В чем должна заключаться разумная налоговая политика государства

Обновлено: 25.04.2024

Налоговая политика – это составная часть финансовой политики государства, представляющая собой систему правительственных мер в области налогов и сборов, направленных на регулирование экономики страны.

Сущность налоговой политики заключается в выборе оптимальных величин ставок, определении круга плательщиков и объектов налогообложения, а также выработки принципов предоставления налоговых льгот. Она влияет как на микроэкономические, так и на макроэкономические категории. В рамках рыночной модели хозяйствования налоговая политика остается одним из действенных инструментов влияния на деловую активность, стимулирования или сдерживания предложения и спроса.

С точки зрения микроэкономики, налоговая политика решает задачи обеспечения социальной справедливости посредством перераспределения средств в системе хозяйствования. На особенности мероприятий в рамках налоговой политики влияют:

  1. Текущий социально-экономический строй.
  2. Состояние экономики.
  3. Финансы страны.

Политика опирается на законы, которые регламентируют отношения между субъектами хозяйствования. К инструментам такой политики относят частичное или полное освобождение от налогов для стимулирования инвестиционной деятельности или повышения эффективности региональной политики, внедрение налоговых льгот, установление акцизов и т. д.

Государство оставляет за собой право выбора форм налоговой политики. Она зависит от целей, среди которых отмечают международные, экологические, социальные, фискальные или экономические. Мировой опыт налогового регулирования включает применение методов соотношения прямого и косвенного налогообложения, соотношения налогов разного уровня бюджета, перенос нагрузки с одних плательщиков на других, внедрение прогрессивных ставок, регулирование налогов и льгот, вычетов, скидок и иных преференций.

Виды налоговой политики

Налоговая политика решает задачу по стимулированию, либо сдерживанию деловой активности. Среди ее методов выделяют два основных:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Политика высоких налогов заключается в повышении налогового бремени. Такой подход дает кратковременный эффект, но может быть разрушительным в долгосрочной перспективе.
  2. Политика разумных или низких налогов используется для поддержания реального сектора экономики. Низкие ставки стимулируют деловую активность производителей.

На практике возможно сочетание этих двух методов, когда налоги устанавливаются на достаточно высоком уровне, но при этом существуют льготы. Так появляется возможность обеспечить социальные гарантии населению.

Государственная власть определяет основные направления налоговой политики в зависимости от текущих задач. Например, политика может быть направлена на создание стабильной системы, установление налоговых льгот для отдельных категорий плательщиков, развитие федерализма и другое.

Государство вмешивается в экономику, чтобы снизить негативное влияние цикличности. Влияние на экономику происходи за счет изменения величины доходов и расходов бюджета страны. Инструментами фискальной политики выступают:

  • Налоги.
  • Трансферты.
  • Государственные закупки.

Они позволяют стабилизировать уровень спроса, а значит, повлиять на размер совокупного дохода. Так же они влияют на поддержание макроэкономического равновесия, которое достигается за счет наиболее эффективного использования факторов производства. Сглаживание бюджета положительным образом сказывается на уровне цен. Причем налоговая политика способна влиять не только на спрос, но и на предложение.

Особенности проведения стимулирующей налоговой политики

Стимулирующая политика применяется в период экономического спада. Она поддерживает экономику и снижает негативное влияние кризисных явлений. Основная задача стимулирующей налоговой политики заключается в расширении совокупного спроса. Это достигается за счет снижения налогов, что позволяет реальному сектору наращивать собственный доход, расширяя производство.

Государство может стимулировать либо спрос, либо предложение, либо оба параметра сразу. Для этих целей могут проводиться следующие мероприятия:

  1. Увеличение государственных закупок.
  2. Снижение налогов.
  3. Повышение трансфертов.

Все вышеперечисленные изменения ведут к росту совокупного спроса, что положительным образом сказывается на системе национальных счетов. В большинстве случаев результатом становится увеличение объема выпуска.

Рост спроса стимулирует экономическую деятельность производителей, формирование новых продуктов и отраслей. Происходит экономическое оживление на всех уровнях. Рост объема продукции усиливает конкуренцию, что стимулирует научно-техническое развитие. За счет снижения налогов улучшается положение предпринимателей, решается вопрос трудоустройства. В макроэкономическом смысле национальное хозяйство из стадии спада переходит в стадию роста.

Минусом вмешательства в экономику является излишняя централизация процессов. Так же государство ориентировано на сбор налогов, так как они обеспечивают его нормальное функционирование. Если говорить о российской системе налогообложения, то региональные и местные бюджеты лишены существенных налоговых поступлений. Распределение федеральных средств проводится в рамках экономической политики государства, а значит, они направляются в те регионы и отрасли, которые имеют приоритетное значение. В результате распределение становится неравномерным и положительный эффект от стимулирующей политики не достигается.

Однако, все инструменты налоговой политики имеют мультипликативный эффект. Кроме того, в системе формируются автоматические стабилизаторы, которые частично снимают негативное влияние цикличности экономики. Так же для налоговой политики характерен короткий временной лаг, что позволяет достичь положительных результатов относительно быстро.


Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

Налоговая политика государства на 2022-2024 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2022 и плановые 2023-2024 годы можно посмотреть в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 01.10.2021.

Ознакомиться с основными направлениями бюджетно-налоговой политики на 2022-2024 годы вы можете в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

В проекте этого документа декларируется:

Основные направления налоговой политики на 2022 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2022 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Новый налоговый режим. Подробности см. здесь.
  3. Создания кодекса неналоговых платежей.
  4. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  5. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.
  6. Предельную стоимость рекламных материалов для освобождения от НДС предлагают увеличить со 100 до 300 руб.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2022-2024 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 01.10.2021. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

С инета не брать, и мало не писать, 3 предложения не пойдут! Пишите что-то стоящее и по теме.

Разумная налоговая политика должна быть построена так: сколько нужно взять с населения, чтоб хватило для обеспечения нормальной жизни государства. Разные страны решают этот вопрос по разному. Например, возьмём нашу Россию - мы гордимся тем, что у нас самые низкие налоги. И что!? Вместе с этим у нас и самые низкие пенсии, и наше бесплатное образование и здравоохранение можно считать лишь условно бесплатными, а наши места общественного пользования - парки, улицы, длроги, наконец, - на что они похожи? Мне кажется, иностранцы приезжают к нам и наглядно видят, что у нас действительно самые низкие налоги.

Самые высокие налоги, насколько я помню, в Дании - что-то порядка 70-80% от дохода. Но! Вот там реально всё для людей - и медицина, и образование и те же дороги. В то же время, у них огромные суммы социальных выплат, и гибкая система налоговых льгот.

Подводя итог вышесказанного, хочется отметить, что налоговая политика - не может быть универсальной для всех стран. То, что хорошо в Дании, вряд ли подойдёт для России. Хотя бы потому, что датчане, выплатив 80% , могут спокойно прожить на оставшиеся деньги безбедно, а вот в России большей части населения даже хлеба будет купить не на что.

Каждая страна имеет собственный сценарий развития, и именно он определяет налоговую политику в государстве.

Прежде всего надо ввести прогрессивную шкалу налогов в зависимости от доходов (но у нас этого никогда не будет). Это было бы разумно. Есть боязнь, что физические лица с большими доходами начнут уходить от налогов? Так они и сейчас уходят, от этих маленьких налогов. Причем в крупных масштабах и с особым цинизмом. Про зарплату в конвертиках только ленивый не говорит и что? Наемному работнику рекомендуют самому заставить своего работодателя платить только белую зарплату! Типа "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!" В начале восьмидесятых слушал экономиста, доцента, который побывал в Америке по обмену специалистами, преподавал в Чикагском университете. Была такая программа в то время. Всего для сорока наших и сорока американцев, но была. Так вот он рассказывал, что управляющий фирмой "Генри Форд второй" получал тогда 999 тысяч долларов в год. Не миллион, потому что тогда бы налог был совсем другой. В начале восьмидесятых там снизили максимальную процентную ставку с 70-ти процентов до 50-ти. В среднем где-то около 35-ти процентов. Почувчтвуйте, как говорится, разницу! А у нас вся дума о том, какой бы еще налог придумать? Как в мультфильме "Чипполино", когда синьор Помидор багровея ликом кричал: "Мы ввели вам налог на воздух. Вы стали больше дышать. Молча-а-ть! Теперь мы вводим вам налог на осадки. Молча-а-ть!"

1. Развитие государственной экономики, разрешение проблем социального порядка требуют от правительства использования всех возможных инструментов влияния на экономику страны.

Важнейший инструмент государства в осуществлении поставленной цели заключается в налоговой политике.

Налоговая политика оказывает влияние на деятельность почти всех социально-экономических сфер государства и плотно взаимосвязана с большим количеством элементов государственного управления: с кредитно-денежной политикой, ценообразованием, структурной реформой экономики, торгово-промышленной политикой и др.

Налоговая политика - это комплекс государственных мер экономического, финансового и правового характера по созданию налоговой системы государства с целью обеспечить его финансовые потребности, потребности различных слоев населения, а также развивать экономику страны, перераспределяя финансовые ресурсы. В данной деятельности государство основывается на налоговых функциях и применяет их для того, чтобы проводить активную налоговую политику.

2.При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели:

1) фискальную — мобилизация части создаваемого национального дохода в регионах в бюджетную систему и внебюджетные фонды для финансирования общегосударственных, региональных и местных программ социально-экономического развития;

2) экономическую — целенаправленное воздействие на экономику через налоговый механизм с целью проведения структурных изменений общественного воспроизводства, перераспределения национального дохода и ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах, регулирования спроса и предложения, стимулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионах РФ;

3) социальную — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

4) экологическую — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

5) контрольную — за счет проведения выездных проверок, соблюдение налоговой дисциплины. Полученная от налоговых органов информация используется государством для принятия оперативно-тактических и стратегических решений в области планирования как самих налогов, так и в сфере социально-экономического развития территорий и страны в целом;

6) международную - укрепление экономических связей с другими странами за счет заключения двухсторонних и многосторонних соглашений но устранению двойного налогообложения, снижению торговых таможенных пошлин и гармонизации налоговых систем.

В зависимости от продолжительности сроков осуществления и поставленных перед ней задач налоговая политика обладает стратегическим или тактическим характером.

Налоговая стратегия нацелена на то, чтобы решать крупномасштабные задачи, связанные с выработкой концепций и тенденций формирования налоговой системы государства. Налоговая стратегия является долгосрочной.

целью налоговой тактики является решение задач определенной стадии экономического развития.

Анализируя налоговую политику, важно отличать понятия субъектов, принципов формирования, инструментов, целей и методов налоговой политики.

В нашей стране субъекты налоговой политики представлены Федерацией, республиками, областями, краями, городами федерального значения - Москвой и Санкт-Петербургом, Севастополем, а также местным самоуправлением - городами, районами, городскими округами, поселениями, районами в городах.

У каждого субъекта налоговой политики есть налоговый суверенитет в рамках его полномочий, оговоренных в налоговом законодательстве. Обычно у субъектов Федерации и муниципалитетов есть право на введение или отмену налогов в рамках реестра налогов регионального и местного уровней, оговоренного в федеральном налоговом законодательстве.Они обладают широкими полномочиями по определению налоговой ставки, льгот и иных преференций, а также по установлению налоговых баз.

На эффективность проведения налоговой политики влияют принципы, заложенные государством в основу такой политики.

Приведем главные принципы создания построения налоговой системы:

- соотношение прямого и косвенного налога;

- использование прогрессивной ставки в налогообложении и степень ее прогрессии или преобладание пропорциональной ставки;

- непрерывность или дискретность в налогообложении;

- широта использования налоговых льгот, их характер и цели;

- применение системы, предусматривающей вычеты, скидки и изъятия, и их нацеленность.

С применением указанных принципов государство при условии стабильного экономического развития способствует расширению объема производства продукции, работ и услуг, инвестиционной активности, качественному экономическому росту. Во время кризиса налоговая политика, пользуясь указанными принципами, помогает решить некоторые задачи, направленные на то, чтобы страна вышла из этого кризиса.

Налоговую политику проводят (осуществляют) при помощи методов:

1. Метод управления. финансовые и налоговые органы реализуют организующую и распорядительную деятельность, нацеленную на то, чтобы создать совершенную систему обложения налогом.

2. Метод информирования (пропаганды). Он основан на том, что финансовые и налоговые органы занимаются деятельностью, нацеленной на то, чтобы довести до плательщиков информацию, необходимую для соответствующего выполнения налоговых обязательств.

3. Метод воспитания. Этот метод нацелен на то, чтобы привить плательщикам налога осознанную необходимость добросовестно исполнять свои налоговые обязанности, и подразумевает просветительскую работу в сфере разъяснения необходимости обложения налогом для страны и социума.

4. Метод консультирования. финансовые и налоговые органы разъясняют субъектам, на которых возложены обязательства по уплате налогов, положения законодательства о налогах и сборах, с применением которых на практике а налогоплательщиков могут возникнуть сложности.

5. Метод льготирования. финансовые органы предоставляют некоторым категориям плательщиков возможность невыплаты налогов и сборов.

6. Метод контролирования. налоговые органы используют специальные методы и формы по определению нарушителей налогового законодательства. Результатом применения этого метода должно стать повышение уровня налоговой культуры среди плательщиков и налоговых агентов.

7. Метод принуждения. Данный метод подразумевает, что налоговые органы занимаются деятельностью по принудительному выполнению налоговых обязательств, применяя по отношению к недобросовестным налогоплательщикам меры взыскания и другие санкции.

В зависимости от того, в каком состоянии находится экономика страны, от того, какие цели рассматриваются государством в качестве приоритетных на данной стадии экономического развития, могут применяться саамы разные методы реализации налоговой политики. Как составная часть финансовой и экономической политики, на налоговую политику влияют также формы и методы проводимой государством финансовой и экономической политики.

Налоговая политика каждым государством строится по определенному типу, отвечающему его потребностям в определенный период времени.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.

Минусы сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие.

Второй яв политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика". Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Понятие налоговой политики, ее основные задачи и цели

Налоговая политика представляет собой набор экономических, финансовых, правовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения в стране для обеспечения удовлетворения финансовых потребностей государства.

Основными задачами налоговой политики являются:

  1. Снижение темпов инфляции.
  2. Рост национального дохода.
  3. Борьба с безработицей.
  4. Выравнивание экономических колебаний.

Основными целями налоговой политики являются:

  1. Фискальные – удовлетворение потребностей государственных органов власти в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления экономической и социальной политики государства, а также для выполнения государственных функций управления.
  2. Экономические – способствуют эффективному участию государства в регулировании экономики страны, помогают поддерживать темпы экономического роста, устраняют неравенства в общественном воспроизводстве, стимулируют инвестиционные поступления и увеличивают физический капитал.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства уровней дохода различных групп населения, защищают малоимущие слои населения, стимулируют инвестиции в человеческий потенциал.
  4. Экологические – способствуют охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стимулируют инвестиционные поступления в сохранение природного достояния.
  5. Международные – осуществляют контроль за устранением двойного налогообложения, ликвидируют возможности уклонения от налогов, унифицируют налоговые системы национальных хозяйственных систем разных стран.

Субъектами налоговой политики в Российской Федерации являются уровни правления государства: федеральный, региональный и местный.

Модели и методы налоговой политики

Существует 3 модели налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов.
  2. Политика экономического развития.
  3. Политика разумных налогов.

Политика максимальных налогов устанавливает в стране максимально возможное число налогов с максимально высокими ставками, сокращает или отменяет налоговые льготы, и, таким образом, увеличивает налоговое бремя в экономике страны. Применение этой политики целесообразно во-первых, в период кризиса в экономике или в период военных действий. В этих случаях нужно максимально повысить приток финансов в бюджет страны, увеличить инвестиции в военную сферу и сократить социальные расходы. Во-вторых, в мирное время применяется с целью максимального увеличения социальных расходов.

В случае проведения политики экономического развития налоговая нагрузка на экономику страны является минимальной. Сокращаются налоговые поступления в бюджет, что приводит к сокращению государственных инвестиций и уменьшению социальных расходов. Применение этой модели целесообразно в период экономического спада в условиях стимулирования экономической активности бизнеса, поскольку налоговое давление на производителей существенно сокращается, но при этом сохраняются определенные программы инвестирования.

Политика разумных налогов предполагает сбалансированный уровень налоговой нагрузки, что способствует развитию экономики и значительному объему социальных расходов государства. Используется при стабильном экономическом росте.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: