Законность это принцип государственного руководства

Обновлено: 28.03.2024

Законность — комплексное (принцип, метод, режим) социально-правовое явление, характеризующее организацию и функционирование общества и государства на правовых началах.

Термин «законность» является производным от термина «закон» и, будучи комплексным понятием, охватывает все стороны жизни права — от его роли в создании закона до реализации его норм в юридической практике. Законность отражает правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства, права и общества. Требование законности в равной мере относится к высшим органам государственной власти, к иным государственным органам, которые принимают в рамках своей компетенции подзаконные акты (сфера правотворчества), к непосредственным исполнителям законов — должностным лицам, а также к общественным организациям, коммерческим корпорациям, гражданам (сфера правореализации).

Законность характеризуется единством двух признаков: внешнего (формального) — обязанностью исполнять предписания законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями; внутреннего (сущностного) — наличием научно обоснованных и соответствующих праву законов; качеством законов.

Важно не только соблюдать законы, но и создавать справедливые, т.е. правовые законы. Правовые законы должны быть нормативной основой законности. Законность является не самоцелью, не исполнением во имя исполнения. Её назначение — соблюдение законов во имя торжества свободы, справедливости. Законность — явление прогрессивное и призванное содействовать общественному прогрессу. В истории было немало случаев, когда граждане придерживались законов, а законность нарушалась, когда «суровое соблюдение» в действительности означало «суровое нарушение» (например, массовые репрессии во времена культа личности Сталина в СССР). В таких случаях закон не соответствовал праву, не отвечал потребностям общественного прогресса. Чтобы в государстве была «правозаконность», действующие законы, прежде всего Конституция, должны адекватно отражать правовые принципы, общечеловеческие ценности. В сфере правотворчества это выражается в обеспечении издания закона, соответствующего праву, Конституции.

Законность — явление многоаспектное и может выступать как принцип, метод, режим. Законность является принципом деятельности государственных органов, общественных организаций, коммерческих корпораций, должностных лиц, граждан. Принцип законности присущ только демократическим государствам, поскольку он является антиподом произвола и беззакония, предполагает связанность всех органов государства правовыми нормами, действия в их рамках и во имя их реализации. С другой стороны — со стороны деятельности государства законность выступает как определенный метод государственного руководства обществом, т.е. оно осуществляется исключительно правовыми средствами. Как метод государственного руководства обществом законность означает, что:

1) органы государства и должностные лица при осуществлении своей деятельности, разрабатывая и принимая решения, опираются на принципы и требования законности;

2) при организации реализации принятых решений они не выходят за пределы своей компетенции;

3)при осуществлении контроля и надзора за законностью действий участников общественных отношений они придерживаются правовых процедур, используют правовые средства и способы.

Метод законности является основой применения иных методов государственного управления: организации, принуждения, воспитания, контроля и т.п. Он предполагает высокий уровень правовой культуры и одновременно

является средством повышения уровня общей и правовой культуры.

Законность есть и режим реально действующего права, состояние (атмосфера) соответствия общественных отношений законам и подзаконным нормативно-правовым актам, которые, в свою очередь, призваны отражать принципы свободы и справедливости, заложенные в праве.

Режим законности — непременный элемент демократии, ибо без законности демократия может перерасти в охлократию — власть толпы. Без законности как режима общественно-политической жизни общество может быть ввергнуто в анархию и хаос, когда личность становится уязвимой для бесконтрольных действий со стороны государственной власти, незащищенной от ее произвола.

Без законности нет демократии, без демократии невозможно обеспечить законность. Законность и демократия — факторы построения правового государства.

Административное усмотрение

Известно, что понятия дискреции и дискреционной власти означают решение должностным лицом или государственным органом вопроса по собственному усмотрению. То есть административное усмотрение это мотивированный выбор для принятия правомерных решений и совершения действий управомоченным субъектом в рамках его компетенции для исполнения функций государственного управления.

Административное усмотрение – это административно-правовое повеление, которое основывается на:

– правильно понятом публичном интересе и совершении действий, принятии решений в соответствии с ним и в рамках собственных полномочий;

– формировании соответствующей мотивации;

– оценке юридических альтернатив действий и решений и обосновании выбора;

– осуществлении или неосуществлении юридических действий,

намерении следовать принятым решениям и действовать в соответствии с ними.

Административное усмотрение предусматривается законом, проявляется в процессе его реализации и должно быть основано на правильном его понимании.

При этом надо учесть, что усмотрение может формироваться не только на базе позитивных позиций его носителя, но и под давлением вышестоящих органов и руководителей, общественного мнения, третьих лиц, а также под иным, в том числ,е и противоправным воздействием.

Неправильное использование административного усмотрения ведет к субъективизму в государственном управлении и создает коррупционные риски.

Таким образом, административное усмотрение является фактором, обеспечивающим динамику государственного управления, невозможную без него при существующем объеме государственных дел. В то же время только законодательное закрепление его форм и оснований и контроль являются гарантией его эффективности.

Под законностью понимается неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями.

Законность включает в себя одновременно и систему правовых норм (правил); и совокупность структур обеспечивающих их соблюдение; и систему средств и гарантий реализации норм права; и практическую деятельность субъектов по единообразному пониманию и применению законов; и ряд принципиальных положений, соблюдать которые необходимо в деятельности органов власти и граждан; и совокупность прав и обязанностей субъектов правоотношения.

Меры обеспечения законности подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние меры предпринимаются для упорядочения самой системы, предназначенной для реализации режима законности, со стороны её вышестоящих структур. Наиболее значимой здесь будет связь любой деятельности с понятием дисциплины и целесообразности. Внешние меры предпринимаются для упорядочивающего воздействия на любой не связанный функционально с управляющей системой объект.

Можно выделить следующие принципы законности в сфере государственного управления:

наличие компетенции у его автора;

соответствие акта закону по существу;

соответствие цели закона;

принятие его в установленный законом срок;

соблюдение процессуальных правил издания акта.

Нормы о компетенции определяют подведомственность дел, объектов и полномочия субъектов власти. Компетенция может быть постоянной и временной (в связи с временным замещением вышестоящего руководителя, делегированием полномочий, введением чрезвычайного положения). Определение компетенции – это разграничение труда по управлению и возложение решения дел на определенные органы, должностных лиц. Учитывая технические, профессиональные, экономические, политические условия, законодатель поручил им принятие соответствующих решений. И первый вопрос, который стоит перед тем, кто собирается издать акт, и перед тем, кто оценивает его законность, – это вопрос о компетентности автора решения.

Соответствие закону по существу означает, что акт в целом и все его части не выходят за рамки установленных действующими правовыми нормами требований. Он должен не противоречить не только закону, но и решениям вышестоящих органов исполнительной власти. Индивидуальные административные акты, кроме того, не могут противоречить нормам, установленным этим же органом, заключенным договорам, решениям суда.

Субъект исполнительной власти обязан, издавая правовые акты, руководствоваться той целью, которую хотел реализовать законодатель (вышестоящий орган), предоставляя ему полномочия принимать решения. Если же автор акта, реализуя свои полномочия, преследует иную цель, – это называется превратным осуществлением власти, делает акт порочным. Например, введение карантина якобы в санитарных целях, а на самом деле для того, чтобы помешать вывозу сельхозпродуктов из региона.

В ряде случаев установлены давностные сроки совершения властных действий. Так, административное взыскание может быть наложено в течение двух месяцев со дня совершения проступка. Акт, принятый по окончании срока давности, считается незаконным.

Законность акта связана также с выполнением существенных процессуальных правил его принятия. В их числе наличие заключения специалистов (например, медицинского заключения при решении вопроса о направлении на принудительное лечение), предварительного предупреждения, наличие представления, заявления, жалобы, протеста как повода для начала соответствующей процедуры. Важно также соблюдение требований о кворуме, согласовании, последующем утверждении, регистрации, опубликовании или ином способе доведения акта до сведения граждан, организаций.

Одной из важнейших презумпций, лежащих в основе режима законности, является презумпция законности административного акта. В соответствии с нею он считается законным, если в установленном порядке официально не будет установлено иное, А значит, он должен исполняться, сомнения в его законности не препятствуют его действию. Презумпция законности акта исполнительной власти не действует при осуществлении правосудия: если законность акта имеет значение для дела, суд обязан проверить наличие этого признака.

Ничтожными признаются акты, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они не подлежат исполнению. Презумпция законности на них не распространяется. Они не порождают юридических последствий, служащие не вправе их исполнять и, более того, несут ответственность за их исполнение. Ничтожный акт не существует как акт власти с момента его издания. Акты признаются ничтожными, если:

есть прямое указание закона;

грубо нарушена подведомственность дел (в таком случае можно говорить об административном самоуправстве;

нет законного основания (заявления, представления и т. д.) для принятия акта;

нарушен срок давности;

акт предписывает совершение преступления и т.д. и т.п.

Незаконность оспоримых актов не очевидна, спорна. Они находятся под сенью презумпции законности и подлежат исполнению, что не лишает индивидуальных и коллективных субъектов права оспорить их законность в установленном порядке. Не исключено, что акт в целом или частично будет признан не соответствующим закону, отменен или изменен и даже аннулирован, то есть признан ничтожным, не породившим никаких юридических последствий для тех, кому он адресован. А для должностного лица, издавшего незаконный акт, последствия могут наступить самые неприятные – вплоть до освобождения от должности и уголовной ответственности.

Законность в системе государственного управления – это основополагающий принцип государственного управления, выражающийся в точном и единообразном понимании и исполнении основного закона страны, законодательных и других нормативных актов органами государственной власти и государственными служащими, а также населением.

Сущность принципа законности в системе государственного управления

Статьей 15 российской Конституции закреплен принцип законности, в соответствии с которым органы государственного управления, органы муниципального управления, должностные лица государственного и муниципального управления, население и гражданские объединения обязаны соблюдать требования Конституции и законодательства.

Для обеспечения законности в системе государственного управления применяют следующие способы:

  • во-первых, контроль;
  • во-вторых, надзор;
  • в-третьих, обжалование решений и действий органов государственного управления и должностных лиц государственного управления.

Контроль как способ обеспечения законности в системе государственного управления

Контроль является одним из основных способов обеспечения реализации принципа законности в системе государственного управления. Сущность контроля заключается в использовании определенных способов и приемов уполномоченными общественными и государственными органами, а также должностными лицами для выяснения наличия в деятельности органов государственной власти и должностных лиц государственного управления фактов нарушения целесообразности и законности. Выявление указанных нарушений ведет к применению контрольными органами мер, направленных на их устранение, восстановление нарушенных прав, привлечение виновных к ответственности.

Контроль реализации принципа законности в системе государственного управления делится на следующие виды:

Готовые работы на аналогичную тему

  • во-первых, общий контроль, охватывающий всю деятельности проверяемых органов государственного управления и должностных лиц государственного управления;
  • во-вторых, специальный контроль, подразумевающий проведение проверочных мероприятий в разрезе отдельных направлений или вопросов.

В основе контроля законности государственного управления находятся такие принципы как принцип независимости, принцип экономичности, принцип гласности, принцип объективности, принцип сохранения государственной и другой охраняемой законом тайны, принцип экономичности.

Контроль законности государственного управления является очень сложным и многогранным способом обеспечения законности. Его назначение состоит в проверке соблюдения требований законодательства органами государственной власти и должностными лицами государственного управления.

Выделяют следующие разновидности контроля соблюдения законности государственного управления:

  • во-первых, президентский контроль, которое осуществляет глава российского государства. Президентские полномочия в сфере контроля законности государственного управления гарантируются Конституцией и федеральным законодательством. Контрольные полномочия Президента распространяются на процесс формирования российского Правительства, создание федеральных органов государственной власти, органов обеспечения безопасности, президентской администрации, командования Вооруженных сил Российской Федерации;
  • во-вторых, контроль, реализуемый органами государственного управления представительного характера. Субъектами данного контроля выступает российский Парламент, в составе Совета Федерации и Государственной Думы. Контрольные полномочия подразумевают решение вопросов относительно доверия правительству, согласования Председателя Правительства, объявления амнистии, обвинения Президента в случае его отрешении от должности, утверждения ряда президентских указов и так далее;
  • в-третьих, контроль, реализуемый органами государственного управления исполнительного характера. Субъектами данного вида контроля выступает российское Правительство, федеральные и региональные органы государственного управления исполнительного характера. Эти органы обеспечивают контроль соблюдения требований Конституции и иных нормативно-правовых актов;
  • в-четвертых, судебный контроль. Субъектами судебного контроля являются Конституционный суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды;
  • в-пятых, общественный контроль. Реализация данного вида контроля осуществляется Общественной палаты Российской Федерации, общественными объединениями граждан.

Надзор как способ обеспечения законности в системе государственного управления

Надзор за соблюдением законности в системе государственного управления подразумевает осуществление постоянного, систематического наблюдения специализированными органами государственного управления за деятельностью других органов государственной власти, государственных служащих и населения для выявления случаев нарушения законности. Отличие надзора от контроля состоит в отсутствии отношений подчиненности надзорных орденов и поднадзорных объектов. Помимо этого, основное назначение надзорных органов состоит в выявлении случаев нарушения законности, но не целесообразности.

Надзор за соблюдением законности в системе государственного управления бывает двух видов:

  • во-первых, прокурорский надзор;
  • во-вторых, административный надзор.

Обжалование действий или решений органов государственной власти как способ обеспечения законности государственного управления

Все граждане России, а также коллективы граждан наделены правом личного, индивидуального и коллективного обращения в органы государственной власти с целью обжалования их решений и действий для обеспечения законности государственного управления.

Так же каждый гражданин имеет право на обращение в суд с жалобой на неправомерность действий и решений органов государственной власти, органов муниципального управления, учреждений, предприятий, объединений, а также должностных лиц и государственных служащих, нарушающих его свободы и права.

Что включает в себя понятие законности и какими принципами оно характеризуется

Законность представляет собой важнейший принцип государственного управления.

Законность является точным и единообразным пониманием и исполнением Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и законов всеми органами власти, должностными лицами и субъектами управления.

Законность предполагает действие субъектов управления согласно своей компетенции и на основании закона.

Принцип законности основывается на ст. 15 Конституции РФ, которая закрепляет за органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами обязанность соблюдать Конституцию РФ и законодательство.

Законность характеризуется точным и неуклонным соблюдением и исполнением законов, достаточным количеством юридических норм и их строгим соблюдением всеми субъектами права. Режим законности в государстве представлен его кадровым и материальным обеспечением: специалистами юриспруденции, правовой инфраструктурой, полицией, судами, учреждениями по исполнению наказания, иным специальным аппаратом для принудительной реализации законов. Исполнение законов в государстве является обязательным. Если возникает необходимость, государственная воля, выраженная через закон, реализуется с помощью силы.

Принципы законности состоят из:

  • верховенства закона;
  • реальности законности;
  • ее единства;
  • недопустимости в противопоставлении законности и целесообразности.

Принцип верховности заключается в главенствующей роли закона, который в свою очередь представляет основу государственного управления. Этот принцип подразумевает соответствие всех подзаконных актов субъектов государственного управления закону. При несоответствии акта применяется закон, а акт либо отменяется, либо приводится в соответствие с законом.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность принципа реальности проявляется при достижении фактического исполнения норм закона.

Единство заключается в едином понимании и применении закона на всей территории, которая попадает под его действие.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности заключается в выборе в рамках закона наиболее оптимальных и целесообразных решений в управленческой сфере. Корректировка закона в процессе управления в угоду целесообразности не допускается. Возможно его изменение посредством законотворческой процедуры.

Какими способами обеспечивается законность

Способы обеспечения законности в государственном управлении состоят из:

  • государственного контроля;
  • надзора и обжалования действий и решений.

Суть государственного контроля состоит в использовании уполномоченными государственными органами (должностными лицами) определенных приемов и способов с целью выяснения нарушений законности и целесообразности в деятельности подконтрольных органов. Если таковые нарушения имеют место, контрольными органами должны быть приняты меры, направленные на их устранение, восстановление нарушенных прав и привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

Основные принципы контроля заключаются в:

  • законности;
  • объективности;
  • независимости;
  • гласности;
  • экономичности;
  • сохранении государственной тайны.

Государственный контроль может быть:

  • общим (охватывающим всю деятельность проверяемого органа);
  • специальным (при проведении проверки по определенным вопросам).

Надзор представляет собой постоянное и систематическое наблюдение специальных государственных органов и выявление нарушений в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Отличие надзора от контроля состоит в отношении подчиненности органов надзора и поднадзорных органов. А также в выявлении у поднадзорных органов законности, но не целесообразности.

Законность – это политико-правовой принцип или реальное действие права в государстве, при котором граждане, должностные лица и государственные органы, строго соблюдают законы и правовые нормы.

Законность представляет собой полное и строгое соблюдение всеми субъектами права нормативно-правовых актов и основанных в соответствии с ними иных юридических документов.

  1. Всеобщность. Данный признак означает, что никто не может уклоняться от исполнения законов, в том числе и государство.
  2. Неразрывная связь с юридическими нормами и правом. Законы являются нормативной основой законности. Чтобы обеспечить режим законности, необходимо абсолютная реализация законов, подзаконных актов и четко отработанное законодательство.

Принципы законности – это основополагающие начала, идеи, составляющие содержание законности: гарантированность, реальность, верховенство, единство.

  1. Гарантированность. Наличие эффективных и действенных средств обеспечения законности.
  2. Реальность. Стремление достичь в действиях и поведении осуществления требований, которые закреплены в правовых нормах.
  3. Верховенство. Все граждане равны перед законом, а также равенство их прав и обязанностей; закон является главенствующим в системе нормативно-правовых актах; точное соблюдение законов всеми субъектами.
  4. Единство. На всей территории Российской Федерации действуют как федеральные законы, так и законы субъектов федерации и отражают местную специфику, которые отражают местную специфику и не должны противоречить федеральным законам.

В учебной литературе и монографиях к принципам законности относят связь общей культуры с законностью; осуществление своих прав без нарушения других прав человека; осуществление со стороны общества контроля за законностью; результативную борьбу с правонарушениями.

Требования – это правовые предписания, сформированные в общем виде, исполнение и соблюдение которых делает поведение (действие, явление) законным. Это направленность законности. Требования законности и ее принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, то есть каждый отдельный принцип развивается в совокупность требований. К примеру, принцип верховенства закона означает, что все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции и международным актам; подзаконные акты – законам; издание их лишь уполномоченными государственными органами; своевременное обновление законов. Следовательно, через соответствующие требования законности от принципа верховенства закона можно перейти к определенным правовым предписаниям.

Гарантии законности

В каждом правовом государстве существует система гарантий правопорядка и законности.

Гарантии – это специальные меры и условия общественной жизни, которые принимаются государством и обеспечивают режим стабильного правопорядка и прочной законности в обществе.

Выделяют общие и специальные гарантии.

К общим относятся: политические, юридические, социально-экономические, международные, идеологические. К специальным: организационно-правовые; нормативные.

Политические гарантии – это совокупность элементов политической системы государства, демократизм конституционного и общественного строя, участие граждан в управлении государством.

Юридические гарантии представляют деятельность государственных органов по выявлению и пресечению нарушений правопорядка, правовую защиту человека, неотвратимость наказания.

К социально-экономическим (материальным) гарантиям относится установление эквивалентных отношений между потребителями и производителями материальных благ.

Международные включают право граждан обращаться в международный суд, реакцию со стороны правозащитников и организаций ООН.

Идеологические (нравственные) гарантии представляют благоприятную морально-психологическую обстановку в обществе, высокий уровень культуры людей, правосознания и духовности.

Сюда следует также отнести обеспечение права человека на защиту и специальные процедуры правоприменительной деятельности. При этом следует учитывать все эти и другие факторы, которые взаимосвязаны между собой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: