Куда плывут суда по неве

Обновлено: 02.05.2024

Причалы на Дворцовой набережной

В ми­ре нема­ло кра­си­вых го­ро­дов, и Пе­тер­бург — один из них. Он об­ла­да­ет непо­вто­ри­мым шар­мом и сво­ей уни­каль­ной ат­мо­сфе­рой. Да и по чис­лу до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей Пи­тер сме­ло мо­жет пре­взой­ти лю­бую ев­ро­пей­скую сто­ли­цу. Для то­го, чтобы по­зна­ко­мить­ся хо­тя бы с по­ло­ви­ной уди­ви­тель­ных зда­ний и пар­ков, вам не хва­тит и несколь­ких дней. Но мы хо­тим пред­ло­жить дру­гой, но­вый и ку­да бо­лее удоб­ный спо­соб по­лю­бо­вать­ся го­ро­дом на Неве — от­пра­вить­ся на реч­ную про­гул­ку!

От­ку­да от­хо­дят теп­ло­хо­ды?

Вод­ные про­гул­ки в Пи­те­ре про­во­дят­ся на ком­фор­та­бель­ных ко­раб­ли­ках, мно­гие из ко­то­рых мо­гут по­хва­стать­ся на­ли­чи­ем от­кры­той верх­ней па­лу­бы и ре­сто­ра­ном пря­мо на бор­ту. Но от­ку­да обыч­но от­прав­ля­ет­ся теп­ло­ход в свое неболь­шое, но увле­ка­тель­ное пу­те­ше­ствие?

  • При­ча­лы на Двор­цо­вой на­бе­реж­ной — о ни на­хо­дят­ся бук­валь­но в несколь­ких ша­гах друг от дру­га. От­хо­дят теп­ло­хо­ды от при­ча­ла не толь­ко на экс­кур­сии, но и в раз­вле­ка­тель­ные рей­сы: ка­тер­ки ча­сто бро­ни­ру­ют на кор­по­ра­тив, вы­пуск­ной или празд­ник по­след­не­го звон­ка.
  • При­ча­лы на на­бе­реж­ной ре­ки Фон­тан­ки — все­го их че­ты­ре. Жи­те­лям и го­стям Пе­тер­бур­га пред­ла­га­ют­ся уни­каль­ные марш­ру­ты с воз­мож­но­стью не толь­ко по­лю­бо­вать­ся Пи­те­ром, но и хо­ро­шень­ко от­дох­нуть.

Наи­бо­лее по­пуляр­ные вод­ные про­гул­ки про­во­дят­ся еже­днев­но. Все, что вам нуж­но — опре­де­лить­ся, что имен­но вы хо­ти­те по­лу­чить от сво­е­го ми­ни-три­па, изу­чить рас­пи­са­ние , при­об­ре­сти би­ле­ты , а за­тем — пе­ре­ме­щать­ся на кар­ту и ис­кать, где на­хо­дит­ся нуж­ный вам при­чал.

Кста­ти, при­ча­лы теп­ло­хо­дов , о ко­то­рых мы толь­ко что рас­ска­за­ли, яв­ля­ют­ся от­прав­ной точ­кой и для про­гу­лок в при­го­ро­ды Пи­те­ра. На ко­раб­ли­ке вы смо­же­те до­брать­ся до Се­вер­ных ост­ро­вов, на­сла­дить­ся жи­во­пис­ной па­но­ра­мой Фин­ско­го за­ли­ва, а еще мак­си­маль­но быст­ро и с неве­ро­ят­ным ком­фор­том до­мчать­ся до Крон­штад­та или Пе­тер­го­фа, где, к сло­ву, осе­нью и вес­ной про­хо­дит фан­та­сти­че­ский празд­ник фон­та­нов, со­би­ра­ю­щий це­лые тол­пы вос­тор­жен­ных пе­тер­бурж­цев и ту­ри­стов.

Без­услов­но, при­ча­лы Санкт-Пе­тер­бур­га — это не толь­ко важ­ные объ­ек­ты ин­фра­струк­ту­ры. Они да­рят Пи­те­ру осо­бое оча­ро­ва­ние и счи­та­ют­ся клю­че­вым эле­мен­том ис­то­ри­че­ской ар­хи­тек­ту­ры Се­вер­ной сто­ли­цы. Каж­дый из этих при­ча­лов по-сво­е­му ин­те­ре­сен и уни­ка­лен, а все они по­мо­га­ют по-на­сто­я­ще­му про­чув­ство­вать дух го­ро­да.

Мест­ные жи­те­ли и ту­ри­сты, про­гу­ли­ва­ясь по на­бе­реж­ным, не упус­ка­ют воз­мож­ность спу­стить­ся к при­ча­лам, чтобы по­лю­бо­вать­ся кра­са­ви­цей-Невой или сде­лать несколь­ко кру­тых фо­то­гра­фий. Имен­но по­это­му мы очень со­ве­ту­ем уже се­го­дня при­со­еди­нить­ся к ним. И не толь­ко для то­го, чтобы сде­лать фот­ки на фоне Невы, но и от­пра­вить­ся на реч­ную про­гул­ку по Пе­тер­бур­гу. Уве­ре­ны, что эти вол­шеб­ные ми­ну­ты оста­нут­ся не толь­ко в га­ле­рее смарт­фо­на, но и ва­шем серд­це.

Ужин-круиз под звуки саксофона 2022

Если вы хотите узнать как можно больше интересного о Санкт-Петербурге и увидеть основные достопримечательности города, прогулки по Неве станут идеальным вариантом. Элегантные кораблики курсируют по главной реке Северной стороны, многочисленным каналам и, конечно, живописному Финскому заливу. Прогулка на теплоходе по Неве — то, что нужно, если вы планируете романтическое свидание или хотите преподнести особый подарок родным, близким и друзьям. Водные экскурсии понравятся не только взрослым, но и детям, в том числе школьникам. Поверьте, увлечь их историей города на палубе теплохода будет куда проще, чем в классе.

Маршруты прогулок по Неве и каналам Санкт-Петербурга на теплоходе

  • Прогулка по Неве с выходом в Финский залив — приготовьтесь к увлекательному путешествию с осмотром главных достопримечательностей Питера и прекрасным видам Финского залива.
  • Забытые острова — перед вами предстанут виды парадного Петербурга, а также северные острова: Каменный, Крестовский и Елагин.
  • Вечерние круизы с живой музыкой и ужином — такие прогулки по ночной Неве на теплоходе становятся прекрасной возможностью не только осмотреть город и увидеть развод мостов, но и весело отдохнуть, потанцевать, вкусно поесть. А если вы давно собирались сделать предложение любимой девушке, возможно, прогулки по воде на Неве — именно то, что нужно.

Изучив программы и маршруты, вы легко сможете сделать выбор и подобрать интересный для себя вариант отдыха. Например, развлекательный (ресторан на теплоходе) или познавательный (экскурсии по Неве).

Преимущества водных прогулок:

  • В Петербурге прогулки по Неве в период навигации возможны практически в любую погоду, в том числе в дождь и в снег. Расположившись на закрытой палубе уютного теплохода в тепле и комфорте, вы сможете любоваться Северной столицей через большие панорамные окна.
  • На кораблике вы будете в абсолютной безопасности: об этом на протяжении всей поездки будет заботиться профессиональная команда теплохода.
  • На многих катерах есть открытые палубы. На них можно выйти, чтобы получше рассмотреть город или сделать крутые селфи на фоне питерских красот.
  • Доступная цена — круизы по Неве на теплоходе стоят совсем недорого, даже дешевле, чем автобусные экскурсии.

Как купить билет на теплоход по Неве?

Для того, чтобы получить место на теплоходе, вовсе не обязательно стоять в очереди у кассы. Выбрать подходящий день, время, желаемый маршрут и купить билет можно всего за пару минут на нашем сайте. Рекомендуем делать бронь заранее, так как водные прогулки по Неве — очень популярное направление.

Надеемся, что вы легко найдете среди прогулок подходящую и отправитесь влюбляться в Петербург с воды. Хорошей поездки!


С 1 декабря жители Васильевского острова, засидевшиеся в гостях, не будут после полуночи вскакивать с криком: «Ой, мосты!», а остальным петербуржцам, чтобы перебраться ночью с rive gauche на rive droite не придется гонять в Невский район до Вантового моста.

Главный диспетчер ФБУ «Администрация «Волго-Балт» Алексей Сидоров предложил нам пройти Неву на одном из судов, чтобы дать наглядное представление о порядке составления каравана судов, створных огнях, отмелях и буях. Из-за ургана Святой Иуда одну ночь мосты не разводили вовсе. Наконец, нам подыскали сухогруз «Сям» (как название озера в Карелии), который шел от Славянки до набережной Лейтенанта Шмидта.


В 11 вечера мы были на Речном вокзале. Здесь собираются лоцманы, что поведут суда сверху вниз — с рейдов Усть-Ижора , Невский лесопарк, Славянка, с Соляного причала на Октябрьской набережной. В тот же час другие лоцманы прибывают на суда, которые будут следовать по Неве вверх — с Восточного бассейна (в районе Кировского завода), Барочного бассейна, Угольной гавани, нефтеналивного терминала, с набережных Макарова и Лейтенанта Шмидта. Они снимутся в 0:30, чтобы к 1.35 подойти к Благовещенскому мосту


Речные лоцманы, без которых невозможен проход по Неве, сойдут на берег в порту, а дальше — через Маркизову лужу по Морскому каналу до приемного буя за Кронштадтом — суда поведут лоцманы морские. В ту ночь по Неве вверх шло 13 теплоходов, вниз — 20.

На катере мы попадаем в бодрую компанию « морских волков » , еще более оживившихся при виде « акул пера » . В руках у лоцманов листки с « Планом проводки судов » , где помечены названия кораблей, следующих этой ночью вниз и вверх, их пункты назначения и отправления и другая информация. Составляется это расписание в течение дня по заявкам агентов, по ходу корректируется и к 20 часам принимает окончательный вид.

После переклички и выяснений, кто на каком катере пойдет, в 23.10 мы отчаливаем.


Лоцманы — профессия второй половины жизни. Как правило, это бывшие капитаны, сдавшие дополнительно множество тестов и экзаменов. Проходить Неву и порт они совершенствуются на тренажерах в Институте водных коммуникаций. Считается, что работа речного лоцмана более ювелирная, чем морского. Он стеснен глубинами, не может отклониться в сторону, зависит от уровня воды, от ветра, словом, на реке работать сложнее, чем в море.

« Представьте, что вы ведете тяжело нагруженный КАМАЗ не по шоссе, а по дворовым проездам, где справа и слева стоят припаркованные машины, а на поворотах встречаются раскопанные ямы » — рассказывает нам Анатолий Иванович, к которому нас « прикрепили » в эту ночь.


К полуночи мы прибываем в Усть-Славянку . На этом рейде может стоять до тринадцати судов в четыре счала. То есть буями отмечены четыре участка, где могут встать рядом два, три или четыре теплохода. Но сейчас такое число — редкость, обычно в Славянке коротают день два-три сухогруза. Все они стоят против течения реки на носовых якорях — это правило одинаково для всех судов на всех невских рейдах.


Первыми пойдут теплоходы, следующие транзитом в море — им не нужно будет на Неве разворачиваться, чтобы пришвартоваться, так что они не помешают следующим за ними. В эту ночь первыми начали движение сухогрузы с верхнего Синопского рейда — они были низкими и могли пройти Володарский и Финляндский мосты без разводки. Затем мимо нас пошел танкерный флот с рейда Невского лесопарка, он выше Усть-Славянки на пару километров.


Танкеры из соображений безопасности не могут стоять рядом с другими судами. Обычно они следуют на Пятую якорную стоянку за Кронштадтом, где происходит перевалка их груза на морские суда. Мазут разогреют до температуры 50 градусов иперегонят с речного танкера на накопитель грузоподъемностью до 100 тысяч тонн, которые уже повезет топливо в Европу.

Наш « Сям » пойдет предпоследним, потому что у него и сухогруза « Кижи » , который также стоит здесь, самый короткий путь — до набережной Лейтенанта Шмидта, где завтра к ним пожалует портовый контроль. Им придется разворачиваться за Благовещенским мостом, чтобы пришвартоваться.


В ожидании хода, команда проводит нам обзорный тур: капитанский мостик, кают-компания , машинное отделение, палуба с грузом, мастерские. Мы вникаем в уровни осадки, аварийное управление, заправку топлива, погрузку и разгрузку, якорную систему, подъем мачты. Кажется, нам с Лидой удается задавать корректные вопросы, не называть кнехты тумбочками, клюзы дырочками, и улавливать, что « выйти в море босиком » , это значит « выйти без балласта » .


На борту « Сяма » — 1700 кубов березового баланса, так называют лес, что пойдет на переработку. Взяли груз в порту Вогнема под Кирилловым, везут в Иматру на целлюлозно-бумажный комбинат. Из вологодской березы финны сделают мелованную бумагу, и за ней приедут фуры с московскими и питерским номерами. Рейс занимает примерно неделю, суда работают на маршруте как челноки. От Вогнемы до Славянки « Сям » шел по Белому озеру, Волго-Балтийскому каналу, Онеге, Свири и Ладоге двое суток, в Петербурге оформит документы, затем двенадцать часов — до Выборга, два — до Сайменского канала, еще восемь-девять понадобится чтобы пройти шесть шлюзов канала до Иматры. Когда навигация на Неве закончится, его хозяин — петербургская компания ЗАО « Онегашип » (бывшее Беломорско-Онежское пароходство) — отправит « Сям » бороздить Балтику, ходить из Риги в Швецию и Англию.


Тем временем, в 2:10 из-за мыса Кривое колено показались первые суда.


На капитанском мостике гасят свет, на судне остаются только ходовые сигнальные огни. По ним определяется тип судна - сухогруз, танкер и пр.

Лоцман Анатолий Иванович берет в руки рацию:

- Теплоход «Сям» на рейде Славянки начинает съемку с якоря.

Расстановкой судов и составов, их очередностью снятия с якоря руководит капитан рейда. Днем он сидит перед компьютером в своем кабинете на Перевозной набережной, а ночью находится на лоцманском катере. Работа — сутки через трое. Движением в целом, включая разводку мостов, из офиса «Администрации «Волго-Балт» на Большой Морской, 37 руководит диспетчер. Его позывной «петербург- три-движения» мы не раз услышим этой ночью. Лоцманы переговариваются с ним по рации внутренней связи.

2:25 Слышен звук якоря. Мы начинаем описывать плавную дугу, как никак судно с грузом весит почти 3000 тонн. Буи, обозначающие границы рейда Славянки, на левом берегу мигают зелеными огнями, на правом берегу - красными. Да, еще в ночи ярко пылает чье-то гигантское поместье в Новосаратовке, украшенное помпезным маяком – это чистая декорация, башня с прожектором никакого отношения к навигации не имеет.


— «Сям» оборот закончил, следуем вниз. «Сормовский», не подскажешь, как у тебя дела?

«Сормовский-3064» везет череповецкий металл в Ригу. В это время он должен был вписаться в караван из Рыбацкого, от ремонтной базы у Вантового моста. Суда обязаны соблюдать дистанцию 500 метров при движении вниз, 200 при движении вверх. Но на Неве сильные прижимные течения, и теплоходы порой не сразу справляются с ними при развороте.

— «Сормовский», может я проскочу? А ты спокойно крутись. Нас несет течение.


Мы двигаемся со скоростью 6,2 узлов (11,5 километров). «Сям» — сухогруз 1998 года немецкой постройки не испытывает проблем с мощностью. Пройдя Большой Обуховский и Володарский мосты, начинаем догонять «ОС-396», — тихоходное судно, которое принимает с других судов мусор, стоки, пищевые отходы и сдает их на приемное устройство на переработку. Оно отошло от Перевозной набережной (эта набережная между двумя тупиками в районе метро «Елизаровская») и встроилось в караван перед нами.

— Викторович, вы добавлять будете? Или самосплавом пойдете? Я на стопе тебе догоняю, — Анатолий Иванович хмурится. Капитан, держащий руку на джойстике руля, сбрасывает ход.

— Могу только посочувствовать, — корректно отвечает лоцман с 396-го .

«Вот встроится такой трактор в колонну «мерседесов», — поясняет мне Иудин, — и всем придется тащиться с его скоростью. Второй полосы-то нет!».


В 3:40 мостовики переключат Финляндский, а нам еще 7 километров.

Если по каким-то причинам, судно не у спевает пройти в разводку, ему придется развернуться и вернуться на рейд в Рыбацкое.

— Это называется « валютный ход » , — шутит капитан. — Раньше валюту платили, лишь когда закрывали границу. Вот суда и тянули резину, чтобы подольше быть за рубежом.

Тем временем мы приближаем ся к Финляндскому железнодорожному мосту. Если Вантовый не разводится вовсе, у Володарского поднимается один пролет, как у Литейного и Троицкого, то Финляндский разводится хитрее всех. Фактически это два моста, построенных один рядом с другим. У одного разводной пролет — однокрылый, у другого — вертикально-подъемный , то есть вся средняя часть поднимается вверх как на лифте.


3:30. «ОС-396» как-то набрал ход, и мы заходим в мост Александра Невского согласно графику. С каждой стороны моста видны комнатки, где сидят дежурные мостовики. Перед ними мерцают экраны мониторов.

За Большеохтинским мостом вс тречаем караван судов снизу. Он дошел до самого широкого места Невы к пол-третьему и встал на якорь в ожидании, когда мостовики переключат огни и дадут зеленый свет для каравана снизу.


На излучине в районе Смо льного белый буй с постоянным зеленым огнем указывает на отмель. Вспоминаю, что инженеры «Водоканала» рассказывали, что именно здесь находятся заборные устройства – трубы, по которым забирают воду на очистку. Возможно, они проложены как раз по отмели. На реке еще встречаются неосвещенные буи-сигары. Некоторые из них останутся зимовать, чтобы весной на их место можно было постав ить свежие. «Сигарки» ограждают оперативные рейды, где можно встать на день-два.


В два-три часа ночи, к огда мы проходили Невский район, и на Вантовый мост по набережным неслись потоки машин, казалось, что мегаполис не спит никогда. Но за Троицким наоборот поражают пустынные набережные — ну да, мосты-то разведены, ехать некуда. Город, залитый огнями, лежит по берегам величественной реки в странной тишине.

Корабль бесшумно режет черную гладь, и ты оказываешься в центре самой прекрасной композиции Петербурга — на середине Невы перед Стрелкой, да еще когда над каждым из рукавов симметрично взметнулись две пары мостов, видных один в створе другого. В довершение « сеанса » , если использовать довлатовское выражение, в этот момент — в четыре утра — начинают нежно перезваниваться куранты Мраморного дворца и Петропавловского собора. Днем, когда все заглушает шум моторов и шорох шин по асфальту, их робких « переговоров » не расслышать.

4:15. Мы проходим последний — Благовещенский — мост, трудно представить, как же на таком ходу развернуться. Мостовики обсуждают по рации окончание разводки. « Всем спасибо. Наводимся » . Мы швартуемся у палов набережной Лейтенанта Шмидта, команда отправляется отдыхать, лоцманы сходят на берег. « Мы как совы, — шутят они, — летаем только ночью » .

Каждый день сотни кораблей и речных трамвайчиков отправляются в плаванье по рекам и каналам Невы, а также бороздить просторы Финского залива. Чтобы совершить захватывающее водное путешествие, нужно знать, от какого причала можно добраться до Петергофа, как по Неве приплыть к Исаакиевскому собору или где посмотреть кронштадтские форты.

Откуда и куда отправляются экскурсионные корабли

В городе насчитывается порядка нескольких десятков пристаней, откуда отправляются экскурсионные корабли по разным маршрутам: одни провезут по маршруту, позволяющему посмотреть главные достопримечательности с воды, другие — покажут открытые просторы Финского залива, а третьи и вовсе доставят к петергофским фонтанам или позволят полюбоваться кронштадтским фортами. Поэтому чтобы долго не искать нужное место посадки, рассказываем, с каких пристаней и куда отправляются различные экскурсионные корабли.

По рекам и каналам




Разные корабли ходят по абсолютно разным маршрутам, но начать, наверное, стоит с небольших прогулочных судов. Они, как правило, курсируют по Мойке, Фонтанке и каналу Грибоедова. При этом сколько компаний — столько и маршрутов. Дело в том, что каждый из экскурсоводов придумывает свою уникальную схему передвижения, дабы хоть чем-то (помимо размера и формы кораблика, разумеется) отличаться от соседей.

Долго искать причал на набережной реки Фонтанки не придется — кораблики пришвартовались по обе стороны аккурат возле Аничкова моста. Сев на борт такого судна, точно получится проплыть по круговому маршруту, который будет пролегать по Фонтанке, Крюкову каналу, Мойке и даже зацепит часть Невы. Вы наверняка сможете увидеть Инженерный замок, Домик Петра в Летнем саду, Никольский собор и, возможно, побываете возле впечатляющей своим размахом арки Новой Голландии (туда заплывают не все корабли).

Причалы на набережной Мойки располагаются у Строгановского дворца и практически под Красным мостом, что на Гороховой. При этом маршрут почти полностью совпадает с тем, что предлагают компании, чьи суда отплывают от набережной канала Грибоедова. Разве что народу здесь чуть меньше из-за удаленности от Невского проспекта.

По Обводному каналу водных экскурсий не устраивают, хотя было бы весьма интересно взглянуть на серый промышленный Петербург с воды.

Пригородные маршруты

Пригородные маршруты

Габаритные суда, в отличие от маленьких яхт и катеров с Мойки, Фонтанки и канала Грибоедова, предлагают горожанам совсем иные маршруты, некоторые из которых позволят даже выйти в плаванье по Финскому заливу. Например, от причала на Адмиралтейской набережной, 2 отплывают хорошо знакомые многим «Метеоры». Они доставят пассажиров из Петербурга прямо к причалу петергофского парка. Ходят эти корабли ежедневно с 10:00 до 20:00. С этого же причала («Сенатская пристань») в плаванье уходят корабли, которые провезут пассажиров близ Елагина и Крестовского островов, а затем ненадолго выйдут в Финский залив.

Мы выбрали для вас корабли-вечеринки и водные рестораны, на которых под разведенными мостами можно пройти или просто насладиться великолепием вечернего Петербурга — пожалуй, лучшее приключение летнего сезона.

Рестораны и клубы на кораблях, которые ночью катают по Неве

«Пурга»



Клуб «Пурга» хорошо известен многим. Под его крышей круглый год и ежедневно отмечают всеми любимый праздник — Новый год. У клуба имеется летняя резиденция, расположившаяся прямо на теплоходе. Каждый день от причала на набережной Фонтанки в путешествие отправляется яркий кораблик с баром на борту, посетителей которого порадуют веселой вечеринкой на воде.

м. Гостиный двор, наб. реки Фонтанки, 11

River Lounge



Двухпалубные теплоходы прибыли в город на Неве прямиком из Нидерландов, от того на их борту не просто удобно, а по-настоящему комфортно. Кораблики ежедневно отправляются бороздить просторы акватории городских рек и каналов. Так что каждый сможет по достоинству оценить красоты Петербурга сквозь большие панорамные окна ресторана. Не стоит забывать, что на борту River Lounge можно вкусно поесть. Специально для этого подготовлено внушительное меню, которое включает в себя блюда европейской и азиатской кухни: захотелось суши — пожалуйста, обожаете пасту — без проблем. Временами устраивают ночные вечеринки: музыка на корабле не затихает аж до трех утра. Так можно и на разводку мостов с воды посмотреть.

м. Василеостровская, Университетская наб., 15

Rock Hit Neva



м. Адмиралтейская, Дворцовая наб., 18

Volga-Volga



Проект Volga-Volga запустили известные рестораторы Ginza Project. Уникальное заведение встретит своих посетителей выдержанным морским интерьером, а также удивит огромными панорамными окнами и просторной обзорной площадкой. В арсенале — широкий выбор блюд практически всех кухонь мира. Так что каждый сможет найти что-то по вкусу.

На борт этого ресторана на воде можно попасть ежедневно. В сторону Благовещенского моста теплоход отходит в 15:00, 19:00, 22:00 и 00:00.

м. Горьковская, Петровская наб., 8 (спуск № 1)

City Blues

City Blues

Кораблик с джазовыми музыкантами и атмосферой легендарных чикагских клубов на борту отходит в плавание по Неве от Университетской набережной. Для романтического свидания созданы все условия. Гостей ждет неповторимый закат над Невой, свежий морской воздух, игристое вино и, конечно, чарующие джазовые композиции. Это один из самых старых проектов с концертами на воде — теплоход бороздит акваторию с 2008 года.

м. Василеостровская, Университетская наб., 3

Думаете, знаете ? Мы докажем обратное — подписывайтесь на самый полезный канал о в Telegram!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: