Укажите договор в котором были закреплены принципы взаимоотношений государств неприменение силы

Обновлено: 25.04.2024

2 .Ответные акции в связи с недружественными действиями, не являющимися правонарушениями:

1) репрессалии 2) реторсии

3) реституция 4) репарация

3 .Международная материальная ответственность в форме восстановления материального положения:

1) репрессалии 2) реторсии

3) реституция 4) репарация

4. В центре внимания Всеобщей декларации прав человека находится защита:

1) человека во время международных конфликтов

2) экономической независимости производителей

3) трудоспособного человека от безработицы

4) жизни человека, его прав и свобод

5 .Верны ли суждения о Всеобщей декларации прав человека?

А.Декларация провозглашает идеи, на которые должны ориентироваться человек, народы и государства.

Б.Всеобщая декларация прав человека является обязательным документом для всех государств.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6 .Международный договор признается обязательным для государства после его …………………….

7 .Ущемление прав людей в зависимости от пола, национальности, имущественного положения – это ……..

8 .Назовите любые три принципа международного права:

ВАРИАНТ № 2

1 .Источником международного права не является:

1) международные конвенции

2) международные обычаи

3) международные конгрессы

4) международные договоры

2 .Ответные насильственные действия, которые осуществляются пострадавшим субъектом:

1) репрессалии 2) реторсии

3) реституция 4) репарация

3 .Международная материальная ответственность в форме компенсации убытков потерпевшему:

1) репрессалии 2) реторсии

3) реституция 4) репарация

4 .Соблюдение Всеобщей декларации прав человека обеспечивает:

1) защиту гражданского населения во время войны

2) оказание медицинской помощи пленным

3) защиту чести и достоинства человека

4) правовой характер деятельности предпринимателей

5 .Верны ли суждения о Всеобщей декларации прав человека?

А.Историческое значение Декларации состоит в том, что она определила единую, целостную систему естественных и неотъемлемых прав человека..

Б.Содержание Декларации фактически охватывает все стороны человеческой жизнедеятельности.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6 .Важнейшим документом, в котором закреплены права ребенка является …………………..

7 .Насильственное разделение страны на неравные между собой группы – это ………………

8 .Назовите любые три принципа международного права:

9. Заполнить пробелы в схеме, вписав нужные слова под соответствующими буквами:

Субъекты международного права





Пример : ООН, ЮНЕСКО, НАТО

Пример: Общество Красного Креста и Красного Полумесяца

ОТВЕТЫ «Международное право»

ВАРИАНТ № 1

6 – ратификация

7 – дискриминация

8 – Назовите любые три принципа международного права:

9 – пробелы в схеме:

А) государства

Б) Россия, США и др.

В) неправительственные организации

ВАРИАНТ № 2

6 – конвенция о правах ребенка

7 – апартеид

8 – Назовите любые три принципа международного права:

9 – пробелы в схеме:

А) государства

Б) Россия, США и др.

В) неправительственные организации

Принципы международного права:

-суверенное равенство государств

-неприменение силы или угрозы силы

-мирное разрешение международных споров

-невмешательство во внутренние дела государств

-сотрудничество

-равноправие и самоопределение народов

-добросовестное выполнение международных обязательств

-нерушимость границ

-территориальная целостность

-уважение прав человека

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО (МГП)

ВАРИАНТ № 1

1 .Целью МГП является защита:

1) человека во время международных конфликтов

2) экономической независимости производителей

3) безопасной жизнедеятельности человека

4) ребенка от посягательств на его жизнь и здоровье

2. Согласно нормам МГП военная операция должна быть отменена, если есть угроза:

1) больших потерь среди солдат

2) разрушения военных объектов противника

3) больших потерь среди гражданского населения

4) окружения войск противника

3. К нормам МГП относится:

1) запрещение вторгаться в частную жизнь

2) положение о неприкосновенности жилища

3) запрет на смертную казнь

4) запрещение убийства противника, сложившего оружие

4 .Верны ли следующие суждения о МГП?

А. В состав МГП входит Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя.

Б. Согласно МГП военнопленные имеют право на уважение их жизни и достоинства

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

5 .Отрасль международного права, принципы и нормы которой направлены на ограничение причиняемых вооруженными конфликтами страданий и бедствий, называется:

1) военным правом

2) гуманитарным правом

3) правом мирного сосуществования

4) антивоенным правом

ВАРИАНТ № 2

1 .Согласно нормам МГП:

1) недопустим захват пленных во время военных действий

2) осуждается добровольная сдача в плен

3) запрещены действия партизанских отрядов

4) недопустимы обстрел и бомбардировка жилых кварталов

2 .Нормы МГП запрещают:

1) вызывать голод среди гражданского населения во время военных действий

2) сливать отходы, загрязняющие окружающую среду

3) продавать генетически измененные продукты питания

4) давать школьникам задания повышенного уровня сложности

3 .Статьи МГП требуют абсолютного запрета:

1) захвата пленных

2) действий партизанских отрядов

3) пыток и преднамеренных убийств

4) действий разведчиков в тылу противника

4 .Верны ли следующие суждения о МГП?

А. Многие нормы МГП направлены на защиту мирного населения во время военных действий.

Б. Нормы МГП требуют оценки возможного ущерба гражданским объектам.

1) верно только А 3) оба суждения верны

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. Отрасль международного права, регулирующая отношение к раненым и военнопленным, называется:

1) гуманитарное право

2) военное право

3) антивоенное законодательство

4) право войны и мира

6 .Кто находящихся под защитой норм МГП не назван в схеме? - …………………………..

НОРМЫ МГП ЗАЩИЩАЮТ

7 .Установи соответствие между нормами МГП и теми лицами, на защиту которых они направлены:

1) запрещается вызывать голод

2) запрещается уничтожать или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания

3) недопустимы бомбардировки и обстрелы жилых кварталов

4) запрещается подвергать жестокому или унизительному обращению, физическим и моральным пыткам

А) гражданское население

ОТВЕТЫ МГП

ВАРИАНТ № 1

6 – военнопленных

ВАРИАНТ № 2

6 – военнопленных


Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения


Курс повышения квалификации

Методика преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Контрольная работа по теме "Международное право" состоит из четырех вариантов, включающих в себя тест, работу со схемами, на установление соответствия с ответами. Используется при изучении темы по предмету Право и Обществознанию в старших классах или 1 и 2 курсов начального профессионального и среднего профессионального образования.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Кинетический имидж учителя и его невербальное влияние на учеников»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Начало учебного года современного учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 880 928 материалов в базе

«Нейроигры для детей от 1 до 7»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Управление знаниями и интеллектуальным капиталом образовательного учреждения»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Оставьте свой комментарий

  • 04.05.2015 63839
  • DOC 37.5 кбайт
  • 186 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Киреева Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

32 минуты

«Искусство детям - увлекательно и просто: Минимализм»

27 минут

«Материнский ресурс: мифы и реальность»

71 минута

«Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога через самооценку профессиональной деятельности»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

А. 1) Образование ОВД; 2) Корейская война; З) образование НАТО.

Б. 1) Раскол Германии; 2) испытание в СССР водородной бомбы; 3) подписание перемирия между правительствами Северной и Южной Кореи.

II ). Противоборство двух сверхдержав — США и СССР во второй половине ХХ века получило название:

1) «холодная война»; 2) Великая депрессия; З) Вторая мировая война; 4) региональный конфликт.

III ). В международных отношениях в период «холодной войны» к понятию «Восток» относили:1) США и ее союзников; 2) Движение неприсоединения; 3) СССР и дружественные социалистические страны; 4) развитые государства.

IV ). США предоставляли финансовую и экономическую помощь государствам Западной Европы по плану Маршалла при условии: 1) вступления страны в ООН; 2) удаления коммунистов из состава правительства; З) признания доллара международной валютой;

4) вхождения в СЭВ.

V ). С именем ученого И. В. Курчатова в послевоенной истории СССР было связан(о):

1) создание ядерного оружия; 2) запуск первого в мире искусственного спутника Земли;

3) создание водородной бомбы; 4) проектирование межконтинентальных баллистических ракет.

V I). Первое в период «холодной войны» открытое противостояние между СССР и США произошло во время: 1) войны во Вьетнаме; 2) Карибского кризиса; 3) Корейской войны; 4) реализации плана «Дропшот».

VII ). Укажите правильный ответ:

1. Назовите договор, по которому СССР и США запрещалось размещать в околоземном пространстве средства борьбы с межконтинентальными и баллистическими ракетами противника. 1) ПРО; 2) ОСВ-1; 3) ОСВ-2; 4) СБСЕ.

2. Укажите договор, в котором были закреплены принципы взаимоотношений государств: неприменение силы или угрозы силой; нерушимость послевоенных границ; невмешательство во внутренние дела. 1) ПРО; 2) ОСВ-1; 3) ОСВ-2; 4) СБСЕ.

3. Укажите договор, в котором впервые устанавливались пределы роста ракетно-ядерных вооружений. 1) ПРО; 2) ОСВ-1; 3) ОСВ-2; 4) СБСЕ.

Принцип неприменения силы

Принцип неприменения силы или угрозы силой заключается в обязанности государств воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств. Этот принцип был закреплен в Уставе Организации Объединенных Наций в результате продолжительной эволюции современного международного права и получил дальнейшее развитие и конкретизацию в ряде международных договоров и многочисленных декларациях и резолюциях Организации Объединенных Наций. Многие авторы относят принцип неприменения силы к числу императивных норм международного права (jus cogens), что подтверждает фундаментальную важностью данного принципа и свидетельствует о его всеобщем признании.

Принцип неприменения силы или угрозы силой действует в тесной взаимосвязи с такими основными принципами международного права, как суверенитет и суверенное равенство государств, мирное разрешение международных споров, территориальная целостность государств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела, а также сотрудничество и добрососедские отношения между государствами.

Для отдельных государств принцип неприменения силы или угрозы силой имеет значение не только в их международных отношениях, но и в поддержании гражданского мира, предотвращения внутренних войн и вооруженных конфликтов. Поэтому устанавливаются запреты на использование вооруженных методов достижения политических и социальных целей, организацию переворотов и мятежей, создание незаконных вооруженных группировок, пропаганду войны и разжигание социальной ненависти.

История становления и развития принципа неприменения силы и угрозы силой

Становление принципа неприменения силы или угрозы силой произошло в XX в. До этого международное сообщество считало обращение к войне как к способу урегулирования международных разногласий и споров естественной функцией государства, его неотъемлемым правом. Об этом писал в своем знаменитом труде «О праве войны и мира» (1625 г.) Гуго Гроций. Он подчеркивал: «право… народов, установленное волею, а также законы и обычаи всех народов, как об этом в достаточной мере свидетельствует история, отнюдь не осуждают войны». Известный английский юрист Л. Оппенгейм отмечал, что «с точки зрения права война представлялась естественной функцией государства и прерогативой его неограниченного суверенитета».

Принятые на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. Конвенции о мирном решении международных столкновений и об ограничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательства не отменяли права государства на войну (jus ad bellum), а лишь призывали государства «по возможности» предупреждать обращение к силе, «насколько позволят обстоятельства».

В системе Лиги Наций были предприняты более серьезные усилия по ограничению права государств на войну. Так, ст. 11 Пакта Лиги Наций (1919 г.) прямо объявляла, что всякая война или угроза войны «интересует Лигу в целом». Однако конкретные правовые нормы данной системы были далеки от всеобщего запрета на применение силы. Ст. 12 Пакта Лиги Наций запрещала странам прибегать к войне до того, как спор будет подвергнут третейскому или судебному разбирательству, и в течение трехмесячного срока после вынесения решения, тем самым предусматривая, по сути, лишь мораторий на военные действия. Только в особых случаях члены Лиги были лишены права прибегать к войне, а именно против другого члена, который добросовестно выполнил вынесенное третейским судом решение или постановление Постоянной палаты международного правосудия (ст. 13 (4) и ст. 15 (6) Пакта Лиги Наций).

Первым многосторонним договором, запретившим обращение к войне, стал Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г. (Пакт Бриана-Келлога). В ст. 1 Договора его участники заявили, «что они осуждают метод обращения к войне для урегулирования международных конфликтов и отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики». К 1939 г. к пакту присоединились 63 государства, что несомненно делало его универсальным документом, учитывая количество государств, существовавших в то время. Вместе с тем Договор имел два существенных недостатка. Отсутствовали санкции за нарушение установленного в нем запрета. Запрет касался исключительно «войны» в собственном смысле этого слова, что практически привело к тому, что военные действия, которые по существу нарушали Договор, более не объявлялись в качестве войны (напр., нападение японских войск на Китай в 1930-е гг.).

Качественно новым этапом в развитии принципа неприменения силы стало принятие Устава ООН, который не ограничился запрещением агрессивной войны, а провозгласил в п. 4 ст. 2: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

Значение термина «сила»

Содержание принципа неприменения силы или угрозы силой определяется прежде всего значением термина «сила», который в контексте Устава ООН должен строго толковаться как относящийся исключительно к военной или вооруженной силе. Пункт 7 преамбулы Устава ООН указывает, что одной из целей Организации Объединенных Наций является «обеспечить…, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах», а ст. 44 свидетельствует о том, что термин «сила» используется в Уставе ООН, когда он относится к применению вооруженной силы. Такое узкое толкование также подтверждается подготовительными материалами Устава ООН, поскольку на конференции в Сан-Франциско предложение Бразилии о распространении запрета на экономическое принуждение было однозначно отклонено. Кроме того, установившаяся международная практика государств и международных организаций, включая положения Декларации о принципах международного права 1970 г., рассматривает как подпадающие под запрет на применение силы только случаи, связанные с применением вооруженной силы, подтверждая тем самым узкое толкование данного термина.

Таким образом, использование мер политического или экономического характера (напр., санкции в виде эмбарго, бойкота, замораживания вкладов, введение индивидуальных санкций в отношении отдельных лиц и структур) в отдельных случаях может противоречить принципу невмешательства во внутренние дела государств, но само по себе не является нарушением принципа неприменения силы, ни в соответствии с Уставом ООН, ни в соответствии с международным обычным правом.

Кроме того, использование невоенных форм физической силы, таких как преднамеренное трансграничное воздействие на природные объекты (напр., перекрытие трансграничных рек или каналов), провоцирование вынужденной массовой миграции и потока беженцев на практике никогда не рассматривалась в свете действия принципа неприменения силы. То же самое верно и в отношении компьютерных сетевых атак на информационные системы другого государства, хотя нынешняя и будущая практика государств в этой сфере может привести к иной интерпретации рассматриваемого принципа, учитывая тот факт, что разрушительный потенциал атак с использованием информационных технологий сопоставим по своим последствиям с вооруженным нападением.

Содержание принципа неприменения силы или угрозы силой

Нормативное содержание принципа неприменения силы или угрозы силой получило развитие в Декларации о принципах международного права 1970 г., резолюции ГА ООН «Определение агрессии» 1974 г., Хельсинском акте СБСЕ 1975 г., Декларации ООН об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.

В современном международном праве расцениваются как применение силы и являются абсолютно запрещенными следующие деяния:

  • применение силы или угрозы силой с целью с целью изменения существующих границ другого государства или как средство разрешения территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ;
  • военная оккупация территории другого государства или ее приобретение в нарушение норм международного права;
  • акты репрессалий, связанных с применением вооруженных сил;
  • организация или поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства;
  • организация, подстрекательство, оказание помощи или участие в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве;
  • предоставление государством своей территории другому государству, которое использует ее для совершения агрессии против третьего государства;
  • нарушение демаркационных линий, таких как линии перемирия;
  • блокада портов или берегов другого государства;
  • любые насильственные действия, препятствующие народам осуществить законное право на самоопределение, свободу и независимость.

Исключения из принципа неприменения силы или угрозы силой

Современное международное право знает три исключения из принципа неприменения силы или угрозы силой. Применение силы является правомерным лишь в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, по решению Совета Безопасности для устранения любой угрозы или нарушения международного мира и безопасности и в порядке осуществления права колониальных народов и национально-освободительных движений на борьбу за свою свободу и независимость.

Право на самооборону в случае вооруженного нападения. Статья 51 Устава ООН признает неотъемлемое право государств «на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех нор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности». Основанием самообороны может быть только вооруженное нападение, но не гуманитарные основания (гуманитарная интервенция). Международный суд в своем решении по делу Никарагуа отверг ссылку США на самооборону под предлогом защиты прав человека: «В случае права на индивидуальную самооборону использование этого права может иметь место только, если соответствующее государство явилось жертвой вооруженного нападения».

Право колониальных народов и национально-освободительных движений на борьбу за свою свободу и независимость. Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 2105 (XX) от 20 декабря 1965 г. признала «законность борьбы, которую ведут народы, находящиеся под колониальным владычеством, за осуществление своего права на самоопределение и независимость». В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3103 (XXVIII) от 12 декабря 1973 г. также подтверждается, что «борьба народов, находящихся под колониальным и иностранным господством и игом расистских режимов, за осуществление своего права на самоопределение и независимость является законной и полностью соответствует принципам международного права».

Литература

  • Гетьман-Павлова, И. В. Международное право: учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
  • Давитадзе М. Д. Принцип неприменения силы и угрозы силой как Гарант мира и безопасности человечества // Вестник экономической безопасности. 2018. №2.
  • Доклад специального комитета по усилению эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях. Док. ГА ООН, Доп. № 41 А/41/41, 1986.
  • Ильинская О. И. Формирование принципа запрещения агрессивных войн до создания организации объединенных Наций // Lex Russica. 2017. №8.
  • Опарина М. В. Правовое регулирование применения силы в международных отношениях // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2010. №4 (47).
  • Умнова (Конюхова) И. А. Конституционное право и международное публичное право: теория и практика взаимодействия: Монография / И. А. Умнова (Конюхова). – М.: РГУП, 2016.
  • Цыганков П. А. Теория международных отношений: учебник для академического бакалавриата / П. А. Цыганков. – М.: Юрайт, 2016.
  • Oliver Dörr, Use of Force, Prohibition of, in Rüdiger Wolfrum (ed.), Max Planck Encyclopedia of Public International Law.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Право международной безопасности

Понятие права международной безопасности.

Право международной безопасности — это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и иных субъектов международного права в военно-политической сфере в целях обеспечения мира и международной безопасности.

Под международной безопасностью понимается мировой порядок, исключающий нарушения территориальной целостности, суверенитета и независимости государств и гарантирующий условия устойчивого и стабильного развития мирового сообщества. Обеспечить безопасность в современном мире исключительно силовыми средствами невозможно, и это крайне неэффективная стратегия.

Кроме военной безопасности необходимо обеспечивать экономический, социальный, экологический, информационный и другие аспекты безопасности. При этом состояние безопасности обеспечивается не только защитой от угроз, но их нейтрализацией за счет механизмов мирного сотрудничества и взаимодействия в самых разных сферах государственной деятельности, жизни гражданского общества.

История права международной безопасности.

Основой права международной безопасности является система норм международного публичного права, призванных исключить силовые формы разрешения спорных вопросов в отношениях между государствами.

Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий.

Принятый в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более прогрессивным документом с точки зрения международного права – он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

Следующим шагом на пути к признанию принципа мирного разрешения международных споров явилось принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны (так называемого Пакта Бриана-Келлога), в ст. II которого прямо указывается: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

Безусловно, следующей ступенью развития принципа мирного разрешения международных споров стал Устав Организации Объединенных Наций. В Уставе ООН предпринята попытка создать механизм «поддержания международного мира и безопасности». В документе также содержатся нормы, касающиеся коллективного принуждения к миру по решению Совета Безопасности.

Источники права международной безопасности.

Основным источником права международной безопасности является Устав ООН. Наряду с ним важное место в комплексе источников данной отрасли международного права занимают двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира и международной безопасности. Среди них выделяются следующие категории:

  1. Договоры, сдерживающие гонку вооружений и наращивание оружия массового уничтожения:
    • Договор об Антарктике 1959 года;
    • Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года;
    • Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года;
    • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1970 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении 1971 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года;
    • Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года;
  2. Договоры по вопросам ядерной безопасности:
    • Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1995 года.
  3. Договоры, направленные на поддержание международного мира и безопасности:
    • Определение агрессии 1974 года;
    • Международный кодекс поведения в отношении поставок оружия 2000 года.
  4. Договоры по борьбе с терроризмом:
    • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года;
    • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года;
    • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года;
    • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;
    • Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года.

Среди источников права международной безопасности большое значение имеют акты регионального характера, принятые в развитие положений Устава ООН. В регионе Евразии международно-правовые акты создаются в первую очередь в рамках международных организаций по проблемам безопасности, таких как НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и др.

Право международной безопасности - система коллективной безопасности

Принципы права международной безопасности.

Основу отрасли право международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе:

    ;
  • территориальная целостность государств;
  • нерушимость государственных границ;
  • невмешательство во внутренние дела государств;
  • мирное урегулирование международных споров;
  • сотрудничество между государствами.

Кроме общепризнанных принципов международного права право международной безопасности включает и свои, отраслевые, принципы.

Отраслевые принципы права международной безопасности:

  • принцип неделимости международной безопасности — безопасность любого государства или группы государств не может строиться и обеспечиваться за счет безопасности других государств или всего международного сообщества;
  • принцип ненанесения ущерба безопасности других государств — государства должны вести внешнюю политику с учетом не только собственной безопасности, но других стран, а также всего международного сообщества;
  • принцип равной и одинаковой безопасности — государства должны обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств.

Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.

Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба вида международной безопасности являются коллективной безопасностью, т. е. они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

Универсальная система коллективной безопасности.

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии, в том числе:

  • запрещение угрозы силой или ее применения — только ООН по решению Совета Безопасности вправе применять силу или угрозу силой в случаях, предусмотренных ее Уставом. Исключением из общего принципа неприменения силы является право на самооборону в случае вооруженного нападения;
  • мирное разрешение международных споров — любой спор между государствами, угрожающий международному миру и безопасности, должен разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям либо иными мирными средствами;
  • предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии и других нарушений мира — Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие коллективные меры, связанные и/или не связанные с использованием вооруженных, следует предпринять;
  • использование региональных организаций безопасности — Совет Безопасности может использовать региональные соглашения или органы для осуществления принудительных мер по поддержанию международного мира и безопасности.

Региональные системы коллективной безопасности.

Создание и деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется главой VIII Устава ООН «Региональные соглашения», нормами этих организаций и другими международно-правовыми актами.

Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

  • участвующие в договоре государства расположены преимущественно в одном регионе;
  • участники договора подтверждают требование решать разногласия между собой и другими государствами исключительно мирными средствами;
  • участники не должны вступать в военные союзы или участвовать в действиях, направленных против другого государства-участника;
  • участники принимают на себя обязательство оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению;
  • о всех предпринятых или намечаемых действиях по обеспечению коллективной безопасности должен незамедлительно информироваться Совет Безопасности ООН;
  • новые члены в установленную договором систему безопасности принимаются, как правило, с согласия всех ее участников.

Рассмотрим наиболее значимые региональные системы коллективной безопасности.

Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США для противодействия влиянию СССР. В соответствии с учредительным договором вооруженное нападение на одного или нескольких участников договора считается нападением на них всех. На саммите 2016 года новой миссией НАТО официально провозглашено сдерживание России. В настоящее время членами НАТО являются 29 стран.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — крупнейшая в мире межправительственная организация, занимающаяся вопросами безопасность. ОБСЕ основана в июле 1973 года. Ее деятельность затрагивает широкий круг проблем, связанных с безопасностью, включая меры контроля над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, защиту меньшинств, демократизацию, обеспечение правопорядка, борьбу с терроризмом и координирование экономической и экологической деятельности. ОБСЕ состоит из 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз в рамках СНГ, учрежденный 7 сентября 2002 года на основе Договора о коллективной безопасности 1992 года. Целями ОДКБ является «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». В состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.

Литература.

  1. Международное право в вопросах и ответах: учебное пособие / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. – М.: Эксмо, 2009.
  2. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  3. Международное право: учебник для бакалавров / отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. – М.: Статут, 2017.
  4. Международное публичное право в вопросах и ответах: учебное пособие / К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев – М.: Проспект, 2015.
  5. Право международной безопасности (теоретические основы становления и развития): монография / Н. И. Костенко. – М: Юрлитинформ, 2018.
  6. Чапчиков С. Ю. Право международной безопасности и национальные интересы России на современном этапе // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2009.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Основные принципы международного права

Основные принципы международного права — это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они носят императивный характер (jus cogens) и служат критериями законности всех остальных международных норм. Они пронизывают всю международно-правовую систему; остальные международно-правовые нормы, а также поведение субъектов международного права должны соответствовать положениям принципов. Они являются концентрированным выражением и обобщением общепризнанных норм поведения субъектов международного права. Действия и договоры, нарушающие положения основных принципов международного права, признаются недействительными, что влечет за собой международно-правовую ответственность.

Основные принципы международного права находятся во взаимосвязи, и за нарушением одного из них неизбежно следует несоблюдение других. Формируются они на основе обычая и договора.

Первоначально основные принципы международного права выступали в форме международно-правовых обычаев, и только с принятием Устава ООН в 1945 г. они обрели договорно-правовую форму. В 1960-е гг. в ООН была проведена работа по кодификации основных принципов ее Устава, которая завершилась в 1970 г. принятием Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970). В Декларации представлены семь основных принципов. В Заключительном акте Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) дополнительно добавлены еще три принципа: нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств и уважения прав и основных свобод человека.

    — все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. — все государства в международных отношениях обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости других государств.
  1. Принцип мирного разрешения международных споров — государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
  2. Принцип невмешательства во внутренние дела государств — каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств.
  3. Принцип территориальной целостности государств — государства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН.
  4. Принцип нерушимостигосударственных границ — государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории другого государства.
  5. Принцип уважения прав и основных свобод человека — государства обязаны уважать права и основные свободы каждого человека, без различия расы, пола, языка или религии. — все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие.
  6. Принцип сотрудничества между государствами — государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и принципами ООН.
  7. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств — государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства.

Этот перечень не является исчерпывающим. Международное право развивается, формируются новые принципы, существующие наполняются новым содержанием. Так в стадии становления находится принцип охраны окружающей природной среды.

Основные принципы международного права не могут быть отменены ни решением суверенных государств, ни коллективным соглашением между ними или иными субъектами международного права. Соблюдение основных принципов международного права является строго обязательным для всех участников международных отношений. На них должны основываться все действия и отношения между международными субъектами, которые не урегулированы международным правом.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: