В системе гас правосудие предусмотрено сколько контуров

Обновлено: 25.04.2024

Л.А.Юхневич,
директор Федерального государственного унитарного
предприятия «Научно-исследовательский институт «Восход»

В последнее время вряд ли можно найти хотя бы одного квалифицированного российского судью, который бы не слышал о ГАС «Правосудие». Что же это такое?

Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» -это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Она будет обеспечивать информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и ограничениями на распространение информации.

В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, были поставлены задачи формирования единого информационного пространства, реализации конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. Именно этой программой было предусмотрено создание ГАС «Правосудие» в интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

В начале 2004 года Судебным департаментом был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание системы. Победителем стал наш институт - ведущий государственный системный интегратор в сфере информационных технологий, создавший не одну крупную автоматизированную систему государственного значения (наиболее известная разработка ФГУП НИИ «Восход» - ГАС «Выборы»).

Создание ГАС «Правосудие» должно способствовать достижению следующих целей:

    поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества судебных документов;
  • сокращение сроков рассмотрения дел и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;
  • повышение эффективности судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики ;
  • повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний;
  • повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел;
  • обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации;
  • обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике;
  • обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории;
  • повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности; обеспечение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее предоставления;
  • создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
  • обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности;
  • повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России;
  • создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС «Правосудие»;
  • обеспечение вхождения в информационное пространство системы органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями – Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

С учетом многообразия и масштабности задач и целей ГАС «Правосудие» и спроектирована как система, имеющая многоуровневую иерархическую структуру, соответствующую уровням иерархии судов общей юрисдикции и Системы судебного департамента. Объектами автоматизации являются центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, районные (городские) суды и гарнизонные военные суды, где устанавливаются специализированные программно-технические комплексы. Разрабатываются и модернизируются 27 функциональных и обеспечивающих подсистем.

Например, «Судебное делопроизводство и статистика» –это подсистема, обеспечивающая автоматизированное судебное делопроизводство, документооборот и ведение электронных архивов судебных дел, баз данных по судимости, а также сбор, контроль, обработку, хранение, анализ и представление данных судебной статистики. В подсистему входит технологическое обеспечение записи протоколов судебных заседаний, включая автоматизированную звукозапись хода судебного заседания и архивацию материалов.

«Банк судебных решений (судебной практики)» – подсистема автоматизированного сбора и анализа решений судов, систематизации сведений о прецедентах судебных решений, аналитической обработки и тиражирования обобщенных данных судебной практики, оперативного обмена этими данными между судами разных инстанций.

«Право» – подсистема, обеспечивающая доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии, информирование судей, судейских коллегий и органов Судебного департамента о правовых нормах и результатах обобщения судебной практики.

«Финансы» – подсистема, автоматизирующая процессы бухгалтерского учета и отчетности, обработку оборотных балансов и формирование сводной отчетности судов и органов Судебного департамента. Ведение баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций. Подсистема включает в свой состав средства учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.

«Кадры» – подсистема автоматизации деятельности кадровых органов Судебного департамента и судов, учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и фактическом кадровом составе.

«Видеоконференцсвязь» – подсистема, обеспечивающая рассмотрение в судах кассационных и иных жалоб с использованием технологии видеоконференцсвязи.

«Документооборот» – подсистема, обеспечивающая автоматизацию процессов делопроизводства, документооборота и ведения архива с документальным оформлением каждого этапа жизненного цикла документа.

«Ведомственная статистика Судебного департамента» – подсистема, обеспечивающая автоматизированный сбор, контроль, обработку, формирование и хранение данных ведомственной статистики Судебного департамента, формируемых из баз данных функциональных подсистем Судебного департамента и его территориальных органов, в том числе аналитических материалов.

«Обучение» – подсистема, предназначенная для информационной и технической поддержки процессов разработки и реализации программ профессионального образования кадров с использованием компьютерных средств дистанционного обучения.

«Обращения граждан» – подсистема автоматизированной регистрации сведений о предложениях, жалобах, заявлениях граждан (организаций и учреждений), постановки их на контроль, анализа своевременного рассмотрения поступающих предложений, жалоб и заявлений, формирования справок и статистических материалов о работе с обращениями граждан.

«Недвижимость» – подсистема учета, контроля и управления недвижимостью. В подсистеме организуется автоматизированный учет объектов недвижимости судов и органов Судебного департамента в зависимости от необходимых данных, обновляемых и пополняемых по мере изменения информации об объектах недвижимости.

И, пожалуй, особое место занимает подсистема «Судейское сообщество», обеспечивающая учет, систематизацию и автоматизированную обработку информации для органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации). Решение о создании этой подсистемы было принято с учетом значения деятельности органов судейского сообщества для всей судебной системы России. «Судейское сообщество» объединит информационные ресурсы всех регионов и даст возможность органам судейского сообщества публиковать сведения о своей деятельности, которые будут располагаться в одном месте, интегрированы между собой, использовать единую поисковую систему и, как следствие, представляют собой наиболее удобный информационный ресурс.

В него войдут важнейшие разделы:

Помимо функциональных подсистем в ГАС "Правосудие" включены несколько типовых функциональных и обеспечивающих подсистем:

  • Интернет-портал;
  • подсистема отображения информации коллективного пользования;
  • подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания и некоторые другие.

Учитывая важность безотказной и эффективной работы всей системы и потенциальные угрозы, в ГАС «Правосудие» предусмотрена реализация трехконтурной системы безопасности. В ней будут присутствовать три информационных контура безопасности –публичный, ведомственный и защищенный.

Информационная связность публичных контуров безопасности обеспечивается через Интернет посредством электронной почты и web-сервисов.

Открытая информация циркулирует между всеми контурами: публичным, ведомственным и защищенным. Обмен информацией через Интернет осуществляется только из публичного контура через межсетевые экраны.

Информация ограниченного распространения циркулирует между ведомственным и защищенным контурами. Обмен информацией происходит через специально создаваемую ведомственную среду взаимодействия, то есть наложенную на существующие каналы связи защищенную сеть.

Информация, составляющая государственную тайну, циркулирует только между защищенными контурами.

Создание и внедрение ГАС «Правосудие» проходит в три основных этапа с соблюдением всех государственных норм и стандартов создания автоматизированных систем.

На первом этапе (вторая половина 2004 года) ФГУП НИИ «Восход» было проведено обследование состояния информатизации судебной системы, подготовлены и согласованы с Судебным департаментом частные технические задания (ЧТЗ) на все 27 подсистем, создана опытная зона для отработки научно-технических решений. По результатам отработки технических решений подготовлен технорабочий проект, по которому создаётся система.

Для регионов в 2004 году заметным сигналом о создании ГАС «Правосудие» стали осуществляемые ФГУП НИИ «Восход» и созданной им кооперацией из почти 40 ведущих российских предприятий в сфере информатизации мероприятия по развёртыванию нескольких тысяч рабочих мест в локальных вычислительных сетях судов и управлений Судебного департамента, поставка технических средств (персональные компьютеры и сервера для последующего внедрения).

После утверждения технорабочего проекта основными работами второго этапа (2005 год) стали разработка специального программного обеспечения большинства подсистем ГАС «Правосудие», продолжение развёртывания локальных вычислительных сетей и поставка технических средств для последующего внедрения. Кроме этого будет поставлено лицензионное программное обеспечение – системы управления базами данных, пакеты офисных программ, антивирусные программы и некоторые другие.

В 2005 году будет также решена задач полного охвата судов уровня субъекта РФ подсистемой видеоконференцсвязи: запланирована установка 50 комплектов видеоконференцсвязи.

На третьем этапе (2006 год) произойдёт завершение работ по созданию специального программного обеспечения ГАС «Правосудие» и полномасштабное внедрение системы, после чего состоятся приёмочные испытания.

Все это время будет проводится обучение работников судов и управлений Судебного департамента на базе Научно-учебного центра ФГУП НИИ «Восход» с привлечением региональных учебных центров, где планируется обучить до 5 тысяч человек.

Мы убеждены, что создание и внедрение ГАС «Правосудие» будет для каждого суда и каждого судьи России означать новые эффективные возможности осуществления скорого и справедливого правосудия.

Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о гас правосудие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Положение о гас правосудие

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 214 "Выдача и направление копий решения суда" ГПК РФ "Пункт 7.6 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 года N 36 (далее Инструкция), в редакции, действовавшей на день принятия решения, устанавливает, что лицам, участвующим в гражданском деле, но не присутствующим в судебном заседании, - гражданам копии решения суда высылаются уполномоченным работником аппарата суда на бумажном носителе не позднее чем через пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. При наличии их ходатайства или с их согласия, выраженного в письменном заявлении или при подаче обращения в суд в электронном виде, копии решения суда высылаются уполномоченным работником аппарата суда посредством их размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа посредством ГАС "Правосудие" с учетом положений пункта 2.1.9 настоящей Инструкции (статья 214 ГПК РФ) и не позднее истечения срока, установленного процессуальным законодательством."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Положение о гас правосудие

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Информационные технологии и обеспечение прав участников гражданского судопроизводства
(Зайченко Е.В.)
("Статут", 2019) Концепция информатизации системы судов общей юрисдикции посредством создания системы государственной автоматизированной системы "Правосудие" (далее - ГАС "Правосудие") была первоначально отражена в Положении по созданию и сопровождению официальных интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации, утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 24.11.2004, еще задолго до принятия Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Закон об обеспечении доступа к информации). Однако какие-либо нормы о размещении информации на сайтах судов в процессуальных кодексах закреплены не были.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Право на судебную защиту и доступ к суду в условиях информатизации и цифровизации: значение опыта стран общего права для России
(Гриценко Е.В., Ялунер Ю.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 3) Пункт 2.1 Положения об организации эксплуатации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17 марта 2014 года N 52.

29 сентября 2014 г. состоялось интервью с генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Александром Владимировичем Гусевым, который ответил на вопросы корреспондента компании "КонсультантПлюс" о приоритетных направлениях в сфере развития Государственной автоматизированной системы "Правосудие", а также дальнейших планах внедрения и совершенствования информационных технологий в деятельности российских судов.

2

КонсультантПлюс: Александр Владимирович, за последние годы Судебным департаментом была проведена масштабная работа по созданию единого информационного пространства судов. Как Вы оцениваете уровень информатизации судебной системы на сегодняшний день? Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах внедрения информационных технологий в деятельность российских судов.

Александр Владимирович Гусев: Сейчас можно с уверенностью сказать, что утвержденная постановлением Совета судей Российской Федерации в апреле 2002 года концепция информатизации судов и системы Судебного департамента была полностью выполнена. С введением в эксплуатацию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации (ГАС) "Правосудие" все ключевые задачи, заложенные в концепции, успешно реализованы.

Развитие и широкое применение информационных технологий в деятельности российских судов - наша главная задача. Для удовлетворения постоянно возрастающей потребности общества в информации обо всех аспектах деятельности судебной системы требуется дальнейшее развитие ГАС "Правосудие". Помимо включения в единое информационное пространство арбитражных судов и совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия, ключевыми задачами являются модернизация программно-аппаратной среды, внедрение современной инженерной инфраструктуры на базе "облачных технологий", центров обработки данных и широкополосных каналов связи, развитие механизмов сквозного юридически значимого электронного документооборота.

Информатизация российских судов включает в себя и работы по повышению эффективности взаимодействия судов с гражданами и организациями за счет дальнейшего развития "электронного правосудия". Планируется, что со временем участники судебного процесса будут иметь возможность подавать документы в суд в электронном виде 24 часа в сутки, не тратя время на ожидание в очередях, а также получать электронные копии материалов дела и другие документы. Все это позволит оптимизировать работу судов, снизить нагрузку на работников аппарата, минимизировать бумажный документооборот, сократить расходование бюджетных средств и в конечном счете перевести суды на максимально высокий уровень информатизации.

КонсультантПлюс: Можно ли говорить о том, что отечественная судебная система полностью перешла на электронный документооборот?

Александр Владимирович: Судебным департаментом проводятся мероприятия по введению отдельных элементов "электронного делопроизводства" в судах.

В прошлом году нами внесены изменения и дополнения в инструкции по судебному делопроизводству в областных и районных судах. Этими изменениями предусмотрено ведение журналов и учетно-статистических карточек в электронном виде средствами ГАС "Правосудие".

С применением специального программного обеспечения ГАС "Правосудие" автоматизирован процесс судебного делопроизводства, полностью учитывающий движение дел - с момента поступления их в суд и до обращения к исполнению вступивших в законную силу судебных актов с последующей передачей законченных производством дел в архив. Ведутся соответствующие базы данных. Данное программное обеспечение позволило также автоматизировать процесс отображения информации о движении судебных дел на официальных сайтах судов, подготовки текстов судебных актов к публикации.

Принят временный регламент перевода документов судов общей юрисдикции в электронный вид, которым установлен порядок сканирования итоговых судебных актов и размещения их в электронном хранилище "Банк судебных решений" ГАС "Правосудие". В дальнейшем это позволит сформировать объединенный банк данных судебных решений.

Подготовлен проект нормативного акта по ведению судами общей юрисдикции электронного архива, регулирующий вопросы формирования текущего архива и перевода сформированного архива судебных документов в электронный вид, а также информационного взаимодействия между судами всех уровней. Апробировать новую автоматизированную систему ведения судебного делопроизводства планируется в Нижегородской и Пензенской областях после доработки в 2015 году.

Однако окончательно перейти на электронный документооборот в судах не представляется возможным, так как для приема и передачи электронных документов участниками информационного взаимодействия необходимы не только каналы связи и средства защиты информации от несанкционированного доступа. Необходимо также законодательное закрепление юридической значимости судебных документов электронной цифровой подписью, как того требует Федеральный закон "Об электронной подписи". А это возможно только при условии внесения изменений в действующее процессуальное законодательство, так как в настоящее время судопроизводство основано на применении традиционных бумажных носителей.

С этой целью Минюстом России при непосредственном участии Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента разработан законопроект, регламентирующий применение электронных документов в деятельности органов судебной власти, органов предварительного расследования, прокуратуры и нотариата.

КонсультантПлюс: Расскажите, как выстроена система межведомственного электронного взаимодействия судов с органами исполнительной власти?

Александр Владимирович: Взаимодействие судов с органами исполнительной власти строится с учетом особенностей каждого ведомства. Естественно, что первоочередной задачей для Судебного департамента является создание эффективной системы взаимодействия судов с правоохранительными органами при подаче в электронном виде материалов в суд. Это необходимо для снижения нагрузки на работников аппаратов судов, которая вызвана огромными объемами документов, поступающих в суд. С этой целью ведутся разработки программного обеспечения автоматизированного судебного делопроизводства, реализующего возможности передачи документов из правоохранительных органов в суд и обратно из суда исключительно в электронном виде.

Таким образом, будут созданы все необходимые условия для обеспечения взаимодействия информационной системы судов с информационными системами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФССП России, ФСИН России и другими заинтересованными структурами.

1

КонсультантПлюс: Начал работу объединенный Верховный Суд Российской Федерации. Какие приоритетные задачи в области информатизации стоят перед Судебным департаментом в связи с созданием единой системы правосудия?

Александр Владимирович: Как вы знаете, с объединением высших судов организационное обеспечение деятельности арбитражных судов стало функцией Судебного департамента. В системе арбитражных судов отсутствует единая автоматизированная система, подобная ГАС "Правосудие". Так что сегодня перед нами стоит задача интеграции в уже действующую структуру около 50 различных информационных систем арбитражных судов. Вы понимаете, что в организационном и в большей степени в техническом отношении это очень непростая задача. Созданные в арбитражных судах информационные системы отличаются не только от ныне действующих в ГАС "Правосудие", но и зачастую даже друг от друга. Они выполнены с применением различных технических решений, имеют свой собственный состав программных и технических средств, а также сложную систему внутреннего взаимодействия. Если информационные системы арбитражных судов построены по принципу максимальной централизации, то ГАС "Правосудие" ввиду большого масштаба - по территориально-распределенному принципу, с обработкой и хранением данных непосредственно в самих судах.

В настоящее время анализируются особенности всех информационных систем арбитражных судов, их технические характеристики, принципы и способы взаимодействия как между собой, так и с внешними системами других органов власти. Для их дальнейшей интеграции необходимо выполнить большой объем подготовительных работ, и только лишь после этого можно будет говорить о перспективах создания в информационном пространстве единой системы электронного правосудия.

КонсультантПлюс: Проводит ли Судебный департамент исследования, какие категории пользователей и какими информационными ресурсами ГАС "Правосудие" пользуются наиболее активно? Какой электронный сервис востребован больше всего?

Александр Владимирович: Основные запросы от граждан касаются поиска информации о местонахождении суда, времени его работы, поиска информации по конкретному делу, а также итоговых судебных актов. Среди пользователей ГАС "Правосудие" можно выделить несколько основных категорий - это участники судебных процессов, их законные представители, адвокаты, а также юристы-ученые, преподаватели юридических вузов, студенты и курсанты. Один из самых востребованных ресурсов ГАС "Правосудие", который размещен на официальном сайте Судебного департамента, содержит сводную статистическую информацию о деятельности судов.

Проводимое Судебным департаментом по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации статистическое наблюдение о деятельности судов по всем видам производств и судебным инстанциям содержит сотни тысяч статистических показателей. Ежегодно Федеральное электронное хранилище судебной статистики пополняется более чем 70 млн статистическими данными. Кроме того, формируется база данных по судимости - это почти миллион записей. Судебная статистика также предоставляется по запросам государственных органов, научных и учебных учреждений, а также по запросам, поступающим через сайт Судебного департамента. Число запросов растет год от года: в 2013 году поступило более 300 обращений, в этом году уже по состоянию на август их число сравнялось с количеством обращений, поступивших в 2013 году.

Активно используется видео-конференц-связь для граждан, находящихся в исправительных учреждениях ФСИН России, а также смс-информирование, с помощью которого любого участника судебного процесса с его согласия можно уведомить о времени и дате заседания суда.

КонсультантПлюс: Включена ли в планы Судебного департамента по дальнейшей информатизации судов разработка приложений для мобильных телефонов и планшетов?

Александр Владимирович: Разработка приложений для всевозможных мобильных устройств предусмотрена в рамках развития ГАС "Правосудие" наряду с внедрением так называемых портальных "облачных" технологий. В настоящее время уже действуют версии сайтов судов для мобильных пользователей.

КонсультантПлюс: Наряду с обеспечением прозрачности и открытости судебной системы не стоит забывать и о таком актуальном на сегодняшний день вопросе, как информационная безопасность. Расскажите, пожалуйста, какие меры принимает ваше ведомство для защиты информационных ресурсов и обеспечения сохранности, доступности и целостности данных?

Александр Владимирович: В целях обеспечения информационной безопасности данных в ГАС "Правосудие" обеспечено функционирование двух основных контуров - публичного и ведомственного. В публичном информационном контуре обрабатываются только общедоступные данные. Доступ к ним открыт через интернет-портал ГАС "Правосудие" неограниченному кругу лиц. В свою очередь служебная информация обрабатывается в ведомственном контуре, доступ к которому имеют должностные лица в соответствии со своими полномочиями.

Техническая реализация решений по обеспечению безопасности информации базируется на сертифицированных программно-технических средствах. Участники информационного взаимодействия, осуществляющие прием и передачу документов в электронной форме по выделенным каналам связи, используют средства, обеспечивающие защиту информации от несанкционированного доступа. Также регламентирован доступ прокуроров, адвокатов и иных участников судопроизводства к электронным копиям судебных документов. Все эти меры обеспечивают достоверность и сохранность данных в системе ГАС "Правосудие".

А в целом реализация задач по дальнейшему развитию и модернизации информационных технологий на базе ГАС "Правосудие" позволит выйти на качественно более высокий уровень в деле информатизации судов и формирования единого информационного пространства судебной системы.

КонсультантПлюс: Мы благодарим Вас за интересные и содержательные ответы.

Интервью подготовлено корреспондентом компании "КонсультантПлюс" А. Епифановой
Фото - Т. Тверецкий

Подборка наиболее важных документов по запросу Подсистемы ГАС Правосудие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Подсистемы ГАС Правосудие

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Председатель федерального суда общей юрисдикции в системе организации ведения судебного делопроизводства
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2020, N 4) - определяет обязанности ответственных работников аппарата суда по приему документов в электронном виде в подсистеме ГАС "Правосудие" (п. 2.1.2 Инструкции по делопроизводству в районном суде);

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Информатизация правоприменительной деятельности как фактор совершенствования механизмов упрощенного судопроизводства в гражданском процессе
(Хисамов А.Х., Шакирьянов Р.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 8) Можно констатировать, что в настоящее время нормативно обеспечен системно-единообразный подход к вопросам обеспечения доступа к правосудию по делам, рассматриваемым мировыми судьями и судьями федеральных судов общей юрисдикции как в порядке общеискового, так и в упрощенных видах судопроизводства. Вместе с тем существующие в настоящее время технологические проблемы реализации данного принципа в связи с использованием мировыми судьями ПИ Амирс и Крок, не интегрированных в своем функционировании с подсистемами ГАС "Правосудие", реализующими возможность на подачи документов в электронном виде через официальный сайт суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, выступают, безусловно, актуальным направлением совершенствования данного компонента.

Нормативные акты: Подсистемы ГАС Правосудие

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 N 161
(ред. от 24.12.2021)
"Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов" Документы, принятые работником приемной суда, подлежат регистрации в соответствующих подсистемах ГАС "Правосудие" (ПИ "Документооборот и обращения граждан", ПИ "Судебная корреспонденция" и др.), иных автоматизированных системах ведения судебного делопроизводства, после чего формируется и распечатывается соответствующий реестр и осуществляется передача в день приема по принадлежности под расписку лицу, непосредственно которому переданы документы, с указанием фамилии, инициалов и занимаемой им должности, а в исключительных случаях - не позднее 10.00 следующего рабочего дня, а в случаях, если законодательством Российской Федерации установлены сокращенные сроки рассмотрения определенных категорий дел, - незамедлительно. В случае если работником приемной суда приняты документы по конкретному делу непосредственно в день, на который назначено рассмотрение соответствующего дела, данные документы подлежат передаче по принадлежности незамедлительно.


После вступления в силу Федерального Закона от 23 июня 2016 года № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» появилось множество вопросов относительно нового порядка подачи документов в суды общей юрисдикции через ГАС «Правосудие».

В связи с этим, команда правового партнерства «Ефимов и партнеры» решила подробно рассмотреть и описать порядок и некоторые вопросы подачи документов через интернет в суды общей юрисдикции.

Верховный суд РФ тремя различными приказами утвердил правила, по которым с 1 января регламентируется новый порядок подачи документов в Верховный суд Российской Федерации, Арбитражный суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции через Интернет.

Относительно судов общей юрисдикции действует Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 года №251 в соответствии с положениями которого и происходит подача документов в суды общей юрисдикции через Интернет.

Прежде всего необходимо пройти процедуру регистрации в ЕСИА на портале «Государственные услуги», нажав на кнопку зарегистрироваться.

ЕСИА – это Единая Система Идентификации и Аутентификации, авторизация в которой является простой электронной подписью при подаче документов (о видах электронной подписи расскажем позже).

На портале «Государственные услуги» существует три типа учетных записей:

От того какой у вас тип учетной записи зависит количество услуг, которыми можно воспользоваться с помощью портала «Государственные услуги». Поэтому, регистрация в ЕСИА поможет не только в подаче документов в суд через Интернет, но и при получении различных государственных услуг (подробнее о ЕСИА, подробнее о видах учетных записей).

Примечание: подтвержденная учетная запись позволяет получить полный доступ к государственным услугам и воспользоваться системой ГАС «Правосудие». Подтвержденная учетная запись поможет Вам значительно сэкономить как время, так в некоторых случаях и нервы при обращении за различными государственными услугами. Поэтому мы рекомендуем пользоваться подтвержденной учетной записью ЕСИА.

Подача документов в суд

Для подачи документов в суды общей юрисдикции через Интернет необходимо воспользоваться системой ГАС «Правосудие». Для этого заходим на портал системы, в правом верхнем углу нажимаем «вход». Для входа и авторизации в системе используется Ваша учетная запись в Единой Системе Идентификации и Аутентификации, которую Вы зарегистрировали ранее на портале «Государственные услуги».


После страницы входа в ГАС «Правосудие» попадаем на следующую страницу. Ставим галочку в подтверждение того, что мы соглашаемся с условиями Пользовательского соглашения и обработкой персональных данных. Нажимаем «войти» и вводим свои данные аккаунта ЕСИА. Войти в систему ГАС «Правосудие» можно и с помощью электронной подписи.


Далее попадаем на первую страницу и вместо кнопки «вход» уже появилась наша фамилия и инициалы. Нажимаем «подать обращение» либо вкладку «новое обращение» в соответствующем разделе.


После нажатия вкладки «подать обращение» попадаем на страницу, где нам необходимо выбрать вид нашего обращения. Стоит отметить, что система на данный момент не работает с мировыми судьями и делами, связанными с КоАП РФ. На выбор у нас подача заявлений в рамках КАС и обычные гражданские дела. Мы выбрали вкладку «Заявление по иным производствам»


Далее попадаем на страницу формирования заявления. Наши данные из ЕСИА автоматически вводятся в соответствующие поля (персональные данные по понятным причинам скрыты). Нам остается добавить доверенность, ввести данные заявителя, выбрать суд, добавить заявление и приложения к нему. После чего нажимаем «сформировать запрос».

Для подачи заявлений в арбитражный суд по-прежнему действует система «Мой арбитр». Поэтому нажав «Обращение в арбитражный суд» система направит нас в «Мой арбитр».


Черновики обращений, ранее поданные обращения, их движение отображаются во вкладке «История обращений». В данной вкладке отображается само обращение, суд в который подано заявление, вид заявления и его текущий статус. Как мы можем видеть административное исковое заявление имеет статус «Принято к производству», а заявление по иным производствам статус «Технический отказ в приеме обращения». Это связано с отсутствием технической возможности принимать заявления через систему ГАС «Правосудие» в данном суде, а не с ошибками в подаче или оформлении документации (о техническом отказе поговорим позже).


В суды общей юрисдикции через систему ГАС «Правосудие» можно подавать как электронный образ документа (то есть обыкновенную скан-копию документа) так и электронный документ (то есть документ который изначально создается не на бумаге, а в электронной форме).

Электронные образы документов, которые мы подаем через систему ГАС «Правосудие» нужно скрепить электронной подписью (простой или усиленной квалифицированной).

К электронным образам документов, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно приложить доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия лица на подачу документов (например, доверенность в которой указаны полномочия этого лица на подачу документов в суд либо на ведение дел в суде). В противном случае в принятии документов Вам будет отказано.

Электронный образ документа создается с помощью средств сканирования. Сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм). Файл электронного образа документа должен быть в формате PDF, его размер не должен превышать 30 Мб.

Полный перечень требований к электронным образам документов, электронным документам описывается в пунктах 2.2, 2.3 Приказа Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 года №251. Рекомендуем дополнительно ознакомится с данным Приказом.

Электронная подпись. Виды электронных подписей. Порядок использования электронных подписей в зависимости от вида документов.

Электронная подпись – это замена рукописной подписи. Электронные подписи (ЭП) подразделяются на следующие виды: Простую и Усиленную. Усиленная в свою очередь на Квалифицированную и Неквалифицированную.

Для создания и проверки подлинности Электронной подписи нужен ключ электронной подписи. Ключом электронной подписи является уникальная последовательность символов с помощью которой и проверяется подлинность электронной подписи.

В пункте 1.3 Порядка говорится о том, что в качестве ключа простой ЭП используется учетная запись физического лица ЕСИА. То есть, если лицо пришло авторизацию на портале «Государственные услуги», то электронные образы документов (то есть скан-копии бумажных документов), которые оно отправит в суд автоматически будут заверены простой электронной подписью.

Примечание: возвращаясь к вышесказанному, еще раз отметим, что необходимо отличать между собой понятия электронный образ документа и электронный документ, от типа документа зависит порядок его скрепления определенным видом электронной подписи.

Электронные образы документов нужно заверять простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной подписью, а электронные документы – только усиленной квалифицированной подписью.

Электронные документы должно подписать электронной подписью лицо, которое указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее. (то есть автор электронного документа должен подписывать документ УКЭП).

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания электронный документ не менялся.

УКЭП должна быть в отдельном файле (отсоединенная электронная подпись), присоединенная подпись не допускается.

Существует перечень документов, которые можно подать через систему ГАС «Правосудие», только если они будут скреплены усиленной квалифицированной электронной подписью. К ним относятся:

  1. заявление об обеспечении иска (ч. 1 ст. 139 ГПК РФ);
  2. заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 1.1 ст. 86 КАС РФ);
  3. исковое заявление, которое содержит ходатайство об обеспечении иска (ч. 4 ст. 131 ГПК РФ);
  4. административное исковое заявление, которое содержит ходатайство о применении мер предварительной защиты (ч. 9 ст. 125 КАС РФ);
  5. ходатайство о приостановлении исполнения судебных постановлений (ч. 1 ст. 381, ч. 1 ст. 391.5 ГПК РФ).

Более подробно об электронной подписи можно узнать из Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи»

Технический отказ в приеме обращения. Причины.

Существуют основания для отказа в принятии документов через систему ГАС «Правосудие». Технический отказ мы получим в случае, если документы, поданные через систему в суд не соответствуют положениям пункта 4.5 Приказа.

Кроме того, положения Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, Гражданского Процессуального Кодекса РФ и Кодекса Административного Судопроизводства РФ в новой редакции применяются только при наличии в судах технической возможности (часть 4 статьи 12 Закона № 220-ФЗ).

Это означает, что если, к примеру, в суде общей юрисдикции нет возможности получать документы в электронном виде или извещать участников процесса через Интернет, то суд продолжит работать по прежним правилам. Соответственно в данном случае мы также получим «Технический отказ в приеме обращения».

Оставление обращений без движения. Заключительные положения.

Необходимо понимать, что электронные образы документов, представленные в суд общей юрисдикции, в любом случае нужно будет представлять в оригинале вне зависимости от вида электронной подписи которой подписан документ. Это связано с тем, что суду необходимо установить имеется ли оригинал такого электронного образа документа, что вполне логично.

Кроме того, бывают случаи, когда судьи оставляют обращение без движения мотивировав это тем, что копии документов для ответчика и третьих лиц не представлены. Для того, чтобы исковое заявление не оставили без движения порядок, предусмотренный статьей 132 ГПК РФ о количестве копий по числу лиц можно выполнить путем почтового отправления данных копий ответчику и третьим лицам, приложив к заявлению копию квитанции об отправке. Однако, данный метод никак не предусмотрен. Исходя из смысла Приказа применять его мы не рекомендуем. Суд самостоятельно должен распечатывать необходимые копии документов.

Без движения оставляют обращения, к которым не приложены оригиналы квитанций об уплате государственной пошлины.

Исходя из смысла нового порядка, а также смысла статьи 132 ГПК РФ квитанции об оплате госпошлины могут быть представлены в предварительное судебное заседание, так как оригиналы в электронном виде подать не представляется возможным (аналогично копиям материалов по числу лиц). Таким образом, судьи, вероятно из-за новизны, незнания и непонимания системы, оставляют обращения без движения.

Мы настоятельно рекомендуем Вам создавать правильные прецеденты использования нового порядка подачи документов. Именно мы с Вами стоим у истоков новой системы подачи документов, нам и предстоит, несмотря на некомпетентность и невежество некоторых сотрудников, совершенствовать и притворять ее в жизнь. Верим, что в ближайшее время новый порядок подачи документов будет в полной мере доведен до сотрудников суда, а нерешенные и спорные вопросы регламентируются в полном объеме.

Правовое партнерство «Ефимов и партнеры» оказывает услуги по правовому сопровождению судебных споров по всей России: административные, коммерческие, корпоративные, трудовые и прочие споры в судах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: