В какой теории право олицетворялось с государством и его абсолютной волей

Обновлено: 26.04.2024

Создаваемые и развиваемые в разное время усилиями выдающихся ученых и государственных деятелей теории имеют оригинальный авторский вариант обоснования предпосылок и условий формирования государственно-правовых институтов. Бесспорно, высокие интеллектуальные, исследовательские достоинства основателей теорий, глубина и основательность их трудов гарантировали им признание в течение столетий по сей день. В действительности доказательственная база и обоснованность выводов отдельных концепций столь велики, что трудно отдать предпочтение только одной теории. Вдумчивому заинтересованному читателю нередко этот окончательный вывод о предпочтениях так и не удается. При таком положении, объясняя происхождение права и государства, используются элементы разных учений. Однако этот метод опасен эклектизмом, в части теорий могут оказаться взаимоисключающие или не в полной мере соответствующие друг другу положения. Отечественная юридическая идеология в разные периоды отдавала предпочтение весьма определенным теориям, подвергая критике и даже гонениям другие концепции. Так, советское государство признавало верность только марксистско-ленинской (классовой) теории. Такая однозначность несвойственна гуманитарному толерантному мировоззрению.

Отметим также, что процесс происхождения права является актуальным для тех правовых систем, которые воспринимают право как самостоятельный правовой феномен. Религиозные правовые системы, не отделяющие право от морали и религиозных оснований, не видят актуальности вопроса о происхождении права.

В теории права существует множество самых разнообразных подходов к проблеме происхождения права. Рассмотрим некоторые из них.

Естественно-правовая теория, основателем является Гуго Гроций.

Гроций Гуго де Гроот (10.04.1583, Делфт – 28.08.1645, Росток), голландский юрист, социолог и государственный деятель. Один из основателей теории естественного права и науки международного права. Основные работы: «Свободное море», «О праве войны и мира».

Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общество, ни государство) человеку не дарует. Они являются условиями существования человека, его жизнедеятельности. В числе таких прав – право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права.

Сторонники этой концепции утверждали, что естественные права – это высшие права по отношению к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость.

Теория естественного права, таким образом, снимала по существу проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства и права. Во всяком случае право не обязано своим происхождением государству и его институтам.

Теологическая теория происхождения права. Одним из идеологов этой теории считается Фома Аквинский.

Фома Аквинский (1225 или 1226, Южная Италия – 07.03.1274), средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244 г.). Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В 1323 г. причислен клику святых католической церкви. Основные работы: «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».

В основу теологического учения положен тезис о существовании высшего божественного закона, который составляет основу действующего права.

В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные источники, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы – заповеди Моисея – были даны человечеству Богом. Вот как об этом говорится в Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его». Земной порядок поддерживается законами – велениями разума, которые установлены и обнародованы для общего блага уполномоченными органами. Такие законы имеют признаки: 1) разумность, 2) соответствие общему благу, 3) компетентность органа, устанавливающего закон, 4)обнародование.

Во главе системы права находится вечный закон, Божественный разум, управляющий миром. Вечный закон нельзя ставить под сомнение, он проявляется сам собой, он не обнародуется.

Вторым по силе и значению идет закон естественный, который отражает вечный закон в людях. Естественный закон отражается в положительном законе (позитивное право). Так, необходимость наказания за убийство основывается на естественном законе, но какое конкретно будет наказание и как оно будет осуществлено – это вопросы позитивного закона.

Положительные законы закрепляют несовершенство реального человека. Именно это предопределяет потребность в божественном законе, который содержится в Библии.

Данная теория до сих пор востребована. В некоторой мере объясняется это тем, что законы современного государства освещаются божественной силой и авторитетом. Это гарантирует законам эффективность, а государству – силу.

Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Основатели – Ф.К. Савиньи, Густав Гуго. Историческая школа выступила против естественно-правовой доктрины.

Савиньи Фридрих Карл фон (21.02.1779, прусский министр по реформе законодательства (1842–1848). Известность получил как автор многочисленных трудов по римскому и гражданскому праву, как глава исторической школы права. Основная работа: «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» (1814).

В работах Ф.К. Савиньи и его сторонников основное внимание уделялось обычному праву, множеству локальных правовых систем Европы того времени.

Согласно взглядам сторонников исторической школы, право не создается законодателями, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Задача ученых-правоведов состоит в том, чтобы уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, имея готовое право, должен его переработать в законодательство. Право, по Савиньи, – продукт развития народного духа. Искусственные конструкции, в том числе кодификации, бесцельны, безжизненны, зачастую формальны, не могут эффективно жить. Созданные помимо народного духа, не опосредуемые им, такие конструкции мертвы. Живое право подобно росту организма зародыша: идет медленное, плавное раскрытие его субстанции в движениях национального духа. Сначала оно живет в форме обычаев, затем в деятельности юристов, которые его систематизируют, никогда не теряя органической связи с демократическим правосознанием.

Одно из ценнейших завоеваний исторической школы – намерение превзойти понимание права как производной выдумки, застывшего неизменного постулата природы и дать его трактовку как исторического закономерного явления.

Фридрих Карл Савиньи свои взгляды изложил в работе «О призвании нашего времени к законодательству и наука права» (1814). По его мнению, право с момента его зарождения, подобно языку, нравам, имеет объективные начала, свойственные данному этносу. Право органически связано с народным характером, поэтому им управляет закон внутренней необходимости. Право живет в народе вовсе не в юридических нормах и институтах, а в его живом восприятии и органической связи. Право сохраняется силой предания, обусловленной постепенной незаметной сменой поколений.

Историческая школа права утверждала, что право – объективный результат исторического развития. Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости понятия «народный дух».

Марксистская теория происхождения права основывается на материалистическом подходе. Основателями данной теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

Карл Маркс (1818, Трир – 1883, Лондон), основоположник научного коммунизма, доктор философии. Основная работа: «Капитал».

Согласно марксистской концепции, связь права с государством, экономическим строем, классовыми структурами, принуждением и насилием является неразрывной. Именно в рамках этой теории утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права. Исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества. Насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права.

В марксистской теории утверждается, что правовые нормы обладают классовым характером. Право выступает формой закрепления социального неравенства и частной собственности.

С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и образованием государства появились правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения. Природа права как системы норм заключается в одинаковом и едином для всех масштабе. Но в связи с тем, что люди не равны, право предполагает рассмотрение их под определенным углом зрения и потому отвлекается (абстрагируется) от индивидуальных особенностей.

Право, согласно марксистской теории, является временным инструментом и соответствует государственному периоду. До государства и при коммунизме, когда государство отомрет, отпадет необходимость в праве.

Положительным моментом марксистской теории происхождения права является использование принципа диалектики, оценка права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, выявление связи права с классовыми структурами и классовыми интересами, ряд других положений, – все это, несомненно, дало сильный толчок развитию теоретико-правовой мысли. Достоинством марксистского учения является его последовательный материалистический характер. Выработанные в данной теории дефиниции и по сей день не утратили своей актуальности. Так, в рамках марксистского учения имеет место следующее определение права: право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса, которое достаточно востребовано в современных учениях о сущности права. Недостатком данной теории является понимание права как надстройки над экономическим базисом. Такой подход существенно умаляет значение права, лишает его самостоятельной ценности.

Гениальным мыслителем-диалектиком, который оставил заметный след в истории философской и политико-правовой мысли был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).

Гегель признавая французскую революцию, в тоже время отвергал якобинский террор и резко критиковал сторонников М.Робеспьера.

Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрения. Эта проблема освещена им в таких произведениях, как «Философия права» «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия истории», «Английский билль о реформах 1831 года» и др.

В наиболее цельном и систематизированном виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права» – одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений.

Гегель был объективным идеалистом. Им разработан диалектический метод на идеалистической основе. К.Маркс подчеркивал: «Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от мистической формы, а это-то как раз и отличает от нее мой метод».

Ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются:

1. Субъективный дух (антропология, феноменология, психология).

2.Объективный дух (право, мораль, нравственность).

3.Абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Он считает, что основная задача философии права- это научное познание государства и права, а не указание на то, каким они должны быть. Он пишет: «Наука о праве есть часть философии. Она должна поэтому развивать идею, представляющую разум предмета. ».

Понятие «право» в гегелевской философии употребляется в следующих основных значения:

1. Право как свобода («идея права»). На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «правол» выражают единый смысл. Отношение «свободы» права опосредуется через диалектику свободной воли.

2. Право как определенная ступень и форма свободы («особое право»). Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных ее форм до конкретных).

На вершине иерархию «особых прав» (от абстрактных ее форм до конкретных).

На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства. окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.

3. Право как закон («позитивное право»). Он считает, что превращение права в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Гегель развивает учение о трех ступенях развития права:

1. Абстрактное право. Оно имеет тот смысл, что в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности).

Свою реализацию право как свобода личности находит в частной собственности. Свое понимание свободы и права он направляет против рабства и крепостничества. Он пишет: «В природе вещей заключается абсолютное право раба добывать себе свободу».

Абстрактное право по Гегелю, кроме учения о частной собственности включает учение о договоре. В договоре противостоят самостоятельные лица – владельцы частной собственности. Следующим моментом учения об абстрактном праве является гегелевское суждение о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление.

2. Учение о морали – умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть.

3. Учение о нравственности – семья, гражданское общество и государство.

Под гражданским обществом Гегель понимает буржуазное общество. Гражданское общество он представляет как антагонистическое общество, как войну против всех.

Тремя основными моментами гражданского общества является:

1. Система потребностей.

2. Отправления правосудия.

3. Полиция и корпорации.

В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

1) субстанциональное (земледельцы – дворяне и крестьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

3) всеобщее (чиновники).

В разделе о гражданском обществе Гегель освещает такие вопросы положительного права, правосудия и деятельности полиции.

Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:

1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве;

2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;

3) во всемирной истории.

По Гегелю, государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию.

Три различных власти представляют государство:

Свой политический идеал – конституционную монархию – Гегель конструирует, ориентируясь на компромисс между дворянством и буржуазией, на возможности постепенного мирного изменения сверху существующего тогда в Германии полуфеодального строя в буржуазный.

Говоря о международном праве, Гегель утверждает, что государства должны признавать друг друга в качестве суверенных и независимых, не вмешиваться во внутренние дела другого, взаимно уважать самостоятельность и т.п. Он пишет: «Принцип международного права как всеобщего права, которое само по себе должно признаваться между народами, в отличие от особенного содержания положительных трактатов, состоит в том, что трактаты, на которых основаны обязательства государств в отношении друг друга, должны выполняться.

Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к соглашению, подчеркивает Гегель, может быть решен лишь войной. С этих позиций он критикует кантовскую идею вечного мира, поддерживаемого союзом государств. Вместе с тем Гегель признает, что даже в войне как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие морально-правовые принципы, как взаимное признание государства, преходящий характер войны и возможность мира. «Война, - он пишет, - вообще не ведется против внутренних учреждений и мирной, семейной и частной жизни, не ведется против частных лиц». С одобрением Гегель отмечал, что новейшие войны ведутся более человечно, чем в прежние времена.

Всемирная история как процесс представляет историю суверенных государств. Всемирная история распадается, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических эпохи: восточную, греческую, римскую и германскую. Им соответствуют следующие формы государств:

- восточная теократия (свобода одного),

- демократия или аристократия (свобода некоторых),

- конституционная монархия (свобода всех).

Он писал: «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский знает, что некоторые свободны, германский мир знает что все свободны».

Все новое время, начавшееся Реформацией, Гегель считает эпохой германской нации, под которой он имеет в виду не только немцев, но, скорее вообще народы северо-западной Европы. Россия, а также Соединенные Штаты Северной Америки, по оценке Гегеля, еще не успели обнаружить себя во всемирной истории. Он явно возвеличивает германские народы, преувеличивает буржуазную развитость Пруссии и других немецких государств. В тоже время он считает, что всемирный прогресс в сознании свободы продолжается.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) – классик немецкой философии, выдающийся теоретик-правовед. Он явился создателем систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Его основные труды «Конституция Германии», «Философия права», «Философия истории», «Философия духа» и др.

«Мировой дух», утверждал Гегель, объективный, безличный, охватывает сферу социальной жизни и понимается как сверх индивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющееся через их различные связи и отношения. Он воплощен в праве, морали и нравственности, в закономерно сменяющих друг друга ступенях духовной культуры человечества.

Гегелевское учение о государстве и праве наиболее полно изложено в «Философии права». Основной задачей работы явилось постижение государства и права как «вещи в себе», т.е. внутренней сущности этих явлений и понятий. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философия права и государства призвана к постижению мыслей, лежащих в их основании.

Понятие «право» применяется Гегелем в следующих значениях:

v Право как свобода («идея права»);

v Право как определенная ступень и форма свободы («особое право»);

v Право как закон («позитивное право»).

На уровне объективного духа все развитие определяется идеей свободы, под которой понимается субстанция и основное определение разумной, свободной воли. При этом свобода и право выражают единый смысл.

Система права как царства осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» от абстрактных идей до конкретных форм. Более конкретное «особое право» первичнее абстрактного. Право государства, как наиболее конкретное, стоит на вершине этой иерархии.

Право как закон является одним из «особых прав». То, что известно как закон и есть «право в себе» - положительное право. Закон – это конкретная форма выражения права. Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и определенности. Предметом законодательства могут быть только внешние стороны человеческих отношений, а не их внутренний мир.

Три основных ступени развития понятия права: абстрактное право, мораль и нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблемы собственности, договора, неправды. Учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть. Учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право – право абстрактно свободной личности. Оно подразумевает, что в основе права лежит свобода отдельного человека. Под личностью подразумевается вообще правоспособность. На этой ступени положительный закон еще не обнаруживается, но дает возможность вывести формально правовую заповедь: «Будь личностью и уважай личность других».

Свобода личности, по Гегелю, реализуется в праве частной собственности, но не в размерах владения собственностью. В то же время Гегель выступал против рабства: «В природе вещей заключается абсолютное право раба добывать себе свободу».

Гегель различает простодушную неправду, обман, принуждение и преступление. Преступление – это сознательное нарушение права как права, и наказание, поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, которое заложено в его деянии – поступке свободной личности.

Абстрактное право и мораль приобретают свою конкретность в нравственности, когда понятие свободы воплощается в семье, гражданском обществе и государстве.

Гражданское общество – это сфера реализации целей и интересов отдельной личности. На этой ступени не достигнута подлинная свобода, так как стихийность столкновения интересов ограничивается властью случайным образом. Идет война всех против всех. Гражданское общество не в состоянии решить проблему бедности.

Развитие общества предполагает наличие государства как его основания. Оно представляет собою идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего наличного бытия.

Идея государства, по Гегелю представляется трояко:

1. Как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве;

2. В отношениях между государствами как внешнее государственное право;

3. Во всемирной истории.

Государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанную на разделении властей конституционную монархию. Он выделял: законодательную власть, правительственную власть и власть государя. В целом, соглашаясь с идеей своих предшественников Локка и Монтескье, Гегель выступал за органическое единство различных ветвей власти, при котором, все они исходят из верховенства целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

Гегель критиковал демократическую идею народного суверенитета и обосновывал суверенитет наследственного конституционного монарха. Правительственная власть, куда Гегель относил и власть судебную, определялась им как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственные чиновники составляют, по Гегелю, «основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы». Он указывал на такие средства борьбы против возможного произвола и господства чиновников, как контроль учреждений суверенной власти сверху и права корпораций и объединений снизу.

Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идея суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные, независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет, выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единым, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений.

Всемирная история как прогресс в сознании свободы представляет собой, по существу, историю суверенных государств (нравственных субстанций), историю прогресса в государственных формированиях. В соответствии с этим всемирная история распадается, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский. Им соответствуют следующие формы государств: восточная теократия, античные демократия и аристократия, современная конституционная монархия.

Носителем мирового духа является господствующий на данной ступени истории народ. Все новое время, начавшиеся Реформацией, Гегель считал эпохой германской нации, под которой он имел ввиду не только немцев, но, скорее, вообще народы северо-западной Европы. Россия и Соединенные Штаты Северной Америки, по оценке Гегеля, пока не успели обнаружить себя во всемирной истории, и им это еще предстоит в будущем.

Гегелевский этатизм отчетливо проявляется в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т.д. Вместе с тем Гегель восхвалял государство как идею (т.е. действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом.

Труды Гегеля, гегельянство оказали огромное влияние на все последующее развитие философии и политико-правовой мысли.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

В конце ХУШ в. в. большинстве немецких государств доминировала абсолютная монархия. Войны с революционной Францией принесли новые влияния; тенденция к установлению конституционного строя усилилась. Однако превращения абсолютных монархий в конституционные государства осуществлялись в Германии медленно.

Политические и правовые учения в Германии в конце ХУШ в. начале Х1Хв. развивались также под влиянием французской буржуазной революции.

В политико-правовой мысли этого периода выделяется несколько направлений: историческая школа права, революционно-демократическое направление, теория либерализма, диалектическая теория.

Огромный вклад в учение о государстве и праве внесли великие философы И.Кант и Ф.Гегель. И.Кант был одним из наиболее типичных идеологов буржуазного реформизма. Весьма своеобразен его взгляд на установление «вечного» мира.

Заслуга же Гегеля состоит в разработке и ведении в научный оборот диалектического метода исследования. По Гегелю государство представляет собой идею разума, свободы и права.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Идеи правового государства в трудах И.Канта. Гражданское общество в понимании Гегеля. Влияние немецкой классической философии на развитие политических идей. Нравственность (мораль) и закон с точки зрения классиков немецкой философии 18 века.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам:

1. Характеристика основных направлений политической и правовой идеологии в Германии на рубеже ХУШ и Х1Х вв.

Представителями ее явились: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, Г.В.Плеханов, П.И.Стучко и др. Бурное и плодотворное развитие правовой теории в России в начале ХХ века испытало серьезный кризис после 1917 года, т.е. после Октябрьской революции и победы большевиков. Постепенно в науке утвердилась марксистская догма, заменившая правовую науку правовой идеологией. (Следует отметить, что догматизация марксизма – «заслуга» прежде всего ленинизма). Этому способствовало то обстоятельство, что в ортодоксальном марксизме отсутствовала собственная правовая теория. По-видимому, можно говорить лишь о марксистской интерпретации права, об определении его места в жизни общества с позиций доктрины исторического материализма, разработанной К.Марксом и Ф.Энгельсом. Поэтому все немногое, что было сказано по этому поводу основоположниками учения, воспринималось как «священное писание», из которого нельзя было убрать ни одного слова.

Право и государство, согласно марксистской концепции, возникают из способа производства материальных ценностей, основанного на частной собственности. Сосредоточение земли, нефти, газа, других природных богатств, фабрик, заводов и т.д. в руках отдельных людей позволяет им обогащаться за счет эксплуатации наемного труда, что приводит общество к разделению на классы собственников – эксплуататоров и трудящихся – пролетариев.

Государство и право при этом понимаются как инструмент классового насилия, как средство, необходимое для того, чтобы экономически господствующий класс стал политически господствующим классом, продолжая с помощью государства и права эксплуатацию трудящихся ради получения максимальной прибыли.

Отрывок из сочинения Ф.Энгельса: «Буржуазия, сила, которой определяется исключительно деньгами, не может приобрести политическую власть иначе, чем сделав деньги, единственным критерием законодательной дееспособности человека. Все феодальные привилегии, все политические монополии минувших веков должны раствориться в одной великой привилегии и монополии денег.

Вот почему политическому господству буржуазии свойственно принимать либеральный облик. Буржуазия уничтожает все старые различия между отдельными сословиями, сосуществующими в стране, все основанные на произволе привилегии и льготы, она вынуждена положить принцип выборности в основу управления – в принципе признать равенство, вынужденно освободить печать от оков монархической цензуры, ввести суд присяжных, чтобы освободиться от особого судейского сословия, образующего государство в государстве.

Пока речь идет обо всем этом, буржуа кажутся настоящими демократами. Но буржуазия вводит все эти улучшения лишь постольку, поскольку все прежние индивидуальные и наследственные привилегии заменяются привилегией денег.»

Государство и право, таким образом, выступают в марксизме как надстройка над экономическим базисом. Каков базис – такова и надстройка. Для кардинального улучшения общественного бытия необходима замена частнособственнических отношений отношениями общественной собственности.

В этом случае, согласно марксизму, исчезнет основное социальное противоречие – между общественным характером труда и частно-капиталистической формой его присвоения. Как следствие – исчезнет деление общества на антагонистические классы и, следовательно, исчезнет необходимость в праве и государстве. В этой связи Энгельс, например, полагал, что настанет время, когда государство и право отомрут и займут место в музее, рядом с прялкой и каменным топором.

Важный аспект марксистской теории права проявляется в критике социально-экономических взглядов Ф.Лассаля, которые базировались на социалистической идее общественной собственности и равенство распределения общественно производимого продукта. Будучи принципиальными противником частной собственности, считая ее основой эксплуатации человека человеком, Маркс тем не менее возражает Лассалю.

В чем суть этих возражений? Маркс считал, что общество, вышедшее из недр частно-капиталистических отношений, на первоначальных этапах своего развития (1-й фазе коммунизма) еще носит отпечатки прошлого. И если Лассаль говорит, что общественная собственность на основные средства производства позволяет производителям общественно полезного продукта получать то, что они заработали (за вычетом того количества результатов труда, которое идет в общественные фонды), и это означает «царство равенства», то Маркс считает данное утверждение ошибочным.

«Равное право», по мнению Маркса, здесь действительно имеет место, но это еще «буржуазное право», которое, как и всякое право предполагает неравенство. Всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле неодинаковы, не равны друг другу.

Поэтому, «равное право» есть нарушение равенства и несправедливость. Такое неравенство заложено в физиологическом и социальном положении людей. В условиях, когда каждый должен отработать равную с другим долю общественного продукта, в экономически невыгодном положении оказываются люди, которые в силу своего физического или психического состояния не могу быть равноценными участниками общественного производства и потребителями его благ.

Отсюда следует вывод, что при равном труде, при равном участии в общественном потребительском фонде один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого.

Чтобы избежать всего этого, право вместо того, чтобы быть равным, должно быть неравным, учитывать естественное неравенство людей. Конкретизируя положения Маркса, Ленин пишет, что в первой фазе коммунистического общества «буржуазное право» отменяется не вполне, а лишь отчасти, в меру уже достигнутого экономического переворота, т.е. лишь по отношению к средствам производства. «Буржуазное право» признает их частной собственностью отдельных лиц, а социализм делает их общей собственностью, и только в этой части «буржуазное право» отпадает.

Но оно остается в своей другой части: в качестве регулятора распределения труда и распределения продуктов между членами общества.

Такой недостаток марксистско-ленинская теория считает неизбежным в первой фазе коммунизма (после свержения капитализма), ибо люди сразу не научатся работать на общество без всяких норм права, постольку для этого нет необходимых экономических условий. Других же норм, кроме «буржуазного права», нет.

Право отмирает полностью тогда, когда общество осуществит правило: «от каждого по способностям, каждому – по потребностям», т.е. когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производительным, что они добровольно будут трудиться по способностям.

«На высшей фазе коммунистического общества – писал Маркс, - после того, как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе со всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: От каждого по способностям, каждому – по потребностям».

Марксизм создал одну из великих утопий человечества. В этой своей части он показал свою несостоятельность. Но у марксизма, помимо общеизвестных «грехов», есть и бесспорные заслуги.

В рамках рассматриваемой проблематики – это выявление ограниченности и относительности социокультурных ценностей любого общества (в первую очередь, буржуазного), выявление значений идеологии социальной жизни и особенно идея о том, что социальный мир, в котором живет человек, является порождением его деятельности. Эта идея становится одной из ключевых в западной социологии и особенно высоко ценится школой феноменологической социологии.

Видную роль в становлении марксизма в советской России сыграл П.И.Стучка(1865-1932г). Вот его определение права, сформулированное им от лица наркомюста РСФСР еще в 1919 году: «Право – это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организационной силой его (т.е. классовым господством)».

Теоретическая проблема заключается в определении того, что следует понимать под правом: «саму систему (или порядок)» общественных отношений, или ту «систему норм или законов», которая «устанавливает, регулирует и охраняет этот порядок общественных отношений». Последний вариант, к которому склоняется сам Стучко, более всего подходит к трактовке права как средства классового господства.

Основными идеями материалистической доктрины можно считать следующее:

1. Право понимается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

1. В связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

2. Показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

3. Обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм;

4. Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. Тем не менее ее понимание права ограничено лишь классовым обществом, в котором государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его активное участие в формировании правовой жизни общества.

1. Преувеличивает роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивает жизнь права (как и государства) историческими рамками классового общества. Она считает, что право – исторически переходящее явление, которое необходимо обществу только на определенном этапе его развития. С исчезновением классов оно утратит полностью свою социальную ценность;

2. Излишне жестко связывает право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляет другие причины и условия, влияющие на право;

3. Марксистско-ленинская теория утверждает, что право – явление производное от государства, в полной мере определяемое его волей. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли в правотворчестве, однако считает, что само государство должно подчиняться законам, а не стоять над ними.

Этатистский подход

Название происходит от французского слова «Etat» – государство. По своей сути является единой противоположностью юснатурализма. Возникает как результат секуляризации (утраты религиозного значения) правовой культуры, когда государство стало пониматься как «человеческое, слишком человеческое» дело. Согласно данному подходу, право всегда является созданием государства или, по крайней мере, всегда опосредуется государством для того, чтобы получить все свои правовые свойства, и стать именно правом. Право в этом случае понимается как совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством. Такая «естественная» установка на восприятие права возможна только в условиях соответствующей правовой культуры. Возникает новый архетип правовосприятия. При этом на уровне человеческого подсознания, таинства «творения», право с божества переносится на само государство, получающее таким образом значение единственного правового демиурга. Новая версия реификации права путем его сведения к семиологическому образу (знаковой системе, воплощенной в так называемых «источниках права», отражающих волю государства), достигая своего апогея: право отождествляется с законами государства.

Основными признаками права признаются формальная определенность (находит свое наиболее полное воплощение в писаном законе) и защищенность публичной власти государства. Иными словами, право – это внешний порядок, поддерживаемый при помощи физического принуждения со стороны государства.

В свое время кредо этатистского подхода афористично сформулировал создатель СССР В.И.Ленин: «Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права (т.е. без государства)». В своей волюнтаристской трактовке тот же вариант правопонимания определяет право как волю государства (народа, класса, возведенного в закон).

Такой подход вполне совместим с представлениями о произвольности права, о возможности его формального существования, хотя бы оно и воспринималось большинством населения как нечто чуждое и неприемлемое. Главное – получение устанавливаемыми правилами поведения объективированной внешней формы в виде закона. Указанный подход или обходит стороной ценностную проблематику в праве, полагая что она не затрагивает его природу, или придает ей второстепенное значение, отдавая приоритет государственной воле. Поэтому вопрос о справедливости права, его нравственной обоснованности, соответствие существующим нормам правосознания, т.е. вопрос о ценности легитимации права – исключался сторонниками правового этатизма из предмета юридической науки, или признавался несущественным.

Идеи, характерные для этого направления высказывались уже некоторыми древнегреческими софистами. Свое эмпирическое подтверждение этатизм получил в период становления в западной Европе абсолютистских государств, в философское обоснование – в учении позитивизма.

Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Это "вечно" протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что "юристы до сих пор ищут свое определение права". В силу того что право находится как бы на "перекрестке" удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.

Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие.

Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.

это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;

такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.

Основные идеи названной доктрины:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.

впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

справедливо подчеркивается естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

верно подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя;

ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

в связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

показали обусловленность права социально-экономическими факторами, наиболее существенно влияющими на него;

обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает реализацию правовых норм.

преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества;

излишне жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.

обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими и пр. Отсюда - нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую природу индивида;

акцентирует внимание на роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества.

представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

в связи с тем, что "подлинное" (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

К плюсам данной теории относятся:

она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;

фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.

Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты. И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: