На судах морского флота по ведомственным нормам не допускаются ется

Обновлено: 23.04.2024

Интервью c заместителем управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области О.В. Шубиной о досрочном пенсионном обеспечении работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Ольга Васильевна, на какие виды досрочного пенсионного обеспечения могут рассчитывать работники плавсостава?

Страховая пенсия по старости работникам плавсостава может быть назначена ранее общеустановленного возраста в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее – Закона № 400-ФЗ), а также по Списку № 2 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 данного Федерального закона.

Разъясните, пожалуйста, условия досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30?

В соответствии с указанной нормой досрочная пенсия устанавливается лицам, работающим в плавсоставе независимо от наименований профессий и должностей: мужчинам в возрасте 55 лет, если они имеют не менее 12 лет 6 месяцев специального стажа и 25 лет страхового стажа; женщинам - в 50 лет, если они имеют не менее 10 лет специального стажа и 20 лет страхового стажа.

С 01.01.2013 года периоды льготной работы включаются в стаж для назначения досрочной пенсии при условии начисления и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам, а с 01.01.2014 года при соответствии класса условий труда на рабочих местах работников вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Кроме того, с 2015 года при назначении пенсии требуется наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Ольга Васильевна, какую категорию лиц можно отнести к плавсоставу судна?

Под плавсоставом на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности понимается экипаж судна, состоящий из капитана, штурмана, механика, и других лиц командного состава и лиц рядового состава (матросы, мотористы, пекари, медицинские работники, кочегары и другие), обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, обслуживающий как личный состав судна, так и пассажиров.

В плавсостав, как правило, включаются лица, работающие на основании трудового договора, заключенного с судовладельцем.

Скажите, какие условия досрочного пенсионного обеспечения работников плавсостава по Списку № 2?

Требования к возрасту и стажу точно такие же, как и при назначении пенсии по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. При этом имеется одно преимущество. В случае если отработано не меньше половины требуемого стажа по Списку № 2, возможно назначить досрочную пенсию при неполном стаже. Законодательством предусмотрено пропорциональное снижение возраста от общеустановленного (60 и 55 лет) на один год за каждые два года шесть месяцев льготной работы для мужчин и за два года льготной работы для женщин. Например, у мужчины имеется 8 лет работы в качестве помощника механика на судах портового флота (работа по Списку № 2), право на пенсию возникает в возрасте 57 лет.

Поясните, пожалуйста, кто из работников плавсостава пользуется правом на досрочную пенсию по Списку № 2?

Перечень профессий и должностей плавсостава на определенных судах морского и речного флота поименован в подразделе 3 «Морской и речной флот», раздела XXVIII «Транспорт» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Правом на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с данным Списком пользуются машинисты и мотористы всех наименований, механики и их помощники и т.д.

Такие же профессии поименованы в подразделе 2 «Морской флот» раздела XXX «Транспорт», Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, который действовал до 01.01.1992 года.

Ольга Васильевна, в каком порядке исчисляется стаж льготной работы работников плавсостава?

Согласно Правилам от 11.07.2002 № 516, стаж на соответствующих видах работ работникам плавсостава может исчисляться в соответствии с пунктом 5 Правил в календарном порядке или в соответствии с пунктом 13 указанных Правил, когда период работы в течение полного навигационного периода учитывается за полный год.

Например, гражданин с 10.04.2012 по 10.11.2012 отработал в качестве моториста рулевого теплохода, при этом навигационный период длился с 08.05.2012 по 09.11.2012 , таким образом, в льготный стаж будет учтен полный 2012 год, а не фактический период работы.

от 4 июня 2018 года N 224

Устав службы на морских судах

I. Общие положения

Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Бюллетень международных договоров, Приложение N 1, 2011).

1.2. Настоящий Устав регулирует права и обязанности членов экипажей морских судов различных форм собственности с учетом системы управления безопасностью судовладельца (далее - СУБ).

Глава IX СОЛАС 74, Бюллетень международных договоров, Приложение N 1, 2011.

1.3. Настоящий Устав не распространяется на суда рыбопромыслового флота, маломерные, не осуществляющие коммерческую деятельность, спортивные парусные и прогулочные суда.

1.4. Требования настоящего Устава распространяются на членов экипажа судна, а также на лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности и работы на судне.

1.5. Каждый член экипажа судна обязан знать и точно выполнять требования настоящего Устава.

1.6. Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3, 2018, N 7, ст.968.

1.7. Все члены экипажа судна назначаются на судно с согласия капитана судна.

1.8. Труд членов экипажа судна организуется капитаном судна в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания.

II. Государственный флаг Российской Федерации, флаги и вымпелы, приветствия, встречи и торжества

2.1. Поднятый на судне Государственный флаг Российской Федерации указывает на принадлежность судна Российской Федерации.

2.3. День первого подъема флага считается судовым праздником и отмечается ежегодно.

2.4. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке, на ходу на гафеле или кормовом флагштоке. Маломерным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.

2.5. Государственный флаг Российской Федерации на ходу и на стоянке поднимается ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца.

2.6. За полярным кругом в зимнее время Государственный флаг Российской Федерации ежедневно должен подниматься в 8 часов и находиться в поднятом положении до окончания времени его видимости, а в летнее время - с 8 до 20 часов.

2.7. Государственный флаг Российской Федерации поднимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захода солнца при входе судна в порт и выходе из него.

2.8. При входе судна в порт и выходе из него, а также при стоянке в порту, кроме Государственного флага Российской Федерации, на носовой (сигнальной) мачте может подниматься флаг (вымпел) судовладельца.

На судах, не имеющих мачт, флаг (вымпел) судовладельца поднимается на носовом флагштоке.

2.9. Подъем и спуск Государственного флага Российской Федерации, а также вымпелов и других флагов осуществляется по приказу вахтенного помощника капитана.

2.10. При нахождении на судне в качестве официальных лиц Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также дипломатических представителей Российской Федерации (послы, посланники и поверенные в делах), кроме Государственного флага Российской Федерации, поднимаемого на кормовом флагштоке или гафеле, Государственный флаг Российской Федерации поднимается на носовой (сигнальной) мачте.

2.11. При нахождении на судне Министра транспорта Российской Федерации на носовой (сигнальной) мачте поднимается вымпел Министерства транспорта Российской Федерации.

2.12. При нахождении на судне руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта на носовой (сигнальной) мачте поднимается вымпел руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 декабря 2020 года N 886н

(с изменениями на 5 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта согласно приложению.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.

в Министерстве юстиции

30 декабря 2020 года,

регистрационный N 61969

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 11 декабря 2020 года N 886н

Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта

(с изменениями на 5 октября 2021 года)

I. Общие положения

Правила также распространяются на:

- экипажи морских плавучих платформ;

- других лиц, пребывающих на судне для исполнения трудовых (должностных) обязанностей (сотрудники (работники) и государственные гражданские служащие государственных органов, работники Федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства" и Федерального автономного учреждения "Российский речной регистр", сдаточные команды предприятий промышленности, научные работники, преподаватели образовательных организаций, курсантов образовательных организаций, проходящих плавательную практику.

2. Проекты вновь строящихся и реконструируемых судов должны соответствовать Правилам.

3. В соответствии с Правилами работодатель (судовладелец) обеспечивает разработку, утверждение инструкций по охране труда и их наличие на судах.

4. На каждом судне должны находиться документы по охране труда:

1) комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;

2) учетно-отчетная документация:

журнал учета осмотров и испытаний переносного электрооборудования;

журнал осмотров и испытаний электросварочного и газосварочного оборудования;

3) документация по обучению вопросам охраны труда:

журналы регистрации инструктажа по охране труда;

удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний требований охраны труда;

сертификат об окончании курсов по оказанию первой медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание первой медицинской помощи на судне.

На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).

5. Суда, совершающие международные рейсы, валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн должны иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

6. К выходу в рейс (плавание) на судне допускаются лица, в том числе не относящиеся к членам экипажей судов, признанные по результатам медицинского осмотра пригодными по состоянию здоровья к работе на судах по соответствующей специальности (профессии, должности), с учетом установленных ограничений (отсутствия ограничений) по географическим районам плавания, длительности и другим особенностям рейса.

7. При проведении водолазных работ с борта судна наряду с Правилами надлежит руководствоваться правилами по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденными Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528), применительно к конкретным видам водолазных работ, глубине, условиям и другим особенностям водолазных спусков.

8. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;

2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ.

9. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Обязанность и ответственность в области охраны труда судовладельца и командного состава

10. Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:

1) наличие на судне системы управления охраной труда (далее - СУОТ);

2) регулярное инспектирование рабочих мест на судне, от технического состояния которых зависит здоровье и безопасность членов экипажа;

3) выявление, оценку рисков, управление ими на судне, информирование о них членов экипажа судна;

4) безопасность членов экипажа судна при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;

5) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа судна средств индивидуальной и коллективной защиты;

6) осуществление санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа судна в соответствии с требованиями охраны труда;

7) рассмотрение предложений, поступающих от экипажа судна о мерах по созданию безопасных условий труда;

8) наличие необходимых документов по охране труда;

9) организацию работы судовых комитетов (комиссий) по охране труда (при их наличии);

10) разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению характерных опасных судовых работ;

11) обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитана судна, лиц командного состава и членов экипажа судна;

12) проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) на рабочих местах членов экипажей судов Компании (судовладельца, работодателя).

11. Капитан судна обязан обеспечить:

1) безопасные условия труда, соблюдение требований нормативных правовых актов (далее - НПА) по охране труда членами экипажа судна;

2) выполнение на судне положений действующей в судоходной компании СУОТ, требований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,, и его территориальных органов (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 10 января 2022 года приказом Минтруда России от 5 октября 2021 года N 671н. - См. предыдущую редакцию)

3) ознакомление (под роспись) членов экипажа судна с результатами СОУТ на их рабочих местах;

4) проведение своевременного расследования несчастного случая, происшедшего на борту судна с членом экипажа.

12. Лицо командного состава, назначенное капитаном судна ответственным за организацию работ по охране труда на судне, обязано:

1) вести судовую документацию СУОТ;

2) совместно с руководителями судовых служб составлять заявки на обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

3) участвовать совместно с руководителями судовых служб и членами судового комитета (комиссии) по охране труда (при его наличии) в проверках состояния охраны труда на рабочих местах членов экипажа судна;

4) участвовать в работе судового комитета (комиссии) по охране труда;

5) участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, оформлять документы по расследованию несчастных случаев.

13. Капитан и командный состав судна обязаны следить за тем, чтобы:

1) механизмы, устройства, системы и оборудование судна эксплуатировались в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов - изготовителей оборудования, правил технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций, требованиями Правил;

2) механизмы, устройства, системы и оборудование судна осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные инструкциями заводов - изготовителей оборудования, правилами технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций;

3) при работе механизмов и другого оборудования судна движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были закрыты или ограждены;

4) проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), имели закрепленные леерные ограждения.

14. Члены экипажа судна обязаны:

1) сообщить своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов, средств страховки, представляющих опасность, а также о нарушениях Правил и инструкций по охране труда;

2) использовать предохранительные приспособления и СИЗ в соответствии с выполняемой работой;

3) выполнять требования Правил и инструкций по охране труда по основным и совмещающим профессиям и должностям, а также по конкретному виду выполняемых судовых работ;

4) при несчастном случае немедленно прекратить воздействие внешних травмирующих факторов, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о событии вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.

III. Система допуска к работе

15. На каждом судне должен находиться перечень судовых работ повышенной опасности, на которые требуется получение разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности, к которым в том числе относятся работы:

1) выполняемые на высоте и за бортом;

2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;

3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;

4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;

5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;

6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);

7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

16. Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности (далее - Разрешение) должно содержать следующие сведения:

I. Общие положения

Правила также распространяются на:

- экипажи морских плавучих платформ;

- других лиц, пребывающих на судне для исполнения трудовых (должностных) обязанностей (сотрудники (работники) и государственные гражданские служащие государственных органов, работники Федерального автономного учреждения "Российский морской регистр судоходства" и Федерального автономного учреждения "Российский речной регистр", сдаточные команды предприятий промышленности, научные работники, преподаватели образовательных организаций, курсантов образовательных организаций, проходящих плавательную практику.

2. Проекты вновь строящихся и реконструируемых судов должны соответствовать Правилам.

3. В соответствии с Правилами работодатель (судовладелец) обеспечивает разработку, утверждение инструкций по охране труда и их наличие на судах.

4. На каждом судне должны находиться документы по охране труда:

1) комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;

2) учетно-отчетная документация:

журнал учета осмотров и испытаний переносного электрооборудования; журнал осмотров и испытаний электросварочного и газосварочного оборудования;

3) документация по обучению вопросам охраны труда:

журналы регистрации инструктажа по охране труда;

удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний требований охраны труда;

сертификат об окончании курсов по оказанию первой медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание первой медицинской помощи на судне.

На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).

5. Суда, совершающие международные рейсы, валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн должны иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

6. К выходу в рейс (плавание) на судне допускаются лица, в том числе не относящиеся к членам экипажей судов, признанные по результатам медицинского осмотра пригодными по состоянию здоровья к работе на судах по соответствующей специальности (профессии, должности), с учетом установленных ограничений (отсутствия ограничений) по географическим районам плавания, длительности и другим особенностям рейса.

7. При проведении водолазных работ с борта судна наряду с Правилами надлежит руководствоваться правилами по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденными Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528), применительно к конкретным видам водолазных работ, глубине, условиям и другим особенностям водолазных спусков.

8. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:

1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;

2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ.

9. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приветствую, друзья! Предлагаю вашему вниманию аналитическую заметку по новым правилам по охране труда на судах речного и морского флота и сами правила в формате MS Word соответственно.

охрана труда на судах морского и речного флота

Настоящие правила действуют с 02.06.2015 года.

Ключевые вопросы по теме:

Для чего приняты новые правила охраны труда на судах?
Кто будет проверять соблюдение правил?
Что нового появилось в правилах и какова их структура?
Какие обязанности и ответственность установлены в области охраны труда?
Какие требования установлены к проведению работ повышенной опасности?

ПРАВОВАЯ БАЗА

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Для чего приняты новые правила охраны на судах морского и речного флота.

Новые правила приняты с целью не только реализовать в России международные нормы, но и систематизировать законодательство по охране труда на судах. С момента вступления Правил в силу перестанут действовать:

  • РД 31.81.10-91 “Правила техники безопасности на судах морского флота”;
  • Правила безопасности труда на судах речного флота (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 25 декабря 1987 г. № 242);
  • РД 31.87.02-95 “Положение об обучении и инструктаже по охране труда работников плавающего состава судов морского транспорта”;
  • РД 31.81.01-87 “Требования техники безопасности к морским судам”;
  • Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию (утверждены распоряжением Минтранса России от 15 мая 2003 г. № НС-59-р).

КТО БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ?

Надзор за соблюдением Правил будет вести федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ). Ростехнадзор и прочие ведомства отношения к этому не имеют. Общественный контроль будет проводиться уполномоченными представителями профсоюза. Как правило, это руководители, технические и правовые инспекторы труда.

Контроль за соблюдением Правил на рабочих местах членов экипажей судна организует работодатель (судовладелец). Непосредственными исполнителями будут специалисты служб (отделов) охраны труда, безопасности мореплавания, механико-судовых служб.

ЧТО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В ПРАВИЛАХ И КАКОВА ИХ СТРУКТУРА?

Правила состоят из трех частей.

  1. Общие положения.
  2. Охрана труда на судах, находящихся в эксплуатации.
  3. Охрана труда на проектируемых, вновь строящихся и реконструируемых судах.

Воплощая международные требования, в правила ввели новые разделы.

  1. Обязанность и ответственность судовладельца и командного состава.
  2. Система допуска к работе.
  3. Требования охраны труда при общесудовых работах.
  4. Обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
  5. Требования охраны труда при работах в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях.
  6. Требования охраны труда при работах на высоте и за бортом.
  7. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда.

Впервые в правилах указали, какие документы должны находиться на судах.

Онлайн-сервис №1 для оценки профессиональных рисков и управления охраной труда

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: