приводит к обратному воздействию на формирование у населения готовности и привычки к использованию коррупционных отношений;

− одной из причин сегодня является моральный кризис значительной части населения, особенно лиц молодого возраста, отсутствие у них соответствующих ценностей, моральных устоев. Субъективной предпосылкой существования коррупции является психологическая допустимость (склонность) определенной части людей удовлетворения жизненных потребностей противоправным способом, в том числе посредством взяточничества;

− отсутствие соответствующего уровня правосознания у самих государственных гражданских служащих. Указанная причина хоть и носит субъективный характер, но она является, по нашему убеждению, самой главной и первостепенной. Именно от самого человека, от его моральных, нравственных, ценностных ориентаций зависит его поведение. Никакие объективные (организационные, правовые, экономические, политические, социальные и т. д.) причины не могут привести к коррупционному поведению, если сам государственный служащий этого не желает и к этому не стремится. Человек, государственный служащий, руководствующийся в жизни (не только на работе, но и в быту) соответствующими моральными ценностями не будет совершать коррупционный проступок.

В результате проведенного, достаточно общего анализа причин коррупции в системе государственной гражданской службы в России, возможно утверждать, что все указанные причины коррупции во взаимодействии выполняют обусловливающие роль и по своему характеру их можно разделить на объективные (политические, экономические, правовые, организационно-управленческие, социальные и т. д.) и субъективные (психологические). Для устранения выявленных причин необходимо принятие комплекса мер правового и организационного характера. Особое внимание при разработке мер противодействия коррупции необходимо уделить устранению причин субъективного характера, к принятию таких мер, которые позволят максимально снизить возможность допуска к государственной службе лиц с низким уровнем правосознания и нравственных ценностей.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупционное поведение, Россия, служащий, субъективный характер, государственная служба, причина, причина коррупции, конкурсный отбор, особое внимание, проведение реформ.


Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, конституционно-правовой статус, органы прокуратуры.

Коррупция в системе государственной службы России представляет серьёзную угрозу национальной безопасности, функционированию публичной власти, затрудняет экономическое развитие и угрожает основам рыночной экономики, ограничивает конкуренцию и свободу экономической деятельности.

В соответствии с исследованиями, проведёнными в 2015 года неправительственной организацией Transparency International, в рейтинге по уровню распространения коррупции из 177 стран Россия находится на 119 месте. По 100-бальной шкале, Российская Федерация получила 28 баллов, этот показатель близок по уровню с показателями таких стран, как Ливан, Азербайджан, Мадагаскар. Средний размер суммы взятки в России равен 145 тысяч рублей. При этом, несмотря на ужесточение наказания за взяточничество, количество случаев получения взяток продолжает расти, выявленных фактов стало больше на 18 %. Растёт средний размер взятки, за период 2014 года он составил 109 тысяч рублей, а за 2015 год сумма увеличилась до 208 тысяч рублей [7].

Коррупция является незаконным, противоправным, общественно опасным деянием, проявляющимся в сфере экономики, политики, социальной деятельности и целом ряде других областей или государственного управления, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [3, с.28; 5, с. 64]

Коррупция -это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; это совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Особенность коррупции в том, что она развивается в сфере управления, в сфере функциональных отношений должностных лиц, она дублирует, замещает собой функциональные отношения должностных лиц. Расширение коррупционной деятельности постоянно втягивает в сферу противоправных отношений все больше участников. Это уже не отдельные криминальные факторы, а противоправное явление в обществе. Она способна проникать во все слои общества.

Принято выделять две формы коррупции: низовую и вершинную. Низовая коррупция -это (мелкая, повседневная); вершинная –это (крупная, элитарная).

Наиболее ощутимые удары наносит она по экономической безопасности страны. В результате продажности чиновников, недобросовестного исполнения ими служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная) даёт почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. В сферу её деятельности вовлечено на постоянной основе более 9 миллионов россиян. Коррупция также приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. В результате — снижение эффективности рынка и дискредитация идеи рыночной конкуренции.

Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85 процентов банков. Практически ни один сектор экономики не защищён от её воздействия.

К наиболее тяжёлым последствиям коррупция приводит в ходе избирательного и бюджетного процессов. Политическая коррупция начинается с выборов, коррупция в ходе выборов приводит к недоверию властям (как избранным, так и нанятым, которые берут пример с народных избранников) и к дискредитации института выборов как общедемократической ценности. Коррупция в бюджетном процессе приводит как к разворовыванию бюджетных денег, так и к потере привлекательности страны для своих и иностранных инвесторов.

Что же касается социальной сферы, то здесь результатами коррупции можно назвать: рост имущественного неравенства, т. к. коррупция подстёгивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счёт наиболее уязвимых слоёв общества и увеличение социальной напряжённости в обществе, бьющей по экономике и угрожающей политической стабильности в стране.

При этом, как указывают А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, В. М. Деревскова: «Лица, обращающиеся к коррумпированным чиновникам, не всегда испытывают угрызения совести по поводу результатов предполагаемой противоправной деятельности, наоборот, многие мотивы связаны с получением положительных эмоций от предстоящего и последующего события, которое возникает в результате противоправных коррупционных контактов. Тем самым, управляемые субъекты, собственными действиями, нередко стимулируют чиновников к коррупционным действиям» [5, с.18]

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью.

Важную роль в противодействии коррупции отводится органам прокуратуры. Поэтому прокурорам, для снижения коррупциогенности государственных и муниципальных нормативных правовых актов, необходимо использовать право нормотворческой инициативы и требовать принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов об обязательном предоставлении региональных и муниципальных актов на прокурорскую проверку. Поскольку в настоящее время предоставление проектов НПА в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы является не обязанностью, а правом органов государственной власти и местного самоуправления [1, с.23].

Кроме того, чтобы снизить уровень коррупции в России, по мнению автора следует провести следующий комплекс мероприятий:

- Дать полную свободу печати СМИ, ведущие свои независимые расследования.

- Создавать различные структуры по контролю за работой чиновников.

- Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений.

- Использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов и др. денежных расчётов.

- Не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать на людей любого социального уровня.

- Увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников.

- Изобличать сотрудников государственной службы во взяточничестве — все население страны должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей страны в долгосрочном периоде.

Также автор согласна с мнением Деревсковой В. М., Евдокимова К. Н., Оноховой В. В., Юрковского А. В. и других ученых, что противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе в РФ должно носить комплексный характер (правовой, экономический, информационный, организационный, материально-технический и др.) с обязательным привлечением институтов гражданского общества (общественные движения, политические партии, профсоюзы, образовательные и научные учреждения) и осуществлением общественного контроля [2, 4, 6].

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, коррупция, Россия, бюджетный процесс, местное самоуправление, орган прокуратуры, организованная преступность, противодействие коррупции, экономическое развитие.


Данная статья посвящена исследованию коррупции в органах государственной власти Российской Федерации, а также выявлению обстоятельств, влияющих на непосредственное состояние коррупции в стране.

Ключевые слова: коррупция, правонарушение, органы государственной власти, должностное лицо, антикоррупционная политика, служебные полномочия.

Проблема коррумпированности в различных направлениях деятельности всегда являлась наиболее острой в современном российском обществе, а коррупция органов государственной власти носит систематический характер и является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

В условиях, когда коррупция прорастает в органах государственной власти, говорить о развитии экономики и всего общества довольно сложно. Когда коррупция является одним из элементов функционирования публичной власти, в том числе во взаимоотношениях с гражданами, вызывая негативные последствия на качество государственного управления, доверие общества к власти и надежда на справедливость дезинтегрируется.

Одной из основных угроз порождения и распространения коррупции является обладание должностным лицом дискреционной властью, которая дает полномочия действовать по своему усмотрению.

Разработка эффективных механизмов выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных преступлений, минимизации и ликвидации их последствий является важнейшим направлением деятельности нашего государства. Хотя выявление и устранение причин коррупционных преступлений является на сегодняшний день не менее важной проблемой и задачей по искоренению коррупционной составляющей в деятельности, как хозяйствующих субъектах, так органов государственной власти.

Чтобы приступить к исследованию коррупции в органах государственной власти и причин ее возникновения, определим само понятие «коррупция». Термин «коррупция» не употреблялся в российском законодательстве вплоть до начала 20 века. Однако интерпретация понятий коррупции и взяточничества в русском языке в 13–14 веках существовала в терминах «лихоимство» и «мздоимство».

Общепринятое понимание коррумпированных действий — это использование должностным лицом своих служебных полномочий и официально-властных возможностей в личных целях и для получения личной выгоды, противоречащих действующему законодательству и канонам морали.

Официальное определение коррупции детально раскрыто в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которое трактуется путем перечисления конкретных преступных деяний, ответственность за которые предусмотрена статьями 201, 204, 285, 290, 291 Уголовного кодекса Российской Федерации [2], а также как иное незаконное использование лицом своего должностного положения в целях получения выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами, вопреки законным интересам общества и государства. [3].

Из определения понятия коррупции видно, что коррупционная составляющая может существовать не только в секторе государственного управления. Однако все же большую угрозу несет в себе коррупция именно в действиях органов государственной власти, поскольку, являясь субъектами по реализации нужд своего населения, они наделены государственно-властными полномочиями по управлению обществом в целом [8, с. 680].

Современная коррупция, прежде всего, проявляется как универсальное социально-правовое явление. Виды коррупции в государственных органах многообразны и многолики. Коррупция может проявляться как в нарушении норм профессиональной этики должностного лица, которые способствуют формированию негативного общественного мнения о государственной службе (приобретение предметов роскоши, криминальное прошлое служащего и др.), так и в виде правонарушения (преступления, административного или дисциплинарного проступка и др.) [10, с. 20].

Наиболее распространенными формами коррупции в органах государственной власти можно назвать: вознаграждения за получение выгодных контрактов, получение денежных средств за размещение государственных заказов, оплаты поездки в заграничную командировку, на отдых за счет средств заинтересованного в решении вопроса лица, скрытого вымогательства взяток, в том числе незаконного вознаграждения за оперативное решение служебного вопроса, выдачу документов и др.

Таким образом, некоторые представители органов государственной власти могут использовать свое служебное положение для решения проблем, либо предоставления преимущественного положения определенным лицам, а взамен получать финансовую выгоду в той или иной форме [11, с. 37].

Наличие властных полномочий и возможность распоряжаться государственными и общественными ресурсами, такими как бюджетные средства, государственная собственность, государственные заказы или льготы, приводит государственных служащих к искушению использовать их для собственной выгоды и в своих интересах [5, с. 22].

Если рассмотреть коррупционную составляющую с позиции правовой особенности деятельности аппарата управления государственных органов, то в большей степени она связана со знанием и умением воспользоваться несовершенствами определенных норм законодательных актов в политических, корыстных, личных и иных целях.

В связи с чем, одной из причин возникновения коррупционных составляющих в действиях должных лиц органов власти является нечеткие формулировки законодательства, несогласованность и неясность норм действующих законов, коллизии норм права, позволяющие государственным служащим трактовать их в свою пользу в корыстных целях и косвенно стимулирующие к противоправным коррупционным деяниям.

Ко всему прочему, недостаточность и отсутствие четких процессуальных норм в регламентации деятельности должностных лиц приводит не только к совершению коррупционных преступлений, но и к невозможности дать правоприменителем уголовно-правовую оценку конкретного деяния.

Хотелось бы отметить, что кадровая коррупция в системе государственного управления также приносит значительный вред как обществу в целом, так и отдельным его составляющим [7, с. 53]. Примером такой коррупции является неофициальный конкурс на замещение государственных должностей, который проводится исходя из корыстных интересов соискателя и заинтересованного в получении этой должности лица, а не из уровня профессионализма и профессиональных характеристик претендента на замещение должности государственного служащего.

Одними из основных задач кадровой политики, осуществляющей эффективное функционирование органов государственной власти, должны являться: активное привлечение на государственную службу высококвалифицированных специалистов, создание условий для повышения уровня их правосознания, антикоррупционное просвещение и разъяснение антикоррупционных стандартов и др.

Таким образом, продуманная, взвешенная и грамотная кадровая политика может способствовать повышению эффективности противодействия коррупции и предотвращению возникновения коррупционных составляющих служащими при исполнении служебных полномочий.

Об этом также говорит Магомедов К. О. в своей статье, где, проведя анализ эффективности противодействия коррупции в государственных органах власти, с использованием данных репрезентативных социологических исследований, проведенных в 2012–2013 гг., приходит к выводу, что «наибольший эффект в борьбе с коррупцией может дать взвешенная и современная по социально-технологическому оснащению кадровая политика, а также мотивация государственных гражданских служащих на антикоррупционное поведение» [6, с. 209].

Безусловно, правовую основу противодействия коррупции в Российской Федерации составляет высший нормативно правовой акт — Конституция РФ, согласно которой органы государственной власти обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а народ, осуществляет свою власть через органы государственной власти [1]. В связи с чем, для профилактики и противодействия коррупции необходимо создать такие механизмы, которые позволят гражданам и общественным объединениям проводить антикоррупционный мониторинг, получить открытый и быстрый доступ к актуальной информации о деятельности органов государственной власти и должностных лиц, осуществлять общественный контроль.

Стоит отметить, что на сегодняшний день на федеральном уровне насчитывается около 30 нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией. Из основных, можно назвать Федеральный закон от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов», Указ Президента РФ от 19.05. 2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции», Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы» и иные. Так, в Национальном плане противодействия коррупции на 2018–2020 годы [4], уточняется программа действий как органов государственной власти, так общественных объединений и граждан по борьбе с коррупционными преступлениями. В настоящем плане, одной из мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания, является совершенствование взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих противодействие коррупции, с субъектами общественного контроля.

И несмотря на эти, законодательно закрепленные, антикоррупционные механизмы, на сегодняшний день практически отсутствует в открытом доступе объективные показатели коррупционной ситуации в стране, в том числе отсутствуют конкретные показатели коррупционных преступлений, совершенных именно органами государственной власти, из общего числа коррумпированных деяний. В связи с чем, считаю необходимым создать новые механизмы взаимодействия между обществом и публичной властью, повысить значимость общественной антикоррупционной деятельности, с возможностью влияния на власть общественных объединений и граждан, а также создать прозрачную, открытую и централизованную систему государственного мониторинга коррупционной ситуации.

Подведя итог, можно отметить, что для достижения положительных результатов в области противодействия коррупции в системе органов государственной власти антикоррупционная политика должна содержать в себе комплекс мероприятий как по пресечению коррупционных преступлений, так и их профилактику, путем минимизации прецедентов, связанных с коррупционными деяниями чиновников.

Стоит полагать, что основная проблема антикоррупционной политики состоит в том, что органы, которые призваны искоренять причины и условия, порождающие коррупцию, предотвращать и пресекать правонарушения коррупционной направленности, зачастую сами становятся фигурантами данных противоправных деяний, в том числе в условиях отсутствия конкретизации в понимании роли органов государственной власти в противодействии коррупции.

Можно отметить лишь одно, нынешняя антикоррупционная политика нуждается в совершенствовании как законодательства в целом, так и механизмов государственного управления.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коррупция, орган, государственное управление, должностное лицо, преступление, Российская Федерация, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, антикоррупционное поведение.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: