У каких государств мира имеются научно исследовательские суда для изучения мирового океана

Обновлено: 19.04.2024

Первые сведения о Мировом океане накапливались вместе с расширением географических знаний о Земле. Уже в древности финикияне, египтяне, греки, китайцы и другие народы, населяющие берега океана, имели правильное представление о некоторых наблюдаемых в нём явлениях. Аристотель высказал мысль о единстве Мирового океана и указывал на существование течений в проливах Керченском, Босфоре, Дарданеллах. Дальнейшее развитие знаний о Мировом океане связано с крупнейшими географическими открытиями конца XV- начала XVI вв., в первую очередь с именами Васко да Гама, Колумба, Магеллана.

После эпохи Великих географических открытий началось быстрое изучение Мирового океана. В 1650 г. голландский географ Б.Варениус впервые предложил выделять пять океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный Ледовитый. В 1845 году Лондонское географическое общество подтвердило это деление. В последующем некоторые учёные - О.Крюммель (Германия, 1878 г.), Ю.М.Шокальский (Россия, 1917 г.) предложили выделять только три океана: Тихий, Атлантический и Индийский, считая Северный Ледовитый морем Атлантического океана. Комплексное изучение Арктического бассейна привело к тому, что в 1935 г. в Советском Союзе было узаконено выделение Северного Ледовитого океана как самостоятельного.

В 1664 г. А.Кирхер (Германия) составил первую карту морских течений, основанную на результатах наблюдений мореплавателей. В 1725 г. Л.Марсильи (Италия) дал первое описание грунтов дна как осадочных пород, выполнил ряд измерений температуры воды на различных глубинах в Средиземном море. В 1749 г. капитан Эллис впервые измерил температуру на больших глубинах (до 1630 м) у северо-западных берегов Африки. Началась разработка теория волн (Лаплас, 1776; Лагранж, 1786 и др.). В 1770 г. Б.Франклин (Великобритания) составил первую карту Гольфстрима и обосновал главную причину (ветер) образования морских течений.

Огромное значение имело создание в 1687 г. И.Ньютоном (Великобритания) теории приливов в океане, развитой в 1799-1825 гг. П.С.Лапласом (Франция). Замечательная черта приливных явлений - их периодичность и относительно малая зависимость от других процессов, проис­ходящих в океане, позволила Томпсону на основе работ Лап­ласа выдвинуть в 1868 г. идею гармонического анализа и пред­вычисления приливных колебаний уровня. Эта идея оказалась настолько плодотворной, что к концу XIX в. уже издавались «Таблицы приливов», содержащие предвычисленные высоты, времена полных и малых вод и другие характеристики приливов по всем основным портам мира.

К середине XIX в. относятся и первые приложения методов гидродинамики к океану. Трудами Эйлера, Лапласа, Лагранжа, Кориолиса, Навье и Стокса была построена современная система уравнений движения как идеаль­ной, так и вязкой жидкости. Это позволило предпринять первые попытки теоретического объяснения механизма течений.

В начале XIX в. русские учёные Э.Ленц и Е.Паррот изобрели батометр и глубомер, а также провели опыты (1832 г.), показывающие влияние давления на температуру воды. Важное значение имело изобретение в 1854 Дж.М.Бруком (США) лота с отделяющимся грузом и драги для сбора образцов грунта и донных живых организмов.

Во время первой русской кругосветной экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю. Ф.Лисянского на шлюпах «Надежда» и «Нева» (1803-06 гг.) проводились измерения температуры воды на больших глубинах океана, наблюдения над удельным весом, течениями, цветом воды, биологические исследования и измерения глубин. В плавании на корвете «Предприятие» (1823-26 гг.) Э.Ленцем положено начало точным измерениям в Мировом океане. Ч.Дарвином (Великобритания) на «Бигле» были выполнены широкие биологические исследования.

В этот период началось изучение биологии Мирового океана.. Было установлено, что живые организмы обитают не только в поверхностном слое воды, но и во всей её толще. В 1851 г. Д.В.Балей (США) установил, что органическая часть грунта состоит из остатков отмерших организмов (диатомовых, радиолярий, фораминифер, птеропод и др.).

В 1872-76 гг. состоялась первая океанографическая экспедиция на английском судне «Челленджер», положившая начало специальным океанографическим экспедициям, созданию новых технических средств и методов наблюдений. Экспедиция на «Челленджере» выполнила комплексные наблю­дения на 362 глубоководных станциях в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Об объеме полученного материала свиде­тельствует то, что его обработку проводили 70 ученых в течение 20 лет. Были получены уникальные результаты - обнаружена жизнь на глубинах до 5 км, изучено вертикальное распределение температуры, а исследования Меррея и Ренара привели к класси­фикации грунтов морского дна. Дитмар (Великобритания) по данным экспедиции на «Челленджере» подтвердил постоянство химического состава вод Мирового океана и преобладание в нём хлоридов. На основе этого в 1902 г. М.Кнудсен (Дания) разработал метод определения солёности воды по содержанию в ней хлора, а также таблицы солёности и плотности воды.

Вслед за экспедицией на «Челленджере» многими стра­нами были предприняты аналогичные экспедиции, различные по масштабам и районам плаваний. Среди них выделяются поляр­ные экспедиции Ф.Нансена на «Фраме» (1893-1896 гг.) и С. О. Макарова на ледоколе «Ермак» (1899 г.).

В конце XIX - начале XX вв. возникают национальные океанографические учреждения и сеть береговых станций. Трудоемкость и дороговизна экспедиционных исследований выдвинули вопрос о международном сотрудничестве в океано­логии. Созданный в 1902 г. Международный совет по исследованию моря (МСИМ) ввёл унификацию методик океанографических измерений, методов химиче­ского анализа морских вод, стандартные горизонты и разрезы для повторных наблюдений в Мировом океане. В результате были выполнены точ­ные определения солености и многих физических параметров, изданы первые океанологические таблицы. Данные на­блюдений и научных исследований, выполняемых различными странами, начали образовывать единый международный фонд.

В 1903 г. Й.В.Сандстрём и Б.Гелланд-Гансен (Норвегия) предложили на основе циркуляционной теории В.Бьеркнеса (Норвегия) динамический метод расчёта течений, который в 1935 г. был развит Н.Н.Зубовым (СССР). В 1905 г. В.Экман (Швеция) разработал теорию дрейфовых течений. В 1915 г. А.Вегенер опубликовал гипотезу дрейфа материков, проливавшую свет на конфигурацию материков и геологическое строе­ние дна океанов. В 1912-16 гг. Б.Гелланд-Гансен предложил метод анализа температурно-солёностных кривых (T,S-кривых) для изучения водных масс океана и процессов перемешивания вод; позже этими вопросами занимался советский учёный В.Б.Штокман. В 1907 г. Дж.Дарвин (Великобритания) предложил упрощённый метод гармонического анализа приливов. В теорию приливов и в развитие методов их предвычисления большой вклад внесли А.Дефант (Австрия, 1923 г.), Д.Праудмен (Великобритания, 1924 г.), А.Т.Дудсон (Великобритания, 1924, 1928 гг.), советские учёные Н.Е.Кочин (1938 г.), Л.Н.Сретенский (1936 г.), В.В.Шулейкин (1938 г.) и др.

В СССР океанографические исследования начались после создания в 1921 году по декрету, подписанному В.И.Лениным, Плавучего морского института (Плавморнина) и введения в строй научно-исследовательского судна «Персей». На базе института в 1929 г. был создан Океанографический институт, преобразованный в 1933 г. во Всесоюзный институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). В 1925 г. организован институт по изучению Севера (ныне Государственное учреждение "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" (ГУ ААНИИ).

В 1929 г. в Крыму под руководством В.В. Шулейкина создана первая морская гидрофизическая станция (сейчас Морской гидрофизический институт НАН Украины). В 1943 г. организован государственный океанографический институт (ГОИН) (ныне Государственное учреждение «Государственный океанографический институт» Росгидромета). В 1946 г. П.П.Ширшов основал Институт океанологии АН СССР (сейчас Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук (ИОРАН).

До 40-х гг. ХХ в. исследования Мирового океана проводились в рамках национальных программ. Океанографические экспедиции различных стран занимались главным образом изучением конкретных океанических бассейнов и распределением в них важнейших физических и химических характеристик воды, течений, приливов, волнения, ледовитости и других морских явлений. Исследования носили преимущественно региональный и режимный характер, при этом широко использовались географические методы.

В годы становления океанографии, а затем и океанологии, как науки о Мировом океане, большой вклад внесли Ю.М.Шокальский, Н.М.Книпович, К.М.Дерюгин, Вс.А.Берёзкин, В.Ю.Визе (СССР), X.Свердруп, Ф.Нансен (Норвегия), О.Крюммель, Г.Вюст, Г.Шотт (Германия), И.Суда (Япония), О.Петерсон (Швеция), Р.Айселин (США) и другие.

Итоги исследований по океанологии за истекший период были подведены в большом труде Свердрупа, Джонсона, Флеминга «Океаны, их физика, химия и общая биология».

Со второй половины 40-х гг. началось быстрое развитие всех направлений в изучении Мирового океана. С 1955 г. проводились крупные международные экспедиции: по изучению северной части Тихого океана (Норпак, 1955 г.), по программе Международного геофизического года (1957-58 гг.), изучению экваториальной зоны Атлантики (Эквалант, 1963-64 гг.), исследованию Куросио (Сик, с 1965 г.), изучению тропической зоны Атлантики (Тропекс, 1974 г.), исследованию вихревых образований Гольфстрима (Полимоде, с 1976 г.) и др.

Дальнейшее развитие экспериментальных и теоретических исследований было направлено на разработку численных методов изучения физической среды океана, прогноза её различных характеристик (волнения, уровня, температуры воды). В 60-80-х гг. выполнялись теоретические обобщения по всем океанам и морям, выявлялись закономерности формирования и изменчивости термохалинной и динамической структуры. Были установлены закономерности горизонтального и вертикального обмена химическими веществами в зависимости от состояния физической среды океана. Важное место заняли проблемы загрязнения и охраны вод океана, добычи биологических, энергетических и минеральных ресурсов.

Биологическими исследованиями были значительно расширены знания биологической структуры океана, морфологии морских организмов, их экологии, биологической продуктивности, прогноза и регулирования промысла.

В результате исследований рельефа дна были определены особенности геологической структуры дна, обнаружены отдельные формы рельефа, открыта система срединно-океанических хребтов, их распределение, в отдельных районах выявлены залежи полезных ископаемых.

Большой вклад в исследование Мирового океана в этот период внесли советские и зарубежные учёные. В изучение физической среды океана - В.В.Шулейкин, Н.Н.Зубов, В.В.Тимонов, А.Д.Добровольский, О.И.Мамаев и др. (СССР), Г.М.Стоммел, Р.Р.Ревелл (США), Н.Г.Кэмпбелл, Р.В.Стюарт (Канада), Г.Е.Дикон, Г.К.Сваллоу, X.Чарнок (Великобритания), А.Лакомб (Франция), И.Мацудзава, М.Уда, К.Хидака (Япония); химии океана - О.А.Алекин, Л.К.Блинов, С.В.Бруевич и др. (СССР), Д.Э.Фишер, Р.X.Флеминг (США), М.Вальдичук, В.Л.Форд (Канада), И.Имаи, К.Сугавара (Япония); биологии океана - В.Г.Богоров, Л.А.Зенкевич и др. (СССР), Дж. Д.Айзекс, В.М.Чапмен (США), К.Э.Лукас (Великобритания), Р.Марумо, И.Мацуи (Япония).

Новые факты привели к уточнению представлений о природе Миро­вого океана и теоретических обобщений во всех разделах океа­нологии.

В настоящее время для океанологических исследований характер­ным является комплексный подход как в организации экспеди­ционных наблюдений, так и в теоретических разработках при все более широком использовании математического моделирова­ния процессов. В целом же, современная океанология иссле­дует разнообразный комплекс процессов в океане с помо­щью современных достижений науки и техники, а главная цель этих исследований - обеспечение эф­фективного использование ресурсов Мирового океана для нужд человечества.

Океанология (от греч. «океанос» — океан и «логос» — учение) — наука о природных процессах в Мировом океане.

Изучение дна Мирового океана началось в \(XX\) веке. Специальные экспедиции открыли огромные подводные горные хребты, подводные вулканы, глубокие впадины. Оказалось, что вулканов в океане больше, чем на суше.

В \(1960\) году на дно самой глубокой впадины в Мировом океане ( Марианская впадина — \(11 022\) метра) опустились Жак Пиккар и Дон Уолш .

Jacques_Piccard_(1979).jpg

Жак Пиккар (\(1922\)–\(2008\)) — швейцарский океанолог, один из трёх людей, побывавших на дне Марианской впадины.

Дон Уолш (\(1931\)) — американский морской специалист и учёный. Получил известность, когда он и Жак Пиккар на батискафе «Триест» стали первыми людьми, достигшими дна Марианского жёлоба.

\(23\) января \(1960\) года Жак Пиккар и лейтенант ВМС США, специалист-подводник Дон Уолш совершили в батискафе « Триест » предельно возможное на Земле глубоководное погружение. Они достигли «нижайшей» точки Мирового океана, так называемой «Бездны Челленджера» (\(10 911\) метров под уровнем моря). Спуск «Триеста» продолжался \(4\) часа \(48\) минут, подъём — \(3\) часа \(15\) минут. На дне исследователи пробыли около \(20\) минут.

800px-Bathyscaphe_Trieste_with_USS_Lewis_(DE-535)_over_the_Marianas_Trench,_23_January_1960_(NH_96797).jpg

ЖП и ДУ.jpg

Учёные воочию убедились в том, что, несмотря на огромное давление, самые глубинные слои воды океана населены живыми организмами.

Cousteau1972_(cropped).jpg

Жак-Ив Кусто (\(1910\)–\(1997\)) — французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Совместно с Эмилем Ганьяном в \(1943\) году разработал и испытал акваланг .

Вместе с Филиппом Тайе и Фредериком Дюма в \(1938\) году Кусто погрузился в воду с трубкой, маской и ластами.

В \(1943\) году состоялось испытание первого прототипа акваланга. И оно прошло успешно. Эта модель была разработана Жак-Ивом Кусто совместно с Эмилем Ганьяном . В \(1946\) году началось массовое производство аквалангов. Жак-Ив Кусто за свою жизнь также создал осветительные приборы , водонепроницаемые камеры , подводную телевизионную систему и SP\(350\) («ныряющее блюдце») — небольшую подводную лодку, обладающую хорошей маневренностью. Эти изобретения позволили проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало росту современных знаний о подводном мире.

В ХХ веке человечество устремилось в космос, однако на нашей планете две трети территории, занимаемые Мировым океаном, до сих пор остаются очень слабо исследованными.


В этом нет ничего удивительного, ведь серьёзными исследованиями морей и океанов человечество занялось относительно недавно – всего около ста пятидесяти лет назад.

Первопроходцы Мирового океана

Первыми исследователями океанов в известной нам истории человечества стали финикийцы. Этот небольшой, но очень предприимчивый торговый народ ещё в VII-VI веках до н.э. сумел проложить морской путь вокруг Африки и составить достаточно подробные карты Средиземного моря. В разные исторические периоды морскими исследованиями занимались представители европейских народов, индийцы, китайцы, арабы, полинезийцы и т.д. Начавшаяся в XV веке эпоха Великих географических открытий позволила экспериментальным путём проверить гипотезу о шарообразности нашей планеты. В течение трёх последующих столетий были открыты и нанесены на карту все более-менее крупные участки суши.

Однако к систематическому изучению Мирового океана человечество приступило лишь в XIX веке. Годом рождения науки океанологии считается 1872-й год, когда британское исследовательское судно «Челленджер» отправилось в первую научную экспедицию. В 362 точках океана были проведены достаточно подробные исследования, проделаны замеры морских глубин. Конечно, точность этих замеров оставляла желать лучшего – для определения глубины в той или иной точке с борта корабля сбрасывали привязанный к верёвке шар весом около центнера, а затем измеряли длину верёвки. Тем не менее, экспедиция собрала уникальный массив океанологической информации и фактически положила начало системному изучению Мирового океана.

С изобретением эхолота в начале ХХ века появилась возможность более плотного исследования океанского дна, определения морского рельефа и глубин. В настоящее время эхолот является обязательным оборудованием любого корабля, причём не только морского, но и предназначенного для пресноводных водоёмов. Ещё одним инструментом, позволившим вплотную приблизиться к разгадке многих тайн океана, стали батискафы и батисферы – аппараты, позволяющие опускаться под воду на глубину в сотни метров, чтобы изучать геологическое строение морского дна, биологические особенности его обитателей, физико-химические свойства глубинных слоёв воды и т.д.

Глубоководные аппараты

Основным препятствием к изучению и освоению пространства Мирового океана для человека стала невозможность длительное время находиться под водой. Богатство и разнообразие водного мира остаются недоступными людям, так как человек не может свободно дышать, полностью погрузившись в воду. Акваланги и водолазные скафандры позволяют находиться под водой лишь короткое время и обладают существенными ограничениями по глубине погружения. Тем не менее, с их помощью удалось добиться достаточно серьёзных результатов.


Так, в 1960-м году исследователям удалось опуститься на дно самой глубокой точки Мирового океана – Марианской впадины. Её глубина составляет почти 11 тысяч метров, а давление воды на дне сминает обычный корабль буквально в лепёшку. Тем не менее, опустившись на эту чудовищную глубину, люди с удивлением обнаружили, что на дне кипит жизнь. Морские рачки, моллюски и даже рыбы сумели приспособиться к огромному давлению, почти полному отсутствию кислорода и солнечного света.

Повторный всплески интереса к Марианской впадине случился уже в наши дни: за последние двадцать лет были организованы несколько экспедиций с погружениями. Последняя, под руководством В. Весково, состоялась в 2019 году. Тогда же состоялась российская экспедиция с погружением на дно автоматического глубоководного аппарата «Витязь», который взял образцы грунта и выполнил замеры характеристик глубоководных слоёв воды.

Исследовательские суда

Основным инструментом современных океанологов являются научно-исследовательские суда. Это обычные суда, оборудованные современной измерительной и исследовательской аппаратурой, позволяющей проводить исследования в сфере гидрологии, гидрохимии, геофизики, геологии, гидрографии и других направлении океанологии. Одной из крупнейших в мире флотилий научно-исследовательского назначения обладал Советский Союз. В настоящее время в состав флота России входят научно-исследовательские суда «Адмирал Владимирский», «Янтарь» и несколько других.

На сегодняшний день наиболее обширным научно-исследовательским флотом располагают Соединённые Штаты Америки. В его состав входят более двух десятков кораблей разных классов. Кроме того, исследовательскими судами обладают Япония, Великобритания, Канада, Франция, Германия и несколько других стран.

Космические исследования океана

В настоящее время огромное количество исследовательских данных учёные-океанологи получают из космоса, с научно-исследовательских спутников. Современная аппаратура позволяет делать точные замеры температуры и скорости морских течений и ветров, колебаний солёности морской воды, состояния морской поверхности, миграции косяков рыбы, биологической активности планктона и т.д. В СССР для приёма этих данных существовала специальная Служба космических исследований, в состав которой входили более десятка исследовательских кораблей, в том числе самое большое в мире исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин».


Исследования океана в течение последнего столетия существенно продвинулись вперёд. Тем не менее, по оценкам учёных, более-менее изучено сегодня лишь около 7% морского дна. Океан скрывает немало тайн, разгадке которых предстоит посвятить немало лет научной работы.

Грандиозные водные просторы Тихого океана привлекали внимание разных народов нашей планеты в течение многих тысячелетий.


Во все времена находились смельчаки, рисковавшие своей жизнью, чтобы узнать что-то новое об окружающем мире, отыскать в бескрайней глади океана новые земли и заселить их, положив начало новым племенам и народам.

Первопроходцы Тихого океана

История не сохранила имён первых смельчаков, отправившихся от берегов Австралии в плавание по тихоокеанским волнам более 40 тысяч лет назад. Этим людям повезло – они попали на Новую Гвинею, а оттуда расселились по другим островам и архипелагам Океании. Учёные выделяют среди населения Океании три основных антропологических типа – полинезийцев, меланезийцев и папуасов, причём два последних произошли от общих предков – австралийских аборигенов.

Вторая волна исследователей Тихого океана пришла, предположительно, с острова Тайвань более 5 тысяч лет назад. Эти люди стали предками полинезийских народностей, а также заселили острова, принадлежащие современной Индонезии, и остров Мадагаскар. Причём, если предки меланезийцев попадали на другие острова в периоды отступления береговой линии, переходя вброд пространства, ранее закрытые водой, то предки полинезийцев подходили к переселению серьёзно – строили основательные плоты, запасались водой и продуктами.

Эпоха великих открытий в географии

Европейским первооткрывателем Тихого океана считается конкистадор Васко де Бальбоа, который пересёк Панамский перешеек и достиг тихоокеанского побережья. Правда, он не знал, что открыл целый океан, и назвал открывшееся перед ним водное пространство Южным морем. С этого момента началась бурная эпоха географических открытий. Фернандо Магеллану принадлежит первенство в пересечении Тихого океана. Именно этот мореплаватель придумал название «Pacific Ocean», которым пользуются до сих пор.

Испанцы, французы, голландцы и англичане исследовали юго-западные воды Тихого океана. Русские мореплаватели вышли к тихоокеанскому побережью, пройдя пешком всю Евразию, и нанесли на карту его северные очертания. Первопроходцем стал казак Семён Дежнёв, который обнаружил пролив между водами Тихого и Ледовитого океанов в 1648 году. Затем были экспедиции А. Чирикова, В. Беринга и других исследователей, которые внесли свою лепту в описание северной и северо-западной части океанского пространства.


Эпоха великих открытий завершилась в конце XVIII столетия, когда экспедиция Дж. Кука нанесла на карту очертания Гавайских островов и Великого Барьерного рифа.

Океанологические исследования

К началу XIX века все более-менее крупные географические объекты в акватории Тихого океана уже были нанесены на карту. Наступило время океанологических исследований, в которых существенная роль принадлежит русским экспедициям. В 1804-1806 годах исследовательская эскадра И. Крузенштерна и Ю. Лисянского совершила кругосветное путешествие и провела океанологические исследования в Тихом океане. В 1819-1821 годах Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев добрались до Антарктиды и попутно открыли несколько тихоокеанских островов.

Экспедиция С. Макарова, состоявшаяся в 1886-1889 годах, позволила получить точные данные о направлении океанских поверхностных течений. В 1883-1906 годах американское исследовательское судно «Альбатрос» участвовало в ряде экспедиций по изучению живых организмов, обитающих в океане. Немецкая экспедиция на судне «Планет» и американская – на шхуне «Карнеги» позволили более подробно изучить строение океанского дна.

В ХХ веке исследования Тихого океана были практически непрерывными. Ведущая роль в них принадлежит советскому и американскому научному флоту, а также исследовательским экспедициям ряда европейских стран. Стоит упомянуть исследовательские суда «Витязь», «Челленджер», «Галатея», плавание Т. Хейердала на плоту «Кон-Тики» и т.д.

Современные исследования

В настоящее время исследования в Тихом океане продолжаются, ведь его глубины до сих пор не раскрыли и сотой доли своих тайн. Наиболее перспективными направлениями являются глубоководные бурения океанского дна, изучение флоры и фауны, климатические и сейсмологические исследования, изучение океанских желобов.


Помимо экспедиций на научно-исследовательских судах, огромную помощь оказывают спутниковые наблюдения. Изучение жизни Тихого океана поможет людям распространить в будущем своё влияние на водную среду нашей планеты.

С каждым годом на суше все меньше и меньше остается нужных ресурсов для жизнедеятельности человека – и биологических, и минеральных. На помощь человечеству приходит Океан, занимающий 70% территории Земли, но до сих пор слабо изученный. Именно в Мировом океане человек стал находить все необходимое для своего существования. Это делает особенно важным всестороннее изучение и исследование Океана, его физических характеристик, его богатств.

Содержимое работы - 1 файл

реферат главный.doc

Введение

С каждым годом на суше все меньше и меньше остается нужных ресурсов для жизнедеятельности человека – и биологических, и минеральных. На помощь человечеству приходит Океан, занимающий 70% территории Земли, но до сих пор слабо изученный. Именно в Мировом океане человек стал находить все необходимое для своего существования. Это делает особенно важным всестороннее изучение и исследование Океана, его физических характеристик, его богатств. И недаром ООН объявила ХХI век – Веком Океана. Есть и военные, военно-морские аспекты изучения океана, прежде всего, с точки зрения боевого использования подводных лодок, ракетного оружия, средств навигационных связей и гидролокации.

В ходе научных работ появилось представление о тектонической структуре глубинных слоев земного шара и обнаружены следы нефти на очень большой глубине, в т. ч. на дне Карибского моря.

Науки, которые накапливали и систематизировали всю информацию о водной среде, стали развиваться практически одновременно с мореплаванием. На карты наносились рифы и мели, острова и течения, проливы и господствующие ветры. И хотя океан был огромен, а исследовательская техника примитивна, все-таки ученые проделали большую работу. Появление научно-исследовательских судов значительно облегчило человечеству задачу по изучению океанских глубин.

Однако ученые всего мира понимали, что одно, даже оснащенное самым ультрасовременным оборудованием, экспедиционное судно не в состоянии на должном уровне изучить океан. Лишь целые флоты плавающих лабораторий, расположенных на определенных расстояниях друг от друга, способны провести синхронные измерения и разведку водных просторов.

Все наблюдения и исследования на научно-исследовательских судах выполняются специальным составом научных и инженерно-технических работников с участием членов экипажа судов. Тоннаж НИС колеблется от нескольких десятков тонн до 45 тысяч тонн. Количество лабораторий на НИС зависит от их тоннажа и меняется от 2 до 100 и более.

В оборудование современных океанографических судов обычно входят тросовые барабаны (составная часть глубоководной якорной лебедки), приспособленные для наматывания километров якорного троса. С их помощью ученые измеряют температуру и соленость океанских вод, фиксируют различные течения, плотность фауны и флоры и т. д. Кроме того, в оборудование включают глубинные тралы, лебедки, эхолокатор и гидролокатор. Есть на суднах специализированные мастерские, вертолетные площадки и установки для запуска исследовательских ракет. Но основой всего оборудования являются бортовые лаборатории, в которых обобщается и анализируется весь полученный в результате исследований материал.

1. Научно-исследовательские суда

1.1. Основные направления деятельности научно-исследоват ельских судов

Научно-исследовательское судно или экспедиционное судно – морское, озёрное или речное судно, используемое для исследования водных масс, дна, атмосферы Земли и космического пространства. Научно-исследовательские суда строятся не только по специальному проекту, но и переоборудуются из кораблей или судов другого назначения.

Научно исследовательские суда предназначены для проведения различного рода научно-исследовательских экспедиций с целью изучения природных условий и ресурсов океанов и морей, фундамент, и прикладных исследований в воде, среде, на дне, в атмосфере и космическом пространстве. Подразделяются на универсальные научно-исследовательские суда и специализированные. На первых проводятся комплексные исследования по изучению физических, химических, биологических параметров воды, и воздушных масс и морского дна. Специализированные научно-исследовательские суда предназначены для проведения исследований в основном по одному научному направлению (гидрографические, океанографические метеорологические, геологоразведочные, научно-промысловые и другие научно-исследовательские суда).

Основные направления научно-исследовательских судов :

- гидрологическое направление изучает природные воды, их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также явления и процессы, в них протекающие;

- гидрохимическое изучает химический состав природных вод и закономерности его изменения под влиянием физических, химических и биологических воздействий;

- геофизическое направление исследует физическими методами строение Земли;

- геологическое направление это комплекс наук о составе, строении земной коры и размещённых в ней полезных ископаемых;

- гидроакустическое направление это раздел акустики, изучающий излучение, прием и распространение звуковых волн в реальной водной среде (в океанах, морях, озёрах и т. д.) для целей подводной локации, связи и т. п.

- гидрографическое направление, это раздел гидрологии, посвящённый описанию водных объектов и их отдельных частей. К одной из задач гидрографии относится изучение изменений режима водных объектов, вызываемых деятельностью человека;

- метеорологическое – это наука о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физических процессах;

- биологическое направление – наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, объектами которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой;

- экологическое – наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

1.2. Классификация научно- исследовательских судов по назначению

Научно-исследовательские суда классифицируются на:

- крупные экспедиционные суда (6000 - 7000 тонн) – исследование удалённых районов Мирового океана;

- универсальные научно-исследовательские суда (1900 – 4200 тонн) – фундаментальные тематические исследования океана, ограниченное изучение биологии моря;

- специализированные научно-исследовательские суда - выполнение тематических работ;

- океанографические съёмные суда (2500 — 3800 тонн);

- гидрографические суда (500 — 3000 тонн);

- метеорологические суда (2200 — 5000 тонн);

- научно-промышленные суда (1000 — 3000 тонн);

- рыболовно-исследовательские суда (500-2 000 тонн);

- исследовательские суда специального назначения (500 — 2 000 тонн);

- арктические исследовательские суда (4 700 — 7 00 тонн).

2. Научно-исследовательский флот России

2.1. История научно- исследовательского флота Российской Академии наук

Русские исследования морей и океанов начались в XVII веке. Согласно сохранившимся архивным документам в 1639-1641 годах были открыты на Севере полуострова Ямал и Таймыр, а на Дальнем Востоке изучено побережье Охотского моря. В 1648 году отряд во главе с Семёном Дежнёвым вышел из устья реки Колыма и впервые в мире обогнул Чукотский полуостров. Дальше они направились из Северного Ледовитого океана в Тихий, получив доказательство разделения Америки и Азии проливом. С 1682 года после того, как был основан Якутский острог, русские начали осваивать Колымский край, Охотское побережье и Камчатку, которые к началу XVIII века стали принадлежать Русскому царству.

В 1713 году Петром I был подписан указ о поиске наилучшего морского пути на Камчатку. После этого из Санкт-Петербурга в Охотск отправились архангельские кораблестроители К. Машков, Н. Треска, Я. Невейцин и И. Бутии. Они внесли значительный вклад в строительство судов и кораблей в Охотске. На охотской верфи было построено первое русское морское судно – ладья «Восток» длиной – 8,5 сажень, шириной – 3 сажени, с осадкой с грузом – 3,5 фута, на которой казак Кузьма Соколов открыл морской путь до берегов Камчатки, что дало начало дальневосточному русскому мореходству. Позднее на верфи были построены и другие ладьи «Фортуна», «Восточный Гавриил» и «Лев».

Осенью 1720 года ладья «Восток » доставила на Камчатку выпускников Морской Академии И. М. Евреинова и Ф.Ф. Лужина, которые отсюда отправились в секретную экспедицию по приказу российского императора для описания Камчатки и поиска пролива между Америкой и Азией. Во время своего плавания в мае-июне 1721 года И.М. Евреинов и Ф.Ф. Лужин впервые дошли до Центральной части Курильской гряды, в том числе и острова Шпи-мушир, нанеся на карту 14 островов, о чём представили в конце 1722 года отчёт Петру I. Тем не менее, достичь главной цели экспедиция не смогла. Поэтому в 1725 году для подтверждения или опровержения существования пролива между Америкой и Азией по приказу Петра I формируется Первая Камчатская экспедиция. Под руководством капитан – командора В. И. Беринг и лейтенанта А. И. Чирикова экспедиция на боте «Святой Гавриил» изучила восточную часть Берингова моря и пролив, соединяющий его с Северным Ледовитым океаном, а также описала некоторые участки побережий Камчатки и Чукотки.

В 1732 году штурман И. Федоров, геодезист М. С. Гвоздёв и мореход К. Машков, дойдя морским путём до мыса Дежнёва, совершили поход к северо-западным берегам Северной Америки, на которые из-за сильного шторма высаживаться не стали. В результате своего путешествии они нанесли на карту оба берега Берингова пролива и некоторые острова этого района.

До середины XIX века в российской океанологии происходил сбор и накопление статистической информации о морских и океанических бассейнах с использованием транспортных, рыбопромысловых судов или военных кораблей. Например, важный вклад в океанологию внёс учёный-флотоводец С. О. Макаров. на корвете «Витязь» и судне «Тамань». После второй половины XIX века началось детальное изучение процессов в Мировом океане, для чего использовать обычные корабли и суда всё чаще оказывалось малоэффективным. Поэтому по инициативе выдающегося гидролога и зоолога Н. М. Книповича было разработано техническое задание на постройку на немецком судостроительном заводе «Бремер Вулкан» первого в мире специально оборудованного парового судна, которое было изготовлено в 1899 году и названо «Андрей Первозванный» (с 1910 года «Мурман»). Размещённые на его борту гидрологическая и биологическая лаборатории, оборудование для проведения тральных и гидрографических работ, позволяло судну вести научно-промысловые исследования в северных широтах.

Научно-исследовательский флот подразделяется на НИС комплексного назначения и специализированные: "службы погоды" (НИСП) (исследование процессов в океане и атмосфере над ним), НИС геофизической (исследования геофизических процессов в океане), НИС космической службы (исследование космоса и обеспечение полётов космических аппаратов). Сбор информации в океанах и морях для производственных целей осуществляется также на научно-исследовательских судах министерства рыбной промышленности, специальных судах министерства геологии и других.

На дальнейшее развитие российского научно- исследовательского флота повлиял первый международный полярный год, который состоялся в 1882-1883 годы, а также создание в 1902 году Международного совета по изучению моря, в котором вице-президентом и представителем Российской империи был профессор Н. М. Книпович. Совет разработал программы исследования морей и океана, для выполнения которых необходимы были специально спроектированные экспедиционные научно-исследовательские суда разного назначения. Судостроительная промышленность России до 1914 года была способна построить суда, удовлетворяющие всем требованиям Морского регистра и Международного совета по изучению моря, но из-за начала Первой мировой войны все работы в этом направлении были прекращены. Только в 1921 году на основе декрета Совнаркома РСФСР был построен первый советское океанографическое научно-исследовательское судно «Персей», специально оборудованное для комплексных научных исследований в арктических морях. В дальнейшем в качестве НИС использовались малотоннажные рыболовецкие суда, ледоколы или крупные морские транспорты, такие как («Челюскин», «Сибиряков», «Литке», «Гагара», «Ленинградсовет», «Садко», «Русанов», «Таймыр», «Ингул» и др.

После окончания Великой Отечественной войны систематические исследования морей и океана возобновились в 1949 году. В это время германское судно «Марс» было переоборудовано в НИС «Витязь», которое оснастили современной для того времени бортовой научной аппаратурой. Впоследствии научно-исследовательский флот академии наук СССР пополнился другими судами: «Михаил Лермонтов», «Академик Сергей Вавилов», «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Мстислав Кельдыш», «Пётр Лебедев» и др. К началу 1961 году в составе научно-исследовательского флота АН СССР входило 37 морских судов, к началу 1991 года – 293 судна общей валовой вместимостью 537 928 тонн, в том числе 25 морских судов.

После распада СССР флот Российской академии наук состоял из 24 судна. 82 судна научно-исследовательског о флота АН СССР перешли Украине, в которой из-за отсутствия необходимого финансирования были выведены из строя такие суда, как «Космонавт Юрий Гагарин», «Академик Сергей Королёв», «Академик А. Ковалевский», «Михаил Лермонтов» и др.

В 1997 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена Федеральная программа Российской Федерации «Мировой океан». Головным исполнителем одной из её подпрограмм «Исследование природы Мирового океана» назначена Российская академия наук, в научно-исследовательском флоте которой в 2005 году находилось 22 судна.

Заметные изменения к лучшему появились в годовом бюджете 2008 года. И ныне на просторах Мирового океана постепенно начали появляться новые научно- исследовательские суда Российской академии наук.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: