Результат предоставления государственной услуги заносится в реестр юридически значимых записей

Обновлено: 28.03.2024

Управление нормативно-правового регулирования в сферах регистрации недвижимости, геодезии и картографии Росреестра, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе до 01.01.2023 направлять запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в форме документов на бумажном носителе.

Таким образом, до 01.01.2023 органы государственной власти и местного самоуправления вправе направлять запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, и получать такие сведения на бумажном носителе соответственно, если в запросе, представляемом органом государственной власти и органом местного самоуправления, указан способ получения документа - в виде документа на бумажном носителе.

Относительно заполнения запроса о предоставлении сведений ЕГРН ограниченного доступа лицами, имеющими право на бесплатное предоставление сведений ЕГРН, отмечаем следующее.

При этом пунктом 49 Порядка установлено, что:

вид (наименование) полномочия, осуществляемого в установленной сфере деятельности, наименование государственной или муниципальной услуги или базового государственного информационного ресурса, для осуществления (предоставления, ведения) которого запрашиваются сведения (для заявителя - руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, руководителя или заместителя руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, руководителя или заместителя руководителя государственного внебюджетного фонда, руководителя или заместителя руководителя территориального органа государственного внебюджетного фонда, руководителя или заместителя руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителя или заместителя руководителя органа местного самоуправления, Председателя Банка России, заместителя Председателя Банка России, а также для руководителя или заместителя руководителя многофункционального центра);

слова "для осуществления полномочий (деятельности)", далее - наименование организации и федерального закона, определяющего основные задачи и функции данной организации, для выполнения которых запрашиваются сведения;

реквизиты и положения (абзац, подпункт, пункт, часть, статья) нормативного правового акта, которым установлено представление документа (копии документа) и (или) информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг;

номер (идентификатор) услуги в реестре государственных услуг или в реестре муниципальных услуг, положение соответствующего нормативного правого акта указываются в случае представления запроса органом, предоставляющим государственную или муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, многофункциональным центром, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона N 210-ФЗ, в целях предоставления государственных или муниципальных услуг и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг, за исключением случаев подачи указанных в настоящем пункте запросов в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

в случае если запрос органа государственной власти или органа местного самоуправления направлен в целях выявления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, в запросе дополнительно указываются слова "выявление правообладателей объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд".

Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательность исполнения распоряжений и требований судов, судебных приставов-исполнителей, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, физических и юридических лиц.

Дополнительно сообщаем, что письма Управления не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Как отмечают авторы проекта, суть "реестровой модели" состоит в том, что источником достоверных сведений о правовых статусах лиц становятся информационные ресурсы, а не бумажные документы. Вместо оформления бумажных документов по итогам предоставления государственной или муниципальной услуги будет формироваться юридически значимая запись в информационном ресурсе.

По желанию организации или гражданина можно получить выписку в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо выписку на бумажном носителе.

Предлагается реализация реестровой модели в следующих сферах:

-лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- получение разрешений на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, на перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;

- согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;

- получение разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- аттестация должностных лиц организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

- аттестация, переаттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;

- получение разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации;

- выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

- получение разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

- получение разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

- постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- получение предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного;

- получение прокатного удостоверения на фильм.

Предусматривается расширение каналов взаимодействия заявителей (физических лиц и юридических лиц) с органами (организациями), предоставляющими соответствующие государственные, муниципальные услуги, за счет обеспечения возможности подачи запросов в электронной форме, а также посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, проектом закрепляется возможность направления органом социальной защиты уведомления о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении, а также оформления индивидуальной программы предоставления социальных услуг наряду с письменной формой в форме электронного документа по выбору заявителя.


Записи в госреестрах имеют большую юридическую силу, чем выписки из них, которые выдаются организациям и населению. Что похожего еще вошло в нашу жизнь в рамках цифровизации госуправления и какие удобства это дает. Принципы работы реестровой модели показали на примере сферы лицензирования: порядок действий и срок предоставления лицензии, форма и цена получения выписки.

  • обмен паспорта,
  • регистрация по месту жительства,
  • регистрация земельного участка или дома,
  • регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя,
  • получение лицензии.

Все это и многое другое может быть реализовано через:

  • Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ),
  • обращение в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» (далее – МФЦ) или
  • непосредственно на сайте соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления. Предоставлением государственных услуг занимаются также организации, осуществляющие отдельные публично значимые функции: государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации.

Что такое «реестровая модель»

Несколько лет назад появились понятия «реестровая модель предоставления государственных и муниципальных услуг» и «реестровая модель предоставления данных». Несмотря на некоторые различия, и в том, и в другом случае речь идет фактически об одном и том же: предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, т.е. онлайн (в автоматическом режиме), посредством получения соответствующих сведений из государственной информационной системы (реестра) и без выдачи результата услуги в виде документа на бумажном носителе.

Понятие реестровой модели в 2020 году было введено в Федеральный закон:

Статья 7.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

1. Результаты предоставления государственных и муниципальных услуг учитываются и подтверждаются путем внесения органами, предоставляющими указанные услуги, в государственные и муниципальные информационные системы сведений в электронной форме.

2. Результат предоставления государственной или муниципальной услуги не оформляется в форме документа на бумажном носителе, если иное не установлено нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления такой услуги.

  • выписки в форме электронного документа, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью, или
  • выписки на бумажном носителе, но только по желанию заявителя (организации или гражданина).

Фактически такая выписка является копией соответствующей записи в реестре, но при этом она имеет информационный характер, поскольку подтверждает факт внесения записи в реестр и наличие у заявителя соответствующего права. Информационный характер выписки проявляется в том, что если для получения какой-либо иной услуги потребуются данные из реестра, из которого у заявителя имеется выписка, орган власти, предоставляющий услугу, будет обращаться непосредственно к реестру, в котором имеется необходимая информация, а не использовать выписку, полученную ранее заявителем.

При использовании реестровой модели предоставления услуг предусматривается использование удаленной идентификации заявителей, в т.ч. биометрической.

Основными признаками реестровой модели предоставления государственных и муниципальных услуг является то, что источником достоверных юридически значимых сведений становятся информационные ресурсы (реестры) государственных информационных систем, а не документы на бумажном носителе, результатом услуги является юридически значимая запись в информационном ресурсе (реестре).

Следствием порой становится следующий казус, к которому пока не все привыкли: если есть расхождение между бумажным документом (особенно выданным давно) и данными в реестре, приоритет будет отдан записям в реестре! Если в него закралась ошибка, человеку придется доказывать это, чтобы в реестре ошибка была исправлена тем госорганом, который его ведет.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ 2022 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2023 И 2024 ГОДОВ

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами", в целях повышения эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за счет обеспечения в рамках цифровой трансформации на принципах программно-целевого и проектного управления методологического единства и комплексности координации государственных органов при осуществлении ими планирования и реализации указанных мероприятий, включая осуществление учета созданных или приобретенных информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, и на основании Протокола заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 января 2022 г. N 2 приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную программу цифровой трансформации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на очередной финансовый 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Программа).

что функции, обеспечивающие проектное управление и реализацию Программы, осуществляет Федеральное автономное учреждение "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" на очередной финансовый год и плановый период;

что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего приказа, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство), а также внебюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий, указанных в Программе.

3. Руководителям, указанным в Программе, обеспечить реализацию Программы, в том числе проектов цифровой трансформации на принципах проектного управления и в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации мероприятий по информатизации, предусмотренных мероприятиями Программы.

Утверждена
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 7 февраля 2022 г. N 76/пр

ВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ 2022 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2023 И 2024 ГОДОВ

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. N 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2084; 2019, N 6, ст. 533; 2020, N 35, ст. 5569).

2. Признать утратившими силу:

пункт 9 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2019 г. N 77 "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 6, ст. 533);

пункт 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2020 г. N 1266 "Об упразднении подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 35, ст. 5569).

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 и абзацев четвертого - шестого пункта 2 изменений, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 декабря 2021 г.

от 18 сентября 2021 г. N 1574

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ В ЭЛЕКТРОННОЙ

ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

1. Дополнить пунктом 1(1) следующего содержания:

"1(1). Предоставление услуг посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) осуществляется на основе сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".".

в абзаце первом слова "федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал)" заменить словами "единого портала";

подпункт "б" дополнить словами ", а также в случаях, предусмотренных административным регламентом предоставления услуги, возможность подачи такого запроса с одновременной записью на указанный прием";

дополнить подпунктами "к" и "л" следующего содержания:

л) предъявление заявителю варианта предоставления государственной услуги, предусмотренного административным регламентом предоставления государственной услуги.".

3. Дополнить пунктом 2(1) следующего содержания:

"2(1). Предоставление услуг в электронной форме может осуществляться с использованием информационных систем, интегрированных в установленном порядке с единым порталом и обеспечивающих санкционированный доступ заявителей к функциональности единого портала.".

4. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Требования к электронным формам запроса и форматам иных документов, предоставляемых заявителем в электронной форме и необходимых для предоставления услуги, а также к форме результата предоставления услуги определяются в административном регламенте предоставления услуги, разрабатываемом и утверждаемом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N 1228 "Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".".

5. Пункты 4 и 5 признать утратившими силу.

7. Пункты 10 и 11 изложить в следующей редакции:

"10. При осуществлении записи на прием орган (организация) или многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления услуги, указания цели приема, а также предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема.

11. Запись на прием может осуществляться посредством информационной системы органа (организации), многофункционального центра, иной информационной системы, которая интегрирована в установленном порядке с единым порталом, порталами услуг или официальными сайтами.".

8. Пункт 19 изложить в следующей редакции:

"19. Заявителю в качестве результата предоставления услуги обеспечивается по его выбору возможность:

а) получения электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;

б) получения информации из государственных (муниципальных) информационных систем, кроме случаев, когда в соответствии с нормативными правовыми актами такая информация требует обязательного ее подписания со стороны органа (организации) усиленной квалифицированной электронной подписью;

в) внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственных (муниципальных) информационных системах на основании информации, содержащейся в запросе и (или) прилагаемых к запросу документах, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления услуги.".

9. Дополнить пунктами 19(1) и 19(2) следующего содержания:

"19(1). При получении результата предоставления услуги на едином портале в форме электронного документа дополнительно обеспечивается возможность получения по желанию заявителя документа на бумажном носителе, подтверждающего содержание электронного документа, являющегося результатом предоставления услуги в других организациях, обладающих правом создания (замены) и выдачи ключа простой электронной подписи в целях предоставления услуг, информационная система которых интегрирована с единым порталом в установленном порядке (при наличии у них технической возможности).

Информация об электронных документах - результатах предоставления услуг, в отношении которых предоставляется возможность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, размещается оператором единого портала в едином личном кабинете или в электронной форме запроса.

Экземпляр электронного документа на бумажном носителе составляется в соответствии с требованиями к содержанию и форме такого документа в случаях, если нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к содержанию и форме документа, являющегося результатом оказания государственных и муниципальных услуг.

19(2). При подготовке экземпляра электронного документа на бумажном носителе организации, указанные в абзаце первом пункта 19(1) настоящих требований, обеспечивают соблюдение следующих требований:

а) проверка действительности электронной подписи лица, подписавшего электронный документ;

б) заверение экземпляра электронного документа на бумажном носителе с использованием печати организации;

в) учет выдачи экземпляров электронных документов на бумажном носителе, осуществляемый в соответствии с правилами делопроизводства;

г) возможность брошюрования листов многостраничных экземпляров электронного документа на бумажном носителе.".

10. Пункт 20 дополнить абзацем следующего содержания:

"Органом (организацией), предоставляющим (предоставляющей) услугу, может быть обеспечена возможность автоматизированного принятия решения в отношении результата предоставления услуги в порядке, предусмотренном административным регламентом предоставления услуги.".

"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии на возмещение затрат на осуществление организационно-технических мер, необходимых для реализации мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица или индивидуального предпринимателя, в том числе представленных лицом, действующим от имени оператора связи"

"Об утверждении Правил вывоза наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации"

(ред. от 30.04.2022) "Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: