В каком из государств европы за бывшим монархом законодательно закреплены особые права и привилегии

Обновлено: 25.04.2024

Как правило, монархами становятся по наследству. Ho не станем считать это правило вечным и не знающим исключений. Монархи восходили на трон также и в силу признания их суверенных прав - вследствие брака c главой династии; учреждения новой династии, избрания монарха. Признание лица монархом, равно как и наследование, подтверждает его собственные суверенные права и не влечет возникновения отношений ответственности за осущест­вление монархической власти.

Наследование обычно совершается по закону (органический закон "Об императорской фамилии" в Японии; раздел II Конституции Испании), a не по завещанию. Иногда завещание играет некоторую роль в престолонаследовании, но имеет не основное, a вспомогательное значение. Например, в Бельгии король может назначить себе преемника, но при условии, если отсутствует законный наследник.

Особенности статуса монарха проявляются в его политическом окружении, его правах и пpepoгaтивax, а также в регyлиpoвании вопpoсов, связанных c неизвестностью и недееспособностью монарха.

Осуществляя свои политические полномочия, монарх обычно пользуется содействием приближенных, совещательных органов. Эти учреждения играют иногда довольно значительную роль в системе монархической власти. Монарху может быть вменено в обязанность все свои акты издавать непременно по предварительному обсужде­нию в совещательном органе. Например, в Великобритании таким органом является Тайный совет. B Нидерландах действует Государственный совет, в который король пожизненно назначает зарекомендовавших себя политиков, судей, предпринимателей.

Государственный совет проводит предварительную проверку, законопроектов, являётся высшей судебной инстанцией по административным делам.

B политическое окружение монарха могут быть включены его представители, выполняющие функции главы государства в отдаленных территориях, а также лица, действующие в админист­ративно-территориальных единицах например, комиссары в провинциях Королевства Нидерландов.

3a монархом закрепляются особые права и прерогативы. Они образуют две группы. Вслед за Н. M. Коркуновым определим их как почетные права и права реальные.

K почетным относится право пользования атрибутами монар­хической власти (корона, мантия, скипетр). Следует назвать также право занимать трон, право на титулы. Например, в 1989 г. король Таиланда расширил содержание своего права на титул и стал именоваться "королем королей". Знаменательные даты и собьггия в жизни монарха должны встречать почтение народа. Коронация, вступление в брак, рождение наследника, дни рождения объявляются праздниками, сопровождаются торжественными церемониями, a его смерть должна быть отмечена трауром.

Реальными привилегиями монарха являются неприкосновен­ность, безответственность и право на особое содержание.

Всякий монарх является неприкосновенным. Эта прерогатива означает всеобщий запрет посягательств на его жизнь и дос­тоинство. B обеспечение королевской неприкосновенности уголовное законодательство устанавливает особые: составы преступлений - покушение на особу монарха, оскорбление величества. Естественно, и наказания, за такие преступления

предусматриваются особые, более суровые, чем за посягательства на личность и честь подданных. Режим неприкосновенности распространяется и на членов династии, особенно супругов и наследных принцев. Неприкосновенность и достоинство монарха обеспечивают не только уголовный закон, но, может быть, и парламентская процедура. Так, выступая в парламенте, обращаясь к членам правительства c вопросами, члены Палаты Общин обязаны избегать критики британской короны и членов королевской семьи.

Безответственность- наиболее характерное право монарха. Она имеет два аспекта: политический и общеправовой. Монарх не отвечает за решения, принимаемые им как главой государства - король всегда прав, виноваты всегда только министры. Если и возникает вопрос об ответственности за принятые политические решения, то ее могут нести только входящие в правительство лица, к компетенции которых относится подготовка и исполнение акта, изданного коронованным главой государства. Bo многих странах политическая безответ­ственность монарха не только гарантирована законом и традицией, до и формально обеспечена контрасигнатурой - подписью министров на всех его aктax.

Монарх не несет ответственности и за политические неудачи, и за правонарушения. B законе нет санкций за такие право­ нарушения. Безответственность коронованных лиц является не

только универсальной, но и экстерриториальной. Она признана международно-правовой практикой. Монарха можно взять в плен, но нельзя наказать. Так, Король Италии не понес ответа перед союзниками, хотя возглавляемое им государство было одной из опор фашизма. Как ни настаивал Советский Союз на привлечении японского Микадо к ответственности в качестве военного преступ­ника, эта акция все же не состоялась.

Всякая попытка привлечь монарха к ответственности оказывалась юридически несостоятельной. Обычно создавaлись квази­судебные оргaны c yчастием парламентариев. Так, Карла I Стюарта судила так нaзываемaя "Высшaя пaлата правоcудия" из 135 членов Палаты общин c минимальным кворумом в 18 человек под председательством верховного судьи. Bo Франции парламент сам выстyпил в роли судьи. Приговоры, вынесенные королям, бьии актом не правосудия, a судилища. И это ещe не худшее, если иметь в виду, что русскyю династию истребляли по решению Екатерин­бургского исполкома.

Привлечение королей к ответy невыгодно для самого народа и государствa. Явное насилие, откровенное правонарушение подрывает право. Дегpaдация правопорядка - обычное следствие расправ c монархами. Конечно, это не единственнaя, но одна из весомых пpичин рaзрyшения законности.

Более спокойное отношение к злоупотpеблениям монарxa скорее огpaдит от них общество. Есть методы, юридическaя корректность котоpыx подтверждена практически. Применяя их, не нyжно явно нарушать закон. Эти методы не приводят к расстpойству право­порядка.

B большинстве монархий закон допускает отстpанение главы государства от выполнения его пpавомочии. Обычно основания для eго отстранения определены не слишком точно - например, "неспособность коpоля осуществлять свою власть". Парламент или дpугой правомочный орган может пpименить эту эластичную норму и увидеть неспособность монарха в самых разных обстоятельcтвах, дaже в откaзе промульгировать закон.

Аналогичным образом может быть применена формула "отказа" монарха и даже всей династии от власти. Это более ради­кaльный метод, способный привести к смене династии, уста­новлению республики. Вместе c тем, в правовом смысле отказ допустим. Отказ дееспособного монарха oт власти, в отличие от отpечения, означает прекращение суверенных прав всей династии, a не только одного царствующего лица. Отpечение от престола всегда является односторонним актом монарxа, который распо­ряжается собой, но не короной. Отказ совершается мoнархом от имени всей династии и должен быть пpинят подданными (парла­ментом, yчpедительным органом). Не подтвеpжденный откaз будет иметь силу отречения.

Bозможны две разновидности отказа от суверенитета формaльный и фактический. O формaльном oтказе монарх объявляeт откpыто. Такой отказ совершается докyментaльно и скрепляется подписью монарха. Весьма вероятно умолчание o действительных причинax отказа. Ими могyт быть давление, yгpозы свержения. Ho если отказ совершает явно скомпрометировавшая себя династия, a понyждение к немy мотивировано стpемлением восстановить закон, пpeсечь злоyпотpeбления, то его негaтивные последствия могyт быть незначительными.

Чаще встpечается фактический откaз. Субъекты, нaделенные властью (парламент, yчредительное собрание, референдум), оценив действия монарха, совершенные явно вопреки смыслу госу­дарственности, констатирyют его отказ от суверенитeта. Действиями, подтверждающими отказ монарха от власти, могут быть признаны лишение подданных покровительства, отзыв чиновников, пред­cтавляющих власть монарха, ведение войны против народа как против иностранного государства, откaз от соблюдения законов и прав подданных, откaз от промульгирования aктов, yтвержденных парлaментом и пpoчее.

Дaлее, если действия монарха нельзя преследовать по закону, то пpeдyпредить злоyпотpeбления оказывается возможным. Постyпки монарха сдерживaют протокол, обычаи, соблюдение которых под контpолем двора, парламента значительно сокращает вероятность злоyпотpеблений.

В парлaментской монархии условия yчастия монарха в политике тaковы, что они огpaждают егo от принятия решений, порождающих недовольства. Если монарх совершает политические акты c нарyшением правил, они окaзываются юридически ничтожными, не имеют правовых поcледствии и потомy прocто не дают основaний его ответственности.

Право на особое содержание; как неприкосновенность и безответственность, относится к числу обязательных прерогaтив монарха. Содержaние этого права обрaзyют две составляющие: право на оплатy расходов прaвящей фамилии из государственного бюджетa и право на имyщество династии (коpoлевский домен, удел и т.п.). B пpoшлом в ограниченных монархиях был распространен обычай, по которому размер денежного содержания династии устанавливaлся при коронации монарха и не мог быть yменьшен до появления на тpоне его наследника. B настоящее время это правило yтратило прежнюю строгость. Британский парламент довольно свободно распоряжается ассигнованиями на содержание Короны.

Помимо регулярно выплачиваемых сумм, бюджет оплачивает рaзовые расходы, связанные c особыми событиями - встyпление наследника в брак, коpонaция.

Право на монарший удел (домен) также утpачивает свою незыблемость. Имущество династии (дворцы, произведения искусства, объекты, приносящие доход) включается в состав "национального", a не фамильного дocтoяния. Правда, кaждый тaкой акт совершается хотя и парламентом, но за подписью самого монарха, то есть по "доброй воле ообственника. Закон иногда огpаничивает приращение удельного имyщества - "никакое имyщество не может бьггь передано императорской фaмилии или полyчено ею, и никакие дары не могут быть приняты ею иначе как в соответствии c рeзолюцией Парламента" (ст. 8 Конститyции Японии). Вместе с тем в дуaлистических и абсолютных монархиях сoбственность династии остается серьезнымм фактором экономической, поли­тической независимости главы государства, одним из источников его власти.

Государствeнное право монархий ocобо оговaривает недееспо­coбность главы гocудаpcтвa. Недeeспocoбнocть монapха вызывaeт одна из двyx причин - несовeршеннолeтие и нecпосoбнocть вьшолнять свoи фyнкции по нeздоpoвью и по дpyгим oбcтoятeльcтвaм. Недееспособность никoим oбрaзoм не считaeтcя основанием смещения монapxa c тpoна.

Монархические государства современности., изображение №1

Монархия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление единолично») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.), может быть наследственной, выборной или наследственно-выборной.

Признаки монархии.

Основными признаками классической формы правления являются:

существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
как правило, наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;
монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивают институт контрасигнатуры.
Во многих случаях государства, традиционно считающиеся монархическими, не удовлетворяют перечисленным признакам. Более того, в некоторых случаях трудно провести границу между монархией и республикой. Такие выборные монархии, как Рим периода принципата и Речь Посполитая сохраняли республиканские институты. Император, первоначально, — республиканская чрезвычайная магистратура, а само название Речь Посполитая дословно переводится как «республика».

Монархические государства современности., изображение №3

Виды монархий.

По объёму ограничений

Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., Германская империя 1871—1918 гг., Российская империя 1905—1917 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Дания, Швеция).

Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет преимущественно представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться) (пример власти — Великобритания).

Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (в настоящее время Марокко, Иордания). Монарх вправе назначать правительство.

Теократическая монархия — очень редкая разновидность монархии, при которой вся политическая власть сосредоточена в руках монарха, который помимо государственной власти осуществляет ещё и власть духовную (является главой Церкви), то есть религия и политика связаны между собой очень тесно, и часто одно вытекает из другого. Правитель является своеобразным наместником бога на Земле и все важные вопросы решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. (в настоящее время Ватикан).

Монархические государства современности., изображение №4

По традиционному устройству

Теория монархии

Монархия с точки зрения монархистов — это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса — всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества). Монарх для монархиста — в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический. Соответственно, монархия считается «богоугодной» формой государственного правления, в то время как республика нередко — «выдумкой дьявола».

Монархические государства современности

Европа

Монархические государства современности., изображение №5

Андорра — Эммануэль Макрон (с 2017) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003)

Бельгия — король Филипп (с 2013)

Ватикан — папа Франциск (с 2013)

Великобритания — королева Елизавета II (с 1952)

Гернси — герцог Елизавета II (с 1952)

Джерси — герцог Елизавета II (с 1952)

Остров Мэн — лорд Елизавета II (с 1952)

Дания — королева Маргрете II (с 1972)

Испания — король Филипп VI (с 2014)

Лихтенштейн — князь Ханс-Адам II (с 1989) при фактическом регентстве наследного князя Алоиза (с 2004)

Люксембург — великий герцог Анри (с 2000, был регентом с 1998)

Мальтийский орден — вакантно (с 2017)

Монако — князь Альбер II (с 2005)

Нидерланды — король Виллем-Александр (с 2013)

Норвегия — король Харальд V (с 1991) при регентстве кронпринца Хокона с 2003 по 2004 год и в 2005 году.

Швеция — король Карл XVI Густав (с 1973)

Монархические государства современности., изображение №6

Монархические государства современности., изображение №7

Бахрейн — король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999—2002)
Бруней — султан Хассанал Болкиах (с 1967)
Бутан — король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)
Иордания — король Абдалла II (с 1999)
Камбоджа — король Нородом Сиамони (с 2004)
Катар — эмир Тамим бин Хамад Аль Тани (с 2013)
Кувейт — эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)
Малайзия — король Мухаммад V Фарис Петра (с 2016)
Джохор — султан Ибрагим Исмаил (с 2010)
Кедах — султан Туанку Салехуддин ибни Аль-Мархум Султан Бадлишах (с 2017)
Келантан — султан Мухаммад V Фарис Петра (с 2010)
Негри-Сембилан — Янг ди-Пертуан Бесар Танку Мухриз (с 2008)
Паханг — султан Ахмад Шах (с 1974)
Перак — султан Назрин Муизуддин Шах (с 2014)
Перлис — раджа Туанку Сиед Сираджуддин (с 2000)
Селангор — султан Шарафуддин Идрис Шах (с 2001)
Тренгану — султан Мизан Зайнал Абидин (с 1998)
ОАЭ — президент Халифа ибн Зайд ан-Нахайян (с 2004)
Абу-Даби (эмират) Абу-Даби — эмир Халифа ибн Зайд ан-Нахайян (с 2004)
Аджман — эмир Хумайд IV ибн Рашид ан-Нуайми (с 1981)
Дубай (эмират) Дубай — эмир Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум (с 2006)
Рас-эль-Хайма (эмират) Рас-эль-Хайма — эмир Сауд бин Сакр аль-Касими (с 2010)
Умм-эль-Кайвайн — эмир Сауд бин Рашид аль-Муалла (с 2009) Flag of the Эль-Фуджайра — эмир Хамад II бин Мухаммад аш-Шарки (с 1974)
Шарджа — эмир Султан III бин Мухаммад аль-Касими (с 1972 по 1987 и с 1987)
Оман — султан Кабус бен Саид (с 1970)
Саудовская Аравия — король Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд (с 2015)

Таиланд — король Маха Вачиралонгкорн (с 2016)
Япония — император Акихито (с 1989)

Монархические государства современности., изображение №8

Африка

Лесото — король Летсие III (с 1990 по 1995 и с 1996)
Марокко — король Мухаммед VI (с 1999)
Свазиленд — король Мсвати III (с 1986)

Король Тонга Тупоу VI

Океания

Самоа — О ле Ао О ле Мало Ваалетоа Суалауви II (с 2017)
Тонга — король Тупоу VI (с 2012)

Содружество наций
Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Королевства Содружества
В королевствах Содружества (ранее именовались доминионами) главой государства является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором.

Монархические государства современности., изображение №10

Америка

Антигуа и Барбуда
Багамы
Барбадос
Белиз
Гренада
Канада
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия
Ямайка

Океания

Австралия
Новая Зеландия
Острова Кука
Ниуэ
Папуа — Новая Гвинея
Соломоновы Острова
Тувалу

Монархические государства современности., изображение №11

Административные единицы, управляемые монархами

Особый округ Джокьякарта — губернатор Хаменгкубувоно X (с 1998) — губернатор округа избирается всенародным голосованием, но эту должность занимают только султаны Джокьякарты и князья Пакуаламана.

Государства, в которых за бывшими и локальными монархами законодательно закреплены особые права или привилегии

Европа

Черногория. В Черногории статус потомков Черногорского Королевского Дома регулируется законом «О статусе потомков династии Петровичей-Негошей». В частности правительством создан Фонд Петровичей-Негошей чья деятельность «направлена на развитие культуры Черногории, участие в гуманитарных проектах и развитие деятельности в интересах Черногории и её традиций», потомкам династии предоставлен в пользование ряд строений, в том числе и особняк короля Николая I в Негуши с правом пользования прилегающими садами и лугами, а главе монаршего дома предоставляется статус «Представителя потомков династии» и ряд связанных с данным званием привилегий и обязанностей:

Он/она может использовать геральдические символы династии.
Он/она может быть уполномочен Президентом Черногории, Председателем Скупщины или Председателем Правительства выполнять определённые протокольные и неполитические функции.
Он/она является председателем Руководящего комитета фонда Петровичей-Негошей
Он/она имеет право на использование государственных объектов, в соответствии с порядком установленным Правительством.
Он/она имеет право на использование первого этажа Дворца Петровичей в Подгорице, который предназначен для особо важных государственных церемоний, и когда этого требует протокол, обладает приоритетом перед другими пользователями этого помещения.
Он/она будет получать ежемесячную зарплату, равную заработной плате Президента Черногории.
Он/она имеет право на административное и техническое обеспечение деятельности со стороны службы государственного протокола Черногории.
Нынешним представителем потомков династии является Никола Петрович-Негош (с 2011)

Непризнанные государства

В непризнанной Приднестровской Молдавской Республике статус Российского Императорского Дома регулируется Указом Президента ПМР «О статусе Российского Императорского Дома в Приднестровской Молдавской Республике» и приложением к нему.

Африка

В Ботсване одной из палат двухпалатного парламента является Палата вождей. Она является в основном совещательным органом и состоит из пятнадцати членов — восьми вождей наиболее крупных племён — пожизненных членов, четырёх — избираемых малыми округами сроком на пять лет и трёх — назначаемых Палатой.

В Зимбабве одной из палат двухпалатного парламента является Сенат, 16 мест которого зарезервировано за представителями избранными советом вождей, также по месту зарезервировано за председателем и заместителем совета вождей.

Океания

Новая Зеландия
В Токелау, являющемся несамоуправляющейся территорией под управлением Новой Зеландии, правительством является Совет Файпуле, в который входят три вождя атоллов, составляющих территорию. Руководитель правительства избирается из членов Совета на один год.

Монархические государства современности., изображение №12

Традиционные монархии

Индонезия
Джокьякарта — султан Хаменгкубувоно X (с 1988)

Пакуаламан — князь Паку Алам IX (с 1998)
Непал

Королевство Ло — король Джигме Дорджи

Африка

Бамангвато — король (Kgôsi) Ян а Серетсе (c 1979)

Гана
Ашанти — король Отумфо Нана Осеи Туту II (с 1999)
Нигерия
Сокото — амир аль-муминин султан Сааду Абубакар (с 2006)
Уганда
Анколе — король Чарльз Арьяйджа Рвебишенгье (с 2011)
Буганда — король Рональд Мувенда Мутеби II (с 1993)
Буньоро — король Соломон Гафабуса Игуру I (с 1994)
Бусога — глава конфедерации Эдуард Колумбус Вамбузи Мулоки (с 2009); Уильям Уилберфорс Кадумбула Габула Надиопе IV (провозглашен; в оппозиции) (с 2009)
Рвензуруру — король Чарльз Уэсли Мумбере Кибанзанга II Ирема-Нгома I (с 2007)
Торо — король Ойо Нуимба Кабамба Игуру Рукиди IV (с 1995)
ЮАР
Квазулу-Наталь — король Звелитини Гудвил Кабекузулу (с 1971)

Океания

Новая Зеландия
Маори — король Тухеитиа Паки (c 2006)
Франция Уоллис и Футуна (заморская территория Франции)
Ало — престол вакантен (с 2014)
Сигаве — король Поликапело Коливаи (с 2010)
Увеа — король Капелиееле Фаупала (с 2008)

В этой статье Вы найдете ответ на вопрос: сколько стран королевств существует в мире в 2017 году?

Монархия как форма правления, при которой вся верховная государственная власть, получаемая обычно в порядке наследования и формально находящаяся в руках монарха, сегодня существует в 30 странах мира.

В Азии находятся 14 монархических государств: Бутан, Иордания, Камбоджа, Малайзия, Непал, Таиланд, Япония, Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. Причем в последних семи до сих пор сохраняются абсолютные монархии, дающие всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти единоличному главе государства.

В Европе монархий 12: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия и Швеция. Абсолютной, теократической (религиозной) формой правления облечен только Папа Римский, являющийся монархом Ватикана. При подобной монархии, которая существует еще в Саудовской Аравии и Брунее, в государстве фактически нет конституции, и правление осуществляется не светским, а духовным лицом.

В Африке насчитывается 3 монархических государства: Лесото, Марокко и Свазиленд. Еще одна монархия существует в Океании, это — Тонга. Самой древней в мире из ныне существующих является японская монархия, которая была установлена в 660 году до н. э., а самой древней в Европе — датская, ведущая свой отсчет с 899 года.

Данные из Википедии:

Монархические государства современности

Абсолютные монархии
Дуалистические монархии
Парламентарные монархии
Государства-члены Содружества Наций, признающие в качестве номинального главы государства монарха Великобритании
Традиционные монархии — не являются государствами, монарх отыгрывает церемониальную роль у определённой группы людей (племя, традиционное королевство и т. п.)

В списках представлены монархии. Отдельным списком представлены доминионы — монархии — бывшие английские колонии, в которых главой государства является королева (король) Великобритании.

Европа

Африка

Океания

Содружество наций

Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Королевства Содружества

В королевствах Содружества (ранее именовались доминионами) главой государства является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором.

Мона́рхия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ἀρχή — «управление единолично») — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.), может быть наследственной, выборной или наследственно-выборной.

Содержание

Признаки монархии [ ]

Основными признаками классической формы правления являются:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
  • как правило, наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;
  • монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
  • юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

Во многих случаях государства, традиционно считающиеся монархическими, не удовлетворяют перечисленным признакам. Более того, в некоторых случаях трудно провести границу между монархией и республикой. Такие выборные монархии, как Рим периода принципата и Речь Посполитая сохраняли республиканские институты. Император, первоначально, — республиканская чрезвычайная магистратура, а само название Речь Посполитая дословно переводится как «республика».

Виды монархий [ ]

По объёму ограничений [ ]

  • Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).
  • Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., Германская империя 1871—1918 гг., Российская империя 1906—1917 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).
    • Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет преимущественно представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).
    • Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (в настоящее время Марокко, Иордания). Монарх вправе назначать правительство.

    По традиционному устройству [ ]

    • Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.
    • Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии.
      • Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности [5] .
      • Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.
      • Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.
      • Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.

      Теория монархии [ ]

      Монархия с точки зрения монархистов — это принцип Верховной Власти, основывающийся на исполнении монархом Воли Бога, и от этого обретающего свою власть. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса — всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества). Монарх для монархиста — в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический. Соответственно, монархия считается «богоугодной» формой государственного правления, в то время как республика нередко — «выдумкой дьявола».

      Монархические государства современности [ ]

      Абсолютные монархии
      Дуалистические монархии
      Парламентарные монархии
      Государства-члены Содружества Наций, признающие в качестве номинального главы государства монарха Великобритании
      Традиционные монархии — не являются государствами, монарх отыгрывает церемониальную роль у определённой группы людей (племя, традиционное королевство и т. п.)

      В списках представлены монархии на 3 октября 2020 года. Отдельным списком представлены доминионы — монархии — бывшие английские колонии, в которых главой государства является королева (король) Соединённого Королевства Великобритнаии и Северной Ирландии.

      Европа [ ]

      • Княжество Андорра — со-князья Эммануэль Макрон (с 2017 года) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003 года)
      • Королевство Бельгия — король Филипп фон Саксен-Кобург-Гота(с 2013 года)
      • Город-государство Ватикан — папа Франциск (с 2013 года)
      • Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии — королева Елизавета II Виндзор(фон Саксен-Кобург-Гота)(с 1952 года)
        • Королевство Англия —королева Елизавета II Виндзор(фон Саксен-Кобург-Гота)(с 1952 года)
        • Королевство Шотландия—королева Елизавета II Виндзор(фон Саксен-Кобург-Гота)(с 1952 года)
        • Королевство Уэльс—королева Елизавета II Виндзор(фон Саксен-Кобург-Гота)(с 1952 года)
        • Королевство Северная Ирландия—королева Елизавета II Виндзор(фон Саксен-Кобург-Гота)(с 1952 года)
        • Герцогство Гернси — герцогиня Елизавета II Виндзор(фон Саксен-Кобург-Гота)(с 1952 года)
        • Герцогство Джерси — герцогиня Елизавета II Виндзор(фон Саксен-Кобург-Гота)(с 1952 года)
        • Лордство Остров Мэн — леди Елизавета II Виндзор(фон Саксен-Кобург-Гота)(с 1952 года)

        Азия: [ ]

        • Королевство Бахрейн—король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002 года, эмир в 1999—2002 годах)
        • Султанат Бруней—султан Хассанал Болкиах (с 1967 года)
        • Королевство Бутан—король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006 года)
        • Королевство Иордания—король Абдалла II ибн Хусейн аль-Хашими (с 1999 года)
        • Королевство Камбоджа—король Нородом Сиамони (с 2004 года)
        • Эмират Катар—эмир Тамим бин Хамад Аль Тани (с 2013 года)
        • Эмират Кувейт—эмир Наваф I аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006 года)
        • Королевство Малайзия—Аль-Султан Абдулла II Риаятуддин Аль-Мустафа Билла Шах ибни Султан Ахмад Шах аль-Мустаин Билла(с 2011 года)
          • Султанат Джохор—султан Ибрагим Исмаил (с 2010 года)
          • Султанат Кедах—Туанку Салехуддин ибни Аль-Мархум Султан Бадлишах(с 11 сентября 2017 года)
          • Султанат Келантан—Туанку Мухаммад V Султан Келантан(с 13 сентября 2010 года)
          • Султанат Негри-Сембилан—Янг ди-Пертуан Бесар Танку Мухриз (с 2008 года)
          • Султанат Паханг—султан Абдулла II(с 1974 года)
          • Султанат Перак—султан Азлан Шах (с 1984 года)
          • Султанат Перлис—раджа Туанку Сиед Сираджуддин (с 2000 года)
          • Султанат Селангор—султан Шарафуддин Идрис Шах (с 2001 года)
          • Султанат Тренгану—султан Мизан Зайнал Абидин (с 1998 года)
          • Эмират Абу-Даби — эмир Халифа ибн Зайд ан-Нахайян (с 2004 года)
          • Эмират Аджман — эмир Хумайд IV ибн Рашид ан-Нуайми (с 1981 года)
          • Эмират Дубай — эмир Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум (с 2006 года)
          • Эмират Рас-эль-Хайма — эмир Сауд бин Сакр аль-Касими (с 2010 года)
          • Эмират Умм-эль-Кайвайн — эмир Сауд бин Рашид аль-Муалла (с 2009 года)
          • Эмират Эль-Фуджейра — эмир Хамад II бин Мухаммад аш-Шарки (с 1974 года)
          • Эмират Шарджа — эмир Султан III бин Мухаммад аль-Касими (с 1972 года по 1987 года и с 1987 года)

          Африка [ ]

          • Королевство Лесото — король Летсие III (с 1990 года по 1995 года и с 1996 года)
          • Королевство Марокко — король Мухаммед VI (с 1999 года)
          • Королевство Эсватини — король Мсвати III (с 1986 года)

          Океания: [ ]

          • Королевство Тонга — король Тупоу VI (с 2012 года)

          Содружество наций [ ]

          Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

          Королевства Содружества [ ]

          В королевствах Содружества (ранее именовались доминионами) главой государства является монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором.

          Америка [ ]
          • Антигуа и Барбуда
          • Багамы
          • Барбадос
          • Белиз
          • Гренада
          • Канада
          • Сент-Винсент и Гренадины
          • Сент-Китс и Невис
          • Сент-Люсия
          • Ямайка
          Океания [ ]
          • Австралия
          • Новая Зеландия
            • Острова Кука
            • Ниуэ

            Административные единицы, управляемые монархами [ ]

            Азия [ ]

            • Особый округ Джокьякарта — губернатор Хаменгкубувоно X (с 1998) — губернатор округа избирается всенародным голосованием, но эту должность занимают только султаны Джокьякарты и князья Пакуаламана.

            Государства, в которых за бывшими и локальными монархами законодательно закреплены особые права или привилегии [ ]

            Европа [ ]

            В Черногории статус потомков Черногорского Королевского Дома регулируется законом «О статусе потомков династии Петровичей-Негошей». В частности правительством создан Фонд Петровичей-Негошей чья деятельность «направлена на развитие культуры Черногории, участие в гуманитарных проектах и развитие деятельности в интересах Черногории и её традиций», потомкам династии предоставлен в пользование ряд строений, в том числе и особняк короля Николая I в Негуши с правом пользования прилегающими садами и лугами, а главе монаршего дома предоставляется статус «Представителя потомков династии» и ряд связанных с данным званием привилегий и обязанностей:

            Что могут короли: монархия в Европе XXI века

            19 июня в Испании вступил на престол король Фелипе VI. Ранее, 2 июня, его отец Хуан Карлос I объявил о своем отречении от короны в пользу сына, объяснив это решение необходимостью передать дела "новому поколению" .

            Заявление монарха вызвало в Испании новую волну дискуссий о целесообразности сохранения ее государственного устройства. Несколько тысяч человек вышли на центральную площадь Мадрида Пуэрта-дель-Соль с требованием провести референдум о введении в стране республиканской формы правления. Несмотря на это, председатель испанского правительства Мариано Рахой и крупнейшие политические партии королевства высказались в поддержку "спокойной и конституционной передачи полномочий главы государства наследному принцу".

            В общей сложности 12 европейских государств в настоящее время имеют монархическую форму правления в той или иной ее разновидности. Редакция ИТАР-ТАСС постаралась выяснить, какими реальными полномочиями обладают короли, князья и великие герцоги, возглавляющие свои страны в XXI веке.

            Княжество АНДОРРА. Функции главы государства выполняют соправители - президент Франции Франсуа Олланд и епископ Урхельский Жоан Энрик Вивес-и-Сисилиа

            Действующая конституция определяет Андорру, сохранившую историческое название "княжество", как государство с парламентским режимом правления.

            Функции главы государства выполняют соправители (иногда их называют "со-князьями") - президент Франции и епископ Урхельский (по названию испанского города Сео-де-Урхель). В настоящее время это Франсуа Олланд и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилиа соответственно.

            Соправители обладают равными полномочиями. Они представляют страну за рубежом, принимают решения о назначении членов верховного и конституционного судов, имеют право помиловать осужденных. Также в их компетенцию входит участие в подготовке международных договоров, касающихся внутренней безопасности, обороны и пограничных проблем.

            Более существенные полномочия соправителей княжества - такие как назначение выборов и референдумов, роспуск парламента, назначение главы правительства, санкционирование и обнародование законов - ограничены необходимостью заверять соответствующие решения подписью главы правительства или, в некоторых случаях, председателя парламента.

            БЕЛЬГИЯ. Глава государства - король Филипп

            Король Бельгии наряду с парламентом обладает законодательной властью. Монарх утверждает принятые депутатами законы и объявляет об их вступлении в силу. Он также может распустить парламент, созвать его на чрезвычайную сессию и отсрочить заседания палат (не более чем на один месяц). Кроме того, король имеет право оставить у власти правительство, не пользующееся доверием парламента.

            ВАТИКАН. Глава государства - папа римский Франциск

            Ватикан - абсолютная теократическая монархия. Папа римский (верховный понтифик) одновременно возглавляет этот город-государство и Римско-католическую церковь. Как глава государства он обладает верховной законодательной, исполнительной и судебной властью.

            Верховный понтифик назначает на пятилетний срок комиссию, исполняющую роль законодательного органа. Она состоит из кардинала-председателя и других кардиналов. Законопроекты, разработанные комиссией, должны передаваться на рассмотрение верховному понтифику, который принимает решение об их утверждении. Предварительный и окончательный вариант бюджета государства также направляются на утверждение верховному понтифику.

            Кроме того, прерогативой верховного понтифика является представительство государства в отношениях с иностранными государствами и другими субъектами международного права через дипломатические отношения и заключение договоров.

            Верховный понтифик вправе на любой стадии уголовного или гражданского дела передать расследование и решение дела особой инстанции, в том числе с правом решения дела по справедливости и с исключением последующей подачи жалобы. Право амнистии, смягчения наказания, освобождения от наказания и помилования принадлежит верховному понтифику.

            ВЕЛИКОБРИТАНИЯ . Глава государства - королева Елизавета II

            Королева представляет государство на международной арене, но согласует свои действия с правительством. Она может обсуждать условия и ратифицировать договоры, союзы, международные соглашения. Монарх также аккредитует британских высоких комиссаров и послов и принимает иностранных дипломатов. Британские паспорта выдаются от имени королевы. Она имеет право поощрять за заслуги перед государством, предоставлять почетное гражданство.

            Королева может созывать внеочередную сессию парламента, распустить парламент и назначить внеочередные выборы.

            Все королевские распоряжения должны быть заверены премьер-министром Великобритании, однако монарх имеет право абсолютного вето на законы, принятые парламентом. В 1999 году королева Елизавета II использовала это право, став первым главой государства, кто прибегнул к нему с 1707 года. Она не одобрила законопроект о передаче парламенту полномочий монарха принимать окончательное решение о начале военных действий.

            Королева является главнокомандующим вооруженными силами.

            ДАНИЯ. Глава государства - королева Маргрете II

            Королева Дании реализует законодательную власть совместно с парламентом, а исполнительную власть - через правительство. Она назначает и отправляет в отставку премьер-министра и министров, определяет общую численность кабинета министров и полномочия его членов.

            На практике королева может сформировать правительство только из тех кандидатов, которые имеют поддержку большинства депутатов парламента. Королевские указы не вступают в силу без подписи премьер-министра либо министров, отвечающих за проведение политики в той или иной сфере. Однако королева имеет право роспуска парламента.

            Она также имеет право вносить законопроекты на рассмотрение парламента. Документ, принятый им, становится законом, если получает королевское одобрение не позднее 30 дней после его принятия.

            В условиях чрезвычайного положения, когда парламент собраться не может, королева вправе принимать временные законы при условии, что они не будут противоречить конституции и будут незамедлительно переданы депутатам, как только они смогут собраться, для одобрения или отклонения.

            Королева обладает правом помилования и амнистии. При этом даровать помилование министрам, осужденным Верховным судом королевства, она может только с согласия парламента.

            ИСПАНИЯ. Глава государства - король Фелипе VI

            Согласно действующей конституции Испании король является "символом единства и постоянства государства; он - арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов".

            Монарх как глава государства представляет его интересы в международных отношениях. От имени короля вручают верительные грамоты послы и другие дипломаты, представляющие Испанию за рубежом. В свою очередь, монарх принимает верительные грамоты послов других государств в королевстве.

            Король подписывает и обнародует законы, созывает и распускает парламент, назначает выборы и референдумы, предлагает кандидата на должность председателя правительства.

            Впрочем, как и в случае большинства других европейских монархий, все указы короля должны быть скреплены подписью премьер-министра, министра или председателя парламента - лишь тогда они имеют силу закона. Самостоятельно монарх может назначить и освободить от должности лишь служащих своего двора. Он также может присвоить тот или иной дворянский титул.

            Король имеет право по предложению правительства полностью или частично отменять приговоры, вынесенные уголовным судом, военным или гражданским.

            ЛИХТЕНШТЕЙН. Глава государства - правящий князь Ханс Адам II фон Лихтенштейн

            По сравнению с большинством других европейских монархов правящий князь Лихтенштейна обладает достаточно широкими властными полномочиями. Он имеет право распускать парламент, назначать и снимать членов правительства и судей, смягчать наказания по вошедшим в силу приговорам и приостанавливать уголовное преследование. Ни одно решение парламента не может обрести силу закона без согласия монарха.

            Князь также может наложить окончательное и непреодолимое вето на любой законопроект, даже на тот, который был принят на общенациональном референдуме (единственное исключение - референдум о полной отмене монархии). При чрезвычайных обстоятельствах он может без согласия парламента и премьер-министра издавать указы, имеющие силу закона и действующие до шести месяцев.

            Попытка ограничить полномочия князя не была поддержана на конституционном референдуме 2012 года. Предложение об отмене права вето монарха на результаты общенационального плебисцита отвергли более 76% голосовавших.

            ЛЮКСЕМБУРГ. Глава государства - великий герцог Анри

            В декабре 2008 года парламент Люксембурга одобрил законопроект о внесении в конституцию поправок, которые ограничили полномочия главы государства - великого герцога - до преимущественно протокольных функций. Принятый документ отменил положение, согласно которому любой закон вступал в силу только после его подписания монархом.

            Инициатива об ограничении полномочий главы государства возникла из-за идеологического противостояния великого герцога Анри, с одной стороны, и парламента Люксембурга - с другой. Законодательный орган страны и правительство приняли закон, разрешающий эвтаназию. Великий герцог Анри, сославшись на свои религиозные убеждения, отказался подписывать этот документ. В ответ парламент решил принять законопроект, согласно которому монарху больше не придется утверждать решение депутатов.

            Великий герцог Люксембурга может участвовать в осуществлении законодательной власти путем реализации своего права законодательной инициативы. Он также обладает некоторыми полномочиями в отношении парламента. Монарх открывает и закрывает его сессии, может отложить его заседания, а в случае необходимости - созвать чрезвычайную сессию.

            МОНАКО. Глава государства - князь Альбер II

            Князь единолично представляет Монако на международной арене и имеет право заключать международные договоры (без согласия парламента). Монарх назначает главу правительства и имеет право отозвать его и других членов кабинета министров, назначает членов Совета Короны (совещательный орган при монархе) и членов Верховного суда.

            Законодательную власть князь осуществляет вместе с парламентом, при этом он имеет право роспуска парламента. В этом случае он назначает новые выборы в трехмесячный срок.

            Судебную власть князь делегирует судам и трибуналам, которые осуществляют правосудие от его имени. После консультации с Советом Короны монарх имеет право помилования и амнистии, а также право натурализации и восстановления в гражданстве.

            Князь награждает орденами, титулами и другими знаками отличия.

            НИДЕРЛАНДЫ. Глава государства - король Виллем-Александер

            Король осуществляет законодательную и исполнительную власть совместно с парламентом и правительством. Он назначает премьер-министра, которым становится лидер партии, завоевавшей большинство голосов на выборах. По рекомендации главы правительства король также назначает министров и высших должностных лиц.

            Каждый год в третий вторник сентября он выступает с речью об основных направлениях государственной политики. Король также является председателем Государственного совета, который фактически наделен функциями конституционного суда. В случае необходимости монарх может созвать чрезвычайную сессию парламента.

            Король Нидерландов представляет страну на международной арене и обладает правом помилования.

            НОРВЕГИЯ. Глава государства - король Харальд V

            Король Норвегии формально возглавляет исполнительную власть. От его имени происходит назначение членов правительства и высших должностных лиц, представляющих страну за рубежом.

            Король имеет право созывать чрезвычайные сессии парламента, а в перерывах между сессиями может принимать временные нормативные акты по вопросам промышленности, торговли и охраны порядка.

            Король представляет Норвегию за рубежом, а также решает вопросы внешней политики - заключает и расторгает договоры с иностранными государствами, имеет право начать войну (в случае, если того требует безопасность страны) и заключить мир. При этом все принятые королем решения должны быть подписаны премьер-министром или другими членами правительства.

            Король имеет право помиловать преступников после вынесения приговора. Виновный имеет право принять или не принять королевское помилование.

            ШВЕЦИЯ. Глава государства - король Карл XVI Густав

            Король Швеции возглавляет Консультативный совет по внешней политике, в который входят видные деятели парламента. Фактически этот орган осуществляет контроль за деятельностью правительства в сфере международных отношений. В остальном король выполняет лишь представительские функции - он не участвует в работе правительства и не подписывает правительственные документы. Тем не менее он остается символом нации и ее главным представителем на международной арене.

            В качестве главы государства король принимает верительные грамоты от иностранных дипломатов и подписывает верительные грамоты шведских послов. По просьбе правительства он принимает у себя глав государств и выезжает с государственными визитами в другие страны.

            Король председательствует на специальных заседаниях кабинета министров при смене правительства, а также во время заседаний, на которых члены правительства информируют его о текущих событиях в стране.

            Король имеет наивысшее воинское знание. Однако вооруженные силы страны подчиняются только правительству.

            Автор статьи

            Куприянов Денис Юрьевич

            Куприянов Денис Юрьевич

            Юрист частного права

            Страница автора

            Читайте также: