Условия предпосылки и проблемы формирования правового государства в российской федерации

Обновлено: 25.04.2024

Проблемы становления правового государства всегда волновали величайшие умы человечества. С древних времен и до настоящего времени актуальными остаются вопросы:

  1. Что есть правовое государство?
  2. Когда возникла идея правового государства?
  3. Какового назначение и значимость правового государства?

Во все времена юристы, философы и историки пытались провести классификацию такого сложного явления как правовое государство.

Понятие и условия становления правового государства

Правовое государство – это особенное государство, где созданы условия для обеспечения свобод и прав человека и гражданина, в котором не допустимо злоупотребление властью.

Основополагающим условием для становления правового государства является сформированное гражданское общество.

Так же к условиям формирования правового государства относят:

  • Государственное управление в соответствии с законодательством,
  • Всеобщее равенство перед законом,
  • Независимость суда,
  • Система разделения властей,
  • Правосудие,
  • Действенный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

Проблемы построения правового государства

Говоря о проблемах построения правового государства ученые указывают на то, что приоритетными задачами выступают материальные ценности. Конечно же, это верно, но вызывает большие вопросы. То есть правовое государство должно строиться со смешением в социальную сторону. Правовое государство возникнет только там, где в обществе произошли существенные культурные, правовые и политические изменения.

Формирование правового государства означает, что происходит становление не только формальное, но также и реальное господство законов во всех областях жизни.

Современная Россия провозглашена правовым государством (в Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее ). Для формирования правового государства были приложены существенные усилия, однако утверждать, что в нашей стране развита идея правового государства – нельзя. Для создания правового государства необходимо выполнить ряд существенных условий, которые определят дальнейшие преобразования.

Готовые работы на аналогичную тему

В первую очередь обязательно нужно достичь высокого уровня правовой культуры населения, искоренить правовой нигилизм, провести моральное оздоровление граждан. Сами граждане должны стремиться выполнять законодательство. На практике в современной России происходит разочарование в государственном управлении, люди стремиться обойти законы для своей выгоды. В правовом смысле больше половины населения не образована.

Как уже говорилось, важным является создание единого внутреннего законодательства, которое не противоречило бы самому себе. Проблема заключается в том, что совершенствование законодательства происходит слишком медленно.

В правовом государстве население в основном должно быть представлено средним классом. На деле же в настоящее время произошло сильное расслоение на богатых и бедных, средний класс остался размытым.

Также существенной проблемой выступает отсутствие действенного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. Граждане не могут рассчитывать на защиту своих нарушенных прав и законных интересов.

Исходя из перечисленных проблем следует сделать вывод, что Российская Федерация не является правовым государством. К реализации данной теории должны стремиться все страны мира. Но недостаточно объявлять себя правовым государство, нужно усиленно работать в данном направлении.

Подводя итог следует сказать, что доктрина правового государства так и остается всего лишь доктриной. Она красиво звучит, однако ни одна страна мира не является в полной мере правовым государством.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 09.11.2017

Сергей Анатольевич Хилимов

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством, для которого характерны политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.

Вместе с тем следует признать, что такое провозглашение констатирует не реально сложившиеся отношения, а лишь стремление к созданию правового государства. Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.

В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров, однако в практической жизни, касающейся равенства прав и свобод человека, принципа разделения властей, политического плюрализма и др., за последние годы не произошло каких-либо существенных изменений.

Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся:

- достижение высокого уровня политического и правового сознания людей;

- создание единого, внутренне не противоречивого законодательства;

- ограничение вмешательства в сферу экономики;

- разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.


Предпосылками создания правового государства в нашей стране являются:

- выработка у широких слоев населения навыков и потребности для сознательного участия их в управлении государством;

- утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни - общества и государства;

- развитие системы самоуправления;

- установление прочного правопорядка, законности и конституционности;

- утверждение принципов реальной демократии в сфере экономики, культуры, науки и т.д.;

- создание единого, внутренне не противоречивого законодательства;

В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие с Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных законов и местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и территориальным спорам.

Кроме того, в настоящее время закон, будучи формально основным, главенствующим юридическим актом, на деле фактически растворяется в многочисленных подзаконных, а точнее ведомственных нормативных актах. Разумеется, возникающие общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для их регулирования недостаточно одного, пусть даже самого авторитетного закона. Они требуют системы взаимосвязанных, детализирующих закон актов. Существование их неизбежно и обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Необходимо только, чтобы подзаконные акты не доминировали в общей системе нормативно-правовых актов и не искажали сути и содержания самих законов.

Ограничение вмешательства государства в сферу экономики.

Развитие частного предпринимательства в России не должно сковываться государством. Прямое вмешательство государства в экономику посягает на экономическую свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создания социальных условий для формирования правового государства. Однако у нас еще сильны традиции государственного регулирования экономикой, до сих пор производятся дотационные вложения в нерентабельные предприятия, сдерживается процедура банкротства. Опасные призывы к возврату жесткого государственного контроля над экономикой возродились с новой силой после кризиса 17 августа 1998 г., который явился как раз следствием половинчатости экономических реформ. Для успешного формирования правового государства воздействие на экономику должно сводится только к налоговому и кредитно-финансовому регулированию, к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности.

Разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации.

В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить сохранение исторически сложившегося единства народов, территориальной целостности страны. С межнациональными отношениями связаны вопросы суверенитета, способа организации и деятельности федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации, обеспечения прав и свобод национальных сообществ. Однако сегодня в России в сфере межнациональных отношений существует много негативных явлений. Крайние формы национализма и сепаратизма, стремление безответственных националистических сил толкнуть свои народы на путь самоизоляции и выхода из состава федерации порождают почву для межнациональных конфликтов и их разрушительных последствий, Примером может служить Чечня, где националистический режим, манипулируя лозунгами "независимости", "самоопределения" обрек свой народ на страдания. Далеко не продуманной и не правовой была в данном случае и политика федеральных государственных органов, которая привела к бесславной и кровопролитной войне. Подобная ситуация немыслима в правовом государстве.

Поэтому особое значение в России приобретает правовое воздействие государства на межнациональные отношения путем сбалансированного распределения полномочий между федеральными и национальными органами власти, выработки действенных согласительных процедур. Государство должно разработать и осуществить комплекс мер по выравниванию уровня развития народов, обеспечить их фактическое равенство.

Сама идея и определенные практические шаги к созданию в общепринятом понятии правового государства в России имели место как в дооктябрьской, так и в послеоктябрьский периоды времени. В силу различных конкретных обстоятельств процесс формирования правового государства в России наиболее полно и последовательно стал претворяться в жизнь с принятием Конституции России 1993 г. Эта Конституция содержит в себе общечеловеческие ценности, которые выработала земная цивилизация за долгие годы своего развития.

Исходя из опыта других государств в Российской Федерации проблема формирования правового государства будет оставаться актуальной на протяжение длительного времени. Переход от одного политического режима к другому дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России.

Продолжается процесс дальнейшего формирования всей системы государственной власти. В основе этих преобразований лежит принцип разделения властей, усиления вертикали власти, возрастания роли государства в обществе. Завершается судебная реформа, цель которой — установление судебной власти в государственном механизме как самостоятельной силы, не зависимой от других ветвей власти. В правовом государстве человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. Поэтому соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти.

Продолжается дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы, соответствующей потребностям развития всех сфер общественной жизни. Проводится постоянная работа государства по повышению уровня политической и правовой культуры в обществе.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины возникновения идеи правового государства?

2. Назовите основные признаки правового государства?

3. Сущность марксистско-ленинского учения и практика построения правового государства.

4. Условия формирования правового государства.

5. В чем проявляется господство права и верховенство закона в правовом государстве?

6. Какова перспектива построения правового государства в России?

Рекомендуемая литература

1. Конституция России 1993 г.

2. Коваленко А.И. Правовое государство: концепция и реальность. Москва, 1993 г.

3. Гессен В. О правовом государстве. Правовое государство и народное голосование, — СПб., 1908 г., с. 9-48.

4. Кузнецов Э.В., Савельев В.Ф. Правовое государство // из истории русской правовой мысли // Правоведение, — 1991г., № 1.

5. Ленин В.И. О государстве. ПСС, т.39, с.73-82.

6. Алексеев С.С. Социалистическое правовое государство, М., 1990г.

7. Кудрявцев В., Лукашева Е. Социалистическое правовое государство // ж-л «Коммунист», 1988 г., № 11, с. 44.

8. Лазарев В.В. Проблемы теории государства и права, 1992 г.

9. Ельцин Б.Н. Об укреплении российского государства. // «Российская газета», 1994 г., от 25 февраля, № 38.

Ю. Алексеев С.С. Право: время новых подходов // Советское государство и право. — 1991 г., №2.

П. Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. -1990. — № 8.

12. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. — 1990. — № 1-2.

13. Болотов СВ. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М.: 1994 г.

14. Бутенко А.И. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. — 1993г., № 7.

15. Визер Б. Защита прав человека в Австрии. — В кн.: Защита прав человека в современном мире. — М.: 1992 г.

16. Власихин В.А., Мишин А.А. Конституция США: политико-правовой документ. — М.: 1985 г.

17. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций?//Вопросы философии. — 1991. №3.

18. Ершов В.В. Место и роль суда в правовом государстве // Правоведение. — 1991. — № 5.

19. История политических и правовых учений. — М.: 1988 г.

20. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. — М.:1995 г.

21. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. — СПб: 1993 г.

22. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. —1994. — № 2.

23. Копейчиков В.В. Права человека: мифы и реальность. — Киев:1987.

24. Конституции буржуазных государств. — М.: 1982.

25. Коркунов Н.М. Энциклопедия права. — СПб. — 1989.

26. Маклаков В.В. Эволюция конституционных прав и свобод в странах западной Европы. — М.:1991.

27. Мишин А.А. Государственное право США. — М.: 1976.

28. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М.: 1991г.

29. Нерсесянц B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли. М.: 1980 г.

30.Ольсевеч Ю. Парадоксы и новые тенденции // Коммунист. — 1989. — №6.

31. Права человека в буржуазной доктрине и практике (статус, законодательство, механизм защиты). -М.: 1991.

32. Права человека. Основные международные документы. —М.: 1990.

33. Права человека: проблемы и перспективы. (Сб.) — М.: 1990.

34. Прохоров А.В. Сущность и основные положения теории разделения властей // Вестник ЛГУ.- Сер. 6. — Вып. 4. — 1989 г.

35. Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. — М.: 1988.

36. Социальное государство и защита прав человека. — М.: 1992.

37. Теория государства и права/Под ред. А.И. Ковалева, Л.С. Явича. — Л.: 1987 г.

38. Теория государства и права/Под ред. М.Н. Марченко. — М.: 1997.

39. Фабрициус Ф. Защита прав человека и европейская политика. — М.: 1995.

40. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. — М.: 1981.

41. Хойман СЕ. Взгляд на правовую культуру предреволюционной России // Советское государство и право. — 1991. — № 1.

42. Цоллер Э. Защита прав человека во Франции / Государство и право. -1992. — № 12.

43. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. — М.: 1993.

44. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. -1992. №4.

45. Явич Л.С. О соотношении права и государства, развитии и реализации идеи правового социалистического государства // Правоведение. — 1989. — № 6.

46. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе / Под ред. Л.Д. Воеводина. — М.: 1987.

47. Барнашев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1998.

48. Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. М., 1996.

49. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики) от 24.02.94 г.

50. Чепелева И.Д. Проблемы формирования правового государства в России на рубеже ХХ-ХХI вв. Курск. 2001 г.

52. Каламкарян Р. А. Российская Федерация: 21-й век. Юридическая безопасность страны и ее граждан в правовом государстве (По материалам научно — практической конференции). //«Государство и право». 2003. № 10, с. 94-101; № 11, с. 113-119.

53. Кроткова Н.В. Система права субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития (Межрегиональная научно — практическая конференция). //«Государство и право». 2003, № 7, с. 99-105.

24. Государство, право и гражданское общество 24.1. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества

Государство и право являются продуктом развития общества. Именно этим объясняются их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки.

Государство, руководя обществом, обязано считаться с законами природы, закономерностями социального развития, общественной моралью, уровнем развития экономики и т.п. В противном случае, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, ее действия обречены на неудачу. Отрицательный результат может быть известен сразу или спустя определенный исторический период времени.

Гражданское обществопредполагает активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей. Основными признаками такого общества является экономическая, политическая и духовная свобода личности.

Частная собственность, как свидетельствует исторический опыт, побудила человека к развитию производства. Она способствовала созданию финансово-экономических условий формирования структур гражданского общества, автономных по отношению к государственной власти.

Основным политическим признаком гражданского общества является функционирование в таком обществе правового государства. Правовое государство, как отмечают исследователи, фактически является политической ипостасью гражданского общества, соотносясь друг с другом как форма и содержание. Их единство олицетворяет целостность общества как такой системы, в которой прямые и обратные связи находят нормальное и прогрессивное проявление.

В духовной сфере гражданское общество характеризуется приоритетом общечеловеческих ценностей. Одним из главных идеалов гражданского общества (как и правового государства) является стремление к созданию условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и интеллекта человека. Именно отсюда проистекает возрастающее значение прав и свобод личности.

Понятие «гражданское общество» человечеству известно давно. В трудах Аристотеля, Макиавелли, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Канта, Гегеля, Маркса, Бакунина и других гражданское общество анализируется и описывается достаточно всесторонне, конкретно и достоверно. Процитируем некоторые из них.

Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству. Он имеет право на свержение абсолютизма.

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Гегель: Гражданское общество и государство являются самостоятельными, но взаимодействующими институтами. Гражданское общество вместе с семьей составляют базис государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан. Гражданское общество — это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

К. Маркс: В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством.

По настоящему гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. В различных источниках понятие «гражданское общество» представлено по-разному.

При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном — стоит в пассивной или активной оппозиции к государству. Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

1. Наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение).

2. Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

3. Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

4. Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

В статье исследуются основные проблемы и условия формирования правового государства в РФ, рассматриваются понятия права и правового государства. Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод граждан, является одним из важнейших достижений общечеловеческих целей. Методологическую основу статьи составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания. При изучении пробелов правового государства следует рассматривать вопросы как с позиции нормы права, так и с точки зрения справедливости действий государства.

Правовое государство является основополагающим принципом Конституции Российской Федерации. Развитие правового государства – это сложный и длительный процесс, который будет длиться по мере проведения в жизнь реформ, общечеловеческих ценностей построения современного демократического общества. Проведение в государстве различных реформ можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства.

Под правовым государством понимается такое государство, которое в своей работе руководствуется требованиями только правовых предписаний, основ, а не действует в угоду политической элиты, олигархов и транснациональных корпораций, лоббирующих свои интересы в процессе реализации государственными органами их функций, не под влиянием сложившейся в некоторый момент популистской конъюнктуры, особенно предвыборной, и тем более не под влиянием коррумпированных чиновников и преступных сообществ. Идея правового государства была актуальной и в прошлом. Основной повод такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей её наиболее целесообразного оформления и эффективного осуществления.

В 1993 году Конституция объявила РФ правовым государством. Одним из важных моментов действующей Конституции РФ называют в ст.1 характеристики России как правового государства: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1]». Конституция РФ впитала основные достижения первой правовой науки.

Процесс создания правового государства в России занимает достаточно много времени. Рывок к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда проблем, которые стоят перед властью и народом: укрепление государственной власти, развитие гражданского института, соблюдение принципов общественной справедливости. Важность права, как социального института, содержится в его установленном назначении регулировать общественные отношения. Идея формирования правового государства находится в центре современного юридического правосознания. Базой для построения современного правового государства является реализация принципа разделения властей, чтобы властные полномочия были сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий [2].

При изучении пробелов правового государства следует рассматривать возникающие вопросы как с позиции нормы права, так и с точки зрения справедливости действий государства. В начале 90-х годов началось активное движение становления правового государства, в то время как опыт эволюционного развития политических институтов и государства, а также постепенное укрепление правовой базы правового государства – практически отсутствовали [3]. Стоит выделить наиболее известные проблемы, которые препятствуют развитию правового государства: неразвитость гражданского общества, которая во многом известна ошибками реформаторов начала 1990-х годов (политическая неструктурированность общества), ущемление свободы слова и СМИ, несоблюдение автономии местного самоуправления; правовой нигилизм, медленное развитие рыночного хозяйства, что не даёт свободу предпринимательству; не обеспечение равенства граждан перед законом и судом, которые прописаны на бумаге; нарушение избирательных прав граждан, фальсификации, искажение правосознания.

Исторический путь нашего государства показывает, что в истории России обнаруживаются проблемы перспективного развития гражданской культуры и гражданских институтов. В Российском государстве на всех этапах своего существования стремились подавить любые проявления автономии личности и общества. Гражданское общество ещё находится на стадии развития, характерна нестабильность общественных отношений, его структура аморфна. Впервые в истории советского законодательства давались классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав [4].

Проблему искажения правосознания, т.е. психического отражения человеком государственно-правовой действительности в виде общественных понятий и образов, стоит преодолевать. Деформация правосознания же представляет собой искажение психического отражения человеком государственно-правовой действительности в виде обобщенных понятий и образов, их неверное понимание либо отрицание. Деформация правосознания в любом обществе является сильнейшим фактором, отрицательно влияющим на процесс построения правового гражданского общества. Поэтому устранение дефектов правосознания является одним из важнейших направлений деятельности любого современного государства. Говоря о проблемах в правовой культуре, стоит отметить, что если она неразвита, находится на низком уровне, государственные и правовые институты отрицаются большинством членов общества как ценность. Общественные отношения регулируются иными, внеправовыми и внегосударственными средствами. В данном случае необходимо понимать, что правовая культура не может быть изолирована от общей культуры общества. Не может быть в некультурном обществе высокой правовой культуры, и наоборот, в культурном, цивилизованном обществе не может быть низкой правовой культуры.

Одной из наиболее главных проблем развития правового государства является грубое нарушение в стране принципа верховенства права. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально [5]. Государство не всегда оказывается способным обеспечить права и свободы граждан в разных сферах жизнедеятельности. Принцип разделения властей в Конституции РФ показывает, что законодательная власть не способна в полной мере организовывать парламентский контроль за исполнительной властью по обеспечению реализации федеральных законов. Успешное решение данной проблемы поможет создать благоприятную почву для создания правового государства. Необходимо достигать высокого уровня правового и политического сознания: создание непротиворечивого законодательства, развитие общей культуры и правовой, утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах.

Главным катализатором создания правового государства является высокий уровень развития экономики страны. В малом бизнесе еще нет свободы в полном объеме. Предприниматель не может почувствовать свою власть и возможность в экономической сфере, что не позволяет раскрыть свой потенциал. В результате чего происходит рост люмпенизированного слоя населения, замедленный выход к рыночным отношениям. Государство должно разрабатывать продуманную кредитно-финансовую политику, юридически обеспечивать неприкосновенность частной собственности.

С началом рыночных отношений в России начала формироваться группа людей, которая напоминала по своим параметрам средний класс. Огромный удар по среднему классу был нанесен кризисом 1998 года. Развитие среднего класса возможно при наличии непротиворечивых внутренних и внешних факторов.

Развитие правового государства – сложный и полный заблуждений процесс. Реализовывать данные цели нужно поэтапно и грамотно, с учетом исторических и национальных особенностей страны. Необходимо максимально использовать уже накопленный опыт других стран по осуществлению правовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России. Правовое государство построить за пару лет невозможно. В других странах данное явление протекало долго, в течение столетий, постепенно совершенствовалось. Стоит преодолевать эти препятствия, активно осуществлять свои конституционные избирательные права, участвовать в политической жизни страны, заявлять о своих правах.

Исходя из норм Конституции Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее можно сделать вывод, что Российской Федерации выступает в качестве демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, что закреплено в части 1 статьи 1. Данная статья указывает на такие признаки, как наличие демократии, федерализма, правовых основ и республиканской формы правления.

Таким образом, можно выделить следующие признаки РФ как государства из указанного определения:

  • демократическое государство;
  • федеративное государство;
  • правовое государство;
  • республиканская форма правления.

Указанные принцип именуются как Конституцией РФ как уже существующие, однако в свете развития многих государственных структур видится, что пока что это является целью, к которой государству и его государственным органам необходимо стремиться.

Процесс становления правового государства важен для формирования гражданского общества, в то же время он требует определенных целенаправленных усилий в данной сфере. Нельзя ввести правовое государство каким-либо единовременным актом, даже если этот акт обладает высшей юридической силой, вроде Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , так как данная астма может стать результатом чистого законодательства. Общество органически должно пережить данный процесс и перейти к правовому государству только в том случае, если оно созрело для этого.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблема создания правового государства

Проблема создания правового государства является не только юридической, хотя первоначально оно выступает именно в качестве законодательной проблемы, проблемы создания системы, которая способна связать государство в единый целостный элемент. Однако при этом учитывается преобразование собственности, ведь отношения собственности играют очень важную роль в формировании правового государства, определяя зачастую режим правления.

Без надлежаще урегулированных правоотношений в данной сфере невозможно выполнение этих функций и задач, которые стоят перед государством. Россия сегодня столкнулась с одной из самых сложнейших и актуальных проблем, а именно, это стремление создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не будет обладать признаками фильмы деспотизма, где власть не имеет приоритет над правым или народом, а подчиняется и праву, и народу, который является источником данного права.

Ряд шагов в данном направлении был сделан за последнее десятилетие. Например, закон стал критично относиться к лицам, которые обладают властью. Первое лицо стало объектом публичной критики. Это стало важным прорывом, так как в правовом государстве к руководящему лицу не должны относиться как к святому или богу, а оценивать его функции и полномочия исходя из того, как он их выполняет это, удовлетворительное или нет. Если результаты деятельности данного лица не удовлетворяет общество, последние должна высказать свое мнение, критиковать.

Обостряется ситуация и тем, что России в современном периоде находится в состоянии кризиса, что создает препятствия для движения к правовому государству. Нередко нарушаются права и свободы человека и гражданина, растет количество преступных деяний, явление коррупции, все это играет негативную роль для развития правового государства.

Для формирования правового государства России нередко заимствовала западные идеи, даже сама идея правового государства является заимствованной. Некоторые ученые предполагают, что такое заимствование принесёт порядок, согласие и демократию. Однако если вносимые изменения не адаптировать к российским условиям, это может повлечь зачастую непредсказуемый результат, в том числе и негативный. В нашей стране существует твой особый менталитет, своя правовая культура и ее уровень, свое правосознание, которое подвержено влиянию традиций, культуры, имеющейся у государства.

Российская По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система России подробнее действительность отличается рядом факторов, которые говорят о возможности адаптации европейских стандартов к российской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Право собственности Российской Федерации подробнее действительности. Например, российский народ отличается низкой правовой активностью и инициативой, что обуславливает отношение россиян к праву как к социальному инструменту.

Для формирования правового государства необходимы следующие шаги:

  • формирование правового пространства;
  • формирование соответствующего законодательства;
  • формирование правового общества, влияние на правосознание;
  • формирование личности, в частности, применение методов правового воспитания.

Указанные методы позволят в полной мере сформировать правовое государство, хотя, конечно, для производства любых процессов требуется время и анализ произведенных ошибок.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: