Каковы условия взаимодействия пфр и негосударственных пенсионных фондов

Обновлено: 26.04.2024

Формируя накопительную пенсию, гражданин доверяет средства выбранному НПФ (негосударственному пенсионному фонду) или ПФР. Если его не устраивает текущий страховщик, всегда может перейти в другой НПФ, написав заявление и заключив договор. Однако, чтобы не потерять уже накопленный инвестиционный доход, необходимо делать это с умом.

Чаще чем раз в 5 лет менять страховщика не выгодно!

Раньше каждый мог менять фонд не чаще одного раза в год. Согласно действующему законодательству текущий страховщик (фонд, в котором находятся накопления гражданина) отражает (фиксирует) сумму средств пенсионных накоплений по состоянию на 31 декабря года, в котором истекает пятилетний срок с года начала формирования накоплений гражданина в этом фонде.

Соответственно, если менять фонд чаще, чем раз в пять лет (до фиксации фондом суммы, накопленной за 5 лет), деньги переводятся во вновь выбранный фонд без учета инвестиционного дохода (с потерей). При досрочном переходе из одного фонда в другой, гражданин теряет доход за все годы нахождения в предыдущем НПФ (ПФР), которые в совокупности составили менее пяти лет.Часто переходить из фонда в фонд невыгодно, непосредственно в форме заявления о досрочном переходе есть предупреждение о возможности потери инвестиционного дохода.

Как правильно поменять страховщика

Чтобы не потерять инвестиционный доход, недостаточно просто переходить из фонда в фонд не чаще одного раза в пять лет. Надо еще и точно знать, в какой именно год можно это сделать «досрочно» и без больших потерь накопленных средств. Для этого надо знать год начала формирования пенсионных накоплений в текущем фонде и дату фиксации накопленных средств. Важно отметить, что при этом реорганизация фонда не является сменой страховщика и не является точкой отсчета нового периода.

Дата первой фиксации суммы средств определена законодательно. Для застрахованных лиц, которые находились в НПФ (ПФР) с 2011 года и ранее, первый расчет размера средств пенсионных накоплений (первая пятилетняя фиксация) был осуществлен по состоянию на 31 декабря 2015 года. Для тех, кто пришел в НПФ или в ПФР в 2012 году, его произвели по состоянию на 31 декабря 2016 года, если в 2013 году – на 31 декабря 2017 года и т.д. Подробнее можно посмотреть в таблице ниже.

Особенности расчета средств пенсионных накоплений,

подлежащих передаче текущим страховщиком новому страховщику

по заявлениям о досрочном переходе, поданным в 2019 году

«Если год подачи заявления …»

«То год перевода СПН

«Значит дата фиксации инвест. дохода …»

За сколько лет будет потерян инвестиционный доход, если подать заявление о переходе в 2019 году

Когда подавать заявление без потери дохода

2010 и ранее

2011 и ранее

1 - 31.12.2015

2 - 31.12.2020

2016-2019 гг.

2015, 2020

2011

2012

1 - 31.12.2016

2 - 31.12.2021

2017-2019 гг.

2016, 2021

2012

2013

1 - 31.12.2017

2 - 31.12.2022

2017, 2022

2013

2015

31.12.2019

Без потери

2019

2014

2015

2016

31.12.2020

2016 - 2019 гг.

2020

2016

2017

31.12.2021

2017 - 2019 гг.

2021

2017

2018

31.12.2022

2022

2018

2019

31.12.2023

2019 г.

2023

Зафиксированная сумма включает в себя как сами пенсионные накопления, так и инвестиционный доход. Наиболее благоприятным для подачи заявления о досрочном переходе является пятый по счету год пребывания в фонде.

Не забудьте подать заявление в ПФР

Меняя НПФ, кроме заключения договора об обязательном пенсионном страховании с выбранным фондом необходимо подать заявление о переходе в этот же фонд (в этом же календарном году). Если в Пенсионный фонд поступят сведения только о договоре, или только о заявлении, то перевода пенсионных накоплений в НПФ не состоится.

Так же, следует иметь в виду, что заявления о переходе от одного страховщика к другому могут быть подписаны застрахованным лицом как лично, при обращении в территориальный орган ПФР, так и с помощью электронно-цифровой подписи при любых обращениях, например, в банк, кадровое агентство и т.п., а также поданы через Портал Госуслуг, Личный кабинет гражданина на сайте ПФР. Поэтому при использовании своей подписи (как чернильной, так и электронной) необходимо внимательно читать подписываемый, а также не сообщать без необходимости свой СНИЛС и код доступа к электронной подписи, приходящий в виде СМС (цифры) на телефон.

Если договор и «досрочное» заявление были написаны как результат обмана или агрессивной рекламы со стороны агентов НПФ (сотрудников банка или магазина), и гражданин передумал менять свой фонд, следует сразу же срочно обратиться с письменным заявлением во вновь выбранный фонд и настаивать на расторжении заключенного договора.

Заявление о досрочном переходе в другой фонд подлежит рассмотрению Пенсионным фондом Российской Федерации в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в фонд. При этом рассмотрение заявлений застрахованных лиц ежегодной переходной кампании, а также решение об удовлетворении/отказе в удовлетворении конкретного заявления принимается на уровне Пенсионного фонда России в г.Москва, а не в регионах, и всего один раз по истечении календарного года, на основании заявления с самой поздней датой поступления в ПФР, а не после каждого заявления.

Узнать сведения о накопительной пенсии можно при личном обращении застрахованного лица в территориальный орган ПФР, а так же заказав выписку из индивидуального лицевого счета в Личном кабинете на сайте ПФР, через мобильное приложение ПФР, «Сбербанк онлайн», или через Портал Госуслуг.

Страховщиком может быть либо ПФР, либо НПФ.

ВАЖНО!

- Ознакомься с выпиской из лицевого счета в ПФР сам и рекомендуй сделать это своим родным, друзьям, знакомым.

- Ежегодно следи за доходностью своего страховщика.

- Менять страховщика чаще одного раза в 5 лет – значит терять инвестиционный доход.

- Управляющую компанию внутри ПФР можно менять каждый год без потери инвестиционного дохода.

- Позаботься заранее о том, где будешь получать накопительную пенсию. Менять страховщика после обращения за назначением выплаты из средств пенсионных накоплений - запрещено.

Порядок предоставления
Пенсионным фондом Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений

С изменениями и дополнениями от:

15 ноября, 5 декабря 2018 г., 8 апреля 2019 г., 9 января 2020 г.

1. Настоящий Порядок определяет правила и сроки предоставления территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (Пенсионным фондом Российской Федерации) информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также перечень указанной информации, в том числе информации, предусмотренной пунктом 8.1 статьи 36.28 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2003, N 2, ст. 166; 2011, N 49, ст. 7037; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4219; 2016, N 1, ст. 41), о сумме гарантируемых в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6987; 2014, N 30, ст. 4219; 2015, N 27, ст. 4001) средств, подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица за весь период формирования пенсионных накоплений в его пользу.

2. Перечень информации, необходимой негосударственным пенсионным фондам для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений, включает:

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 22 февраля 2020 г. - Приказ Минтруда России от 9 января 2020 г. N 2Н

а) сведения о наличии (отсутствии) у застрахованного лица условий для назначения накопительной пенсии, предусмотренных частью 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989; 2018, N 41, ст. 6190) (далее - Федеральный закон "О накопительной пенсии"), в отношении соблюдения (несоблюдения) условий для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2019, N 40, ст. 5488) (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") в части наличия необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента, а при их приобретении после достижения возраста, установленного частью 1 статьи 6 Федерального закона "О накопительной пенсии", - дате, когда приобретены указанные условия;

Информация об изменениях:

Подпункт "б" изменен с 22 февраля 2020 г. - Приказ Минтруда России от 9 января 2020 г. N 2Н

б) сведения о наличии (отсутствии) у застрахованного лица* условий для назначения накопительной пенсии, предусмотренных частью 2 статьи 6 Федерального закона "О накопительной пенсии", в отношении достижения возраста или наступления срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, а также соблюдения условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части наличия необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента, а при их наличии - дате, когда достигнут указанный возраст или наступил указанный срок;

Информация об изменениях:

Подпункт "в" изменен с 22 февраля 2020 г. - Приказ Минтруда России от 9 января 2020 г. N 2Н

в) сведения о размере страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленном в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", рассчитанным на дату назначения накопительной пенсии**. Для застрахованного лица, имеющего условия для назначения накопительной пенсии, предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта, такие сведения указываются в случае достижения им возраста, установленного частью 1 статьи 6 Федерального закона "О накопительной пенсии";

г) сведения о сумме страховых взносов на финансирование накопительной пенсии с учетом результата их инвестирования;

д) сведения о размере дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от инвестирования указанных взносов;

е) сведения о размере средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования;

ж) сведения о размере средств пенсионных накоплений, гарантируемых в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 18 мая 2019 г. - Приказ Минтруда России от 8 апреля 2019 г. N 218Н

3. Информация по запросу негосударственного пенсионного фонда (далее - запрос), направленному в Пенсионный фонд Российской Федерации, предоставляется в электронном виде в соответствии с порядком, определяемым согласно пункту 7 статьи 36.4 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", на основании сведений, полученных из информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации, без истребования документов у застрахованного лица в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления запроса.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. - Приказ Минтруда России от 15 ноября 2018 г. N 702н

4. В запросе указывается:

а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) застрахованного лица, в отношении которого необходимо представить информацию;

б) страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица;

в) дата, на которую необходима информация;

г) перечень необходимой информации из числа предусмотренной пунктом 2 настоящего Порядка.

Абзац утратил силу с 18 мая 2019 г. - Приказ Минтруда России от 8 апреля 2019 г. N 218Н

Информация об изменениях:

Запрос в электронной форме представляется в соответствии с порядком, определяемом согласно пункту 7 статьи 36.4 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

5. Утратил силу с 18 мая 2019 г. - Приказ Минтруда России от 8 апреля 2019 г. N 218Н

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Приложение дополнено сносками с 5 февраля 2019 г. - Приказ Минтруда России от 5 декабря 2018 г. N 767Н

* В отношении застрахованных лиц, указанных в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях".

** Под датой назначения накопительной пенсии понимается дата, предусмотренная подпунктом "в" пункта 4 настоящего Порядка.

Негосударственный пенсионный фонд (далее – НПФ) – это организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

НПФ вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия Центральным банком Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) решения о предоставлении лицензии, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию со дня, следующего за днем внесения НПФ в реестр негосударственных пенсионных фондов Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов».

В качестве юридического лица, после получения лицензии, НПФ должен быть внесен ФНС России в ЕГРЮЛ.

НПФ может быть образован только в организационно-правовой форме акционерного общества.

Минимальный размер уставного капитала НПФ на момент регистрации организации должен составлять не менее 120 миллионов рублей, а с 01 января 2020 года - не менее 150 миллионов рублей. При этом минимальный размер собственных средств НПФ должен составлять не менее 150 миллионов рублей, а с 01 января 2020 года - не менее 200 миллионов рублей.

НПФ в России, в соответствии с уставом, выполняет следующие функции:

1. разрабатывает правила фонда;

2. заключает пенсионные договоры и договоры об обязательном пенсионном страховании;

3. аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;

4. ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

5. информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

6. определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

7. формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;

8. организует инвестирование средств пенсионных накоплений;

9. заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;

10. принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

11. ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

12. ведет обособленный учет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

13. осуществляет актуарные расчеты;

14. производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;

15. производит назначение и выплату накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты застрахованным лицам либо выплаты их правопреемникам в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О накопительной пенсии» и Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

16. осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам (их правопреемникам) или перевод выкупных сумм в другой НПФ, перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации, а также перевод средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, с учетом результата их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии или в случае смерти застрахованного лица до назначения накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты;

17. принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

18. предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном ЦБ РФ;

19. формирует выплатной резерв для осуществления выплаты накопительной пенсии.

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию являются НПФ, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

Участником правоотношений является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и НПФ пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. При этом участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Вкладчик – это физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы.

Указанные правоотношения возникают на основании договора негосударственного пенсионного обеспечения - соглашения между НПФ и вкладчиком НПФ, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ, а НПФ обязуется выплачивать участнику (участникам) НПФ негосударственную пенсию.

Негосударственная пенсия – это денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора

Застрахованное лицо - физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании, вправе не чаще одного раза в год заключать новый договор об обязательном пенсионном страховании с другим НПФ или подавать заявление о переходе в ПФР.

Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам приобретают мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, если иной возраст и (или) иные основания, дающие право на получение негосударственной пенсии, не установлены пенсионными договорами. Пенсионными договорами может быть установлен возраст, дающий право на получение негосударственной пенсии, превышающий указанный возраст, но он не может быть выше возраста, установленного ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по достижении которого участники приобретают право на страховую пенсию по старости – мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации начали осуществлять деятельность в 1992 году на основании Указа Президента РФ от 16.01.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». В силу этого их правовое поле и, соответственно, отношение к ним граждан носило временный характер. После распада СССР граждане с недоверием относились к подобной частной организации, поэтому развитие законодательной базы деятельности НПФ замедлилось.

Правовую основу деятельности НПФ в России составляют:

·Конституция РФ, устанавливающая право граждан на пенсионное обеспечение,

·Гражданский кодекс РФ, определяющий понятия «некоммерческие организации» и «фонды» и устанавливающий общий порядок изменения устава и ликвидации любых фондов,

·Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»,

·Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»,

·Постановление Правительства РФ от 05.12.2003 № 735 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию».

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» входит в комплекс пенсионного законодательства, а поэтому на порядок деятельности НПФ распространяется законодательство об обязательном пенсионном страховании. В частности, можно выделить:

- Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Порядок создания НПФ, его правовой статус как юридического лица, регулируется не только Законом № 75-ФЗ, но и нормами ГК РФ.

В целях защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности НПФ в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет Минтрудом России и ЦБ РФ.

Минтруд России осуществляет государственное регулирование деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию в части правоотношений между НПФ и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы ПФР имеют право получать ежегодно от НФП сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. При этом органы ПФР обязаны предоставлять НПФ по их запросам информацию, необходимую для назначения накопительной пенсии, а также иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Кроме того, в соответствии с приказом существовавшего ранее Министерства здравоохранения и социального развития РФ (правопреемник – Минтруд России) от 24.03.2010 № 181н установлен порядок взаимодействия негосударственных пенсионных фондов с ПФР при обращениях граждан за установлением накопительной части трудовой пенсии в установленный срок. В частности, определены требования к составлению такого уведомления, а также сроки его направления в Пенсионный фонд РФ. В уведомлении в обязательном порядке должны содержаться, в частности: полное наименование фонда с указанием ОПФ и ИНН, ФИО лица, обратившегося за установлением накопительной части трудовой пенсии, номер его страхового свидетельства, реквизиты заявления об установлении накопительной части трудовой пенсии. Одно уведомление может содержать сведения о нескольких застрахованных лицах. Уведомление должно быть направлено в ПФР не позднее 5 дней со дня установления застрахованному лицу накопительной части страховой пенсии.

Вопросы по лекции

1. Какую деятельность вправе осуществлять НПФ в России?

2. Какие органы осуществляют контроль и надзор за деятельность НПФ?

3. По каким вопросам взаимодействуют ПФР и НПФ?

Ответы оцениваются максимально оценкой «5» (отлично).

Каждый ответ на вопрос оценивается максимально оценкой «5» (отлично).

Критерии оценивания ответа на вопрос по лекции.

«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения; за грамотное и логичное изложение ответа.

«4» (хорошо) – если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

«3» (удовлетворительно) – если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.

«2» (неудовлетворительно) – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.

Следует различать «негосударственные пенсионные фонды» (НПФ), находящиеся в разных юрисдикциях — российской и украинской. Суть организаций — одна и та же, но имеются существенные отличия правового характера.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО); деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС); деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (в настоящий момент не осуществляется по причине отсутствия соответствующего законодательства).

Таким образом негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.

Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

Появление первых негосударственных пенсионных фондов связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.

На основании Указа в 1993—1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам. В 1995 году создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

К концу 1996 года. выдано 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.

До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путем самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям (УК) для последующего их инвестирования. Причем Законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля.

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. УК обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям: стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10 % общей стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50 % стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в векселя, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 50 % стоимости размещенных пенсионных резервов.

Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например: если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1.5 миллиона рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются; если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.

С 2008 г. в целях стимулирования россиян к активному управлению своей пенсией, государство запустило программу софинансирования пенсии.

В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в Программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства.

С 2008 г. выдается материнский капитал семьям, в которых родился или был усыновлен второй (третий или последующий) ребенок. Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ.

Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно — через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев — в соответствии с договором — вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок ее получения.

Контроль за деятельностью НПФ:

-Ежегодный: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам; Пенсионный фонд Российской Федерации; Независимый аудитор; Независимая актуарий; Счетная палата.

-Ежеквартальный:Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам.

-Ежемесячный: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по финансовым рынкам.

-Еженедельный: Федеральная служба по финансовым рынкам; Пенсионный фонд Российской Федерации

-Ежедневный: Специализированный депозитарий

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных резервов по состоянию на 31.03.2010: НПФ Газфонд; НПФ Благосостояние; Ханты-Мансийский НПФ; НПФ Транснефть; НПФ электроэнергетики

5 крупнейших НПФ по объёму пенсионных накоплений по состоянию на 31.03.2010: НПФ Благосостояние; НПФ Лукойл-Гарант; НПФ Норильский Никель; НПФ Газфонд; НПФ электроэнергетики

Исходя из характера развития фондов, можно условно выделить следующие типы НПФ:

Кэптивные — развивают преимущественно корпоративные пенсионные программы компаний — учредителей и их родственных структур. В портфеле активов под управлением значительно преобладают пенсионные резервы над пенсионными накоплениями. Пример: НПФ Транснефть.

Корпоративные (условно кэптивные) — деятельность таких фондов по-прежнему основывается на обслуживании корпоративных пенсионных программ своих учредителей. При этом с каждым годом доля пенсионных накоплений в портфеле активов возрастает. Преимущественно изменение статуса с кэптивного на корпоративный связано с привлечением пенсионных накоплений имеющихся по корпоративным программам клиентов. Пример: НПФ Благосостояние, НПФ Норильский Никель.

Территориальные — действуют преимущественно в рамках отдельного региона или группы регионов. В большинстве случаев такие Фонды были образованы при поддержке действующей законодательной и исполнительной властей. Пример: Ханты-Мансийский НПФ, НПФ Эрэл.

Открытые (универсальные) — будучи в большинстве случаев независимыми от крупных финансово-промышленных групп, строят свою деятельность на обслуживании максимально широкого круга как физических, так и юридических лиц. В активах обычно преобладают пенсионные накопления. Пример: НПФ Европейский пенсионный фонд, НПФ "Райффайзен19. Организация персонифицированного учета органами ПФ РФ.

Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ

Учет строится на принципах:

- единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в РФ

- всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;

- доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;

- использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда РФ

- соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем

- осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству РФ


Застрахованные лица в системе обязательного пенсионного страхования должны владеть вопросами о своих пенсионных накоплениях, о негосударственных пенсионных фондах и о смене управляющей компании. Есть те, кто вовсе забывает, с каким страховщиком у них заключен договор на управление средствами пенсионных накоплений. Это важный вопрос, который касается каждого, особенно молодых.

Как и где можно узнать данную информацию?

Узнать о своих накоплениях, в том числе о страховщике можно, получив выписку из своего индивидуального лицевого счета на Портале госуслуг, через личный кабинет на сайте ПФР, мобильное приложение ПФР или обратившись в Клиентскую службу ПФР.

Что такое пенсионные накопления и из чего они формируются?

Пенсионные накопления – это средства, которые формируются за счет сумм страховых взносов работодателя, перечисляемых на накопительную пенсию работника в системе обязательного пенсионного страхования и дохода от их инвестирования.

Сегодня работодатели платят страховые взносы по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника, из них 6% тарифа - на формирование пенсионных накоплений, а 16% - на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

Пенсионные накопления формируются:

  • у работающих граждан 1967 года рождения и моложе – за счет страховых взносов работодателя, уплаченных с 2002 по 2013 года.
  • у граждан 1966 года рождения и старше - только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, или же за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. А если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.
  • у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Важно! С 2014 года по 2021 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, в размере тарифа 22% от фонда оплаты труда направляются на формирование страховой пенсии.

Как выбрать вариант пенсионного обеспечения: с накопительной или без?

В 2014 и 2015 годах каждый гражданин 1967 года рождения и моложе имел возможность выбрать для себя вариант пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

- формировать только страховую пенсию;

- формировать страховую и накопительную пенсию одновременно.

В зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование распределяется следующим образом:

Например: До 2014 года заработная плата работника составляет 25 000 рублей в месяц, работодатель направил на его пенсию сумму от фонда оплаты труда в размере: 25 000 рублей х 22% = 5 500 руб., в том числе по тарифу 6% от фонда оплаты труда 1500 рублей – на формирование накопительной пенсии.

Если застрахованное лицо примет решение формировать только страховую пенсию, то на нее будет направлены все 16% от фонда оплаты труда (4000 рублей).

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, которые с 1 января 2014 года впервые начали трудовую деятельность. До 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период данные граждане вправе:

- заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном) переходе в негосударственный фонд;

- либо обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Как выбрать управляющую компанию (УК) или Негосударственный пенсионный фонд (НПФ)?

За 10 месяцев 2019 было принято на территории республики 98 заявлений о смене страховщика. По сравнению с 2017-2018 годами уменьшение втрое. Связано это с тем, что с 2019 года заявление о выборе страховщика (из ПФР в НПФ, из НПФ в ПФР, из НПФ в НПФ) можно подать только лично в территориальном органе ПФР, через законного представителя или через портал госуслуг.

Граждане вправе передавать средства пенсионных накоплений от одного страховщика другому страховщику для инвестирования на финансовом рынке управляющими компаниями. Страховщиками являются:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации – инвестирует пенсионные накопления через государственную управляющую компанию “Внешэкономбанк” и частные управляющие компании.
  • Негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

На сегодня всего действуют 18 управляющих компаний и 33 негосударственных пенсионных фондов.

А если средства находятся в негосударственном пенсионном фонде?

Если средства находятся в НПФ в выписке из индивидуального лицевого счета будет указано только в каком именно НПФ формируется накопительная пенсия, а также сумма средств пенсионных накоплений без учета инвестиционного дохода. Точную сумму пенсионных накоплений можно узнать, обратившись в свой Негосударственный пенсионный фонд.

А если средства находятся в государственной управляющей компании?

Если средства пенсионных накоплений формируются в государственной управляющей компании, то актуальную информацию о пенсионных накоплениях и результатах инвестирования можно узнать в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета по форме СЗИ-ИЛС, обратившись в территориальные органы ПФР, в многофункциональный центр, в личном кабинете на сайте ПФР, на Портале госуслуг и через приложение для смартфона “ПФР Электронные сервисы”.

В чем разница между УК и НПФ?

Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении управляющей компании (УК) или государственной управляющей компании (ГУК), то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР.

Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

На что нужно обращать внимание при смене страховщика?

Менять страховщика (ПФР или НПФ), управляющую компанию можно ежегодно, подав соответствующее заявление в ближайший территориальный орган ПФР.

Если гражданин будет осуществлять смену страховщика (переход из ПФР в НПФ, НПФ в ПФР, или из НПФ в НПФ) чаще одного раза в пять лет, он может потерять инвестиционный доход, полученный предыдущим страховщиком. При этом если страховщиком гражданина является ПФР, смену управляющей компании или инвестиционного портфеля УК можно производить ежегодно без потери инвестиционного дохода.

Пример 1. Гражданин подавал заявление о переводе средств в НПФ в 2014 году. Заявление подлежит рассмотрению на следующий год, после его подачи. Его заявление было рассмотрено в 2015 году, в этом же году средства пенсионных накоплений были переданы в НПФ.

Следовательно, с этого года и нужно отсчитывать 5 лет. В нашем примере истечение 5 лет произойдет в 2019 году. Таким образом, именно в 2019 году гражданин может написать новое заявление на смену страховщика. Если это условие будет соблюдено, то потери инвестиционного дохода не будет. Если же он подаст заявление на переход в 2020 и заявление будет рассмотрено положительно в 2021 году, то гражданин потеряет доход за 2020 год.

До какого срока и как можно подать заявление о смене страховщика?

С 2019 года подать заявления о смене страховщика (ПФР, НПФ) через портал госуслуг, на сайте ПФР или обратившись в территориальный орган ПФР можно будет в течение всего года, но не позднее 1 декабря текущего года.

Если застрахованное лицо до 1 декабря подал в территориальный орган ПФР заявление о смене страховщика, то он может не позднее 31 декабря отказаться от смены страховщика или заменить на другого. В этом случае он должен уведомить ПФР о своем окончательном решении до 31 декабря.

Если гражданин решил сменить страховщика, что ему необходимо для этого предпринять?

Если вы решили перейти из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой НПФ, то вам необходимо оформить два документа:

  • - в Пенсионный фонд России подать заявление о переходе;
  • - заключить с выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

При переводе средств пенсионных накоплений из НПФ в ПФР или при смене управляющей компании достаточно только подать заявление в территориальный орган ПФР. Ваши документы будут рассмотрены до 1 марта года, следующего за годом подачи заявления. В срок до 1 апреля будет произведен перевод средств, а к концу апреля информация о переводе отразится в выписке из индивидуального лицевого счета.

Где можно получить информацию уровня доходности УК и НПФ?

Про доходность управляющих компаний можно узнать на сайте ПФР: Главная» Гражданам» Будущим пенсионерам» О пенсионных накоплениях «Основные сведения об инвестировании средств пенсионных накоплений «Расчет доходности инвестирования средств пенсионных накоплений, в территориальных органах ПФР. С информацией о доходности НПФ можно ознакомиться на сайте Центробанка, на сайтах рейтинговых агентств, а также на сайте самих НПФ. ПФР информацию о ежегодной доходности НПФ не предоставляет.

Стоит ли гражданам остерегаться мошенников?

Бдительность необходимо проявлять всегда. Сотрудники Пенсионного фонда России никогда не ходят по квартирам и не предлагают оформление каких-либо документов и заявлений. Обращаем внимание граждан на то, что в качестве агентов НПФ могут выступать сотрудники кредитных организаций, страховых или кадровых агентств, салонов мобильной связи. Необходимо проявлять бдительность при открытии счета, оформлении кредитного договора или договора страхования, при покупке мобильного телефона или поиске работы и внимательно изучать все подписываемые документы. Недобросовестные агенты НПФ могут воспользоваться вашим доверием, паролем в Портал госуслуг, невнимательностью и перевести ваши пенсионные накопления. Необходимо помнить, что перевод средств в негосударственный пенсионный фонд, УК – это право, а не обязанность! Не поддавайтесь на уговоры агентов НПФ о том, что ваши пенсионные накопления, находящиеся в ПФР могут пропасть. Они инвестируются через управляющие компании и выплачиваются застрахованным лицам при достижении пенсионного возраста.

В таком случае гражданам заранее надо позаботиться о выплате своих пенсионных накоплений?

Да, особенно это касается граждан предпенсионного возраста, они должны заранее решить, где они намерены оформлять и получать накопительную пенсию. Если пенсионные накопления формируются в негосударственном фонде, то направлять пакет документов для назначения выплаты из средств пенсионных накоплений необходимо в этот НПФ.

Обращение за выплатой за счет средств пенсионных накоплений:

С 2019 года с учетом повышения пенсионного возраста принципиальных изменений в законодательстве о выплате пенсионных накоплений не произойдет. Они по-прежнему будут выплачивать женщинам и мужчинам, достигшим возраста 55 и 60 лет соответственно, даже, если они не будут еще пенсионерами.

Обратиться за выплатой из средств пенсионных накоплений (единовременная выплата, выплата накопительной пенсии, срочная пенсионная выплата, выплата правопреемникам) необходимо к страховщику, у которого формировались пенсионные накопления (ПФР или НПФ).

Если вы впервые обращаетесь за назначением пенсии, то может быть одновременно назначена страховая пенсия и определен вид выплаты за счет средств пенсионных накоплений. Заявления будут разные.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

  1. Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:
  • ü граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • ü граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца, либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Пример 3. Пенсионерка, которой исполнилось 50 лет в 2019 году, обратилась за назначением единовременной выплаты средств пенсионных накоплений. Размер страховой пенсии по старости на дату обращения составлял 14 000 рублей. Общая сумма средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета составляла – 200 000 руб.

Порядок расчета единовременной выплаты средств пенсионных накоплений следующий:

1) Определение размера накопительной пенсии по формуле:

где НП- размер накопительной пенсии;

ПН – сумма средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты страховой пенсии по старости, которое в 2019 г. составляет 300 месяцев (25 лет).

НП = 200 000/300 = 666,66 руб. – это размер накопительной пенсии.

2) Определение общего размера страховой пенсии и накопительной пенсии:

14 000руб. размер страховой пенсии + 666,66 руб. размер накопительной пенсии = 14666,66 руб. - общий размер страховой и накопительной пенсий.

3) Определение доли накопительной пенсии в общем размере двух пенсий:

666,66 (накопительная пенсия) делится на 14 666,66 (общий размер страховой пенсии и накопительной пенсии) умножается на 100%= 4,5% - это доля накопительной пенсии.

В данном случае доля накопительной пенсии составила меньше 5 %, что дает право на назначение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

Пенсионерка получит единовременной выплатой средства пенсионных накоплений в сумме 200 000 рублей.

Если доля накопительной пенсии окажется больше 5%, то застрахованное лицо имеет право на назначение срочной пенсионной выплаты или накопительной пенсии.

  1. Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования накопительной пенсии, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии матери, и дохода от их инвестирования.
  1. Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2019 года – 21 год (252 месяцев). Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 252 месяца.

Когда можно обратится за единовременной выплатой за счет средств пенсионных накоплений?

С 2015 года пенсионеру можно обратится за единовременной выплатой за счет средств пенсионных накоплений 1 раз в 5 лет. Если первый раз пенсионеру была назначена единовременная выплата до 2015 года, он может обратиться повторно, не дожидаясь истечения 5 лет. Если же после 2015 года, то повторная выплата осуществляется после истечения 5 лет.

Пример 4. Пенсионеру назначена единовременная выплата в 2014 году. При этом пенсионер является участником Программы государственного софинансирования накопительной пенсии и продолжает уплату добровольных страховых взносов на накопительную пенсию. Обратиться повторно за получением средств пенсионных накоплений он может в любое время. Так, если он обратится в 2019 году, то получит средства, накопленные с 2014 года по текущую дату. Если он и дальше продолжит уплату средств, то повторное обращение может быть не раньше 2024 года, т.е. на него уже будет распространяться 5 летний срок. Об этом важно помнить всем гражданам, которые продолжают формировать накопительную пенсию. Меняя страховщика пенсионных накоплений не чаще чем раз в 5 лет, вы сохраните инвестиционный доход и преумножите свои пенсионные накопления. Получить и проверить информацию о состоянии своего лицевого счета в ПФР можно в любое время, в любом месте через мобильное приложение «ПФР Электронные сервисы», в личном кабинете на сайте ПФР и в Портале госуслуг.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: