В россии права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения впр

Обновлено: 26.04.2024

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Комментарии к ст. 11 СК РФ

1. Правила п. 1 комментируемой статьи устанавливают важное положение для лиц, вступающих в брак, - заключение брака производится в личном присутствии брачующихся. Следовательно, брак в Российской Федерации не может быть заключен через представителя. Данное положение носит императивный характер. Поэтому никакие причины, даже уважительные, подтвержденные соответствующими документами, по которым лица, вступающие в брак, не могут присутствовать в момент государственной регистрации, не являются основанием для заключения брака в отсутствие хотя бы одного из них.

Такая принципиальная позиция законодателя не случайна. Семья, как и брак, находится под защитой государства, и государственная регистрация брака является важным юридическим фактом, на основании которого лица, вступающие в брак, приобретают статус супругов и между ними возникают правоотношения особого рода - супружеские, порождающие личные и имущественные взаимные права и обязанности. Поэтому лица, вступающие в брак, непосредственно перед его государственной регистрацией должны еще раз лично подтвердить свое намерение создать семью.

Анализ судебной практики также дает основание утверждать, что факт подачи заявления о заключении брака в орган загса сам по себе не может порождать регистрацию брака, необходимо личное присутствие брачующихся и выражение их воли непосредственно перед регистрацией брака. По этой причине Президиумом Верховного Суда Республики Татарстан было отменено решение суда I инстанции, который, с учетом долгого срока фактических брачных отношений, удовлетворил заявление К. об установлении факта регистрации брака с П., поскольку в день назначенной государственной регистрации он скончался .

Обзор судебной практики Верховного Суда Республики Татарстан за третий квартал 2001 года (по гражданским делам) // СПС "Гарант".

Комментируемая статья раскрывает общий характер порядка заключения брака, который представляет собой не что иное, как определенную последовательность совершения юридически значимых действий, направленных на возникновение супружеских семейных правоотношений, путем государственной регистрации брака. Данную совокупность следует признать юридической процедурой, как составной частью организационных отношений, необходимость которой обусловлена следующими целями: во-первых, эффективной охраны субъективных прав граждан; соблюдением законности и правопорядка в частноправовой сфере; профилактики правонарушений в частноправовой сфере; реализации информационной функции . Невыполнение хотя бы одной из предусмотренных комментируемой статьей и рассмотренных ниже стадий юридической процедуры заключения брака дает основание считать брак незаключенным, т.е. не порождающим взаимных прав и обязанностей супругов.

Отметим, что в юридической литературе сегодня достаточное внимание уделяется исследованию правовой природы организационных отношений, в том числе юридическим процедурам, в частноправовой сфере, где доминирующее положение занимает гражданское право. Однако полагаем, что в семейных отношениях указанные виды правоотношений также присутствуют, в том числе в отношениях, связанных с заключением брака. О природе организационных отношений подробнее см.: Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 45 - 56; Давыдова Г.Н. Юридические процедуры в гражданском праве. Общая характеристика: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2004. С. 18 - 22; и др.

Исходя из смысла п. 1 комментируемой статьи основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак. Порядок подачи заявления следует рассматривать как начальную стадию юридической процедуры заключения брака. Семейный кодекс РФ не устанавливает каких-либо требований, предъявляемых к форме и порядку подачи заявления о регистрации брака будущими супругами. Этот вопрос урегулирован нормами Закона об актах гражданского состояния. Так, в соответствии со ст. ст. 25, 26 Закона об актах гражданского состояния лица, вступающие в брак, подают в письменной форме совместное заявление о заключении брака по своему выбору в любой орган загса на территории Российской Федерации. В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака, что основано на положениях ст. ст. 12 и 14 СК РФ (см. комментарий к ст. ст. 12, 14 СК).

На основании ст. 26 Закона об актах гражданского состояния Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" (с изм. от 2 февраля 2006 г.) утверждена форма N 7 бланка заявления о заключении брака. Таким образом, в заявлении о заключении брака указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак; фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак (паспорта, удостоверения личности офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы; военные билеты военнослужащих срочной службы, военных строителей и курсантов). Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что при подписании заявления используются добрачные фамилии лиц, вступающих в брак, что предусмотрено указанной выше формой N 7 заявления о заключении брака.

СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5522; 2006. N 7. Ст. 776.

Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака п. 1 ст. 26 Закона об актах гражданского состояния устанавливает исчерпывающий перечень документов, подлежащих обязательному предъявлению в орган загса при подаче совместного заявления о заключении брака: документы, удостоверяющие личности вступающих в брак; документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае если лицо (лица) состояло в браке ранее; разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним (см. комментарий к ст. 13 СК РФ). При подаче заявления о заключении брака лицами, вступающими в брак, должен быть представлен документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию брака, включая и выдачу свидетельства. В соответствии с п. 1 ст. 333.26 НК РФ размер государственной пошлины составляет 200 руб.

Учитывая то обстоятельство, что лица, желающие вступить в брак, не всегда могут лично явиться в орган загса для подачи совместного заявления, п. 2 ст. 26 Закона об актах гражданского состояния предусматривает возможность оформления волеизъявления лиц, вступающих в брак, отдельными заявлениями. Однако подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, должна быть нотариально удостоверена. Так, подлинность подписи может быть засвидетельствована нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе (ст. 36 Основ законодательства о нотариате), или нотариусом, занимающимся частной практикой (ст. 35 Основ законодательства о нотариате), а также главой местной администрации поселения и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления поселения в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса (ст. 37 Основ законодательства о нотариате) в соответствии с Приказом Минюста России от 27 декабря 2007 г. N 256 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений" .

Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2008. N 2.

Принимая заявление от будущих супругов, должностное лицо органа загса должно предупредить их об ответственности за сокрытие препятствий к заключению брака (см. комментарий к ст. 14 СК РФ), а также убедиться, осведомлены ли они о состоянии здоровья друг друга (см. комментарий к ст. 15 СК РФ), поскольку в соответствии с п. 8 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака, дает основание в отказе в государственной регистрации заключения брака.

Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что факт подачи заявления о заключении брака нельзя рассматривать как проявление бесповоротной воли мужчины и женщины создать семью. Подача такого заявления не порождает никаких правовых последствий и не связывает лиц, подавших его, взаимными обязательствами, поэтому они вправе отказаться от заключения брака в любое время, но только до момента его государственной регистрации.

Пункт 1 комментируемой статьи также устанавливает правила о сроках подачи в орган загса заявления о регистрации брака. По общему правилу брак регистрируется по истечении месяца со дня подачи будущими супругами заявления в органы загса. Данный срок установлен законодателем, во-первых, с целью проверки будущими супругами серьезности своего намерения создать семью, во-вторых, для подачи в орган загса заинтересованными лицами заявления о наличии препятствий к заключению брака между конкретными лицами, вступающими в брак, и проверки органом загса достоверности такого заявления. Поэтому период с момента принятия заявления о заключении брака должностным лицом органа загса до назначенного дня государственной регистрации брака следует рассматривать как вторую стадию юридической процедуры заключения брака.

Следует иметь в виду, что к исчислению срока подачи заявления о заключении брака применяется общее правило об исчислении сроков, предусмотренное гл. 11 ГК РФ. Так, в соответствии со ст. 191 ГК РФ течение месячного срока начинается на следующий день после подачи заявления о заключении брака, который истечет в соответствующее число последнего месяца срока (п. 3 ст. 192 ГК РФ). Причем если окончание месячного срока приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ). А в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

Однако из общего правила законодателем предусмотрены исключения: месячный срок может быть как увеличен, так и сокращен. Пункт 3 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния прямо предусматривает, что изменение срока государственной регистрации брака производится только руководителем органа загса по совместному заявлению лиц, вступающих в брак.

Возможность изменения срока регистрации брака законодатель связывает с наличием у лиц, вступающих в брак, уважительных причин, на основании которых орган загса может либо сократить, либо увеличить установленный законом срок. Причем если прежнее законодательство, регулирующее семейные правоотношения, предусматривало возможность увеличения срока государственной регистрации брака до трех месяцев (ст. 14 КоБС), то комментируемая статья устанавливает вероятность увеличения срока не более чем еще на месяц. Таким образом, общий срок с момента подачи заявления до регистрации брака не должен превышать двух месяцев. Следует отметить, что какого-либо перечня уважительных причин СК РФ не содержит, из чего можно сделать вывод, что этот вопрос решается руководителем органа загса по существу в каждом отдельном случае, исходя из конкретных жизненных обстоятельств. Вместе с тем можно предположить, что такими уважительными причинами могут быть, в частности, беременность, предстоящая длительная командировка, призыв на службу в армию, необходимость госпитализации, скорый переезд в другой город и т.д.

Помимо уважительных причин, изменение срока регистрации брака возможно при наличии особых обстоятельств, при которых закон допускает возможность регистрации брака в день подачи заявления. В этом случае законодатель приводит примерный перечень таких обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон) в п. 1 комментируемой статьи. Данный перечень не носит исчерпывающего характера.

При подаче заявления об изменении срока регистрации брака необходимо наличие особых обстоятельств и уважительных причин подтвердить документально, если это представляется возможным.

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит общее положение о том, что государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. Такой порядок определен ст. 27 Закона об актах гражданского состояния. Установленный законом порядок государственной регистрации брака следует рассматривать как третью стадию юридической процедуры заключения брака.

Как говорилось выше, регистрация брака производится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак, в помещении органа загса по месту подачи заявления о заключении брака. Ранее семейное законодательство прямо предусматривало, что заключение брака производится торжественно, а органы загса обеспечивают торжественную обстановку регистрации брака при согласии на это лиц, вступающих в брак (ст. 14 КоБС). Семейный кодекс РФ, как и Закон об актах гражданского состояния, не содержит обязательного положения о торжественной регистрации брака. В соответствии с п. 5 ст. 27 Закона об актах гражданского состояния регистрация брака в торжественной обстановке производится по желанию лиц, вступающих в брак. Представляется, что такое желание должно быть выражено указанными лицами при подаче в орган загса заявления о заключении брака. Также следует обратить внимание и на то, что ни СК РФ, ни Закон об актах гражданского состояния, ни иные правовые акты не предусматривают обязательное присутствие свидетелей при регистрации брака.

Особые правила Законом об актах гражданского состояния установлены для государственной регистрации заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы. В соответствии с п. 7 ст. 27 указанного Закона государственная регистрация такого брака производится в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения, по согласованию с руководителем органа загса.

Государственная регистрация заключения брака производится органом загса посредством составления записи акта о заключении брака, на основании которой лицам, вступающим в брак, выдается свидетельство о заключении брака. В документах, удостоверяющих личности лиц, вступивших в брак, производится отметка о государственной регистрации заключения брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения другого супруга, места и времени регистрации брака (п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 ). Указанные юридические действия следует рассматривать как завершающую стадию юридической процедуры заключения брака, с момента которой лица, вступившие в брак, приобретают статус супругов и становятся субъектами отношений, регулируемых семейным законодательством.

СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444.

3. Пункт 3 комментируемой статьи предоставляет лицу, желающему вступить в брак, право обжаловать в суд отказ органа загса в регистрации брака. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Жалоба на отказ органа загса в регистрации брака может быть подана гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа загса, действие (бездействие) которого оспаривается. При этом суд должен руководствоваться Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Как справедливо отмечается в юридической литературе, правило, установленное п. 3 комментируемой статьи, следует применять и на необоснованный отказ сократить (увеличить) срок регистрации, а также зарегистрировать брак в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств .

См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2000. С. 42; Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. С. 112; Низамиева О.Н. Семейное право. СПб., 2006. С. 61 - 62; и др.


Тип 22 № 8410

Когда может быть заключен брачный договор? Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы. В отношении какого имущества может быть заключён брачный договор?

Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.


Тип 21 № 336

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния в дату и во время, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца со дня подачи заявления о заключении брака.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Комментарий к ст. 11 СК РФ

1. В отличие от законодательства других стран российское семейное законодательство не допускает заключение брака через представителя, в том числе по доверенности. Заключение брака через представителя невозможно даже в тех случаях, когда лицо отсутствует по уважительным причинам (болезнь, длительная командировка и т.д.). В связи с этим, как следует из п. 1 комментируемой статьи, для заключения брака необходимо личное присутствие лиц, вступающих в брак.

Брак регистрируется на основании совместного письменного заявления лиц, желающих вступить в брак. В отличие от ранее действовавшего порядка, когда заявление можно было подать только по месту жительства жениха или невесты, такое заявление можно подать в любой орган записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными волеизъявлениями. Подпись на заявлении лица, не имеющего возможности явиться в орган загса, обязательно должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через единый портал государственных и муниципальных услуг. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершенной на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.

Следует отметить, что в настоящее время согласно п. 1 ст. 26 Закона об актах гражданского состояния лица, вступающие в брак, подают в орган записи актов гражданского состояния совместное заявление о заключении брака в письменной форме лично или направляют это заявление и иные указанные в настоящей статье документы в форме электронных документов через единый портал государственных и муниципальных услуг. Заявление, которое направляется в форме электронного документа, подписывается простой электронной подписью каждого заявителя. Это заявление и иные указанные в настоящей статье документы могут быть поданы через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Форма заявления установлена Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274.

Вместе с тем воля лиц, желающих вступить в брак, должна быть выражена свободно, независимо и лично. В отличие от ранее действовавшего законодательства наличие свидетелей при заключении брака более не является обязательным.

В п. 1 комментируемой статьи установлено, что заключение брака и государственная регистрация заключения брака производятся по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния. Наличие указанного периода необходимо для проверки серьезности намерений лиц, вступающих в брак.

Этот срок может быть при наличии особых обстоятельств либо увеличен, либо сокращен. Законодатель не приводит даже примерного перечня этих обстоятельств. Обычно к ним относят призыв в армию, предстоящую командировку, необходимость госпитализации, тяжелую болезнь, беременность невесты и т.д.

В п. 1 комментируемой статьи приводится неисчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых брак может быть заключен в день подачи заявления.

За государственную регистрацию брака, включая выдачу свидетельства, взимается госпошлина в размере 350 рублей (ст. 333.26 НК РФ).

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит общее положение о том, что государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. Согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" акты гражданского состояния - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан (п. 1 ст. 3). Государственной регистрации подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть (п. 2 ст. 3 указанного Закона).

3. Пункт 3 комментируемой статьи предоставляет лицу, желающему вступить в брак, право обжаловать в суд отказ органа загса в регистрации брака. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Жалоба на отказ органа загса в регистрации брака может быть подана гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа загса, действие (бездействие) которого оспаривается. При этом суды должны руководствоваться Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Речь, в частности, идет о ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017), которая названа "Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению".

Хотя это прямо не предусмотрено комментируемой статьей, обжаловать в суде можно также необоснованный отказ сократить или увеличить срок регистрации брака при наличии уважительных причин, а также необоснованный отказ зарегистрировать брак в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств.

В качестве уважительных причин отказа зарегистрировать брак можно назвать нарушение условий заключения брака (см. комментарий к ст. 12) и наличие препятствий к заключению брака (см. комментарий к ст. 14).

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Комментарий к ст. 10 СК РФ

1. Комментируемая статья посвящена общим правилам заключения брака. Следует отметить, что легального (закрепленного в законодательстве) определения брака не существует, однако существует его общепризнанное определение в научной литературе. Брак (от древнерусского "брачити" - отбирать что-либо хорошее и отклонять плохое) - это свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных в законе, направленный на создание семьи и порождающий у них личные неимущественные и имущественные супружеские права и обязанности .

См.: Советское семейное право / Под ред. В.А. Рясенцева. М.: Юрид. лит., 1982. С. 64.

Положение о признании правовой силы только за браками, государственная регистрация которых осуществлена в органах записи актов гражданского состояния, не применяется к бракам граждан Российской Федерации, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях органов записи актов гражданского состояния (см. комментарий к п. 7 ст. 169 СК РФ).

В связи с тем что брак является основой семьи, в укреплении которой заинтересованы государство и общество, он не может рассматриваться как частное дело самих супругов. Поэтому законодательством регулируются наиболее важные вопросы заключения и расторжения брака. В частности, следует учитывать положения Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", которым регулируются конкретные вопросы процедуры заключения брака.

Согласно ст. 4 указанного Закона государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании Закона об актах гражданского состояния. Процедура заключения брака в органах загса соблюдается и тогда, когда один из будущих супругов - иностранный гражданин.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи взаимные права и обязанности супругов возникают с момента государственной регистрации брака в органах загса. Момент регистрации подтверждается записью акта о заключении брака и свидетельством, которое выдает орган загса.

Более подробно об этом говорится в Законе об актах гражданского состояния. Согласно п. 1 ст. 29 Закона в запись акта о заключении брака вносятся следующие сведения:

фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, возраст, гражданство, семейное положение до вступления в настоящий брак (в браке не состоял, разведен, вдов), место жительства каждого из лиц, заключивших брак;

национальность, образование и при наличии у данных лиц общих детей, не достигших совершеннолетия, их количество (вносятся по желанию лиц, заключивших брак);

сведения о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака, в случае если лицо (лица), заключившее брак, состояло в браке ранее;

реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак;

дата составления и номер записи акта о заключении брака;

наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация заключения брака;

серия и номер выданного свидетельства о браке.

Что касается свидетельства о заключении брака, то согласно ст. 30 указанного Закона свидетельство о заключении брака содержит следующие сведения:

фамилию (до и после заключения брака), имя, отчество, дату и место рождения, гражданство и национальность (если это указано в записи акта о заключении брака) каждого из лиц, заключивших брак;

дату заключения брака;

дату составления и номер записи акта о заключении брака;

место государственной регистрации заключения брака (наименование органа записи актов гражданского состояния);

дату и место выдачи свидетельства о заключении брака (наименование органа записи актов гражданского состояния).

Закон разрешает заключение брака с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми. Действующее законодательство не устанавливает запрета или каких-либо ограничений на вступление в брак с лицами, осужденными на лишение свободы и отбывающими наказание в местах лишения свободы. В отношении осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, регистрация брака производится в общеустановленном порядке, т.е. согласно Закону об актах гражданского состояния. Ведомственные нормативно-правовые акты содержат нормы, определяющие лишь техническую сторону процедуры регистрации брака с осужденными, поскольку осужденные лишены права свободного передвижения вне пределов колонии.

Право подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ред. от 28.12.2016). Процедура подачи заявления на вступление в брак с подозреваемыми и обвиняемыми установлена Приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. N 189. Согласно п. 109 Приказа лицо, желающее вступить в брак с подозреваемым или обвиняемым, обращается в орган загса для получения бланка совместного заявления о заключении брака, который представляет в СИЗО. При взаимном добровольном согласии на заключение брака и отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака, подозреваемый или обвиняемый заполняет свою сторону бланка заявления в присутствии нотариуса, который свидетельствует подлинность его подписи на заявлении после уплаты государственной пошлины либо суммы согласно тарифу. Для этого заинтересованной стороной приглашается в СИЗО нотариус с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. Нотариально удостоверенное заявление передается другой стороне для дальнейшего его оформления в органе загса.

Если брак желает заключить подозреваемый или обвиняемый, он обращается к администрации СИЗО с просьбой о предоставлении бланка совместного заявления о заключении брака установленной формы. При отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака, администрация СИЗО снабжает подозреваемого или обвиняемого за его счет таким бланком заявления. После этого с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, приглашается нотариус, в присутствии которого подозреваемый или обвиняемый заполняет свою сторону совместного заявления, подпись его нотариально удостоверяется после уплаты государственной пошлины либо суммы согласно тарифу. Данное заявление администрация СИЗО передает лицу, с которым подозреваемый или обвиняемый желает вступить в брак, и одновременно сообщает адрес органа загса, который правомочен зарегистрировать этот брак. Государственная регистрация заключения брака производится только при наличии документов, удостоверяющих личности вступающих в брак (паспорта), в их присутствии, в помещении СИЗО, определенном начальником СИЗО либо лицом, его замещающим, по согласованию с руководителем органа загса. Общее количество приглашенных со стороны указанных лиц не может быть более двух человек. При государственной регистрации заключения брака всем присутствующим лицам, кроме представителя органа загса и арестованного, необходимо иметь письменное разрешение на свидание, выданное лицом или органом, в производстве которого находится уголовное дело.

При этом согласно п. 114 указанного Приказа государственная регистрация заключения брака с подозреваемым или обвиняемым, отбывающим дисциплинарное взыскание в карцере, может быть произведена только после отбытия этой меры взыскания.

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Комментарии к ст. 10 СК РФ

1. Комментируемая статья, как и сам СК РФ, не содержит определения брака, поскольку брак представляет собой институт особого рода, который регулируется не только нормами права, но и нормами морали и этики. Поэтому данная дефиниция является предметом исследования теории семейного права. Специалисты в области семейного права отмечают, что понятие брака является неоднозначным, ибо брак можно рассматривать с различных точек зрения: и как юридический факт, и как правоотношение, и как институт семейного права.

Если раскрывать саму сущность понятия брака как правового явления, то можно отметить, что больших расхождений в научных взглядах на данную правовую категорию нет, поскольку браку свойственны определенные специфические черты, такие как: брак - это союз мужчины и женщины; союз добровольный и равноправный; союз, как правило, пожизненный; имеет цель - создание семьи; заключенный в порядке, установленном законом; порождает определенные права и обязанности между супругами. Совокупность названных признаков и позволяет определить брак как моногамный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности .

Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. 2-е изд. М., 2000. С. 33.

Комментируемая статья развивает положение п. 2 ст. 1 СК РФ о том, что в Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах загса. Следовательно, брак, заключенный на территории Российской Федерации иным способом, например совершенный по религиозным обрядам или по национальным обычаям, что сегодня является достаточно распространенным явлением, а также в иных учреждениях, не признается государством и не порождает никаких правовых последствий. Исключением из общего правила является положение, предусмотренное п. 7 ст. 169 СК РФ, на основании которого браки граждан Российской Федерации, совершенные по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период Великой Отечественной войны, до восстановления на этих территориях государственных органов загса, являются действительными и имеют правовую силу. Такие браки не нуждались в последующей государственной регистрации в органах загса.

2. В п. 2 комментируемой статьи определено, что права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах загса. Данное положение имеет важное значение, поскольку только со дня государственной регистрации заключения брака мужчина и женщина приобретают новый для себя статус - статус супругов и отношения, возникающие между ними, становятся предметом правового регулирования семейного законодательства. Соответственно, фактические брачные отношения, т.е. сожительство мужчины и женщины, независимо от их продолжительности не порождают никаких правовых последствий. Поэтому суд должен учитывать, что установленный факт состояния в фактических брачных отношениях не порождает для заявителя никаких правовых последствий . Возникающие между фактическими супругами имущественные отношения регулируются нормами гл. 16 ГК РФ об общей собственности.

Ведомости СССР. 1944. N 37.

См.: Надзорная практика Верховного суда Республики Карелия по гражданским делам в 2005 году // Бюллетень судебной практики Верховного суда Республики Карелия. 2006. N 2.

Ведомости СССР. 1944. N 60.

На основании п. 1 ст. 6 Закона об актах гражданского состояния государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Соответственно, государственная регистрация брака устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав супругов, а также контроля за соблюдением установленных законом порядка и условий вступления в брак (о порядке заключения брака см. комментарий к ст. 11 СК РФ).

Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами загса, образованными органами государственной власти субъектов РФ. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов РФ (с возможностью делегирования органам местного самоуправления) (п. 1 ст. 4 Закона об актах гражданского состояния).

Браки между гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 157 СК РФ заключаются в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях Российской Федерации, которым законом предоставлены соответствующие полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния (ст. 5 Закона об актах гражданского состояния) (см. комментарий к ст. 157 СК РФ). Также ст. 158 СК РФ установлено, что браки между гражданами Российской Федерации и браки между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами Российской Федерации с соблюдением законодательства страны места их заключения, признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют препятствия, предусмотренные ст. 14 СК РФ (см. комментарий к ст. ст. 14, 158 СК РФ).

В отличие от прежнего законодательства, устанавливающего, что регистрация брака производится по месту жительства одного из брачующихся или их родителей (ст. 150 КоБС), ст. 25 Закона об актах гражданского состояния предусматривает иное правило, более эффективно учитывающее интересы лиц, вступающих в брак. Согласно указанной статье, государственная регистрация заключения брака производится в любом органе загса на территории Российской Федерации по выбору брачующихся. Подтверждением государственной регистрации брака как юридического факта возникновения супружеских прав и обязанностей является запись акта о заключении брака, на основании которой супругам выдается свидетельство о заключении брака.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: