Уголовная ответственность капитана судна

Обновлено: 28.04.2024

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного,
воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу
выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного
лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом,
если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо
причинение крупного ущерба, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением
свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном, за исключением случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи и статьей 271.1 настоящего Кодекса, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1.2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

2.1. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 263 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются указанные в статье виды транспорта (как сами транспортные средства общего или необщего пользования, так и производственно-технологический комплекс транспортной инфраструктуры, обеспечивающей эксплуатацию соответствующих видов транспорта). О понятии транспортной инфраструктуры см. комментарий к ст. 263.1 УК. Не являются предметом преступления внутрицеховой и внутришахтовый транспорт и инфраструктура (вагонетки, рельсы), технологически обеспечивающие производственные процессы. Также не относятся к предметам преступления боевые воздушные суда, военные корабли и военно-вспомогательные суда, являющиеся предметом ряда воинских преступлений.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта - это полное или частичное несоблюдение установленных правовыми актами порядка управления и безопасного использования соответствующих транспортных средств. Нарушение правил безопасности движения может выражаться в несоблюдении маршрута и высоты полета, в проезде на запрещающий сигнал, несоблюдении скоростного режима и т.д. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, - это противозаконное (ст. 413 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ, ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте") невыполнение лицом должностных обязанностей, вытекающих из трудового договора (должностных инструкций), непосредственно не связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба (ч. 1) (согласно примечанию к данной статье - это ущерб, сумма которого превышает 1 млн. рублей); смерти человека (ч. 2); смерти двух или более лиц (ч. 3). При этом необходимо установление причинно-следственной связи между деяниями и наступившими общественно опасными последствиями, которая часто носит сложный комплексный характер. При отсутствии указанных последствий деяния могут квалифицироваться по ряду норм гл. 11 КоАП РФ.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей совершается лицом осознанно, но преступление будет неосторожным в силу психического отношения к последствиям.

5. Субъект специальный: лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист, летчик, капитан судна, рулевой катера и др.), а также лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой должности, соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (например, диспетчер, механик, технолог, руководитель полетов и др.).

Второй комментарий к Ст. 263 УК РФ

1. Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения.

Воздушный транспорт — это вся гражданская авиация и средства гражданского воздухоплавания: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п. Ведомственная принадлежность воздушного судна значения не имеет.

К морскому и внутреннему водному транспорту относятся все самоходные суда независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах.

Метрополитен, метро (столичная железная дорога) — рельсовый вид общественного транспорта на электрической тяге, трассы которого проложены отдельно от улиц, в основном под землей.

2. Предмет преступления, предусмотренного ч. 11, существенно отличается законодательным определением и характеристикой от предмета преступления, указанного в ч. 1 комментируемой статьи. В ч. 1 ст. 263 говорится о транспорте, т.е. комплексе, включающем в себя и транспортные средства, тогда как в ч. 11 речь идет о транспортном средстве, причем определенного вида: легких (сверхлегких) воздушных и маломерных судах.

Легким признается воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 кг, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого менее 3100 кг; сверхлегким — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 кг без учета массы авиационных средств спасания (ст. 32 Воздушного кодекса РФ).

Согласно ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, судно считается маломерным, если его длина не превышает 20 м и общее количество находящихся на нем людей не должно превышать 12 чел. Аналогичная характеристика маломерного судна дана в ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ.

Технический регламент «О безопасности маломерных судов» ограничивает круг этих судов, делая исключение исходя из их функционального назначения. К ним не относятся суда, построенные или оборудованные для рыболовства, перевозки грузов, пассажиров, буксировки, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, а также для осуществления мероприятий по защите водных объектов от загрязнения и засорения.

3. В ч. 11 ст. 263 УК не конкретизируется правовой статус маломерного судна, хотя согласно законодательству выделяется два его вида: маломерное судно, подлежащее государственной регистрации, и маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации. В соответствии с п. 1.1 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ к последним относятся:

1) шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна;

2) суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае их установки) до 8 кВт включительно;

3) спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 м, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха;

4) беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 м.

4. В уголовном законе не сказано, о каком маломерном судне идет речь, поэтому можно предположить, что к предмету рассматриваемого преступления можно отнести любое из них — как подлежащее, так и не подлежащее государственной регистрации.

5. Комментируемая статья предусматривает три самостоятельных состава преступления. Первый характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, второй — нарушением правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном (в силу прямого указания в законе не охватываются случаи, указанные в ч. 1 этой же статьи и ст. 271.1 УК); третий — отказом лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанного соблюдать указанные правила, от исполнения обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом.

6. Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. По каждому делу должно быть точно установлено: а) какое правило нарушено и в чем конкретно выразилось нарушение; б) лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила.

7. Согласно ст. 413 Трудового кодекса РФ, на авиационном, железнодорожном и водном транспорте запрещены забастовки, признается незаконным отказ от исполнения трудовых обязанностей, используемый для урегулирования индивидуального или коллективного спора.

Статья 20.26 КоАП РФ предусматривает ответственность за «самовольное прекращение работы или оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом». Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции или служебные обязанности того или иного работника транспорта.

Данное административное правонарушение отличается от рассматриваемого преступления конструкцией состава: деликт сконструирован по типу формального, считается оконченным с момента совершения деяния; преступление — по типу материального, для признания его оконченным требуется наступление указанных в законе последствий.

8. Содержание тяжкого вреда здоровью человека раскрывается в ст. 111 УК.

Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб.

9. Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена

10. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

11. Субъект преступления зависит от характера совершенного деяния. По ч. 1 комментируемой статьи несет ответственность лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (специальный субъект); по ч. 11 — лицо, которое на праве частной собственности владеет и (или) управляет легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным водным судном (общий субъект).

12. Уголовная ответственность дифференцирована в зависимости от двух обстоятельств: вида и тяжести последствий и состояния опьянения.

Третий комментарий к статье 263 УК РФ

1. Непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена.
Дополнительным объектом преступления по ч. 1 выступает здоровье или собственность, по ч. ч. 2 и 3 - жизнь человека.

2. Объективная сторона по конструкции представлена материальным составом. Она характеризуется наличием трех обязательных признаков: общественно опасным деянием, вредными последствиями и причинной связью между ними. Общественно опасное деяние выражено в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена. Чтобы разобраться, какие правила были нарушены, необходимо посмотреть, в частности, Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. от 28.07.2012), Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. (в ред. от 19.07.2011), Кодекс РФ об административных правонарушениях, Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (в ред. от 28.07.2012), Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. (в ред. от 25.06.2012).

Железнодорожный транспорт представляет собой производственный технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав. Инфраструктура железнодорожного транспорта - железнодорожные пути, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и т.п. К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемые на железнодорожных путях общего пользования, подъездных путях предприятий и метрополитена. Подъездные пути, предназначенные для обслуживания предприятий и не связанные с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей, не относятся к железнодорожному транспорту по смыслу данной статьи.
Воздушный транспорт - совокупность судов гражданской авиации и иных средств воздухоплавания (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п.). Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации военного воздушного транспорта квалифицируется по ст. 351 УК.

Водный транспорт может быть морским и речным. Морской и речной транспорт включают в себя: плавучие средства, осуществляющие перевозки людей и грузов; суда, проводящие научно-исследовательские и другие работы на море либо на реках, озерах, каналах, водохранилищах. Маломерные морские и речные суда также считаются водным транспортом. По смыслу ст. 263 УК не относятся к водным транспортным средствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки военного назначения, так как преступления по поводу их квалифицируются по ст. 352 УК. Водными транспортными средствами не признаются также подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях.
Нарушение правил может быть допущено как действием, так и бездействием. Нарушение правил безопасности движения означает различного рода отступления от установленного порядка управления транспортом - проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута и т.п. Нарушение правил эксплуатации включает в себя несоблюдение установленных требований, обеспечивающих безопасное использование железнодорожного, воздушного и водного транспорта: допуск к управлению транспортным средством посторонних лиц, выпуск в рейс воздушного судна в нелетную погоду и т.п.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасного последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью или крупного ущерба. Понятие тяжкого вреда здоровью человека раскрывается в ст. 111 УК.
Необходимо установить причинно-следственную связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта либо отказом такого лица от исполнения обязанностей, если такой отказ законодательно запрещен, и наступившим тяжким вредом здоровью или крупным ущербом (который согласно примечанию к статье должен превышать один миллион руб.). Следует учитывать, что последствия могут быть обусловлены несколькими деяниями, каждое из которых само по себе либо в совокупности с другими могло привести к причинению указанных в законе последствий.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью по отношению к наступившим последствиям в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта либо метрополитена, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает, что последствие в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека не наступит, либо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий нарушения правил, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть наступления такого вреда. По отношению к нарушению правил вина может быть и умышленной, и неосторожной. Умышленные действия по вождению и эксплуатации могут образовывать составы иных преступлений. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться как преступление против здоровья человека (ст. 111 УК).

5. Субъект преступления специальный - лицо, непосредственно управляющее железнодорожным, воздушным, водным транспортом, а также лицо, которое в силу занимаемой должности или выполняемой работы обязано соблюдать правила безопасности движения (механик, диспетчер, наземный руководитель полетов и др.) или выполнять свои трудовые обязанности.

6. Квалифицированный состав характеризуется совершением указанного деяния, влекущего по неосторожности смерть человека.

7. Особо квалифицированный состав предполагает ответственность за причинение смерти двум или более лицам.

8. Ответственность за указанные действия исключается при обстоятельствах, указанных в ст. 271.1 УК.

Статья 30. Капитан судна

1. Капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должен быть гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна.

Капитан пассажирского судна или наливного судна, осуществляющих перевозки опасных грузов, включая судно, буксирующее либо толкающее другие наливные несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, с главными двигателями мощностью более чем 550 киловатт, также должен иметь свидетельство об аттестации капитана судна внутреннего плавания, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, в соответствии с положением об аттестации капитанов судов внутреннего плавания, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

3. Капитан судна является представителем судовладельца в отношении государственного портового контроля, предусмотренного настоящим Кодексом, в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Капитан судна является представителем грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

4. Капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.

5. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам его экипажа. Капитаны столкнувшихся судов обязаны сообщить друг другу названия своих судов.

6. Судовладелец не несет ответственность за нарушение капитаном судна обязанностей, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

7. В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна после принятия всех мер по спасанию пассажиров разрешает членам экипажа судна оставить судно. Капитан судна оставляет судно последним после принятия всех зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала, карт маршрута следования судна, судовой печати, документов и ценностей.

Капитан рыболовецкого судна Эльдемуров осужден за неоказаниепо­мощи терпящему бедствие в российских территориальных водах прогулочно­му судну "Скорый". Эльдемуров через своего защитника обратился в вышесто­ящую судебную инстанцию с кассационной жалобой, в которой просил отме­нить обвинительный приговор суда первой инстанции и оправдать за отсутствием в его действиях состава преступления. В обоснование своей жалобы Эльдемуров указал, что он не мог оказать помощь без серьезной опасности для своего судна, так как количество спасательных средств на рыболовецком судне крайне огра­ничено и в случае его крушения не сможет спастись даже собственный эки­паж. По его мнению, потерпевшее крушение судно имело специально приспособленные для такого случая плавсредства, и находившиеся на нем люди могли продержаться до подхода другого корабля, находившегося в нескольких ми­лях от места трагедии. Кроме того, как указано в жалобе, остановка лова во время путины могла причинить ущерб хозяину судна Феликсову, и капитан мог быть уво­лен с работы. Можно ли согласиться с доводами кассационной жалобы? Дайте юриди­ческую оценку действиям Эльдемурова, решите вопрос о его уголовной ответ­ственности. Влияет ли на уголовную ответственность капитана судна характер и объем наступивших последствий с людьми, терпящими бедствие на море?

Здравствуйте.Суд рассмотрит доводы жалобы осужденного, с учетом, насколько такая помощь угрожала судну.

Помогите,пожалуйста , решитт 1 задачу по административному праву и 6 задач по уголовному праву. Задача 1(административное) Владимиров В.В. управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Проехав на запрещающий сигнал светофора, он был остановлен сотрудником ГИБДД. Испугавшись ответственности, Владимиров В.В. решил продолжить движение, набрал скорость 90 км/час, выехал на встречную полосу движения и совершил столкновение с автомобилем «Мазда-6». В результате столкновения водителю встречного автомобиля был причинен вред здоровью средней тяжести. Дайте правовую оценку действиям Владимирова В.В. Изменится ли квалификация действий Владимирова В.В., если в результате ДТП водителю автомобиля «Мазда-6» был бы причинен тяжкий вред Уголовное: Задача 1.. Зуев в пьяном виде подошел к дому своей знакомой Ляховой и стал стучать в дверь, требуя впустить его в дом. При этом он выражался нецензурными словами и оторвал ручку от двери. К дому подошли соседи по квартире, которые попросили Зуева прекратить свои действия. Но он на эти просьбы не реагировал и продолжал попытки проникнуть в квартиру. После того как Ляхова открыла дверь, Зуев набросился на нее и стал избивать, причинив ей легкий вред здоровью. Силами прибывшего наряда полиции действия Зуева были пресечены, при задержании он нанес удары руками и ногами одному из работников полиции. Дайте квалификацию действиям Зуева. Задача 2. Житель г. Лениногорска Муханов, будучи в состоянии сильного опьянения, около полудня сел в поезд московского метрополитена. В вагоне, при отсутствии к тому какого-либо повода, он начал приставать к пассажирам, вытащил из кармана нож и стал им размахивать. Не встретив должного отпора, Муханов еще больше раскуражился и нанес удар ножом в плечо 55-летнему Бергаеву, который сделал ему замечание, причинив ему легкий вред здоровью,затем порезал куртки еще нескольких пассажиров и два сиденья вагона. Вошедшие на следующей станции в вагон военнослужащие Сергачев и Калинин задержали Муханова и доставили в отделение милиции. Дайте юридическую оценку действиям Муханова. Задача 3. Смердиева и Пелизова на железнодорожном вокзале в полиэтиленовом пакете оставили пластиковое взрывное устройство с часовым механизмом. Как и было запрограммировано, устройство сработало в 18.00 — в то время, когда обычно в здании вокзала собиралось максимальное количество людей. В результате произошедшего взрыва двое человек погибли, троим нанесен вред здоровью средней тяжести, на восстановление разрушенного вокзала ушло 24 тыс. рублей. Смердиева и Пелизова мотивировали свое поведение желанием посеять панику среди населения. Квалифицируйте деяние Смердиевой и Пелизовой. Задача 4. Белов, Сванидзе и Кошелев создали группу для совершения нападений на квартиры граждан. В составе группы ими было совершено семь разбойных нападений. В распоряжении группы имелись автомашина BMW, два сотовых телефона, баллончики с нервно- паралитическим газом и пистолет системы ТТ. Во время одного из нападений Кошелев нанес тяжкий вред здоровью Смирнову, который пытался позвонить в полицию. Во время задержания все трое оказали работникам полиции активное сопротивление, применив ножи и пистолет, при этом Сванидзе тяжело ранил сотрудника полиции. Дайте юридическую оценку действиям Белова, Сванидзе и Кошелева. Задача 5. Селезнев и Михрюткина с целью срыва выборов главы местной администрации установили на автовокзале взрывное устройство и поздно ночью взорвали его. Никто из людей не пострадал. На следующий день Селезнев позвонил в избирательный комитет и сообщил, что если выборы не будут отменены, взрывы будут продолжаться. Квалифицируйте содеянное Селезневым и Михрюткиной Задача 6. Студент II курса юридического факультета Ленцов был отчислен из вуза за систематическую неуспеваемость. С целью отомстить руководству он позвонил в деканат и, представившись членом одной из террористических организаций, сообщил, что в здании института находится взрывное устройство, которое сработает через 2 часа. В спешном порядке были прекращены все занятия, а студенты и преподаватели вуза эвакуированы из здания. Прибывшие сотрудники правоохранительных органов в здании никакого взрывного устройства не обнаружили. Ленцов через пять дней сознался в содеянном. Подлежит ли Ленцов уголовной ответственности?

Здравствуйте ! Вечером позвонили моей матери и представился капитаном МВД ,сказал что возбуждается уголовное дело в отношении меня по статье мошенничество . Якобы я не выплатил микрозайм , и мне следует явиться в отдел. Вопрос такое возможо?

Евдокимов проник в квартиру и похитил деньги и ценные вещи, но был пойман на выходе. Владелец вещей получил все обратно и заявил, что никаких претензий к вору не имеет и прощает его, так как он несовершеннолетний и из малообеспеченной семьи. Евдокимов потребовал от милиции освободить его, ссылаясь на согласие потерпевшего как обстоятельство, освобождающее его от уголовной ответственности. Подлежит ли Евдокимов уголовной ответственности? Существуют ли уголовно-правовые различия между согласием потерпевшего, данным до совершения общественно опасного деяния, и согласием, полученным после его совершения?

Здравствуйте, что будет если я совершил преступление в 15 лет за которое уголовная ответственность наступает с 16 лет, а меня задержат в 16 лет, буду ли я подлежать уголовной ответственности?

Подскажите пожалуйста какая уголовная ответственность предусмотрена за ношение формы ВМФ представлением Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, какая уголовная ответственность предусмотрена за ношение парадной формы ВМФ, представлением всем окружающим капитана 1 ранга с отличительными знаками на форме, при этом ни какого отношения к ВМФ данный человек не имеет, но также появляется в форме на работе

Российской Федерации совершал рейс по маршруту «Сочи-Барселона-Сочи».

Когда лайнер находился в порту города Варна (Болгария), матрос Толкунов

(гражданин РФ) в ходе конфликта с боцманом Чиченко (гражданином

Украины) нанес последнему в кают-компании лайнера ножевое ранение, от

которого Чиченко скончался в госпитале г. Варна.

УК РФ Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Кроме того, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. установлено, что «уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев: a) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; b) если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; c) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или d) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами (п. 1 ст. 27).

Из условий задачи следует, что не в открытом водном пространестве, а во внутренних водах Болгарии. Более того, капитан судна обратился за помощью к официальным властям этой страны, в результате чего раненый госпитилизирован в местную больницу.

Поэтому, на мой взгляд, расследование будут проводить болгарские власти.

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном
пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа
и пассажиров, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными
работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок
до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 270 Уголовного кодекса

1. Терпящими бедствие признаются люди (хотя бы один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, на другом плавучем средстве (плоту, лодке и т.п.) в море или на ином водном пути, здоровью и жизни которых (которого) угрожает реальная опасность в случае неоказания помощи.

2. Объективная сторона преступления выражается в бездействии. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие состоит в невыполнении им обязанностей по оказанию помощи обнаруженным в море (на ином водном пути) лицам, которым угрожает гибель; в отказе следовать на помощь терпящим бедствие по вызову; в неоказании помощи после столкновения пассажирам и экипажу другого судна. В случае когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для своего судна, его экипажа и пассажиров, неоказание капитаном помощи терпящим бедствие не образует состава преступления. Серьезная опасность для судна состоит в угрозе его возгорания, затопления и т.п., для экипажа и пассажиров - в угрозе их жизни и здоровью. Не относятся к обстоятельствам, оправдывающим неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие, угроза материальным ценностям, находящимся на судне, нарушение графика или маршрута движения судна и т.п.

3. Преступление признается оконченным с момента, когда капитан судна отдал приказ не оказывать помощь или не отдал приказ оказать помощь терпящим бедствие в случае, если помощь реально могла быть оказана в указанных обстоятельствах вне зависимости от наступления общественно опасных последствий.

4. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является место его совершения, а именно море или иной водный путь. Все водные пути можно разделить на морские и внутренние водные пути.

5. Субъект специальный: капитан судна или лицо, выполняющее обязанности капитана судна. Под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства (корабль, пароход, паром и т.д.).

Второй комментарий к Ст. 270 УК РФ

1. Общественная опасность преступления выражается в том, что капитан не выполняет возложенных на него международным и национальным законодательством обязанностей по оказанию помощи лицам, терпящим бедствие. Следовательно, оно представляет собой специальный вид оставления в опасности.

2. Уголовная ответственность по комментируемой статье возможна, если установлено, что:

— на море или ином водном пути люди терпят бедствие;

— данное обстоятельство известно капитану судна;

— капитан судна имеет реальную возможность оказать помощь;

— оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров;

— несмотря на наличие указанных обстоятельств, не оказана помощь людям, терпящим бедствие.

3. Состав преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Эта опасность согласно закону должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу живучесть транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

5. Уголовной ответственности по ст. 270 УК подлежат не только лица, должность которых именуется «капитан», но и лица, чья должность называется иначе, хотя фактически они руководят экипажем (например, шкипер) либо находятся на судне в единственном числе.

Третий комментарий к статье 270 УК РФ

1. В качестве непосредственного объекта выступает общественное отношение, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом являются интересы жизни, здоровья и собственности. Потерпевшими признаются терпящие бедствие люди (один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, в лодке или на плоту, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

2. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности по оказанию помощи терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности человека, плот, судно, обязан оказывать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае, когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности. Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа (наличие реального риска взрыва, пожара на судне, опасность оказаться за бортом и т.д.). По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения, наступление имущественного ущерба (как в виде прямого материального вреда, так и упущенной выгоды) и т.п.
Отказ терпящих бедствие от принятия помощи, по общему правилу, исключает состав данного преступления.

3. Состав формальный, и преступление считается оконченным с момента бездействия капитана в условиях необходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или ином водном пути. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал SOS. Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так и от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющем прибыть к месту происшествия для ее оказания. Ответственность наступает независимо от того, спаслись или погибли терпящие бедствие люди.

Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров, оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

4. По объективной стороне преступления на квалификацию влияют место совершения преступления и обстановка. Местом совершения выступают водные пути. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды Российской Федерации и другого государства. Обстановка - терпящее бедствие судно, лодка и т.д.

5. С субъективной стороны это преступление совершается с прямым умыслом, т.е. капитан судна осознает наличие серьезной опасности для людей, которые терпят бедствие на водном пути, и то, что у него имеется возможность оказать им помощь без ущерба для своего корабля, но желает уклониться от оказания необходимой людям помощи. Мотив и цель преступления на квалификацию не влияют. Мотивами поведения капитана могут быть враждебное отношение к экипажу и пассажирам судна другой страны, ложно понятые интересы службы, карьеристские соображения и другие побуждения.

6. Субъект преступления специальный - капитан судна либо лицо, исполняющее обязанности капитана во время его болезни или в связи с его отдыхом.
Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. По этой же статье несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи членам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность по ст. 345 УК.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: