В каких государствах преобладает государственная собственность

Обновлено: 08.05.2024

Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала*(12). Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций (или, по меньшей мере, обладает солидным блокирующим меньшинством). Юридически их собственником выступают в федеративных государствах федеральные и земельные органы (типа земель Германии или штатов США, т.е. образования типа субъектов федерации в России), а в унитарных государствах - соответствующие центральные и региональные учреждения. Фирмы и учреждения (например, в сферах образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными. В странах с федеративным устройством государственная собственность делится на федеральную и субфедеральную, т.е. собственность регионов - субъектов федерации. Четко провести грань между государственной и общенародной собственностью трудно. Объектами общенародной собственности по логике должны быть блага, общедоступные всем гражданам на равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты. В соответствии с п. 2 ст. 216 ГК РФ вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества. Естественно, получать такие права указанные лица могут только от собственника (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Отсюда возникает вопрос: какому собственнику выгодно передавать свое имущество на таких условиях? Поскольку в дореформенный период (до 1990-х годов) в России государство являлось собственником основной массы имущества, то при переходе к рыночным отношениям государство, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами и одновременно не желая утратить на них право собственности и с целью того, чтобы избежать социальных потрясений от скачкообразного перехода к рынку - в случае продажи (приватизации) большей части имущества в частную собственность, объективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот "самостоятельные" юридические лица- "предприятия" и "учреждения", закрепляя за ними свое имущество на определенном вещном праве. Это и явилось важнейшей причиной появления наряду с другими вещными правами права хозяйственного ведения, правовой статус которого определен ст. 294, 295, 299 и 300 ГК РФ.

Жилищная энциклопедия. — М.: Гарант . Л. Ю. Грудцына . 2008 .

Полезное

Смотреть что такое "Государственная собственность" в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в РФ выступает в виде федеральнойсобственности и собственности республик, входящих в РФ, автономной об ласти, автономных округов, краев и областей. Словарь финансовых терминов. Государственная собственность Государственная собственность… … Финансовый словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в … Современная энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — форма собственности, при которой имущество, в т. ч. средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных… … Большой Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — см. СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц… … Юридический словарь

Государственная собственность — (англ state property) в РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ республикам, краям … Энциклопедия права

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ РФ — собственность, принадлежащая как РФ в целом, так и субъектам Федерации входящим в нее республикам, областям и т.д. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности Федерации: золотой запас, алмазный и валютный фонды, имущество… … Юридическая энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из форм собственности, субъектами распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности,… … Экономический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — (state ownership) См.: государственный сектор (public sector). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

государственная собственность — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN national domain … Справочник технического переводчика

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из форм собственности, субъектами распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности,… … Юридическая энциклопедия

Вторым, наряду с частным, типом собственности является общественная собственность – собственность общества (народа) в целом.

Поскольку политической организацией современного общества является государство, то общественная собственность выступает, прежде всего, в форме государственной.

Наряду с государственной общественная собственность представлена муниципальной собственностью – собственностью органов местного самоуправления (районов, городов, сел, поселков и т.п.).

Равенство всех членов общества как собственников обусловлено степенью развития демократических начал в стране. Является ли государственная собственность действительно общественной, во многом зависит и от того, насколько интересы государственного аппарата совпадают с интересами общества в целом, так как практически управление и распоряжение объектами государственной собственности осуществляются представителями государственной власти.

Государственная собственность, в зависимости от административного устройства общества, может выступать в форме собственности государства в целом или того или иного национального или административно-территориального образования.

В России, соответственно, существуют:

– собственность субъектов Федерации (республик, краев, областей, национальных округов и т.д.).

Государственная собственность преобладает в отраслях, имеющих общенациональное значение, т.е. отраслях, которые необходимы обществу в целом, но часто малоэффективны и не выгодны для частного бизнеса.

Практически государственная собственность представлена преимущественно в:

– отраслях производственной инфраструктуры (передача электроэнергии, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и т.п.);

– отраслях непроизводственной (социальной) инфраструктуры (школы, больницы, жилищно-коммунальное хозяйство);

– новейших наукоемких отраслях, требующих колоссальных первоначальных затрат и не обеспечивающих быструю и гарантированную отдачу - атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.

Государственные предприятия не являются собственниками своего имущества. Закрепленное за ними имущество находится в их хозяйственном ведении. Оно (имущество) не делится ни на какие вклады, паи или доли, в том числе работников предприятия, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю – государству.

Предприятия, находящиеся в государственной собственности, функционируют в интересах общества в целом, они, как правило, не ставят перед собой задачу максимизации прибыли. Их деятельность направлена на максимизацию социально-экономических выгод, достижение общенародных, социальных целей. Это предполагает четкое определение этих целей и создание условий, обеспечивающих использование ограниченных ресурсов именно в интересах общества в целом.

Государственная собственность может возникать в результате:

– национализации – перехода имущества из частной собственности в государственную, как правило, путем выкупа;

– строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;

– покупки государством контрольного пакета акций частной компании.

Государственные предприятия образуют государственный сектор экономики страны, доля которого в странах с развитой рыночной экономикой колеблется в пределах 20–40%.

В России в конце 80-х годов в государственной собственности находилось более 80% основных фондов страны. В ходе экономических реформ 90-х годов (в частности, в результате приватизации) доля государственной собственности резко сократилась.

На 1 января 2003 г. в России существовало 3,8 млн. предприятий. По формам собственности они распределялись следующим образом (в % к общему количеству):

1) частная собственность – 76,9

2) государственная собственность – 4,1

3) муниципальная собственность – 6,2

4) собственность общественных организаций – 6,4

Формирование и наличие разнообразных форм собственности в России является условием и предпосылкой развития рыночных отношений.

Наряду с частной, господствующей в условиях рыночной экономики, собственностью, существует общественная собственность – собственность общества (народа) в целом. Рассматривая общественную собственность, надо иметь в виду, что, во-первых, поскольку общество – это сложная многоуровневая система, в которой каждый уровень имеет относительную экономическую самостоятельность, соответственно, и общественная собственность многоуровневая. И, во-вторых, поскольку политической организацией современного общества является государство, то общественная собственность выступает, прежде всего, в форме государственной. При этом равенство всех членов общества как собственников обусловлено степенью развития демократических начал в стране. Является ли государственная собственность действительно общественной, во многом зависит и от того, насколько интересы государственного аппарата совпадают с интересами общества в целом, так как практически управление и распоряжение объектами государственной собственности осуществляются представителями государственной власти.

Формы общественной собственности зависят от государственного устройства общества, она может выступать в форме собственности государства в целом или того или иного национального или административно-территориального образования. В России, соответственно, существуют федеральная собственность и собственность субъектов Федерации (региональная). Наряду с государственной в России существует муниципальная (местная) собственность – собственность органов местного самоуправления (районов, городов, сел, поселков и т.п.).

Государственная собственность преобладает в отраслях, имеющих общеэкономическое значение, т.е. отраслях, которые необходимы обществу в целом, но часто малоэффективны и не выгодны для частного бизнеса.

Практически государственная собственность представлена преимущественно в таких сферах и отраслях экономики, как:

− производственная инфраструктура (передача электроэнергии, железные и автомобильные дороги, средства связи, порты, водоснабжение и.т.п.);

− непроизводственная инфраструктура (школы, больницы, жилищно-коммунальное хозяйство);

− новейшие наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю и гарантированную отдачу;

– атомная, аэрокосмическая промышленность и т.п.

Совокупность инфрасистем связывает отдельные предприятия, отрасли, материальное и нематериальное производство в единое технологическое и социальное целое. Основной эффект инфраструктуры – снижение затрат и потерь в других отраслях и сферах общественной жизни, повышение продуктивности всех звеньев экономики. В то же время отрасли инфраструктуры принадлежат к числу наиболее капиталоемких, отличающихся медленной отдачей вложений, низкой рентабельностью отраслей, поэтому традиционно объекты инфраструктуры в большинстве стран находятся в государственной собственности. Так, например, на отрасли инфраструктуры приходится 62% занятых в госсекторе Европейского союза.

Государственные предприятия не являются собственниками своего имущества. Закрепленное за ними имущество находится в их хозяйственном ведении. Оно (имущество) не делится ни на какие вклады, паи или доли, в том числе работников предприятия, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю – государству. Предприятия, находящиеся в государственной собственности, функционируют в интересах общества в целом, они, как правило, не ставят перед собой задачу максимизации прибыли, и их деятельность направлена на максимизацию социально-экономических выгод, достижение общенародных, социальных целей. Это предполагает четкое определение этих целей и создание условий, обеспечивающих использование ограниченных ресурсов именно в интересах общества в целом (голосование, делегирование прав профессионалам, единоличное распоряжение главой государства и т.п.)

Государственные предприятия образуют государственный сектор страны, доля которого в странах с развитой рыночной экономикой колеблется в пределах 20–40%. Государственная собственность может возникать в результате:

− национализации – перехода имущества из частной собственности в государственную, осуществляемого, как правило, методом выкупа;

− строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;

− покупки государством контрольного пакета акций частной компании.

В России, к началу 90-х годов, в государственной собственности находилось более 80% основных фондов страны. В ходе экономической реформы, осуществленной в России 90-х годов, в частности в результате приватизации доля государственной собственности резко сократилась.

На 1 января 2003 г. в России существовало 3,8 млн. предприятий. По формам собственности они распределялись следующим образом (% к общему числу):

-частная собственность 76,9

-государственная собственность 4,1

-муниципальная собственность 6,2

-собственность общественных организаций 6,4

Формирование и наличие разнообразных форм собственности в России является условием и предпосылкой перехода к рыночной экономике.

Вопросы для самопроверки

1. Что собой представляет общественная собственность? От чего зависят ее формы?

2. Какие формы общественной собственности существуют в России?

3. В каких отраслях экономики преобладает государственная собственность? Как она может возникать?

4. Чем деятельность государственных предприятий отличается от деятельности частных?

5. Какова структура собственности в современной России?

Основные понятия и термины

Частная собственность, общественная собственность, индивидуальная частная собственность, личная собственность, акционерная собственность, акция, облигация, дивиденд, номинальная стоимость акции, рыночная стоимость акции, контрольный пакет акций, учредительская прибыль, кооперативная собственность, коллективная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, производственная инфраструктура, непроизводственная инфраструктура, национализация.

Выводы

1. В зависимости от субъекта собственности различают два типа собственности – частную и общественную. Частная собственность предполагает присвоение объектов собственности или закрепление прав собственности за отдельным человеком или группой лиц. Основные формы частной собственности: индивидуальная (единоличная и семейная) и групповая (акционерная, кооперативная и коллективная). В современных рыночных экономиках преобладает акционерная форма собственности, которая позволяет объединять средства для организации крупного производства.

2. Основная форма общественной собственности – это государственная собственность. В России государственная собственность представлена федеральной собственностью и собственностью субъектов Федерации. Государственная собственность преобладает в отраслях производственной и социальной инфраструктуры и в новейших, наукоемких отраслях. Государственная собственность возникает в результате национализации, строительства новых объектов или покупки контрольного пакета акций за счет средств бюджета. Целью деятельности предприятий, базирующихся на государственной собственности, как правило, является достижение общеэкономических и социальных целей.

Государственная собственность – это форма собственности, при которой право собственности на определенный объект принадлежит государству или иному государственному образованию.

Понятие и сущность государственной собственности

Институт собственности предполагает закрепление существующих в мире имущественных ценностей за конкретными экономическими субъектами. Эконмическая теория исходит из того, что основными субъектами экономики являются домохозяйства, фирмы, государство. Отсюда можно сделать вывод, что, если государство владеет, пользуется и распоряжается определенными имущественными ценностями, то объективно существует такая форма собственности, как государственная собственность.

Государственная собственность представляет собой имущество, которое принадлежит на праве собственности государству или иному государственному образованию. Кроме того, государственная собственность может рассматриваться как выражение взаимоотношений между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов.

Государственная собственность (как и собственность, вообще) одновременно является и экономической, и юридической категорией. Для государственной собственности этот дуализм особенно актуален, поскольку государство является законодателем, т.е. источником юридических норм, которыми регулируются экономические отношения в стране.

Институт государственной собственности отличается тем, что он представляет собой полный правовой институт. Причем содержательно в этом институте доминируют гражданско-правовые общепризнанные нормы, а характеризующую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

Поскольку государство занимает особое место в современной рыночной экономике, исследователи предлагают следующую группировку объектов государственной собственности:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Объекты, которые предназначены для выполнения общегосударственных задач (например, обеспечение обороны и безопасности, хранение государственных резервов, функционирование государственных органов и т.д.) – на них распространяется исключительное право государственной собственности, которое предполагает использование государством всех возможных методов управления;
  • Объекты, которые обеспечивают поддержание и развитие экономического потенциала страны (например, предприятия топливно-энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры, связи, машиностроения и других базовых отраслей экономики) – они могут находиться не только в государственной, но и в совместной собственности, что во многом определяется общей экономической ситуацией в стране;
  • Объекты, которые способствуют реализации экономической политики государства и социальной защиты населения (например, учреждения здравоохранения, образования, культуры, пенсионного страхования и т.д.) – на них распространяться полное право государственной собственности с условием необходимости учета некоммерческого характера их деятельности.

Роль государственной собственности в рыночной экономике

В основе рыночной экономической системы лежит частная собственность. Однако неспособность рыночного механизма разрешить ряд социально-экономических проблем обусловила необходимость государственного регулирования экономики, т.е. вмешательства государства в рыночные отношения.

Участие государства в рыночных отношениях предполагает наличие в рыночной экономике еще и государственной собственности. Она, как правило, составляет основу государственного сектора экономики, который занимается производствам общественных благ и поддержкой стратегически значимых отраслей национальной экономики.

Во всех странах мира с развитой рыночной экономикой признано совместное существование как частной, так и государственной формы собственности. Международная статистика говорит о том, что доля государственной собственности в национальных экономиках развитых стран колеблется от 20% в США до 35% в Италии.

Государственная собственность составляет важнейшую часть государственного управления. Благодаря ее наличию государство способно самостоятельно выступать в качестве субъекта экономических правоотношений с другими странами. Государственная собственность является гарантом соответствующих договоров и соглашений, которые заключает государство.

Несмотря на существование национальных особенностей, состав объектов государственной собственности в странах с развитой рыночной экономикой примерно одинаков. Он включает в себя земельные участки, ресурсы недр, золотовалютные запасы, военные объекты, промышленные предприятия, объекты электроэнергетики, транспорта (автомобильные и железные дороги, авиакомпании), связи (телеграф, телефон, почта) и т.п.

Большое влияние на развитие рыночной экономики оказывают отношения по поводу изменения формы собственности на имущество.

  • Переход имущества из государственной собственности в частную называется приватизацией. Она, как правило, используется для развития рыночных отношений, повышения конкуренции в экономике страны и т.д.
  • Переход имущества из частной собственности в государственную называется национализацией. Она означает увеличение в экономике страны государственного сектора, т.е. расширение масштабов централизованного (административно-командного) управления экономикой, что может происходить в периоды кризисов с целью их скорейшего преодоления.

Таким образом, государственная собственность является составной частью современных рыночных экономических систем. Она используется государством как один из инструментов решения своих задач, в том числе в сфере государственного регулирования национальной экономики.

Государственная форма собственности – это правоотношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которое составляет собственность Федерации и собственность регионов, где названные публично-правовые образования выступают управомоченной стороной – собственниками.

С принятием ныне действующей Конституции и установлением в стране демократического политического режима в экономическом и правовом российском пространстве утвердился плюрализм форм собственности, каждой из которых гарантируется равная защита.

Государственная форма собственности – необходимый элемент всякой современной экономики, через нее государство решает не вопросы прибыльности использования, распоряжения, владения тем или иным имуществом, находящимся в собственности, а вопросы повышения эффективности.

Россия традиционно рассматривается, как внутри государства, так и за его пределами, как экономика со значительным государственным сектором, и связано это не только с тем, что в состав государственной собственности включается избыточное число объектов, но и той ролью, какую имущество государства играет в экономических отношениях.

Причин избыточного участия государственной собственности в отечественных экономических отношениях немало. Это:

  • особая роль, которая отводилась объектам государственной собственности в советский период и в период становления российской экономики;
  • структура объектов, составляющих государственную собственность;
  • оставшаяся в наследство от советского государства тоталитарная модель управления объектами, входящими в государственную собственность.

Государством принималось множество шагов, направленных на снижение объемов государственной собственности в отечественной экономике (многократная приватизация, попытка сокращения доли своего участия в важнейших ресурсодобывающих организациях и пр.). При этом анализ современной экономики позволяют говорить о том, что доля объектов государственной собственности остается высокой, однако своего предназначения в полной мере государственная собственность в экономическом обороте страны не выполняет. Именно поэтому в западной экономической теории высказывается мнение о слабости государственной собственности в экономическом обороте России.

Готовые работы на аналогичную тему

В советский период государственная собственность играла роль альтернативы собственности частных лиц, и в таком же качестве институт государственной собственности был унаследован современной Россией.

Сегодня государство предпринимает активные попытки переломить сложившуюся обстановку, направив усилия на сокращение государственного участия в экономике и повышение эффективности такого участия. На это, в частности, направлена приватизация государственной собственности на специальных условиях, когда процедура приватизации и условия ее реализации напрямую определяются спецификой передаваемого объекта.

Характерные признаки государственной формы собственности

По своему правовому содержанию право собственности государства не отличается от содержания права собственности частного лица, организации. Она также объединяет полномочия пользования, владения, распоряжения, пользуется такой же защитой, однако определенная специфика, отражающаяся в основаниях возникновения и прекращения государственной собственности, в ее назначении в обществе наличествует.

Так, к специфическим чертам государственной формы собственности нужно отнести следующие признаки.

В качестве субъекта собственности всегда выступает публично-правовое образование, однако правовая конструкция которую публично-правового образования не позволяет ему самостоятельно реализовывать свои права собственника. Для этого государство использует систему органов публичного управления, а также специально уполномоченные организации.

Реализация правомочий собственника государством осуществляется фактически посредством издания в соответствии с процедурой, урегулированной законодательством, правовых актов.

В качестве объектов государственной собственности, в отличие от собственности частных лиц, государство может иметь всякое имущество, в том числе и те объекты, которые из имущественного оборота изъяты. Такие объекты входят в состав федеральной собственности. В свою очередь, регионы имеют право получать от Федерации в свою собственность всякое имущество, если оно не отнесено к составу федерального имущества.

Специфические способы приобретения объектов в собственность государства, которые также используются только публично-правовыми образованиями и не могут быть использованы частными субъектами. К таким специфическим способам относятся: национализация имущественных объектов, конфискация, имущественных объектов, реквизиция имущественных объектов и другие случаи, когда имущественные объекты изымаются принудительно. Еще одним способом приобретения государственного имущества является сбор налогов.

При этом необходимо отметить, что всякое принудительное изъятие имущества в государственную собственность допускается только в соответствии с требованиями демократически установленных законов. Так, например, приобретение объектов имущества в государственную собственность посредством процедуры национализации предполагает, что имущество изымается принудительно в соответствии со специально предусмотренной процедурой на условии возмездности. Лицу, у которого в порядке национализации изымается имущество, предоставляется предварительно равноценное возмещение его стоимости;

Помимо вышеописанных признаков, наличествуют и специфические основания прекращения собственности на объекты, принадлежащие государству. Таким специальным инструментом является приватизация, то есть передача государством имущества, находящегося в его собственности, частным лицам. Такая передача также регламентируется законом, может носить платный и бесплатный характер.

Имущество, составляющее государственную собственность, может быть, как распределено между государственными учреждениями и предприятиями, так и оставаться нераспределенным.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: