Уплачивая налоги граждане вступают с государством в налоговые

Обновлено: 28.04.2024

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Понятие законно установленные налоги и сборы, содержащееся в комментируемой статье, означает, что налоги и сборы должны устанавливаться исключительно законами. Подтверждением этому является конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Кроме того, конституционное понятия «законно установленный налог» подразумевает определение всех существенных элементов налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и объекты налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (ст.17 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Отметим, что обязанность по уплате налогов и сборов установлена применительно для всех физических лиц без исключения, как граждан Российской Федерация, так и в отношении лиц без гражданства и иностранных граждан, а также в отношении всех организаций вне зависимости от места и законодательства их создания («каждый обязан платить…»). Различает только порядок уплаты налогов и сборов вышеуказанными категориями лиц.

Из комментируемой статьи выводится конституционный принцип равенства налогообложения. Это означает, что налоговое бремя должно распределяться равным образом; каждый налогоплательщик находится в равном положении перед налоговым законом, а форма собственности не может быть критерием для какой-либо дифференциации в налоговой сфере.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Не опубликованный налоговый закон применению не подлежит.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

За уклонение от уплаты налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Налоги и сборы для государства являются основными источниками доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций.

В конечном счете налоги и сборы возвращаются населению в виде бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, различных видов социальной помощи. Действующая налоговая система направлена на обеспечение социальной защищенности инвалидов, детей, студентов, многодетных и других категорий граждан.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В комментируемой статье конституционный принцип, согласно которому установление или отягчение ответственности не имеет обратной силы (статья 54 Конституции РФ), применен к налогам.

Данный принцип распространяет свое действие на акты о налогах и сборах, не только устанавливающие новые налоги и (или) сборы, но и ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений.

К обстоятельствам, свидетельствующим об ухудшении положение налогоплательщиков или плательщиков сборов можно отнести: расширение круга налогоплательщиков, повышение налоговых ставок и размеров сборов, изменение порядка уплаты налогообложения, создающего дополнительное обременение и т.д. Ухудшение условий налогообложения может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Необратимость закона означает, что такой закон подлежит применению лишь к тем действиям и последствиям, которые возникли после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Платя налоги, граждане вступают с государством в налоговые правоотношения, которые отличаются от других имущественных (например гражданских) отношений тем, что в них присутствует неравенство сторон, т.е. подчинение одной стороны (налогоплательщика) другой (государству). В налоговых правоотношениях государство всегда выступает в лице своих органов, наделенных властными полномочиями.

Налогоплательщик - это особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, т.е. одинаковые для физических лиц и организаций, права и обязанности, закрепленные нормами налогового права, а также ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Статус налогоплательщика имеют граждане, являющиеся, в частности:

- работниками, получающими доходы в форме заработной платы на предприятиях, в учреждениях, организациях;

- собственниками движимого и недвижимого имущества (например земельного участка, автомобиля и т.д.);

- наследниками (правопреемниками) авторов произведений науки, литературы, искусства и т.д., за которые наследники получают вознаграждение.

Различный статус граждан как плательщиков налогов определяет применение соответствующих налоговых льгот, ставок налога, порядка исчисления и сроков уплаты денежных средств в бюджет.

На правовой статус налогоплательщика не влияет его возраст, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Конституция РФ гарантирует следующие права налогоплательщиков:

- установление налогов и сборов только законом;

- запрет обратной силы законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положение налогоплательщиков.

Правоотношения в налоговой сфере возникают, изменяются и прекращаются в результате наступления юридических фактов (фактов, устанавливающих, изменяющих или прекращающих права тех или иных лиц).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов и страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы и (или) страховые взносы.

К организациям относятся юридические лица , образованные в соответствии с законодательством РФ (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (далее - иностранные организации).

К физическим лицам - налогоплательщикам и плательщикам сборов и взносов относятся:

- иностранные граждане - лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;

- лица без гражданства - лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Домашняя правовая энциклопедия

Доступно в App Store

Доступно в Google Play

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос или хотели бы увидеть новый раздел в энциклопедии - присылайте свои вопросы, пожелания и предложения в редакцию. Мы обязательно учтем их в развитии издания.

См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.

Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.

Круг освещаемых тем охватывает все важнейшие сферы жизни современного человека - семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения с банками, автомобиль, туризм, вопросы гражданства, работа, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, служба в армии и многое другое. Практически любой человек, независимо от его возраста, семейного положения и благосостояния, найдет в книге полезную для себя информацию.

Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.

При подготовке Домашней правовой энциклопедии использованы авторские материалы, предоставленные: Полонским П. Б., Алимовой Н. А., Байбородиным А., Беляниновой Ю. В., Букаевой Н. Н., Васильчиковой Н. В., Гаврюшенко П. И., Гатиным А. М., Гречушкиной Е. А., Карповичем В. Д., Касьяновой О. В., Климаковым Л. Л., Колоколовым Г. Р., Новиковым Д. А., Петровым М. И., Пономаревой Н. Г., Поплавской Г.П., Прудниковым А. С., Рафиковой О. Ю., Селяниным А. В., Суховеенко Ю. В., Фомичевым С. С., Щиголевым Ю. В., Якубенко Н. О., Янович Е. Ю.

Над обновлениями Домашней правовой энциклопедии работали: Амирова Л. В., Бадалян Ю. В., Васильев А. С., Воронова Е. В., Демченко Д. М., Дроздова А. В., Иванов А. В., Кошелев С. В., Мазухина А. С., Прибыткова М. В., Рижская М. П., Родюшкин С. П.

ВИЧ - Вирус иммунодефицита человека

ВС РФ - Верховный Суд РФ

Вуз - Организация высшего образования

ГВЭ - Государственный выпускной экзамен

ГД - Государственная Дума

ГИА - Государственная итоговая аттестация

ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГК - Гражданский кодекс

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс

ГЭК - Государственная экзаменационная комиссия

ДТП - Дорожно-транспортное происшествие

ЕГЭ - Единый государственный экзамен

ЕДВ - Ежемесячная денежная выплата

ЖК - Жилищный кодекс

ЖСК - Жилищно-строительный кооператив

ЗК - Земельный кодекс

ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии

КАС - Кодекс административного судопроизводства

КИМ - Контрольные измерительные материалы - комплексы заданий стандартизированной формы при проведении ГИА

КС РФ - Конституционный Суд РФ

МВД - Министерство внутренних дел

МРОТ - Минимальный размер оплаты труда

МСЭ - Медико-социальная экспертиза

НДФЛ - Налог на доходы физических лиц

НК - Налоговый кодекс

ОГЭ - Основной государственный экзамен

ОСАГО - Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев

Президент РФ Владимир Путин утвердил поправки в НК РФ, которые устанавливают правовые основы для применения единого налогового счета при уплате налогов, сборов и страховых взносов организациями, ИП и физическими лицами.

Соответствующий Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Новые нормы устанавливают, что единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:

  • денежного выражения совокупной обязанности;
  • денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Соответственно, на данный счет налогоплательщики будут перечислять единый налоговый платеж с указанием в платежном поручении только суммы платежа и ИНН.

В свою очередь ИФНС самостоятельно станет засчитывать единый налоговый платеж в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате налогов. Свободные денежные средства, перечисленные на единый налоговый счет, превышающие общую сумму налогов, могут быть возвращены либо зачтены в счет уплаты налогов иного лица по заявлению налогоплательщика.

Поправки в статью 58 НК РФ устанавливают, что уплата (перечисление) любого налога, авансовых платежей по налогам в бюджет осуществляется в качестве единого налогового платежа за отдельным исключением (уплата госпошлин, налога на профессиональный доход и сборов за пользование объектами животного мира).

Это значит, что с 1 января 2023 года уплата любых налогов будет в обязательном порядке осуществляться посредством единого налогового платежа на единый налоговый счет. При этом налогоплательщики будут вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления срока, установленного для того или иного налога.

Если уплата налогов, сборов или страховых взносов осуществляется до представления соответствующей декларации или расчета, то налогоплательщик (организация, ИП) должен будет представить в налоговые органы соответствующее уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. Такое уведомление нужно будет подавать в электронной форме не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов, или страховых взносов.

«ЕНС позволит значительно упростить уплату налогов для бизнеса: всего один платеж в месяц 28 числа и только два реквизита в платежке. Одно сальдо расчетов с бюджетом – не нужно будет подавать заявления об уточнениях и зачетах между КБК и ОКТМО. Один день на возврат – положительное сальдо ЕНС будет признаваться деньгами налогоплательщика и возвращаться по его заявлению», - отметили в связи с этим в ФНС.

Новые нормы вступят в силу с 1 января 2023 года.

Платя налоги, граждане вступают с государством в налоговые правоотношения, которые отличаются от других имущественных (например, гражданских) отношений тем, что в них присутствует неравенство сторон, т.е. подчинение одной стороны (налогоплательщика) другой (государству). В налоговых правоотношениях государство всегда выступает в лице своих органов, наделенных властными полномочиями.

Конституция РФ гарантирует следующие права налогоплательщиков:

  • установление налогов и сборов только законом;
  • запрет обратной силы законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положение налогоплательщиков.

Правоотношения в налоговой сфере возникают, изменяются и прекращаются в результате наступления юридических фактов (фактов, устанавливающих, изменяющих или прекращающих права тех или иных лиц).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

К организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (далее — иностранные организации).

К физическим лицам — налогоплательщикам и плательщикам сборов относятся:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;
  • лица без гражданства — лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

К налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в 12 месяцах, следующих подряд (дни приезда и дни отъезда считаются днями нахождения на территории РФ). Краткосрочные (до 6 месяцев) выезды за пределы РФ для лечения или обучения при этом не учитываются. Выдача физическим лицам подтверждений статуса налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием в Российской Федерации) для представления в официальные органы иностранных госуда рств в ц елях применения международных договоров об избежании двойного налогообложения производится при получении письменного обращения (заявления) физического лица в Федеральную налоговую службу.

В Российской Федерации требуется ежегодное подтверждение налогового резидентства . Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории РФ могут являться:

  • справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени;
  • копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
  • квитанции о проживании в гостинице;
  • другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица в Российской Федерации.

Примечание. Вид на жительство подтверждает право физического лица на проживание в Российской Федерации, но не подтверждает фактическое время его нахождения на территории страны.

Не имеющими налогового резидентства признаются лица, фактически находящиеся менее 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд, на территории Российской Федерации и не имеющие российского гражданства. Лица-нерезиденты уплачивают налог только в части доходов, полученных от источников в Российской Федерации, или на имущество, находящееся на территории Российской Федерации. Ставка НДФЛ (подоходного налога) для них составляет 30%.

На правовой статус налогоплательщика не влияет его возраст, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, т. е. одинаковые для физических лиц и организаций, права и обязанности, закрепленные нормами налогового права, а также ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.

НК РФ указывает перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), выделяются:

  • обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения:
    • уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды своевременно и в полном объеме (возникает только с момента вступления в законную силу нормативного акта, предусматривающего уплату конкретно определенного вида налога);
    • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
    • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
    • представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
    • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
    • не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
    • постановка на учет в налоговых органах;
    • предоставление налоговому органу необходимой информации и документов.

    В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика налоговые обязанности подразделяются на :

    • общие для всех категорий налогоплательщиков;
    • специальные (возложенные только на организации и индивидуальных предпринимателей).

    Установленный НК РФ перечень обязанностей не является исчерпывающим, налогоплательщики могут нести и иные обязанности, установленные законодательством.

    Закон устанавливает следующие права налогоплательщиков:

    • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;
    • получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
    • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
    • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
    • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;
    • представлять свои интересы лично либо через своего представителя;
    • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
    • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
    • получать копии решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
    • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
    • не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;
    • обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
    • требовать соблюдения налоговой тайны;

    Примечание. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, сведений об идентификационном номере налогоплательщика, сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, сведений предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами.

    • требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

    Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

    С целью осуществления контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы ведут учет налогоплательщиков — физических лиц на основании информации, поступающей в налоговые органы от самих налогоплательщиков и от органов, осуществляющих регистрацию и учет:

    • физических лиц по месту их жительства;
    • актов гражданского состояния о рождении и смерти;
    • недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, и транспортных средств;
    • установления опеки и попечительства над физическими лицами;
    • удостоверения права наследства и договоров дарения;
    • пользователей природных ресурсов, право на пользование которыми является объектом налогообложения.

    На основе перечисленной информации налоговый орган осуществляет постановку налогоплательщика на учет. В целях документированного подтверждения факта постановки на учет ему выдается соответствующее свидетельство по единой для всей России форме на бланке строгой отчетности. Свидетельство содержит идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), предназначенный для обозначения сведений о налогоплательщике в документах, используемых при налоговом контроле.

    При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются их персональные данные:

    • фамилия, имя, отчество;
    • пол;
    • дата и место рождения;
    • данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
    • гражданство;
    • адрес места жительства или места пребывания;
    • сведения о регистрации;
    • контактные телефоны;
    • ИНН (при наличии).

    Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

    В качестве налогоплательщиков граждане выступают в разных качествах, в частности:

    • работников, получающих доходы в форме заработной платы на предприятиях, в учреждениях, организациях;
    • индивидуальных предпринимателей;
    • собственников движимого и недвижимого имущества (например, земельного участка, автомобиля и т.д.);
    • наследников (правопреемников) авторов произведений науки, литературы, искусства и т.д., за которые наследники получают вознаграждение.

    Различный статус граждан как плательщиков налогов определяет применение соответствующих налоговых льгот, ставок налога, порядка исчисления и сроков уплаты денежных сре дств в б юджет.

    Налоговая декларация — письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Этот документ представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

    Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неполноты отражения сведений или ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения и представить уточненную налоговую декларацию. Если уточненная декларация подается до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления. Если уточненная декларация подается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога и раньше, чем налогоплательщику станет известно об обнаружении неточностей налоговым органом, то налогоплательщик освобождается от ответственности.


    Приближается очередной срок уплаты налогов на недвижимость и авто для физических лиц. Как и ранее, последний срок уплаты налогов в текущем году – до 1 декабря включительно. Большинство налогоплательщиков уже получили от налоговой рассылку уведомлений в бумажной или электронной форме. Но есть категория лиц, кто не должен платить личные налоги, даже если получено уведомление из ИФНС. Подробнее о том, кто попадает в эту категорию «счастливчиков», расскажем в нашей статье.

    Граждане, имеющие налоговые льготы

    Есть обширная категория граждан, имеющих различные льготы, в т.ч. и по налогам. Обычно в ИФНС приходят сведения о таких гражданах в рамках межведомственного взаимодействия и такие граждане не получают уведомление о необходимости уплаты налогов на имущество или авто.

    Но на практике случаются казусы, и информация о наличии льготы может в ИФНС либо не поступить, либо поступить с опозданием. Тогда льготник получит налоговое уведомление.

    Но если гражданин уверен, что он имеет льготу (не утратил право на нее), то даже при получении уведомления он не обязан уплачивать начисленные налоги. Ему следует обратиться в ИФНС и предоставить документы, подтверждающие наличие льготы: справки, удостоверения и т.д.

    Напомним, что от налога на имущество физлиц освобождены:

    • лица с инвалидностью 1-2 группы (в т.ч. дети-инвалиды);
    • участники ВОВ, воины-«афганцы;
    • «чернобыльцы»;
    • граждане, подвергшиеся ядерным испытаниям и воздействию радиации (ПО «Маяк» и Семипалатинский ядерный полигон);
    • военнослужащие (при стаже не менее 20 лет);
    • члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, (по старости, по инвалидности, по потере кормильца и за выслугу лет); (женщины в возрасте от 55 лет, мужчины от 60 лет);
    • имеющие «северный стаж» (женщины с 50 лет, мужчины с 55 лет, при северном стаже не менее 15 лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера).

    Данные налогоплательщики освобождены от уплаты налога на имущество, если объект обложения в их владении единственный: одна квартира, дом, гараж и т.д. (ст. 407 НК РК). Также освобожден от налога земельный участок площадью до 6 соток (ст. 391 НК РФ).

    Есть льгота и для многодетных семей с 3 и более детьми до 18 лет: в расчете на каждого ребенка действует освобождение от налога на 7 кв.м. частного дома или 5 кв.м. квартиры.

    Кроме федеральных, есть и региональные льготы, которые идут в дополнение к федеральным. Узнать об их наличии можно на сайте ФНС в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

    По налогу на авто льготы устанавливают регионы, поэтому о них также следует уточнять в своей ИФНС либо на портале ФНС РФ.

    Наличие льготы позволит гражданам либо вообще не платить налог, несмотря на полученное уведомление, либо существенно сократить его сумму.

    Что делать, если пришло налоговое уведомление на уплату НДФЛ, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к К+, получите его онлайн на пробной основе. Это бесплатно.

    Собственники, оформившие имущество в декабре 2020 году

    Те собственники, которые оформили право собственности на недвижимость или авто после 15.12.2020 не обязаны платить налог за 2020 год. Такая норма предусмотрена ст. 396 и ст. 408 НК РФ, которые гласят, что при регистрации права собственности после 15-го числа, этот месяц не включается в расчет налога. Обязанность по его уплате ложится на предыдущего владельца.

    Лица, фактически утратившие право собственности в 2020 году

    Ранее действовал порядок, согласно которому собственник нес обязанность по уплате налогов, пока объект не будет снят с учета. Но теперь правила изменились в пользу собственников, чьих объектов фактически не существует, но они продолжают числиться «по бумагам». Например, угнанные авто, сгоревшие или снесенные дома и хозпостройки и т.д.

    Теперь налог не начисляется с 1-го числа месяца, когда произошло фактическое уничтожение объекта. Ранее начисление прекращалось с даты снятия его с кадастрового учета.

    Для освобождения от налога потребуется подать заявление в ИФНС. К нему нужно приложить документы, подтверждающие снос недвижимости или его утрату по иной причине (ст. 408 НК РФ).

    Что касается угнанных авто, то теперь не нужно платить налог:

    • в период розыска;
    • по окончании розыска, если авто не нашли (ст. 358 НК РФ).

    Ранее от налога владелец освобождался только на период оперативно-розыскных мероприятий.

    Если же вам все-таки нужно заплатить налоги, но вы не сделаете это вовремя, вас ждут начисление пеней и взыскание задолженности через суд. Как это происходит и будет ли еще штраф, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный онлайн доступ к К+ бесплатно и переходите к разъяснениям.

    Итоги

    Не всегда следует срочно оплачивать налог, если получено уведомление. В ряде случаев факт его выставления не означает, что получатель несет обязанность по уплате налога на имущество, землю или авто. Если имеются основания для освобождения (льгота, фактическая утрата имущества, регистрация права собственности во второй половине месяца), то налог можно не платить даже при наличии уведомления из ИФНС.

    Подробнее о начислении и уплате налога на транспорт мы всегда оперативно рассказываем в нашей рубрике «Транспортный налог».

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: