В чем именно проявляется особенность государства как субъекта международного частного права

Обновлено: 16.05.2024

4.4. Государство в качестве субъекта международного частного права

К субъектам международного частного права принято также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.

Виды правоотношений, в которых участвуют государства:

• во-первых, регулируемые международным правом отношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.);

во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

Особенности правоотношений с участием государства:

- государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица;

- к договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;

- в силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;

- в гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Par in parem non habet imperiurn» («Равный не имеет власти над равным»).

В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.

Содержание иммунитетов государства:

а) судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства («Par in parem non habet jurisdictionem» - «Равный над равными не имеет юрисдикции»). Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду;

б) иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества;

в) под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом. Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных Изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.

В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридиче­ского лица. Это не значит, что государство с государством не может за­ключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударствен ное общение определяется нормами между­народного публичного права. В случае возникновения спора, он будет ре­шаться, например, в соответствии со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Приме­нимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о вы­боре «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства — обладанием государственным суверенитетом как признаком, характери­зующим государство. Государственный суверенитет означает верховен­ство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пре­делах своей территории и компетенции, независимость одного государст­ва от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регули­ровании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенст­ва государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других междуна­родных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.

В силу суверенного равенства каждое государство пользуется между­народным иммунитетом — изъятием из-под действия национальной пра­вовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств[6]:

· судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства);

· иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения ареста на государственную собственность или запрещения со­вершать определенные действия государственным органам иностранно­го государства в порядке обеспечения исковых требований);

· иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность при­нудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностран­ного государства или государственных органов);

· иммунитет государственной собственности (означает неприкосно­венность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства).

Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: не­обходимостью получить согласие государства для осуществления опре­деленных действий со стороны другого государства. Без согласия госу­дарства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к уча­стию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.

До настоящего времени нормы, регулирующие вопросы иммунитета государств, ещё не нашли своего закрепления в международной конвен­ции, хотя проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности уже был подготовлен и принят Комиссией международного права ООН в 1991 году. Иммунитеты государств применяются пока на основе международных обычаев.

Для преодоления иммунитетного «барьера» физические и юридичес­кие лица, вступающие в отношения с государством, должны предусмат­ривать в соответствующих международных контрактах, заключаемых с иностранными государствами, специальные положения, в которых госу­дарство - участник сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета (или иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска, или иммунитета от судебного исполнения решения).

Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношени­ях закреплено и главе 5 ГК РФ. Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ содер­жится общая норма, распространившая гражданское законодательство РФ на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, правила, закрепленные в главе пятой, сле­дует распространять и на участие РФ в гражданско-правовых отношени­ях международного характера.

От имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать органы государственной власти в соответствии с компе­тенцией, определенной соответствующими нормативными актами. Со­гласно Конституции РФ, органами государственной власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Фе­дерации, а также федеральные органы исполнительной власти (федераль­ные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, де­партаменты и другие органы). Таким образом, если Министерство внеш­неэкономических связей Российской Федерации заключает договор меж­дународной купли-продажи с австрийской фирмой; то участником дого­вора является государство — Российская Федерация со всеми вытекаю­щими юридическими последствиями.

Помимо Российской Федерации, в гражданских правоотношениях, осложненных иностранным элементом, могут участвовать: 1) субъекты РФ, к которым относятся республики, входящие в состав РФ, края, обла­сти, Москва и Санкт-Петербург как города федерального значения, авто­номные области и автономные округа; 2) городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

При этом законодательство РФ содержит генеральную норму об отказе, как самого государства — Российской Федерации, так и субъектов РФ и муниципальных образований, обладающих публичной властью, от иммунитета в сфере гражданских правоотношений. Эта норма содержится в п.1 ст. 124 ГК РФ, включающем положение о том, что указанные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законо­дательством, на равных началах с иными участниками гражданами и юридическими лицами.

К таким специфическим субъектам гражданского права, как Россий­ская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, для кото­рых занятие предпринимательской (или хозяйственной без извлечения прибыли) деятельностью является скорее исключением, чем осуществле­нием их функционального назначения, в гражданском законодательстве (прежде всего в ГК) установлены специальные нормы, посвященные регулированию отношений с их участием. Это нормы о праве государствен­ной и муниципальной собственности, о приватизации государственного и муниципального имущества и другие. Содержащиеся в них правила ре­гулируют все гражданские правоотношения, в том числе и составляющие предмет МЧП.

Нормой, специально посвященной регулированию гражданских от­ношений с участием иностранных юридических лиц, граждан и госу­дарств, является ст. 127 ГК РФ. Содержащееся в ней положе­ние является отсылочным и содержит правило о том, что особенности от­ветственности Российской Федерации и субъектов РФв международных гражданско-правовых отношениях определяются законом об иммуните­те государства и его собственности.

К сожалению, пока в России такой закон ещё не принят. Однако в уже принятые в последние годы российские законы включены специальные нормы об иммунитете государства. Так, например, в Федеральном Законе «О соглашениях о разделе продукции» 1995г. в ст.23 содержится положе­ние о том, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен отказ Российской Федерации от судебного иммунитета, иммунитета в отноше­нии предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения.

Аналогичная норма закреплена в п.30 Соглашения между Российской Федерацией и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» «О разра­ботке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции» от 22 июня 1994г. Интересен тот факт, что это Соглашение было заключено на полтора года раньше, чем был при­нят сам Закон «О соглашениях о разделе продукции» 1995г.[7]

В заключение исследования вопроса об участии государства в гражданских правоотношениях международного характера следует сказать, несколько слов о деятельности торговых представительств, которые до недавнего времени в полном объеме, а с 1996 года значительно сократив­шись в количестве, представляют за рубежом интересы российского госу­дарства в области внешнеэкономической деятельности. Торговое представительство имеет статус государственного органа, следовательно, обладает между­народным иммунитетом со всеми особенностями, присущими государст­ву. Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996г. с целью «оп­тимизации системы управления внешнеэкономическими связями Россий­ской Федерации» было принято решение о ликвидации торговых пред­ставительств. Их насчитывалось около 130, а после указанного акта осталось 47. Впоследствии планируется оставить не более 20 торговых ­представительств. Не вдаваясь подробно в политическую и экономическую оценку указанного реформирования (которое, к сожалению, порождает струк­турный кризис, не изменяя модели внешнеэкономических связей России), следует лишь, обратить внимание на действие Положения о торговых представительствах СССР за границей 1989г., которое до настоящего времени сохраняет силу и регулирует деятельность оставшихся торг­овых представительств.

Субъектами МЧП выступают субъекты различной юридической природы, а именно как субъекты международного права (государства, международные межправительственные организации), так и субъекты национального права (физические и юридические лица).

Появление государств, а затем системы государств осуществление ими не только внутренних, но и внешних функций привело к развитию международного сотрудничества в различных областях. Эти отношения регулируются нормами международного публичного права и международного частного права. В отличие от отношений, которые регулируются международным публичным правом (главное место занимают политические взаимоотношения государств - обеспечения мира, безопасности и т.д.) отношения, регулируемые международным частным правом выделяются в особую группу частноправовых отношений, которые имеют международный характер, это, прежде всего имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения (в области авторского, патентного права).

Необходимо отметить, что если в международном публичном праве основными субъектами являются государства, то в международном частном праве основным субъектом является не государство, хотя государство и может выступать в этом качестве, а отдельные лица - физические и юридические.

Цель работы - изучение правового положения государства как участника гражданско-правовых отношений по международному частному праву.

международное частное право государство


Субъекты международного частного права: виды, краткая характеристика

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных "иностранным элементом".

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

) физические лица (граждане; лица без гражданства - апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);

Лицо без гражданства (апатрид) не состоит в гражданстве данного государства и не имеет юридически значимых доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Правовое положение апатрида в первую очередь определяется законом государства проживания. При переезде апатрида в другое государство его связь с прежним государством автоматически прекращается и возникает новая связь с государством, где оказался. Права и обязанности апатрида, приобретенные в прежнем государстве, автоматически не возобновляются. Они признаются только в том случае, если в новом государстве действует закон относительно перехода этих прав и обязанностей или это государство выполняет соответствующие международные обязательства. Что касается граждан иностранных государств, то они подчиняются не только правопорядку страны пребывания, но сохраняют права и обязанности по отношению к своему государству. У иностранных граждан как граждан определенного государства существуют юридически регулируемые правоотношения с этим государством независимо от места нахождения данных граждан. Подобное государство, требуя лояльности от своих граждан, обязано обеспечить им установленные законом права и защиту как на собственной территории, так и за рубежом. Государство распространяет свою власть на граждан, даже если они находятся за пределами его территории. В связи с этим граждане этого государства, находясь за его пределами в качестве иностранцев, пользуются по отношению к государству своего гражданства рядом прав, например правом на формирование органов государственной власти, и соответственно несут ряд обязанностей, например обязанность несения военной службы и соблюдения законов своего государства. Такие права и обязанности отсутствуют у граждан одного государства, находящихся на территории другого государства, по отношению к последнему. Отсутствуют они и у лиц, не имеющих какого - либо гражданства, в отношении любого государства.

) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

Государство определяет пределы и основные направления деятельности юридического лица как носителя прав и обязанностей, обладающего такой же юридической и экономической реальностью, какой обладают физические лица в качестве субъектов права. Поскольку юридическое лицо является производным явлением права (и в то же время его существенным элементом), а право всегда связанно с государством, которое территориально всегда ограничено, то возникает необходимость в "прикреплении" этого юридического лица к определенному государству. Независимо от понимания природы юридического лица, для целей гражданского оборота оно всегда обладает достаточной для признания в качестве субъекта права степенью самостоятельности и независимости.

Выяснение национальной принадлежности (личного закона юридического лица) требуется для определения:

статуса организации в качестве юридического лица;

организационно-право вой формы юридического лица;

требований к наименованию юридического лица;

вопросов создания, реорганизации и ликвидации юридического лица,

в том числе вопросов правопреемства;

содержания правоспособности юридического лица;

порядка приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

внутренних отношений, в том числе отношения юридического лица

с его участниками

способности юридического лица отвечать по своим обязательствам. Соответствующие положения содержатся в ч.2 ст.1202 ГК РФ.

для определения режима деятельности иностранного юридического лица на территории РФ (таможенное и налоговое обложение, правовой режим).

) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

) международные межправительственные организации;

) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви).

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в пра­воотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они бу­дут находиться в сфере действия международного публичного нрава.

Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

Подборка наиболее важных документов по запросу Государство как субъект международного частного права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Государство как субъект международного частного права

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Трансграничные нефтегазовые сделки в международном частном праве: понятие, виды, особенности регулирования
(Андриянов Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10) В.В. Романова, например, продолжает использовать ранее закрепленный в ст. 162 ГК РФ термин "внешнеэкономическая сделка" . И.П. Марчуков пишет, что "к ним прежде всего следует отнести договоры по экспорту или импорту энергетических ресурсов, сторонами которых являются предприниматели и предпринимательские структуры - субъекты МЧП разных государств (резиденты и нерезиденты)" . Такие сделки являются специальной разновидностью общих международных контрактов (договоров купли-продажи, перевозки и т.д.). По мнению В.А. Канашевского, "их можно именовать по-разному - международными коммерческими сделками, трансграничными коммерческими сделками, международными торговыми сделками и т.п., - терминология определяющего значения не имеет, поскольку ни один из указанных терминов не имеет какого-либо "легального воплощения" (иными словами, не используется в нормативных актах)" . О.В. Меркушова отмечает актуальность "международного частноправового регулирования договорно-правовых основ коммерческой деятельности транснациональных субъектов в сфере недропользования" . Отдельные аспекты трансграничных нефтегазовых сделок были исследованы В.Н. Ануровым , Д.О. Кутафиным , Я.К. Федосовым , Н.Г. Дорониной, Н.Г. Семилютиной и др., однако тема еще не получила своего полноценного теоретического развития.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: К вопросу о роли миграции в современном мире
(Бодурова Г.Г., Аминова Ф.М.)
("Миграционное право", 2020, N 3) Безусловно, миграционные процессы поддаются правовой регламентации. Приобретая масштабный характер, миграция в последнее время становится предметом пристального внимания всех участников международной жизни. Следствием этого является выработка как на внутригосударственном, так и на международном уровнях правовых норм, призванных упорядочивать миграционные процессы. Международно-правовая деятельность стран ведет к непрерывному увеличению количества международных норм, их обогащению. Сегодня пришло время, когда мы можем говорить о том, что международное миграционное право следует признать отдельной отраслью права, вобравшей в себя как нормы международного публичного, так и международного частного права. Государства, выступая в качестве основных субъектов международных миграционных отношений, принимают на себя обязательства по выполнению тех или иных правил на международном уровне, самостоятельно участвуют в разработке тех или иных актов.

Нормативные акты: Государство как субъект международного частного права

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Федеральный закон от 28.11.2015 N 330-ФЗ
(ред. от 08.06.2020)
"О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации" 5. В целях взаимодействия с Гаагской конференцией по международному частному праву по вопросам, связанным с исполнением Российской Федерацией положений Конвенции, компетентные органы предоставляют уполномоченному органу по его запросам информацию, связанную с проставлением апостиля компетентными органами.


Данная статья раскрывает понятие «государства» как субъекта международного частного права. Определяет, какие законодательные акты в Российской Федерации регулируют данные правоотношения. Статья направлена на всестороннее изучение и выяснение таких категорий как — иммунитет государства, соотношение понятий «юридические лица» и «государства», а также виды концепций иммунитета государства.

Ключевые слова: государство, иммунитет государства, судебный иммунитет, юрисдикционный иммунитет, правоотношения, осложненные иностранным элементом

This article reveals the concept of «state» as a subject of private international law. The article determines which legislative acts of the Russian Federation regulate appropriate relationship. The authors focus attention on a comprehensive study and elucidation of different categories such as: immunity of the state, a ratio of the concepts of «legal persons» and «state», and the types of concepts of state immunity.

Keywords: state, state immunity, judicial immunity, legal relations complicated by a foreign element

Государство, как известно, является основным субъектом международного публичного права. Для него свойственны отношения публично — правового характера. Однако и в международном частном праве у «государства» есть свое особое значение. Существует огромное количество международных частноправовых отношений, в которых одной из сторон выступает государство. Так, например — концессионные договоры, соглашения о разделе продукции, договоры купли-продажи т. д.

Государство в Российской Федерации не является юридическим лицом, так как обладает суверенитетом и само определяет свой правовой статус [1]. Государство выступает как особый субъект права, который и не является юридическим лицом, но выступает на равных началах с ним. Если рассматривать правоотношения различных стран мира, то во многих правовых системах «государство» выступает в качестве юридического лица. Например, Гражданский кодекс Чешской Республики гласит: «Если государство вступает в частноправовые отношения, то оно является юридическим лицом [2]. Такое же законодательное определение содержат нормативно-правовые акты Франции, ФРГ. Это положение не отождествляет юридическое лицо с государством, а лишь в определенных случаях наделяют последнего таким статусом.

Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского Кодекса под государством следует понимать — Российскую Федерацию, ее субъектов и другие муниципальные образования, которые выступают в отношения, регулируемые гражданским законодательством на равных началах этих отношений — гражданами и юридическими лицами [3].

Принадлежащий государству иммунитет распространяется на действия органов, которые находятся на территории данного государства и за рубежом, а также на имущество государства. Иммунитет носит императивный характер. Любой суверен вправе отказаться от него. Отказ должен быть прямым и зафиксированным в письменной форме.

Наряду с отказом от иммунитета, законодатель выделяет отказ от судебного иммунитета. В статье 6 Федеральный закон от 03.11.2015 N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» [4] перечислены обстоятельства, которые определяют отказ от судебного иммунитета.

Согласно статье 127 ГК РФ особенности ответственности государства определяются законом об иммунитете государства и ее собственности. Данная норма является отсылочной.

В соответствии со ст. 1204 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила раздела ГК РФ “Международное частное право” применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

В рамках международного экономического сотрудничества государство выступает как особый субъект, который обладает суверенитетом, поэтому отождествление государства и юридического лица условно и допустимо до определенной степени. В связи с этим речь идет о двух видах юрисдикции:

а) полная юрисдикция — государство обладает властью предписывать определенное поведение при помощи норм права всем находящимся на его территории субъектам и обеспечивать реализацию юрисдикции;

б) ограниченная юрисдикция — государство обладает властью, однако не в состоянии полностью реализовать ее.

Концепция абсолютного иммунитета заключается в том, что:

– Иски к другому государству не рассматриваются без его согласия;

– Имущество другого государства не может быть подвергнуто принудительным мерам со стороны другого государства и также без согласия государства.

Обладание названными статусами создает лишь предпосылки для участия государства во внешнеэкономической деятельности, реально же приобретать права и обязанности, изменять их возможно путем совершения сделок.

Иммунитет — это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства.

Вступая в гражданско-правовые отношения, государство не теряет свои качества как суверена. Суверенитет предполагает наличие у государства комплекса иммунитетов. Иммунитет — это межотраслевой, комплексный институт, нормы которого используются в различных отраслях права. Правовой иммунитет — это особая материально-процессуальная привилегия, распространяющаяся на обозначенный в международном или национальном праве круг субъектов, регламентирующая их специальный статус путем наделения дополнительными гарантиями и преимуществами [5].

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: «Parinparemnonhabetimperium» («Равный не имеет власти над равным»).

В силу суверенного равенства каждое государство пользуется международным иммунитетом — изъятием из-под действия национальной правовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств:

– судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства) — обязанность суда РФ воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе;

– иммунитет от предварительного обеспечения иска;

– иммунитет о принудительного исполнения судебного решения;

– иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства)

– другие иммунитеты, перечисленные в ст. 2 ФЗ “О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации”.

На сегодняшний день в российском законодательстве существует понятие «юрисдикционные иммунитеты государства» — судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда. В рассматриваемых отношениях с участием государства применяется принцип взаимности, который означает, что юрисдикционные иммунитеты иностранного государства могут быть ограничены, если будет установлено наличие таких же ограничений в другом государстве по отношению Российской Федерации.

Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: необходимостью получить согласие государства для осуществления определенных действий со стороны другого государства [6].

В Российской Федерации предусмотрена исключительная компетенция судов в отношении споров с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; в отношении споров о возмещении вреда; в отношении споров, связанных с интеллектуальной собственностью.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что государство занимает особое место в системе субъектов международного частного права. Его особенность заключается в том, что оно не является юридическим лицом, но выступает наравне с ним, а, кроме того, это единственный субъект международного частного права, который обладает иммунитетом. Таким образом, государства достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного права. При этом государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т. е. его юрисдикции. Следовательно, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.

Основные термины (генерируются автоматически): государство, иностранное государство, Российская Федерация, юридическое лицо, иммунитет, судебный иммунитет, иммунитет государства, отношение, отношение споров, Гражданский Кодекс.

Ключевые слова

государство, правоотношения, иммунитет государства, судебный иммунитет, юрисдикционный иммунитет, осложненные иностранным элементом

Похожие статьи

Некоторые вопросы правового положения государств.

государство, иностранное государство, Российская Федерация, юридическое лицо, иммунитет, судебный иммунитет, иммунитет государства, отношение споров, отношение, Гражданский Кодекс.

О консульских привилегиях и иммунитетах | Статья в журнале.

государство, иностранное государство, Российская Федерация, юридическое лицо, иммунитет, судебный иммунитет, иммунитет государства.

Консульские иммунитеты и привилегии | Статья в журнале.

Иммунитет государства состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять. 8. О консульских сношениях [Электронный ресурс]: Венская конвенция от 24 апреля 1963.

Регулирование института экстрадиции в современном мире

Государство как субъект международного частного права. государство, иностранное государство, Российская Федерация, юридическое лицо, иммунитет, судебный.

Особенности регулирования изъятий из гражданской юрисдикции.

Иммунитет государства состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства. Иммунитетом пользуются иностранное государство, его органы и принадлежащее государству имущество.

Свидетельский иммунитет в гражданском процессе и его.

свидетельский иммунитет, исповедь, священнослужитель, свидетельский иммунитет священнослужителя, тайна, свидетельский иммунитет священнослужителей, религия, РФ, российское государство, тяжкое преступление.

Проблемы служебного (должностного) иммунитета в российском.

Иммунитет Президента Российской Федерации, прекратившего.

Категории лиц, в отношении которых применяется особый. Российская Федерация, Уголовно-процессуальный кодекс, уголовная ответственность, Государственная Дума, должностное лицо, категория лиц.

Суть дипломатических иммунитетов | Статья в журнале.

Венская конвенция, лицо, иммунитет, консульское учреждение, привилегия, согласие главы, Узбекистан, консульское представительство, государство пребывания, служебный иммунитет.

Иммунитет Президента Российской Федерации, прекратившего.

Библиографическое описание: Шатохина О. А. Иммунитет Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, как отступление от

2001 год стал отправной точкой для регулирования нового правового отношения для Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: